Патриотическое воспитание ч. 2
Учитель МАОУ
СОШ №17, руководитель отряда «Орлята» Л.Г.Хайкина написала на эту тему статью:
Как нет человека без самолюбия, – так
нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к
сердцу человека...” - К.Д.Ушинский
Актуальность воспитания
гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые
обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на
формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В
настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно
обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка
жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском
развитии личности, в формировании гражданина-патриота.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и
могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена:
бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время
воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу
своей страны является одной из важнейших задач образования.
Гражданско-патриотическое воспитание
является одним из приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы,
для которого в школе имеются все условия: спортивный зал, кабинет ОБЖ,
спортивная площадка для тренировок, в школе ведется краеведческая работа.
Педагоги успешно решают вопросы обучения
и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки,
внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, военизированные эстафеты.
Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей
Родине, краю, школе, своей семье, для развития интереса к спорту, военной
профессии.
Воспитание патриотов через:
– урочную и внеурочную деятельность
педагогического коллектива;
– соблюдение и проведение традиционных мероприятий;
– продолжение исследовательской и
поисковой работы в микрорайоне школы;
– поступление выпускников школы в военные учебные заведения;
– проведение праздников и соревнований, посвященных военно-патриотической
работе.
Как же мы воспитываем патриотизм?
Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы
патриотического воспитания учащихся. В рамках реализации мероприятий
государственной программы.
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
Данное направление включает в себя
следующие мероприятия:
- ·
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость
нашей Родины.
- ·
Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с
ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с
концертами перед ветеранами войны и труда микрорайона школы. Шефская
помощь.
- ·
Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ,
локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
- ·
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов,
просмотров видеофильмов.
- ·
Проведение военно-спортивной игры «Зарница».
Спортивных соревнований, а также других
праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.
- ·
Посещение музея.
В
патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой
Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных
органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда,
проживающих в микрорайоне школы. Все ветераны закреплены за классными
коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками,
помогая. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о
подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой
работы. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню
Победы, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной
войны, участниками локальных войн и военных конфликтов к Дням воинской
славы.
Ежегодно традиционно проходят в школе
литературно-музыкальные гостиные «У войны неженское лицо», «Дети войны»,
конкурсы чтецов «В огне войны», конкурсы рисунков, плакатов, газет. Опорной
базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов
Родины является ряд мероприятий, которые проходят в школе и
районе.
2 направление. Историко-краеведческая работа
Знание истории своего края обогащает
духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом
направлении проводятся разнообразные мероприятия:
– экскурсии в краеведческий музей,
школьный музей,
– уроки-знакомства с памятниками края;
– изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и
праздников;
– посещение Щелковского
краеведческого музея
– уроки мужества.
Одним из приоритетных направлений в
деятельности образовательных учреждений является краеведение. Учащиеся:
- ·
Собирают материал о подвигах земляков – участников военных событий и
оформляют экспозиции о ветеранах ВОВ и локальных войн.
- ·
Охраняют памятники истории родного края, школы.
- ·
Проводят культурно-массовую работу среди учащихся школы.
3 направление. Формирование правовых знаний
Гражданин должен не только любить свою
родину, но и знать и уметь защищать свои права.
– уроки обществознания, экономики,
права;
– изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями
правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);
– общешкольные мероприятия;
– работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
– работа Совета школы;
4 направление. Воспитание на культурных традициях народа
– уроки гуманитарного цикла;
– организация и проведение
тематических вечеров, бесед;
– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;
– изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;
– организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические
темы.
Все эти мероприятия повышают интерес
учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека
в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к
старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Особое место в гражданско-патриотическом
воспитании занимает дополнительное образование. Учащиеся школы посещают
школьные спортивные секции (легкая атлетика, баскетбол, настольный теннис,
волейбол и другие). В школе созданы необходимые условия для занятий спортом.
Коллектив школы взаимодействует в работе по гражданско – патриотическому
воспитанию с разными учреждениями района: дополнительного образования,
учреждениями культуры, спорта и другими, которые посещают наши учащиеся.
