В Большеречье есть тихая улица Тарская. Она названа в честь старейшего сибирского населённого пункта. Это город Тара, основанный в 1594 году, но вполне возможно, существовал и ранее, ещё во времёна Тартарии. Долгое время эта улица была только с одной стороны трассы «Омск-Тара», с нечётными номерами домов. От федеральной трассы её отделяет сосновая лесополоса шириной около пятнадцати метров. Ещё в советское время проезжую часть заасфальтировали, а чтобы тяжёлые машины не разбивали её – поставили неоткрываемый шлагбаум. Это прямоугольная арка с перекладиной на высоте чуть больше двух метров, позволяющая проезжать легковым автомобилям, но не позволяющая делать это грузовым. Вот с этим сооружением и связано несколько случаев.
Первым «испытал» некоторые прелести шлагбаума один из жителей этой улицы,ё вёзший в ремонт свой холодильник «Юрюзань». Выпускался такой холодильник на Южном Урале, и надо сказать, что его компрессор запускался с грохотом пускового двигателя трактора, громко. Вот этим холодильником, водружённым на верхний багажник в вертикальном, как и предписывалось инструкцией, положении, сосед по забывчивости и попробовал снести эту прямоугольную арку из стальных труб. Везти в ремонт после такой «пробы» стало нечего. И сосед купил «Океан» дальневосточного производства, почти бесшумный и пользующийся популярностью. У меня, например, такой холодильник проработал 22 года, а потом был продан одинокому соседу в начале третьего тысячелетия.
Второе «испытание» шлагбаума провёл местный гаишник. Он ездил на списанном в сельском хозяйстве самосвале «ГАЗ – 51», вместо полагающегося ему служебного мотоцикла. В восьмидесятых таких автомобилей в народном хозяйстве почти не осталось. С талонами на бензин проблем в те времена не было ни у кого, а у работников ГАИ и подавно. Он часто приезжал в магазин на улице Тарской, потому что у него там работали знакомые продавщицы. Его невысокий автомобиль точно проходил под перекладиной. Но в тот год снега выпало чуть больше, и после встречи со шлагбаумом гаишнику пришлось менять кабину. Все размышляли, только лишь снегопад был виной некоторого «причёсывания», или жители соседних домов подсыпали снежка, осталось неизвестным. Но такие вопросы случайно не возникают.
В конце восьмидесятых кто-то отодвинул немножко бетонный блок, лежащий на обочине, и грузовые автомобили стали объезжать шлагбаум. При виде этого объезда всегда приходила мысль, что это - символ действия наших законов: если что-то запрещено, то, подумав, запрет можно «объехать». Но это обязательно будет связано с некоторыми трудностями и неудобствами.
Другие произведения автора:
Одностишия 72.
Воспоминания о Большеречье. 8. Школа № 1. Десятый "А" класс.
Омские заметки 7. "Девичий переполох".