В гостях у духа Каповой пещеры ч.2
Эпос «Урал Батыр»
До Каповой пещеры оставалось плыть недолго, но наступали сумерки, и нужно было думать о ночлеге. Разложили палатки, развели костёр. Первый ужин под звёздным небом был незабываемым! Луна освещала прибрежные скалы, и они будто светились. Слышался тихий плеск воды, потрескивал костёр, освещая усталые лица друзей. Рядом с Анной сидел Николай. Трудно объяснить это состояние умиротворения тишиной и красотой природы. Анне казалось, что она попала в сказку. Так оно и было. Иван Дмитриевич, предвосхищая завтрашний поход в пещеру, стал рассказывать:
«В башкирском эпосе «Урал-Батыр» повествуется о двух братьях, старшем Шульгане и младшем Урале. Шульган был непослушным ребенком, и все время старался нарушать запреты родителей. Младший родителей слушал, но и со старшим – Шульганом, старался не ссориться. Когда они выросли и пошли искать приключений, старшего брата все время тянуло на недобрые дела, и в этом ему составляли компанию всяческие злые духи, дивы и шайтаны, которые обитали преимущественно в пещерах и под водой, т.е. в нижнем мире».
Когда Иван Дмитриевич произнёс последние слова, внезапно, откуда ни возьмись, поднялся ветер, бросивший горсть песка в тлеющий костёр, ярко вспыхнувший в ночи. На несколько шагов разлетелись искры. Анна прижалась к Николаю, тот в ответ обнял её за плечи. Лариса округлила глаза: это проявление ласки со стороны Николая было для неё в новинку. «Что – то тут не так, - заинтригованно подумала она, расспрошу Анну потом».
Через несколько мгновений ветер стих. Все испуганно затихли. Иван Дмитриевич, как ни в чём не бывало, продолжил:
«Младший брат – Урал, действовал в основном в одиночку, спасая мир от всяческих напастей. После очередного подвига ему подарили волшебный посох, дающий небывалую силу. Шульган выпросил у него посох. Урал надеялся, что брат, наконец, начнёт делать добро. Шульган же, уйдя в горы, пробил посохом дыру в земле. Из земли вырвался поток, затопивший всю землю. Прилетел крылатый конь Урал-батыра, Акбузат, и грудью остановил поток. Осталось только озеро. Разрубил Урал-батыр посох, и исчезла сила Шульгана. Сгинул он с лица земли и отправился в мрачные глубины подземного мира собирать дивов. Большое озеро перед Каповой пещерой получило название «Шульган», а из глубин пещеры, вытекает подземная речка Шульганка. Это цель нашего путешествия". - Иван Дмитриевич тяжело вздохнул. Всем стало понятно, что преподаватель переживает, как сложатся события завтрашнего дня. Он знал, что чувство эйфории, восторга, страха, угнетения и паники могут привести к неожиданным последствиям и даже несчастным случаям. Опытные спелеологи нередко попадали в сложные ситуации, были случаи гибели. Пещера мстит за неловкость и торопливость. Поэтому своих студентов Иван Дмитриевич проинструктировал ещё в университете. Но как всегда переживал за каждого, особенно за девушек.
Тревожную атмосферу разредил спокойный голос Николая:
«Это ещё не всё. Если возраст башкирского эпоса определить сложно, то художник эпохи палеолита 15 тысяч лет назад нарисовал в пещере и крылатого коня, и дива. Местные старожилы говорят, что в пещере до сих пор обитает дух коня Урала – Акбузата, ведь вход чем-то напоминает лошадиное стойло, только гигантских размеров», - дополнил рассказ преподавателя Николай. Он увлекался древнейшей историей нашего края и знал много легенд и сказаний. У Анны после слов любимого сладко и в то же время тревожно заныло сердце. Она чувствовала, что её испытания продолжаются.
