Церковь Бориса и Глеба в Ростове Великом.
Загадки русского Ростова Великого
В.Батарин
Ростов Великий- удивительный и ныне-небольшой русский старинный город, хранящий ещё много тайн русской истории. Церковь Бориса и Глеба в Ростове Великом – один и немногих уцелевший памятник архитектуры Ростовского удельного княжества, дворцовый храм ростовских князей. Расположен на том месте, где в озеро Неро впадала несохранившаяся речка Пижерма; находится на крепостном валу XVII века у западной оконечности Митрополичьего сада. От этой церкви получила название в Средние века Борисоглебская половина Ростова, которой правили потомки князя Константина Васильевича. В своём нынешнем виде храм Бориса и Глеба был выстроен в 1761 году на средства местных купцов. Годом спустя с северной стороны появился храм Димитрия Ростовского, где службы велись в холодное время года. Без глав и колокольни эти здания прихода не упоминаются в большинстве путеводителей. Руины. По местному преданию, каменный храм был поставлен князем Константином Всеволодовичем (по традиционной истории-12-13 в.н.э.) на месте деревянной церкви в честь раннехристианских святых мучеников Кирика и Иулитты (раннехристианские святые мученики, пострадавшие во время великого гонения при императоре Диоклетиане. Борьба апостольского и царского христианства-Авт.), древнейшей в городе. Место впадения Пижермы в озеро — ядро городского поселения, древнейшая часть Ростова. Во время крещения Руси именно здесь крестили жителей города («общий крещатик»). Лаврентьевская летопись датирует возведение храма 1214-1218 годами. По мнению П. А. Раппопорта, это кирпичное здание строилось той же артелью, что работала в Княгинином монастыре стольного Владимира и в Спасском монастыре Ярославля.
Исследуя церковь в 1970-х годах, Н. Н. Воронин нашёл осколки битой плинфы (строительный материал Древнего Рима, Византии и Древней Руси. Тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине), но не придал этому значения. Во время повторного исследования в 1986 году начальник Архитектурно-археологической экспедиции Государственного Эрмитажа Олег Иоаннисян пришёл к выводу, что под храмом XVIII века в толще вала на две трети сохранилась церковь из домонгольской плинфы. Обнаруженная плинфа битая, что наводит специалистов на мысль об её вторичном использовании. Иоаннисян связал обнаруженный им храм (древнейший из сохранившихся в Ростове памятников) с известием Никоновской летописи о строительстве церкви на княжьем дворе в 1287 году. Здание строилось из бута с применением опалубки, а впоследствии было облицовано тонкими белокаменными плитами. Открытие Иоаннисяна опровергло распространённый тезис о прекращении после установления ордынского правления на Руси каменного строительства на северо-востоке Руси до времён Ивана Калиты. Древняя церковь ушла в топкий грунт и при строительстве вала в XVII веке была просто засыпана. Предлагалось устроить в двух ярусах музей устроить в двух ярусах музей, но местные специалисты (видимо, в интересах развития туризма) предлагали, по словам Иоаннисяна, «привести памятник в состояние чисто внешнего благолепия — покрасить фасады, позолотить купола, поставить просто леса на здании. Ничего не сделали, просто законсервировали в полуразрушенном состоянии». В таком виде он и пребывает по сей день.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Святые мученики Кирик и Иулитта.
Мощи Кирика и Иулитты были обретены при императоре Константине Великом (по НХ-это конец 14 в.н.э.) по указанию одной из рабынь, погребавших святых. Их перенесли в Константинополь, где в их честь был основан монастырь. По свидетельству паломников XII—XV веков, мощи святых находились в храме Святой Софии. Их судьба после падения Константинополя неизвестна. Или можно предположить: взял Иерусалим-Константинополь, Константин Великий-Дмитрий Донской, обретя святые мощи, поделился ими со многими апостольскими церквями в Европе и не только.
Мч. Кирик.
Роспись собора
Рождества Пресв. Богородицы
Лужецкого мон-ря, Можайск.
Ок. 1550 г.
Есть мнение, что мощи Кирика и Иулитты обрёл в Антиохии осерский епископ Аматор (якобы 4-5 века н.э. НХ: примерно середина 16 в.н.э.) и перенёс в Осер (Франция). Известно о нахождении частиц мощей в городах Невере (Франция) и Турне (Бельгия). Старообрядцы почитают Кирика и Иулитту своими покровителями, считая себя такими же, как они, гонимыми за веру.
Наследуя византийской традиции, Кирик и Иулитта в русских памятниках представляют своеобразную параллель образам Богоматери и Богомладенца Христа. Росписи собора Ферапонтова монастыря (1502, Дионисий): их фигуры в жертвеннике, «оба обращены в пространство храма, святая чуть наклоняется вперед, младенец Кирика, прижимаясь к матери, подается спиной назад, левой рукой сжимает крест, а правую поднимает вверх. Иулитта левой рукой указует вниз, на Кирика, правая обращена ладонью вверх, к Спасителю. Также в росписи жертвенника образы святых находились во фресках собора во имя Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова Лужецкого монастыря в Можайске (50-е гг. XVI в.), они изображены погрудно на откосах окна: оба в белых одеждах, Иулитта в зеленом мафории и с белым платом на голове, оба держат кресты перед грудью» (Сарабьянов. 2005. С. 127. Ил. 27, 28; Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерус. живописи. М., 2007. Ил. 590. С. 623-624).
