Под ветвями уставшего ясеня часть 3

7 апреля 2019 — Наталья Шатрова
article302637.jpg
 
3
     К концу лета, с новеньким красным дипломом, Аня устроилась на работу в лицей и с нетерпением ждала начала учебного года. Она часто думала, как войдёт в класс и познакомится со своими первыми учениками, какие слова им скажет. Волнение сковывало её: по итогам учебной практики она понимала, что работа с детьми сложное и активное занятие, требующее сил и характера. На классное руководство ей определили десятый класс вместо ушедшей в декрет учительницы географии. Внутри пробегала волна ощутимого страха, выплывающая наружу в виде мелкой испарины на лбу и чуть заметного подрагивания рук. Аня понимала, что это противоречивый возраст у взрослеющей молодёжи и настраивала себя на серьёзную работу. На её осторожные вопросы на тему руководства таким классом директриса ответила, что в случае чего ей обязательно помогут.
     И вот она, первая в жизни школьная линейка в качестве педагога, где её представили классу как нового классного руководителя - Анну Сергеевну. Стройная, небольшого роста, с собранными в красивую причёску волосами, спадающими уложенными прядями на плечи. В стильном платье бледно-синего оттенка, и в замшевых туфлях более глубокого тёмно-синего цвета на каблучках - выше некуда. Она стояла рядом с учениками, поглядывая снизу вверх на рослых мальчиков, и незаметно улыбалась их неробким шуточкам в её сторону.
- Анна Сергеевна, - склонив голову, обратился к ней самый разговорчивый из ребят. - Позвольте подарить вам сей букет. Исключительно за смелость управлять нашим классом. Надеюсь, это зачтётся мне последующими пятёрками по русскому языку и литературе.
- Не торгуйтесь, молодой человек. Я обязательно оценю ваши прекрасные знания, - Анна Сергеевна приняла букет. - Спасибо. Как вас...
- Игорь. Моё имя Игорь, - не дождавшись окончания вопроса, перебил её ученик.
- Я запомню. А вот перебивать меня некрасиво. Вы страдаете невоспитанностью? - Анна Сергеевна заметила, что класс с интересом наблюдает за их поединком. - Придётся немного поправить.
- Поправьте. Я буду ждать, - Игорь мило улыбнулся Анне Сергеевне.
- Слушайте выступление директора и не отвлекайтесь на мелочи, - шепнула она Игорю.
- Мне хочется вас слушать.
- Послушаете ещё, я подарю вам такую возможность.

     Свой первый урок в день знаний Анна Сергеевна провела на тему - «Я талантлив». Класс был на удивление активным, да и тема оказалась интересной, о ней хотелось говорить бесконечно. Ребята отвечали на предложенные им вопросы. Что такое талант? Все ли люди талантливы? Какие таланты проявились у вас или у ваших одноклассников? Кто в классе самый добрый? Кто самый остроумный? Кто лучше всех поёт? Кто лучше всех танцует? Кто самый спортивный? Кто хорошо рисует? А может быть, кто-то пишет стихи?
     Она увлекла учеников разговором. Ребята охотно обсуждали тему, незаметно делясь с ней личными тайнами. Они смеялись и шутили, и даже не замечали как Анна Сергеевна исподволь знакомится с классом и вскрывает их увлечения и характеры. Курсы по психологии в институте не прошли даром. Она уверенно провела первый урок, подавляя в себе небольшую робость. В конце классного часа Анна Сергеевна познакомилась с учениками по списку. Называя фамилию Игоря Беседина, она улыбнулась: тот самый Игорь, с которым она вела разговоры на линейке.
- Да-а, - протянула она. - Ваша фамилия оправдывает жгучее желание вести беседы на любую тему.
В дальнейшем все разговоры с Игорем Бесединым велись на «вы», и исключительно в вежливом тоне.

