Звёзды над Джонстауном

9 февраля 2015 — Анатолий Кульгавов

(Художественно-документальный рассказ)

         Тропическая ночь тревожна. Она словно пронизана какофонией напряжённо-таинственных звуков. Бархатный небосвод, который, кажется, незримо пульсирует своей особой жизнью, усыпали прозрачно-яркие звёзды. Полная луна похожа на космический прожектор, освещающий это странное и страшное место, уже не одно десятилетие считающееся проклятым, порождающее бесчисленное множество самых невероятных легенд и слухов, успевших многократно превзойти те легенды и слухи, что на протяжении веков окутывали и продолжают окутывать Землю Сожжённых на юге далёкой Франции.

         Именно сюда перенёс самолёт желающего рассказать эту историю (даже не столько, быть может, рассказать саму историю как таковую, сколько высказать свои размышления о ней) из не менее далёкого Сан-Франциско, где солнце, клонящееся к закату играло всем буйством своих вечерних красок в окнах здания почтового отделения, воздвигнутого в конце 90х годов теперь уже минувшего 20го века на месте существовавшего прежде другого здания, значительно повреждённого землетрясением, случившимся в 1989м году, где когда-то и располагался тот самый Храм Народов, в некоторых странах ошибочно (за счёт неточности некоторых переводов) известный из печати так же, как «Народный Храм».

         А впрочем, самолёт ли перенёс сюда? Может это душа совершила своё ментальное путешествие, проплыв над планетою Земля в таинственном ночном эфире, совершив по дороге крюк, чтобы завернуть ещё и в столицу штата Индиана, в город Индианаполис, где родившийся в 1931м году Джим Уоррен Джонс, будучи тогда всего лишь 24х лет от роду (по американским законам, всего лишь три года назад достигнув совершеннолетия!) основал религиозную группу «Церковь Слова Христова», которую через год сам же переименовал в «Храм Народов», заявив о своей цели, о строительстве, по его же собственным словам, «апостольского социализма».

         Удивительно… Бесконечно удивительно… Захолустный американский городок Крит (Ох, и любят же в США давать громкие названия этим грязным, маленьким, ни чем не примечательным городишкам, почти не изменившимся с времён Марка Твена!), давший стране и миру этого удивительного, таинственного, загадочного человека Джима Джонса! Впрочем, как известно «Дух Божий дышит, где хочет».

         А душа искателя и исследователя в своём неустанном желании узнать и понять вновь плывёт в эфире – теперь уже не только сквозь пространство, но и сквозь время, обозревая деятельность этого неутомимого человека и тех, кто поверил ему и его необыкновенной убеждённости, кто пошёл за ним.

         Джим Джонс! Искатель и объединитель. Под сенью созданного им Храма Народов объединились в те далёкие 70е годы белые и чёрные, в то время принадлежавшие по всей Северной Америке к разным приходам! Разные, самые разные люди – в основном, из числа отвергнутых всё тем же пресловутым «цивилизованным» обществом! – нашли там надежду, приют и спасение, как в душевном и духовном, так и в чисто земном плане, даже – можно сказать – в самом-самом, что ни на есть буквально-доподлинном смысле этих понятий!

         Кого здесь только не было! Бездомные, безработные, бывшие проститутки…

         А сколько было сделано в самое первое время! Детский сад, бесплатная столовая для бедняков! А вскоре – и свои медицинские учреждения, тоже бесплатные! Скольким крайне нуждающимся людям помог тогда же Храм Народов по части решения великого множества юридических вопросов, связанных с оформлением различного рода пособий! Было создано аж девять – вы только вдумайтесь в эту цифру! – домов для престарелых и шесть – ещё одна впечатляющая цифра! – общеобразовательных учреждений для детей, а тираж еженедельного издания, выпуск которого удалось наладить Храму Народов, достиг, ни много, ни мало, тридцати тысяч экземпляров!

