За что я люблю шахматы?
За что я люблю шахматы?
Это очень древняя игра. От какой цивилизации она пошла, досконально неизвестно. Шахматные фигурки находят при археологических раскопках культурных памятников самых древних цивилизаций. Возможно, что шахматы даже старше этих уже найденных цивилизаций. Кажется, они были с человеком всё время его пребывания на земле. Существует миф, согласно которому, мудрецу, придумавшему эту игру, правитель разрешил самому назначить плату за своё изобретение. Мудрец попросил на одну клетку доски положить одно зерно, на вторую – два, на третью четыре. Правитель очень обрадовался, он наивно полагал, что обойдётся двумя мешками зерна. Но два в шестьдесят четвёртой степени - это очень много. Можете представить себе 1500 кубических километров пшеницы? Это такой амбар с размерами 10х10х15 километров. Это 1,2 триллиона тонн зерна, и это в 3800 раз больше современного ежегодного урожая пшеницы, который равен 685 миллионов тонн. Шахматы мог придумать только очень мудрый человек! Скорее всего, мудрец имел контакт с информационным полем планеты.
Шахматы – это, прежде всего, математика. В этой игре наглядно просматривается единство пространства и времени. Единица пространства в шахматах – клетка, единица времени – ход. Выигрывает, как правило, тот, кто успел раньше освоить как можно больше пространства, захватить более значимые клетки и сделать это меньшим количеством ходов, не делая лишних, то есть опередить противника в захвате пространства и экономии времени.
Самое удивительное в шахматах то, что наша жизнь во многом похожа на игру в шахматы. За это я их и люблю. В жизни, как и на доске, есть тяжёлые и лёгкие фигуры, есть простые и проходные пешки. Так же важна взаимосвязь, взаимная поддержка, слаженность сил при наступлении и обороне. Так же как в шахматах, противники или судьба обязательно нанесёт удар там, где в вашей обороне найдётся самое слабое место. Наивно полагать, что противник не заметит этой ахиллесовой пяты, а судьба простит.
Игра учит просчитывать ходы наперёд, ставить себя на место противника, предвидеть его ходы, оценивать свои позиции как бы со стороны.
И в жизни, и в шахматах существуют цейтноты, когда нужно очень быстро принимать решения и совершать ходы в условиях резко ограниченного времени. Встречаются и цугцванги, когда любой сделанный ход приводит к неудаче. В жизни этот ход можно пропустить, а в игре - нет. Шахматы учат нас, что наступление бывает удачным при наличии надёжной обороны и тщательной его подготовки. Без обороны любое наступление может захлебнуться, или противник поймает вас, прибегнув к неожиданной контратаке. Так же как в шахматах преждевременные шаги бывают не только бесполезны, но и вредны.
Вынуждая противника отступать, мы заставляем его совершать лишние ходы – терять драгоценное время. Ход за ходом вы усиливаете своё преимущество. Количество перерастает в новое качество. И тогда противнику не удаётся ответить атакой, потому что вы достаточно далеко опередили его во времени и в пространстве.
Шахматы приучают использовать для развития успеха все имеющиеся силы и средства в соответствии с поставленной задачей. В игре противник, скорее всего, заставит отступить фигуру, прорвавшуюся далеко вперёд без поддержки. Непродуманные атаки одиночными фигурами в шахматах, как и в жизни, редко приводят к успеху, хотя везде бывают исключения, и встречаются очень слабые противники, позволяющие устраивать против себя атаки силами одного ферзя. Наталкиваясь на правильно организованную оборону, одиночная фигура делает лишние ходы, а при контратаке ей трудно получить поддержку от других фигур, поскольку они «неразвиты» в пространстве, а ходы истрачены на малоэффективное турне одиночной фигуры с беспорядочными ходами, во время которых противник разворачивал (развивал) фигуры, а вы нет. Важное значение в игре имеет битва за центр, а в реальном мире – за жизненное пространство. Центр - это главное направление. Захват центра позволяет осуществить конечную цель игры – сразить короля противника матом.
