Албания. Название принятое в мире, но не у самих албанцев

15 января 2021 — Влад Батарин
article325664.jpg

Албания. Название принятое в мире, но не у самих албанцев

Владислав Батарин

 

Что такое традиционная «Албания» на протяжении долгой истории?

Албания — современное государство (Республика Албания) в западной части Балканского полуострова, на побережье Адриатического и Ионического морей, в разные исторические периоды имевшее различные наименования:[1.]

Королевство Албания — средневековое государство, существовавшее на территории Албании в 1271—1333, 1355—1368 и 1376 годах.

Княжество Албания — средневековое княжество с центром в Дурресе в 1368—1443 годах.

Албания Венета (Венецианская Албания) — название территории, которой владела Венецианская республика в южной Далмации с 1420 по 1797 год.

Княжество Албания — албанское государство, существовавшее с 1914 по 1925 год.

Республика Албания — официальное наименование албанского государства в 1925—1928 годах.

Королевство Албания — албанское государство, существовавшее в 1928—1939 годах.

Албанское королевство — протекторат Италии в 1939—1943 годах в период Второй мировой войны.

Албанское королевство- марионеточное государство Германии в 1943-1944 годах в период Второй мировой войны.

Народная Социалистическая Республика Албания- государство с 1946 (де-факто с 1944) по 1992 гг.

Великая Албания — паналбанская идея воссоединения всех территорий, на которых албанский этнос превалирует над государствообразующим.

Северная Албания — в русской и сербской традиции XIX века термин, обозначающий северные этнические границы албанского расселения.

И такое.

Кавказская Албания — древнее государство в восточном Закавказье.

Албания — село в Тляратинском районе Дагестана.

 

Уже даже в общедоступной далеко неполной Википедии видно, что понятие «Албания» гораздо шире современной и несколько более ранней Албании, а в прошлом могло иметь и иные значения.

 

Алба́ния (алб. Shqipëria), полная официальная форма — Респу́блика Алба́ния[1.] (алб. Republika e Shqipërisë) - небольшое государство в западной части Балканского полуострова. Столица - Тирана. Государственный язык — албанский. Располагается на юго-востоке Европы на побережье Адриатического и Ионического морей. Большая часть Албании занята горами и холмами, которые проходят в разных направлениях по всей длине и ширине территории страны. Считается, что топоним «Албания» происходит от средневекового латинского названия страны. Возможно, он произошёл от наименования иллирийского племени албаны (алб. Albanët), отмеченного Птолемеем, географом и астрономом из Александрии, составившим карту в 150 году нашей эры, на которой был показан город Албанополис, расположенный к северо-востоку от города Дуррес[2.]. От него, вероятно, произошло название средневекового поселения под названием Албанон или Арбанон, хотя нет никакой уверенности, что оно располагалось на месте прежнего Албанополиса[3.]. В своей истории, написанной в X веке, византийский историк Михаил Атталиат впервые упоминает об албаноях, участвовавших в восстании против Константинополя в 1043 году, и об арбанитаях как подданных герцога Диррахия. В любом случае «Албания» могла означать и что-то иное, и непривязанное к современной территории с таким же названием.

Фото: Тирана на 

http://new.chronologia.org/volume17/batarin_albania.php

Тут уместно привести мнение авторов Новой хронологии(НХ), которое в дальнейшем в значительной степени подтверждается. «Полезно здесь отметить, что «раннеантичным» названием Африки считается также совсем другое слово — LIBIA, сегодня читаемое как Ливия. Сообщается: «ЛИВИЯ, раннеантичное название АФРИКИ». Но и тут явственно проглядывает первоначально ЕВРОПЕЙСКОЕ размещение Африки. Ведь ЛИВИЯ — это лишь другое произношение слова АЛБА = белый! АЛБА получается из БЕЛЫЙ просто обратным прочтением слова. А БЕЛАЯ Русь или БЕЛО-Руссия — одна из основных Орд в Великой = «Монгольской» Империи. Страна АЛБАНИЯ до сих пор существует на карте ЕВРОПЫ как небольшой осколок прежнего названия БЕЛОЙ Орды, охватывавшей значительные территории. И лишь потом, когда при великом = «монгольском» завоевании название Татария-Африка переместилось на сегодняшний африканский континент, оно увлекло за собой и имя АЛБАНИЯ, превратившееся в современную ЛИВИЮ.»[4.] То есть «Албания» - не имя от мифических племен, а вполне читаемое «страна Белых (светловолосых) людей» или, имеющейся в истории: «Белой Орды» или «Белой(Руси)». Хотя, вполне возможно, те самые, скорее всего, не совсем древние (а отнесённые историками в древность) «иллирийские племена» и были теми самыми «племенами светловолосых людей», как они их и называли: «албанами-белыми». Да и слове «иллирийские», если отбросить приставку «илл», то без огласовки вполне можно вывести «русские»-«русы». Как версия.