         …Кто знает, о чём думал Джонс, покидая Америку, пройдя через эту страшную непонятость. А ведь, действительно, не понимали. Обвиняли его в воздействии на людей, в зомбировании, ещё неизвестно в чём. Конечно, не вписывались его дела в американский образ жизни. Не вписывались – и всё…

         И среди родственников его последователей всякие находились. Особенно остро это стало чувствоваться с ростом количества тех, кто связывал свою жизнь с Храмом Народов. Да и в самом Храме, нет-нет, да стали попадаться какие-то странные личности. Кое-кто из них позднее и сыграет свою роковую роль.

         Шёл 1974й год. Несколько членов общины, выполняя ответственное поручение, данное им Джонсом, отправились в Гайану, чтобы подготовить путь для всех остальных. Здесь, на взятом в долгосрочную аренду земельном участке площадью 3852 акра (15,59 квадратных километра) они основали поселение, которому, спустя некоторое время, последователи Храма Народов дадут название «Джонстаун» - в честь  Джонса. Ох, и не понравилась же ему эта идея по части названия с самого начала. Ведь не для себя же он старался, а для людей. И не пытался он никогда взращивать слепой фанатизм. А если что-то такое и было когда-то, так касалось это фанатизма по отношению к идее, по отношению к служению Богу и людям, но никак ни к почитанию руководителей, в том числе – и основателя. Как-то само собой успело вырасти в его рядах подобное явление. Кстати, не без помощи тех некоторых странных типов с горящими глазами, сразу не внушивших Джонсу доверия.

         Однако, смирился. Против настроений большинства трудно идти. А порою и вовсе невозможно. Причём, даже тогда, когда имеешь дело с крайне нездоровыми настроениями. Думал, потом как-нибудь само собой образуется. В конце концов, великий преобразователь император Константин, прекративший гонения на христиан, уравняв их и их веру в правах со всеми прочими, признанный Церковью равноапостольным, изменивший весь ход истории всего человечества, перенеся столицу Римской империи на новое место, тоже не постеснялся назвать этот город в честь себя – Константинополь, что в переводе значило - Город Константина.

         А дальше был великий исход с американского континента. Исход последователей Храма Народов. Было это в 1977м году. Сюда, в Джонстаун прибыл сам Джим Джонс и с ним более девятисот человек.

         Работа предстояла титаническая. Очищали и облагораживали территорию, возделывали землю. Построили лесопилку, клуб, детский сад, ясли. Работать приходилось по одиннадцать часов в сутки!

         По вечерам собирались на молитвы, проводили собрания, обсуждая дела и проблемы общины, и о самообразовании также не забывали.

         Много чего было. Суровой и напряжённой, но зато какой счастливой жизнью было наполнено это время!

         А сколько гостей успело посетить Джонстаун! И большинство из них увезли оттуда в свои далёкие и близкие страны самые тёплые, добрые и восторженные впечатления, о чём честно и правдиво рассказали своим соотечественникам, а потом – и всему остальному миру.

         Посетили Джонстаун и работники консульства, представлявшего в Гайане СССР.

         В декабре всё того же 1977го года в Джонстауне побывал советский консул Фёдор Тимофеев. А Джим Джонс, давая интервью корреспонденту ТАСС, заявил о том, что выбрал Гайану потому, что это страна социалистической ориентации. А потом Джонс и его ближайшие друзья стали частыми гостями в советском консульстве в столице Гайаны городе Джорджтауне.

         В марте 1978 года «Храм Народов» сообщил советским представителям о своём намерении просить у СССР политического убежища, а также о желании разместить в Государственном Банке СССР значительные денежные средства организации. Это заявление озадачило дипломатов, и они немедленно занялись обсуждением данного вопроса с Москвой, которая рекомендовала, для начала, отправить в Советский Союз делегацию от «Храма народов». 27 сентября всё того же 1978 года Фёдор Тимофеев приехал в Джонстаун, чтобы сообщить о решении, принятом в Москве, после чего все члены коммуны окончательно поверили в скорый переезд. Однако, жизнь распорядилась иначе. До трагедии оставались считанные месяцы.

