Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом
Владислав Батарин
Два монастыря как бы ограничивают с двух сторон ныне совсем небольшой, но старинный Ростов Великий. Один из монастырей- Спасо-Яковлевский Димитриев. Ростов Великий сегодня совсем не обласкан федеральными и областными властями, хотя туристов возят многочисленными автобусами посмотреть Ростовский кремль. В монастыри заглядывают реже. Сам город много лет ветшает, не развивается даже для туризма, старые деревянные дома горят и разваливаются. Сакральное русское место в сильном запустении. Старинные большие и малые церкви даже в центре города не реставрируются, некоторые разваливаются.
История монастыря.
Спасо-Яковлевский монастырь расположен на юго-западной стороне Ростова Великого, на берегу озера Неро. Основан в 1389 году (сразу после Куликовской битвы-Авт.) епископом Ростовским святителем Иаковом(Яковым). Изгнанный за помилование преступницы, ожидавшей казни из города своей паствой, Иаков поселился к югу от Ростова, неподалёку от церкви Архангела Михаила (основанной, как считается, в XI веке святителем Леонтием Ростовским; последнее по времени здание этого храма было снесено в 1930-х годах), рядом с источником (сейчас над ним — часовня 1996 года), где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Возле церкви создалась небольшая община единомышленников изгнанного епископа, возникла новая обитель. После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Общецерковное прославление совершено Макарьевским собором 1549 года. Его мощи покоятся под спудом в церкви Зачатия Святой Анны. Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию праведной Анны) или Иаковлевским(Яковлевским) (по имени основателя обители). Со времени основания обители (XIV век) до второй половины XVII века все постройки Зачатьевского монастыря были исключительно деревянными (ни одна из них не сохранилась до наших дней). Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий, позднее Зачатьевский собор (1686), построенный на месте одноимённой деревянной церкви. Собор пятиглавый, в 1689 году собор был расписан ярославскими мастерами. Над гробницей святителя Иакова была возведена каменная сень. После того, как в местном соборе упокоились мощи святого Димитрия Ростовского, монастырь стали называть ещё и «Димитриевским».
Фото: Ростов Великий.Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Сам же Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь образовался из двух монастырей: Спасского и Яковлевского. В XIII веке на городской окраине был построен Спасо-Песоцкий монастырь (называемый «Спасский на Песках»). Сейчас о нём напоминает лишь сохранившийся Спасо-Преображенский храм (церковь Спаса на Песках), который немного обособленно располагается рядом с Яковлевской обителью.
Ростов Великий.Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.Церковь Спаса на песках
Спасский или Княгинин монастырь был основан в XIII веке княгиней Марией, как считается, вдовой ростовского князя Василька («Василий»- это значит просто «царь»-Авт.) Константиновича, убитого, как считается, татарами в битве реке Сить (1238 г.). Княгиня Мария провела последние дни в монастыре и там же похоронена (по официальной истории) в 1271 году. В честь нее монастырь долгое время называли Княгининым. Считается, что она была единственной женщиной, писавшей на Руси летописи. Существующее здание построено в XVII веке на месте прежней деревянной церкви. Считается, что здесь погребена сама княгиня, её сын князь Глеб Белозерский, а также епископ Угличский Амфилохий. По мнению авторов Новой Хронологии(НХ): Княгиня Мария Ростовская – одно из отражений Марии Богородицы. «Поэтому созданный Ею летописный "Ростовский свод Марии" стал известным. Ее муж князь Василий (Василько) Константинович - как еще одно отражение Георгия Победоносца». Или Святого Георгия-Иосифа. В этой связи интересна следующая информация из работы Титова А.А. «Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь в Ростове Великом»: «Выстроив монастырь, княгиня Мария жила в нем до самой своей кончины и погребена под церковью св. Игнатием, епископом Ростовским, отчего и самый монастырь получил наименование Спасского Княжнина, что̀ на Песках. Строение в этом монастыре сначала было деревянное, но потом, в XVI веке, выстроена была каменная, двухэтажная, пятиглавая церковь во имя Преображения Господня и рядом с ней другая, во имя великомученика Георгия. Обе церкви находились в верхнем этаже и соединялись между собой папертью; среди их была шатровая колокольня; в нижнем этаже находились палатки. Остатки монастыря – Преображенский собор представляет собой одну из капитальных построек XVI века, но, к сожалению, испорченную переделками в позднейшее время. Георгиевская же церковь – паперти и колокольня сломаны в половине настоящего столетия. Об этом событии, между прочим, сохранилась следующая запись современника: «Один из архимандритов, в виду того, что службы в этих храмах совершаются очень редко, а в колокольне нет надобности, порешил уничтожить и церковь св. Георгия и колокольню, чтобы на эти деньги сделать нужные хозяйственные постройки. Первоначально от стал предлагать эти здания на слом, но купить святыню желающих не нашлось, тогда он приступил к ломке сам. Многовековое здание трудно поддавалось и кирпич оказался очень крепким, так что рабочие отказывались продолжать работу. Тогда было приказано наполнить внутренность колокольни дровами и зажечь. Колокольня рухнула и более не существует.» Интересная история!
