Как могло выглядеть поклонение волхвов Богородице и Спасителю
Владислав Батарин
Многие библейские события вылились в более современные праздники и традиции, которые иногда не имеют явную библейскую основу. К отдельным знаменательным традициям хотели (и хотят) иметь отношение многие старые правящие династии Европы, намекая, что и они ведут свой род из библейских времен. И они считают, что тоже достойны подобному поклонению. С другой стороны, возможно, что относительно современные праздники и приуроченные к этим праздникам каменные «античные» рельефы несут в себе полузабытую информацию о том, как реально выглядело это знаменательное событие, которое вполне могло быть более торжественным и многочисленным, чем принято считать.
Заметим, что в цепочке праздников и произведений, по сути, посвященных поклонению волхвов, иногда виден неявный и явный сарказм противников апостольского христианства и вообще христианства.
«Шествие князей». Дрезден. Саксония. («Княжеская процессия», «Фюрстенцуг», нем. Fürstenzug, 1904—1907 гг.) - известное настенное плиточное панно из мейсенского фарфора, одна из достопримечательностей Дрездена. На самом большом в мире фарфоровом панно, составленном из 25 тысяч уложенных бесшовно плиток, изображена торжественная конная процессия, отражающая тысячелетнюю историю правившего в Саксонии княжеского дома Веттинов. Размещено панно на внешней стене галереи «Длинный ход», составляющей северную стену конюшенного двора «Штальхоф» в комплексе дрезденского дворца-резиденции.
В 1589 г. эта стена княжеской резиденции была расписана известковыми красками. В 1872—1876 гг. по случаю 800-летия правящего дома Веттинов (немецкий королевский и княжеский род, ныне представленный Виндзорской династией, правящей в Великобритании, а также Саксен-Кобург-Готской династией королей Бельгии) художник Вильгельм Вальтер создал на её месте картину. В 1904—1907 гг. недолговечная роспись на открытом воздухе была перенесена на керамическую плитку (Что-то спорное, изображенное на ранней картине несомненно не перенесли на плиточное панно. Добавили новых персонажей-Авт.). Панно чудесным образом практически не пострадало во время бомбардировок Дрездена в конце Второй мировой войны: пришлось заменить всего лишь 200 плиток. Реставрация панно проводилась в 1979—1980 гг. Возможно, что первые короли дома Веттина могли быть просто Римскими правителями, а учитывая, что саксы, как еще говорила Екатерина-2, это-просто славяне, то еще и элитой и из славян-русов.
В «Шествии князей» изображены 94 человека: 35 маркграфов, курфюрстов и королей Саксонии, а также 59 учёных, художников, ремесленников, солдат, детей и крестьян. Также присутствуют лошади и две борзые собаки. Помимо представителей дрезденской гимназии Кройцшуле, Лейпцигского университета и Дрезденского технического университета в шествии участвуют художник бидермейера Людвиг Рихтер, скульпторы Эрнст Юлиус Хенель и Иоганнес Шиллинг, а завершает процессию сам Вильгельм Вальтер со своими учениками.
В благодарность за оказанную поддержку художник изобразил двенадцатым справа своего учителя профессора Юлиуса Хюбнера с эскизом «Шествия князей» в руках. Все Веттины, за исключением Генриха I, графа в Эйленбурге (ок. 1089) и последнего короля Саксонии Фридриха Августа III, изображены в хронологическом порядке их правления и снабжены подписями с указанием периода правления, начиная с Конрада Великого, основателя династии Веттинов. На момент создания живописного панно Фридрих Август III был ещё ребёнком, а при переносе картины на плитку было принято решение сохранить её уже сложившийся исторический облик. Женский пол представлен в процессии единственной девочкой. В большинстве источников указано лишь 93 участника процессии. 94-й участник был выявлен совсем недавно, в ходе подготовки «живой картины»: он скрыт свитой правителей, видны только его головной убор и флаг.
Похожие традиции есть и других народов.
«Шествие королей» в Чехии. Одним из самых популярных костюмированных праздников Чехии. У католиков этот праздник получил название – Богоявления, по-гречески - Епифания. Или как называют его чехи – Праздник трех королей. По католическому обычаю в этот день чехи отмечают три величайших события из жизни Христа. Первое – это приношение волхвами даров маленькому Иисусу. Второе – крещение Христа. Первое чудо, которое совершил Иисус – это третье событие, отмечающееся во всех храмах и костелах Чехии.
