Два звонка для Ивана Дашкова
- В летчики
годен
Ваня
в докторской семье рос. Мать – рентгенолог, отец – хирург. И не было у него
сомнений, кем в этой жизни стать. До второй половины десятого класса. Но тут к
ним новичок на последней стометровке в класс попал – Коля Балушкин. Невысокий,
красивый блондин, с твердой уверенностью в глазах, что все-то он о жизни знает
и путь свой давно проложил. Была у Коли мечта – летчиком стать. Да одному
боязно как-то было.
Сдружились
они с Ваней. В неделю фамильные ценности и приоритеты Дашковых потеряли свою
привлекательность. Захотел и Иван летчиком стать. И обязательно чтобы
полковником или генералом. У Коли на
этот счет никаких сомнений не было. Он поэтапно весь их будущий путь обрисовал:
училище, полк, академия, дивизия, сессия Верховного Совета СССР и они, оба,
генералы. И когда успел узнать про все это?
Отец
хмыкнул, но возражать не стал. Мать поупиралась маленько, для виду. Видение сына с лампасами (почему-то на трибуне Мавзолея, всего в
орденах) живо захватило ее воображение. У них в семье у всех воображение живое
было. Бабушка всплеснула руками: «Это же на 25 лет!». И потащила Ивана вечером,
чтобы не увидел кто, к старцу Аникею.
СтарецАникей жил в маленькой
хибарке на краю городка. Пахло у него странно, но приятно. Бабушка и слова не
вымолвила, а он уж сказал:
– Заходи,
Иван-воин! – возложил левую руку Ване на голову. Правой рукой, то крестил его,
то похлопывал по плечу.
– Иди, сынок,
служи! Бог тебя хранить будет. Страхов натерпишься, но цел и невредим будешь. А
покровитель небесный твой Святой Иона, на него уповай и делай все, как он
укажет.
– Да как же
Иона-то? – запротестовала бабушка, – он же Иван, значит, святой Иоанн должен
быть его покровителем.
– Иона, Иона его покровитель. И не спорь
со мной, милая. Он его и защитит.
Поступил Иван в училище
легко. Его спортивная, мощная фигура и серьезная ответственность в глазах
помогали во всем. Он был хорошим борцом-вольником, а на колесах и лопингах
равным ему не было. Учился старательно, но средне. Все, что касалось авиации,
самолета и аэродинамики, – от зубов отскакивало. Гуманитарий он был никакой.
Философствовать попусту не любил. Тем не менее к семинарам по марксо-ленинским
наукам готовился тщательно, но на экзаменах выше трояка не получал. Его и это
устраивало. Главным было: лучше всех знать все, что полетов и боевого
применения касалось.
Закончил училище неплохо,
без «руки» и без отличия. Вот и поехал с тремя другими однокашниками на Дальний
Восток служить в авиации Тихоокеанского флота.
2. Экипаж
В полку сразу отметили его
образцовый внешний вид, спортивную стать и серьезную ответственность в глазах.
И летная подготовка оказалась на высоком уровне.
–
Будущий генерал, летчик – от Бога! – подвел итог разбору первых полетов командир
эскадрильи.
Началась повседневная учеба
и служба. И комэск, и замполит, а вскоре и полковое начальство быстро заметили
служебное рвение лейтенанта Дашкова. Он и в спорте первый, и с матросами
возится по выходным, и политзанятия у них ведет. Даже старший штурман полка как-то
на контроле готовности к полетам отметил:
– Наш
Иван экипажу блудануть не даст.
Особенно хорошо давались
ему положения Инструкции экипажу самолета, на котором он летал. А летал он
тогда на Ту-16 разных модификаций. И на заправщиках, и на постановщиках помех,
и на ракетоносцах. В основном на К-10, если кто знает, что это значит. А уж
Инструкцию он знал, как никто другой в полку. И как-то он прослышал, что командующий
авиацией ТОФ на Инструкции припавший был. Как ехал в полк какой, главу из
Инструкции для данного типа самолетов или вертолетов наизусть выучит. И,
причем, такую главу, на которую меньше всего внимания обращали. На контроле
готовности начинал пилотам и штурманам вопросы из этой главы задавать, и мало кто
с контроля готовности без «служебного
несоответствия» живым выползал.
Но нашла коса на камень.