Завтра предстоял трудный день, и все разбрелись по своим спальным местам. Анна с Ларисой залезли в свою палатку. Лариса пыталась вывести Анну на откровенный разговор, но та молчала, не хотела спугнуть своё счастье. Так и не выведав ничего, Лариса заснула. Анна ещё долго ворочалась: слишком много впечатлений свалилось на неё за один день. Наконец и её сморил сон.
Анне снилась земляничная поляна.
Шестое чувство
Анна проснулась с улыбкой. Лариса уже встала и суетилась у костра. Все были заняты делом: готовились к отплытию. «Доброе утро!» - услышала она голос Николая. Действительно доброе: радостно замирает сердце, кажется, что душа наполняется теплотой и нежностью. Позавтракав и выпив горячего душистого чая, вся группа погрузилась в лодки и отправилась в путь.
До Каповой пещеры добрались без приключений. Студентов уже ждали. Спелеологи во главе с Владимиром Киселёвым прибыли два дня назад и приступили к исследованиям.
Заповедник оказался закрытым для посещений, поэтому экскурсантов не было. Анна знала, что проходил конкурс проектов реконструкции туристического комплекса. Об этом ей рассказывала мама. Она работала в институте «Гипростройматериалы», сметный отдел, которым она руководила, готовил смету под будущий проект.
Студентов разместили в небольшом деревяном домике. Опять возникло ощущение, что они попали в другое время. Спелеологи рассказывали, что пещера влечет к себе людей. Может быть, этот зов и услышала душа Анны? Исследование пещер – это исследование иного мира. Уйти в пещеру – значит приступить к действиям в ином измерении, а пещера – символ этого пути.
Анна подумала, что настало время изменить жизнь. Но перед новым, неизведанным, всегда страшно. Тем более, что проникновение в пещеру для человека всегда было связано с необъятным ужасом перед неведомым миром мрака, раскрывающим дилемму – Жизни и Смерти. Пещера как бы «заглатывала» и «изрыгала» из своего чрева перерождённых. Анну охватило какое-то странное чувство: завтра их ждёт главное испытание и оттого, как она его преодолеет, будет зависеть её будущее.
Бытовые проблемы отвлекли от тревожных и волнующих мыслей. Вечером они с Ларисой готовили блюдо из местной форели – хариусов. Николай с Александром и Иваном Дмитриевичем ловили хариусов на перекате. Эту юркую зеркальную рыбку поймать трудно, но сам процесс её ловли завораживает. Тишина здесь крайне необходима! Слышишь только шум переката и всплеск рыбы. И насадка на грузило нужна особенная – лучше всего яркое пёрышко. Рыба чувствует цвет? Это как-то необычно!
Поднялись рано утром. Свежий горный воздух бодрил, и Анна чувствовала себя превосходно.
Нужно было решить, кто пойдёт со спелеологами, а кто останется с Иваном Дмитриевичем описывать рисунки первобытного человека. За пятнаднадцать тысяч лет, отделяющих нас от того времени, пещера надежно спрятала произведения древних художников под слоем натеков, дожидаясь того часа, когда, найденные вновь, они будут по достоинству оценены далекими потомками.
Решили, что со спелеологами, а их было трое: москвичи Владимир, Олег и Виктор, к истокам подземной речки Шульган, пойдут Анна и Николай. Анна настояла на этом, не только потому, что шёл Николай, её интересовало в пещере всё неизведанное, да и к тому же ей подсказало шестое чувство, что именно так она должна поступить.
Владимир предупредил: «Средняя температура внутри пещеры зимой и летом примерно одинаковая - 6-8 градусов тепла по Цельсию, поэтому одевайтесь теплее».
До пещеры нужно было пройти около километра. Пробираясь сквозь кусты и ветви деревьев, Анне казалось, что она не только входит в другой мир, но и осуществляет переход в иное измерение. Все чувствовали это, не разговаривали, продвигались вперёд медленно и осторожно.