     Более беспокойными были уроки в двух девятых классах. Беспечное время... Человек задерживается в подростковом возрасте, не осознавая, что пора подняться на новую ступеньку и становиться взрослее. В силу заметной беззаботности, а может и молодости Анны Сергеевны, ребята откровенно шумели, пытаясь иногда сорвать урок. Жаловаться она не стала. Хотя, пробегая мимо класса, директриса заглядывала пару раз и окидывала строгим взглядом притихших учеников.
     Все учителя знают, что дети зондируют ситуацию. Маленький ребёнок проверяет границы дозволенного, активно балуясь в присутствии взрослых, иногда даже с вызовом. Так и подростки. Бывает, что класс устраивает проверку новому педагогу, определяя, можно ли выкрикивать на уроке, требует ли учитель выполнения правил или может пропустить некоторые вещи. Чтобы успокоить их, нужно сделать что-то неожиданное. Например: встать сзади класса, чтобы дети потеряли учителя из вида и были вынуждены оборачиваться; или понизить голос и говорить тише, чтобы ученики с трудом вслушивались в сказанное. В конце урока, в состоянии полной невозмутимости, можно объявить, что урок пройден не полностью и ученики должны выполнить дома объёмное задание.
     Самых задиристых всегда охлаждает фраза - «к доске». Или более тяжёлое - «сделать реферат по заданной теме». Вот тогда он будет сидеть, прижавшись грудью к столу, чтобы взгляд учителя случайно не упал на его грешную голову. Упадёт, обязательно. Именно он и становится жертвой очередной большой работы. Голоса с задних парт будут доноситься всегда, и если не обращать на это особого внимания - они затихнут. Нет?.. Значит, можно сказать, что ты пойдёшь навстречу любому их капризу: если ученик хочет поболтать на уроке, то он осуществит свою мечту, выступая у доски с презентацией. Пару раз можно отпустить их с последнего урока пораньше, и тогда они с особым рвением будут работать быстрее и ждать этого момента. А ты, абсолютно уверенная в своей правоте, объявляешь им своё «спасибо» за активный урок, закрывая глаза на их громогласное «уря» по поводу неполученного на дом задания.
     Сложнее было, если Анна Сергеевна подменяла заболевшую старенькую учительницу Галину Алексеевну. Взрослый одиннадцатый класс немного пугал её. Высокорослые и басовитые мальчики дружно протянули: «О-о!», когда она вошла к ним в первый раз. А девочки, прищурив глазки, невозмутимо осмотрели её с ног до головы. Они слушались Анну Сергеевну: выпускной класс, предстоящие экзамены и подготовка к ним делали их более серьёзными в учёбе. Только это совсем не мешало мальчикам отпускать в её сторону острые шуточки.
     На одном из уроков, стоя у доски, самый активный из ребят неожиданно предложил Анне Сергеевне сходить в кино на последний сеанс. Она поблагодарила его за такую искренность и вежливо отказалась, сославшись на занятость. Не получив нужного ответа, Максим упорно повторил своё предложение, категорически отказываясь продолжить задание у доски до полного её согласия. Мальчик был настойчив. Ситуация складывалась не в её пользу: ребята за партами увлечённо загалдели, с интересом наблюдая, чем всё закончится. Опустив глаза на стол, она постояла немного в раздумье и ушла к окну. Вглядываясь в утро за оконным стеклом, она терпеливо ждала. Класс погудел немного, постепенно затих и наступила полная тишина. Они ждали ответа. Анна Сергеевна молчала.
- Ну так что? - нарушил молчание Максим, провоцируя её. - Я могу подождать с ответом. Пару дней.
- Зачем так долго мучить себя? Я отвечу. Сядь на место, - Анна Сергеевна подождала пока он сядет за стол и продолжила, всё также глядя в окно: - Знаете... Поступая в институт я была уверена, что выбираю профессию по душе. Я люблю литературу, и особенно нашу, русскую. Обожаю Есенина и Высоцкого, Шукшина и Булгакова, уважаю наших классиков. В профессии ведь, что главное? Главное, чтобы она нравилась. Вот и вы скоро будете выбирать профессию, - Анна Сергеевна повернулась к классу. - Вот представь, Максим, что ты выбрал профессию, допустим, водителя и стал работать на большом грузовом транспорте. По-простому дальнобойщик, - класс весело загудел. - Едешь ты, весь такой уверенный, на приличной скорости, довольный собой и машиной, насвистываешь любимую песенку. И вдруг, кто-то хватается за руль и говорит: ты плохо едешь, неправильно, надо вот так. И он мешает движению, мешает твоей работе. Я думаю, что ты рассердишься и наговоришь ему много некрасивых слов, - класс засмеялся, понимая намёк на неприличное. - Вот так получается и сейчас. Ты мешаешь мне заниматься своим делом. Но это полбеды, бывают случаи тяжелее. Молодые учителя ломаются, разочаровываются и уходят из профессии. Поэтому, я вас очень прошу - не мешайте и помогите. Дайте мне возможность любить и дальше свою профессию. Тем более, что я у вас временно.
- Анна Сергеевна, так переходите к нам постоянно, - пошутил кто-то из учеников с задней парты.
- У вас хороший и опытный педагог, мне пока далеко до неё, - Анна Сергеевна улыбнулась. - И в кино мне есть с кем сходить. Поэтому, тема закрыта.
     Разговоры разговорами... Только однажды Данила встретил её у школы: он забежал на машине, чтобы съездить вместе по срочным делам. Приехал он сразу из части, в армейской форме и при погонах, и ждал её у ограды возле тополей. По старшим классам быстро прошёл слух, и особо активные в вольных разговорах мальчики вскоре притихли. Предложения по поводу свиданий или приглашения в кино со временем прекратились.
     Её первый учебный год прошёл на удивление быстро. Десятый класс, никаких экзаменов, море энергии и свободного времени. Первые серьёзные влюблённости и свидания, и мучительные для некоторых разрывы отношений. Жизнь в классе бурлила. Анна Сергеевна понимала их беспечное состояние и некоторую несерьёзность в учёбе. Вспоминая себя в этом возрасте, она знала, что скоро в их жизни всё изменится. Десятый класс был последним и самым лучшим островком уходящего детства. За ним, в одиннадцатом классе, начиналась подготовка к экзаменам и вступление во взрослую жизнь.

