Жизнь, отданная политике

 

 

18 июля Нельсону Манделе исполнилось бы 97 лет.

 

Непримиримый борец с системой апартеида - неравенством белого и черного населения страны. Человек, просидевший 27 лет в тюрьме за свои убеждения.

 

27 лет жизни, принесенных на алтарь справедливости. Многие ли из нас способны на такое? 

 

Тюремное заключение, идейная стойкость,  востребованность принесли известность. За борьбой Нельсона Манделы следили, без преувеличения, многие. Прогрессивно мыслящая часть человечества его поддерживала. Консерваторы  кривили губы и надеялись на силу тогдашних скреп.

 

Тяжелая, бурная жизнь.

 

Смерть старшего и младшего сыновей, потеря, надо полагать, большого количества нервных клеток из-за выходящей за рамки правового поля деятельности своей супруги, окружения.

 

Мировая слава. Поклонение. Нобелевская премия. Лидерство в победившей на относительно честных выборах политической силы. Президентский дворец.

 

Немногим на этой планете достается такой букет событий.

 

В основе системы апартеида в ЮАР находился принцип раздельного расового сосуществования. Страна состояла  из двух миров – «белого» и «цветного», первый из которых занимал доминирующие позиции в функционировании государственной машины, жизни общества.

 

Владельцы белой кожи ходили в школы, университеты, магазины для белых. Черным нельзя было ездить вместе с белыми в автобусах, сидеть вместе с ними в кафе.

 

Легендарное объявление: «только для белых».  

 

На африканском то континенте – родине людей с черным цветом кожи!

 

Это был потрясающий социальный эксперимент, по дерзости, думается, ничем не уступающий строительству страны рабочих и крестьян.

 

Белых можно понять. Они пришли в Южную Африку в качестве завоевателей. Они пришли на понравившуюся им землю, подчинили своей воле, ценностям туземное население. Начали создавать политическую конструкцию, позволяющую белым жить в мире белых людей, по возможности максимально ограничив контакты с прежними хозяевами территории.

 

Выстроенная система опиралась на сотрудничество с  племенной элитой, способными к демонстрированию европейских качеств в обучении, работе и быту представителями коренного населения, насилие.

 

Нельсон Мандела должен был стать вождем одного из племен. Он из семьи не простых людей.

 

Из числа правящих до белых.  

 

Получил высшее юридическое образование. Система апартеида позволила сделать это. Открыл фирму, набрав в нее исключительно специалистов – африканцев.

 

Своеобразный вызов белому миру.

 

Затем долгие годы борьбы.

 

Борьбы за что?

 

По большому счету, за то, чтобы ресурсы страны контролировались не белыми, а туземными жителями. Конечно же, подобное никто не говорил. Официально - это была борьба за равноправие, уважение человеческого достоинства вне зависимости от цвета кожи его носителя.

 

Мало кто тогда понимал, что из-за специфичности установившихся иерархических отношений, победители и побежденные, поменявшись местами, вряд ли смогут все забыть и начать жизнь с чистого листа.  

 

В борьбе белая, доминирующая сила была заменена на политическую силу питавшихся энергией родной земли.

 

Необходимо отдать должное Манделе. После своей победы он всячески сопротивлялся преследованию белых. Но коренное, униженное и оскорбленное население страны имело другое мнение относительно будущего ненавистных, поверженных, культурно чуждых хозяев жизни.

 

Страна пережила исход белого населения. Белых убивали с удовольствием. В меньших масштабах, конечно, но продолжают убивать и сейчас.

 

Система апартеида пала.  Белых осталось немного.

 

Высокие экономические показатели растворились в невысоком желании работать, трайбализме, коррупционном обогащении верхушки победителей, неэффективности чернокожих управленцев.

 

Частичка западноевропейского мира на африканском континенте стала стремительно украшать себя вызывающими не самые лучшие чувства чертами общеафриканской беспросветной бедности, неспособности пользоваться имеющимися для улучшения качества жизни большинства сограждан ресурсами.

 

Борьба, которая убрала с шахматной доски белые фигуры, большинству победителей принесла лишь правовое, морально-эмоциональное удовлетворение. Теперь можно ездить вместе с белыми в автобусах, сидеть рядом с ними в ресторанах и кафе. Свой президент. Своя бюрократия. Своя коррупция.

 

Безусловно, после крушения советской империи, исчезновения противостояния двух центров ценностного влияния, система апартеида была обречена. Западный мир, морщась, был вынужден ее поддерживать в качестве своего форпоста в Африке, охотно поворачивающейся к советской идейной и материальной помощи.

 

Капитализму нужны были любые помощники в борьбе с социалистической заразой. После ее исчезновения нужно было думать с новой силой о привлекательности своего имиджа. В новых условиях поддерживать режим, который совершенно никак нельзя было назвать демократическим, становилось не с руки.

