Берлинские истории. Невероятное Рождество в Германии. Гл.3 Наедине с Нефертити

13 октября 2014 — Анна Магасумова
article178892.jpg

   На следующий день Вера с Робертом отправились на Музейный остров. Здесь начинался Берлин. А в XIX веке именно тут на берегу реки Шпрее сложился целый музейный комплекс. Роберт с Верой направились в Пергамский музей. 

 Экскурсию проводила молодая симпатичная девушка.

–  Сюда стоит заглянуть хотя бы ради того, чтобы посмотреть на известный цветной бюст королевы Нефертити, датируемый  примерно 1360 годом до нашей эры.  Он был обнаружен  в 1912 году германским археологом Людвигом Борхардтом и его командой в мастерской скульптора  Тутмоса  в Тэль - эль -Амарне, в 300 км южнее Каира среди глиняных черепков. В 1913 году  бюст тайно был вывезен  Германию, его специально вымазали гипсом, чтобы скрыть ценную находку  от египетской таможни.

   Вера слушала, затаив дыхание. Ещё в детстве, на уроках истории ей казалось, что она переживает все события так ярко, что во сне ей снились сцены из жизни Нефертити.

А экскурсовод продолжала:

–  Позже в 1933 году министерство культуры Египта затребовала бюст Нефертити обратно в Египет, но Германия отказалась его возвращать. В ответ египтологам Германии  были запрещены археологические раскопки в Египте.  Вторая мировая война и преследование жены Борхарда из-за еврейского происхождения также помешали археологу продолжить исследования в полной мере.

А Нефертити  с тех пор по праву стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры.В своем археологическом дневнике напротив зарисовки ценного памятника Древнего мира  Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, — надо смотреть».

Все внимательно стали рассматривать . Бюст Нефертити находился на стойке в самом центре,  в гордом одиночестве, освещенный лучом света в темноте. В зале, где он выставлен, создано особое освещение и не было больше никаких экспонатов. 

 Не зря Нефертити  в древности называли «Совершенная», черты признаны идеально прекрасными, а лицо украшало храмы по всей стране. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы.

Вера задумалась:

–  Действительно, изображение Нефертити просто поражает!

   «Из глубины веков смотрят на нас прекрасные глаза царицы Нефертити, запечатленные на знаменитом скульптурном портрете. Что скрывается за ее непостижимым взором? Эта женщина достигла вершин власти. Ее супруг, фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), был одной из самых загадочных личностей в истории человечества. Его называли фараоном-еретиком, фараоном-ниспровергателем. Можно ли быть счастливой рядом с таким человеком? И если да, то какой ценой дается это счастье?»  (Мишель Моран «Нефертити»)

   Вера вспомнила, как мама  показывала простой кулон – подвеску  с изображением Нефертити, привезённый ей отцом с юга, когда тот  отдыхал в санатории в Гаграх. Она задумалась  о своём детстве, когда на уроках истории учительница рассказывала о фараонах Древнего Египта, о судьбе этой прекрасной женщины.

   В зале, где выставлен бюст Нефертити, только что было много народу. Ей показалось, что пробежала чёрная кошка. Вдруг словно щёлкнул какой-то выключатель, и  Вера осталась одна, Роберта рядом не было. Внезапно свет потускнел, и девушка оказалась в сплошной темноте. Когда свет вспыхнул, перед  Верой стояла прекрасная женщина в белом прозрачном платье из тонкого полотна, в прекрасной в диадеме с двумя перьями и украшенных драгоценными каменьями маленьких сандалиях.  Вера обратила внимание на стройную шею, миндалевидные, глядящие томно глаза. Это была Нефертити. Она   с загадочной улыбкой обратилась к девушке:

— Я – иноземная принцесса Тадухеппа. Мой отец – царь Мессапатамского государства ариев  Митанни Тушратта (ок. 1370-1350 гг. до н.э.). Мне было 15 лет, когда отец отправил нас сестрой Гилухеппой ко двору фараона Амехотепа III в  обмен на тонну украшений, золота, серебра и слоновой кости. Он просто продал нас! Мы попали в гарем,  – на лице Нефертити не дрогнул ни один мускул. Вера удивилась, как царственно и без лишних эмоций она держится. И удивительно, она понимала каждое произнесённое слово.

