Островок для влюбленных


Школу, где царила палочная
дисциплина, я ненавидел. Но когда в нашем классе появилась новенькая, Ира, я
стал торопить время, чтобы снова увидеть ее.
Я стал брать в школу фотоаппарат.
Мне хотелось запечатлеть ее красоту, подлинную, настоящую. У меня даже сердце
щемило, когда я на нее смотрел. Но я не хотел выглядеть влюбленным выскочкой в
глазах одноклассников. И свою нечаянную любовь к Ире скрывал.
И все-таки я собрался с духом.
Сердце мое колотилось о ребра
так, что было больно глазам, когда я стал ждать ее за углом школы. Как назло на
школьном дворе собралась шпана. Хулиганы ржали и шныряли глазами по ученикам. На
этот раз их жертвой стал мой одноклассник, долговязый второгодник Мишка
Клемешев. Я видел, как Витька Скачок, местный урка, сбил его с ног. Мишкина сумка
с учебниками отлетел в сугроб. И шпана с улюлюканьем стала пинать ее, как мяч.
Учебники разлетелись по снегу. И в этот момент я увидел Иру.
Она вышла из школы с
одноклассницей. Но я знал, что они сейчас распрощаются и домой она пойдет одна
мимо заснеженного стадиона, где я ждал ее. Так оно и вышло. Не помня себя, я шагнул
к ней. Ира остановилась. Из-под вязаной шапочки на меня выжидающе смотрели ее
внимательные глаза.
– Ира, можно тебя проводить? – сказал
я каким-то не своим, а потусторонним голосом.
И что странно, в эти мгновения я
продолжал слышать гогот шпаны, изгалявшейся над Клемешевым, который сам того не
зная, как бы помог меня в том смысле, что у меня появился мотив – предложить
Ире проводить ее, раз здесь бесчинствует хулиганье
Не помню, что она ответила, но
мы идем рядом. Совсем чужие друг другу, и вроде как знакомые. В первый раз я иду
с девушкой. И она, конечно, ждет, что я скажу
что-нибудь веселое, или спрошу ее о чем-нибудь, но я молчу, потому что не знаю,
что сказать. Я потерял дар речи. Благо, девятиэтажный дом ее рядом со школой. С
беседкой на пустыре. И с множеством горящих окон.
Мы входим в подъезд. А я продолжаю
молчать. Уж, не рехнулся ли ее провожатый, наверно, думает она. Мы
останавливаемся на лестничной площадке. Нет, я не хочу больше стоять с ней с
пылающими ушами, а уйти просто так не могу.
– Ира, как тебе наш город? – говорю
первое, что пришло мне ум.
– Город? – грудным голосом переспрашивает
она, вскинув свои красивые брови.
– Да. Ведь вы приехали сюда недавно?
– Я нигде, кроме как в школе, не
бываю, – говорит она, каменея лицом.
Ну и олух же я! Зачем ляпнул
«про город», не подумав о том, что любить такой город, как наш, невозможно.
– Прости,
Ира, – говорю я. – Мне хотелось сказать тебе совсем не про город. А что ты
красивая. Очень. Хочешь, я буду оберегать тебя?
– Оберегать? Я даже не знаю, –
говорит она. – Ведь я еще никогда не ходила с парнями.
– Ну и
что. Я тоже не ходил с девчонками. Вот и походим. А я буду твоим гидом в этом
не Рио-де-Жанейро, – добавил я, пытаясь
сострить.
Хотя сам не переношу глупые шутки,
которыми сыплют другие, умея разговаривать с девчонками весело и о чем
угодно.
– Что ж, давай попробуем, – натянуто улыбается она, подняв на меня свои
глаза, бездонные как море.
И мы прощаемся.
Домой я бежал точно безумный. Но
странное дело. Счастливейшим из счастливых я чувствовал себя вовсе не от того, что меня, дубину этакую, не
послали куда подальше. А потому, что смог победить свою неуверенность и
предложил дружбу самой красивой из всех девчонок, которых я когда-либо видел.
Но уже на следующий день начались
страдания еще более мучительные, чем до того, как я навязался в «гиды». Ибо
выяснилось, что я действительно не знал – куда пойти с ней? Ира казалась мне
воплощением утонченности и чистоты. Всего того возвышенного, к чему так
неудержимо меня тянуло. И было немыслимо, что я приду с ней, например, к моим
приятелям, которые собирались по вечерам с девчонками в заброшенных цехах
бывшего радиозавода, чтобы покурить и побренчать на гитаре. Ребята из нашего
двора горой стояли друг за друга. И не обидели бы ее. Но я даже мысленно не мог
представить ее среди них, такую нездешнюю, похожую на экзотическую бабочку, бог
весть, откуда прилетевшую в эту дыру.
