Найти испорченность.

article94549.jpg

 Как-то попалась на слух фраза – «люди без вредных привычек и совести», и я призадумался. Значит, существует фраза – «люди с вредными привычками и совестью».  Тут бы к месту поразмышлять над вопросом, кто из данных категорий людей обладает большей (меньшей) степенью полезности, либо вредности … для мироздания. Но, даже не раскладывая по полочкам вредные привычки, да элементы совести, любой согласится с тем, что «люди без вредных привычек и с наличием совести» более предпочтительны.

Совесть, честь, стыд, благородство, жертвенность … и другие параметры качеств личности всегда вращаются вокруг термина нравственность. Апеллировать к этим понятиям значит постоянно оценивать и удерживать себя в рамках поведения принятого в данном социуме. Уж, какой социум, а  совесть, честь, стыд, благородство, жертвенность … будут подстать ему. В результате длительной практики взаимодействия людей нарабатывается некий общепринятый обиходный культурный цензор, встраивающийся в каждый отдельно взятый организм и приобретающий статус внутреннего ревизора, что в конечном итоге обеспечивает устойчивость беспроблемного существования человека и социума в целом. Сам себе судья, следователь, прокурор и адвокат…, и всё подобное содержится внутри тела. Нравственность – это целый блок нейронных взаимодействий на атомно-молекулярном уровне, код-группа оценочных биоимпульсов приложенных ко всяким образам жизненных реалий хранящихся в голове, которые, в свою очередь, также являются совокупными код-блоками биоимпульсов ситуативных комплексов памяти. Оценочные биоимпульсы (нравственность) совместно с биоимпульсами образа жизненной реальности есть цельная информативная композиция. Любая житейская ситуация вместе с приданной к ней оценочной код-группой (нравственностью) – есть завершённый, полный образ события хранящегося в мозгу. Вспыхивающие картинки воображаемых сюжетов тут же тестируются на возможность их применяемости в реальной действительности с нравственной позиции, т.е. фильтруются по допуску к использованию на практике. Когда в голове возникает образ, биоимпульсы оценочной код-группы оказывают специфическое действие на  биохимию самого организма. В нём, с "игрой" этих импульсов, запускаются внутренние реакции и активируются процессы вызывающие проявление соответствующих эмоций высокоразвитого животного. Итак, каждый фрагмент мысли находится под контролем нравственности, которая благословляет поступок, либо накладывает на него запрет. И обойти-то нравственность никак невозможно, поскольку она накрепко сцеплена с каждым представляемым сюжетом. Композиции образов хранятся в мозгу до смерти организма. Они не заучиваются подобно статьям законов, они просто передаются из поколения в поколение вместе с бытом, нарабатываясь и закрепляясь на каждом шаге роста индивида. Мир, созданный воображением коллективного человека, собственно этим и отличен от всех миров, в которых ютятся животные рангом пониже. Чем выше уровень нравственности, тем организованнее, сплочённее, дружнее, добрее, гуманнее … человечнее само общество. Нравственность – это барьер, отделяющий человека от животного, а человеческое общество от стаи животных. Мир,  где нравственность не только контролирует  взаимоотношения, но и управляет развитием человечества покоряющего вселенную – это мир Homo sapiens.

   "Нравственности предшествует принуждение, позднее она становится обычаем, еще позднее - свободным повиновением, и, наконец, почти инстинктом". Похоже, Фридрих Ницше не ошибся, особенно насчёт - «почти инстинктом».

Однако если код-группа оценочных биоимпульсов, т.е. нравственный блок отсутствует в мозгу, то, каким образом человекоподобные животные (пусть даже и умные)  взаимодействуют между собой. И что за общество тут имеется – что-то вроде цивилизованного "первобыта" напоминающего "глобальный человейник" по А.А. Зиновьеву?

В одной из бесед он заметил: "Разумеется, есть отдельные индивидуумы, но как историческое явление человек цивилизованный, добрый, наивный, непрактичный, утопический, идеалистический, романтический, неэгоистичный и нерасчетливый уже практически не существует. К сожалению, в жестокой, непримиримой борьбе с этим человеком победило другое явление: эгоистичный, расчетливый и жестокий дикарь, современный варвар, обвешанный с головы до ног высокотехнологическими приспособлениями. …Теперь надо все начинать с нуля – с создания нового человека."

