93.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 13. ПРИРОДА, НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ И СОЗНАНИЕ.23-35.

21 декабря 2020 — Наталия Маркова

93.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА  13. ПРИРОДА, НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ И СОЗНАНИЕ.23-35.

 

23. Также, Наблюдающим, Дозволяющим, Хозяином, Высшим Наслаждающимся, Высшим Управляющим, в этой связи также называемым Высшей Душой, Парам Атмой,  в этом теле является другая, Высшая Личность.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Отвечая на вопросы Арджуны, Бог обращает вновь его внимание на то, Кто еще неизменно присутствует в теле живого существа, помимо души. Этот факт следует очень хорошо усвоить. Это должно быть не просто понимание, но знание, а значит качество человека, которое выражается в постоянном памятовании об Этом и практическом неизменном использовании. Человек должен все видеть в связи с Божественной Личностью, в связи с ее присутствием в теле всех и каждого, должен именно отсюда строить мысль повседневную, здесь находить причины контролировать свой ум, органы чувств и желания, отсюда должен черпать духовные силы для добродетели, неосуждения, чистоты помыслов и деяний. Проявление Бога в себе бывает столь  мистическим и неожиданным, что человек, преданный,  может впасть в великий экстаз, может с удивлением замечать вещи чудесные и много объясняющие. Сосредоточившись на Боге в себе, можно увидеть, что Бог дает речь, что Бог ею и управляет, что  дает сказать нужное и придерживает, когда это говорить излишне. Тогда, когда слово вертится на языке, другой как бы не дает тебе сказать, или полностью не воспринимает тобою сказанное. Без Бога невозможно достучаться до другого сознания, невозможно донести, уговорить, понять суть. Только Бог дает также встречи неожиданные или им препятствует, только Бог изнутри сосредотачивает мысль в определенном направлении, заставляет здесь искать, здесь делать выбор. Только Бог дает бессонные ночи, требуя  анализа, планов, внутренних поисков. Только Бог выводит из ситуаций путями непредвиденными или ввергает в великие сомнения. Удивительно, но если  стоишь на развилке дороги, то Бог реально начинает Сам вести и легко доверяешься своим ногам, как и рукам. Бог дает забвение желаниям, дает чувство лени или безысходности, Бог дает также небывалую трудоспособность и наслаждение трудом, Бог дает дать и Бог придерживает, Бог дает дающего, Бог дает и опробовать ложь и показывает, как может вселять сомнение в слушающего, Бог приводит другого тогда, когда желаешь сокрыть, приоткрывает легко то, что казалось достоянием только твоей мысли. Наконец, верующий начинает видеть, что Бог есть внутри каждого и работает с каждым и есть то передающее средство, которое уведомляет каждого о делах других, давая догадки, предчувствия, волнения, желание поддержать или нет, согласиться или нет. Бог всех делает в свою меру уведомленными или Сам до времени скрывает тайну, чтобы в нужный час с разоблачением поднять наверх сокрытое  и так, чтобы каждый мог извлечь свое из этих непрерывных игр, в которые все вовлекаются постоянно и только Божественной Волей. Зная Бога в себе,  как Парам Атму, человек начинает пить нектар знания и видения, постигая суть Вед из Бытия своего и других. Все начинает преображаться и материальные книги и знания видятся в Божественном Свете, видно, как Бог работает над сознаниями, передавая знания всех уровней от мысли одного в мысль другого, заставляя лучшему опыту становиться достоянием всех. Человек видит, зная Бога, взрослость ребенка, молодость старика. Тела, формы тел перестают влиять на сознание,  и проявление любой души видится не искаженной гуннами материальной природы, но как есть. Человек перестает быть в неведении относительно других, начинает понимать тщетность сокрытия тайна, тщетность лжи, тщетность любых греховных усилий. Невозможно перед Богом сокрыть, отдалить, управлять ситуациями, лгать, воровать, обвинять. Бог почти тотчас воздает каждому  и по его карме и сиюминутно. Постепенно шаг за шагом Бог настолько входит в сознание человека и человек в Бога, что человек уже не может жить без этого нектара Божественного присутствия и переходит на единственный контакт, абсолютно значимый и естественный для него: я – Бог.  Все вопросы обращены только к Богу, все просьбы – только к Богу, все деяния посвящены – только Богу. Все через Бога, естественно, как дыхание, как мысль, как  движение души. Бог становится неотъемлемым, абсолютным в сознании, Единственной опорой, единственным смыслом, единственной целью во всех перипетиях, во всех потрясениях, во всех событиях в жизни человека. Человек глубоко потрясается постоянной Милостью Бога, постоянным Трудом Бога в творении, видит на судьбах каждого только Волеизъявление Бога, только мудрость Бога, только один Высший План Бога – развитие Божественных качеств и преодоление цепей материальной иллюзии, где в основе лежат все те же кармические реакции и путь перерождений. Все это – Бог, трудящийся в материальном мире, развивающий живое существо и давший себе Имя Парам Атма, Высшая Душа, тем самым заострив внимание человека на Бога в нем, на деяния Бога внутри и вне каждого, хотя на самом деле этими деяниями не ограничен и присутствует в каждом Своим полным целым. Бог о каждом сообщает другим и по энергиям, также гуннам природы, исходящим от каждого. Здесь  невозможно утаить ту или иную  суть человека. Каждый интуитивно, Волею Бога,  к другим, к каждому другому настраивается сразу, но и в соответствием с уровнем своей чистоты. Иногда Бог дает человеку принимать неблагоприятную энергию, исходящую из другого, за свою родную стихию и этим выделяя  его среди других и вводя в круг своих близких знакомых или друзей, согласно Божественному Плану. Бог настраивает каждого к другому через свои иллюзорные энергии, отражающие человека в том плане, в котором позволяют качества воспринимаемого его человека.  Иногда иллюзорная энергия  усугубляет отрицательные качества одних и усиливает благоприятное ожидание от других, искажая истинное положение, но в свою меру и ни так, чтобы совсем ошибочно. Именно эти энергии помогают и выделять любимых, друзей, нейтральных к себе и расположенных недружелюбно при не проявлении особо своих качеств и отношений. Энергетический поток, исходящий из человека – есть также то, что обуславливает его поле деятельности, вовлекает в него и изгоняет из него, есть то, что сопровождает человека и с возрастом имеет свойство меняться, как меняются и качества человека и его принципы и взгляды в процессе ослабления его инициативы в одном и укрепления в другом. Таким образом, Бог в человеке очень немало приносит человеку хлопот, заставляя мыслить, избирать, позволяя грешить, сообщая это другим и через ожидание, и через реальные действа, Бог соединяет и разъединяет энергетически и через события, вводя в состояния, где невозможно уклониться или переждать, но искать, мыслить, переживать, анализировать, привлекать, рисковать, извлекать, но Бог и подсказывает, выводит, развивает, преломляет в сознании новые устои, требует выбор, дает об окружающем мире энергетическую информацию, выводит на нее через качества и чувства человека, обуславливает связи, их длительность, заостряет внимание, извлекает с человеком опыт, подсказывает памятью, мыслью, разрешает или нет разумом, энергиями, состоянием желания, дает Свое Мнение через внутреннюю беспричинную стену запрета, которую человек не может сам до времени преодолеть или даже объяснить в себе, но вынужден доверяться времени и обстоятельствам и изыскивать ему видимые причины, тем расширяя свой интеллект и раздвигая границы мышления и опыта. Но,  присутствуя в человеке, проживая с ним его жизнь, зная прошлое, настоящее и будущее каждого, зная все возможности души и ее качества, все связи и все подлинные причины, Бог, однако, не находится в человеке Своей частью, имеющей отношение только к данному человеку, но Своим полным целым с набором всех Божественных качеств,  в полном Божественном Знании и Могуществе,  как Создатель, как Творец