Мозаика

21 сентября 2013 — Андрей Мудров

 МОЗАИКА

Оставив машину около  вокзала, он взял напрокат велосипед и покалесил по древним улицам. Так он делал всегда, когда приезжал  в Равенну. В этом городе приятно крутить педали и размышлять.

Равенна” и “мозаика” -  сегодня эти два слова  не разделимы не только для специалистов. Со всего мира приезжают сюда люди, именно для того, чтобы полюбоваться  выложенными из крохотных кусочков  картинами, которые украшают стены и своды  арианского баптистерия, церкви делло Спирито Санто, “Сант- Аполлинаре Нуово”, “Сан-Витале”...      В том, что этот город в первую очередь прославлен мозаикой - искусством лишенном цельности, -  видится некоторая закономерность: ведь Равенна - это  символ разъединенности и раскола: здесь, прежде чем перейти Рубикон, Цезарь принял окончательно решение разбить Римскую республику, здесь произошли ключевые события, связанные с  распадом Римской империи... Как и вся Италия, Равенна одно из тех знаковых мест, что   в назидание людям проведение создает на земле, наполняя их конкретными  фактами, которые в своей взаимосвязи ,  словно на макете, повторяют   судьбу и историю всего человечества.

Главная достопримечательность города - обилие  “надтреснутых” полотен с библейскими сюжетами -  внимательному наблюдателю неизбежно напоминает, – да и  судьбе было угодно , чтобы слова «мозаика» и «память» восходили к одному и тому же индоевропейскому корню « men- “, содержащему представления  о движении мысли,  - о треснутости всего  мира и  наводит на размышления о  другой мозаике, той, в которую сегодня превращена языковая картина планеты, ее лингвистическое зеркало.

Действительно, представляя собой целостную картину, мир отражается в  словах как в зеркале. Когда зеркальная поверхность  чиста,  незамутнена  и цельна,   отражение соотвествует отражаемому и не имеет искажений. Так же, без искажений, отражался бы мир в  лингвистическом зеркале, если бы зеркалом этим  на земле был один язык. Один для всех. Но лингвистическое зеркало - эта языковая картина мира - сегодня разбито, испещрено трещинами. Каждый сегмент на нем  отражает по- своему. Каждый сегмент -  своеобразный  отблеск окружающего. Большие сегменты - языковые семьи, те что поменьше - языковые группы, еще меньше - языки,  наречия, диалекты, говоры....Слова каждого языка и все языки - один относительно другого - как элементы зеркальной мозаики, которой не хватает цельности.  Лингвистическое зеркало- один единственный, общий для всех язык,  Слово, делавшее всех равными перед окружающим миром, - было разбито, стало мозаикой, когда , не довольствуясь смиренным созерцанием  красоты вселенной и легким эфирным пребыванием в мире , человек захотел проникнуть во вселенскую тайну, в тайну мироздания, захотел во всей полноте уподобиться Богу, возвыситься до Него и, посягнув на небесные высоты,    выстроил Вавилонскую башню.

" ... Он сам явил свой истый лик;

То царь Немврод, чей замысел ужасный

Виной, что в мире не один язык ”,- так   в “Божественной  комедии”, похороненный здесь же, в Равенне,   Данте говорит о мучающемся в аду виновнике  того, что зеркало треснуло и мир стал разноязыким: библейском царе из Сеннаара,  воплощающем собой образ  человеческой гордыни.

Наказание Божье свершилось:  люди разъединились, рассеялись и перестали понимать друг друга. Все заговорили по-разному и каждый  - по-своему. Но наказание  простерлось и на говорящих на одном языке: что иное как не стон бессилия перед невозможностью получить целостную и одинаковую для всех картину мира  такие  выражения как “найти общий язык “ или “каждый понимает по-своему” ? Да и как можно найти общий язык  даже в рамках одного языка, если многие слова в нем имеют по несколько значений, порой противоречащих друг другу, что и не назовешь иначе как лексическим вавилонизмом.

А разве  не наказание сам  факт существования  различных наук, стремящихся к истине  с разных сторон, но единых в одном : в попытке  логикой преодолеть веру в Слово ? Но логикой можно создать империю, эсперанто - те же мозаичные конструкции, лишь претендующие на всеобъемлемость и  нескончаемость...

Потеряв возможность восторгаться миром как неким чудесным, понятным и равным для всех целым, люди  привыкли восторженно    воспринимать лишь свою самобытность - этническую, историческую, культурную … Но самобытное  - это предмет племенной гордости,  подразумевающей ущербность других: всегда найдется повод сказать “ в моем колодце солнце лучше отражается”. В самом слове «национальное», если внимательно прислушаться, можно услышать звук трескающегося зеркала. Как бы то ни было,  произнося формулу  «а вот у нас...», человек звонит в колокол своей колокольни и делает своим горизонтом порог собственного дома. Лишь в минуты отчаяния возводит он взор к небу и пытается услышать мудрый голос всеобъемлющей  тишины.   Так создаются местечковые боги  . Так удаляются от Бога единоистинного. Так распадается всевмещающий ноль и появляются цифры. 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0137742 от 21 сентября 2013 в 12:16


Другие произведения автора:

Италия. Венето. Славянские традиции.

СПИСАННАЯ ЖИЗНЬ 15 ОЦЕНОЧНОЕ

Куда?

Рейтинг: 0Голосов: 01499 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!