Do widzenia! Или ксёндз и безбожник
Александр Посохов
Do widzenia!
Или ксёндз и безбожник
Сели
в купе на Ленинградском вокзале двое. Поехали. Один и спрашивает другого:
–
Извините, а что это за белый квадратик у вас на воротничке?
– Я
ксёндз, польский священник, – ответил тот, который выглядел явно моложе.
– А я
российский безбожник. Может, выпьем за знакомство?
– Я
не беру в дорогу спиртное.
–
Зато я беру, на всякий случай. Такой, как сейчас, например. Ну, по чуть-чуть,
на ночку. И больше не будем.
Выпили. Безбожник одним глотком, а ксёндз пригубил только.
Закусили слегка, убрались на столике и прилегли каждый на своём месте.
–
Скажите-ка мне, религиозный товарищ, – снова бесцеремонно спросил безбожник. –
А некрещёному исповедоваться можно?
–
Если душа просит покаяния, то можно, – ответил ксёндз. – Без совершения
определённых формальностей, конечно.
– А я
вот могу исповедоваться перед вами?
–
Исповедуются не перед священником, а перед богом.
– Да
чёрт с ним, с богом!
–
Странно как-то у вас, и чёрт и бог в одном предложении, – заметил ксёндз.
– Не
вижу ничего странного, – в свою очередь заметил безбожник. – Они и по дороге
одной ходят, и обнимаются иногда. Так я могу исповедоваться перед вами?
–
Признаться, вы ставите меня в затруднительное положение.
–
Нормальное у вас положение, горизонтальное.
– А
позвольте спросить, почему вы некрещённый и почему именно передо мной?
– А
позвольте спросить, вы действительно настоящий польский священник?
–
Можете не сомневаться.
– А
чего ж вы тогда на вопрос вопросом отвечаете, как некоторые?
– Как
кто?
–
Ладно, не обижайтесь на старика. Отвечаю. Потому, что недокрестили.
– Как
это, впервые слышу?
– Да
бабушка увидела, что в дом напротив поп приехал. Подкараулила его, за рясу и к
нам в квартиру. А тот уже был навеселе. Даже воду для обряда в корыто налили, а
сами на кухню ушли. Сидят, пьют там, пока вода потеплее станет. И тут мать с
работы прибежала, ей кто-то из соседей позвонил. Схватила полено и обоим по
хребтам надавала. Утопить ведь меня могли по пьянке.
– И
только поэтому вы считаете себя безбожником?
–
Нет, конечно. Я ещё в советское время научный коммунизм преподавал.
– А в
несоветское?
–
Разные дисциплины. Но я не ответил на второй ваш вопрос. Перед вами потому, что
вы поляк, а я полуполяк, как минимум. А, возможно, и больше. Во всяком случае,
я себя всегда считал и считаю поляком. Ну, или почти поляком.
– А
почему возможно?
– А у
меня с предками вообще всё так. Бабушка, которая попа затащила, вовсе и не
бабушка мне, а тётка отца, эвакуированная в начале войны из Харькова на Урал. А
настоящая бабушка в девятнадцатом родила моего отца и вместе со своим отцом
уехала в Польшу. Он тоже священником был.
–
Точно или возможно?
–
Точно только то, что возможно. После революции служителей церкви притеснять
стали. А тут ещё дочка в подоле принесла. И он будто условие ей поставил,
поедешь со мной, но без ребёнка. Вот она и оставила сына сестре того, от кого
родила. Обещала вернуться за ним, но не вернулась. Мать рассказывала, будто она
в Польше известной артисткой стала.
– А
как её звали?
– Не
знаю. Осталась у нас с сестрой только фотография, типа открытки, на которой
очень элегантная женщина с зонтиком от солнца сидит на парапете в Ялте. Но
откуда взялась эта фотография, неизвестно. Помню только, что мать показывала
нам её и говорила, вот ваша родная бабушка полька.
–
Погодите, – перебил попутчика ксёндз. – А вы не в Великий Новгород едете?
–
Туда, – ответил безбожник. – Завтра у сестры день рождения. Она с сорок
пятого.
–
Тогда всё сходится. Дело в том, что я уже слышал похожую историю про фотографию
с бабушкой полькой без имени и фамилии. Лет десять назад подходила ко мне там
женщина с просьбой помочь отыскать родственников в Польше.
– Ну,
правильно, это моя сестра была. Она мне рассказывала, что специально
встречалась с ксёндзом. И он обещал ей помочь. Даже попросил принести эту самую
фотографию. Так, значит, это вы были?