вселенных, как Высшая Причина всех причин, как Милосердие, Любовь, Строгость, Терпение, Отрешенность, со всеми своими достояниями, с неисчерпаемыми качествами, дающий  полный отчет Себе относительно Своих деяний в любой сфере Божественной деятельности. Бог и как Высшая Душа вмещает в себя все абсолютно, но относительно человека проявляет те Свои качества, которые идут на его развитие, выражая в каждом его личные интересы, мысля с праведником о праведном и с греховным о греховным, каждого ведя своим путем к очищению, к добродетели и достаточно скрупулезно, имея целью достижения каждым Божественных качеств через материальный и духовный опыт, через неиссякаемые Божественные Наставления всех уровней, как и Уроки. Для слабого, еще нереализованного сознания Бог выступает, как Наблюдатель. Отнюдь. Пора знать, что Бог не наблюдает, но участвует активно, будучи не рядом а «в» душе живого существа, которое без Бога в себе ничего не может предпринять, ведомо Богом буквально за руку и в том направлении, которое подает Бог,  и поступает так, как ему единственно близко по качествам и пониманию, но и иногда жестче и непредвиденней, ибо и так Бог дает новый опыт, взращивает качества, зная, что живому существу необходимо и где оно еще слабо или ущербно и что уже может преодолеть и на каком уровне извлечь. Поэтому Бог, если говорить точно, не наблюдает, но творил, творит и будет творить Божественным Знанием и Волей и только во благо всем и каждому. Также здесь Бог называет Себя Дозволяющим. Но и здесь следует мыслить глубже. Дозволение Бога не столь и просто, как может показаться. Для живого существа, дабы не опускало крылья,  Божественное разрешение на то или иное действо и предприятие выглядеть может по-разному: в виде временного сдвига по осуществлению ожидаемого события, в виде запрета, который надо преодолеть, идя по пути Божественных внутренних указателей, в виде запрета в других, который  можно изменить путями праведными или греховными,  и, чтобы позволить одно, Бог сначала позволяет другое, так требуя от человека проявление тех или иных качеств, поднятия их наверх,  с тем, чтобы далее последовали определенные реакции, которые и имеет ввиду Бог. Дозволение Бога очень часто требует предварительного выполнения некоторых условностей материального мира, как видимой причины. Например, человек по карме должен быть излечен. Однако, непременно должна быть причина этому – или лекарство, или занятие направленное спортом, или он должен обратиться к знахарю, если Бог имеет целью эти врата. Просто так болезни по желанию человека бездейственному, без усилий не проходит. Чтобы человек получил хорошую работу, будет запрет до тех пор, пока он не получит соответственные качества, знания, опыт. Чтобы человек назвал себя счастливым и прожившим жизнь не зря, Бог требует вырастить детей, усилий духовных и физических в семье, старания, не требовательность к другим, немеркантильность ума. Когда Бог на что-либо дает запрет, то перед этим он дал мысль, показал врата, показал ориентиры в этом направлении и потребовал труда. Пока полный объем всего намеченного Богом  предварительно не будет выполнен, человек будет чувствовать себя в состоянии запрета, однако, запрет в себе следует считывать, как вероятность, возможность, но требующие усилий и праведного состояния ума в основном. Когда Бог действительно что-то разрешает, то не следует понимать, что в этом случае живое существо на ура устремляется к своей цели. Отнюдь. Живое существо изначально недвижимо и даже отрешено. Ему необходимо дать желание, внутреннее обоснование, заинтересованность через иллюзорные энергии,  конечную свою цель, которая может разнится с целью Бога, необходимы обстоятельства адекватные, позволяющие видеть и понимать все, как вполне осуществимое, как и видеть те препятствия возможные, которые реально преодолимы. Все это обставляет Бог в свое время и по пути и так, чтобы была видимость свершения, как и успеха. В этой совокупности причин Бог и есть Дозволяющий, но и в то же время претворяющий вместе с душой и, по сути,  куда больше, чем она сама. Также в живом существе, в каждом Бог является хозяином. Для материалиста такое знание смерти подобно,  и тут он встанет на дыбы. Бог усомнит его и не лишит своей степени свободы, ибо ему такое понимание и во вред. Но преданному это знать крайне необходимо и полезно для духовного взросления.  Такое понимание все корректирует,  не лишает чувства личного «я», но и не взращивает ложное эго, но присмиряет. Конечно же, Бог хозяин в каждом теле и слава Богу. Это очень облегчает жизненный путь верующему, это дает запрет в человеке беспокойству, лишним связям и деяниям, человек перестает метаться в поисках смысла и цели жизни и самое главное - обретает уверенность и мир в себе, абсолютную независимость от гунн природы и видит всех и каждого только на Божественной ладони, никого не вознося, никого не умаляя, никого не упрекая, выходя только на Бога в себе и вне себя и получая наслаждение в этом неземное, которому нет аналогов в условном материальном мире;  человек очищается, освобождается от иллюзорных энергий и выходит на новый уровень служения Всевышнему за пределами материального существования. Можно ли сказать, что человек жизнью и материальными благами не наслаждается, что не имеет на это право, поскольку не он Высший Наслаждающийся, но Бог. Бог действительно Высший Наслаждающийся. Это следует признать. Однако не единственный. И другим не запрещено, ибо наслаждения в материальном мире тоже, как и все, от Бога, призваны вести материальные живые существа,  очаровывать их, придавать интерес движению и самой жизни, до определенного периода благоприятны, ибо стимулируют мысль, деяния, самопроявление, создаются Богом, ибо на самом деле и так Бог служит Своим отделенным частицам и ведет их, ибо и наслаждения имеют свою цель и предназначение – это отдых живых существ, это облегчение существования, это освобождение рук в одном, чтобы занять их, как и ум,  в другом. На это Волею Бога  направлен технический прогресс, именно и через эти наслаждающие врата человек на начальных ступенях человеческой жизни  познает азы духовности, именно через то, что наслаждает слух и глаз,  человек постигает, что есть добро и зло, свет и тьма, преломляя их в своем сознании в разрешение и запрет, что за Бога и против Божественных Законов, что во имя человека и против, что во имя любого живого существа и против. Однако, то, через что Бог развивает, наслаждает, поднимает, дает отдых в человеческом сознании, имеет тенденцию увеличиваться до одной цели, достигаемой путями греховными, меркантильными, за счет блага других живых существ. Такое потребление не в меру, стяжательство, эгоизм, нацеленность на процветание материальное,  имея свойство быть, имеет свойство и отрабатывать себя средствами Бога или пресыщая живое существо или насильственно ограничивая Планом Бога, дающего на смену богатству - бедность, на смену славе -  бесславие, на смену успехам - поражения…   Бог постепенно шаг за шагом показывает что при всех условиях можно жить, при всех условиях можно быть и счастливым, при всех условиях можно быть и почитаемым, как и показывает обратную сторону всех излишеств, уча всех и каждого,  как на собственном опыте, так и на многочисленных и разнообразных примерах в жизни в материальном мире. И только преданные Бога, люди религиозные идут осознанно на ограничения, аскетизм, теряя вкус к материальным благам и заменяя их благами духовного порядка, так теряя зависимость от материального мира и его условностей и так приобретая свободу.  Таким образом, Бог в теле каждого является также Высшим Управляющим со всеми выше указанными последствиями. Также, никогда не следует забывать, что наслаждения Бога ничего не имеют общего с наслаждениями человека, не стимулируют Бога, не привносят в Божественное Бытие отдых, не ставят в зависимость, но есть Чувство Божественного Удовлетворения в результате распоряжения в духовном направлении всех плодов деятельности человека и всего творения с Божественной целью развития и подъема на более высокую ступень духовного самосознания.

