Прожитые годы, ступени жизни ч. 1, гл.4. 1958 год.
В первый класс
-
Люба-а-а!
Громкий
мальчишеский крик, отвлек Василия Петровича от работы в огороде, нужно было
прополоть картофель. Он воткнул черенок тяпки в мягкую землю, обошёл дом и,
открыв калитку, вошёл в сад.
На
скамейке под яблоней, сидела Люба, а вокруг неё толпились мальчишки и девчонки
с их улицы, и из посёлка Товарово.
Люба
что-то рассказывала, а ребята внимательно слушали. Старшие дочери – Вера и Надя
стояли на крыльце, лица их были недовольны.
Что
случилось? – Спросил их отец.
-
Эта «заводила», всех моих друзей отбирает, вот и Славка, бегал за мной, а стоит
рядом с ней…
Вера
махнула рукой и пошла в дом, а Надя вроде без всякого интереса, подошла к
группе ребят.
-
Нет, Иван, - продолжала говорить Люба, - дома интереснее, чем в детском саду,
здесь я могу много читать, меня Вера научила, а ты в детском саду, ещё читать
не можешь.
Здесь
я катаюсь с глиняной горки, а ты приходишь только в субботу туда, или в
воскресенье.
Я
здесь каждый день кушаю прямо на поле луговую землянику. –
Девочка
говорила серьёзно, а отец стоял и слушал, что она скажет дальше. - А, главное, я помогаю папе и маме…
-
Да ты ещё маленькая, - перебил её Иван, подвижный, сухощавый мальчик, ровесник
Любы, круглолицый и весь покрыт конапушками.
-
Мы с тобой уже большие, - с гордостью ответили Люба, - в сентябре пойдём в
первый класс. Я с утра кормлю кур и собираю яички, потом собираю крыжовник и
смородину, мама вечером сварит компот, он очень полезный.
Потом
я выгоняю на луг гусей. В обед мы с Верой и Надей идём по воду к роднику, я
хожу с двумя бидончиками, мы наливаем полный молочный бидон (35 литров). Затем
Вера варит обед, она у нас уже пионерка, а мы с Надей подметаем в доме и во
дворе. - Люба обвела взглядом ребят, кивнула Наде и та, в благодарность, что
младшая сестра вспомнила и об её вкладе в работу, улыбнулась в ответ. - А вот
ты чем занимаешься в своём детском саду? – Закончила Люба.
На
крыльцо вышла мать и с удивлением посмотрела на компанию ребят. Отец осторожно
взял её за руку, поднёс указательный палец своей правой руки к своим губам и
потом поцеловал жену в щёку.
А Иван, встал с лавочки, словно готовился
выступать с докладом и, поставив вдруг обе руки себе на пояс, словно их
воспитательница начал рассказ:
- А
у нас распорядок дня мало что меняет от вас. У нас в детском саду с утра
занятия: лепка, рисование, математические картинки, музыка. Потом мы идём на
прогулку, а потом обед и тихий час. После обеда мы опять играем и нам читают
сказки.
Надя
не выдержала, отодвинув своим плечом в сторону мальчика, повернувшись к
ребятам, сказала:
-
А у нас в третьем классе в школе длиннее время для занятий: последний урок заканчивался в 12.30, потом
бесплатный обед, колхоз в школу привозит самые свежее молоко и овощи, а ещё
парное мясо…
-
Телятину и курятину, - вставил Степан.
Надя
утвердительно кивнула и продолжила:
-
А хлеб и пирожки пекут нам повара. После обеда у нас всех продлёнка - игры на
школьном дворе, затем возвращаемся в класс и делаем домашнее задания, а потом
ещё остаётся время поговорить и тут продленка кончится.
За
кем-то пришли родители, а меня и Степана отпускали домой в пять. К этому
времени богажная касса на станции закрывается (некоторое время Анна Зеева
работала в богажной станции), и мы с мамой вместе идём домой.