Начал командующий в ивановом полку у летчиков кишки мотать. После третьего
безответного вопроса возгласил он:
– Да знает ли в этом
полку хоть один летчик Инструкцию экипажу! - и в руке его блеснул меч запретов полку на полеты и щелкнул кнут
оргпериода. Тут Иван встал:
–
Знаем, товарищ командующий.
Тот на
лейтенанта, как Циклоп на Одиссея, посмотрел:
– Очень интересно! – открыл Инструкцию на первой попавшейся
странице. А попалось ему статья о действиях второго штурмана при
разгерметизации подвесной кабины.
Ивана,
как правака, эта кабина вроде и не касалась, но как по-писанному все
Командующему выдал. Подивился Командующий такой прыти, подошел вплотную, чтобы
Ваня исподтишка не прочел чего, да другой вопрос, о котором летчики и не
помышляли, задал. Ваня, как автомат, даже глаза полуприкрыл, отстрочил. И так, и сяк гонял генерал-лейтенант Ивана по
Инструкции, взопрел аж. Но, наконец, придумал, как полк уесть:
–
Если бы у вас, хоть пять человек знали Инструкцию, как этот лейтенант, мне бы и
делать нечего было.
На этом основании он полк еще с час
порол. А когда устал, вышел и командира полка за собой поманил. И стала ввысь
Иванова звезда подниматься.
Нет, старлея и капитана он в срок
получил. И командиром корабля его хоть и первым из выпуска, но не шибко быстро
поставили. Великая Эпоха Озеленения авиации, когда старшие лейтенанты
эскадрильями командовали, прошла. Однако было видно – наш Ваня далеко пойдет.
Программу становления командира корабля
проскочили так, будто за ними Циклоп гнался. Командир отряда, курировавший его
прохождение курса, даже задал командованию вопрос:
– А в
состоянии ли летчик при таком темпе исполнять свой супружеский долг?
Но когда ему напомнили, что он
прежде всего коммунист и пообещали учредить наряд из лейтенантов для помощи в
исполнении супружеского долга, быстро успокоился и сел на место.
Иван
своим экипажем всерьез занимался. Вопреки принятым правилам, со штурманом своим и ста граммов не выпил.
Хотя во всех экипажах штурман обращался к летчику фамильярно, но с любовью – «Командир»,
у Ивана в экипаже никому и в голову не приходило обращаться к нему иначе как
«Товарищ командир». Тем не менее, они его уважали и за него любому глаз бы
вырвали и рот от уха до уха порвали. Ваня им при первом самостоятельном полете
в зону показал, что есть настоящий пилот.
В зоне
отработки техники пилотирования вместо положенных 45 градусов на виражах валил
самолет в такие крены, что штурман курс
домой только пятой точкой определить мог – все гироприборы, и компаса в том
числе, заклинило. И то соображать штурман начинал не раньше, чем через минуту
после выхода из этого дикого виража, когда в его голове собственные гироскопы
стабилизировались. Когда же они задание выполнили и получили разрешение на
снижение, Иван, подобрав ноги к животу, уперся ступнями в рога штурвала. После
этого в течение минуты экипажу казалось, что они падают на дно бездонного
колодца, а всё свободно лежащее, и пыль в том числе, плавало, как в аквариуме.
Невесомость называется. Кому-то это упражнение понравилось, кому и не очень, но
ни один из них свои претензии по этому поводу вслух не высказал. На земле же
все как один выразили свое восхищение пережитым. Иван понял – на экипаж
положиться можно.
3.Остров святого Ионы
Но
наступил день, а вернее, ночь «Х», то есть «Икс», ибо судьбу свою наперед
никому знать не дано. Днем они уже удачно в боевом порядке отлетали, и получил
Иван допуск к полетам в боевых порядках ночью в составе отряда.
Экипаж Вани
первым ведомым шел, как раз за командиром отряда Арендаторовым Семеном, более в
авиационных кругах известным под партийным псевдонимом Плантаторов. За ним еще
один экипаж, управляемый однокурсником Ивана. Шли они на «радиус», в северную
часть Охотского моря. В процессе полета надо было выполнить два тактических
пуска ракет: один по цели на полигоне «мыс Тык», второй по любому попавшемуся
по пути кораблю. И если первый надо было выполнить залпом, второй разрешалось
выполнять каждому самостоятельно, как Бог на душу положит.