 

24. Тот, кто знает Высшего Наслаждающегося, материальную природу с гуннами материальной природы, такой человек, опять же, как бы ошибочно не был направлен его ум, впоследствии никогда не рождается снова.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Знание о Высшем Наслаждающемся и о материальной природе с гуннами материальной природы есть фактически академические духовные знания, которые уже предполагают у человека соответствующее поведение и качества высочайшего порядка, ибо в этом суть духовных знаний, которые невозможно во всей полноте передать, ибо добываются каждым, лично, сугубо индивидуально, из рук Самого Бога и только из продолжительной практики преданного служения, где знания имеют свойство перерастать в суть человека, неотъемлемую от него и его сознания. И все же, мир материальный – извечно мир ошибок даже для высоко стоящего преданного. Всегда найдется то, где преданный мыслит неверно, где слаб качествами, в чем не окреп знаниями,  и они не стали его сутью. Иногда,  достигая качества великие, преданный делает ошибки чисто бытовые, игнорируя их, не ставя в счет, прощая их себе, не зная, что здесь  или там Бог с ним не согласен, но духовная порою амбициозность застилает глаза и туманит разум,  и такому человеку Бог уже планирует ступеньку пониже, дабы с какой-то точки все повторить или начать сначала, или принять другое в другом теле при других обстоятельствах. Иногда Бог возвращает преданного и на материальный путь и вновь дает пройти те уроки материальные, отсутствие которых  мешает усвоить новую духовную ступень. Иногда преданный почитает самого себя, как слугу Бога, требует к себе почтения других верующих, напоминает о своем статусе, не выходит за его границы в вопросе самообслуживания. Некоторые преданные с пренебрежением относятся к прасаду или готовят его с нарушением Ведических норм, попуская себе и пренебрегая Мнением Бога, которое достаточно хорошо знают и слышат в себе. Некоторые матаджи носят золотые украшения, которые иногда и воруются, некоторые приходят в храм с непокрытой головой,  или садятся к Божествам во время лекций с протянутыми в их сторону грязными ступнями;  есть и такие, что, верно служа Богу, к мирским людям относятся требовательно и пренебрежительно, проявляют агрессивность или гнев, когда в автобусе толкнут или как-то проявят несдержанность, есть матаджи, которые посещают храм во время критических дней, игнорируя устав преданных. Есть и те, кто,  исполняя ведические принципы, гневно относятся к неверующим членам своей семьи и  выбрасывают мясо из холодильников в мусорники, думая, что так исполняют Волю Бога и удовлетворяют Его чувства. Многие боятся грязной работы, считая, что не могут пасть до уровня шудр, не зная, что все пред Богом равны,  и любой труд благословлен Богом, что любой труд следует посвящать Богу и этим его одухотворять. Далеко не каждый видит везде Бога и предается Богу, не каждый мирится со страданиями и изыскивает пути в обход Воли Бога… Не счесть греховных деяний и преданных. Но данным стихом Бог однозначно утверждает, что  преданный, хорошо знающий, Кто есть Высший Наслаждающийся, знающий материальную природу с гуннами материальной природы, такой преданный, как бы ошибочно не был направлен его ум, а следовательно, и деяния,  никогда впоследствии не рождается снова. Это значит, что Бог таких преданных уже в этой жизни начинает усиленно Наставлять, Учить, вести  через очищение, через материальную и духовную практику, делая  жизнь достаточно напряженной и непростой. Невозможно сказать, что  именно в данной жизни человек завершит круговорот рождений и смертей, ибо это ему необозримо, но то, что он завершает колесо сансары – Бог обещает данным стихом. Это значит, что Бог может дать еще несколько земных воплощений ошибающемуся,  и вопрос о переходе на духовный план может быть решен. Из этого следует уяснить любому, знающему Бога в себе, как Высшего Ишвару: находясь в теле каждого, Бог никогда не молчит, но указывает на Свое Мнение постоянно через мысль, чувства, ситуации, внутренние энергии. Надо иметь хорошую духовную практику, быть отличным йогом, иметь заслуги перед Богом и материальные и духовные, и только тогда человек сможет улавливать в себе Голос Бога постоянно во всем, каждую минуту. Но для этого надо не быть ленивым, ибо Бог начинает говорить слабо, еле слышно и более громко тогда, когда и слабо услышан и по несложным как бы причинам. Если тебе хочется бросить бумагу на землю, услышь Бога. Бог хочет, чтобы ты это сделал в специально отведенном месте. Если тебе хочется ответить грубо, услышь Бога, Бог желает миролюбия. Если ты многословен и желаешь наслаждать язык и чувства, услышь Бога, откажись.  Если ты видишь, что надо убрать, услышь Бога, Бог хочет, чтобы ты это сделал сам. Если тебя обвинили, услышь Бога и смиренно и достойно ответь, не пускаясь в перепалку материальную. Если ты хочешь есть, накорми сначала тех, кто зависим от тебя, слаб, не может себя обслужить. Если ты супруга, почитай мужа, как Богом данного, смолчи, выполни свои обязанности. Бог постоянно подсказывает на бытовые темы и слышащий Бога, услышит и духовные откровения, и будет знать точно, что можно делать, а что нельзя. Это великое благо, немалое духовное завоевание, это лучший указатель на пути к очищению, здесь хранятся Божественные качества, отсюда начинается и освобождение.

 

25. Некоторые медитацией в себе видят умом Высшую Душу, Парам-Атму,  другие - занимаясь санкхйа-йогой, а также другие – занимаясь карма-йогой.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Существует немало йог, сосредотачивающих на Верховной Личности Бога. Следует знать, что все эти йоги даны самим Богом и рассчитаны на разные ступени духовной реализации человека. Однако, не следует ставить целью увидеть умом Личность Бога в себе, но почувствовать, услышать Божественное в себе присутствие через многочисленные Божественные энергии, через непосредственно голос Бога в себе, отличный от своей мысли, через Мнение Бога, идущее также в обход мысли через понимание и неуловимые внутренние энергетические потоки, которые однозначно доносят  преданному Волю Бога, Божественное присутствие, Божественное обращение. Очень многие йоги полагают, что выйти на связь с Богом в себе можно только через медитационный процесс. Отнюдь. Бог не даст о Себе знать тому, кто пренебрегает преданным служением, кто идет в обход совершенных духовных знаний, кто не устремлен к развитию Божественных качеств, кто не поклоняется Богу и не занят благотворительной деятельностью. Некоторые в результате долгой медитации видят Бога восседающим на лотосе сердца, полагая, что это признак высочайшей Божественной Милости. Однако,  на этом вся Милость и будет закончена. Бог и так может удовлетворить чувства некоторых своих амбициозных  бхакт. Истинный преданный преследует иную цель, более чистую, не просящую Бога о явлении себе  в той или иной форме, но непривязанного и в духовном плане,  не испытывающего так Милосердие и отношение Бога к себе, не проверяющего так уровень духовного развития, не стремящегося этим похваляться.  Чистый преданный  имеет только одно устремление – служить Богу непрерывно, все посвящая Богу и вручая себя Богу. Он никак и ничем не желает выделиться среди других, не желает доносить другим то, чем отметил его Бог, но готов делиться с другими своим видением Бога в деяниях Бога, своим видением присутствия Бога в своей жизни и жизни близких людей, готов свидетельствовать о Боге, этим утверждая веру в сердцах неверующих.  Однако, из всех йог, дающих  понимание о Личностных качествах Бога, следует выделить отнюдь не санкхйа-йогу, ведущую к Богу через преимущественно материальные философские умы, берущие за основу в своих поисках материальные элементы и их взаимодействия,  желая отсюда, из материальных наук и философских рассуждений и анализов  извлечь доказательства существования  Бога, как некоторой безличной абсолютной субстанции, выступающей в роли Информационного поля, Некоего Высшего Сознания или Духа, с этой стороны приближая себя к Богу, не умаляя однако свое эго и амбиции. Не лучшей в этом плане является и гйана-йога, ведущая к постижению Бога через изучение Вед. Этот путь есть начальным для любого йога, но без преданного служения ввергает в неудовлетворение и отчаяние. Самым лучшим средством достижения Бога, постижения Его в себе является бхакти-йога, любовное преданное служение. Не менее значимым является путь карма-йоги, путь для тех, кто вынужден работать в материальном мире, чтобы поддержать себя и тех, за кого отвечает перед Богом. Эти йоги абсолютно сосредотачивают преданного на Личности Бога, выводят на непосредственный контакт с Богом,  развивают Божественные качества, ведут по пути аскез и ограничений,  требуют посвящение Богу плодов любой своей деятельности, именно здесь развивается непривязанность, здесь преданные учатся предаваться во всем Богу, здесь направленно развивают Божественные качества, учатся контролировать чувства, желания, беспокойный ум, здесь также человек начинает видеть Бога везде и все в Боге, здесь начинает человек ощущать в себе Бога, как Личность и видеть Личность Бога везде, здесь учится считывать в себе Мнение Бога и Ему следовать, здесь изучает Святые Писания Вед, как Слово Бога,  и ставит их в себе за основу, руководствуясь ими  в пути  преданного служения и достижения Бога неизменно.