Взаимное расположение фигур в шахматах имеет решающее значение для развития успеха. Каждая фигура должна как можно полнее раскрывать свои возможности, защищать как можно больше своих фигур и пробивать как можно больше полей, угрожая фигурам и пешкам противника. Так же и в жизни, на работе руководителю нужно раскрывать наиболее полно потенциал своих подчинённых, в том числе, и за счёт более рациональной расстановки кадров. Ладья в углу, загороженная своими же пешками или фигурами не может быть использована в полную силу. От загораживающих пешек, мешающих развитию фигур, нужно избавляться и в шахматах путём равноценного или выгодного размена, и в жизни – путём перемещения или замены одного сотрудника на другого, с более высоким потенциалом.
Как и в шахматах, в жизни среди подчинённых нужно выделять проходные пешки, беречь их, продвигать, чтобы, перемещаясь с клетки на клетку, они постоянно увеличивали свой потенциал, становясь, в конечном счёте, ферзями. На шахматной доске, имея два-три ферзя, сыграет любой. Весь вопрос в том, насколько опытен игрок, и насколько искусен его противник. В жизни же, уметь управлять фигурами с огромным потенциалом, дано не каждому. Как, впрочем, и в шахматах. Гроссмейстер, играя с новичком, может убрать с доски своего ферзя и выиграть партию. Подбор и правильная расстановка кадров, бережное к ним отношение, как и удачное расположение фигур на доске в шахматах и в жизни обязательно приносят успех. Если руководитель использует потенциал своих сотрудников на двадцать процентов, какой его ждёт успех? Он обязательно проиграет. Так и в шахматах.
Одинокая, далеко забравшаяся в ваши позиции фигура противника - это не обязательно его успех. Часто такие фигуры, надёжно огороженные вами, больше мешают сопернику, чем помогают.
И в шахматах, и в жизни есть ловкачи, мошенники, авантюристы, которые могут «ввалить» неопытному противнику мат Легаля или даже детский мат. Так бывает. Не имеющий опыта игрок может вообще обеспечить сам себе мат двумя первыми ходами пешек. Нужно только «правильно» сделать эти два хода.
И в жизни и в шахматах часто успех приносят неожиданные ходы, нестандартные решения, замаскированные жертвы. Неожиданный эффект часто приносит, например, сицилианская защита при игре чёрными. Большинство любителей привыкли к распространённому гамбиту королевской пешкой или гамбиту четырёх коней.
Можно получить поражение и из-за одного «зевка». Так же, как в шахматах, противник иногда не может поставить вам мат лишь потому, что у вас всегда есть всего один спасительный ход, а противнику не хватает как раз одного хода, и встреча заканчивается вничью. Или вы в проигрышной ситуации загоняете противника в «вечный шах». Опять ничья!
Шахматы учат ещё и домашним заготовкам, хотя в жизни ситуации всегда сложнее. Но подготовленное мероприятие чаще приносит надёжный успех, чем спонтанное. Хотя не исключается и то, и другое.
«Наша жизнь – борьба», - часто говорили раньше. Сейчас говорят реже, но жизнь от этого не становится менее насыщенной противоборствами. Видимость подготовки атаки на одном фланге может неожиданно перерасти в мощную атаку на другом. Это можете сделать и вы, и ваши противники.
В шахматы меня, как и многих, научил играть отец ещё в первом классе школы. Особых способностей я не проявлял, хотя и участвовал время от времени в школьных чемпионатах. Потом, уже после учёбы в вузе мне доводилось чаще играть и чаще выигрывать даже у перворазрядников, но профессиональным шахматистом я так и не стал. Хотя игру эту я люблю и высоко ценю за то, что она учит логически мыслить, просчитывать возможные ходы, организовывать наступления, мобилизовывать все силы, придумывать нестандартные, красивые ходы, чем-то жертвовать ради успеха. Шахматы – величайшая из всех настольных игр, самая полезная и самая интеллектуальная. Сейчас в начальных школах начали преподавать шахматы. Это сильный ход «гроссмейстера» Ольги Юрьевны Васильевой – нашего министра образования.
1 марта 2019 года.
Рег.№ 0300852 от 2 марта 2019 в 18:59
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!