А Нефертити продолжала говорить, будто не могла наговориться.

–  В Египте фараон был так восхищён моей красотой, что дал мне новое имя -  Нефертити, что означает "красавица грядет". После смерти отца юный Аменхотеп IV  получил меня  по наследству. Любовь фараона ко мне вспыхнула не сразу, он был молод и неопытен. Но, познав радости любви,  мой фараон так влюбился, что распустил огромный гарем отца, а меня объявил своей соправительницей.  Арии поклонялись Атону – богу Солнца.И вот по приказу   Аменхотепа IV  из белого камня был построен огромный храм Атона, а самого фараона стали называть Эхнатоном, что значит "Угодный Атону", а меня — "Нефер-Нефер-Атон". Это имя переводится очень поэтично и символично — прекрасная красотой Атона, или, другими словами, ликом подобная солнцу.

 Нефертити держалась как истинная богиня. Рассказ так увлёк Веру, что она слушала Нефертити на одном дыхании.

– Как-то я заговорила с мужем о том, что хорошо бы перенести столицу на новое место. Началось строительство новой столицы Египта — города Ахетатон ("Горизонт Атона"). Он был выстроен в живописной долине между Фивами и Мемфисом и представлял  роскошный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон.  Я была вдохновительницей новых планов мужа, египтяне  меня любили и  называли «владычицей приятностей», «умиротворяющей небо и землю сладостным голосом и добротой». Сам Эхнатон называл меня «усладой своего сердца».

 Вера вспомнила, что она видела фреску, которую можно назвать эротичной: Эхнатон нежно обнимает и целует Нефертити в губы. Это было возможно первое изображение любви в истории искусства.  

Нефертити продолжала свой рассказ, ей, видимо, так хотелось выговориться:

Муж любил меня, но это продолжалось недолго. Хоть и гарем был распущен, во дворце всегда было много молодых служанок и наложниц. Появились недоброжелатели и завистники, которые стали распространять обо мне нелепые слухи. Говорили о моём холодном сердце и сластолюбии, Рассказывали легенду о том, что   влюбленному в меня, несчастному юноше   за свою любовь я потребовала, чтобы тот  не только  прогнал жену, но и убил детей, а тела их я будто отдала собакам. Нашёптывали Эхнатону, что я ненавидела его, желала ему смерти, – Нефертити глубоко вздохнула, но даже в своей печали она выглядела царственно благородно.

– Сомнения стали закрадываться в душу фараона и к тому же у нас рождались только девочки, а их было шесть! – гордо произнесла Нефертити, – а вот сына я так и не смогла ему родить. Вскоре у меня появилась соперница, – продолжила Нефертити,  – её звали Кийа. Она была намного моложе меня и не только этим привлекла к себе Эхнатона. Кийа с помощью своей дальней родственницы приворожила фараона и навела порчу на нашу семью. Кийа не просто завоевала сердце Эхнатона.  В последние годы правления он сделал Кийа вторым (младшим) фараоном. Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхатона, ставших мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити. А меня изгнали из дворца и отправили   в загородный дом, где поручили мне  воспитывать  мальчика, предназначенного в мужья моей дочери — будущего фараона Тутанхамона. Там я жила до восшествия на престол Тутанхамона.

Умерла  я в Фивах. После смерти Эхнатона жрецы Египта вернулись к старому богу. Вместе с богом Солнца — Атоном было предано проклятьям моё имя. Поэтому его и не внесли в летописи.

Эхнатон скончался на 17-м году правления. Ему унаследовал Сменхкара, муж Меритатон нашей старшей дочери. Тутанхатон, совсем ещё мальчик, ему было всего 12 лет, под влиянием фиванской знати возрождает культы солнечного бога  и покидает столицу своего отца, изменив имя на Тутанхамон – "Живое подобие Амона".Анхесенпаатон, наша третья дочь, стала супругой юного Тутанхамона, изменив, подчиняясь "новой" идеологии, свое имя на Анхесенамон - "Живет она для Амона". Всего год правил Тутанхамон и умер загадочной смертью. А моя младшая сестра стала женой последующего фараона Хоремхеба.  Она заказала одному мало известному скульптору, имя которого не сохранилось сделать мой бюст. Милая сестричка! Мы были так с нею близки в детстве! Лишь она помнила обо мне! – Нефертити глубоко вздохнула и продолжила:

Вот этот бюст и был найден  немецкими археологами.    Египет до сих пор официально требует у ФРГ вернуть  мой бюст на Родину.  Но это невозможно.  Для меня Пергамский музей стал настоящим убежищем. Весной 1995 года здесь впервые после 1939 года прошла сенсационная выставка объединенной египетской коллекции, центром которой стали вновь встретившиеся Эхнатон и я, "преисполненная красотами", Нефертити. История моего земного странствия подошла к концу, ты удивлена, почему именно тебе я рассказала об этом? – Нефертити взглянула на Веру и улыбнулась ей своей еле заметной и загадочной улыбкой. И произнесла слова, которые девушка не могла и ожидать.

– Но ты – особенная, вспомни, что ты  не сделала в тот вечер, когда тебе позвонил Роберт?

Вера задумалась. Ей было грустно. Она сидела за компьютером, а потом прилегла на диван.

– Ах, да! Татьяна прислала мне своё стихотворение, а я так и не прочитала!

– Ничего страшного! Послушай!

В зале раздался такой близкий  и такой далёкий  голос подруги:

Странно, –  говорят,  с тобою схожи мы, 

Статью, взглядом, выраженьем царственным...

Не хочу питать надежды ложные,

Я различья вижу очень явственно.

Может, мы и связаны мистически,

Может, ты во мне, - перерождённая? 

Может, не понять умом, логически,

Сколько ты томилась, не рождённая?

И не обязательны сравнения,

Сходство лиц, до миллиметра полное,

Может, это просто совпадение:

Грезить храмом над речными волнами?

Может, это игры подсознания, 

Я в музей хожу с собою встретиться.

Всё забыто: боги, речь и знания...

Но Земля вокруг Атона вертится.

(Татьяна Французова 3.10.2012)

И это последнее, что услышала Вера. Она очнулась и услышала голос экскурсовода:

– С того времени, когда началось земное странствие Нефертити, прошли века. Бесконечные синие воды Нила все так же рассекают пески и зеленеющие пшеничные поля рядом с деревушкой Эль – Амарне. На территории бывшей столицы египетского царства сохранились высеченные на скалах пограничные стелы. На них Эхнатон, Нефертити и их дочери поклоняются восходящему солнцу. Ниже рельефа стелы покрыты ровными строками иероглифов: "Как живет мой отец, Атон прекрасный, живой!  Я сотворю Ахетатон для моего отца на этом месте, которое он сам сотворил.

 Рядом с Верой стоял Роберт. Он взял ей за руку и прошептал на ухо:

– Ты так внимательно слушала, что мне показалось – ты была где-то далеко.   Он прочитал стихи Веры, несколько изменив первую строчку:

Где витали твои мысли?

Может быть о смысле жизни?

Вера не стала ничего рассказывать Роберту. Взглянув на Нефертити, девушка увидела, что та загадочно улыбается. Вера поняла, что эту историю она не забудет никогда и возможно, когда-нибудь расскажет её своей дочери. 

   Когда они вернулись в центр города, к рождественскому рынку, Вера почувствовала, что проголодалась. Баварские сосиски с глинтвейном были очень кстати.  

  Рядом на катке звучала весёлая музыка. Роберт купил небольшую ёлочку. Вера была счастлива. Впереди Рождество и Новый год!

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0178892 от 13 октября 2014 в 19:37


Другие произведения автора:

Разговор с ангелом о любви

Я рисую к Дню Космонавтики 12 апреля

Комета Лодорра. Привет из прошлого ч.8

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1561 просмотр
Надежда Опескина # 29 октября 2014 в 08:48 0
Анна! Предшествующая глава мне понравилась больше.
Здесь произошёл крен в публицистику..., а там романтическая история.
Право автора . Это моё мнение читателя .
С теплом. Надежда. arb16
Анна Магасумова # 29 октября 2014 в 15:46 0
Спасибо за комментарий! arb16