 

26. Но другие, не имеющие духовного знания, просто слушая других, начинают поклоняться. И они также непременно выходят за пределы смерти, склонные к процессу слушания.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Как бы внимательно  и с каким бы наслаждением человек не слушал  других, как бы  ни  внимал другим во время чтения Святых Писаний, следует понимать, что и это желание  дано только от Бога, дано в свой час и с Божественной целью на человека, что заслуги самого человека, особого прилежания и старания  нет, но есть Божественный План и Божественная Воля, как и разновидности пути к Богу. О таком человеке можно сказать, что материальный мир,  другие религии в предыдущих воплощениях Божьим Планом развили в нем те качества, которые Бог  достиг в человеке, ведя его Лично  через рождения и смерти, качества, которые позволяют переходить постепенно на уровень высшей религии, включающей в себя преданное служение. Человек  в прошлых рождениях  непременно прошел путь аскетизма, благочестия, добродетели, смирения, был неприхотлив, доброжелателен, милосерден к другим. Эти качества не берется развивать преданное служение,  а уже основывается на них и закрепляет, переводя их на рельсы духовного порядка, углубляя и расширяя их, как и дополняя, ставя цель достижения качеств Божественных. Также следует знать, что слушание не подменяет собой само преданное служение никак, невозможно достичь Бога только слушая Святые Писания, без той или иной практики йоги, без изучения Вед скрупулезного, без  принятия духовного учителя, без  исполнения религиозных принципов, без непосредственного поклонения Всевышнему. Но начавший путь со слушания, проявивший к этому интерес, уже, можно сказать, получил Милость Бога в том, что непременно будет ведом Богом и дальше,  и в этом смысле ему будет дана возможность также преданно служить, что обеспечит выход за пределы рождения и смерти. О начавшем слушать Послание Бога  можно сказать, что он приобрел уже тот опыт и те знания, которые достаточны, чтобы начинать соизмерять их со Словом Бога, которые достаточны, чтобы пожелать более интенсивный путь к Богу через преданное служение, которые достаточны, чтобы подумать и о своем предназначении, цели и смысле жизни.  Такой человек уже задумался о своей духовной сущности, о своих извечных истоках и желает  знать то, что уже выходит за пределы знаний материальных, желает от себя большего, нежели только поклонение  Богу, желает служить Богу постоянно, интуитивно чувствуя в этом свое предназначение.  Начавший слушать – уже в пути преданного служения, Бог на него посмотрел, Бог его и поведет. Все в той или иной мере начинают свой религиозный путь любого уровня именно со слушания. Но никто и никогда этим не ограничивается, никому Бог на пути к Себе не дает послабления, нет таких, кто бы развил Божественные качества и достиг отрешенности вне практики йоги. Это надо понимать и относительно себя и относительно любого другого, не обольщаясь своей избранностью и не приписывая себе   желание слушать, но Богу в себе, как и не считать этого достаточным, но началом пути к Богу, что продлится еще не одну жизнь, но преимущественно в преданном служении,  и этот начатый со слушания путь к Богу необратим, чем и знаменателен, чем и выводит за пределы материального мира.

 

27. Что бы и каким бы образом не происходило в творении, движущимся и неподвижном, о, Бхаратаршабха, это, знай, происходит в результате соединения Поля и Знающего Поле (Бога).

 

КОММЕНТАРИЙ.

Следует понимать, что Поля есть не только телесные оболочки живых существ. Камень, скала, дерево, вода, воздух,  тела всех живых существ, движущихся и неподвижных, от микроскопических форм жизни до человека, также металл, газ, творение рук человека, любой предмет, все обозримое, видимое, невидимое, ограниченное и не имеющее явных границ,  есть поля, есть то, где непременно присутствует Сам Бог полным Своим целым. Все составные части полей есть также поля,  и,  опять же,  туда входит Верховная Божественная Личность. Игрушка ребенка – поле, составная часть игрушки – поле, растение – поле, стебель – поле,  семя – поле, лепесток – поле, гора – поле, камень на этой горе – поле, ископаемые в этой горе – поле,  тело человека -  поле, отдельные части тела – поле, органы тела – поле… Все поля связаны с друг другом, существует вложение полей в друг друга,  поля призваны функционировать  и в зависимости друг от друга  в разной степени и независимо друг от друга; поля обуславливают жизнь, обособляют существование в  условиях материального мира, приводятся в движение, взаимосвязь и развитие не самой душой, заключенной в них, но Высшей Душой, Которая непременно присутствует в каждом теле (поле)  с душой. Присутствие в поле Высшей Души и искры Бога обуславливает видимую (и невидимую)  жизнь, обуславливает развитие искры Бога через поле, само тело, телесную оболочку. Каждое поле призвано, прежде всего,  приучать живое существо, душу, малую искру вначале и во время материального пути и развития  к обособленному существованию сначала в телах неподвижных или не проявляющих общепризнанных  признаков жизни и до более сложных полей, обладающих органами чувств,  есть проявление определенного уровня жизни; в каждом поле есть две души. Когда искра покидает поле, остаются другие искры, другие поля, как области деятельности живых существ. Распад тела (поля)  ни есть прекращение функционирования других входящих в него полей, хотя и влияет на их продолжительность существования до нового распада. Распад одного поля влечет за собою реорганизацию других полей, влечет возникновение новых форм полей, в которые привносятся те искры, которые в новых условиях жизнеспособны. Чтобы выполнять все жизнеобеспечивающие функции с полями, которых великое множество, их надо знать абсолютно, знать  принципы их устройства, длительность жизнедеятельности, благоприятные и неблагоприятные связи с другими полями, составные части полей, направления видимого развития, среды существования,  должна быть известна работа каждого поля в отдельности и   работа всех полей в едином неразрывном целом. Необходимо знать прошлое, настоящее и будущее входящих в поля живых существ, знать влияние на них полей в плане развития и приспособления, знать все ступени развития в каждом поле деятельности, необходимо извне и изнутри средствами независящими от живых существ, искр, направлять их на осознанность своего пути, давая стимул, развивая качества, устремляя к цели, соответствующей уровню сознания, возможном в данном поле данного уровня развития,  и так обеспечить, по сути,  развитие материального мира со всеми его полями, по иерархическим ветвям древа всеохватывающих полей материального мира. Таким Знающим, везде Проникающим, всем Управляющим является только Верховная Божественная Личность,  Сам Бог, присутствующий во всех полях Лично, как Высшая Душа,  со всеми своими Достояниями и Качествами. Если взять конкретно человека, то и здесь тело человека, как поле деятельности, его составные,  его положение в материальном мире, его связи и отношения – все это  известно доподлинно только Богу.  Когда в теле присутствует душа высокоорганизованного живого существа, человека, говорят, что человек живой и задачи Бога сводятся к развитию души, духовной сущности в теле через отношения и игры материального мира. Когда искра покидает тело, Бог по-прежнему присутствует в теле (как и в душе, покинувшей тело, поскольку неотъемлем), однако,  Его задачи сводятся к другому, к развитию в нем в определенном направлении тех полей более низкого уровня и искр в них, которые еще функционируют, в  поддержании  их, в переводе их на новый уровень существования, что, опять же,   способствует развитию тех живых существ, искр,  которые  еще присутствуют  в теле и после того, как душа живого существа, человека, оставила тело Волею Бога.  Даже сжигая тело человека, Бог освобождает те искры помимо души человека, которые присутствовали в теле человека в более низких вложенных полях и они продолжают свое существование и получают снова Волею Бога тела, как поля своего уровня, через которые процесс развития в материальном мире продолжается. Точно также, если полем деятельности выступает камень, любой предмет, то в нем присутствует Бог, Как Высшая Душа,  и то, что называется  энергия камня, или душа камня, которая проходит и такой путь материального опыта с тем, чтобы быть переселена в свое время в  растение или микроскопический организм, в движущуюся, а потому более сложную обособленную  форму существования. Распадаясь, камень освобождает волею Бога многие свои составляющие, продолжающие свою жизнь, как отдельные поля со своими душами, приобретающими Волею Бога относительную свободу и в этом развивающиеся и т.д. Поэтому древние были правы, зная душу в воде, камне, дереве, в любом предмете (однако, не могли знать, что в с виду неживых полях две души – Высшая Душа и живого существа, которая в самом начале земного пути и ей предстоит развиться до души человека, начиная с неземных низших энергий Бога). Однако, это души слабые,  имея Божественную природу, еще далеко не Божественного уровня  и им поклоняться не следует, хотя нужно знать абсолютно, что в каждом поле есть и маленькая душа и Высшая Душа, Сам Бог. Надо знать, что во всем есть жизнь, все развивается,  и нет ни одного человека, душа которого не прошла бы через телеса и соответственно поля такие, как стихии, камень, вода, воздух, растения, микроскопические формы жизни и далее через все формы животной жизни, через все среды обитания, по сути,  начиная свое бытие с неимеющих начала  Божественных грубых энергий, будучи неизменно в теле Бога. И каждому предстоит вновь вернуться в тело Бога и начинать Служить Богу осознанно, обладая уже достигнутыми  Божественными качествами и знаниями, ибо именно для этого были проведены Богом через все формы жизни в материальном мире, как и все пути развития. Поэтому,  каждый, кто уже достиг поля деятельности человека, мышления человеческого уровня, пройдя все дороги,  по сути,  дороги к Богу, назад,  считаются по величине пройденного пути равными между собой в Лице Бога,  и различия между людьми в их ступенях развития считаются по сравнению с миллионами лет пути незначительными, и по уровню интеллекта и багажа все примерно близки настолько, что могут называться братьями и сестрами. И все же, с точки зрения человека,  люди стоят  на разных ступенях и значительно разнятся по своим качествам, и это различие вносит существенное беспокойство в жизнь людей; но такое различие существовало всегда и собою всегда обуславливало и само развитие частиц Бога. И это различие, как и цель достижения Всевышнего , будет обуславливать развитие живых существ за пределами материального мира в процессе преданного служения.