– Да,
но она не пришла больше.
– Она
долго сомневалась, а когда решилась, то ей сообщили, что вы уехали на какое-то
время. Потом уже она к этой идее не возвращалась.
–
Получается, что вы вообще ничего про настоящую бабушку не знаете. А у дедушки
почему не спросили?
– А у
нас с ним никаких связей не было. Я про него тоже ничего не знаю. Возможно, и
он поляком был. Неспроста же они с бабушкой общаться стали. А вообще про этого
деда с сестрой у нас в семье такая легенда. Будто их родители, то есть мои
прадедушка и прабабушка, были царскими разведчиками в Европе, а дети их под
вымышленными фамилиями жили в каком-то специальном пансионате в Харькове.
– А
вот эта ненастоящая бабушка ничего о своей молодости не рассказывала?
–
Рассказывала, что с Лениным в Смольном встречалась, и всё. Выпьет,
закурит и причитает, хороший человек был, маленький только. И больше ничего. Боялась, наверное, лишнего сболтнуть.
– А что она там делала?
– Какие-то патроны в подвале. С её слов,
конечно.
– Жалко, что вы про польскую бабушку ничего
у неё не выведали.
– Если честно, не интересовался я тогда
ничем, что было связано с отцом. Исчез он, и бог с ним. Он на свою мать злился,
а я на него.
– Как это исчез, куда?
– В небытие.
– Но он же был?
– Был, конечно. До шестьдесят первого года.
Родная мать за ним не вернулась, отец новую подругу завёл, у тётки своя жизнь.
И лет в семь он сбежал от неё, беспризорником стал. Кстати, тётка эта каким-то
образом на свою фамилию его записала, по мужу. Который тоже неизвестно кто и
куда исчез. До войны ещё. И у меня сейчас эта фамилия. А чья она, бог весть.
Хотя в раннем детстве, до школы, у меня другая фамилия была.
– А почему другая?
– Так вы слушайте дальше. Про это вам моя
сестра не рассказывала. Её просто поиск родных интересовал. А мне бы на закате
жизни разок в самой Польше побывать без проблем.
– Ну почему же разок. Есть карта поляка,
репатриация, другие условия и программы. В конце концов, есть особые указы
нашего президента.
– Это всё нереально. Никаких доказательств у
меня нет. Вот как доказать, что мой дедушка по матери тоже поляк?
– И он поляк?
– Да сто процентов. Иначе, с чего бы это я знал, что он шляхтич. Даже собственные
дети его так называли, а их у него восемь было. Вот вчера, буквально, позвонила
мне очень старенькая родственница с Урала, раньше они вместе с мамой в Сибири
жили. Повспоминали кое-что. Так она прямо деда поляком назвала, а не просто
шляхтичем. Сказала, что он какой-то одинокий был, как былинка, и недомовитый.
Никак скотину заводить не хотел. Ещё бы, с такой благородной внешностью и вдруг
за свиньями убирает.
– А как он в Сибири-то оказался?
– Из Украины переселили в начале прошлого
века. Он с девятьсот второго, а бабушка с девятьсот четвёртого. Бабушка была с
украинской фамилией, а дед с польской. И относились к нему плохо. Наверняка
потому, что он поляк, и все об этом знали. А поляков тогда недолюбливали. И он
при первой же возможности взял и изменил окончание своей фамилии. А я вычитал
где-то, что почти все её представители имеют прямое отношение к польской
шляхте.
– И какая эта фамилия?
– Не буду называть. Тоже боюсь лишнего
сболтнуть. У меня язык развязался, а родственники тут при чём.
– Так, значит, и по нему у вас никаких
документов нет?
– Документов нет, а факты есть. Вот такой,
например. Это тоже мне мать рассказывала, честное слово. Все вернулись весной
сорок пятого с фронта, а деда моего нет. Октябрь уже, а его нет. И вот идут моя
мама с бабушкой по рынку и к бабушке старая цыганка пристаёт, давай погадаю.
Ты, говорит, мужа ждёшь, а он в Польше с бабой живёт. Но скоро приедет. Бабушка
засмеялась и пошла дальше. А цыганка вслед на весь рынок кричит, падлой буду,
через неделю вернётся твой лях. И ровно через неделю он вернулся. Да сам ещё и
доложил, что в Польше задержался. Вот как это понимать?
– Зов крови, наверное, или влюбился. Наши
женщины славятся красотой.