Бродить по городу? Но где? В городе существовали
такие районы и дома, мимо которых я старался не ходить. Потому что моя видимая
благополучность вызывала стремление поиздеваться у хулиганья всех мастей. Но
что хуже всего, они, эти подонки, могли сказать, что угодно не только мне, но и
в адрес Иры, увидь меня с ней! А такого унижения я бы не вынес. Но с кодлой
одному не справиться, будь ты хоть храбрец из храбрецов. И все-таки я бы полез
в драку, если бы они затронули Иру. Недаром, я ношу на поясе флотский ремень с
тяжелой начищенной бляхой. Так что, куда бы ты ни пошел в этом треклятом
городе, жди, что нарвешься на неприятность. Даже приличного кафе не было, куда
можно было бы спокойно пойти с девчонкой, а только – пивнушки. Слава богу, был
кинотеатр «Космос», этот запасной аэродром. Но и там держи ухо востро. Подонки
они теперь везде. Вот в чем беда.
Коротко говоря, когда по вечерам мы стали встречаться с Ирой, я
всегда был начеку, наученный горьким опытом своего проживания здесь. С тех пор,
как приехал к моей тете сюда, в Сибирь, из Прибалтики, когда погибли мои родители.
Но тогда, в те годы, когда я сюда приехал, этот город не был таким, как сейчас:
заводы работали, люди жили более-менее мирно, весело. Не то, что сейчас, в
разруху. Так что плутать по мрачным улицам, где не было ничего интересного, и где
нам становилось еще грустнее, не хотелось. И мы, побродив окрест школы или по
стадиону, возвращались в беседку возле ее дома.
А в беседке мы больше молчали,
чем говорили. Или целовались до одурения – после того вечера, когда я, наконец, решился на первый поцелуй, потому
что смотрел на Иру как на икону и все не решался поцеловать ее. Бывало,
она вспоминала Калининградскую область, свою родину, где она с отцом и матерью
жила в городке у моря. Шептала, смеясь, мне на ухо, что море – ее первая
любовь. И я чувствовал сердцем свое и ее одиночество. И уже не удивлялся тому,
что мы с ней родились на Балтике, а встретились в Сибири.
Помню, я охотно подхватывал морскую
тему. С жаром рассказывал ей о Клайпеде, где я родился и жил с родителями, о знаменитых
на весь мир парусных кораблях из разных стран, которые мне довелось видеть в
порту на регатах. О местечке на берегу моря Гируляй, где мы с отцом на лодке ловили
рыбу, а по траверзу – на пляже – был виден наблюдательный пункт германской
береговой батареи, похожий на корабль с бронированными башнями на баке. Сама
батарея была разрушена, когда Прибалтику освобождали от фашистов, но
наблюдательный пункт уцелел. И я любил забираться на его башни, хищно смотревшие
на море своим прорезями в броне, садился на одну из них, и мог часами смотреть
на море, мечтал поступить в мореходку. Но все накрылось, когда отца
демобилизовали по состоянию здоровья из военно-воздушных сил, а потом они с
мамой погибли, утонули в море. Следователь мне рассказывал, что отец мой,
увидев, что мама тонет, попав в течение, пытался ее спасти, но они так и не
смогли выбраться на берег, и их унесло в море. Бедный мой, жалела меня Ира,
хотя у меня и в мыслях не было бить на жалость. Я ведь давно не ребенок. Просто
я никогда никому не рассказывал, что я сирота. Ира была первой, кому я поведал
свою вечную тоску по морю, забравшему у
меня родителей.
Мы продолжали встречаться в
беседке на пустыре. На этом единственном островке для влюбленных, как я ее про
себя называл, будто окруженном невидимой стеной, отгораживающей нас от
остального мира, где нам было неуютно. Но
я с ужасом чувствовал, что мы отдаляемся
друг от друга, и что душевная близость с Ирой, которую я ощущал в дни наших
первых свиданий, нарушилась, уходит, как песок сквозь пальцы. И было ясно, что
продолжаться так – долго не может. В замкнутом пространстве школы и беседки по
вечерам. Ведь я уже знал, что все когда-то заканчивается. Но мне не хотелось
думать об этом. Ведь, кроме Иры, у меня не было близкого друга. Такого, кому
можно было бы без стыда, открыть душу.