 

28.Тот, кто во всех живых существах равно видит расположенного Высшего Управляющего, внутри разрушимого Неразрушимое, он действительно видит.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Материальный мир есть мир, прежде всего,  связей и отношений между живыми существами. То, как человек воспринимает эти отношения, лежит в основе и его мышления, и деяний, и в итоге развития. Существует два мировоззрения – материальное и духовное или религиозное. Материальное понимание и видение в лучшем случае воспринимает человека, как душу, пребывающую в теле единственной в своем роде, которая одна и управляет телом, есть единственный свидетель своим  мыслительным процессам, как и внутренним устремлениям, которые могут быть сокрыты, являясь личным достоянием, отвечающей за все свои поступки только перед собой. Так мыслящий человек видит и других в своих тайных помыслах, в своем единственном пребывании в теле со своими следующими отсюда причинами, чаще всего материального порядка, которые основываются на том, что жизнь одна, что она полностью зависит от живого существа, что человек сам строит свои планы, сам видит свою цель, своими средствами достигает ее, сам работает и сам распределяет плоды своего труда, как тот, кто производит. Даже глубоко нравственный человек, стоя на таких позициях видения и понимания, не может воспринимать все события, не связывая их с волей и намерениями других людей, не может видеть свой путь зависимым от своей, скажем, добродетели, но все однозначно связывает с качествами, целью, планами других, в этой связи зависит от чужих мнений и поступков, мечется в поисках гармонии с внешним миром, постоянно озабочен и опечален деяниями других, чужим к себе насилием, чужой волей. Такой человек однозначно принимает все условности материального мира, считает их нормой, подчиняется им, видя успех свой на трех китах – власть, деньги, слава. Этим мир материальный очаровывает, привлекает, вовлекает в материальные игры и роли, ставит в неизменную и постоянную зависимость от себя. Каждый другой человеком на уровне мысли наделяется чуть ли не могуществом вершить и свою судьбу или влиять на нее, мешать другим, вторгаться в судьбы других, быть причиной страданий и несчастий. Человек входит в таком понимании в неравное противоборство с богатством, успешностью, славой других и не может найти мир в себе, ибо живет неустанно мнениями других, удовлетворением материальных чувств, поиском смысла жизни. Не видящий Бога человек обрекает себя на бесконечные ошибки,  не знает точно, что позволительно, а что нет, что греховно, а что нет,  и, таким образом,  сыпящиеся  на него последствия кармической деятельности рассматривает, как неудачи, происки врагов, как чужую корысть или невежество. Так мыслящий, привязан к своим близким до степени диктата, требований, насилий воли, считая их себе обязанными, подчиненными, зависимыми или борется с ними, считая их влияние губительным для своих целей и планов, выстраивая против них внутреннее мышление, не умея видеть истинной причины. Очень сложно жить и действовать, не видя Бога в человеке, не зная Причины всех причин, не исходя из совершенных духовных знаний,  будучи привязанным, нацеленным на удовлетворение чувств, ни перед кем в себе не боящимся, строящим планы против других и притворяющим эти планы. И в таком пути есть смысл, и из такого пути человек вследствие все тех же кармических реакций извлекает опыт и  корректирует свои качества. Но такой путь долог, утомителен, полон истинных страданий, терпящий от привязанностей,  вызывающий неуживчивость с людьми, не находящий в себе сил для прощения, любви, справедливости, для выполнения долга, для честности и мира в себе. Иначе обстоит дело с теми, кто абсолютно точно знает, что в каждом живом существе присутствует Сам Бог, управляющий каждым, Тот, Кто все видит, слышит, воздает, направляет, дает мысль, желания, понимания, Кто развивает, Кто фактически берет на себя полностью  развитие человека, Кто Сам ведет человека за пределы материального мира и отношений. Трудно поверить, осознать, стоять на том, что внутри каждого тела, по сути тленного,  существует две Личности, Бог и душа. Трудно поверить, что душа фактически неотделима от Бога, связана с Ним узами Высшими, превышающими связь родителей и детей. Видящий в каждом теле Бога, Его ведущую руку,  автоматически  начинает переходить на уровень непривязанности к окружающим его людям, начинает видеть события любого порядка, как Проявление Воли Бога, начинает видеть свои внутренние энергии, как свою ступень развития, которую так напоминает Бог. Человек учится смотреть на Бога в себе в любом своем проявлении, будь то мысль, деяние, желание, цель. Зная так, понимая так, человек учится вверять себя Богу, выходит на Личный контакт, считывает в себе Божественные Советы и Наставления, не может идти против Бога в себе и других и таким образом начинает путь очищения. Начиная видеть, от Кого все исходит, он постепенно  перестает зависеть от иллюзорной энергии Бога, от гунн природы, от двойственности материального мира, но видит вещи, как они есть, перестает привлекаться материальными объектами, как источниками наслаждения, ибо, познав Бога в себе,  теряет к ним вкус, но приобщается  к наслаждениях духовного порядка, преданному служению Богу,  к аскетизму,  добродетели. Не привязываясь более к человеку, не видя его причиной, такой человек начинает видеть всех одинаково, не различая друга от врага, камень от золота, благоприятное от неблагоприятного. Поэтому о таком человеке говорят, что он действительно видит, видит все причины, видит деяния Бога  и проявление Бога в каждом, как и в своей судьбе, видит свою цель и видит назначение всех живых существ, видит абсолютно, что можно делать и что нельзя, что благоприятно для человека и что не неблагоприятно. Такой человек со временем теряет и страх, как и гнев, как и зависть, как и привлечение богатством, славой,  властью, все материальное обесценивается, ибо понятно, Кто дает и Кто забирает, и от Кого талант и успехи, и куда это уходит, и что фактически нужно Богу от человека за всем этим,  и идет по пути  важности Мнения Бога,  и начинает пренебрегать мнением людей невежественных, стоящих на своих ступенях и многое решающие в угоду своим чувствам, своим близким, своему эгоизму, которые живут вечно в страхе и в зависимости.

 

29.Непременно, равно видя везде равно расположенного Высшего Управляющего, душа не деградирует умом и достигает своего высшего назначения.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Очень существенно знать, что Бог не только расположен в каждом живом существе, но расположен без предпочтений, абсолютно равно, Своим полным целым, со всеми Своими качествами и достояниями, со всеми Божественными Знаниями и Могуществом. Однако, проявление Бога в каждом  - только в его меру и в соответствии с Планом Бога на каждого индивидуальным. Бог с каждым работает непосредственно через Свои многочисленные энергии разных уровней. Понятно, что Божественные энергии, затрачиваемые на человека несоизмеримы  с энергиями, затрачиваемыми на животное, или растение,  или камень, или воду, или эфир… Охватывая все Своим Божественным замыслом, Бог исходит из ступени каждого, из тела и поля деятельности каждого, из качеств на данный период каждого и в связи с Божественным неизменным развивающим Планом. Когда душа так видит и понимает, когда душа берет за основу своего мышления и деяний Бога во всем и в каждом, когда душа учитывает в каждом Мнение Бога, она не может уже мыслить иначе, не может исходить из условностей материального мира, не может идти на поводу иллюзорных энергий Бога, ибо все начинает видеть, как есть,  а есть – все в Боге и Бог во всем, как Высший и Единственный Управляющий. Так видя, так понимая, так все преломляя в себе, душа не может  не учитывать Бога и Его присутствие постоянно, не может жить сама по себе, не может более воспринимать свою судьбу, как случайный фактор, а себя – как временное явление. Осознав свою вечность, свою извечную природу, свою связь с Богом и предназначение, душа начинает привлекаться только Отцом, только Своим изначальным Источником, устремляется служить Богу, мыслить о Боге, подчиняться Мнению Бога, начинает видеть себя неотъемлемой от Бога, начинает однозначно черпать нектар в качествах Бога и уподобляться в своей мере этим качествам, ведомая Богом, наслаждаясь этим процессом и видя в этом свою цель и изначальное предназначение. В таком случае, везде и во всем равно видя Бога, она не может не предаться Отцу, она не сможет более предпочесть материальные награды, она более не сможет выбирать в угоду материальным чувствам. Все в душе, видящей Бога в каждом,  нацелено на Бога и таким образом она автоматически становится союзницей Бога в своем духовном развитии, ибо уже нет других стоп, за которыми она могла бы следовать, нет других мнений, которые она могла бы предпочесть, нет другого нектара, который бы смог ее наполнить большей радостью и удовлетворением. Выбирать более не приходится. Материальный мир однозначно начинает ею отвергаться, как уже сказавший свое слово, привнесший в нее свои качества и гранить теперь их Будет только Бог, Божественным Словом, Божественным Мнением, Божественной Волей, Божественным Планом. Но когда Душа это начинает видеть, когда выходит на это понимание, считается, что она достигла тот момент, ту точку своего развития, когда уже не может быть и речи о том, чтобы вернуться к материальному видению и отношениям. С этого момента, направляемая только Богом, она идет только вперед, не приостанавливаясь, не возвращаясь в материальный мир, не используя более материальные законы в своем пути, не привлекаясь условностями материального мира и обещаниями иллюзорных энергий. В таком случае можно говорить о неослабном продвижении духовной сущности вперед, ибо преданное служение Богу имеет свойство развивать живое существо постоянно, раздвигая ее духовные горизонты и возможности. В таком случае не может быть речи о деградации или топтании на месте, но о развитии осознанном.