Нам
дома уроки делать не надо и я, - Надя победно смотрела на Любу, - начинаю
помогать маме, готовить ужин, а потом…
Люба
перебила сестру:
- Потом мы втроём выходим гулять во дворе или
выходим на луг, немного поиграем, и когда папа возвращается с работы, идем
загонять в дом овец, коз и гусей, папа заводит в стойло телёнка, а…
-
Доченька, а ужинать не пора? - Спросила мать. - Ты всех друзей приглашаешь к
ужину?
А
за забором сада уже слышен крик матерей Ивана, Степана и других ребят:
-
Нюрка, тебе наши детки не надоели? Ребята, быстро домой!
Ребята
кивали друг другу и говорили на прощание: «До завтра» расходились по домам. Их
всех встречал радостный лай дворовых собак.
Через
час - два, электрический свет в домах выключали, жители села засыпали. На
работу вставать рано, первая дойка в шесть, а кому-то нужно было ехать на
работу, кому на секретный завод в «Почтовый ящик» номер 7, а кому в город
Богородицк, или на станцию Товарово.
Отец
Любы, ездил на станцию Узловую первым рабочим поездом в пять часов тридцать
минут.
В
следующий вечер, ребята собрались у родника, прокатились несколько раз по
глиняной горке, потом играли в прятки, хорошо, на лугу трава высокая, лёг и не
видно.
А
ещё, разделившись на пары, прятали клады, пуговицы, марки, открытки, кусочки
цветного стекла, записки с признанием в любви, их сверху накрывали стеклом и
засыпали землёй. И затем становились в очередь и кто-то, чаще Люба,
командовала, кто следующий разыскивает клад Степана, или другого человека.
Все
следили и кричали очередному кладоискателю: «холодно - горячо», пока он не
дойдёт до нужного места.
И
вот она, под ногами свеженасыпанная земля! Исполнена цель – найти клад.
Поскольку самое ценное там было письмо, или признание в любви, все с
нетерпением ждали, когда Люба прочтёт очередное письмо и громко, потом
комментировали.
Но
однажды, Люба, развернув бумажку, почитала и покраснела.
-
Мне пора домой, - протараторила она и побежала вверх по тропинки оврага к
своему дому.
Ребята
тоже направились домой.
Только
Степан, долго стоял у родника и слушал журчание вытекающей воды. Ему казалось,
что рядом звенит серебряный колокольчик. Он горько усмехнулся и пропал в
темноте вместе с последним лучом летнего солнца.
В
основном женщины и вернувшиеся с войны раненые мужчины, да совсем немного
здоровых мужиков - работали в колхозе и получали за свою работу трудодни и
зарплату.
За работу в
колхозе была введена система оплаты труда - трудодни. Она подразумевала не только денежную оплату труда, но и в
большинстве случаев расчет с крестьянами продуктами: зерно, хлеб, картофель.
Идея состояла в том, что крестьяне выполняют определенную норму, а им взамен
колхоз выдает часть полученного зерна или другие продукты питания.
В
1951 году один трудодень стоил 1,42 килограмм зерна и 0,18 килограмма
картофеля.
Относительно
денежной оплаты в 1951 году существовал очень большой разброс по регионам на 1
трудодень:
- Туркменская ССР
10,35 рублей (максимум по СССР).
- Краснодарский край
2,11 рублей.
- Кировская область 29
копеек.
- Ярославская область
26 копеек.
- Калужская область 7
копеек (минимум по СССР).
Начиная
с начала 1950 годов экономическое положение Советского Союза постепенно
улучшалось. В сравнении с предыдущими годами практически вдвое увеличился общий
объем производства. С 1950 по 1958 год национальный валовый продукт ежегодно
рос на 7,5%.
Каждый
год проводилось повышение зарплаты для всех работников, поднимались также
стипендии и пенсии.
Вместе
с увеличением объема производства, происходило снижение цен, возрастала
покупательская способность, тем самым заметно улучшая уровень жизни населения.