 

Считается, что в Средние века албанцы называли свою страну Арбери (алб. Arbëri) или Арбени (алб. Arbëni), а себя — арберешами (алб. Arbëreshë) или арбенешами (алб. Arbëneshë). Но были те албанцы и нынешние- одним народом? Вполне возможно, но только с одной оговоркой: нынешние албанцы-малая часть средневекового(«античного») албанского народа. Ныне албанцы называют свою страну Shqipëri или Shqipëria. В XVII веке (а в этом столетии переписывалась активно вся мировая история-Авт.) топоним Shqipëria и этнический катойконим Shqiptarë постепенно заменили соответственно Arbëria и Arbëresh. (Или это всегда они так сами себя называли?! Как говорилось, 17 век характерен для большой работы искажателей истории-Авт.).


 

Shqipëria и Shqiptarë широко интерпретируются как «Земля орлов» и «дети орлов»[5.][6.]. Также Shqipëria, по одной из версий, происходит от албанского слова «shqip» — «излагать мысль»[7.] Славист А. М. Селищев утверждал, что исток этого корня — слово «shqe», которое означает «славяне» (Shqerí — от албанского shqa<*skla, мн. ч. — shqe) и является следствием славянской колонизации Балкан в VI—VII веках[8.]. Возможно, что работа по разделению славян и уничтожению их истории велась давно и планомерно. И что старое, что новое самоназвание «албанцев» означает, либо «русь-белые», либо «славяне».

 

Одной из самых важных особенностей географии Албании является наличие многочисленных и крупных озёр. Расположенное на северо-западе страны, на границе с Черногорией, озеро Шкодер — крупнейшее в Южной Европе(«шкодер»- «орда» наоборот с приставкой). Его третья часть и 57 км побережья принадлежит Албании. На юго-востоке на возвышенности находится Охридское озеро (разделённое с Северной Македонией – тоже с корнем «орд»), одно из старейших постоянно существующих озёр в мире. Далее на юг простираются Большое и Малое озёра Преспа, которые являются одними из высочайших озёр на Балканах.

 

Ранняя история.

Первые следы человеческого присутствия в Албании, относящиеся к эпохам среднего и позднего палеолита, были найдены в деревне Дзарре (недалеко от Саранды) и на горе Дайти (около Тираны)[9]. К находкам в пещере близ Дзарре относятся кремнёвые и яшмовые предметы, а также окаменелые кости животных. На горе Дайти были обнаружены костяные и каменные орудия, аналогичные орудиям ориньякской культуры. Палеолитические находки Албании имеют большое сходство с артефактами той же эпохи, найденными в Црвене-Стиене в Черногории и северо-западной Греции[9].

В центральной и южной Албании было обнаружено несколько артефактов бронзового века из захоронений в курганах (а, как известно, это может быть и железный век со своим временем (не таким уж и далёким), так как в курганы могли класть копии реальных железных вещей-оружия в бронзе, символы, а не реальное оружие, скажем, так как это было дешевле и так было принято. Но археологи упорно удревняют курганы, основываясь только на том, что железа не было обнаружено-Авт.), которые демонстрируют тесную связь этих территорий с юго-западной Македонией и Лефкасом. Археологи пришли к выводу, что эти регионы были заселены индоевропейцами, говорившими на протогреческом языке. Часть этого населения мигрировала в сторону Микен, что привело к развитию Микенской цивилизации. В античности территория современной Албании была преимущественно населена множеством иллирийских племён. Иллирийские племена никогда коллективно не считали себя «иллирийцами»(!), и маловероятно, что они использовали какое-либо одно общее название для всех своих племён. Это название, по-видимому, относилось лишь к одному иллирийскому племени, которое стало первым, с кем вошли в контакт древние греки в «бронзовом» веке, в результате чего оно перенеслось на все племена со схожими языком и обычаями.

Территория, известная как Иллирия, ориентировочно простиралась вдоль восточного побережья Адриатического моря до устья реки Вьоса на юге. Первое известное описание иллирийских групп содержится в «Перипле Понта Евксинского», древнегреческого сочинения середины традиционного IV века до н. э. Юг был населён греческим племенем хаонийцев, столицей которого служила Фойника. К традиционному VII веку до н. э. на побережье нынешней Албании древнегреческими городами-государствами были основаны многочисленные колонии, такие как Аполлония, Эпидамнос и Амантия. Запад современной Албании населяло фракийское племя бригов. Иллирийское племя ардиеев (просто ордынцев- Авт.)управляло большей частью современной Албании. Ардианское (Ордынское-Авт.)царство достигло наибольших размеров при Агроне, сыне Плеврата II. («ратник»-воин). Агрон распространил свою власть и на другие соседние племена. После его смерти в 230 году до н. э. его жена Тевта унаследовала Ардианское царство. Она сумела расширить его территорию дальше на юг, достигнувшую Ионического моря. В 229 году до н. э. Рим объявил иллирийскому царству войну из-за разграбления своих кораблей. Война закончилась поражением иллирийцев спустя два года. В 181 году до н. э. Тевту сменил Гентий. В 168 году до н. э. между ним и Римом началась Третья Иллирийская война, которая в следующем году привела к римскому завоеванию региона. После этого римляне разделили область на три административных единицы. Окончательно иллирийцы были покорены в 9 году н. э. римским императором Тиберием, учредившим область Иллирия с имперским легатом во главе. В I веке н. э. в Иллирию постепенно проникает христианство. Скорее всего, речь не столько об Албании и Риме итальянском, а о более крупных государствах «античного» времени (то есть- средневековья). Куда и входила территория, занимаемая современной Албанией.