Внутренность в Спасо-Преображенской церкви очень небогата: иконостас простой, находящийся в нем иконы подновлены в 1808 году.
Считается, что стояли рядом два монастыря почти 400 лет. В начале 1700-х годов в монастырских стенах поселился святитель Димитрий, выполнявший в Ростовской епархии обязанности митрополита. Он прожил здесь семь последних лет своей жизни и был похоронен в Зачатьевском храме. Для хранения его мощей императрица Елизавета Петровна заказала красивую сделанную из колывановского серебра раку. Но смерть государыни помешала передать дары в обитель. Поэтому в 1763 году на торжествах, посвященных возложению мощей святителя Димитрия в раку, присутствовала уже новая царица – Екатерина II. Тогда по указу Екатерины II в 1764 году Спасский монастырь был упразднен и приписан к рядом стоящему и построенному позднее - Яковлевскому, после чего образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь. И добавили «Димитриев» — имя святителя, прославившего этот храм. При этом Свято-Песоцкий, хоть и был наиболее богатым и более старым, был приписан к Яковлеву монастырю. От древнего монастыря сохранилась лишь церковь Спаса на Песках, построенная в камне в 1603 году, во второй половине XVII века храм был сильно перестроен. Есть ощущение, что попытались объединением скрыть древнюю историю более древнего монастыря.
Со временем храмы на обеих монастырских территориях ветшали. Развитие монастырской жизни пришло вместе с митрополитом Ионой, который прославился возведением каменного Ростовского кремля. В конце 80-х – начале 90-х годов XVII века митрополит вложил средства в строительство кирпичной церкви над местом погребения святителя Иакова и построил в камне старый Зачатьевский храм. Саму обитель в это время стали числить за Архирейским домом в Ростове, и это спасло мужской монастырь от разорения. Два ростовских святителя - Димитрий и Иаков — духовные столпы и небесные покровители Спасо-Яковлевского монастыря. Основателем обители был святитель Иаков, но подлинный расцвет монастыря связан с именем святителя Димитрия, митрополита Ростовского, управлявшего епархией в начале XVIII века.
Современный план монастыря (взят из общедоступных источников в интернете, как и ниже приведенная схема.-Авт.):
1) Собор Димитрия Ростовского; 2) Церковь Иакова Ростовского; 3) Церковь Зачатия прав. Анною пресв. Богородицы; 4) часовня Иакова Ростовского; 5) Церковь Спаса Преображения; 6) колокольня; 7) Северные (Святые) ворота и сторожка; 8) Южные (Водяные) ворота; 9) Странноприимный дом; 10) Настоятельный корпус; 11) Трапезная; 12) Келейный корпус.
Данное фото взято из общедоступных источников в интернете
Храм свт Иакова Ростовского и Зачатьевский собор.