Люди могли позволить себе купить намного больше товаров и услуг.
В
год на душу населения из продуктов припадало 26 килограмм мяса и сала, 7
килограмм рыбы и морепродуктов, 172 литра молока, 60 штук яиц, 172 килограмма
мучных изделий, 241 килограмм картофеля и 8,1 килограмм сахара.
Из
важнейших непродовольственных товаров люди могли позволить себе в год 16,47
квадратных метров тканей, 3 пары чулков или носков, пару хорошей кожаной обуви
и 4 килограмма мыла или моющих средств.
Также
в более доступной продаже появились часы, телевизоры, фотоаппараты, велосипеды,
мотоциклы и швейные машины. Все чаще покупали в дом такую роскошь, как пианино.
Идея постоянного снижения цен и
повышения зарплат заключалась в том, что имея на руках больше денег, люди будут
чаще покупать товары, тем самым стимулируя производство и ускоряя оборот
валюты, покупая и обустраивая жилища, они совершали вклад в строительство и
стройматериалы. Если люди откладывали деньги на большую покупку, то улучшалась
работа сберкасс.
За
период с 1950 по 1958 год среднегодовой
темп советского производства превысил 10 %, что в несколько раз обгоняло
темп производства Соединенных Штатов в этот же период.
Объем
сельскохозяйственного производства с 1950 по 1959 год вырос почти на 60%.
Именно
в пятидесятых годах было проведено несколько изменений относительно заработной
платы граждан. Больше значения стали придавать роли женского труда. Изменились
возрастные рамки для рабочих. Теперь работали не только после восемнадцати, но
и после шестидесяти.
Для
избавления от кризиса послевоенных годов Советская власть ввела
сдельно-прогрессивную и повременно-премиальную систему оплаты, также появились
премии за перевыполнение планов, дополнительные денежные поощрения, сократились
налоги на зарплату.
В
оплату труда стали включаться больничные, отпускные, поощрительные выплаты,
стипендии за хорошую учебу, оплачиваемая медицинская помощь, содержание детских
садов, выплаты многодетным семьям.
Конечно,
существовали и налоги.
Так
при зарплате 800 рублей налог составлял 8%, от 800 до 1000 рублей – 10%, от
1000 до 1500 – 12%, при более высокой зарплате – 13%.
Был
и налог на бездетность. Граждане от 25 до 50 лет не имевшие детей обязаны были
платить налог в размере 6%.
Проведенное
1953 года масштабное снижение цен коснулось всех отраслей производства:
продуктов, одежды, электроприборов, стройматериалов, хозяйственных товаров. В
зависимости от групп продукции цены падали от 10 до 30%. Также снижение цен
коснулось и общественное питание. Это все повлекло за собой возрастание
потребительского спроса и увеличение объемов производства.
В
1953 году килограмм белого хлеба можно было купить за 3 рубля, черный хлеб – за
1 рубль, килограмм говядины – за 12 рублей 50 копеек, литр молока – за 2 рубля
24 копейки, масло сливочное – за 27 рублей 80 копеек, а растительное – За 17
рублей. Десяток яиц стоил 8 рублей 35 копеек, водка – 22 рубля 80 копеек, пара
обуви – 188 рублей, самый дорогой костюм – 1500 рублей.
В
продаже появился автомобиль «Победа» за 16 тысяч рублей и автомобиль «Москвич»
за 9 тысяч рублей.
На
прилавках магазинов можно было найти красную икру по 36 рублей за килограмм и
черную икру по 85 рублей за килограмм. Кофе в зернах продавался по 50 рублей за
килограмм.
С
1949 года в СССР стало осуществляться всеобщее обязательное семилетнее
обучение. В 1950/51 учебном году функционировали 202 тысячи общеобразовательных
школ, в которых обучалось почти 35 миллионов человек.
Рациональное
планирование школьной сети предполагало точные расчеты средств, школьного
оборудования, материалов строительства школьных зданий, стоимости обучения
каждого ученика начальной, семилетней и средней школы.