А потом наступили зимние
каникулы, которых я ждал, чтобы встречаться с Ирой не изредка, провожая ее по
вечерам из школы, а каждый день. Но Ира под разными предлогами почему-то стала
избегать встреч со мной. Я не понимал, что происходит. Пока она не сообщила
мне, что уезжает в Москву с родителями, где ее отец, капитан внутренних войск, должен был решить
какие-то дела, связанные со службой. А когда они приехали, то она уже была
другой. Холодной, отчужденной и неприступной. И я не знал, что мне делать,
продолжая ее любить и страдая от неопределенности наших отношений.
В конце концов, я принял
единственное и самое простое решение – позвонил ей по телефону и пригласил ее в кино. Она согласилась. Но в кино мы
пошли почему-то не вдвоем, а с группой поддержки. Она пришла в кинотеатр с двумя
одноклассницами, которые без конца хихикали, явно проявляя признаки врожденного
тупоумия. Картина была про любовь. В главной роли – Ален Делон. С холодными,
как сталь, синими глазами. Девчонки были от него без ума и не скрывали это. В
отцовой летной куртке не по сезону и в
шапке из ондатры, которая то и дело сползала мне на глаза, я чувствовал себя
лишним на этом гала-вояже в кинотеатр. Был угрюм, молчалив. Так что этот
коллективный поход в кино так ничего не разрешил.
Но однажды наши одноклассницы пригласили
меня на вечеринку. Наверно, по просьбе Иры. Девчонки попросили меня, чтобы я
взял фотоаппарат. Зачем? Потом все узнаешь, сказали они, как-то
многозначительно переглянувшись. Я положил в сумку «Зенит», фотоаппарат моего
отца, который бережно хранил как память о нем, и поехал на автобусе в поселок
на окраине города, который именовался Шанхай и пользовался дурной славой у
горожан, так как там было нечисто. Вот где жила моя одноклассница Нина
Макарова, у которой решили собраться девчонки, так как родители Нины были в
отъезде.
Оказалось, что я был
единственным приглашенным парнем.
Одетый в далеко не модный костюм
моего дяди, я чувствовал себя не в своей тарелке. Но от тягостной для меня роли
ухажера, призванного сверкать веселостью и остроумием, меня спас «Зенит». Войдя
в роль фотографа, я руководил девчонками, куда им сесть или как встать, чтобы
выбрать лучший вариант для снимка и, стараясь, чтобы в каждом кадре была Ира. А
она была красивой как никогда. С подведенными как у египетской царицы
глазами. Потом взяла фотоаппарат Нина
Макарова и, усадив меня и Иру на диван под картиной Айвазовского «Девятый вал»,
сфотографировала нас. Мы пили вино. Эту бутылку итальянского вермута привезла
из Москвы Ира. И я мало-помалу развеселился. И откуда, это взялось во мне, стал
шутить и рассказывать что-то веселое. Девчонки смеялись, а Ира смотрела на меня
блестящими глазами, как будто хотела запомнить мое лицо. И тогда мне
становилось не по себе. И я умолкал. Но когда мы остались с ней на кухне
вдвоем, или нас там специально оставили ее подруги, то она неожиданно обняла
меня и поцеловала. Так нежно, как и прежде, когда мы сидели, обнявшись, на
«островке для влюбленных», в беседке возле ее дома. Потом она сказала мне, что
ее отец добился перевода в Подмосковье благодаря связям в Москве. И что завтра
вечером она отбывает в Москву вместе с матерью, а папа пока побудет здесь,
чтобы отправить контейнер с вещами.
– Если не успеешь сделать фотографии, где мы с
тобой, то вышли мне их на этот адрес, – подала она мне листок из ученической
тетради.
– А как же островок любви? – только
это и вырвалось из меня, как-то совсем по-детски, когда я мельком увидел ее
новый адрес в подмосковном городе Дзержинске, где, наверно, тоже есть беседка возле ее будущего
дома, но где мне уже никогда не быть.
– Какой островок? – удивленно посмотрела
она на меня.
– Да так, проехали, – сказал я, пряча
листок в карман пиджака, предательски швыркнув носом. – Может, свалим отсюда ко
мне, – развязно предложил я, чтобы скрыть то, что я теперь переживал. – Анны
Ильиничны не будет дома. И я покажу тебе процесс фотопечати, а?
Она, как будто не заметив моего
хамства, сказала, что хочет побыть еще с
подругами, а потом они вызовут такси. Хорошо, сказал я, тогда я пойду.