Ростов Великий.Храм свт Иакова Ростовского и Зачатьевский собор
Эти две церкви располагаются тесно друг к другу. Та, что с зеленым куполом — освящена в честь святителя Иакова Ростовского, а собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы находится под 5 куполами: центральным золотым, который окружают четыре синих со звездами. Храм в честь святого Иакова-Якова (основателя монастыря) был построен 1836 году. Его пристроили в притык к северной стене Зачатьевского собора. Но на самом деле здесь даже 3 церкви! В 1912 году под Яковлевским храмом еще была освящена подземная церковь с элементами некоторых храмов Палестины. Она освящена в честь Воскресения Господня. Не действует из-за проблем с влажностью, так как находится ниже уровня земли. В храме в честь святителя свт Иакова-Якова бережно хранятся его мощи, а также частица мощей преподобного Авраамия, основателя другого монастыря в городе Ростове — Богоявленского. Монастырь этот был построен на месте языческого(или раннехристианского?-Авт.) капища. На месте деревянной церкви в честь Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы в 1686 году был построен каменный собор ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем, который построил в Ростове и Кремль. Царские особы не обходили своим вниманием Ростовский монастырь. Например, кроме многочисленных грамот на владение землями царь Алексей Михайлович в 1652 году сделал обители ценный подарок: 60-килограммовый колокол, хранившийся в храме до 20 века
Удивителен иконостас Зачатьевского храма — иконы здесь выписаны художниками прямо на каменной стене. Такие иконостасы редко встречаются в России, а вот в Ростове Великом — наоборот. На одной из стен храма была найдена надпись, оставленная первыми художниками, которые расписывали этот собор. Современных иконописцев очень удивила расшифровка. Оказалось, что росписью собора занималось 6 ярославских художников, которые расписали церковь всего за 2 месяца и 1 неделю.
В церкви находится мраморный постамент на месте, где изначально был похоронен святитель Димитрий Ростовский в 1709 году и где через 42 года после его смерти были обретены его нетленные мощи. Главная храмовая икона с изображением родителей Пресвятой Богородицы — это святые Иоаким и Анна. Верующие молятся перед этим образом за счастливую семейную жизнь, за здоровье и благополучие детей. Но чаще всего, к ней обращаются люди, которые очень хотят стать счастливыми мамой или папой.
Современное здание собора (первоначально освящённого в честь Троицы) выстроено в 1686 году. В XIX веке собор был окружён пристройками. Северный каменный Иаковлевский (первоначально — Зачатьевский) придел выстроен в 1725 году. Паперть собора возведена в 1836 году. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов. Внутри сохранились фрески 1689 года.
Фрески 1689 года(взяты из общедоступных источников в интернете)
Димитриевский соборв честь святого Димитрия Ростовского.
Храм с колоннами в честь Димитрия Ростовского был воздвигнут в 1801 году на средства знаменитого графа Николая Петровича Шереметьева. В настоящее время в храме хранятся святые мощи Димитрия Ростовского, а рядом — чудотворная икона Богородицы «Отрада и Утешение» — это келейная икона святителя. Оригинал святыни находится на горе Афон, в Ватопедском монастыре. Но список написан с точностью до наоборот: в зеркальном отражении. Иконостас храма в честь святителя Димитрия Ростовского имеет форму триумфальной арки. Такие варианты встречаются в Российских церквях достаточно редко. Кроме огромных икон святителя Иакова и святителя Димитрия здесь находятся ещё и другие святыни: иконы святителю Николаю чудотворцу и первому святому Ярославской земли — святителю Леонтию, жившему в 11 веке. Две эти иконы необычны тем, что выполнены прямо на холсте, у них нет твёрдой основы.
Данное фото взято из общедоступных источников в интернете
Димитриевский собор в честь его строителя именуют Шереметьевским — графа Н. П. Шереметева, а также его сына Д. Н. Шереметева (устроившего здесь в 1869—1870-х годах новый иконостас) и внука С. Д. Шереметева (финансировавшего обитель). «Собор возведён в 1795—1801 годах в классицистическом духе по проекту московского архитектора Е. С. Назарова и крепостных зодчих Шереметева Миронова и Душкина. Перед входом в храм — трапезная со сводчатыми перекрытиями, которые опираются на два квадратных столпа. В трапезной два придела, посвящённых св. Дмитрию Солунскому и св. Николаю Чудотворцу. Димитриевский храм построен как холодный; отапливались лишь приделы, где службы совершались круглогодично. Первоначально все иконостасы храмы были деревянными, но в 1860-х годах иконостас главного храма были заменен на новый — в виде триумфальной арки из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского)».