Средневековье.[1.]

После того, как Римская империя была разделена, территория Албании оставалась в пределах Восточной Римской Империи. В последующие столетия Балканский полуостров страдал от нашествий варваров. Иллирийцы в последний раз упоминаются в тексте VII века. В конце XII—начале XIII веков сербы и венецианцы начали захватывать албанские земли. Возможно, что именно тогда и начиналась более-менее реальная история современной Албании.

Этногенез албанцев неясен, однако первое бесспорное упоминание об албанцах датируется 1079 или 1080 годами. В исторических записях Михаила Атталиата содержатся упоминание об участии албаноев в восстании против Константинополя. К тому времени албанцы были полностью христианизированы. Первое независимое албанское государство было сформировано в 1190 году, когда архонт Прогон основал княжество Арберия со столицей в Круе, находившееся в составе Византийской империи. В XIII веке княжество прекратило своё существование.

Через несколько лет после распада Арберии Карл I Анжуйский заключил соглашение с албанскими правителями, пообещав защищать их и их древние свободы. В 1272 году он основал королевство Албания и присоединил к нему области, отвоёванные у Эпирского царства. Королевство претендовало на всю территорию центральной Албании: от Диррахия вдоль побережья Адриатического моря до Бутринти. Расширение этого католического королевства способствовало и распространению католицизма в этом регионе Балканского полуострова. Внутренняя борьба за власть в Византийской империи в XIV веке позволила сербскому королю Стефану Душану создать недолговечную империю, которая на короткое время оккупировала всю Албанию, за исключением Дурреса. В 1367 году различные албанские правители основали Артский(Ордынский- Авт.) деспотат. В то же время было создано несколько албанских княжеств, наиболее известными из которых стали Топия, Кастриоти, Музаки, Балша и Арианити. В первой половине XV века Османская империя вторглась на большую часть Албании, в ответ была создана Лежская лига под руководством Скандербега, ставшего национальным героем.

Османская эпоха.[1.]

В 1385 году османы впервые достигли албанского побережья. К 1415 году они создали свои гарнизоны на юге Албании (Сразу после Куликовской битвы! Интересно, что это были за «османы» тогда – Авт.), а 1431 году заняли большую часть её территории. С появлением османов ислам стал второй религией в Албании в результате массовой эмиграции албанцев-христиан в другие христианские европейские страны (арбереши в Италии). В то же время албанцы-мусульмане постепенно переселялись в Турцию и другие части Османской империи, такие как Алжир, Египет и Ирак. В 1443 году под предводительством Скандербега началось большое и долгое восстание, продолжавшееся до 1479 года. Он неоднократно побеждая крупные османские армии во главе с Мурадом II и Мехмедом II. Скандербег(Искандер-бей) сначала объединил албанских князей, а затем установил централизованную власть над большей частью не завоёванных османами территорий, будучи признанным правителем Албании. Скандерберг неустанно, но безуспешно пытался создать европейскую коалицию против Османской империи. Он срывал все их попытки вернуть Албанию под свою власть, которую османы считали плацдармом для вторжения в Италию и Западную Европу. Скандербег получал некоторую финансовую и военную помощь от Неаполя, Венеции, Сицилии и Папы Римского.

Когда османы наконец сумели вернуть себе контроль над Албанией, они разделили её на четыре санджака. Власти способствовали развитию торговли в албанских землях, разместив в регионе значительное количество еврейских беженцев, изгнанных из Испании. Порт Влёры играл важное значение в торговле между Османской империей и Западной Европой. Будучи мусульманами, некоторые албанцы достигли важных политических и военных позиций в Османской империи и внесли свой вклад в более широкий исламский мир. Так пост великого визиря занимало более 20 выходцев из Албании, включая Кёпрюлю Мехмед-пашу и Фазыла Ахмед-пашу. Другой албанец Мухаммед Али-паша, будучи наместником в Египте, провёл там ряд успешных реформ по модернизации, подавил восстание ваххабитов в Аравии, сам восстал против Османской империи и основал в Египте династию, правившую им до 1953 года. Процесс исламизации населения шёл постепенно, лишь в XVII веке большинство албанцев стали мусульманами. Этот процесс был постепенным, начиная с прибытия Османов. Албанцы-католики преимущественно обратились в ислам в XVII веке, в то время как православные албанцы последовали их примеру уже в следующем столетии. Первоначально процесс исламизации активно шёл в городских центрах, таких как Эльбасан и Шкодер, после чего он распространялся и на сельскую местность.