Огромная роль в воспитание
гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных
руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и,
организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом,
общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с
символикой России, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с
ветеранами и военнослужащими.
Младший школьный возраст наиболее
восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития,
гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие
годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической
устойчивостью.
Если заложенные в младшем школьном
возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст –
мировоззренческой базой будущего гражданина.
Сегодня мы прекрасно понимаем:
патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам,
поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему
Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
Итоги всех проведенных мероприятий
свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс становления системы патриотического
воспитания, а мероприятия, направленные на воспитания гражданственности и
патриотизма у школьников приняли системный характер.
Автор
Василий Микрюков пишет: «История
нашей страны свидетельствует о том, что чем больше внимания уделялось военно-патриотическому
воспитанию, укреплению Вооруженных сил, тем крепче была страна. И наоборот –
забвение военно-патриотического воспитания, пренебрежение к нуждам армии и
флота неизбежно приводили государство Российское к самым тяжелым последствиям.
Подтверждение тому – новейшая история
Российской Федерации, ознаменовавшаяся в конце прошлого века кардинальными
изменениями в военно-патриотическом воспитании населения страны.
Под лозунгом демилитаризации школы была
упразднена начальная военная подготовка учащихся, институт подготовки молодежи
к службе в армии разрушен. Армию стали сравнивать с тюрьмой, сделали ее
предметом насмешек.
Как результат изменился интерес учащихся
к военной службе, усилилась тенденция уклонения граждан от призыва на военную
службу. Среди призывной молодежи стал наблюдаться рост наркомании, алкоголизма,
венерических заболеваний и других болезней, обусловленных социальными
причинами.
Отмена в 1991 году обязательной
допризывной подготовки стала причиной резкого ухудшения качественных характеристик
призывного контингента, что не замедлило сказаться в первой чеченской войне,
закончившейся в 1996 году капитуляцией России.
Учитывая сложившуюся ситуацию,
руководство страны приняло ряд мер по улучшению положения дел:
– в марте 1998 года принимается новая
редакция закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая ввела в
стране обязательную и добровольную систему подготовки молодежи к военной
службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную
работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России;
– с сентября 1998 года в средних
образовательных учреждениях организуется обучение учащихся по курсу «Основы
военной службы», интегрированного с курсом ОБЖ;
– в декабре 1999 года принимается
постановление правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке граждан
РФ к военной службе»;
– в феврале 2001 года постановлением
правительства РФ утверждается государственная программа «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации».
Вместе с тем следует отметить, что
проводимая всеми институтами государства работа по военно-патриотическому
воспитанию учащихся осуществлялась недостаточно целенаправленно и бессистемно.
О том, что проведенных мер оказалось
недостаточно, свидетельствовал продолжающийся процесс уклонения молодежи от
военной службы, в том числе и от альтернативной, процветание среди молодежи
духа стяжательства, дальнейшее распространение наркомании, алкоголизма, теперь
уже среди учащихся.
Поэтому отдельными мерами по улучшению
военно-патриотического воспитания учащихся не обойтись. Нужна реорганизация
всей системы военно-патриотического воспитания в России на основе инновационных
преобразований.
А
начинать эту реорганизацию необходимо с ревизии содержания учебников, учебных и
методических пособий по предметам обучения и прежде всего учебников по
литературе.
Литература оказывает решающее значение
не только на сознание человека. Выдающийся мыслитель Василий Розанов так
охарактеризовал ее роль в развале русской армии и гибели империи: «Собственно,
никакого сомнения, что Россию убила литература. Из слагающих «разложителей»
России ни одного нет нелитературного происхождения».
Проведенный нами анализ действующих в
настоящее время методических материалов по литературе показал: из школьной программы изъято большое
количество произведений патриотической направленности.
Не
входят в школьную программу «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого и
«Молодая гвардия» А. Фадеева. Мало кто из учащихся знает «Судьбу человека» М.