 

Эксплуатации, скрывшейся за человеческим лицом просвещенного, улучшившего под давлением советской угрозы свое отношение к представителям наемного труда капитализма, было не нужно лишний раз напоминать мировому сообществу о своей глубинной сущности. К тому же, вероятно, южноафриканские белые собственники вызывали не самые лучшие эмоции у иноземных конкурентов, воспользовавшихся изменившейся ситуацией в своих интересах. Ничего личного. Бизнес есть бизнес. Статусные передвижки в межрасовых отношениях отразились на ресурсной раскладке не в пользу режима, утратившего политическую полезность.    

 

В итоге, система апартеида, показывающая хорошую экономическую конкурентоспособность, обеспечивающая качество жизни белого меньшинства, дающая образование и работу черному большинству, осталась без внешней поддержки. Без последней шансы уцелеть у нее были весьма незначительны.

 

Ныне Южная Африка официально является демократическим государством. В реальности же, это территория с однопартийной политической системой, имеющая неплохие шансы приблизиться к экономическому состоянию своих соседок. Там, где белые были вынуждены уйти, коренное население демонстрирует весьма специфическое отношение к труду, которое приводит к нищете, примитивному образу жизни в антисанитарных условиях, активному приему веселящих органику веществ. Большинство выживает кое-как. Тем не менее, поддерживает своих лидеров, не падает духом.   

 

Крах власти белых наглядно показал, что достижения христианской цивилизации аборигенам нужны только с потребительской точки зрения. Совершенно очевидно, что заботы потерявших контроль над ситуацией сторонников европейских моделей экономического развития мало интересуют коренных жителей. У них своя жизнь. И они ей в целом вполне довольны. Два мира. Два отношения к жизни. Вклад африканского континента в научно-технический прогресс ничтожно мал. Печальная правда. «Золотой миллиард» - основа нашего качества жизни. Без него – только назад.

 

Нет никаких оснований упрекать Нельсона Манделу за последствия предпринимаемых действий. Всю жизнь его вела звезда чистой, справедливой идеи. Он претворил в жизнь свою мечту по освобождению своих соотечественников от унизительных ограничений, заставляющих африканцев чувствовать себя людьми второго сорта.

 

Другое дело, что добытая такой ценой свобода не принесла реального равноправия, фактической равноценности белого и черного человека, экономического процветания.

 

Урок всем, кто сотворил социальную иерархию, в которой доминирование демонстративно отдавалось одной расе.

 

Ученые, изучающие врожденные основы поведения, открыли в свое время программу этологической изоляции видов (подвидов). Она действует в представителях животного мира. Соответственно и в нас тоже.

 

Программа эта делит членов популяции на своих и чужих. Разделение протекает на основе различных признаков политического, экономического, социального, профессионального, культурного, религиозного характера. После разделения свои опознаются и приветствуются, чужих сторонятся, их преследуют.

 

Горе конструкторы белого мира на черном континенте, не ведая того, на полную мощность запустили эту врожденную программу. Провели с ее помощью границу, которую сейчас просто так не убрать. Да и желающих это сделать,  думается, не очень-то и много.

 

Почему-то создатели общественно-политической системы, таящей мощнейший межрасовый конфликт, надеялись на то, что на свете проходит не все.

 

Почему-то считали, что подавленное ими большинство на своей же земле будет их терпеть еще много-много лет.

 

Почему-то думали, что сконструированное ими будет во времени демонстрировать неизменно постоянную устойчивость. Были убеждены в своей способности игнорировать, гасить ненависть тех, кого считали полулюдьми.

 

Почему-то были уверены в том, что политические и экономические доброжелатели и конкуренты будут им симпатизировать и сдерживать свои аппетиты вечно.

 

Чрезмерно самоуверенные ребята.  

 

В очередной раз показавшие человечеству, что создавая что-то, стоит тщательнейшим образом все просчитать, постоянно заглядывая в прошлое и будущее. Учитывая и вероятные последствия неграмотного распоряжения врожденными основами нашего поведения, выступающими в качестве факторов прямого влияния на выживаемость изначально искусственной структуры.

 

Интересно, об ее искусственности они догадывались или нет?

 

Не любим, не любим, вооружившись объективностью,  заглядывать в будущее, прогнозировать.

 

Не любим думать о том, что побеждаемы.

 

Ежедневная борьба отвлекает от работы над потенциальными угрозами. Развитие безжалостно к излишнему себялюбию и недальновидности.

 

Проигрывают.

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0343987 от 31 июля 2023 в 23:18


Другие произведения автора:

Зов истоков

Земная небесность

Либеральный закат

Рейтинг: 0Голосов: 0144 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!