Албания и Россия. Примерно 250 лет тому назад судьба свела Албанию и Россию в совместной борьбе против единого врага — Османской империи.(А в реальности история отношений, как мы видели ранее, албанцев и восточных славян гораздо более древняя и обширная –Авт.) Албания искала поддержку вовне, чтобы освободиться от Османов, и находила её в лице русских правителей. Первые прямые контакты между албанцами и русскими произошли в середине XVIII в. уже при Романовых. Россия к этому времени превратилась в серьёзного противника Османской империи. Военные действия между этими государствами стали своего рода сигналом для антитурецких выступлений на Балканах, в т. ч. и в Албании. Тысячи албанцев присоединились к русской армии для участия в войне с турками.

Далее идет история более и менее современной Албании.

 

Албанская мифология.[26.]

Как уже было упомянуто, в античный период территория современной Албании была населена предками современных албанцев - иллирийскими племенами, главным образом тавлантиями и дарданцами (ордынцы-Авт.), обитавшими здесь с эпохи бронзы. Особую роль в формировании албанской мифологии сыграла культура Древней Греции (Южная часть Албании входила в состав древнегреческого Эпира). Именно греческие источники содержат множество разрозненной информации о специфике мифологии Балкан.

После VI—VII в. на албанскую мифологию оказала значительное влияние славянская мифология, когда славянские племена расселились на большей части Балкан. Языковед А. Селищев[8.] полагал, что исток современного названия Албании (Shqipëria) — слово «shqе» — «славяне» (Shqerí от албанского shqa<*skla, мн. ч. shqe). Наибольшую близость мифологических систем обнаруживают народы, говорящие на языках Балканского языкового союза. Особое место занимают албано-румынские параллели исконного (палеобалканского) происхождения. Взаимовлияние систем отмечено также между албанскими, болгарскими (палеобалканские черты в традиционной культуре болгар в большей мере прослеживаются к югу от Балканского хребта), македонскими, сербо-хорватскими мифами (в меньшей мере это относится к новогреческому народному творчеству).

У албанцев (особенно на севере страны у гегов) сохраняется богатый фольклор — эпические поэмы о богатырях, исторические песни. Песни исполнялись под аккомпанемент струнных чифтелей (çiftelia) и ляхута (lahuta); волынки гайда (gajdja); духовых зумаре, фюэлы (fyelli); скрипки, кларнета, бубна (dajrja). По мнению В. Н. Топорова, албанская мифология (наряду с фракийской, иллирийской, фригийской, венетской) имеет индоевропейские корни, но известна в неполной передаче[27.].

Первопроходцем в научном изучении албанского языка и фольклора выступил албанский писатель Димитер Камарда (1821—1882), живший в южной Италии. Это уже 19 век н.э.! Собиранием североалбанского фольклора занимался Зеф Юбани (1818—1880), широко образованный литератор и публицист. Небольшая часть его собрания народных песен опубликована в 1871 г. в Триесте. В 1878 г. в Александрии (Египет) вышел обширный фольклорный сборник «Албанская пчела» (Bleta shqiptare), значительная часть материалов которого была собрана филологом-любителем Фими Митко (Thimi Mitko, 1820—1890). Собиранием албанского фольклора занимался и писатель Х. Стермилли (Haki Stërmilli, 1895—1953). Особый интерес итало-албанцев к фольклору, наряду с собиранием народной поэзии, привёл к появлению «фольклоризирующей литературы», поддерживавшей и развивавшей традиции народной культуры.

Итало-албанский поэт Гавриил Дара-младший (Gavril Dara i Riu) написал в 1885 году поэму «Последняя песнь Балы» (sq:Kënga e Sprasme e Balës) о романтической любви молодого рыцаря и прекрасной княжны. Главный герой Ник Пета и его соперник Пал Големи взяты из фольклора. В поэме действуют и исторические личности, в частности Скандербег. Поэма стилизована под арберешские народные баллады, а её создателем объявлен вымышленный легендарный певец, старый воин Бала. Обоснованию легенды об «албанском Оссиане» Дара посвятил обширное предисловие к поэме и поэтический пролог. Опубликованная посмертно и ставшая широко известной в Албании лишь в 50-е годы XX в. поэма «Последняя песнь Балы» (Kënga e Sprasme e Balës) остаётся в албанской литературе удачной подделкой под старинный эпос и одним из наиболее ярких творческих проявлений национального романтизма. Все подделки тогда! К систематической записи устного албанского поэтического творчества зарубежные и местные исследователи приступили в 60-е гг. XIX века, хотя отдельные попытки были ещё в начале XVII в. Албанские народные сказки впервые были впервые записаны австрийским консулом в Янине в середине XIX в. И. Г. фон Ханом (1854), позднее — K. Х. Рейнхольдом (1855) и Джузеппе Питре (1875). В период национального возрождения (Rilindja) собранные сказки и мифы становятся существенным элементом самоидентичности. В 1908 году в Албании Спиро Дине (Spiro Dine, 1844—1922) издан первый полный сборник сказок и легенд «Волны моря» (Valët e Detit). В 1954 г. в Тиране издаётся сборник «Pralla popullore shqiptare» (Народная албанская сказка) под редакцией З. Сако (Zihni Sako), состоящий из 50 текстов и посвящённый персонажам Чанголаз (Çangallozi), Гржета (Gërzheta), Феничка (Feniçka) и др. В 1960 г. здесь же вышла книга Н. Лако (Nikolla Lako) «Legjenda lulesh të florës shqiptare» (Легенда албанской цветочной флоры).