Последний переход через речку, которую башкиры ласково называли Шульганкой – и группа будет у пещеры. Речка вытекала из Голубого озера, вырываясь прямо из подземного царства, из бездонных глубин подземелья Шульгана – царя тёмных и злых сил. Нужно только пройти по бревну, как бы отделяющему этот мир от мира прошлого. Анна оказалась последней, долго не решалась ступить на шаткое брёвнышко, под которым речка, шумным потоком, впадала в Агидель. Анна мысленно представила, как она переходит. Глубоко вздохнув, ступила на бревно. Чувство страха, которое засело у неё где-то глубоко, как испуганный котёнок, исчезло, уступая чувству восторженного полёта. И мысли сами стали слагаться в строчки:
Лечу над бездной,
Навстречу ветру,
Навстречу солнцу,
То вверх, то вниз!
И над водою
Расправлю крылья,
Лечу к тебе,
Шульган, держись!
С тобой на равных,
Сражаться буду,
И чувство страха
Я отвлеку,
Тебе я верю,
шестое чувство,
с тобой победу
Я обрету!
Рисунки первобытного человека
Когда подошли к Каповой пещере, студенты-историки были заворожены не только красотой окружающих мест. Впервые попавшего сюда человека уже сам вход в пещеру поражает своими размерами и великолепием. Он представлял огромную ассиметричную арку шириной почти 40 метров, высотой 22 метра – как портал в другой, подземный мир, где искрится под лучами яркого солнца Голубое озеро. Над ним находится Голубиный грот, играющий всеми красками под капельками воды, оседающей на стенах.
Владимир предупредил: «Руками ничего не трогать, идти друг за другом, не отставать, ничего из пещеры не выносить! И самое главное: не навлекайте на себя гнев духа пещеры: не кричите, громко не разговаривайте, - как вы отнесётесь к пещере, так и она отнесётся к вам!»
Группу окружила тишина и кромешная темнота, только фонари освещали путь. Но возникло непроходящее чувство восторга перед неизведанным и непостижимым. Время замедлилось и остановилось. На руке у Анны были небольшие дамские часики, их подарил отец на 19-летие. Но она не слышала их тиканье, будто и они перестали идти.
Проходя мимо Круглого озера, Владимир продолжил: «Пещера – не только неприветливая, но и агрессивная среда для человека и существовать в этой среде очень тяжело». Анна и Лариса при первом же знакомстве обратили внимание на угрюмость исследователей подземного мира. Они были молоды, но в глубине глаз таилась такая вселенская тоска, что они казались инопланетными существами, а не молодыми людьми 20 века. Но только стоило им войти в пещеру, всё изменилось. Исчезла скованность движений, на лицах появилась одухотворённость: пещера была их родным детищем, а не просто работой. Спелеологи стали рассказывать студентам о Каповой пещере. Первым заговорил Олег: «Башкиры называют Капову пещеру - Шульган-Таш. Таш - в переводе с башкирского камень. Вы видите вокруг нагромождение камней, но и они несут свой, особый смысл. Пещера изучается как многоплановый, сложный и многогранный научный объект, но все же главное в нем - это проявление духовной культуры наших далеких предков". Анна и все остальные внимательно слушали. Голос звучал в пещере необычно, словно отражаясь от стен, он уносился высоко вверх и это отвлекало от других мыслей, которые навевали страх и даже робость перед величием этого ценнейшего памятника мирового значения.