«Храм украшен лепниной работы Ивана Фохта и Г. Замараева. Главное скульптурное изображение храма — «Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского» — находится на фронтоне северной стороны. Стенные росписи исполнены большей частью ростовским художником Порфирием Рябовым в начале XIX века. В центральном куполе изображена Святая Троица, на двенадцати овалах — апостолы, на парусах евангелисты, на стенах — мученица Александра, преподобный Иларион, св. Александр Невский, св. Сергий Радонежский, на столпах — св. Леонтий Ростовский, св. Николай Чудотворец, в трапезной — орнаменты и сцены из жития св. Димитрия Ростовского».
Колокольнявозведена во второй половине XVIII века.
Колокольня
Надкладезная часовня Св. Иакова построена над источником, который известен местным жителям с давних пор, считается целебным и, по легенде, связан с именем Св. Иакова (достоверных подтверждений тому не имеется). Деревянная часовня возведена в 1996 году (архитектор - М. Панкратов, Москва).
Деревянная часовня Иакова Ростовского
Святитель Иаков(Яков), Епископ Ростовский.
Монастырь назван он в честь святителя Иакова, основавшего монастырь и почившего в нем. Святитель- легендарная и очень интересная ЛИЧНОСТЬ! Сам Ростов Великий-древняя русская столица, история города вполне может включать в себя истории других столиц, в том числе и библейских. При этом история самого Ростова Великого вполне могла отразиться в историях иных столиц и иных великих деятелей в разные времена. Иаков, современник другого великого преподобного, ученого и государственного деятеля Сергия Радонежского, был изгнан из города ростовчанами за то, что заступился за приговоренную к смертной казни блудницу. Но начнем с того, что, согласно летописи, сразу после Куликовский битвы прошел съезд ростовских князей (или не только ростовских, скорее всего-Авт.). Подводились итоги великой битвы, носящей, видимо, и религиозный характер. Избирали нового ростовского епископа. Почему итоги Куликовской битвы и религиозный вопрос назначения в Ростове Великом были так тесно связаны, традиционные истории молчат. Возможно, это- недопонимание истории в следствии ее искажения Романовыми, либо было наложение нескольких истории в одно событие. Так ли иначе, все это ещё раз подчеркивает и религиозный характер той великой русской битвы, и религиозный характер последствий битвы. Был избран Иаков. Хотя назначение на пост прошло только через 6 лет (Святитель долго добирался до места или что за причина?-Авт.). В 1389 г. он был изгнан из города за то, что заступился за блудницу, простив ее, как в своё время в аналогичной ситуации поступил и Спаситель. Бросив в воды озера Неро свое одеяние(мантию), Иаков встал на него и поплыл по озеру, по сути пошел по воде, как Спаситель. Горожане, видя такое чудо, раскаялись, стали просить у него прощения и молили его вернуться в Ростов. Но Иаков сошел на землю там, куда «причалило» его одеяние, на котором он плыл и основал на том месте монастырь. Мантия между тем поплыла далее и была прибита волнами к острову, называемому теперь «Левским».По сказанию местной летописи на этой мантии нашли две иконы: Всемилостивейшего Спаса(!) и св. Льва, папы Римского.
В древности этот монастырь именовался Зачатьевским — по названию главного и единственного тогда деревянного храма, посвященного Зачатию праведной Анною Пресвятой Богородицы. В знак покаянного напоминания ростовцам об обиде, нанесенной святителю Иакову, был установлен крестный ход в день его памяти из Успенского собора Кремля до Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. «Во время управления своей паствой, св. Иаков много боролся с разными ересями; особенно же восставал он против иконоборства, проповедуемого неким Маркианином, который, благодаря энергии святителя, вскоре был изгнан из Ростова».
Настоятели монастыря. О первых настоятелях Яковлевского монастыря, управлявший обителью после смерти св. Иакова, сведений не сохранилось. В отдельных документах XVII века упоминаются имена двух игуменов — Павла (1624) и Иоакима (1686). Легендарное время, или значительное часть подлинных монастырских документов было уничтожено? Или и то, и другое.