Исключительное
значение в вводимой общей системе всеобщего среднего образования приобретали
школы рабочей и сельской молодежи. Сеть их с каждым годом расширялась, так как
тяга молодых рабочих и крестьян к образованию была очень велика.
Считалось
целесообразно составлять народнохозяйственный план школ рабочей и сельской
молодежи при участии общественных организаций заводов, фабрик, колхозов,
совхозов, чтобы дать возможность более рационально планировать эти школы и
обеспечить действительное выполнение плана.
Назревала
потребность в планировании строительства специальных зданий для школ рабочей
молодежи при больших производствах, их оборудования и обеспечения штатным составом
преподавателей.
Проведение
в жизнь директив XIX съезда Коммунистической партии об осуществлении среднего
образования могло быть успешным при условии организованного участия в этом деле
комсомольских, профсоюзных организаций, всей советской общественности. Еще в 1930 году ЦК КПСС предложил всем
партийным организациям рассматривать введение всеобщего обучения как важнейшую
политическую кампанию на весь ближайший период. Тогда же было предложено
партийным комитетам не реже двух раз в год заслушивать на своих заседаниях
доклады партийной части исполкомов о работе по развертыванию всеобщего
обучения.
Согласно
Закону от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем
развитии системы народного образования в СССР», предусматривающего перестройку
общеобразовательной средней школы, в стране вводилось всеобщее обязательное
восьмилетнее образование.
Стремясь
ускорить осуществление в стране общего среднего образования, закон установил,
что полное среднее образование будут давать не только общеобразовательные, но
и специальные средние учебные заведения.
В
общеобразовательных школах в то время работали 2,7 миллиона учителей и
воспитателей.
Учителя
4-10 (11) классов в абсолютном большинстве имели высшее педагогическое
образование. Повышением квалификации педагогических кадров занимались 186
институтов усовершенствования учителей, свыше 4,5 тысяч методических работников,
более 200 заочных и вечерних отделений при стационарных педагогических учебных
заведениях и университетах.
Реформа
общеобразовательной школы 1958 года ввела изменения в трудовом обучении
школьников
Отсутствие
трудового обучения в общеобразовательной школе после 1937 года серьезно
сказывалось на практической подготовке школьников к труду, особенно труду в
сфере материального производства. Оно снова стало восстанавливаться в школе.
С 1954-1955 учебного года трудовое
обучение вводится в начальной школе, a c 1956-1957 года - во всех классах
средней школы.
В
1-4 классах вводится преподавание ручного труда, в содержание которого входит
обработка бумаги, картона, тканей, первоначальные работы с древесиной и другое.
В
5-7 классах организуются занятия в учебных мастерских, связанные с обработкой
древесины и металлов, а также работа на пришкольном учебно-опытном участке по
выращиванию растений.
B
8-10 классах, вводится курс основ производства и производственная практика. В
этих же классах преподаются так называемые общетехнические предметы -
машиноведение и электротехника.
В
1958 году начинает осуществляться реформа школы. Вводится в действие закон «0б
укрепление связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного
образования в СССР».
Этим
законом была предусмотрена новая система трудового обучения, включающая
производственное обучение, в которой центральное место занимает реализация
принципа соединения обучения с производительным трудом учащихся.
Под
производственным обучением в общеобразовательной школе понимали вид трудового
обучения в старших классах, имеющий целью подготовку учащихся к
квалифицированному труду по одной из массовых профессий народного хозяйства или
культуры. Оно рассматривалось как одно из средств осуществления соединения
обучения с производительным трудом.
Вместо
существовавшего тогда всеобщего обязательного семилетнего образования вводится
всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Неполной средней школой
становится восьмилетка. На базе восьмилетки образуются средние
общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением
в составе 9-11 классов. Полное общее среднее образование становится
одиннадцатилетним.