А человек – это животное плюс нравственность, или …? Глобальный человейник – это огромное стадо умных и не совсем умных животных, разобщённых и размещённых каждый в своей штатной клетке социума. Умные животные пользуются высокотехнологичными приспособлениями и сосуществуют согласно бесчисленного количества договоров, обязательств, наштампованных пунктов статей законов, никогда не обременяя себя высокими смыслами и нравственностью. Дух и душа давно покинули "человейник", оставив тела обитателей на терзание историей одного дня, поскольку каждый из дней повторяет друг друга как однояйцовые близнецы. День монотонно одинаков, заранее известен и пуст по сути. Тук, тук, а кто в домике живёт? Супер биоробот снаружи и внутри, где чувства заперты отсутствием времени помечтать о великом и прекрасном. Где «Всю жизнь… можно описать словами "деньги", "кредиты", "проценты", "налоги", "долги"» (А.А.Зиновьев), где «… каждый стремиться помешать своим конкурентам всеми доступными средствами в достижении цели». Он от рождения до смерти раб зудящей мысли – «что на планете шесть миллиардов человек живут ещё хуже, чем мы, и потому мы должны быть счастливы». «Мы сосуществуем рядом подобно машинам в цехе завода».

У меня возникло предположение, что в обществе, где наличествует высокая нравственность там меньше свод законов. И наоборот, где ниже уровень нравственности там он толще (многотомник). Если стопочками разложить тома законов всех государств в один ряд, то можно с точностью до микрона поставить диагноз о наличии или отсутствии нравственности в среде их населения. Почему же пухнет многотомник законов при отсутствии нравственности? Ответ банально прост. Нравственность регулирует отношения между людьми, и если её нет, то эту функцию пытается выполнить свод законов.  Ведь законы для граждан пишутся с какой-то уже устоявшейся нормы поведения, коей является нравственность, которая упорядочивает отношения в нашем быту без особого напряжения воли. Нет смысла отображать на бумаге то, что обыденно, принято с молоком матери, устоялось и работает в обществе. Поэтому и закон тоньше.

Но нравственность обществу эгоистов не нужна, поскольку она грызёт и точит организм из нутра. От неё нет покоя и полного комфорта, от неё не скрыться никуда, она и во сне свербит как больной зуб. То ли дело свод законов – можно и забыть его, и при случае обойти. Одним словом – кому приспичит, тот напомнит о нём. А главное мозг свободен и не скован рамками приличия. Теперь и рынок заработал, тут и конкуренция стала по понятиям, тут и "экономикс", да и "моржа" пошли наудачу. Конкуренция говорите? «… И заключалась она в том, что большего успеха добивались не те, кто способнее, умнее, прилежнее и нравственнее, а те, кто богаче, ловчее, изворотливее, нахальнее, хладнокровнее, беспощаднее» (А.А.Зиновьев).  И вот «люди без вредных привычек и совести» заняли положенное им место, каждый в своей клеточке пространства-времени. Одним словом всё как при развитом капитализме.

Интересно представить и разобраться в архитектуре места, которое занимает нравственность в мозгу, чисто схематически и по-детски.

А для начала дополнительная информация из интернета:

[«Верхняя часть мозга, называемая по-разному: "сознательным" мозгом, новым мозгом, интеллектуальным мозгом, а в медицинской терминологии церебральной корой, — это гофрированный "думающий колпак", который лежит словно скомканное одеяло на центральном нижнем мозге. Верхняя часть мозга появилась на поздней стадии эволюции, а затем заполнила основную часть черепа человека…. Верхний мозг занимается, прежде всего, интеллектуальной деятельностью, и следует отметить, что когда мы упоминаем о левом и правом полушариях мозга, то фактически говорим о левой и правой части верхнего мозга.»

«Нижний мозг, именуемый подсознательным мозгом, старым мозгом, инстинктивным мозгом или эмоциональным мозгом, руководит всеми ежедневными видами деятельности, о которых практически не заботится ваш сознательный мозг, включая контроль температуры тела, кровяного давления, химического баланса, определенной обработкой данных, процесса пищеварения и т. д. Ваш нижний мозг также, кажется, занимается контролированием ваших эмоций».

«Существует три различных уровня, три эволюционных отдела мозга, неофициально именуемых: земноводным (хранилище безусловных, предзаданных стереотипов поведения, глубоко погребенное под поверхностью), древнемлекопитающим, или палеомлекопитающим (лимбическая система, центр управления эмоциями, вопросами выживания и сохранения вида, наслаждением и болью) и неомлекопитающим или неокортикальным (связан с недавно выработанными способностями цивилизованного человека – изобретательностью, абстрактным мышлением и прозрением). Пол Маклин, создатель этой теории тройственного мозга, утверждает, что это триединство работает как "три взаимосвязанных биологических компьютера, (каждый) со своим собственным интеллектом, своей субъективностью, своим собственным чувством времени и пространства и своей памятью"».

