Шамбор - замок на рубеже эпох.
Шамбор - замок на рубеже эпох.
Владислав Батарин.
Шамбор - один из самых больших и прекрасных замков Долины Луары. Считается,
что местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа,
Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским (ЛюдовикомXII). Построил (точнее
начал строить) замок Шамбор преемник Людовика XII - Франциск I.
Размеры его грандиозны:
156 м в длину, 56 м в высоту, 77 лестниц, 282 камина и 426 комнат, Когда
находишься рядом, то это особенно
чувствуешь.
Приглашенный во Францию Франциском
I Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, но умер в 1519 в
Кло-Люсе вблизи Амбуаза. Имя архитектора, создавшего проект замка, до нас не
дошло, но, как считается: «анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное
влияние Леонардо да Винчи». В 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540
году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж
крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году
после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими
апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа,
12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года. Шамбор,
можно сказать, построен в виде православного (греческого) Креста. Считается,
что план в форме креста не использовался
со времен «античности», и только Браманте сумел возродить его к жизни до
Шамбора в 1507 году в
базилике Св.Петра в Риме (Точнее - пытался.
Базилика по его проекту так и не была построена. Недостроенное здание было
разобрано, а рядом построена была в 17 веке н.э. современная базилика Св.Петра.
А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский. "ВАТИКАН. Зодиак Астрономии. Стамбул и
Ватикан. Китайские гороскопы. Исследования 2008-2010 годов").
Хотя замок не был тогда полностью
готов, в нем в 1539 году с пышностью и размахом прошли торжества по случаю
визита императора Священной Римской
империи германской нации Карла V. После смерти Франциска I двор
переехал в Париж. Генрих II, «сын»(?)
Франциска I, продолжил работы в замке.
Примечание. Карл V
Габсбург.
Карл (или просто: «Король») V Габсбург (1500 – 1558 - годы жизни) - крупнейший
государственный деятель Европы первой половины XVI века, внёсший наибольший вклад в историю среди
правителей того времени. Карл V – последний(!)человек, когда-либо формально провозглашенный
римским императором.
Земли Карла
V. Карл получил в наследство огромные
территории в Западной, Южной и Центральной Европе, доныне никогда не
объединявшиеся: Бургундские Нидерланды, Люксембург, Артуа, Франш-Конте,
Кастилия, Леон, Андалусия, Канарские острова, Сеута и Вест-Индия, Арагон, Каталония,
Валенсия, Руссильон, Неаполь,
Сицилия, Сардиния, Балеарские острова, Австрия, Богемия, Моравия, Силезия,
Тироль, Ломбардия, Тунис, Новая Гранада,Новая Испания, Перу и ряд прочих
земель. (Историки могли бы «прочие» и
перечислить: вдруг бы среди замалчиваемых «прочих» объявились бы и Московия, и
Тартария, и Сибирь…)
Никто из Европейских монархов, ни до, ни
после, не имел так много титулов. Одних только королевских корон у Карла
было девять - он одновременно был королем Леона и Кастилии, Валенсии, Арагона,
Гранады, Неаполя, Сицилии, Богемии, а также титулярным королем Германии и
Италии. Сосредоточения огромных территорий в руках Карла опасалась Франция,
которая и положила начало противостоянию. В 1524 году имперские войска перешли
через Альпы, вторглись в Прованс и взяли в осаду Марсель. В 1525 году при
Павии Карл разбил французскую армию и
даже взял в плен французского короля Франциска I. Карл принудил плененного
короля подписать Мадридский договор (14 января 1526), по которому признавались
притязания Карла на Италию, а также его права феодального сюзерена на Артуа и
Фландрию. В заложниках оставались два сына Франциска. Однако, как только королю
удалось получить свободу, он объявил договор недействительным и 22 мая 1526
года созвал против Карла Коньякскую лигу (вошли Флоренция, Милан, Венеция, папа
и Англия). Снова конфликт происходил в Италии.
Карл также активно
вмешивался во внутренние дела германских правителей, пытаясь восстановить религиозное единство своей
империи (как и Иван Великий).