     Даньке нравилось дарить ей цветы, и больше всего маленькие букетики. Это могли быть нежные ландыши, бутончики крошечных роз с ажурными гипсофилами, красиво упакованные корзиночки с голубой и белоснежной гортензией. Ярко-синие незабудки или нежный гиацинт в горшочке. Главное, чтобы букет был маленьким, с редкими экзотическими цветами. Вынимал он его из бумажного пакета осторожно, стараясь не повредить лепестков. Большие и красивые букеты он тоже дарил, но это было по случаю праздника или в день рождения. А маленькие, так это он её так баловал. Данька мог остановить машину на просёлочной дороге за городом и нарвать ромашек или букетик спелой и сочной клубники, прочно связанной полевой травой. В такие минуты ей казалось, что, несмотря на своё суровое мужское начало, он умел видеть красивое даже в простом стебельке лугового ковыля. Наверное, ему было с чем сравнивать. Наверное, было у него в душе что-то особенное, что позволяло ему видеть необычное в обычных вещах.
     Аня чувствовала его состояние, но до конца так и не понимала. Данька не пускал её в свои переживания, закупорив внутри то, что ей не дано было знать. Особенно после возвращения из командировок. Аня старалась не оставлять его в такие дни, она просто молчала рядом. Выспавшийся и отдохнувший, он вновь возвращался в их совместную жизнь. Изменить Аня ничего не могла, она училась с этим жить. Она училась понимать его через молчание. Понимать исподволь, стараясь не навредить своей жалостью, действуя через природную доброту и чуткость. Позже Данила познакомил её с друзьями и их жёнами на праздничной вечеринке в части. Там они пошептали Ане, что в поездках ребята выполняют задания, связанные с риском для жизни. Не удивили... К тому времени Аня сама догадывалась о многом.