         Страшный это был человек Тим Стоен. Это он больше всех баламутил родственников людей, примкнувших к Храму Народов. Конечно, как понять им, испорченным моралью потребительского общества (если, конечно, эту гадость вообще можно назвать моралью даже чисто условно) тех, кто твёрдо решил посвятить себя и свою жизнь служению высшим истинам, служению тому, что было названо «апостольским социализмом». Вот откуда проистекает так называемое «Движение озабоченных родственников», вдохновителем и идеологом которого явился Тим Стоен. Это его стараниями в Джонстаун 17го ноября 1978го года прибыл конгрессмен Лео Райан.

         Впрочем, Райан был, видно, не таким уж и плохим человеком. Хотел разобраться в том, что же здесь происходит в реальности и насколько же верны те страшные слухи об этом месте и об этих людях (в первую очередь, о самом Джонсе), что успели в изобилии распространиться в США. Пытался разобраться. По крайней мере, так казалось.

         Для большей объективности и беспристрастности Райан привёз с собой нескольких журналистов и ещё нескольких представителей организации родственников последователей Храма Народов. Они находились здесь в течение двух дней, знакомясь с жизнью посёлка, всё рассматривая, всех обо всём расспрашивая.

         Увы, увы… Слаб человек… И в Джонстауне нашлись те, кто успел пожалеть о своём выборе, затосковав о бездуховном комфорте своей былой жизни. Они-то и передавали втайне от всех свои клеветнические измышления конгрессмену Райану, которые, впрочем, тут же опровергались самой жизнью и живыми впечатлениями от общения с другими жителями посёлка.

         В честь гостей был дан концерт. Было и много чего другого. Особенно безыскусные улыбки на лицах людей, каковых Райан и бывшие с ним никогда (или, почти никогда) не видели в самих США, в отличие от лицемерного подобия улыбок, коих там, и правда, хватало с преизрядным избытком.

         Выяснилось, что желающих уехать всего 16 человек. Если разобраться, не так уж и много. А, всё равно, неприятно. Однако, как говорится, насильно мил не будешь. Джонс уступил их желанию. Тем более, все хлопоты, касающиеся отправки этих людей в США, брал на себя Райан.

         Да ещё этот странный Дон Слай с безумно горящими глазами… Вчера он набросился с кулаками на Райана – едва оттащили. А теперь вдруг тоже изъявил желание уехать вместе с ним и теми другими шестнадцатью… К чему бы всё это? Быть может кое-какие слухи, касающиеся его персоны, периодически затухавшие, периодически возобновлявшиеся с новой силой, о его связях с американскими спецслужбами не так уж и безосновательны? Кто знает? Кто знает?

         А Лери Лейтон… Он всегда был, что называется, себе на уме. Просмотрели его. С самого начала просмотрели. Нельзя было брать его в Гайану. Много неприятных сюрпризов успел преподнести этот человек. Но, прежде это всё было как-то, что ли, по мелочам. С этим мирились, на это закрывали глаза. Во всяком случае, старались мириться и закрывать глаза. А ведь нельзя было этого делать. Никак нельзя. А сейчас и он показал своё истинное лицо, тоже изъявив желание лететь назад в США.

         Своё грязное дело Лейтон совершил уже в аэропорту. Он выхватил спрятанное под одеждой ружьё и начал стрелять в пассажиров, успев ранить троих, прежде чем его удалось разоружить.

         То была хорошо подготовленная и тщательно спланированная провокация, направленная, прежде всего и более всего, на дискредитацию самого Джима Джонса. Этой провокации поспособствовали – не знаем: умышленно, или не умышленно, по своей человеческой слабости – и несколько бывших членов Храма Народов, ещё до приезда Райана покинувшие общину, встречавшиеся с ним накануне отлёта и рассказывавшие ему небылицы о небывалой дружбе между Лери Лейтоном и Джимом Джонсом и близко не соответствовавшие действительности.