"Экскурсантам для осмотра были доступны только два этажа. - продолжил Юрий. На самом деле у пещеры их три. Современный вход в пещеру в древности служил входом на верхний этаж, этим и объясняется грандиозная высота современного входа, только этот вход был в древности на более высоком уровне от дна пещеры. Все три этажа сходятся в средней ее части. В дальней же части пещеры этажи расположены ступенчато. В недрах горы этажи соединены естественными вертикальными колодцами и наклонными шахтами. Суммарная длина всех исследованных сейчас ходов в пещере составляет около двух километров. Расширения галерей (коридоров) образуют свыше 15 залов. Среди них Купольный зал, зал Знаков и Хаоса, зал Рисунков". В это время они прошли к залу Рисунков. Рисунки находились на доступной высоте, но всё равно пришлось поднять голову. Даже без очков Анна смогла всё внимательно рассмотреть. Она как бы заново прозрела, представив, как в кромешной тьме подземных залов, на неровных стенах древний человек рисовал здесь свои первые картины. Звери, среди которых хорошо узнаются мамонты, лошади, носорог, олень и бизон, переданы древним художником в реалистической манере, такими, какими он их видел. Созданы ли они в одну эпоху или на протяжении многих тысячелетий, ученые затрудняются ответить. Но и в верхней, труднодоступной части пещеры тоже есть рисунки. Для того чтобы пройти туда, надо подняться на несколько десятков метров уступов, на которых сейчас стояли железные лестницы. Как мог древний человек, да еще без налобного фонаря туда подняться? До сих пор пещера хранит свои тайны. Их ещё предстояло открыть не одному поколению археологов и спелеологов.
В гостях у духа Каповой пещеры
Названия залов и ходов пещеры полны романтики, но они точно передают ощущения, которые испытываешь, находясь в них. В зале Хаоса луч фонаря теряется в нагромождении огромных глыб, служащих полом зала, через которые трудно перебраться, а множество выступов и провалов, из-за которых теряешь ориентацию, создают впечатление полного беспорядка. Зал Храм приводит в трепет, настраивая на таинство. Белоснежность стен зала подчеркивается красками самых разных оттенков. Причудливая игра создает впечатление, что находишься в каком-то архитектурном чуде. Зал Купольный, Мраморный тупик, ход Преисподняя, Зал Радужный, Бриллиантовый, Бездна... Описывать пещеру очень трудно, подобрать эпитеты для передачи красоты и того особого состояния, которое Анна и однокурсники испытали, почти невозможно. Она подумала: «Кто не ходил по пещере, не сидел во влажной, гулкой темноте подземных залов, вслушиваясь в дыхание пещеры, тому невозможно передать это на словах».
Иван Дмитриевич, Лариса, Виктор и Александр остались в Зале Рисунков, чтобы пройти по другим залам, рассмотреть и классифицировать все рисунки. А их было более 170, из них только 54 - рисунки животных На это нужно было много времени.
Спелеологи, Анна с Николаем пошли дальше: туда, где ещё не ступала нога экскурсантов. Почему пошла она? Анна уже ответила для себя на этот вопрос. Нет, не только из-за Николая. Её влекло нечто большее, чем привязанность к любимому человеку и страх его потерять. Она просто чувствовала, что должна так поступить. Если уж она оказалась здесь, в пещере, то должна пройти до конца. А им предстояло спуститься на самый нижний этаж пещеры, к святая святых, «счастливой звезде» спелеологов – истокам подземной реки. Она узнала из комментария Владимира, что это самый молодой и ещё не изведанный отдел пещеры, который наиболее близок к уровню Агидели. Именно здесь протекает подземный Шульган, скрывающийся под землей в 4 км севернее пещеры. Ближний конец этажа, заполненный водой, подходит ко дну грифона Голубого озера - родника к истокам подземной речки Шульганки. Спелеологам предстояло разведать возможность погружения в воды реки. Анне хотелось узнать влияние замкнутого пространства на психику человека. Она много читала, что абсолютная тишина и абсолютная темнота (при выключенном фонаре), приводит к появлению сверх естественных способностей. Кто-то слышал шаги и чьё-то присутствие за спиной, кто-то видел миражи, свечение, даже призраков и духов. Она хотела это проверить на себе. Откроется ли в ней какая-то сверх способность?
Но она даже не догадывалась, какие её ждали испытания.