Святитель Леонтий, епископ Ростовский.
Но Иаков, оказывается, был не единственный епископ Ростова, которого изгнали жители города! За 300 лет, как считается, до Иакова также поступили с со святителем Леонтием, которым тогда поселился там же, где сейчас находится Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь! Житие Леонтия (Иначе-Лев Ростовский!-Авт.) мало кому ныне известно, но когда то он был очень почитаем на Руси! Сведения о нем скудны и противоречивы. Святитель Леонтий почитается ПЕРВЫМ христианским миссионером в Северо-Восточной Руси, так как именно ему первому удалось обратить добровольно в христианство первых жителей Ростова. Как апостол Андрей! Сохранилось более 200 часто противоречивых и сильно несовпадающих списков в разных редакциях с житием святителя в разных редакциях. Самой древней считается редакция середины 12 века н.э. времен княжения Андрея Боголюбского(по версии авторов НХ- Спасителя).Скорее всего, это редакция и была самой первой и самой древней.
Считается, что Святитель Леонтий родился в Царьграде(Иерусалиме-Авт.), был поставлен епископом в Ростов. Учитывая то, что святой Леонтий был подвижником Киевско-Печерского монастыря, многие считают его русским. О чем пишет епископ Симон. Другие называю его греком. Если же в биографию Святителя Леонтия, как и Святителя Иакова вошла часть биографии Спасителя(Андрея Боголюбского, апостола Андрея-по версии авторов НХ.-Авт.), то противоречия в этом никакого нет.
Сам же Ростов возник недалеко от Сарского(Царского) городища, которое, как считается, было центром угорского племени меря. Вполне возможно, что меря-это иное название местных нехристиан-славян, управляемых жрецами. Или славян, придерживающихся раннехристианских неапостольских традиций. Правили, в последствии, в Ростове известные Великие князья.
Епископ Симон также сообщает о мученической смерти святого: «Его же неверные, много мучив, убили». Мощи Святителя Леонтия, как и его приемника свт Исайи, были открыты в 1164 при Кн. Андрее Боголюбском.
Романовские, точнее постпетровские времена. Возвышение Яковлевского монастыря связано с захоронением в нем в 1709 году Димитрия Ростовского.
После причисления его к лику святых в монастырь стали поступать большие вклады, приезжать именитые паломники. В 1725 году к Зачатьевской церкви вплотную пристроили Яковлевскую церковь, заново перестроенную в 1824. «Во второй половине XVIII века вокруг монастыря соорудили каменную ограду с четырьмя башнями, двумя воротами, колокольней и двухэтажными зданиями келий в северо-западном углу территории. В первой половине XIX века ворота и восьмигранные башни ограды были перестроены в формах псевдоготики губернским архитектором П. Я. Паньковым, а в 1836 году Зачатьевская и Яковлевская церкви были объединены широкой трапезной, пристроенной с запада». В XIX веке Спасо-Яковлевский мужской монастырь - богатый первоклассный монастырь. Почти квадратная территория монастыря (площадью 1,7 гектаров) обнесена со всех сторон высокой каменной стеной. У южной стены - озеро Неро.
Фото ворот
От северных ворот (главный вход) к южным через всю территорию монастыря проходит прямая дорога, деля территорию на две части: меньшую западную и восточную. «Восточная часть монастыря условно разделена на два симметричных участка: южный с Зачатьевской и Яковлевской церквями и северный с Димитриевской церковью. Западная часть монастыря представляет собой внутренний двор перед кельями, Настоятельским корпусом, церковно-приходской школой и странно-приимным домом».
Монастырь удостаивался неоднократно посещения государей, памятен приезд императора Александра I 23 августа 1803 года. Осмотрев храмы и поклонившись св. мощам, император посетил благочестивого старца, гробового иеромонаха Амфилохия. Затворившись в его келлии, он беседовал с ним наедине более получаса. Амфилохий не долго жил после этого события: старец скончался 26 мая 1824 года, 75 лет от рождения.
В 30-е годы XIX века на территории обители возвели заново каменную церковь Иакова, и монастырь принял современный облик. «В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. В 1991 г. он был возвращен православной церкви и стал первой возрожденной обителью Ростова. Монастырское богослужение было возобновлено на св. Пасху, 7 апреля 1991 г.»
