Портрет Спасителя

6 апреля 2021 — negociant
article328145.jpg

(Евангелие от Фомы, глава семнадцатая, адаптированный пересказ.)

 

            Когда Иисус начал проповедовать в Галилее, слава его весьма умножилась, и многие приходили учиться у Него. Благая весть о новом Учителе и, возможно, грядущем Царе Иудейском,  широко распространилась во всей Иудее и окрестных землях. Слава Его росла ежечасно, особенно умножившись после сотворённых Им чудес и исцелений.

 

            В том числе услышал об Иисусе Апгар, царь города Эдессы, славного своими мудрецами, художниками и рыбными садками, устроенными в естественных и рукотворных прудах.

            Будучи не в силах из-за своего недуга сам прийти к Учителю, царь Апгар призвал художника по имени Аннан. Он просил его отправиться в Галилею, дабы отыскать Иисуса,  передать ему привет, дары, и письменное приглашение в Эдессу.

            - Почему меня посылаешь к Нему? - Вопросил художник царя. - Неужели нет у тебя послов, скороходов и слуг?

            - Есть таковые. - Отвечал царь. - Но не способны они к живописи. Я же хочу как можно скорее видеть если не самого этого человека, то хотя бы портрет его. Вот посылаю тебя, ибо ты известен как самый искусный живописец в Эдессе.

            - Тогда я иду по слову твоему. - Поклонился польщённый речами царя художник.

           

            И вот дал Апгар Аннану дары для Иисуса, и письмо к Нему, и двух слуг, и шесть ослов и новые одежды, и маленький караван выступил в долгий путь в Галилею.

            Много дней художник и его спутники шли через разные земли, где цветущие, а где и пустынные, пока не достигли пределов галилейских. Возрадовались они, что не случилось с ними за время пути ничего худого, и решили между собой, что это слава Иисуса хранила их в пути от злых людей, диких зверей и прочих напастей, кои подстерегают путешественников.

 

            Спрашивая местных жителей, Аннан дошёл до Каны Галилейской, где в то время Иисус был на свадьбе и претворил воду в вино. Вот на другой день художник явился к Учителю, застав его в доме никодимовом со всеми учениками.

            - Что нужно тебе от Меня? - Вопрошал его Иисус.

            - Пока ничего, Рави. - Отвечал ему живописец. - По воле моего царя разыскал я тебя. Прими его дары и письмо. На словах же мне велено передать тебе привет и приглашение если не поселиться в Эдесе, то хотя бы погостить в городе господина моего.

           

            Ученики же, услышав это, говорили меж собой, что воистину их Учитель необычный человек, раз чужеземный царь зовёт его в гости и присылает дары. И возрадовались они за Него и за себя, и взирали на ладан, смирну и вяленых рыб, которые послал Ему Апгар через слуг своих.

           

            Иисус, поблагодарив за подарки и передав их Иуде, который распоряжался казной маленькой общины, сломал печать, развернул свиток и углубился в чтение письма.

           

            - Отчего не сказал, что царь хочет мой портрет? - Вопрошал Он Аннана, когда дочитал до конца.

            - Оттого, что в письме он сам поведал тебе об этом. К тому же, узрев Тебя, я, помимо воли моего повелителя, сам хочу запечатлеть Твой лик на холсте и прошу мне позировать.  Можно прямо сейчас.

            - Делай как сказал. - Кивнул художнику Иисус и, присев за стол, принялся писать ответ Апгару.

            Аннан же, развернув листы египетского папируса и взяв в десницу свою уголь, принялся делать наброски пишущего Иисуса. Ученики столпились за спиной его и молчали, но не потому, что  не хотели давать советы художнику, а для того, чтобы не отвлекать Учителя от того, чем Он был занят.

 

            В таком положении пребывали они до второй стражи, после чего Иисус свернул и запечатал свой ответ царю, а художник отложил листы.

            - А что, похож. - Сказали ученики, рассматривая наброски.

           

            Иисус, подойдя к Аннану, вручил ему своё письмо и сказал:

            - Я всё изложил здесь, а ты на словах передай Апгару, что его приглашение есть большая честь, однако Я вынужден отказаться. Моё предназначение иное и близится час Мой. Блажен царь, который, не видя, уверовал в Сына Человеческого, и да воздастся ему по вере его. В скором времени придёт к нему один из учеников Моих, исцелит болезнь его и утолит печаль его.  Теперь ступай, ибо много у меня иных дел, а времени осталось мало.