– Ну, это всему миру известно. Помню, в
семьдесят первом на кинофестивале в Москве стою рядом с Барбарой Брыльской и
глаз отвести не могу. Она в таком комбинезоне была стального цвета, как
инопланетянка. Там ещё Даниэль Ольбрыхский был. А я смотрю на них и думаю, так
вот вы какие, сородичи мои заграничные. Ну да ладно, это всё лирика. А вот
совсем не лирика то, что дед мать мою с маленькой дочкой из дома выгнал. Не
понравилось ему, что она без мужа родила. То есть он повёл себя почти так же,
как прадед мой польский когда-то в Харькове. И мама уехала на Урал к тётке
отца. А вот вы лучше скажите, на каком таком языке дед этот с поляками
разговаривал?
– На польском, конечно.
– А откуда он его знал?
– Я думаю, с детства.
– А что, всё возможно. Я вот, например, сплю
и просыпаюсь иногда от того, что по-польски разговариваю. Ей-богу, не вру.
Значения слов не понимаю, а произношу. Причём, что удивительно, не на
французском языке разговариваю, который я в аспирантуре изучал, а именно на
польском. Не картавлю, а пшекаю. Или смотрю вот кино польское и будто в
привычной для себя обстановке нахожусь. Да тот же ваш фильм про знахаря с Анной
Дымной и Ежи Бинчицким. Смотрю и будто я там, в галантерейной лавке нитки
выбираю или на мельнице посреди мешков сижу. Я даже название городка знаю, где
этот фильм снимали.
– Надо же, вы и фамилии актёров запомнили.
– Не удивляйтесь, я когда-то в кино работал
и память у меня на актёров хорошая. Или вот я в командировке. Захожу к польским
рабочим, которые газопровод у нас строили. Вокруг грязь непролазная, холодрыга.
А у них чистенько и тепло. Все трезвые, улыбаются, паном инженером меня
называют. Бог весть почему, но мне всё время кажется, что, если бы я проехал
сейчас всю Европу, то больше всего мне понравилось бы в Польше. Вот что это,
тоже зов крови?
– Возможно.
– Вот видите, и вы уже сами произносите это
слово.
– Так с кем поведёшься. А в какой
аспирантуре вы учились?
– Я много чему и где учился. А работать с
пятнадцати лет начал, стройка, завод и так далее. Потом юридический заочно
окончил и сразу в аспирантуру поступил. На кафедру истории КПСС, на другие я
уже опоздал. Не надо было мне во ВГИК поступать, время только потерял.
– А что такое ВГИК?
– А что такое КПСС вас не интересует?
– Нисколько.
– Это государственный институт
кинематографии, он у нас один. Меня там оставляли практически без экзаменов.
Потому, что я уже имел высшее образование и, главное, членом партии был. Хоть и
с выговором. Так прямо и сказали, отучитесь года три, и мы вас в какую-нибудь
национальную киностудию на руководящую должность пошлём. Мне это не
понравилось. Но больше не понравилось другое. Обстановка там не моя была. Там
студенты были, как дети малые, хоть и ровесники мои в общем, а я мужик с
восьмилетним рабочим стажем, дядька с улицы. Короче, забрал я документы и
отправился сдавать экзамены в аспирантуру.
– Окончили?
– Нет, тоже сам ушёл. Я, конечно, безбожник,
но не до такой же степени. Заведующий кафедрой дал мне тему для кандидатской
диссертации о борьбе большевиков с религией в довоенные годы. Этот раздел нужен
был ему для докторской. Не знал он, что я безбожник сам по себе, в собственном
соку, и против насилия над религией. И уж тем более против псевдонауки о ней.
– А дальше?
– А дальше я стал преподавать научный
коммунизм в одном из самых больших институтов в стране. И работать над другой
диссертацией. Но когда наверху решили вдруг, что у нас слишком много учёных по
общественным дисциплинам и мою защиту отложили на пять лет, я ушёл. Не зная
куда. Лишь бы квартиру где-нибудь получить. Надоело в общежитии жить.
– А почему, не зная куда?
– Потому, что во властные органы, где можно
было и карьеру сделать и жильё получить, путь для меня был закрыт. Я пытался,
но бесполезно. Даже в детстве, когда мама со своим двоюродным братом, военным,
хотели меня в суворовское училище пристроить, всё равно не взяли из-за плохой
родословной. А ещё говорят, сын за отца не отвечает. У нас ещё как отвечает.
Это во мне не обида говорит, а ненависть к лицемерию.