«Анна, ты не боишься? – спросил Владимир, подводя её к лазу. - Спелеологи называют его «шкуродёр». Ты сейчас поймёшь почему». Мужчины пошли вперёд, вернее поползли. У спелеологов нет такого понятия, как пропускать женщину вперёд. Анна знала, что среди спелеологов встречаются и женщины, но суровость профессии ставит их наряду с мужчинами.
Лаз оказался таким узким! Предстояло преодолеть несколько метров, продвигаясь по-пластунски. Анна тоже поползла вперёд. Ей не было страшно, как тогда, на скале. Красная глина липла к рукам. Она надолго осталась на браслете её любимых часов.
И вот, наконец, путь преодолён. Анна вместе с спелеологами и Николаем оказалась на ровной площадке, которая резко обрывалась глубокой пропастью. Чтобы попасть к устью реки, нужно было спуститься вниз.
«Анна! Тебе придётся остаться здесь одной, - сказал Владимир, старший группы спелеологов. Твои кеды не подойдут для спуска, даже со страховкой». Действительно, вверх было ползти легче, чем спускаться вниз. А её «китайские» кеды скользили даже на ровной поверхности.
«Извини, фонарь оставить не можем, - сказал Олег, молодой спелеолог. Он нам необходим, – и хитро усмехнувшись, произнёс, будто невзначай, - развлекай духа пещеры. Ничего не бойся, вы подружитесь!» Олег спустился вниз последним.
Анна такого не ожидала. Дух пещеры? Чем его развлечь? Как с ним подружиться? Эти вопросы промелькнули у неё в голове и также внезапно исчезли. Она следила, как медленно пропадает луч света от фонаря. Наступила кромешная темнота. Поднеся руки к лицу, она увидела лёгкое свечение и силуэт своих рук. Это пробудилось внутреннее зрение, и страх, который даже не успел охватить её, отступил. Чуть выше, над её головой, в левом углу пещеры, блеснули два золотистых, продолговатых глаза. Так ли это было на самом деле, Анна не знала, ведь её очки остались на перекате, где-то на дне реки Агидели. «Здравствуйте! Меня зовут Анна. Я учусь на историческом факультете Башгосуниверситета», - произнесла она негромко. «Те-ма –ом-те-та», – глухим эхом пронеслось в глубокой тишине. «Я знаю! Ну что, споёшь?» - промелькнуло в её сознании. И, недолго думая, она запела: Если радость на всех одна,
На всех и печаль одна,
Море встаёт за волной волна,
А за спиной спина…
…Я назову тебя зоренькой,
Только ты раньше вставай.
Я назову тебя солнышком,
Только везде успевай…
Время будто остановилось. Анна пела свои любимые песни, пела с воодушевлением, без остановки.Такого благодарного и молчаливого слушателя она ещё не встречала и продолжала петь:
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберёшь –
Плох он или хорош.
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его,
Ведь он в связке с тобой,
Одной,
Сам поймёшь, кто такой.
Трудно вспомнить, сколько песен она пропела, сколько времени прошло! Но тут она заметила слабый отсвет фонаря, который приближался всё ближе и ближе. Вот и ребята поднялись один за другим.
«Спасибо, дух пещеры», - произнесла про себя Анна. Но ответа не услышала. Глаза исчезли неожиданно, как и появились. Олег, который рассказывал ей о духе пещеры, произнёс:
«А ты молодец! Отчаянная женщина!»
На душе у Анны было легко и спокойно. Испытания закончились, в этом она была уверена.
Спелеологи люди суеверные, поэтому Владимир предупредил: «Есть такое поверье: выходя из пещеры, не оглядывайтесь, тогда у вас будет возможность сюда ещё вернуться».
Анна и Николай, не оглядываясь, вышли из пещеры. Они сделали своё открытие, обрели себя, поверили в свои чувства. Николай понял, что встреча с Анной – не случайна. Она не испугалась ни холода, ни мрака, ни сырости, даже духа пещеры не испугалась. Он был уверен, что Анна та женщина, которая будет сопровождать его всю жизнь, не предаст и не обманет.