Легенда гласит, что много тысяч лет назад (Примерно около одной тысячи. Поразительны чешские сказочники! Ведь даже по традиционной истории: не «много тысяч лет назад», а где-то 2000-Авт.) в Древнем Вавилоне (то есть в Ветхом Риме-Руси и возможно Царьграде-Авт.) жили три короля (Переводчики Библии ещё называют их-«пастухами», принимая только одно значение этого слова-«пастухи скота»-Авт.). Они были невероятно мудры, хорошо разбирались в астрономии, поклонялись языческим богам и обладали магическими способностями. Благодаря своим неординарным способностям (а точнее: что-то понимали в астрономии- Авт), короли узнали, что в Вифлееме (в Крыму-Авт.) произошло удивительное событие – родился сын Божий. Недолго думая, короли отправились в путь, освещаемый путеводной звездой (Полярной, если из Царьграда. А может они точно знали, где произошло знаменитое событие, совпавшее с рождением новой Крабовидной туманностью в виде «креста»-Авт.). Через 12 дней (через Черное-Чермное-Красное море или по Волге, 12 дней Хватит. Не хватило бы 12 дней из земель Ирака-Авт.) они добрались до Вифлеема, чтобы преклонить свои головы перед маленьким Иисусом. Каждый из королей преподнес Христу свой дар. Первый король одарил младенца золотом, второй преподнес священный ладан, третий подарил миро (Такие вот язычники!- Авт.). Этот удивительный праздник открывает неделю чешского Масопуста (по-русски Масленица). 6 января чехи в заключительный раз зажигают гирлянды на елке. В этот день в каждом чешском храме, соборе и костеле проводятся католические мессы. Праздник королей тесно связан с празднованием Рождества. В этот день заканчиваются рождественские святки, в последний раз проводятся ярмарки, а также прекращаются колядки.
Алтарь капеллы. Взято
из общедоступных источников
в интернете.
Капелла Волхвов. Север Италии. «Праздничная процессия, кавалькада всадников»
Капелла Волхвов (Магов) (итал. Cappella dei Magi) — капелла в палаццо Медичи-Риккарди (Флоренция), расписанная художником Беноццо Гоццоли в 1461 году на сюжет прибытия волхвов в Вифлеем, в образе которых изображены члены семьи Медичи и многие их современники.
Это небольшая по размерам комната на первом этаже дворца была построена в 1459 году в качестве семейной капеллы. «Стены капеллы сверху донизу покрывают росписи, создающие ощущение сказки, «золотого века» какой-то фантастической страны, образ которой можно найти в поэзии флорентийского кружка Медичи. Письма свидетельствуют, что художник беспрекословно повиновался воле заказчика, Пьеро Медичи. Роспись покрывает все стены сплошным ковром, она задумывалась не как цикл фресок, а как единая декорация, непрерывно развёртывающаяся по стенам капеллы». На северной стене находится картина «Рождество» работы фра Филиппо Липпи (Мария, поклоняющаяся Младенцу с Иоанном Крестителем и Бернардином Сиенским — патронами дома Медичи; копия, оригинал в галерее Уффици). Прямо над ней Беноццо написал символы четырёх евангелистов (сохранились два), а на боковых стенах апсиды — ангелы, поющие славу Новорожденному. Три другие стены маленькой капеллы занимает изображение праздничной процессии, кавалькады всадников. Желающие могут посмотреть изображения по ссылкам, приведенным автором.
Евангельский сюжет служит предлогом для представления целой серии семейных портретов и портретов политических деятелей того времени. Считается, что в 1390 году во Флоренции было создано религиозное «Братство волхвов» (итал. Compagnia de'Magi) в день Епифании (6 января) братство устраивало уличные шествия костюмированных всадников, изображавших волхвов со свитой, достигавшей семисот человек! Во время шествия слуги несли живописные декорации или картины с изображениями мест действия священной истории.
Считается, что в 1439 году на флорентийцев произвели впечатление необычные наряды участников Ферраро-Флорентийского церковного собора. Собор был созван папой Евгением IV и утверждён византийским императором Иоанном VIII Палеологом. На Соборе присутствовал также Константинопольский патриарх Иосиф II, полномочные представители Патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, митрополиты Молдовлахии, митрополит Киевский и всея Руси Исидор и многие другие. Жителей Флоренции поражали одеяния восточных патриархов и византийского императора в царственном наряде, в свите которого были монголы и мавры.