     Наступившее лето было жарким и долгим. Или ей так показалось, потому что она ушла в первый и продолжительный отпуск. На пару недель им всё же удалось вырваться на море: Даньке тоже дали небольшой отпуск. И там, на море, он впервые заговорил о ребёнке. Они договорились, что как только Аня выпустит теперь уже одиннадцатый класс, так они родят себе девочку. Она объяснила это тем, что ей стеснительно будет на выпускном вечере в таком неудобном положении. Июль, середина лета, и начало их новых планов на жизнь. Какого счастья можно было ещё желать?..
     Воздух у моря был влажным, в нём витали запахи свежей зелени, а на губах ощущался привкус солёной воды. В непогоду, когда море штормило, купаться было рискованно. Сидя на скалистом берегу, они часами наблюдали за волнами, с шумом набегающими на берег. Вода пенилась у края скал, бросая к их ногам большие белые барашки. Иногда море несло мощные и грозные валы, окатывая тучами брызг прибрежные камни. В тихую погоду, и особенно по утрам, море казалось зеркальным и загадочным. Хотя загадочным оно было в любом состоянии.
     Глядя вдаль на необозримый простор воды, воображение рисовало картины разного моря: спокойного и бушующего. Ночью, когда под ногами плещется тихий прибой, когда над головой плывёт бесконечный Млечный путь, ты мечтаешь только об одном, чтобы сказка эта не кончалась. И при такой красоте, их чувства смешивались с самыми бестолковыми мыслями.
     Обнявшись, они подолгу стояли на балконе: номер в отеле был с видом на море. Растущая луна уверенно улеглась среди звёзд, обнажая чуть заметную тёмную половину круга.
- Дань, мы обязательно сюда вернёмся. На следующее лето.
- Обязательно. В следующий раз мы привезём отсюда дочку.
- Давай, - у Ани заблестели глаза, и она повернулась к Даньке. - Как здорово ты придумал. А если сын будет?
- Пусть будет сын. Но ты же хочешь первую дочку, - он улыбнулся.
- Нет-нет, - засмеялась Аня. - Загадывать нельзя, в этом вопросе у нас нет права выбора.
- Согласен, - он прижал её к себе, и Аня в который раз услышала учащённый перестук его сердца.
- Дань, почему у тебя сердце так стучит? С тобой всё в порядке?
- Да, мы же проходим медкомиссию.
- Ты волнуешься сейчас? Почему оно у тебя так бешено стучит?
- Волнуюсь, - она подняла на него вопросительные глаза, Данила смотрел вдаль на море. - Ань... Мне кажется иногда, что я скоро кого-то потеряю. Не перебивай, - остановил он её. - Я перетираю в голове мысли, и ищу причину этой тревоги. Мама? Ты же знаешь, у неё проблемы с сердцем. Друзья, сослуживцы? Здесь тоже в любой момент может рвануть. Проблема на прыжке с парашютом, на стрельбах и учениях бывают сложные случаи. Никто ни от чего не застрахован. Кто ещё? Ты?.. Если только бросишь меня.
- С ума сошёл?
- Чувство такое нехорошее. Чем больше думаю, тем тревожнее становится. Словно отсчёт в голове пошёл.
- Дань, не думай об этом. Не пугай меня.
- Извини. Зря я сказал.
- Не зря. Я замечаю, что ты задумчивым стал. Думала, что по работе.
- Три часа ночи, а спать не хочется. Так бы и стоял тут на балконе, - он вздохнул. - А мы послезавтра домой улетаем.
- Дань, ты береги себя. Я жду, когда тебя подолгу нет дома. Я привыкла. Я могу смириться с таким ожиданием. Это сложно, но терпимо. И не надо никаких случаев.
- Ночью все бывают искренними. Пойдём спать.
     После откровенного разговора на море Аня стала замечать, что его тревожность стала более заметной и в чём-то затронула её. Она всё чаще ловила Данькин затуманенный взгляд, устремлённый в пустоту. Он словно проваливался в себя, во внутреннюю непонятную глубину. Её пугало такое состояние, и нарастающая тревога была ответом на его напряжённость. Она даже перерыла интернет в поисках ответа на возникающие вопросы. Например, о состоянии человека во время депрессии. Данила говорил, что иногда чувствует сильное давление в груди, словно ему не хватает воздуха. И ещё учащенное сердцебиение, которое быстро проходит.
     Работа?.. Да, есть трудности и большие нагрузки. И в то же время нет таких проблем, которые могли бы проявляться заметной тревожностью. Он всегда был спокойным и добродушным. Теперь Аня видела грусть в его глазах, устремлённую вдаль во время разговора. Она понимала, что Данька испытывает дискомфорт от такого состояния. Причину этого, она не находила.