– Опять ничего не понимаю. У отца своя
жизнь, у вас своя. При чём тут родословная?
– Э-э, наивный вы человек. Вот смотрите, лет
семь назад звонит мне моя двоюродная сестра из Подмосковья, племянница моей
матери, и рассказывает, что её дочь из-за моего отца в столичную полицию на
гражданскую должность не взяли. А она так мечтала в Москву перебраться.
– Но, если я правильно понимаю, она же
никакого отношения к вашему отцу не имеет. Даже малейшей кровной связи нет.
– Вот именно. Она вернулась домой со слезами
и выговаривает матери, что у неё такой противный брат есть. Она думала, что это я. И сестре пришлось объяснять, что
это не я, а мой отец виноват.
– Поразительно.
– Не то слово. Какого чёрта они держат
где-то там свои вшивые архивы и
вытаскивают их на свет божий через пятьдесят лет для того, чтобы навредить
совершенно посторонней девушке. А вы говорите, у каждого из нас своя жизнь. Да
меня даже невыездным из-за отца сделали. Но мне кажется, мы отвлеклись, –
прервал вдруг беседу безбожник. – Если вам неинтересно, я замолчу.
– Мне не только интересно, но и полезно, –
возразил ксёндз. – Кроме того, священник
обязан выслушивать. Если можно, давайте вернёмся к вашему деду, которого
шляхтичем называли.
– В семьдесят девятом он приезжал к нам. С
первым внуком, то есть со мной, с другими родственниками повидался и уехал. А
через несколько дней умер. Мы вместе не жили, поэтому мне и в голову не
приходило расспрашивать его о чём-то. Хотя, как я уже говорил, до школы фамилия
у меня была этого деда, без польского окончания уже.
– А сейчас она, значит, ненастоящей бабушки?
– В том-то и дело. Я вот басни, рассказы
пишу и ещё кое-что. В интернете всё есть. Даже несколько книг издал. И всё под
фамилией неизвестного мне человека. А имя у меня в честь дяди родного, который
погиб в конце сорок первого под Москвой. Бабушка тогда, получив похоронку, чуть
с ума не сошла.
– А почему вначале фамилия была матери, а
потом отца?
– Потому, что поженились они не сразу, а
где-то в пятьдесят втором или третьем году. Раньше, якобы, отец по негласным
законам своего окружения не мог семью заводить. А почему вдруг потом стало
можно, не знаю. Возможно, наличием официальной семьи спасти его хотели. Так вот
и появился у меня законный отец с новой для меня фамилией. И с мрачной наколкой
на безымянном пальце в виде перстня с трефовым крестом.
– А вы вообще вместе с отцом жили?
– Всего полгода где-то. Раньше он несколько
раз появлялся, на месяц не более, но я этого не помню. И на моё воспитание
повлиять он никак не мог. Зато хорошо помню, как он подолгу смотрел,
прищурившись, куда-то вдаль и как строго наказывал мне, чтобы я никого не жалел
и никогда ни у кого ничего не просил. Вторую часть этого наказа я стараюсь
соблюдать. И ещё говорил почему-то, что мир из-за радио погибнет. Жалко только,
что в карты не научил меня играть, у него всегда очко было. А на гитаре я уже
сам научился играть. Отец очень одарённым и интересным человеком был, много
читал, пел замечательно. А увидел однажды, как я в футбол играю, сказал, что у
меня левая в порядке. С левой ногой футболисты хорошие получаются. Хотя у
Роберта Левандовского, кстати, обе хорошие.
– А на войне ваш отец был?
– Ну, что вы, таких не брали. В восемнадцать
лет он уже на Колыме отдыхал, это так мать выразилась. Тайгу не валил, но с
медведями встречался, сам мне рассказывал.
– А где он вашу маму встретил?
– Там же, в лагерях сталинских, как у нас
говорят. Не знаю, за что он туда попал. А мама за чулки рваные, которые на
помойку выбросить хотели. Когда война началась, она в детский дом уборщицей
устроилась, бабушке помогать надо было. Там и взяла их для младших сестрёнок.