«Лимбическая система состоит из различных анатомически и функционально связанных образований головного мозга. Одни из них относятся к подкорке, другие — к коре, но не к новой, которая покрывает поверхность больших полушарий, а к старой, древней, занявшей в процессе эволюционного развития место в глубине головного мозга. Таким образом и подкорковые, и корковые образования лимбической системы расположены в глубине мозга, причем они парные, так как имеются и в правом, и в левом полушарии.»

«Функции лимбической системы чрезвычайно сложны и многообразны. Она играет важную роль в формировании поведения, эмоций, памяти, участвует в регуляции работы внутренних органов и переработке импульсов, поступающих от органа вкуса.»

«В лимбической системе формируются побуждения, или биологические мотивации, которые — и в этом также участвует лимбическая система — обусловливают сложные комплексы действий, направленные на удовлетворение жизненно важных потребностей. В отличие от простых безусловных рефлексов, таких, как чихание, кашель, мигание, физиологи называют их сложнейшими безусловными рефлексами, или инстинктивным поведением.»

«По мере роста и развития ребенка его инстинктивное поведение все больше подчиняется сознанию, формирующемуся в процессе обучения и воспитания.»

«Как считают ученые, лимбическая система ответственна и за эмоции: положительные — радости, удовольствия и отрицательные — страха, гнева, ярости.»

«Интересно, что, как показал опыт, «центры удовольствия» и «центры страха» находятся в лимбической системе ….»]

Сделаем предварительный вывод:

– Лимбическая система и всё что в мозге находится глубже - это наше животное начало, наша дикость, наши стадные отношения на уровне врождённых инстинктов.

– Церебральная кора или неокортекс обволакивающий лимбическую систему - это наше умное, интеллектуальное, человеческое, общественное начало.

Так, где же размещается нравственность в сугубо условном чертеже мозга? Она устанавливается по мере роста организма, занимая некую виртуальную область между лимбической системой и интеллектуальной (неокортекс), и выполняет функцию своеобразного "драйвера" облегчающего праведное взаимодействие интеллекта и тела. Это программа, которая обеспечивает мощной интеллектуальной неокортикальной оперативной системе разумно управлять всем телом через лимбическую систему, а значит, и регулировать поступки человека.

Если "драйвер" нравственности отсутствует? Тогда неокортекс просто усиливает энергетику врождённых инстинктов («центры удовольствия» и «центры страха»)  запускаемых лимбической системой. А человек превращается в супер животное, неважно в какое – жвачное, сексуальное, агрессивное, завистливое и т.д. Возбужденная и усиленная животная страсть не знает границ. Она, "разбухая", вожделеет всё больше и больше, приобретая статус вечно "раздутого" гедонизма.

Мы помним как ребёнок в своём желании "иметь" капризничает, корёжится, стучит ножками, трясётся извиваясь, приобретая качества "падучести", – тут то искусство воспитателя делает установку  на "можно" или "нельзя" определяя дальнейшее поведение его уже во взрослой жизни по правилам нравственного выбора.  Желание "иметь" постоянно преследует малыша. А вместе с тем желанием каждый воспитатель ставит в мозг дитя параметры дозволенного и запретного, постепенно превращая его в человека-разумного.

А если никто этим не занимается? Родители озабочены кто личной персоной, кто заработком хлеба насущного. И школа, отказавшись от воспитательного процесса, будет ежегодно выпускать человека-потребителя в угоду рыночному триумфу. Оживотнивание нации налицо.

«Вся наша система воспитания и образования, вся наша культура и весь наш образ жизни как будто специально придуманы для того, чтобы в массовых масштабах производить духовных уродов и чудовищ. … Общество может состоять в основном из здоровых людей, но быть уродом как целое. Но возможен и такой случай, когда общество состоит в основном из уродов, но является в целом здоровым. Мы приблизились к рубежу, когда наше общество будет состоять в основном из уродов, будучи уродом в целом. Сможем ли мы, уроды, превратить его в здоровый социальный организм или нет – вот проблема» - негодует А.А.Зиновьев.

Своими повадками общество дня сегодняшнего напоминает стадо одичавших животных. Стремление к первенству, доминантности, захвату территории, восхвалению и смакованию всех "прелестей" низа. Да мало ли чего ещё, чем славиться дикая природа.