Тут, пожалуй, похожая ситуация, как у наших братьев-славян: чехов и болгар. [30.],[31.],[32.],[33.]. Только со своей не совсем славянской спецификой. Сказалась близость к грекам и «античным» итальянцам. Тоже близко, но несколько другое. И язык специфичный, но, если посмотреть поближе албанский язык и албанские сказки, то возникают интересные параллели и ассоциации. Но об этом немного ниже.

Есть ощущение, ранняя история Албании - это история страны в значительной части рамках Монгольской-русской-славянской и Византийско-Римской историй. Общая для многих народов Причерноморья и Средиземноморья. 2 этап истории - только в рамках Османской Империи – наследницы Византии. Но, как только, турки-османы религиозно и исторически стали сильно отдаляться от «античной», национальной и у кого-то от православной истории и традиций, то не только православные болгары и греки, но и албанцы стали (в противовес османам) восстанавливать свои древние основы, считая для себя необходимым - сохранение древнего НАЦИОНАЛЬНОГО наследия. В случае чехов шло противостояния славянского и дойче-немецкого, а немцы играли роль «осман» для чехов. С албанцами было сложнее тем, что они в значительной части были уже мусульманами. А ещё испытывали дополнительное влияние от западной Италии. Но национальные традиции и национальная память взяли своё. Со временем, греки, болгары стали считать себя единственными (так как многое подзабылось за древностью лет) носителями той «древне-античной», религиозной истории и древних доисламских знаний, в том виде,как они это понимали. А албанцы взяли свою часть из общей «античной» истории, которая оказалась очень специфической, но совсем немифической. Это их память об «античном» мире и их роли в нём. Это движение началось ещё до обретения независимости от Османской Империи и послужило национальным базисом для создания новой независимой страны. Ну и 3 этап истории этих стран: развитие новой независимой страны без всяких новых исторических наслоений. Хотя, как сказать! Несмотря на развитие доступных информационных технологий многие страны (в том числе и некоторые упомянутые) за последнее столетие не раз корректировали свою историю, но призналась эта «история» часто только в их собственных учебниках истории.

 

Рассмотрим персонажей албанских мифов.

• Болла, или Кучедра (Kuçedër или, может быть, «орда» наоборот) — рогатый огнедышащий дракон.

 Штрига — вампир или ведьма. Они имеют вид старых женщин, которые пьют кровь и питаются человечиной, воруют детей. Охотятся обычно ночью, проникая во время сна через любые отверстия и преграды. Собираясь на шабаш, они в процессе игры выбирают, кто будет охотиться этой ночью и какой жертве предстоит умереть.

• Э Букура э Зеут (E Bukura e Dheut) — «Краса Земли», самая красивая женщина на земле, символ счастья и процветания. Однако может выступать и на стороне Зла, принимая вид чернокожей женщины. Живёт в подземном дворце, который охраняет трёхглавый пес (или змей) Кучедра. Расхожий сюжет — герой крадёт прядь золотых волос Э Букуру э Зеут, и та смиряет свой крутой нрав и становится его верной женой.

• Э Букура э Детит (E bukura e Detit) — «Краса Морей» — одно из самых популярных творений, сопряжённых с метаморфозами, где персонажи превращаются в черепаху (breshka), змею, лебедя (mjellma). (Исследователи находят аналогии этого образа с ролью Пенелопы). В албанских сказках есть сюжет, напоминающий русскую Царевну-лягушку. Только здесь избранницей царского сына выступает заколдованная черепаха, которую находят рядом с пущенной стрелой у края моря под смоковницей.

• Зана э Малит (Zana e Malit) — «Фея Горы», сопоставима с Артемидой и Дианой греческих мифов или иллирийской Таной. От этого имени происходит албанское слово «беременность» shtatzënisë (буквально «рост Заны»).

• Ора (Оra) — «Время», обычно принимающее в мифах обличье женщины (grua) или змеи (gjarpër).

• Ляура (Laura) имеет вид злонамеренной женщины, обитающей на берегу рек или прудов. Часто плачет, издаёт трубные, воющие звуки. Слово, очевидно, происходит от имени древнеримского духа лярва (лат. larva — привидение, маска, личина).

• Ламая (Llamaja) принимает обличье женщины со змеиным хвостом. Живёт в горах у нечистых вод, промышляет людоедством, принимает различные формы, чтобы заманить в ловушку своих жертв. Исследователи ассоциируют этот персонаж с греческой Медузой. Это имя созвучно греческой ведьме Ламии, которая вынимает глаза и кладёт их в чашу, чтобы заснуть.