 

30. Также тот, кто видит, что все виды деятельности непременно выполняются материальной природой, а себя также видит бездействующим, он также видит.

 

КОММЕНТАРИЙ

Далеко не о каждом человеке, даже глубоко религиозном можно сказать, что он видит, ибо видение может быть только через Совершенные знания Вед и преданное служение. Что означает видеть? Уметь правильно объяснить любое событие в материальном мире, уметь объяснить и религиозные Писания, также уметь правильно поступать и знать Мнение Бога. Это отнюдь не просто. Но о каком человеке можно сказать, что он видит? По каким признакам человек может сказать о себе, что он видит? Это гарантируют знания, здесь приводимые Богом. Видит тот, кто удовлетворяет  стиху 28. В стихе 30 есть еще один ориентир, на который указывает Бог, как на утверждении в знании, через призму которого человек также может все объяснить, все понять, всему дать оценку. О каком знании идет речь? Бог утверждает, что все виды деятельности выполняются материальной природой. На самом деле,  здесь, в таком понимании Бог дает послабление знаниям, предъявленным к человеку в стихе 28, поскольку обращает внимание человека ни к Высшей Причине всех причин, к Богу непосредственно, а к орудию Бога, материальной природе, к тому, что является инструментом Бога всегда, через что управляет Бог неизменно, что само по себе не движимо, что само по себе не управляет. Бог, на самом деле, Управляя Единовластно, один к одному с Божественным Планом, делает это через Божественный инструмент, материальную природу, не искажающий ни в мгновении Волю Бога. Бог обращает внимание на этот Божественный инструмент с целью хорошо осознать, что внешний окружающий мир для каждого  со всем в себе, являющийся средой, в которой существует каждый, эта природа со всем  в ней, движимым и недвижимым, разумным и неразумным,  есть то, что складывает обстоятельства и ситуации так, которые понуждают живое существо поступать, мыслить, ориентироваться, избирать, направляться только под этим влиянием, и никак в результате собственной независимой мысли. Люди, животные, природа, дела рук человеческих, непосредственно природа так, как она понимается материальным человеком, т.е. и низшая и высшая природа полностью управляют событиями в жизни человека, строят его отношения и связи, заставляют, подводят, дают направление мысли. Человек, изначально привыкший считать себя творцом, подчиняющим природу, никак не может признать свою полную зависимость от нее, никак не может, исходя из такого понимания,  строить свои планы и цели. Это непросто. Увидеть это без религиозных Святых Писаний невероятно. Бог здесь умалчивает, Кто стоит за природой и Кто ею повелевает, ибо надо уяснить начинающему хотя бы то, что не он управляет этим миром, но мир им. Это признать – уже немалый шаг в сторону духовной реализации. Но лучше идти далее, дав себе отчет, Кто стоит за материальной природой и ею управляет. Это знание еще более высокого порядка и многое ставящее на место, и многое объясняющее. Осознав природу, мир вокруг себя, как управляющий, человек должен подойти к мысли и более высокого порядка, а именно к тому, что сам по себе не может ничего сделать, сам не может помыслить без внешней причины, сам не может предпринять, что мысль, ум без внешних факторов ни на чем не остановится, ни во что не углубится, не разовьется, не предпочтет, не выстроит план, не даст причину и действовать. Бог внутри человека не найдет основания с ним работать, ибо не на что направить будет ум и не из чего будет извлечь опыт. Таким образом, видит тот, кто полностью понимает, что без материального мира не сможет состояться, не сможет развиться, будет бездействующим, жизнь будет лишена смысла и направления. Но если человек это понял, усвоил, принял, на этом стоит, через эту призму готов видеть, то  - что он может увидеть такое и понять такое, что другим не видно? Прежде всего,  человек увидит, как помимо его воли и желаний стекаются и складываются у него и других людей обстоятельства и ситуации, увидит, что судьба не дело его рук и мысли, поймет, что не зависим от других людей, которые также зависимы полностью от материальной природы, сможет понять, что истории цивилизаций, как и прогресс, как и видимое падение или подъем  есть проявление Воли Высшей и никак не является делом рук человеческих. Человек поймет, что каждый в материальном мире имеет свое место, свое предназначение, проходит четко свой отмеренный путь, на каждого есть свой план и каждый вовлекается материальной природой в деяния определенного уровня. Человеку приходится выполнять свой долг, работать, действовать сообразно законам природы, требующим нравственности и высокой ответственности, независимо от желаний человека. Человек, фактически, бездействует, но вовлекается материальной природой в деяния разных уровней.  Именно все, что окружает человека, есть ведущая и направляющая сила, создающая условия, требующая выбор, требующая проявления качеств.  Не зная Того, Кто стоит за природой и через нее управляет, человек непременно приходит к пониманию некой разумной Высшей Силы, понимает свою зависимость и с этим свое истинное положение. Вот то немногое, что следует из понимания роли природы и зависимости от нее. Во времена Арджуны такое знание считалось прогрессивным, открывающим глаза на свое истинное положение и давало немалый потенциал к религиозному мышлению, ведущему далее природы, но к Тому, Кто за ней стоит и через нее Управляет. Однако,  в понимании и видении через духовные знания можно пойти еще дальше. В следующем стихе Бог показывает еще один уровень мышления.

 