Всем известный показатель "цивилизованности" – это инстинктивная необходимость животного метить и тщательно оберегать свою территорию (напомню – при отсутствии нравственности этот инстинкт многократно усилен) и вот результат:

- наличие крепких стен с решётками на окнах с пуленепробиваемыми затенёнными стёклами;

- крепкие двери в бронированном исполнении с мощными увесистыми засовами;

- высокое ограждение в виде железного забора, либо железобетонной, кирпичной кладки с орнаментом колючих колец по верху;

- модные "дилижансы" из бронированной и пуленепробиваемой стали, стекла и резины;

- мобильная и вооружённая до зубов охрана всего того что так любо и дорого и прочее, прочее…

Ну и несомненная посекундная охрана себя любимого всё теми же обученными и вооружёнными "зубастиками" (телохранителями).

Подобное не сравниться с былыми временами, где нравственность у народа всеобъемлюще присутствовала. Ведь замки на дверях были ненужные, поскольку воспитанный человек без стука и разрешения хозяина не входил в дом. Окна и двери в основном служили защитой от мух, комаров, да всяких животных из леса. А заборы ставили, чтобы домашний скот не разбежался ну и т.п.…. Так от каких животных мы сегодня прячемся в наших достойных и уютных клетках? Сами от себя? А может от соседа-дикаря?

Обособление на привилегированных и не очень, на племенных особей и без особого родства - несомненный атрибут стада, где одни бодают других в жажде справить свою разыгравшуюся животную страсть.

Нет бы, всем добродушно жить в скромном достатке, а сэкономленную энергию человеческой воли дружно направить на обуздание всех стихий природы постепенно возвышаясь над ней и наслаждаясь достигнутыми успехами в раскрытии таинства мироздания. Так нет же, изотрём эту энергию на бессмысленную конкуренцию в стремлении к одинокой одичалости. Замена возвышенных идеалов на приземлённые материальные неумолимо подводит общество к краю пропасти, где падшие исчезнут как вид, так и не познав величия статуса Homo sapiens.

Существует две крайности достатка. Когда он подпёрт снизу, это зовётся бедность да нищета. Когда он подпёрт сверху, это зовётся богатство да роскошь. Низвергая всё нравственное в своём окружении, верх и низ одинаково быстро оживотниваются, превращаясь в эгоистов по масти принадлежности.

«Крайности сходятся. Чрезмерное богатство, власть и известность ведут к тем же следствиям, что чрезмерная бедность, безвластие и безвестность. Они однокачественны. "Низший свет" есть отражение "высшего" и наоборот. Те же извращения, те же подлости, те же преступления, те же страсти, те же отношения между людьми. Только другие одежды, другая сытость, другой размах.» (А.А.Зиновьев).

Возможно, достаток одного и несколько отличен от достатка другого, но явно, именно реальный достаток приведёт человечество к процветанию, к покорению просторов вселенной. Достаток и мудрость всегда дружат. Одно не бывает без другого. Не даром говорят «умный много знает, а мудрый понимает». Когда умные и очень умные пытаются мудрить, то получается "мудрильня" наяву. С их подачи мы наблюдаем каждый божий день безнравственную действительность.

Мудрость, нравственность и достаток - "три кита", на которых стоит Homo sapiens.

Умные и очень умные нашли выход из положения, заменив нравственность притворством – люди ведут себя так будто они хорошие. Вот и результат – «… Кое-где бедность действительно исчезла. Правда, вместе с вымершими от голода и кровавых междоусобиц жителями этих регионов». (А.А.Зиновьев). Да, ещё и пенсию оставшимся в живых пенсионерам повышают, когда их больше в регионах помирает.

Притворство не болезнь, это стиль бытия. В дикой природе притворство спасает жизнь – вовремя притвориться мёртвым в случае опасности, надуться до больших размеров испугав противника, поменять внешний окрас, затаиться и т.д.. Исследователям повадки животного мира давно известны. Однако притворство имитирующее наличие нравственности присутствует только в мире умных животных пытающихся организоваться в общество и это аккумулирует в нём большое зло.

«Самое страшное зло – не преднамеренное, а то, которое делается во имя гуманизма и в полной уверенности, что это величайшее добро…» (А.А.Зиновьев).

Притворство ведь самообман и обман окружающих. Сегодня мы строим общество, где «…отношения являются сугубо прагматичными и эгоистичными …». «Тут один человек для другого не имеет никакой ценности сам по себе … он ценен как предмет удовлетворения потребностей». «Способности человека имеют ценность для других, поскольку они могут реализоваться в жизненном успехе, и другие могут за его счёт поживиться». «Если у тебя много денег и высокий социальный статус, так что за твой счёт могут поживиться другие, то ты можешь иметь и дружбу, и любовь, и внимание, и заботу. Правда они суть эрзацы.» (А.А.Зиновьев).