           

            - Учитель, а как же портрет!? - Воскликнул художник.

            - Ничего, ты напишешь его. - Сказал Иисус, рассматривая наброски. - Я здесь как живой, и, верю, на портрете получусь не хуже. - Эй, братья Заведеевы, проводите наших гостей на постоялый двор.

 

            Расположившись на постоялом дворе, Аннан истово принялся за работу. Сверяясь с эскизами, он, забыв про еду и сон, переносил лик Иисуса красками на полотно. К вечеру третьего дня труд его был окончен. Говорят, Учитель на холсте выглядел как живой. Тогда художник кинулся в дом никодимов, чтобы показать портрет Ему, но там сказали, что Иисуса нет уже в Кане Галилейской, и куда ушёл Он, им неведомо.

 

            Опечаленный Аннан взял слуг царя и ослов его, и все они пустились в обратный путь. Как величайшую драгоценность вёз художник свой холст, наброски к нему и письмо, лично написанное Учителем. Обратная дорога показалась ему короче и быстрее, чем путь  в Галилею.

            Придя в Эдессу, Аннан явился царю и передал письмо. Прочитав оное, Апгар возрадовался и огорчился одновременно. Радовался он тому, что Иисус почтил его ответом, а огорчался тем, что не может самолично узреть лик Его и говорить с Ним.

            Видя чувства своего повелителя, художник развернул холст и, укрепив оный на подрамнике, представил царю.

 

            Едва взглянув на портрет, повелитель Эдессы просветлел лицом, преклонил колени перед изображением и почувствовал блаженство. Подагрические боли, долгое время терзавшие его, ненадолго отступили от Апгара. И все царедворцы, узрев чудо сие, поклонились изображению Иисуса вослед за свои царём.

            Богато наградив Аннана и слуг своих за их труды, Апгар отпустил их с миром, а портрет, заключив в дорогую раму, украшенную золотом и самоцветами, поместил в тронном зале и часто беседовал с ним, и перечитывал письмо.

 

            Художник, оставив у себя наброски, пытался создать по ним ещё один портрет, однако, несмотря на всё своё мастерство, больше не смог этого сделать. Оттого появилась среди жителей Эдессы легенда, что, дескать, в Галилее у него тоже ничего не получилось, и дабы утешить Аннана, Иисус омыл своё лицо водой, после чего вытерся холстом, и на нём чудесным образом проявился лик Его. Холст этот отдан был художнику, не для того, чтобы посрамить его, а дабы задание царя оказалось выполненным.

            Впрочем, история сия не более, чем выдумка, ибо портрет и наброски к нему вполне рукотворные. Нет в них ничего чудесного, за исключением мастерства художника, вложившего душу свою в произведение своё. Душа же это штука такая, что вложить её можно лишь один раз. Потому и не удались Аннану второй и последующие портреты Иисуса. А может и не в душе тут причина, а в Божьем вдохновении, которое снисходит на художника независимо от воли его? Так или иначе, лишь Аннану довелось написать портрет Иисуса, и то всего один.

           

            Что же до царя Апгара, то Иисус не забыл его. После казни и Воскрешения, перед тем, как вознестись, он напомнил о нём ученику своему Фоме.

            Фома, занятый проповедью учения Спасителя, не смог сам посетить Эдессу и направил туда ученика своего, имя которого было Киликия.

Придя в город, ученик апостола поселился в доме богатого вельможи и принялся проповедовать на улицах. Узнав о том, царь Апгар призвал его к себе и показал портрет Иисуса, сообщив, что хоть и заочно, зато давно стал учеником Его. Киликия же, поклонившись сперва лику Спасителя, а потом Апгару, сказал:

            - Воздастся тебе по вере твоей, благородный царь.

           

            Тотчас боли совсем отпустили Апгара, и падагра его прошла, и возликовал он сам и все подданные его. Восславили они Иисуса и веру его, и приняли их в сердце своём и в храмах своих, и Киликия крестил их в рыбных прудах во имя Спасителя. Так Эдесса стала первым во всём свете городом, целиком и полностью принявшим учение Христа.

            Письмо, лично написанное Иисусом, с тех пор хранилось Апгаром и его наследниками как величайшая драгоценность в царской сокровищнице, а с портрета другим художником, не Аннаном,  была сделана точная копии, почитаемые ныне как икона Мандилион. 
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0328145 от 6 апреля 2021 в 18:52


Другие произведения автора:

Город Чходжунан

Новые имена

Чёрная "Волга"

Рейтинг: 0Голосов: 0319 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!