• Нена э Ватрес (Nëna e Vatrës) — «Мать очага» — божество, возникшее в эпоху матриархата. Имеет вид седовласой старухи, занятой прядением льна, шерсти или за расчёсыванием волос. Иногда предстаёт в облике трёх сестёр, определяющих судьбу ребёнка на третью ночь после рождения. В мифах позднего происхождения приобретает отрицательные черты, превращаясь в ведьму, охотящуюся на детей.

• Партини (Partini) — высшее божество одноимённого иллирийского племени. Выявлены аналогии с римским Юпитером.

• Чипули (Qipulli) — популярный персонаж албанской мифологии, аналогичный джиннам арабских поверий.

• Стихия (Stihija) — крылатый демон женского пола.

• Каталани (Katallani).

• Каркальдусет (Karkalduset) — существо наполовину человек и с хвостом.

• Чероси (Qerosi) — безволосое существо. В албанских сказках всегда одерживает верх.

• Штойзовалет (Shtojzovallet) — особый шарм сверхъестественной силы природы; населяют горы и глухие леса, где поют, танцуют (vallet «танцы») и сочиняют музыку.

• Тадени (Tadeni) у иллирийцев отождествлялся с Аполлоном.

• Хиет (Hijet) — буквально «Тени» — призраки, души мёртвых.

• Редони (Redoni) — у иллирийцев персонификация защиты моряков и пассажиров.

• Видауси (Vidausi) — у иллирийцев бог защиты леса, родников и полей. В изображениях представляется в сопровождении своей жены. Имел атрибуты, аналогичные римскому Сильвану.

• Дьял (Djall), или Дреч (Dreq) — дьявол. Считается, что это имя связано с латинским словом Draco (дракон). Сравните также похожесть этого слова на diell (солнце) в албанском языке.

Герб, как и у соседней Черногории (как и у России и Римской Империи)-двуглавых орёл. Есть легенда о происхождении названия страны (Албания Shqipëria) от орла (shqiponjë). Поэтому Албанию называют Страной горных орлов. Гигантский орёл нёс себе в гнездо змею. Это видел охотник, и когда птица улетела, то убил гада, птенца же унёс с собой. По пути к дому его настиг орёл и предложил обменять детёныша на магические способности — видеть в темноте, неуязвимость в битве и прочее. Сделка состоялась, и охотник стал первым правителем албанцев.

 

Замок Розафати. Остатки имперской мощи.

Фото замка Розафати 

на 

http://new.chronologia.org/volume17/batarin_albania.php

Легенда замка Розафати (Kalaja e Rozafës) близ Шкодера.

В древние времена три брата начали строить замок. По совету некого колдуна им предстояло замуровать кого-нибудь в его стенах для наивысшей крепости стен. Братья сговорились, что та жена, которая принесёт на место строительства корзинку с едой на следующий день и станет жертвой. Два старших брата рассказали про страшный уговор своим жёнам и те не пришли. В итоге в стены замуровали жену младшего - Розафу (Rozafa). До этого у неё родился ребёнок, поэтому женщину заложили камнями так, чтобы одна грудь оставалась на поверхности для кормления малыша.

Аналогичный сюжет существует у румын: «Легенда о мастере Маноле».[34.]. Но записана она, как румынская только в середине 19 века н.э.

«Негру Водэ («чёрный князь») с десятью спутниками — девятью великими мастерами и Маноле, лучшим из них, — ехал по берегу реки Арджеш в поисках места для строительства монастыря. Они встретили бедного пастушка, играющего на флейте. Негру Водэ спросил, не видел ли он, проходя со стадами вдоль реки, недостроенную стену. Пастух встречал такую стену, и когда Негру Водэ со спутниками нашли её, Негру Водэ сказал, что именно это место он выбирает для будущего монастыря. Если мастера построят монастырь, с которым не сравнится ни один другой на свете, он осыплет их золотом и сделает боярами, если же они не сумеют этого сделать, он замурует их заживо.Мастера начали работу, но всё, что они строили днём, ночью разрушалось. Так продолжалось четыре дня. Маноле прекратил работать, лёг спать и увидел сон. Когда он проснулся, то рассказал, что услышал голос с неба. Этот голос сказал, что для того, чтобы построить монастырь, они должны замуровать в стене жену или сестру одного из мастеров, ту, что первая придёт утром, чтобы принести еду. На рассвете Маноле взбирается на леса и видит, что по полю идёт его молодая жена Анна и несёт еду и вино. Он падает на колени и просит Бога, чтобы тот пролил дождь на землю, и жена вернулась домой. Бог услышал его молитву, пошёл дождь, но жена продолжала идти. Маноле просит Бога наслать ветер на землю. Дует ветер, переворачивающий горы, но он не может остановить Анну, и она приходит к Маноле. Мастера радуются, увидев её. Они говорят, что хотят в шутку замуровать Анну и чтобы она не пугалась. Маноле начинает возводить перед ней стену. Анна пугается и говорит, что стена слишком сильно сжимает её тело. Маноле продолжает работать и замуровывает Анну полностью. Только голос слышен из-за стены, говорящий: «Маноле, Маноле, стена давит на меня слишком сильно, я умираю!» Негру Водэ приезжает в новый монастырь, которому нет равных на земле, и спрашивает мастеров, смогут ли они построить для него ещё лучший монастырь. Мастера, сидя на лесах над крышей, говорят, что они лучшие строители в мире, и могут построить для Негру Водэ еще более прекрасный монастырь. Тогда он приказывает обрубить леса и мастера остаются на крыше. Мастера решают сделать себе деревянные крылья из тонких досок. Они прыгают с крыши, но падают и разбиваются. Когда же прыгает Маноле, то он слышит голос из стены, говорящий: «Стена давит на меня слишком сильно, она проламывает мою грудь, раздавливает моего ребёнка, жизнь уходит из меня!» Он падает замертво, и на месте падения появляется источник, из которого тонкой струйкой течёт вода, солёная от его слёз.»