Беноццо Гоццоли изобразил именно такое праздничное костюмированное шествие на фоне тосканских холмов. Три стены капеллы опоясывает непрерывная фреска, изображающая нескончаемое многолюдное шествие, возглавляемое тремя волхвами (может так было при рождении Спасителя? Многолюдное шествие народа, возглавляемое царями той эпохи? В то время еще помнили, как было.-Авт.). Вифлеемская звезда, которая указывает им путь, изображена прямо на потолке капеллы. Вместо традиционной темы Поклонения с принесением даров, художник выбрал более редкую тему — их путешествия, которая здесь приняла форму роскошной триумфальной процессии. Легенда предстает здесь как торжественная литургия с пышным славословием заказчикам — семье Медичи и их родной земле. Многие лица легко узнаются. На одной стене капеллы показан один из волхвов (царей) Каспар в белом камзоле с золотым шитьем. Его фигура символизирует «восход» дома Медичи. За ним следуют герцоги Пьеро, Карло и Козимо Старый. Во втором ряду изображены мальчики Лоренцо (во главе шествия, в будущем Великолепный, в возрасте десяти лет) и его брат Джулиано (в возрасте шести лет). Среди участников праздничного шествия Гоццоли изобразил себя, своего учителя, живописца Фра Беато Анджелико, и многих известных людей своего времени, участников Флорентийского собора: императора Византии Иоанна VIII Палеолога в короне (предположительно: волхв Балтасар), патриарха Константинопольского Иосифа, герцога Малатеста, Сиджизмондо Пандольфо Сиджисмондо Малатесту. На дальнем плане видны сцены охоты. Всю композицию трактуют как сложную аллегорию возрастов человека, разных частей земли, поколений семьи Медичи и геральдических цветов (белый, зеленый, красный).
Некоторые персонажи шествия. (Взято из общедоступных источников в интернете)
Во главе процессии скачет молодой волхв в окружении пажей
Затем, впереди кавалькальды — Пьеро Медичи, сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper» (всегда). Опознается при сопоставлении лица изображенного с портретным бюстом работы Мино да Фьезоле. Считается, что рядом с ним изображен его брат Джованни Медичи или же отец Козимо Медичи.
Второй волхв, согласно популярной атрибуции, вроде как, - византийский император Иоанн VIII Палеолог. С этим соглашаются не все, так как этот волхв совсем не похож на облик императора, известный по медали Пизанелло.
Иоанн VIII Палеолог, возможно, с османскими «рогами».
Считается, что это константинопольский патриарх Иосиф
Рельефы. Они многочисленны по всему миру. Рассмотрим некоторые.
Эрмитаж. «Шествие греческих Богов». (Гермес, Афина и Артемида).
Новодел, но, возможно несущий полузабытое знание.
Парфенон
Важнейший элемент скульптуры, непосредственно определявшей внешний облик Парфенона, — грандиозно задуманный панафинейский фриз, включающий сотни фигур богов, людей, коней и жертвенных животных. Его тема — выражение благодарности афинян их божественной защитнице. Изображено торжественное шествие в честь рождения богини Афины (По мнению авторов НХ- Богородицы (в значительной степени). При этом традиционная хронология должна быть сильно скорректирована. Возможно, что такое шествие было уже старой традицией, или традицией, возникшей после знаменательного и грандиозного поклонения волхвов-королей Богородице и Спасителю-Авт.). «Важный марш спокойных и благородных старейшин. Музыканты, рыцари, колесницы, женщины с пальмовыми ветвями отправляются поклоняться богине. На западной стороне показано формирование Панафинейской процессии: юноши, седлающие коней. Действие развертывается в мерном ритме по продольным сторонам храма. Здесь мужчины, несущие ветви олив, музыканты, всадники, выступающие рядами по четверке, женщины и девушки в ниспадающих складками одеждах, неспешно движущиеся по направлению к восточной стороне Парфенона, где показаны восседающие на изящных сиденьях боги и жрец Афины, развертывающий с помощью мальчика драгоценный пеплос (покрывало). В процессии участвуют 378 афинян и богов и 200 животных. Все переходят в храм, где над входом есть барельеф — праздник 12 главных божеств, которым поклонялись в Древней Греции».
Обойдя Парфенон, процессия подошла к фронтону, где торжественно восседал Зевс. Рядом с Громовержцем стоит кузнец Гефест, только что вскрывший череп Повелителя Богов. Из него явилась богиня Афина в доспехах и шлеме с атрибутом мудрости — змеей.
Иран. В Персеполе - празднование Нового года – Новруза.
Так описывает знаменательное событие легенда.