Шолохова, «Русский характер» А. Толстого. Литература о Великой Отечественной
изучается в основном обзорно. Но даже в списке обзорной литературы нет
произведений Ю. Бондарева, В. Быкова, Б. Васильева, В. Каверина, В.
Кожевникова, И. Стаднюка, А. Чаковского и др.
При этом обзорное изучение в отличие от
текстуального не предполагает детального углубления в произведение. Хотя один
из пунктов требований к уровню подготовки выпускников по литературе гласит:
«Изучение литературы в школе призвано обеспечить воспитание высоких
нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции». Вместо
этого в школе на уроках литературы воспитывается антипатриотизм. Например, в
учебнике «Современная русская литература» (1990-е – начало XXI века) по
тематике Великой Отечественной войны рекомендованы издевательская эпитафия И.
Бродского «На смерть Жукова» и книга Г. Вадимова «Генерал и его армия», в
которой восхваляются Гудериан и предатель Власов. В энциклопедии для детей,
выпущенной издательством «Аванта плюс» под редакцией С. Исмаиловой, названы два
выдающихся полководца: Жуков и тот же Власов. При этом дано несколько
фотографий последнего.
Каким защитником Отечества будет
призывник, если в школе он воспитывается на таких книгах, как «Голубое сало» В.
Сорокина, «Энциклопедия русской души» В. Ерофеева, «Жизнь и необычайные
приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича? «Русских надо бить палкой.
Русских надо расстреливать. Русских надо размазывать по стене. Иначе они
перестанут быть русскими… Русские – позорная нация», – наставляет ерофеевская
«Энциклопедия».
Почему бы Главному управлению по работе
с личным составом Вооруженных сил РФ и Управлению культуры МО РФ не настоять на
том, чтобы Министерство образования и науки исключило эти и подобные им
произведения из школьной программы? Чтобы
на уроках литературы изучались романы и повести, в которых остро звучит тема
Родины: «Горячий снег» Ю. Бондарева, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева,
«Март-апрель» В. Кожевникова, «Судьба» П. Проскурина, «Живые и мертвые» К.
Симонова, «Война» И. Стаднюка, «Блокада» А. Чаковского.
За неисполнение этих требований следует
привлекать чиновников от образования к ответственности за опосредованную
подготовку заведомых «уклонистов» от выполнения конституционного долга и
обязанности по службе в Вооруженных силах, а значит, потенциальных предателей
Родины.
Особого внимания заслуживает школьный
предмет истории. Мы проанализировали учебники и пособия по истории России
издательств «Дрофа» и «Просвещение», рекомендованные Министерством образования
и науки.
Великая
Отечественная война упоминается авторами этих учебников как малозначительный
эпизод, да и другие вехи в жизни страны трактуются чересчур вольно. Зато много
внимания уделяется преступлениям отечественных правителей. Тирания Ивана
Грозного, сталинские репрессии и другие «зверства» расписываются во всей красе,
но о зарубежных злодеяниях авторы либо скромно умалчивают, либо врут.
Например, ни в одном из учебников
истории не приводится такой факт, что только за одну Варфоломеевскую ночь во
Франции Карла IX было убито больше людей, чем за все царствование Ивана IV
Грозного.
Известно, что в XVI веке в Англии за
годы правления Генриха VIII (1509–1547) казнены 72 тыс., Елизаветы I
(1558–1603) – 89 тыс. человек. Эти король с королевой устроили настоящий
геноцид – при них был истреблен каждый 40-й англичанин (2,5% населения). А при
Грозном были казнены около 5 тыс. человек. Русский царь постоянно каялся и
молился за убиенных, английские правители никаких угрызений совести не
испытывали. Но авторы учебников истории об этом не пишут.
От школьников скрывают реалии Великой
французской революции (1789–1799), в ходе которой в вооруженных столкновениях и
от террора погибли до 2 млн гражданских лиц и до 2 млн солдат и офицеров, что
составило 7,5% граждан страны. На душу населения эта революция убила больше,
чем любой режим ХХ века.