– Прощай, Ира.
– Прощай, Евгений!
И она потрепала мои волосы на
голове, как мать или сестра, мол, ничего не поделаешь, жизнь бывает жестокой,
парень.
И я пошел домой один, оглашая
вселенную безмолвным криком. Мне казалось, что на моей шее висит не сумка с
фотоаппаратом, а тяжелый якорь, тянувший
меня долу. И было пусто на душе, что мы так нехорошо расстались навсегда. Это
впечатление саднящей дыры в моей груди усиливал треклятый Шанхай. С его
мрачными бараками и приземистыми домами за глухими заборами, мимо которых я шел
под брех собак. И я радовался, что Ира и ее родители вырвутся отсюда! И думал о
том, как мы целовались с ней на кухне, когда остались там вдвоем. И они, эти
прощальные поцелуи, еще не остыли на моих губах…
И вдруг увидел, как прямо по
курсу из барака вышли на улицу пьяные парни. Один из них, высокий, в тельняшке размахивал
обрезом и куда-то порывался бежать, грозясь кого-то замочить. А его кореша с матами
пытались отнять у него обрез. Но увидев меня, они умолкли.
– Эй, – заорал тот с обрезом. – Дай закурить! Хороший
ты человек! У, собаки, – погрозил он обрезом своим собутыльникам. – Убью, если
его тронете!
Я не стал лезть на рожон и резко
изменил курс, свернув на соседнюю улицу, освещенную единственным фонарем. Но
было поздно. За мной уже шел, убыстряя шаг, тот с обрезом, и орал, чтобы я дал
ему закурить, продолжая называть меня хорошим человеком. Машинально, на бегу, я
стащил с шеи сумку с фотоаппаратом и намотал на руку ее ремень. Он опять заорал
и раздался выстрел. Я обернулся. Точно бык, внезапно получивший удар молотом в
лоб, амбал стоял на коленях, прижав ладони к лицу, и мотал головой. И я
услышал, как он запричитал: «Ой, мои глазыньки…» – когда к нему подбежали его кореша…
А потом я уходил от погони. Куда-то
бежал, то и дело, поворачивал в проулки, и, помню, по моему лицу, текли слезы.
В конце концов, я вышел на берег реки, превращенной кожевенным заводом в сточную
канаву. И речка привела меня в город.
И вот я дома. Анна Ильиничны
нет. Она вдова и каждый вечер уходит к соседям, к одиноким старичкам, чтобы
помочь им по хозяйству, а потом допоздна они играют в лото.
И только теперь, зайдя в свою
комнату, я осознаю, что был на волоске от смерти. И благодарю судьбу, что Ира отказалась
идти со мной. И что кто-то невидимый, но безгранично сильный, сжалился надо
мной и отвел руку бандита от меня.
– Надо проявить пленку, – сказал я вслух самому
себе. – Надо что-то делать!
Растворить в горячей воде
химикаты, согласно инструкциям на заводских упаковках, – дело несложное. И
вскоре я разливаю горячие растворы по
бутылкам.
Теперь нужно поместить пленку в фотобачок.
Я закрываюсь в ванной и в
кромешной тьме достаю из фотоаппарата свое сокровище. От напряжения я
покрываюсь потом. Но и тут ничего сложного – отец научил меня, как равномерно
наматывать на спираль катушки фотопленку. Пробую пальцем витки, как это делал
он: витки легли хорошо, все получилось! И я иду за растворами, неотвязно думая
об Ире, – как я буду жить дальше, а
главное – зачем? – без нее.
Я беру бутылку с проявителем, и машинально
наливаю в бачок раствор, прозрачный как слеза. И мне нет дела до того, что бутылка
еще теплая на ощупь, думая совсем о другом. Механически вращаю катушку. Но стоп!
Что это?
Некоторое время я тупо смотрю на
вытекшие из носика бачка черные капли. Они похожи на кровь, эти капли, вытекшие
из бачка на подоконник. Почему они черные? От страшной догадки у меня холодеют
ноги. Я даже не достаю пленку. Зачем? И так ясно, что я ее запорол: фотоэмульсию
съел раствор, которому я не дал остыть, как следует.
Точно мертвый я иду в свою
комнату. Ложусь на кровать и отворачиваюсь к стене. «Надо бы проведать Мишку
Клемешева…» – последнее, о чем подумал я, впадая в забытье.
Рег.№ 0352750 от 21 апреля 2025 в 17:42
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!