До нач. XX в. в Никольской часовне новгородского Детинца существовала икона равноап. кн. Владимира (XVI в.), на которой среди святых были его дети - св. князья Борис и Глеб, а также Кирика и Иулитты. Возможно, что помимо совместного почитания здесь отразилось почитание святых, русских князей, Кирика и Иулитты как св. сродников, близких по плоти и духовному подвигу. Эта связь и прослеживается при возведении Церкови Бориса и Глеба в Ростове Великом на месте деревянной церкви в честь раннехристианских святых мучеников Кирика и Иулитты.
Святые мученики Кирик и Иулитта
Можно подумать, что перед нами очередной образ Божьей Матери с Богомладенцем Иисусом, однако эта икона не связана с Богородицей, на ней изображена святая мученица Иулитта с младенцем-мучеником, своим трёхлетним сыном Кириком. День памяти этих святых Православная Церковь чтит 28 июля в День Св. князя Владимира. Не очень известные традиции христианства.
Согласно житию, Иулитта (Улита) была молодой вдовой знатного происхождения, проживала в Иконии (возможно, современный город Конья в Турции) вместе со своим сыном Кириком.
«В гонения Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все своё имущество и с трёхлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница вначале в Селевкии, а затем в Тарсе» (современный город Тарсус в Турции? Или же Таруса на Руси? Впрочем, слово «Та-Руса»- это просто «Русь», как и «Тарса». Или «Тартария-Русь»- Авт.). Возможно, что здесь есть отголоски и бегства Святого Семейства в Русь на север. Имя Кир происходит от древнегреческого слова κύριος, означающего «господин»- ранневизантийский титул, который соответствовал высшему классу чиновных званий(«главный», «сила», «власть»), или от персидского мужского имени Куруш, означающего «Как солнце» («дальновидный», «подобный солнцу», «молодой»). Все эти значения имени вполне применимы к Спасителю-Царю Иудеи. «Во время гонений на христиан в Тарсе Иулитта была узнана и приведена вместе с сыном на суд градоначальника Александра. Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем, сказав что он христианин, потребовал чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребёнка с каменного помоста и Кирик скончался. Иулитту подвергли новым, но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Тела Кирика и Иулитты были оставлены палачами без погребения за городом, но рабыни Иулитты ночью тайно погребли их».
Католическое изображение
Иулитты и Кирика.
Чеканная старообрядческая икона
Св.Иулитты и Кирика.
Святые мученики сильно почитаются в Сирийской Православной Церкви под именами Мар Курйакус и Йолита. Святые мученики Иулитта и Кирик с древности почитались на Руси. В России им посвящались многие храмы и часовни. И по преданию, самый первый храм на Руси этим святым был ещё построен при жизни Св. кн. Владимира близ Ростова Великого на берегу озера Неро в Угодичах. На Руси молились этим святым о выздоровлении больных детей, ходила легенда, что «одному человеку приснился сон, где трёхлетний Кирик просил Иисуса Христа в своих детских молитвах, простить грехи и даровать радость и изобилие земных плодов тем, кто будет праздновать День его памяти в день его мученической смерти (28 июля), и тем, кто в этот день будут подавать милостыню и кормить бедных. Так же он просил Господа, дать ему силу защищать людей от потопа и обещает выпросить прощение грехов на страшном Суде тем, кто будет ему строить храмы, писать иконы и молитвы. Иисус Христос обещал Кирику выполнить его просьбу».
Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси X—XIII вв. — СПб.: Наука, 1994. — 160 с. — 5000 экз. — ISBN 5-02-027357-0. http://www.rusarch.ru/rappoport2.htm.
Заграевский С. В. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. — М.: АЛЕВ-В, 2002. — 176 с. — 1000 экз. http://www.zagraevsky.com/dolgoruky1.htm.
О. М. Иоаннисян. «XIII век в истории древнерусского зодчества. Основные тенденции развития архитектурного процесса». // Князь Александр Невский и его эпоха: исследования и материалы. ISBN 9785860070370. Стр. 154. http://www.a-nevskiy.narod.ru/library/13.html.
Габидзашвили Э., Герасименко Н. В., Королёв А. А., Лукашевич А. А., Моисеева С. А. Кирик и Иулитта // Православная энциклопедия. — М., 2014. — Т. XXXIV : «Кипрская православная церковь — Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей». — С. 170—184. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-039-4.
Страдание святых мучеников Кирика и Иулитты // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. XI: Июль, День 15.