31. Когда человек  хорошо видит одну природу всех живых существ, находящихся в различных состояниях существования, тогда он непременно развивается, тогда он достигает Верховного Брахмана.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Иллюзорная энергия Бога не очень-то и дает увидеть одну природу всех живых существ. Это невозможно увидеть тому, кто не занят преданным служением, невозможно увидеть тому, кто не знает в каждом Бога, невозможно увидеть тому, кто не занят изучением Вед. Сначала должны быть знания духовные, сначала должна быть Милость Бога тому, кто занят преданным служением, сначала должна быть великая и материальная практика. Увидеть одну природу всех живых существ - это значит увидеть во всем многообразии живых существ главную,  всех уравнивающую суть, похожесть независимо от форм тел, обитания, ступени развития на каждый данный момент, это значит, оставив амбиции, увидеть качества и восприятия мира, подобные твоим, увидеть подобную реакцию, увидеть подобное мышление, увидеть сходство мысли в разных ситуациях, увидеть в полном наличии одинаковый набор чувств, реакций, использование органов чувств. Все это видение и понимание не начинается на пустом месте, не начинается без религии, ибо без религии человек склонен более видеть разницу, чем общее, выделять себя, нежели приравнивать себя другим, считать себя уникальным, непохожим, особенным вследствие иллюзий материального мира, так дающим понимание невежественному уму, но этим и устремляющим вперед по пути материального развития и в соответствии с условностями материального мира, через это давая интерес и вовлекая в материальные игры разных уровней. Только религиозный человек, начиная видеть во всех Бога, постигая, что все неотделимые отделенные частицы Бога, видя через эти знания, начинает понимать и равенство всех между собой. Все от Бога,  в каких бы телах не находились, как бы ни казались обособленными телами, имеют очень много сходных качеств, сходных проявлений, сходных восприятий. Все живые существа по сути создают впечатление абсолютно разных индивидов с разными качествами, характерами, опытом, пониманием, с разным интеллектом, с разным подходами к одним и тем же вещам. Однако,  религиозный ум видит и знает другое. Все живые существа – частицы Бога, все идут к Богу по огромной лестнице эволюции душ и тел. Каждый находится в каждый данный момент на своей ступени, никто не может перешагнуть ни одну ступень, ибо все обязаны на каждой ступени извлечь свой опыт. Все поднимаются только вверх, все идут,  меняя тела, меня пол, меняя родителей, меняя судьбы, меняя положение только Болею Бога в пути перевоплощений, который обуславливает все формы жизни, существования, опыта, Божественных Уроков. Все вступают на эту великую лестницу, начиная с мельчайших, и выходят за пределы материального мира уже в телах  высоко развитой сущности – человека и человеческого интеллекта. Всем дается от Бога необходимый набор телесных чувств в пути, каждый имеет связь с Богом изначально, у всех на своей ступени развития свои достижения, свой уровень понимания. Очень многие находят на этой ступени тех, кто примерно также мыслит, также воспринимает, в такой же степени адекватен. Встречаются и те, кто видится слабее, с качествами неразвитыми, с мышлением слабым, или близким к начальным или животным ступеням. Только преданное служение, знание и видение в каждом Бога, понимание, как работает Бог, видение через совершенные знания  проявление качеств и проявление людей, помогают духовному человеку  приходить  к выводу о неотличимости людей фактически, как и помогает улавливать  много сходства  между человеком и качествами животных, помогает видеть  уровень проявленного мышления и характера у животных, аналогичные качествам и своим в некотором роде. Так видящий и понимающий духовный человек уже не может возвеличить себя, не может быть гордым, тщеславным, надменным, завистливым… -  все эти качества  теряют внутреннюю поддержку, становятся лишним грузом, не оправдывают себя, ими человек не пользуется,  и они постепенно уходят в забвение. Автоматически из такого забвения следует состояние отрешенности, независимости от условностей материального мира, от Божественных иллюзорных энергий. В таком состоянии человек получает от Бога благословение на путь очищения, на служение Богу и другим живым существам. Этот путь является развивающим, укрепляющим в Божественных качествах, путь приближающий к Богу, путь, выводящий за пределы материального мира. Видение одной природы, означает видение всех, как частиц Бога, как детей Бога. Строить на этом отношения с другими людьми, строить, исходя из этого свою жизнь, видеть через это присутствие Бога во всем и в каждом – все это есть достаточно высокая ступень на лестнице духовного развития, и эта ступень не может быть проигнорирована, ее невозможно переступить, только на этих знаниях могут основываться знания еще более существенные, истинные, абсолютные, именно отсюда и возможно дальнейшее развитие живого существа и только так можно достичь Бога.

 

32. Благодаря тому, что Высшая Душа также расположена в теле, вечна и независима от гунн материальной природы, живое существо не исполняет работу и не связано ею, о, сын Кунти.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Независимость от гунн материальной природы имеет существенное значение. Человек, независимый от влияния гунн природы, не зависит от двойственности материального мира, от иллюзорных энергий Бога, активно вовлекающих живые существа в материальные игры,  которые берут на себя многочисленные роли – родителей детей, богатых, бедных, друзей, врагов.. Все это разные проявления привязанности к материальной природе во всех ее проявлениях. Такая привязанность также выражается в привязанности к плодам своей деятельности, что влечет за собой последствия кармической деятельности в виде   реакций обоих знаков, что в свою очередь есть причина счастья и страдания в материальном мире. Независимость от гунн  материальной природы дает  непривязанность к плодам любой своей деятельности, делает человека независимым от выполняемой работы, не привязанным к любым ее последствиям. Кармические реакции перестают влиять на человека,  происходит очищение существования,  что способствует выходу за пределы материального мира. В теле каждого живого существа расположена Высшая Душа, Которая, как было сказано, управляет живым существом извне, через материальную природу и изнутри, через Божественные энергии, через мысль, давая жизненные силы. Фактически, изначально, в любой деятельности живое существо понуждается Богом на любые деяния, не может от них сколько-нибудь уклониться, обязано следовать Воле и Плану Бога на него, фактически , будучи ведомым, бездействует, в какую бы деятельность не было вовлечено. Все делает за него изначально Сам Бог в нем и вне его. Но Бог – Независим от гунн материальной природы в любой Своей деятельности, не подчинен, не вовлекается сторонними силами, а потому не привязан к той деятельности, которую исполняет через тело живого существа. Вся деятельность Бога основана на Божественном Знании и Божественной Цели извечной – развитие Своего творения, Своих энергий, Своего,  по сути,  Божественного тела. В этой связи для Бога нет последствий благочестивой и греховной деятельности и фактически не должно быть их изначально для живого существа, которое прямого отношения к своей деятельности фактически не имеет. Главное в том, чтобы живое существо это хорошо понимало и не претендовало на личное участие, но с Богом, по Воле Бога, направляемое Богом, как и не претендовало на плоды, не считало себя создающим и распоряжающимся.  Однако, чтобы живое существо приняло свое извечное положение, чтобы плоды его деятельности были чистыми, оно обязано до этого уровня сознания дорасти, достигнуть стадии признания Бога, посвящения любой своей деятельности Богу, непривязанность к результату деятельности. Но пока живое существо считает себя причиной, создающим, распоряжающимся, пока на этом строит свои желания, пока привязано к плодам своей деятельности, как положительным, так и отрицательным, оно и будет по Божественной Справедливости эти плоды вкушать, а вместе с ними и  все виды страданий, которые из этого следуют. Бог не препятствует желаниям живого существа, но именно через желания, через деятельность, через последствия греховной деятельности   через религию, через практику йоги, через совершенные знания шаг за шагом показывает живому существу его место в творении, его роль, его степень вклада в деятельность, показывает, Кто в нем управляет,  показывает и Свои средства в лице материальной природы, показывает и разъясняет Свое присутствие во всех живых существах, так постепенно поднимая сознание на уровень непривязанности, уровень признания Бога, до уровня единственно правильного понимания, что не сам исполняет работу, фактически не связан ею, не является создающим и распоряжающимся, что изначально чист  и должен принять свое положение разумом, качествами, сотрудничеством с Богом, черпая в таком положении и наслаждение и желая предаваться Богу и понять свое положение в Боге, как неотъемлемое, на все времена, обуславливающее мир, удовлетворение и духовную радость.

 

33.Как всепроникающее благодаря своей тонкой природе небо ни с чем не смешивается, так душа, везде расположенная в теле, никогда не смешивается с ним.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Данным стихом Бог еще раз напоминает, что душа и тело – не одно и то же. Не смешиваясь, не врастая в тело, не принадлежа телу, душа должна понимать себя вселенной в это тело на время, как вечную частицу Бога, фактически независимую от материального мира в части своей вечности. Если так, если душа вечна, если она часть тела, духа Бога, то именно Богом и управляема, никто, но Бог присутствует в ней, как в Своем теле духовном, которое, однако, надо развивать через материальный мир и материальное тело. Бог и душа фактически неразлучны, не разделимы, как бы тело, тела не показывали, что каждый сам по себе, что все есть уникальные и неповторимые и обособленные и независимые ни от кого. Такое понимание в материальном мире необходимо для активности развития, но на определенных ступенях живое существо, имея такой уровень понимания и мышления, не может более развиваться, не может найти ответы на вопросы, откуда оно и куда,  приходит время знать о себе истину, чтобы двигаться в своем развитии далее, чтобы, понимать цель и направление движения, чтобы видеть, что фактически нет разницы между живыми существами, все дети одного Отца и материальный мир не более, как средство развития интеллекта и качеств, чтобы стать достойными Отца и служить Ему, как Он изначально служит каждому, радея о каждом, скрупулезно зная все о всех и каждом, зная прошлое, настоящее и будущее. Поэтому данным стихом Бог еще раз обращает внимание на природу живого существа, на его временность в материальном мире, на его вечность. Более того, многие полагают, что душа расположена в сердце человека. На это Бог поясняет, что энергия души, ее духовное тело как бы влито в тело материальное. С ростом тела она автоматически заполняет собой внутреннее его содержимое, она чувствует тело изнутри, она пользуется телом, она воспринимает окружающий мир через органы чувств, она реагирует на внешний мир через также внутренние энергии – гнев, зависть, доброжелательность, миролюбие, твердость, сомнение... Все эти энергии подаются  Богом на уровне мысли, на уровне внутренних чувств, на уровне чувств непосредственно тела. При всем  этом, имея необходимость возбуждать душу и вовлекать с Богом в любую деятельность, эти сопутствующие энергии фактически не ее, но от Бога, Который ни где-то рядом, а буквально в ней, как рука в перчатке, и оба они в теле, как рука в перчатке, но с тем различием, что душа может освободиться от тела, оставаясь сама собой, но никогда от Бога в себе,  ибо эта связь изначальная и для живого существа изменяется в том, что оно это постепенно постигает,  и образом мышления и сотрудничества с Богом входит в Бога неотвратимо сознанием, принимая для такого входа Божественные условия, что есть уподобление Богу в своей мере через развитие Божественных качеств, начало чему, как и продолжение и дает воплощение в материальном теле, дабы посредством его и найти и ощутить Бога через материальные многоступенчатые и разнообразные игры, пока не поймет, что управляема Богом, сама недвижима и пока не предастся Всевышнему.