«На 111 ступенях обоих крыльев парадной лестницы собираются делегации, чтобы поприветствовать своего царя Дария I и вручить ему драгоценные дары своей страны. Группу скифов из шести человек можно узнать по остроконечным шапкам. Эламиты в складчатых плащах утешают львицу, которая нервно оборачивается вслед за двумя своими детенышами. Эфиопы приносят лесных жирафов окапи, в других группах можно увидеть лошадей, быков или верблюдов. е посланники одеты в парадные или конные одежды, только делегация из Индии выглядит просто - ее члены босиком и в простой юбке, обернутой вокруг талии. Но они также приносят царю драгоценный подарок - небольшие, но тяжелые мешочки, наполненные золотым порошком из бассейна Инда. Пришли также фракийцы, лидийцы, ассирийцы, вавилоняне, египтяне, ионийцы... ни один из 28 народов империи не пропал. В руках они несут различные сосуды, драгоценности, оружие и драгоценные вещества. Их фигуры, узнаваемые по типу одежды, головных уборов и оружия, до сих пор изображены на барельефах в Персеполе. В точно определенном порядке они идут в зал аудиенций Ападаны, где их ждет Великий царь, держащий в левой руке шайбу лотоса — символ своего статуса».
Художественные произведения.
«Марш королей» или «Марш мудрецов».
Популярная рождественская песнь провансальского происхождения, посвященная Богоявлению и Волхвам. Дурная слава темы (как ехидно говорят в Западной Европе-Авт.) распространилась за пределы Прованса, когда Жорж Бизе использовал ее в своей "Арлезианне". Точное происхождение как мелодии, так и текста песни неясно. Это может быть одна из старейших рождественских песен, и одна из первых, полностью написанных на народном языке, а не на латыни. Марш много раз перерабатывался.
Каждый год в праздник Богоявления в некоторых городах и деревнях Прованса проходят народные парады, "Королевские марши", на которых граждане, пышно одетые как библейские волхвы, движутся к местной церкви под звуки Марша и другой традиционной музыки в сопровождении жителей, одетых в соответствии с местным фольклором. Пышная народная церемония празднует визит королей: традиционная процессия персонажей, одетых в провансальские костюмы (пастухи, всадники, барабанщики, ремесленники и т. Д.), сопровождает Волхвов и их верблюдов в собор Сен-Совер, где органист в сопровождении барабанщиков исполняет "Марш королей” по прибытии процессии, переходя от "пианиссимо” к "фортиссимо”, чтобы вызвать приближение процессии. Затем на главном алтаре зажигается большая звезда, символизирующая звезду, которая привела Волхвов в Вифлеем. Церемония заканчивается, когда Короли уходят.
В оригинальном стихотворении аббата Домерга (ему приписывается текст Марша) упоминается путешественник, который наблюдает за роскошным кортежем, сопровождающим трех королей, окруженных стражей, которые охраняют их золото, без упоминания традиционных благовоний и мирры. Следуя за звездой, Короли восхваляют Бога такими прекрасными голосами, что путешественник сопровождает их в их путешествии, которое заканчивается перед младенцем Христом.
Повторим основные выводы. Многие библейские события (явно и не явно) дали основу современным праздникам и традициям. К отдельным знаменательным традициям хотели (и хотят) иметь отношение многие старые правящие династии Европы, намекая, что и они ведут свой род с библейских времен и происходят из рода царя Спасителя. И они считают, что тоже достойны подобному поклонению. С другой стороны, относительно современные праздники и приуроченные к этим праздникам каменные «античные» рельефы несут в себе полузабытую информацию о том, как в дейсвительности выглядело это знаменательное событие, которое вполне могло быть более торжественным и многочисленным, чем принято считать. При этом знаменитое реальное событие было не однодневным, а принимало формы торжественного путешествия королей-волхвов, знати и народа к Богородице и Спасителю.
Маркина Л. Г., Муравлёва Е. Н., Муравлёва Н. В. FÜRSTENZUG ШЕСТВИЕ САКСОНСКИХ КУРФЮРСТОВ // Культура Германии: лингвострановедческий словарь: свыше 5000 единиц / под общ. ред. проф. Н. В. Муравлёвой. — М.: АСТ, 2006. — С. 307. — 1181 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-038383-5.
Reinhard Delau: Der Fürstenzug in Dresden. Dresden: Ed. Sächsische Zeitung, 2005. ISBN 3-938325-12-7
Karlheinz Blaschke: «Der Fürstenzug zu Dresden», Urania, Freiburg 1991, ISBN 3-332-00377-1
Clemens Freiherr von Hausen: «Der Fürstenzug auf dem Sgraffito-Fries am Königlichen Schlosse zu Dresden», Dresden 1903
Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи раннего Возрождения: В 2-х томах. 1-й том - текст; 2-й том - иллюстрации. — М.: Искусство, 1996. — Т. 1. С. — 134
Власов В. Г. «Поклонение волхвов» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 540—541
Глава «Расцвет аттической архитектуры» подраздела «Архитектура Древней Греции эпохи расцвета (480—400 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)