Есть аналогичная легенда грузинская: «О Сурамской крепости» о юноше, который дал согласие замуровать себя в стену Сурамской крепости, ибо только при этом условии она сможет выстоять против натиска врага.

 

Албанская мифология как часть мировой культуры.

Существуют гипотезы о родстве албанского и этрусского языков[26.]. Сопоставление делалось на тех фактах, что столица Албании Тирана созвучна племени тиррены, субэтнос албанцев тоски латинскому названию этрусков — tusci. Есть сведения на заимствование албанских слов культовой сферы в греческий язык и латынь: grua (женщина) — граи (букв «старухи»), gjarpër (змея) — гарпии, mbret (царь) — Прет (царь Тиринфа), претор, Дедал < Dedalia (персонаж албанской мифологии, противостоящий циклопу) < Detaria «имеющий отношение к морю», pari (первый) — Парис. Интерес к албанской культуре определяется, по крайней мере, тремя обстоятельствами. Во-первых, албанский язык является центральным языком Балканского языкового союза. Во-вторых, ряд семантических черт албанской культуры имеют типологически достаточно редкий характер. И в-третьих, албанская культура и язык обнаруживали ориентализм задолго до османского владычества.


Мечеть в Шкодор

Один из краеугольных элементов албанского культурного кода — besa (буквально «вера») — верность данному слову. За нарушение бесы провинившегося могли изгнать из общины. Вообще говоря, фонетический строй албанского языка близок к русскому, многие слова обоих языков звучат и пишутся буквально одинаково, но при этом означают- разное. Та же «беса» -самое ценное понятие, стержень всего. Но «беса» на русском звучит отрицательно.

А вот Лорд Байрон отмечал поразительное сходство албанцев с шотландцами. А корни скоттов-скифов-шотландцев выводятся из скифов и кельтов, предков и славян.

 

Ритуалы и пережитки

Древние верования — почитание явлений природы, особенно характерен культ солнца (diell), растительности, воды (ujit), гор (mal), перевалов (kalojë) — отразились в современных календарных и семейных обрядах. В зимних календарных обрядах существенную роль играет персонаж Бабадимри (Babadimri), также известный как Shën Nikolla (Святой Николай), Atit e Krishtlindjeve (Дед Мороз) и Kris Kringle.

В старые времена в некоторых местностях Албании существовал обычай эвтаназии. В албанской сказке «Как сын отца пощадил» говорится: «В старые времена в оном городе бытовал такой обычай: топить стариков. Состарится хозяин дома, сын берёт его за руку, ведёт и сбрасывает с берега в воду».

В основном на севере Албании, у гегов отмечалось распространение однополых союзов между юношами (более старшими ashik и более младшими dyllber), связанное, возможно, с влиянием древнегреческих культов и просуществовавшее вплоть до 1944 году. В северных районах страны сохранился также обычай, по которому при отсутствии мужчин в семье незамужняя женщина может принести клятву безбрачия и «становится» мужчиной («клятвенной девственницей»), нося мужскую одежду и ведя мужской образ жизни. Такой же обычай характерен и для Черногории.

 

Используемая литература и ссылки.