Жизнь святителя Дмитрия.
«Дмитрий родился в 1651 году, в 16 лет постригся в монахи и до 23 лет жил в киевском Кирилловом монастыре. Позже он стал священнослужителем и обрел славу духовного проповедника, посвятив несколько десятков лет составлению жизнеописания святых православной церкви – четырех книг Четьи-Минеи, написанию духовного алфавита, множества драм и стихов. Последние 7 лет своей жизни (до 1709 года) Дмитрий провел в Ростове. Он очень почитаем верующими России за вклад, внесенный в развитие образования, борьбу с невежеством и пьянством. Спустя 48 лет после погребения Дмитрий был причислен к лику святых. Сегодня рака с мощами святителя Дмитрия находится в монастырском Зачатьевском храме».
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.
Фото 1. Слева - Димитриевская церковь, справа - Зачатьевская и Яковлевская церкви. Фото А.Григорьева.
Фото 2. Церковь Спаса на песках. Фото А.Григорьева
(Два фото из общедоступных источников в интернете)
Главные святыни Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом: мощи святителя Димитрия Ростовского (1709 г.), мощи святителя Иакова Ростовского (XIV век), чудотворный образ Богородицы — келейная икона святителя Димитрия «Ватопедская» (или «Отрада и Утешение»).
Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом. Издание «Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря» к 300-летию со дня представления свт. Димитрия Ростовского. Ростов Великий. 2009.
Титов А.А. Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь в Ростове Великом // Исторический вестник. 1888. Т. 31. № 2. С. 421–433.
А.Т.Фоменко, Г.В.Носовский. Богородица родилась в Ростове Великом. Серия: Как было на самом деле. Изд. АСТ 2020.
Автор неизвестен.Материал: Дерево, темпера, Размер: 100 х 74 см
Примерная датировка: Россия, 16 в., середина - вторая половина.
Место хранения: Россия. Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"
Иконографическая справка.
В основу сюжета иконы положен рассказ из Жития Андрея Юродивого (IX-X вв.) о чудесном видении, которому он стал свидетелем во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. Считается, что формы белокаменного храма навеяны образами ростовской архитектуры (что, возможно, несет в себе намек на истинное расположение той церкви и месте, где происходили данные события). Иконографию иконы отличает ряд особенностей: в ней нет соблюдения иерархии чинов Небесной Церкви - апостолы и святители изображены вместе, святые не так строго отделены от молящихся во Влахернском храме. В центре композиции, на фоне трехглавого белого храма и престола с киворием, представлена Богоматерь Оранта. Над Ней распростерт красный покров, который держат два ангела. По сторонам от Богородицы стоят в два ряда святые и молящиеся в церкви свидетели чуда (последние изображены без нимбов). Вверху слева видны фигуры апостола Петра, святителя Иоанна Златоуста и еще одного апостола, а справа - Иоанна Предтечи, святителя Николая и апостолов Павла и Иоанна. В низу, в центре иконы, представлен Роман Сладкопевец. Он стоит на амвоне с развернутым свитком в руке, на котором написан текст молитвы. Слева от него представлены константинопольский патриарх и император Лев VI Мудрый, окруженные молящимися, среди которых выделяются две фигуры в монашеских одеждах. Справа от Романа Сладкопевца - Андрей Юродивый, который указывает рукой на явившуюся Богоматерь, стоящему рядом с ним Епифанию. Заметим также, что праздник Покрова на Руси учрежден Великим князем Андреем Боголюбским в 12 веке.
Дополнение. Влахернская церковь.
Знаменитая в истории восточного христианства церковь, как считают в традиционной истории, некогда стоявшая у императорского дворца в константинопольском предместье Влахерны, близ залива Золотой Рог. Но находилась ли эта церковь именно там, а не в Ростове Великом или Галиче? Точно не известно. В честь явления в этом храме Богоматери православной церковью установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Возможно, что есть путаница: истории разных храмов объединили в одну.
