Blue Hope Голубая Надежда. Камни Добра и Зла ч.7

29 декабря 2015 — Анна Магасумова
article222457.jpg
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
 
История десятая  Blue Hope/Голубая Надежда
Глава десятая 
Камни добра и Зла
 
Ч.  7 Жемчуг на Руси
Мил мне жемчуг нежный, чистый дар морей !
В лоне океана, в раковине тесной ,
Рос он одиноко, как цветок безвестный...
(Иван Бунин) 
 
   Славянки любили украшать себя жемчугом.  Первое письменное упоминание о вышивке жемчугом встречается в летописях X века, но идёт этот обычай из глубокой древности.
   Головной убор замужней древнерусской женщины состоял из убруса — головной повязки, концы которой, висевшие вдоль щек, вышивались золотом и были унизаны жемчугом, а также  крохотными золотыми пластинками.
   Так украшали себя жены и дочери  богатых землевладельцев  и горожан.  Наряды боярынь и княгинь выглядели намного   богаче.  Их головные уборы и пелерины были покрыты узорами из жемчуга, а в завитках орнамента помещались драгоценные камни. 
  На Руси было широко  распространено шитье жемчугом.(1)  Монастырские мастерицы-рукодельницы расшивали жемчугом ризы, превращая это облачение в истинное произведение искусства. С тех времён повелось считать жемчуг камнем монахинь, Христовых невест.
 Жемчуг занимал особое место в церковной жизни. Им украшали церковную одежду, инкрустировали утварь для различных обрядов. Так, например, знаменитый крест Евфросиньи Полоцкой кроме драгоценных камней был отделан  жемчугом.
   Одеяние патриарха, особенно митру, тоже было принято расшивать жемчугом. Украшал жемчуг оклады икон, ножны холодного оружия, застольную утварь. Даже на шапке Мономаха мы видим жемчуг.
   При изготавлении  религиозных книг – Евангелия, молитвенников – мастера использовали мелкие жемчужины, украшая ими обложки. Часто из жемчуга делали  чётки — один из предметов религиозного культа всех религий.
   В XVII-XIX  веках чаще всего жемчугом  украшали головные уборы, которые изготавливали преимущественно в северных и центральных областях России. Например, богато украшена речным жемчугом архиерейская митра, хранящаяся в Московском государственном историческом музее. Она была изготовлена в последней четверти XVII века и перешита на бархатную основу в XVIII веке.
   В Оружейной палате Московского Кремля хранятся удивительные по красоте исполнения образцы жемчужных вышивок XVII века. В этот период на Руси появилась мода на рельефные узоры — вышивка напоминала  чеканку по металлу.  Здесь представлены фрагменты церковных облачений, например черное бархатное оплечье, подаренное царем Михаилом Федоровичем Новоспасскому монастырю. Оно покрыто растительным узором. На жемчужных ветвях размещены цветочки из алмазов.
   Еще одно оплечье, уже XVIII века  — подарок Екатерины II московскому митрополиту Платону. На красном бархате среди жемчужных полос, образующих ромбовидные узоры, блестят вышитые из жемчуга розы и вензеля императрицы. В центре — изумрудный крест. Для большей рельефности жемчуг на этом изделии нашит не прямо на ткань, а на специально подложенный шнур.
 Когда после Петровских реформ Россия обратилась к западной культуре, любовь к жемчугу не исчезла. Готовясь к придворным балам, дамы заказывали себе комплекты украшений, в которых бриллианты дополнялись жемчугами.(2)
    Если простонародье использовало речной жемчуг, то знать — исключительно морской, привозной.  Его называли бурмитским зерном, от древнего наименования Персидского залива — Бурмитское море или "зерно гурмыцкое"  в отличие от кафийского. Это два разных вида  жемчуга.
 Кафийский жемчуг
   Кафийский или  крымский  — морской жемчуг Чёрного моря, добываемый  близ  города Кафы. Сейчас этот город носит имя Феодосия, как и античный порт эллинов, павший от нашествия гуннов в IV веке н.э.
 На руинах древнего города в XIII-XIV веках и возник город Кафа, ставший крупным торговым портом Северного Причерноморья.
  Сохранились наставления купцам в Новгородской торговой книге:
"Привезти жемчуг белый, чистый, никак не купите жёлтый".
  В Каффу привозили жемчуг с побережья Персидского залива — " гурмызский" с острова Гурмыз, так в древности называли современный остров Ормуз, расположенный на территории Исламской республики Иран.(3)
 Кафийский жемчуг был мелким, как и речной, который добывали на северных реках и Амуре.
   Единственный случай, когда с затонувшего у берегов Феодосии корабля была поднята большая  мидия, из раковины которой  извлекли 133 жемчужины размером 50-70 мг.
   В Чёрном море можно встретить раковины мидий и устриц. Прибрежные жители добывают этих моллюсков, особенно мидии, на еду с незапамятных времён. Скажу вам, что плов из мидий — вкуснотища! Сами собирали  на берегу моря.
Речной жемчуг 
   На Руси издавна добывали пресноводный жемчуг, который извлекали из раковин — жемчужниц, обитающих в быстрых и чистых северных речках. Возможно поэтому такой жемчуг называли скатень.  Он имел удивительной красоты форму и порой ценился даже больше, чем добытый в море. 
  Раньше жемчужины на Руси называли перлами, а  потом вошло в обиход слово, пришедшее из  Китая – «чженчу», то есть жемчуг. Такая вот китайская нотка в истинно русской драгоценности.(4)
  Мелкий речной жемчуг на Руси называли жемчужной зернью. Крупные жемчужины овальной формы именовали жемчужными огурцами. Мелкий речной жемчуг с массой жемчужины менее 0, 25 карата (50 мг) и диаметром менее 3 мм называли бисером (от араб. bustra — поддельный жемчуг).
  Евангельское выражение: " Не мечите бисер перед свиньями" — означает  тщетность убеждения человека недостойного, ожидать от него понимания и благодарности.
 Жемчуг,  добывавшийся на реке Варзуге  в  Архангельской  губернии называли варзужским. В  начале XVI века его называли новгородским. На гербе беломорского города Кеми, известного в прошлом своими жемчужными промыслами, на голубом водяном поле разместилось жемчужное ожерелье.
   Прoмысел речного жемчуга в России просуществовал до конца XIX  века. И. Забелин в книге " Домашний быт русских цариц в XVI  и XVII столетиях "  так  описывает достоинство жемчуга:
"Лучшим, а, следовательно, и более дорогим почитался жемчуг гурмыцкий или бурмицкий, вывозимый из Ормуза или Гурмыза. Затем следовал жемчуг кафимский, вывозимый из Кафы. Много жемчуга вывозили из западной границы через Архангельск. Морской жемчуг, поступавший в Россию с Востока, иногда называли ориенталь (англ. orient — " восток" ).(5)
Символ красоты и светлой печали
   Вспомните, как описывали русских красавиц? Подбирали самые изысканные сравнения, дабы рассказать о стройности стана, черноте и густоте бровей, сочности губ. Но зубы непременно сравнивали с жемчужным ожерельем, что подчёркивает особое отношение к этому драгоценному камню на Руси. Символ первозданной красоты, совершенства формы – такое значение приобрёл жемчуг у нас.
   В России жемчуг символизировал собой девическую чистоту, нежность. В Западной Европе он, наоборот, часто выступал как символ светлой печали, слез.(4) Как тут не вспомнить Марину Цветаеву:
Отмыкала ларец железный,
Вынимала подарок слезный, —
С крупным жемчугом перстенёк,
С крупным жемчугом.
 