Карл изъявлял
желание отказаться от императорской власти ещё в 1556 году, но курфюрсты
приняли его отречение и избрали императором наследника Фердинанда лишь в
феврале 1558 года, и бывший
император удалился в монастырь. (Биография,
как и у Ивана IV Грозного в России (по ФиН- первого): в 1553 царь тяжко заболел. В тот же год бояре присягнули
на верность наследнику - сыну Ивана IV - Дмитрию. И в эти же годы в Москве
исключительным вниманием и любовью стали пользоваться юродивые. Особенно почитался
Василий (то есть «Царь») Блаженный (по ФиН- он же-Иван IV), который
умер через 4 года (В памятниках XVI-XVII вв. указаны различные годы кончины. Официально
говорят о 1557 г. ). Титул «царь» в иерархии стоял наравне с титулом император.
Совпадений в жизни Карла V и Ивана IV до 1556-1558- подчас просто много! Длясравнения с ними можно добавить биографию «сына» Франциска 1 и нового владельца
Шамбора - Генриха II (1519-1559)).
В 1559 году,
после смерти Генриха II, в работах
снова наступила остановка, хотя его
вдова Екатерина Медичи иногда
приезжала в замок вместе со своими детьми. Остальные короли посещали замок
крайне редко – замок оставался незанятым
в течение 50 лет.
Если отвлечься от французской королевской хронологии, то биография
Генриха II совместима с биографиями Карла V и Ивана IV Грозного.
Возможно Генрих II, но не как сын - приемник Франциска I, а как
победитель Франциска, хозяин на тот момент и Франции и как фактический владелец
замка, посещал свой Шамбор после смерти Франциска I. Пытался его достроить. Туда приезжала и его
жена - Екатерина Медичи, пока Франция ещё признавала власть Империи. А после: имперский
замок-крепость стал никому не нужен. Или его просто ненавидели, как символ
имперской власти. А историки, как всегда, что-то напутали или
сфальсифицировали, раздвоив-растроив одного и того же императора. (Аналогии в
биографиях Генриха II и Ивана Великого-Грозного отмечаются,
в частности, в работе А.Т. Фоменко и
Г.В. Носовского "О чем на самом деле писал Шекспир. От Гамлета — Христа до
короля Лира - Ивана Грозного").
Людовик XIV посетил замок всего девять
раз, но произвел там большие преобразования. Он не пожелал жить в старом
крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед
замком. Начиная с 1680 года, резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное
внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход,
украшенный фронтоном. Возможно, тогда с фасадов и внутренних росписей замка
окончательно исчезли «ненужные имперские» артефакты.
В 1745 году,
замок перешел к маршалу Морису Саксонскому (графу и, вроде как, даже бывшему жениху русской императрицы Анны
Иоанны), покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок
волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок, татар и
Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях (Как интересно сложилось в
жизни! Солдаты с востока Европы, хоть и таким образом, но снова заняли
имперский дворец. Автор).
С 1932 года
Шамбор принадлежит государству. В 1948 году леса вокруг замка получили статус
национального парка.
Несколько штрихов по архитектуре замка. Архитекторы
планировали строить крепость,
поэтому стены здесь толстые, потолки высокие, залы сырые и холодные. Их должны
были обогревать сотни каминов, расположенные в опочивальнях. В замке три этажа,
более 440 помещений. И хотя в ходе работ Шамбор попытались превратить в
комфортное жилье, внутреннее устройство все-таки больше подходит для обороны от
врагов, чем для отдыха. На каждом этаже вокруг лестницы в форме креста
расположены четыре вестибюля. Эти залы ведут к четырем совершенно одинаковым
апартаментам, что стало чрезвычайно необычной планировкой для
Франции. План замка, строго симметричный, имеет символическое значение:
жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой
знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть
между властью земной – преходящей, и властью небесной – вечной. Зачем был нужен
именно французскому королю того времени такой огромный замок крепость? То, что
он стал бы огромным, неуютным для проживания французского короля и плохо бы
протапливался, было бы ясно и при разработке проекта. Этот замок скорее был
нужен для очень большого двора или небольшой национальной гвардии, охранявшей
безопасность крупного императора при его перемещении по большим владениям. Был
ли таким Франциск 1 и его приемники? Не похоже! Франциск всю свою жизнь мотался
по Франции и не имел постоянного замка для проживания. И вряд ли именно ему был
нужен такой большой замок, хотя он пытался украсить замок своими гербами. Для
кого строился дворец-крепость? Уж не для Императора Священной Римской Империи
Карла V, который после
очередной победы над бунтовщиком Франциском и переехал в Шамбор. А что
касается, украшений Шамбора гербами-саламандрами сепаратиста
- Франциска – это, возможно, - просто мелкая месть сопернику - 400 одинаковых квадратов с гербом
Франциска I. Ведь известно, что после смерти германского императора
Максимилиана кандидатами на
императорскую корону были: Карл Австрийский, Генрих VIII (по ФиН – отражение
Ивана III и частично Ивана IV, то есть тот же Карл V) и Франциск. Но
императором стал Карл-король, избранный под именем Карла V.