  1. Албания. ru.wikipedia.org
  2. Madrugearu A, Gordon M. The wars of the Balkan Peninsula. Rowman & Littlefield, 2007. p. 146.
  3. The Illyrians by J. J. Wilkes, 1992, ISBN 978-0-631-19807-9, p. 279
  4. Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Славянское завоевание мира. 1.6.6. «Африканская» Албания.
  5. Kristo Frasheri. History of Albania (A Brief Overview). Tirana, 1964.
  6. Lloshi, Xhevat The Albanian Language.
  7. http://www.etnolog.ru/people.php?id=ALBA
  8. Селищев А. М., Славянское население в Албании, София, 1931.
  9. F. Prendi, «The Prehistory of Albania», The Cambridge Ancient History, 2nd edn., vol. 3, part 1: The Prehistory of the Balkans; and the Middle East and the Aegean World, Tenth to Eighth Centuries B.C., ed. John Boardman et al. (Cambridge: Cambridge UP, 1982), 189-90.
  10. Hammond, N. G. L. Grave circles in Albania and Macedonia. — British Association for Mycenaean Studies, 1974. — Vol. 4. — P. 189–198. — ISBN 978-0-7156-0580-6.
  11. Nicholas Geoffrey Lemprière Hammond, Guy Thompson Griffith A History of Macedonia: Historical geography and prehistory. Clarendon Press, 1972, p. 290
  12. Nicholas Geoffrey Lemprière Hammond. Studies: Further studies on various topics. A.M. Hakkert, 1993, p. 231: "The leading dans of both groups buried their dead under a circular tumulus of soil in the second millennium BC The main reservoir of the Greek speakers was central Albania and Epirus, and it was from there that the founders of Mycenaean civilization came to Mycenae, c. 1600 BC, and buried their nobles in Grave Circle B. Further waves of immigrants passing through and from Epirus people the Greek peninsula and islands the last wave, called Dorians, settling from 1100 onwards. The lands they left in central Albania were occupied during the so-called Dark Age (U10-800BC) by Illyrians, whose main habitat was in the area now called Bosnia»
  13. Roisman, Joseph & Worthington, Ian (2010), A Companion to Ancient Macedonia, John Wiley and Sons, ISBN 978-1-4051-7936-2
  14. John Boardman. The prehistory of the Balkans and the Middle East and the Aegean world. Cambridge University Press, 1982. ISBN 978-0-521-22496-3, p. 629: „… the southernmost outliers of the tribes which held the Zeta valley, as such they may have been the immediate neighbours of Greek-speaking tribes in the Bronze Age."
  15. Wilkes John. The Illyrians. Wiley-Blackwell, 1995, ISBN 978-0-631-19807-9, p. 92: „Illyrii was once no more than the name of a single people… astride the modern frontier between Albania and Yugoslav Montenegro"
  16. The Illyrians (The Peoples of Europe) by John Wilkes, 1996, ISBN 978-0-631-19807-9, page 92, „Appian’s description of the Illyrian territories records a southern boundary with Chaonia and Thesprotia, where ancient Epirus began south of river Aoous (Vjose)"
  17. Cambridge University Press. The Cambridge ancient history. 2000. ISBN 0-521-23447-6, page 261,»… down to the mouth of Aous"
  18. The Illyrians (The Peoples of Europe) by John Wilkes, 1996, page 94
  19. Hammond, 1998; Lewis & Boardman, 1994, pp. 430, 434; Boardman & Hammond, 1982, p. 284; Wilkes, 1995, p. 104; Encyclopædia Britannica ("Epirus"), 2013
  20. Wilkes, 1995, p. 96; Wilson, 2006, p. 594; Chamoux, 2003, p. 97
  21. Hammond, Nicholas Geoffrey Lemprière. A History of Macedonia: 336–167 B.C / Nicholas Geoffrey Lemprière Hammond, Frank William Walbank. — Clarendon Press, 1 января 1972. — ISBN 978-0-19-814815-9.
  22. Jackson-Laufer, Guida Myrl. Women Rulers Throughout the Ages: An Illustrated Guide. — ABC-CLIO, 1 января 1999. — P. 382–383. — ISBN 978-1-57607-091-8.
  23. The History of Rome. — D. Appleton & Company, 1 January 1846. — P. 259.
  24. Wilkes, John. The Illyrians. — Wiley, 9 January 1996. — P. 189. — ISBN 978-0-631-19807-9.
  25. Marjeta Šašel Kos, «The Illyrian King Ballaeus — Some Historical Aspects», Épire, Illyrie, Macédoine: Mélanges offerts au professeur Pierre Cabanes, ed. Danièle Berranger (Clermont-Ferrand: Presses Universitaires Blaise Pascal, 2007), 127.
  26. Албанская мифология. ru.wikipedia.org
  27. Топоров В. Н., Индоевропейская мифология // Мифы и народы мира, 1 т., М., 1994.
  28. Серкова Т. Ф., Поэзия итальянских арберешей и проблемы албанского романтизма. Сообщение на I Конгрессе балканских исследователей, М., 1966.
  29. Народные албанские сказки. web.archive.org
  30. В.Батарин.Чешский Крумлов (Чески-Крумлов) new.chronologia.org/volume14
  31. В.Батарин.Калиакра. Болгария. Удивительное место, сохранившее старые знания. http://new.chronologia.org/volume13/batarin_kaliakra.php.
  32. В.Батарин. Великое Тырново - Болгарский Великий Новгород. Сакральные знания Болгарии. http://new.chronologia.org/volume13/batarin_tyrnovo.php
  33. Болгария. Легенды и современность Несебра. new.chronologia.org/volume16.
  34. Мастер Маноле. ru.wikipedia.org
  35. Мустафа Тукай. Клятвы и феи. Легенды и баллады Албании.

фото на  http://new.chronologia.org/volume17/batarin_albania.php

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0325664 от 15 января 2021 в 18:07


Другие произведения автора:

Ангкор. Греко-буддизм в Камбодже. Затворки Империи

Ландау и лучшие физики-физтехи.

Ранние Христианские культовые сооружения Византии (Римской Империи). Или как культурно отдыхать в Турции.

Рейтинг: 0Голосов: 0683 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!