Слово «поживиться», перекликаясь со словом «потребительство» в условиях отсутствия нравственности, указывают нам путь в паразитирующий капитализм, где люди с подобным мышлением и поступком плодятся при каждом удобном случае и неудобном тоже.  Общество паразитов изъест всё хозяйство и друг друга.

«Можно заметить, насколько быстрее растут силы потребления по сравнению с производительными силами. Население экономически пассивное и паразитическое. Но понятие «паразитическое» должно быть уточнено. Может случиться, что функция сама по себе паразитарная оказывается необходимой в виду существующих условий: от этого паразитизм становится еще более опасным. Действительно, когда паразитизм «необходим», то система, создающая подобную необходимость, внутренне обречена. Но увеличивается не только число чистых потребителей, растет также их уровень жизни, то есть растет доля благ, которые они потребляют (или уничтожают). Если получше приглядеться, то мы должны прийти к выводу, что идеалом любого представителя руководящего класса является создание условий, при которых его наследники могли бы жить, не работая, то есть на основе ренты: как же может быть здоровым общество, в котором работают для того, чтобы иметь возможность не работать? Поскольку такой идеал и невозможен, и вреден, постольку это означает, что весь организм порочен и болен. Общество, которое заявляет, что надо работать, чтобы создать паразитов, чтобы жить за счет так называемого прошлого труда (это лишь метафора, указывающая на настоящий труд других), в действительности саморазрушается» (Антонио Грамши).

Можно дополнить, что сейчас жить за счёт ренты хотят уже все. А это действительный симптом тяжёлой болезни.

И поэтому, и не только поэтому, капитализм не имеет будущего, поскольку раздувающийся червь сидит внутри данного организма. Капитализм смертен либо сам по себе, либо заберёт в преисподнюю всю природу планеты. Люди, коли хотят жить уверенно и долго, поэтапно материализуясь через предстоящих потомков, обязаны выбрать иной путь совместного проживания, отказавшись от порочного паразитарного капитализма.

Давно замечено, что ближе к старости человек начинает всё чаще, отчётливее и ярче видеть образы из своего детства. Они  с высочайшей назойливостью являются во снах, а сюжеты далёкой молодости с устойчивым постоянством всплывают при разговоре. Но в тоже время, старец  не помнит или помнит с трудом то, что было сегодня либо в ближайшее время. К великому сожалению упадок психофизической деятельности никто не отменял. В медицине на этот счёт есть мнение. Не затрагивая конкретику, очень примитивно и чисто условно оно выглядит следующим образом. Поверхностные ткани мозга начинают отмирать первыми по отношению к глубинным его слоям, т.е. в обратном порядке, если смотреть на данный процесс старения от начала формирования и развития мозга с момента зачатия плода. Соответственно с умиранием клеток, которые содержат информацию о более свежих образах реальной действительности близких по временному интервалу к незаметно подкравшейся старости – умирают и недавно сложившиеся образы, вместе со всеми впечатлениями. Рушатся клетки, и сразу исчезает информация из памяти. Те же фрагменты жизни, которые "записаны" ближе к дате рождения, остаются. Глубинные слои мозга  сформировались первыми и умирают последними. Разрушение внешних слоёв мозга возвращает человека в детство. Не зря говорят старый как малый. Пожилой человек с детскими повадками никого не удивляет. Яркий пример старости сродни старику Хоттабычу, герою повести-сказки Л.И.Лагина .

Возникает вопрос. Когда должна быть установлена в мозг нравственность? Ответ тоже есть – в ребяческом возрасте. Начинается всё с развития плода в утробе. Когда с интенсивным ростом мозга плода, по реакциям матери на окружающую действительность, вместе с возникающими звуками и вибрациями пространства…, будущий индивид на уровне биохимии материнского организма впитывает информацию "дозволенного" и "запретного".

А зачем нам высокая нравственность? Мы хотим не существовать, а жить. Хотим построить искусственную среду обитания и вывести её в космос. И  строить её необходимо сохраняя естественные отношения между людьми. В этом нам помогает нравственность.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0094549 от 4 января 2013 в 16:00


Другие произведения автора:

Шампиньоны.

Убитые экономикой.

Найти выход.

Рейтинг: 0Голосов: 01250 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!