Кошкой выкралась на крыльцо,
Ветру выставила лицо.
Ветры веяли, птицы реяли,
Лебеди — слева, справа — во́роны…
 
Наши дороги — в разные стороны.
Ты отойдёшь — с первыми тучами,
Будет твой путь — лесами дремучими,
песками горючими.
 
Душу — выкличешь,
Очи — выплачешь.
А надо мною — кричать сове,
А надо мною — шуметь траве…

(Москва, январь 1916)
 
 
(1)Жемчужное шитьё на  Руси Автор: И. И. Вишневскаяhttp://www.liveinternet.ru/users/3874807/post256521509/
(2) http://www.juvelir2.ru/2012/02/zhemchug-na-rusi
(3) Исламская республика Иран провозглашена 1 апреля 1979 года, в декабре принята конституция, определившая  государстенное устройство в виде президентской  республики, совмещающей религиозную и республиканскую власть. Реализуются основные принципы исламской государственности велаяте факх. Глава страны — рабха. Рабхаром является общепризнанный факих — религиозный правовед. Пост рабхара пожизненно был закреплён за аятолла Хомейни. После его смерти в 1989 году рабхарос стал имам Али Хамени
Высший законодательный орган — меджлис (парламент). 
(4) http://www.drag-kamni.ru/zhemchug-na-rusi/82

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0222457 от 29 декабря 2015 в 00:27


Другие произведения автора:

Ценная бандероль стоимостью в один доллар. История девятая ч.4

Голубая Надежда. Задушевные беседы.ч.2

С молитвою о Пальмире

Рейтинг: 0Голосов: 0625 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!