Готовиться
к школе Люба начала ещё в январе, после того, как Вера и Надя принесли из школы
новогодние подарки – конфеты, печенье, она долго рассматривала Надин белый
передник и спросила маму:
-
А мне придётся носить передники после Нади, как она носила после Веры? - Потом
она посмотрела на папу, - а подарки тебе на работу дня нас точно принёс Дедушка
мороз?
А почему он для Вити, выбрал самый большой? Он
же у нас самый маленький?
Брат
Виктор, вытянувшийся за последний год. Подвижный и вечно что-то бормочущий
мальчик на этот раз подошёл к столу в зале молча, взял большой бумажный пакет
со стола и высыпал всё содержимое на стол, потом стал раскладывать конфеты и
печенье на кучки, сначала показывая указательным пальцем на родителей и сестёр,
а потом на кучки:
-
Это маме, это папе, а это Вере, это Наде, вот Любочке, и мне ещё осталось
много. - Потом он отодвинул свои конфеты в сторону, посмотрел на Любу, взял из
своей кучки ещё один «батончик» и потянул в руки Любе. - А это тебе за то, что
учишь меня раз-ва, нет разг-ва, ой, разговаривать…
Отец
с матерью переглянулись, улыбаясь.
-
Ну, вот и хорошо, - сказал отец, - ты Люба успокойся, нам добавили зарплату с мамой,
так что вам всем мы к первому сентября купим всем новые ботинки, а тебе
полностью новую форму. Вите, мы купим новые шаровары и рубашку с длинным
рукавом.
-
Что вы мне купите? – Переспросил сынок.
Мать
насторожилась, после того, как сынок переболел гриппом, он что-то стал плохо
слышать, это очень беспокоило родителей.
И
вот, наконец, наступило долгожданное первое сентября. У садовой калитки Веру,
Надю и Любу провожали в школу папа, мама и Виктор. А за калиткой сестер
встречала вся ребятня их улицы - Третье общество, а так же ребята с улиц
Кобановка и Комарёвка (так их называл Василий Петрович).
Большой
группой, ребята спустились по тропинке к узкому, прогибающимся, под ногами
пешеходному мостику через реку Уперту.
На
этот раз никто из них не прокатился по глиняной горке. Все шли неторопливо,
помахивая новыми портфелями, а Люба всё поглядывала на свои новые коричневые
ботиночки.
На
площади перед школой восьмилеткой, их построили по классам. Люба смотрела по
сторонам, очень много знакомых и приятелей, с которыми она часто встречалась и
играла, а потом им представили учительницу – Екатерину Сергеевну. Невысокую,
круглолицую, такую умную и красивую, почти как её мама.
Ученики
восьмых, выпускных классов, поздравили первоклассников с первым «звонком», и
подарили каждому подарки от колхоза - набор цветных карандашей, пенал, и
тетради в линеечку.
Лучший
ученик восьмого класса Матвей, передал в руки (почему не понятно) Любе
колокольчик, посадил её на своё плечо.
Он
медленно шёл вдоль строя ребят, теперь учеников, а Люба, потряхивая в руке
колокольчиком – звонком, была такая счастливая. Ей казалось, что она на
собственных крыльях летит над землей и всех ребят зовёт за собой в школу. Что
во всех школах их огромной страны – СССР, они точно узнают, как нужно учиться,
жить и хорошо работать, чтобы Советский Союз становился сильней и все жители
страны, всегда были сыты, одеты, имели свои дома и квартиры. Чтобы в странах
капиталистов трудовой народ увидел преимущества социалистического пути развития
(так говорил Любе её папа).
Потом
под звон небольшого колокольчика, ученики всех классов вошли в школу. Матвей
снял с плеча и поставил Любу на пол, потом наклонился и поцеловал её в щёчку.
Люба
покраснела, и будто загородилась большим колокольчиком.
А
в это время, классные руководители заводили учеников в их классы.
Екатерина
Сергеевна спросила:
-
С кем вы хотите сидеть за одной партой?
Все
ребята заявили, что хотят сидеть с Любой Зеевой.