Ничего не рассказывается о жестокости
английской революции XVII века, когда в ходе классовых битв, вылившихся в
гражданскую войну, погибло более 100 тыс. человек.
Не говорится в учебниках и о том, что
Гражданская война в США (1861–1865) оказалась самой кровопролитной в их
истории. Американцев в ней погибло больше, чем в любой другой из войн, в
которых участвовали Штаты.
Готовясь к урокам, школьник не найдет ни
строчки о депортации 120 тыс. японцев (из которых 62% имели американское
гражданство) с Западного побережья США во время Второй мировой войны. При этом
около 10 тыс. смогли переехать в другие районы страны, а остальные 110 тыс.
были заключены в концентрационные лагеря. Зато депортация в годы войны крымских
татар и чеченцев расписана во всех подробностях.
Разделы, посвященные истории Великой
Отечественной, изобилуют неточностями и отступлениями от исторической правды.
Основной акцент сделан на освещении событий, связанных с нашими поражениями,
причем этот материал подается более объемно и эмоционально. О подвигах советских людей на фронте и в тылу не пишется, не
приводятся обобщенные данные о массовом героизме. Источники нашей победы, итоги
и уроки войны преподносятся искаженно.
Не случайно выпускники школ ничего не
знают о подвиге А. Матросова, о воздушных и огненных таранах советских
летчиков, других героях Великой Отечественной. По оценкам самих педагогов,
почти каждый второй (48 wacko признает качество исторического образования
низким и лишь 4% – подобающим.
Хотя бы ради объективности авторам
учебников нужно описывать не только ошибки и просчеты Сталина, но и его
организаторские способности, благодаря которым советское государство разгромило
гитлеровскую Германию, империалистическую Японию, избавило Европу и все
человечество от угрозы фашистского порабощения. А если кому-то так уж хочется
повествовать о зверствах, то нужно писать не о покорителях Сибири, которые
сохранили самобытность и культуру народов, вошедших в состав России, а об
испанских конкистадорах, уничтоживших индейские племена инков и ацтеков, о
колонизаторах Северной Америки, загнавших коренное население в резервации.
Нужно
меньше вспоминать о коварстве Сталина, а больше – о подлости Черчилля,
планировавшего в июле 1945-го уничтожение советских войск, дислоцированных в
Германии.
Не высасывать из пальца жестокость
советских командующих, а приводить факты, как по приказу английских
военачальников в декабре 1944-го десятки тысяч антифашистов греческой
освободительной армии ЭЛАС (в основном солдаты и офицеры), изгнавших немцев с
территории страны, были расстреляны за свои социалистические убеждения.
Следовало бы рассказать и об английских
концлагерях, варварской бомбардировке Югославии натовскими самолетами в 1999-м,
вторжении американцев в Ирак в 2003-м под надуманным предлогом о якобы
производимом там ОМП в виде спор сибирской язвы, об интервенции международной
коалиции в Ливию в 2011-м, когда был зверски убит ее лидер, а страна
погрузилась в хаос гражданской войны. В общем, есть о чем написать авторам
учебников по истории.
Однако у авторов учебников совсем другие
планы. Их цель – трансформация национального сознания россиян, лишение нации
смыслов и ценностей ее исторического бытия, подмена образов победителей
представлением о нас как о «вечных неудачниках и исторических преступниках»,
внушение мыслей, что если в прошлом не было ничего путного, то нельзя
рассчитывать и на достойное будущее.
К сожалению, Минобороны России мало
озабочено содержанием учебников, по которым познают мир будущие защитники Отечества.
А ведь история – это наука, которая делает человека гражданином. Станет ли им
учащийся, если со школьной скамьи ему внушают отвращение к собственной стране?
Не инициируют возбуждение уголовных дел
в отношении авторов и издателей, выпускающих учебники и пособия с заведомо
ложной информацией, очерняющей Россию и ее Вооруженные силы, Генпрокуратура
России и правовой департамент Минобороны. Неужели в этих учреждениях работают
настолько равнодушные люди?
Рег.№ 0335975 от 31 марта 2022 в 11:01
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!