Анна думала, что, то шестое чувство, которое толкнуло её в это путешествие, не обмануло её. Она вышла перерождённой, победительницей! В этом ей помог, Анна был уверена, дух пещеры. Побывав у него в гостях, она обрела веру в себя, в свою любовь.
У грота Мамонта, при выходе из пещеры, их ждали друзья. У них были такие восторженные лица! Они обсуждали свои впечатления. Главное испытание студенты выдержали, дальнейшая жизнь, конечно, не будет лёгкой, но всё преодолеваемо. Ведь будущее строит человек сам, своими руками!
Путешествие закончилось. В Голубом озере отражалось июньское солнце.
Послесловие.
Дух пещеры не всех принимает дружелюбно. Подводная спелеология всегда сопряжена с риском, порой смертельным. Признанный специалист по погружению в пещеры, Шек Эксли, написавший книгу "Азбука выживания", погиб в пещере. В начале 60-х годов Василий Насонов решил проникнуть в "сифонную" - недоступную часть Каповой пещеры. Чтобы проникнуть в неё, нужно было пронырнуть всего несколько метров под каменным сводом. И именно здесь «ходовой конец» - веревка, по которой даже в абсолютной темноте можно легко плыть в воде по нужному проходу, сыграла роль смертельной ловушки. Для пущей уверенности Носонов пристегнул к ней карабин, который на короткой веревке привязал к грудной обвязке. Каким-то непостижимым образом злосчастный карабин перекрутился с ходовой веревкой и остановил спелеолога как раз посредине сифона. Отвернуть муфту карабина Насонов тоже не смог или не успел...В 1991 году в Каповой пещере вниз по течению подземного Шульгана от Зала Бездны проплыл по воде Владимир Киселёв. Виктор Комаров прошёл вверх против течения 150 метров, и вернулся, исчерпав лимит воздуха.
8.03.1995 года в Архангельской пещере трагически погиб Владимир Киселёв.
Только в 2001 году по инициативе Министерства Культуры Республики Башкортостан возобновились комплексные исследования Каповой пещеры. Спелеологи верят, что наступит день, когда пещера Шульган–Таш (пещере вернули её историческое название) ещё поведает миру свои тайны.
Эпилог
13 июня 2012 года.
Анна проснулась от звонка мобильного телефона. Ей снилась земляничная поляна. Первый поцелуй. На губах ещё оставался вкус земляники. Возможно, оттого, что рано утром, уходя на работу в Университет, её поцеловал Николай?
«Пил чай с клубничным вареньем», - подумала Анна и взяла со столика телефон.
«Мам, извини, разбудила?»– раздался голос дочери Киры. Они с Николаем решили назвать дочь, объединив буквы из двух слов: Капова и рисунки – К,И,Р,А – Кира.
«Нам с Артёмом предложили путёвки выходного дня на турбазу «Алые паруса» у Каповой пещеры, – протараторила Кира.– Помнишь, ты рассказывала, что после путешествия в Капову пещеру вы с папой уже не расставались? Хотите поехать с нами?» Кира радовалась, как девочка, хотя уже давно была в возрасте, старше мамы начала 80-х годов прошлого века.
Внезапно залетевший в комнату утренний ветерок зашевелил шторы открытого окна, дохнул знакомой сыростью в лицо Анны …
За спиной Анны раскрылись два белоснежных крыла.
И она устремилась на распахнутых крыльях
В те места, где с любимым так счастливы были,
Пролетая долины, обгоняя стремнины,
Будто празднуя здесь свои именины!
23.05.2012
Рег.№ 0153568 от 23 января 2014 в 22:13
Другие произведения автора:
Инь Ян. Оттенки прошлого. Глава 73
Ценная бандероль стоимостью в один доллар.История десятая ч. 9.1
*********** # 23 января 2014 в 23:08 0 | ||
|
Анна Магасумова # 24 января 2014 в 17:51 0 | ||
|