Сама ещё девчонкой была, не сообразила. Кто-то донёс, её арестовали и сразу в
общий лагерь под конвоем отвезли. Зоны там разные были, мужская и женская. Жили
отдельно, а работали вместе. Приставать к ней с первого дня стали. Короче,
пропала бы она, если бы отец мой не увидел её случайно. Она ему очень
понравилась. Вот он и распорядился, чтобы её не трогали. Даже сами охранники
следили, чтобы никто к ней не прикасался. И в работе ей помогали, поднести там
что-нибудь тяжёлое. Конфеты ей передавали и даже сгущёнку откуда-то брали. Один
раз ему отказали в свидании с ней, так в отместку по его приказу ни один барак
на работу не вышел. А в конце сорок четвёртого случилась вдруг проверка по
маминому делу, тоже не без вмешательства отца, возможно. И через полгода её,
беременную уже, освободили. Потом он уже не выпускал её из виду. Друзей у него
по всей стране хватало, статус такой. Он ведь и мать свою польскую нашёл. До
того ещё, наверное, когда за ним постоянный надзор установили.
– И как это, интересно?
– А она приезжала из Варшавы в Москву с
гастролями. Он выследил её и хотел отомстить за то, что она не вернулась за ним
и обрекла его на тяжёлую жизнь. Не мне, разумеется, а маме рассказывал, как шёл
за ней от театра по улице, дышал ей в спину и финку в руке сжимал, которую
специально для этого изготовил. А ударить не смог. Не потому, что она шла с
каким-то польским военным, а потому, что за руку держала мальчика лет десяти.
Так она и не узнала, что её чуть старший сын не зарезал. И фотографию ялтинскую
наверняка отец раздобыл. А мальчик этот, выходит, родной польский дядя мой.
Старше меня, конечно, но, может, жив ещё.
– А вот вы ещё сказали, что вас невыездным
сделали. А почему?
– А потому, что я один двадцатимиллионную
партию обманул.
– Ничего себе. И как это вам удалось?
– Да проще пареной репы. Первый раз в жизни путёвку за границу предложили,
горящую, по линии молодёжного туризма. Так вот, сижу и срочно анкету заполняю.
В графе отец пишу, умер. А я член КПСС, приняли на заводе ещё, как передового
рабочего. Вся группа уехала, а меня на бюро в горком партии вызвали. Сидят,
значит, за столом президиума человек десять партийных бюрократов, и я стою в
отдалении, как прокажённый. Ничего не дали сказать, а только сообщили, что по
указанию Комитета государственной безопасности выезд за границу мне запрещён, а
за обман партии мне объявляется строгий выговор с занесением в учётную карточку
и с последующим увольнением.
– А в чём обман-то?
– А в том, что при вступлении в партию и
устройстве на работу в партийные органы я не указал письменно, кем был мой отец
и что с ним стало. А почему и как я обязан был это делать, до сих пор не
понимаю. Когда он исчез, мне всего тринадцать лет было. Официально никто и
никогда никаких сведений о нём мне не предоставлял. Я думал, кому положено, тот
и без меня всё о нём знает. А просто рассказы матери к делу не пришьёшь. Не мог
же я на них ссылаться, оформляя важные документы. Согласны?
– Согласен.
– Короче, расправились со мной, как с врагом
народа, ни сочувствия, ни участия. А мне всего-то чуть больше двадцати тогда
было, пацан ещё по нынешним временам. Даже автобиографию в личном деле
коммуниста заставили переписать. Про отца я хотел указать в ней так, как по
закону, то есть приговорён к высшей мере наказания. Но нет, заставили прямо
написать, что он расстрелян. А одна сотрудница горкома даже посоветовала мне
при увольнении радоваться ещё, что так всё обошлось, и никогда больше с таким
отцом не соваться в партийные или государственные органы. После этого я и
устроился в киносеть. Перспективы никакой, зато на кинофестивалях был,
кинопанорамы перед сеансами в кинотеатрах вёл, статейки про фильмы писал.
– А как вы без отца жили?
– Плохо. Квартирка у нас была в деревянном
доме, на первом этаже, с соседями. Горячей воды не было. Туалет зимой
промерзал. Еду готовили на печке. Дрова рубили. Маленькими были, в корыте на
кухне мылись. Не хочется вспоминать об этом. Мать жалко. Не было у неё никакого
женского счастья. Умерла тридцать лет назад. Хотя сейчас, возможно, при таком
отце наша семья жила бы совсем по-другому.
– А где вы ещё работали?
– О-о-о, это на дорогу из Москвы до
Владивостока, а не до Великого Новгорода.
– Тогда объясните всё-таки, почему вы
безбожник? – с вежливой настойчивостью спросил ксёндз.