Позднее
так и произошло, но по иной причине. В присутствии этой девочки, мальчики почему-то
много болтали, что-то спрашивали у неё. А Екатерина Сергеевна была внимательная
и строгая, она пресекала, сразу пустые разговоры а, учитывая, что кудрявая
головешка Любы постоянно «крутилась» вправо и влево, она эмоционально и громко
отвечала на вопросы, наказывала и её, и соседа. Оба стояли в углу за её спиной
по сторонам доски. Потом Любу пересаживали на другую парту и опять всё
повторялось.
Наказание
длилось недолго, за это время Екатерина Сергеевна ознакомила своих подопечных с
предметами, которые они будут изучать. Предметов было немного, но один из них
интересно назывался – чистописание.
Учительница
научила, как пользоваться чернильницей непроливашкой. И сказала, что через два
года у них будет больше учебных предметов:
Второго
сентября с утра лил дождь, погода испортила праздничное настроение ребят.
Люба
возвращалась из школы в новом коричневом платье и белом фартуке. На ней было
светлое пальто в крупную клеточку. Она, спускаясь в овраг, у переходного
мостика через реку поскользнулась и свалилась на берег реки.
Пришла
домой грязная, мама была на работе, сёстры в школе, Витя в детском саду.
Люба
сама стала стирать в ванне, в которой они все мылись, своё пальто и платье с
фартуком, их отстирала, а на пальто остались большие тёмные пятна.
Так
что третьего сентября, в школу она пошла в стареньком пальто, оставшемся от
подросшей Нади.
А
вечером, мама привела из детского садика Витю, который сильно заболел, у него
совсем пропал слух. Маме пришлось уволиться с работы на железнодорожной станции
и опять пойти работать в колхоз дояркой. Ферма была неподалёку от дома.
Осень
подкралась незаметно, начали лить дожди, каждый день приходилось отмывать от
грязи ботинки, а потом неожиданно наступила зима, снега было по пояс.
Ребята
пробирались сквозь сугробы к пешеходному мосту, да ещё до моста, скатывались
вниз глубокого оврага на новых портфелях. В школу приходили все мокрые.
Почти
каждую неделю до новогодних каникул, в дневнике Любы можно было прочитать:
«Ваша дочь опять разговаривала на уроках».
На
вопрос папы:
-
Почему ты мешаешь другим заниматься?
Люба
отвечала:
-
Они мне все задают вопросы, я ведь это уже знала, я им начинаю отвечать, а мне
делают замечание. - На лице Любы было такое удивление, что отец улыбался. - Ну,
почему я всегда «крайняя»?
Мама,
узнав об этом разговоре, качала головой и говорила:
-
И в кого она у нас такая?
А
папа отвечал:
-
Она мне кого-то напоминает и целовал маму в щёку.
Вера
и Надя молча смотрели на младшую сестру, не осуждая, они уже слишком хорошо её
знали.
Когда Любу приняли в октябрята, она стала
старшей в звёздочке, старалась на уроках не разговаривать, показывать пример
хорошего поведения, хотя не всегда это получалось.
Но
она подружилась со всеми в классе, и учительница её хвалила другим учителям, в
присутствии Веры и Нади, говоря, что все Зеевы, очень хорошие девочки и поэтому
учатся хорошо.
Звёздочка
под руководством Любы стала брать шефство над пожилыми одинокими колхозниками и
фронтовиками, после школы им носили воду, мыли полы в доме, подметали на улице,
бегали в сельпо за хлебом.
Учитывая,
что Виктор тяжело болел, Вера и Надя помогали вечером маме доить коров, мама в
это время ходила домой, кормить сына. Люба в это время убирала в доме и
подогрев на печи воду, мыла посуду.
К
весне, многие ребята заметили, что после того, как на берегу реки построили
коровник, в Уперте стала пропадать рыба, а вода стала не такой светлой…
Рег.№ 0333864 от 4 января 2022 в 08:31
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!