 

34. Как это солнце освещает всю эту вселенную, так душа освещает все это тело, о, Бхарата.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Как уже было сказано, Бог присутствует во всех полях всех уровней, во всех предметах, в элементах природы, в живом и не живом, в видимом и не видимом. Фактически, присутствуя везде, Бог все оживляет, всему дает развитие. Бог и в камне, и в дереве, и в  воде, и в том, что есть творение рук человека. Строго говоря, все есть творение Рук только Бога через материальную природу, включая человека. Везде Бог присутствует и везде и во всем, даже там, где человеку кажется, что присутствует сама смерть, там также есть жизнь,  и нет и крупицы, где не было бы жизни, ибо везде Бог. И в теле умершего есть жизнь микроорганизмов, в теле  книги есть жизнь, спрятанная от глаз, в ее листах в переплете, в камне, металле, стекле, в огне, в сплавах, эфире есть жизнь,  во всем, куда ни кинь, на что ни посмотри, как бы ни казалось с человеческой точки зрения вещество  безжизненным, неподвижным, старым, дряхлым, тлеющем, горящем… в пепле, в останках животного или человека, в гниющем, в разлагающемся, в  состояниях самых разных, в самых разных формах, выходящих за пределы нашего понимания о жизни. Но жизнь есть везде, тела меняются, души вновь и вновь воплощаются и идут по пути своего развития. Однако, далеко не о каждом живом существе можно сказать, что оно освещает свое тело, подобно тому, как солнце вселенную, хотя на своем уровне, в своих пределах это также работает, но необозримо человеку вследствие его достаточно ограниченных чувств и восприятия. Но когда речь идет о живых существах достаточно высокого порядка, то такое высказывание может иметь место в плане подвижности тела, его деятельности  и наглядности в нем жизни. Душа,  уже подросшая, развившаяся,  достаточно видимо для человека оживляет тело Божественной в себе энергией, придает ему красоту, пластичность, свободу движения, определенность и ожидаемость. Душа муравья освещает тело трудом, душа бабочки полетом, душа животного сложностью мышления и поведения. Освещенное присутствием души тело привлекательно в любом состоянии, делая творение Бога прекрасным. Тело становится гибким, полностью используются все его Богом данные функции, становится адекватным среде обитания и общения со своим и другими видами. Однако, когда душа оставляет тело, будучи его  главной обладательницей, тело, несущее в себе другие жизни, без этой главной души отпускается во всех своих функциях. Бог предает это тело, неизменно не оставляя его, тлению, т.е. переходу в новое энергетическое состояние. Однако, надо знать, что присутствие души в теле  необходимо, чтобы оно функционировало, для души оно и создано,  и как только срок нахождения души в теле истекает, тело уничтожается, хотя Сам Бог в этом процессе присутствует Лично, Сам его через Свои энергии осуществляет и переходит в то энергетическое состояние и присутствует в нем, которое при уничтожении тела возможно. В этом случае с точки зрения человека тело после того, как душа его покидает, не озарено присутствием в нем его обладателя, души. Хотя бы так, с этой точки зрения следует человеку увидеть роль души в теле и ее значимость для тела, которая следует из сравнения с солнцем, освещающим всю вселенную. Но на самом деле этим солнцем в душе является только Бог в ней, двигающий  и направляющий душу в теле через Свои энергии, тем оживляющий тело. И когда душа покидает тело, Бог остается с душой, в ее тонком теле, в самой искре, и Он остается в теле, которое душа покидает, ибо и с телом Ему предстоит работа через Божественные энергии, которые в это оставленное тело уже поселяют для жизнедеятельности новые, другие  души, которым эта среда подходит и служит средой обитания, ибо ничего у Бога зря не простаивает, но все работает, тоже освещая свой временный приют, даже тлеющее, все направлено на развитие творения и все используется со тщательностью и скрупулезностью Высшего Хозяина.

 

35. Таким образом, тот, кто глазами знания видит воплощенного в теле и Знающего это тело, а также знает путь освобождения живого существа из материальной природы, он идет к своему высшему назначению.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Надо понимать, что без духовных знаний не увидеть Бога и деяния Его в материальном мире, здесь невозможно догадаться, невозможно постичь материальными органами чувств, невозможно использовать интуицию. Не дает Бог такое видение, выходящее далеко за пределы материальных знаний, никому, кто не идет через преданное служение, кто не поклоняется Богу, не знает добродетели и аскетизма. Никакая религия не откроет глаза без преданного служения, без изучения Вед, как бы добродетелен человек ни был, ибо без совершенных знаний, как без рук, а без преданного служения, как без глаз. Первичны несомненно знания, которые через преданное служение поднимаются в человеке с уровня пребывания в них на уровень утверждения в них. На этом этапе знания переплавляются в качества человека, в его неотъемлемую суть, его руководство к действию. Духовное знание многоступенчато, многое охватывает, многое разъясняет, но главное – оно дает  понимание о присутствии Бога везде и в каждом и все в Боге. Знающий так, начинает действительно на каждом шагу видеть этому подтверждение. Человек постепенно начинает видеть, как Бог в нем и вне его управляет живым существом, его поведением, речью, намерениями, как Бог дает ситуации, дает окружение, дает мнения, дает помощь, как Бог решает шаг за шагом проблемы каждого, порою погружая в отчаяние или страдания и постепенно выводя человека, обогащая опытом, новым пониманием, новым направлением мысли. Труд Бога над каждым становится очевидным, на каждом шагу подтверждает совершенные знания, углубляет их, расширяет, через них развивает ум, разум, качества. Видящий глазами знаний постигает неземное наслаждение, ибо выходит на уровень сокрытого, на уровень Божественного труда, может не только видеть события и их взаимосвязь, но и предсказывать их, давать советы достаточно точные,  может помочь человеку в выборе, ибо знает, что можно сделать, а что нет, что благоприятно,  а что нет, на что Бог согласен, а на что нет. Видя все глазами знаний, такой человек не считает других причиной, не исходит из этого, но из Воли Бога и Плана Бога на живое существо. Такой человек, утвердившись в совершенных знаниях, усвоив их, абсолютно точно знает, в чем заключается путь освобождения живого существа. Однако, эти знания применяет только к себе, поскольку знает, что Бог в каждом – лучший путеводитель, что с каждым Бог работает индивидуально, каждого вводит в совершенные знания и утверждает в них в свое время, ибо у каждого человека своя ступень и своя готовность к духовной реализации. Такой человек знает и то, что духовные знания без преданного служения не могут утверждаться в человеке, не могут вести, не могут светить  в человеке светильником, освещающим путь. Знания духовные есть лишь начало пути и без практики преданного служения они имеют свойство ввергать и в отчаяние, ибо не понятно, к чему из приложить, что из них извлечь, как углубить и на что направить в себе и вне себя. Только преданное служение и в этой связи аскетизм, добродетель, поклонение Всевышнему, контроль ума, чувств и желаний, равное отношение ко всем, непривязанность, очищение своего существование, видение все в Боге и Бога во всем, самоуглубление, немногословие, терпение, смирение, трудолюбие…, все в совокупности, изо дня в день, непрерывно, только такое применение знаний может дать успех, может дать  Божественные качества, может повести по пути освобождения от гунн материальной природы, может вывести  также за пределы материального существования.

 

 

 

 

 

 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0324858 от 21 декабря 2020 в 20:54


Другие произведения автора:

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.28-30.

АБСОЛЮТНОЕ ТРЕБОВАНИЕ БОГА. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ВСЕГДА. ЧАСТЬ 8.

КАК ЧИТАТЬ МОЛИТВЫ. МОЛИТВЫ. 1-200.

Рейтинг: 0Голосов: 0257 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!