– Вопрос сложный, – вздохнул безбожник. – Но
я постараюсь коротко, а то подремать не успеем. Отсутствие крестика на шее и
научный коммунизм тут ни при чём. Безбожник я потому, что жизнь нашу вдоль и
поперёк знаю и абсолютно убеждён, что никто не должен расплачиваться за грехи
других. Страдать за чужие грехи несправедливо. А где несправедливость, там нет
бога. Где сильный обижает слабого, а взрослый ребёнка, там нет бога. Где деньги
это всё, а любовь ничего, там нет бога. Где ростовщичество и казнокрадство в
чести, там нет бога. Где непонятно, как жить сегодня и что будет завтра, там
нет бога. Где лучшие времена для народа всегда потом, там нет бога. Продолжать?
– Не надо.
– Вот то-то и оно. Бог не зверь. А, значит,
не мог он сотворить человека по образу своему. Бог один, а людей много. И, как
жить вместе, он не знает. Или знает, но заставить не может. А сами люди жить в
мире не хотят. И божьей кары на них нет. Так что безбожник я не по своей воле.
Мои родители никаких войн и революций не устраивали. А прожили так, что врагу
не пожелаешь. Видимо, у власть имущих забава такая историческая, судьбы людей
ломать. В одном, правда, я вижу бога. Это в музыке. Душа сама на неё молится и
никаких иконок не надо. Огинский без помощи бога сочинить свой пронзительный
полонез не мог. Как и Чайковский свои гениальные произведения. Кстати, он тоже
из шляхтичей, только православных.
– А сейчас как вы живёте?
– Жаловаться не буду. И каяться мне не в
чем. Так что исповедь отменяется. Грехов никаких я за собой не чувствую. Никому
ничего плохого не сделал, никого не обманул, никого не предал. И от отца своего
никогда не отказывался и не откажусь. Хоть и злюсь на него иногда. По больницам
не хожу. До столетнего юбилея мне двадцать пять лет осталось. А дальше, как бог
даст. Если ветерок над трубой в крематории будет дуть в сторону Польши, я
возражать не стану. Это когда меня сжигать будут. Но до этого ещё очень далеко.
– А что, на немощного старика вы
действительно не похожи.
– И то верно. Вот вы намного моложе меня, а
я вас поборю. Разве что из уважения к сану вашему специально поддамся. Я
когда-то несколько лет грузчиком подрабатывал, так сильнее меня никого в
бригаде не было.
– Договорились. Когда будете в Польше,
попробуем.
– Один грешок всё же есть у меня, – после
некоторого раздумья признался безбожник. – Язык ваш не выучил и ничего раньше
не сделал, чтобы у вас побывать. Хотя кто бы меня выпустил.
– Ну, сейчас это дело поправимое, – уверенно
заявил ксёндз. – Вы вообще можете к нам переехать.
– Да я-то готов. И возможность обустроиться
на родине предков у меня есть. Только кому я там нужен. Народ у вас набожный, а
я безбожник.
– Вы себе там нужны. И безбожник вы не
вполне явный, если больше десяти раз уже бога упомянули.
– Вот это мощный аргумент. Теперь я вижу,
что вы настоящий польский священник. И счетовод хороший.
– А вы напишите рассказ, вот так, как вы мне
всё рассказали. И пошлите его в какое-нибудь польское издательство. Хотите, я
вам посодействую в этом?
– Да какой же это рассказ, это автобиография
получится. И не поверит никто.
– Но я же поверил.
– Так это в поезде. Встретились, разошлись.
И ни о чём я вас просить не буду. А то ещё подведу под монастырь. Пожелать только могу. Вы, главное, не
унывайте там все вместе. Ничего нет страшнее социального уныния. Мы вот из-за
него страну потеряли.
Приехали. Едва рассвело. Вместе вышли из
вагона и на привокзальную площадь. Слева в стороне ксёндза ждала машина.
– Do widzenia! – сказал на прощание безбожник. – Вот
видите, хотел по-русски, а всё равно по-польски получилось.
– До
свидания! – улыбнулся в ответ ксёндз. – Может, подвезти вас?
–
Нет, не надо. Мне тут недалеко, – отказался безбожник и неторопливо, тяжёлой
поступью, зашагал прочь.
А ксёндз всё стоял и с грустью смотрел ему
вслед, пока его крепкая, мужская фигура не растаяла в утреннем тумане.
*
* *
Рег.№ 0341615 от 19 января 2023 в 10:40
Другие произведения автора:
Александр Посохов "МЫ И ВОЖДЬ" (басня)
Нет комментариев. Ваш будет первым!