Считается, что строительство древнего храма осуществлено у подножия шестого константинопольского холма, за пределами , из Святой земли в Константинополь была доставлена Риза Богородицы, для размещения которой император Лев построил рядом с церковью особое здание. Это событие церковь ежегодно вспоминает в день Ризоположения. В правление Льва под кров был перенесён и влахернский источник святой воды. В непосредственной близости от святынь монархами был выстроен дворец, который стал их основной резиденцией. С тех пор Влахерны сделались средоточием почитания Богоматери. Есть сомнения, что те события происходили исключительно в Малой Азии (Авт.). Авторы НХ, изучая опубликованный в 2019 г. Русский Летописец, нашли упоминание в нём о славянском князе Лахерне, погибшем под Царьградом. «Приходили под царствующий град, и там храбрый Лахерн был убит». В честь Лахерна и был, видимо, возведен старый храм.
Современная церковь на месте византийского храма.
После пожара 1070 года церковь была выстроена заново(или впервые построена и возможно в забытом ныне месте?-Авт.), но продолжала пользоваться прежним почитанием. Анна Комнина описывает, что в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподнимался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь. (Присутствовала тогда сама Богородица в пятницу на богослужении, учитывая сдвиг в хронологии примерно на 1000 лет?-Авт.). Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. 29 июня 1434 года церковь загорелась и обрушилась. До середины XIX века окрестности святого источника пустовали.В 1867 году место влахернского источника было отмечено скромной греческой часовней. Есть большие сомнения, что этот греческий новодел выстроен на месте, где действительно находилась та старая церковь-храм. При патриархе Никоне в Москву из Стамбула привезли икону, которую патриарх Паисий признал за древнюю Влахернскую. Она исполнена в древней технике воскомастики и предположительно содержит в своём составе растёртые мощи мучеников за веру. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.
Строгановский список Влахернской иконы Богоматери.(фото иконы из интернета)
Название иконы связано с церковными песнопениями, где Богородица сравнивается с неопалимой купиной- объятым пламенем, но несгорающим кустом. Богоматерь с Спасителем изображена в зеленом ромбе, в котором представлены ангелы «творяще» ветер, дождь, бурю и мороз (заметим, что мороз для Средиземноморья в те времена был совсем не характерен, да и в современное время не типичен). В красных треугольниках- символы евангелистов.
В углах: события из Ветхого Завета:
Видение пророку Моисею неопалимой купины,
Видение праотцу Иесею, от корня которого «процветает Христос»,
Видение праотцу Иакову лестницы от земли до неба,
Видение пророку Иезекиилю «врат затворенных» и никто ими не пройдет «токмо Господь».
Икона «Предста царица».
Примерная датировка: Вторая половина XVI в.
Спасителю, сидящему на троне, и Богородице придан царский облик. Христос изображен как царь и архиерей (на нем омофор- символ пастырства).
Икона «Преподобный Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы»
Примерная датировка: Середина XVI в. Происходит из церкви Богоявления села Уславцево Вощажниковской волости Ростовского уезда.
Святители Леонтий, Исайя, Игнатий Ростовские, преподобные Авраамий Ростовский и Сергий Радонежский, юродивые Исидор и Максим. Икона относится к распространенному типу избранных святых. Изображены ростовские святые Леонтий, Исайя, Игнатий, Авраамий и Сергий Радонежский, который родился в Ростовском крае, в селе Варницы. На полях - Исидор и Максим юродивые.
Икона «Святитель Леонтий Ростовский»
Примерная датировка: Первая треть XVI в. Происходит из деисусного чина церкви Покрова села Гуменец Ростовского района Ярославской области.
Икона «Ростовские святители Леонтий, Исаия и Игнатий»
Иконы из собрания Ростовского музея 1991. [9495] [M.021] Иконы из собрания Ростовского музея-заповедника: Каталог = The icons from the collection of the Rostov museum-reserve: Catalogue. — М., 1991.
Вахрина 2006. [675] [M.3-1-2] Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. — М.: Северный паломник, 2006.
Между небом и землей 2020. [11720] [M.4-15] Между небом и землей. Иконы Ростова Великого: [Книга-календарь на 2021 год]. — Минск : Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano : La Casa di Matriona, 2020. — Табл. 10.