Или же эти
гербы-саламандры и не Франциска только. Конечно, саламандра, как герб – это
известный бренд именно Франциска I. Но имеются и некоторые сомнения в
единственности Франциска, как правообладателя.
Саламандра - очень древнее
существо, упоминаемое ещё Аристотелем. Это ящерица-амфибия, обладающая чудесной
способностью не сгорать в пламени. В геральдике она символизировала стойкость и
иммунитет к опасности. Средневековая иконография
использует образ саламандры в качестве символа праведника - хранителя веры
среди превратностей бренного мира. Помещая саламандру на свой герб, его
владелец, по сути, заявлял, что ему присуща стойкость, и он совершенно не
боится опасности. Образ саламандры широко использовался в символике и геральдике. В
британских гербах, например, саламандра означает храбрость, мужество,
стойкость, которым не может повредить огонь бедствий. Ряд городов Франции имел
в гербах - саламандру. В 1686 г. был утверждён в московском Посольском приказе
польский герб Хрущевых – саламандра.
Интересный ещё факт! В середине
XII века в странах Европы распространилось «подложное» послание, якобы
адресованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей, византийскому императору. В
послании этом, представляющем собой перечень чудес, говорится о чудо-муравьях,
добывающих из земли золото, и некой Реке из Камней, и о Море из Песка с живыми
рыбами, и о гигантском зеркале, показывающем все, что происходит в королевстве,
и о скипетре, выточенном из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым
или светящихся в темноте. В одном из абзацев сказано:
«В наших краях водится червь,
называемый "саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы,
которые придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы
эти ткани очистить, их бросают в огонь». Что это за такая саламандра?
С именем
Франциска тесно связано Возрождение (и
возвращение «древней» античности, в том числе) во Франции. В 1517 году
Франциск решил основать высшую школу древних языков (или же создания «древних»
языков ?). Основал королевскую типографию. Пригласил во Францию Леонардо да
Винчи (ЛЕОнАРДО или, скорее всего, просто
«Лев Из Орды» – возможно один из последних имперских творцов, живший на рубеже
эпох, знавший правду, и возможно даже на картине знаменитой «Джоконды» донесший
до нас истинный образ Богородицы. Львами называли себя и катары, выходцы с
востока Европы, контролировавшие когда то юг Франции - РУССиЛЬОН). Рафаэль
написал для Франциска несколько картин («Архистратиг Михаил»). Особенно увлекался
Франциск архитектурой и скульптурой.
Приложение 1. Смешные сказки от историков. «Замок Шамбо́р был построен по приказу
Франциска I, который хотел быть ближе к любимой даме - графине Тури, жившей
неподалёку».
Замок строился почти 30 лет. Если
учитывать, что любовниц у короля было много, и привязываться на 30 лет к одной - вообще смешно, то зачем вообще затевать
этакое грандиозное для этого строительство. Адекватность этого официального
объяснения историками причин строительства замка вызывает сомнения.
Источники:
1.
2.http://new.chronologia.org/volume12/batarin_shambor.php
Рег.№ 0227414 от 19 февраля 2016 в 12:23
Другие произведения автора:
Серпуховские кулинарки. Физтехи на картошке.
Нет комментариев. Ваш будет первым!