         Сразу же после выстрелов Лейтона к взлётной полосе подъехал неизвестно откуда взявшийся трактор с прицепом. Из прицепа выскочили неизвестные вооружённые люди, открывшие огонь на поражение. Через несколько минут они вскочили обратно в тракторный прицеп и исчезли в неизвестном направлении.

         Райан, трое журналистов из тех, что приезжали с ним, один из членов коммуны (теперь уж, впрочем, бывший) оказались убиты.

         Несчастный человек Лео Райан… Он так и не успел понять в какую грязную игру позволил втянуть себя…

         Один из застреленных журналистов, Боб Браун был оператором NBC, он снимал нападение на камеру до тех пор, пока не был смертельно ранен выстрелом в голову. Сделанная им видеозапись хранится до сих пор. Другой журналист Тим Райтерман, находившийся в самый трагический момент на взлётной полосе, тоже успел сделать ряд фотографий. Особенно хорошо получились те, где были запечатлены последствия атаки.

         Один из двух самолётов, вызванных Райаном для перевозки людей, улетел. Его пилот, связавшись по рации с диспетчером, сообщил ему о случившимся. Второй самолёт, получивший серьёзные повреждения, лететь не мог. Оставшиеся люди добрались до Порт-Кайтумы, где провели ночь, а затем, на следующий день, были эвакуированы самолетом гайанских ВВС, прибывшим через 10 часов после трагедии.

         Один из бывших членов коммуны после атаки предложил шестерым подросткам из их группы скрыться в джунглях до прибытия помощи, чтобы не погибнуть, если будет проведена ещё одна атака. Подростки последовали совету, но зашли в джунгли слишком далеко, в результате чего заблудились. На тот момент, когда их обнаружили гайанские солдаты, они были в тяжёлом состоянии.

         А что же происходило в самом Джонстауне? – Вечером того же дня Джонс провёл собрание членов общины, на котором сообщил, что конгрессмен Райан убит и что улетевший самолет упадёт в джунгли, так как на его борту находится человек, который убьёт пилота; и что теперь, после случившегося, жизнь уже не будет такой как раньше. Он сказал, что теперь их точно не оставят в покое, и единственный выход из ситуации — это совершить «революционный акт самоубийства». Серьёзные возражения возникли только у Кристин Миллер,  пытавшейся убедить всех, что суицид — не выход, она настоятельно предложила связаться с русскими на предмет немедленной отправки общины в Россию. Джонс отверг предложение, аргументировав это тем, что уже слишком поздно, и никто на помощь к ним не придёт, а также, что жить в таком мире невозможно и суицид — это единственное возможное в данной ситуации решение. Его поддержали многие члены общины.

         Тогда же был приготовлен бак, заполненный виноградным соком, в котором растворили отравляющие вещества, вызывающие быструю и безболезненную смерть.

         Вначале напиток дали детям. Джонс убеждал людей, что смерть — это лишь шаг дальше, в следующую жизнь. Объяснил, что не будет ни конвульсий, ни агонии, переход произойдёт безболезненно. Глядя на то, как умирают их дети, взрослые пили смертельный напиток, почти не колеблясь.

         Девятьсот девять человек, среди них двести семьдесят детей, заснули в тот вечер вечным сном. Джима Джонса нашли застреленным. Убил ли он себя сам, или его застрелил кто-то другой – так и осталось загадкой. Осталась загадкой и смерть ещё нескольких членов общины, найденных с перерезанным горлом. С учётом их, общее количество жертв среди обитателей Джонстауна достигло девятисот восемнадцати человек.

         Вскоре появилась версия, что всё случившееся было ни чем иным как гигантской провокацией, организованной по заданию правительства США с одной единственной целью – не допустить переезда представителей Храма Народов в СССР. И версия эта очень даже похожа на правду. И лично я ей верю.

         Вот, собственно говоря, и всё.

2013-11-17

 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0190913 от 9 февраля 2015 в 11:02


Другие произведения автора:

Великая болгарская ересь в средневековом мире

Семь лет боли

Демократично-психиатрично

Рейтинг: 0Голосов: 0563 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!