«И
вот летим мы, красота, шестнадцать тысяч высота…». В американской песне имелось
в виду шестнадцать тысяч футов, а отряд шел гораздо выше: ведущий
Каждые
полчаса экипаж должен о самочувствии докладывать. Зоркий глаз в …корме
командира от безделья и дневной рыбалки, что вопреки требованиям предполетного
режима состоялась, задремал. Вовремя не доложил, что ему ух, как хорошо. Решил
Ваня немного похулиганить. Чтобы КОУ пробудить, педалями пошевелил слегка. Это
в передней-то кабине шевеление педалей легкий пробуждающий эффект производило,
а в корме, за
Экипаж
передней кабины слегка вздрогнул, а КОУ с радистом чувствительно получили по
обоим ушам стенками кабины. Тут-то левая стойка шасси и выпала.
Аэродинамика
Ту-16 не подвела. Как и указано в Инструкции, самолет быстро завалился в 70 градусный крен и понесся с нарастающей
скоростью к матушке Земле. Вернее, к широкой груди Охотского моря. В кабине
приятно и странно запахло, а на лобовом стекле Иван увидел портрет старца
Аникея, выполненный в рублевской манере. И вспомнил он, что его покровителем
является святой Иона.
–
Иона, помоги! – только что и успел внутри себя воззвать Иван.
Воспитанный
Иваном экипаж, ухватившись за гениталии, дружно молчал. Кто-то из них воспринял
это падение как продолжение дневных испытаний прочности. А те, кто понял, что
происходит, проявляли мужество и героизм.
Где-то,
наверное, в самом низу спинного мозга, засияли строки Инструкции. Убедившись,
что «рогами штурвала» самолет из крена и пике не вывести, он понял, что
произошло. В секунду затянул обороты и поставил
шасси на выпуск, обеспечивая самолету симметрию. На Ту-16 колеса выползают
около минуты. Все это время самолет быстро терял высоту и скорость. Но крен
начал уменьшаться. Визг в душах молчащего экипажа пошел на убыль и перешел на
более низкие частоты. Когда самолет принял горизонтальное положение и по крену
и по тангажу, Ваня поставил шасси на уборку. Высота в этот момент была около
двух тысяч метров.
Справа
внизу появилось светлое оранжевое пятнышко странной формы. Пятнышко росло.
Быстро приближаясь, оно приняло форму вертикально стоящего креста. Рядом с
крестом на невысоких скалах стоял седой старик. Его длинная борода и белые
одежды развевались на ветру. Иван показал на старика рукой правому летчику. Но
тот, выпучив глаза, не отрывал взгляда от высотомера. И ничего в мире не
существовало для него, кроме этих застывших на
Убедившись,
что шасси убрано, начали разгон и набор высоты. Штурман, переведя дух, дрожащим
голосом напомнил, какой курс надо выдерживать. После этого, включив двигатель
на чрезвычайный режим, Ваня быстро набрал скорость и занял определенную планом
полета высоту. Старик, покачав крестом, исчез, накрытый правой плоскостью.
Этап
был длинный, и они тихо и незаметно заняли свое место в боевом порядке. Никто ничего
не заметил, ни из кормы ведущего, ни второй ведомый.
– Штурман! – нажал он кнопку СПУ, – ты
зафиксировал место, где это было?
–
Да, командир. Нас унесло вправо. Судя по координатам НИ-50 это было над
островом Святого Ионы, как раз
– «Товарищ»
командир, – привычно поправил он штурмана. – А визуально ты его не видел?
– Откуда, товарищ
командир, – исправил свою ошибку штурман. – Кромешная тьма снаружи, островок
чуть больше километра в поперечнике. Необитаем. Его и днем-то никто никогда не
видел.
– Ну, хорошо. Экипаж, доложить о самочувствии.
Тут
заголосили все разом. Казалось, что лучшего самочувствия они не испытывали
никогда.
–
Предупреждаю, – для магнитофона заявил он. – Полет спокоен. Опасных метеоусловий нет. – И с металлом в голосе. – И не было. Всем
понятно?
–
Да ясно! Да чего там, – заверил командира слетанный экипаж.
Рег.№ 0156673 от 17 февраля 2014 в 17:01
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!