     Данька спал, уткнувшись в подушку, а она не могла уснуть: мешала каша в голове. От беспокойства за него, от быстро пролетевшего отпуска, и от предстоящего учебного года. Аня прижалась к спине мужа щекой и прислушалась, сердце билось ровно и спокойно. Данька сонно вздохнул и снова затих.
- Дань, - тихо позвала она.
- Ты не спишь? - он повернулся на спину и широко потянулся.
- Думаю. Может, тебе сердце хорошо проверить? Я читала, что это могут быть признаки начинающейся тахикардии.
- Всё со мной нормально. Нас хорошо проверяют на медосмотре, с нагрузкой.
- В чём тогда дело? Мне кажется, что ты чем-то себя накручиваешь.
- Ань, есть такая вещь, интуиция называется. Тебе знакомо состояние, когда ты ждёшь какую-то неприятность? Или чувство, что ты была однажды в этом месте?
- Знакомо. Но не до такой же степени, чтобы сердце выпрыгивало, - она на секунду притихла, собираясь с мыслями. - Дань... В институте мы проходили курс психологии. В ней есть такое понятие - мысленная жвачка, липкая тягучая мысль. Это навязчивое состояние, или навязчивый внутренний диалог. Можно вести спор с самим собой, автоматически и неосознанно. Такое есть у всех, и это считается нормальным, - чем дольше она говорила, тем больше расплывался в улыбке Данила, он явно сдерживал себя, чтобы не расхохотаться. - И не смейся. Это мысли. Несмотря на их разумность, это просто эмоциональные мысли. Они связаны с нашей жизнью, с сомнениями и обидами, с чувством вины или злостью. Ты сам провоцируешь этот эмоциональный сигнал. Может, и есть смысл прислушаться к таким мыслям, а может, и не надо. Нельзя просто так верить всему, что приходит в голову.
- Всё? Прочитала лекцию? - Данька потёр нос, сдерживая смех. - Так вот что я тебе скажу, беспокойная ты моя. Включи логику. Я работаю там, где твоя курсовая психология рядом не стояла. Моя работа исключает раздражительных, психически неустойчивых и ленивых. И болтунов ещё. Моя психология - это наличие воли, выдержки, и веры в свои силы. Моя психология - это способность выдержать физические нагрузки и психологическое давление, умение победить в себе страх, способность определять характер людей по внешним факторам. Дальше перечислять? Да-а, забыл... Ещё - устойчивость к спиртному. И главное всё же, это психологическая устойчивость, - он обнял её. - Пройдёт. Не переживай. Здоровый я как бык. Спи уже.
Всё сказанное было настолько убедительным, что она ощутила нелепость своих только что приведённых доводов. И всё же, несмотря на его заверения, Аня не успокоилась.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0302637 от 7 апреля 2019 в 18:05


Другие произведения автора:

Зеркала-зеркала...

Осенью стылой...

Под ветвями уставшего ясеня часть 14

Рейтинг: 0Голосов: 0209 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!