82.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 9. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ. СТИХ.24-34.
82.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА
9. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ. СТИХ.24-34.
24.Непременно Я и
Наслаждающийся, и Господин всех жертвоприношений. Но они не знают обо мне этой
Истины и поэтому падают.
КОММЕНТАРИЙ.
Если этот стих осознать,
то очень многое человек поймет правильно, создав в себе правильную внутреннюю
платформу, на которой смогут удерживаться и в дальнейшем знания правильные, не искажающие истину,
влекущие за собой очищение, правильные поступки, правильную религиозную речь,
молитву, проповедь... Именно Бог Кришна и никто другой является Единственным
Наслаждающимся всеми жертвоприношениями. Что это означает? Наслаждения человека и Бога есть вещи несоизмеримые, и если это у
человека имеет прямое отношение к телу и
чувствам (органам чувств), то у Бога Наслаждение
имеет отношение к Божественному Уму и удовлетворению Ума, что есть Богом вещь
ожидаемая, планируемая, управляемая, связанная только с Божественным трудом,
направлена только на творение, его развитие, Богом реализованная и получающая
удовлетворение в процессе распоряжения. Т.е. Бог планирует для данных людей,
если речь идет о жертвоприношениях, их
ступени развития и этап их духовного подъема и материальной поддержки. В Боге
ничего не бывает без причинно-следственной связи и хорошо, когда она имеет
отношение к религии. В этом случае речь идет о жертвоприношениях, как способе
обращения и молитвы к Богу, как разрешении живого существа работать над собой,
выход его на сотрудничество с Богом, по сути, является совершенным символом-контактом, по которому
Бог начинает применять свои Божественные средства для непосредственной
реализации живого существа, получая таким образом Божественное удовлетворение Ума,
которое также можно назвать Божественным Наслаждением. Однако, именно Бог уже
подготовленным живым существам дает мысль о жертвоприношении, Бог дает желание,
Бог дает знание, соответствующие атрибуты, Бог дает последовательность обряда,
Бог дает понимание тем, кто это жертвоприношение проводит. И после того, как
оно исполнено с полным соответствием указаниям Вед, получает возможность давать
результат, который отнюдь не сводится только к исполнению понимаемого человеком
предназначения жертвоприношения, но более к тому, что имеет отношение к
духовной реализации просящих через жертвоприношение. Т.е. Наслаждение Бога,
неотъемлемое от Божественного удовлетворения, заключается в том, что Божественное распоряжение
плодами дает возможность влиять на сознание живого существа, задействуя в нем в
этом действе все органы чувств и через этот эффект входя в сознание религиозным
пониманием и устремлением, подтверждая в нем силу потустороннего, того, что за пределами чувств,
укрепляет веру, дает смирение, терпение, очищает поступки, ибо человек
понимает, что, если поступило подтверждение на жертвоприношение в виде конкретных
событий, то есть Тот, Кто видит, слышит, наказывает и милует. Отсюда смирение,
отсюда почитание, отсюда страх, отсюда религиозные чувства, строгость к себе и
требовательность к другим членам общества, как и увлечение их через обряды в
религиозное понимание и преклонение. Именно все это рождая, укрепляя, Бог и
наслаждается и проявляет Себя, как Господин, хотя в сознании человека может оперировать пока к
другим духам. Но тот, кто этот стих возьмет в себе за основу, Мыслью, Волею Бога пойдет и дальше и увидит, что,
поклоняясь святым, поклоняешься только Богу-Отцу. Поклоняясь стихиям, природе,
идолам, животным, духам – поклоняешься, опять же, Богу-Отцу. Поклоняясь Будде,
Христу, Аллаху, Иегове – поклоняешься Богу-Отцу. Бог Один, но сходит к каждому
по его ступеням развития на данный момент, с каждым говорит через его религию и
формы поклонения, на его языке, но никто не должен оставаться в неведении, да и
Бог не позволит. Каждый обязан очистить свои глаза совершенным знанием и
увидеть, Кто за всем стоит и так начинать корректировать свои просьбы, ибо к
Богу с любыми материальными просьбами уже не обращаются, но в крайних ситуациях
и с надлежащим почтением, смирением, без вожделения и амбиций., ибо через эти
знания Бог и так показывает, Кто бесконечно дает, насыщает, спасает,
подставляет руки, дает мысли, направляет на активность, дает необходимые
изнутри энергии для адекватного восприятия мира и мотивирует поведение каждого
в соответствии с его духовной и материальной ступенью на данный момент. Что
касается падения, то эти слова рассчитаны на тех, кто вообще мыслит категорией
падения. На самом деле, хоть это понятие и достаточно распространено среди
преданных, по существу, падения не существует в природе, ибо все, как бы не
выглядело, есть путь только вперед, и Один Бог знает, кто впереди: бомжа или
ученый, материальный на данный период человек или духовный учитель, ибо каждый
может оказаться на самом дне человеческой среды по Воле Бога, но вынести оттуда
небывалый аскетизм, терпение, понимание, милосердие и сильную религиозность,
познав здесь, среди отверженных, лучшие чувства или нужды, или
несправедливость, или благодарность и так направив свой ум, что в дальнейшем в
миру и на духовном плане станет великим мудрецом. Однако, здесь речь о падении
идет более для острастки, для того, чтобы хоть так убедить в необходимости
принятия нового понимания для тех, кто готов именно через такое убеждение
поднять сознание на новую ступень, ибо мыслить отсюда – значит, больше увидеть,
значит начать сотрудничать с Самим Богом, как и начать принимать помощь и
наставления Бога напрямую, а не окольными путями, которые должны оставаться для
других, не быть осуждаемыми, но сама личность действительно увидит себя на
новом этапе развития. Но что ожидает еще оставшихся позади – в следующем стихе.
25. Давшие обет полубогам,
идут к полубогам, давшие обет предкам, идут к предкам, поклоняющиеся духам и
приведениям, идут к духам и приведениям,
поклоняющиеся Мне, опять же, идут ко Мне.
КОММЕНТАРИЙ.
Данные стихи были переданы
Богом Арджуне более пяти тысяч лет назад, и на тот период человеческому сознанию того
уровня наиболее соответствовали, ибо
человек был ориентирован таким образом на определенное мышление относительно
своей дальнейшей судьбы в связи с направлением веры. В эту эпоху Арджуны человек преимущественно
мыслил категорией одной жизни, и далеко
не все были осведомлены о круговороте рождений, и это витало в человеческом
обществе примерно так или менее, чем теперь, не было официально принято для
всех, ибо это те знания, которые не каждому могут пойти на пользу,
поскольку многим лучше мыслить, что
живут один раз и в таких пределах дорожить этой жизнью и проявлять себя по
максимуму, а также строго и определенно ориентировать себя через обещанные в
данном стихе врата. Поэтому для таких людей такого уровня сознания Бог и дает
эти строки, с одной стороны укрепляющие веру, дающие ориентацию в своем
будущем, а для других – напротив, отводящие, ибо даже поклоняющемуся духам и
приведениям, не каждому захочется оказаться после смерти в этой тонкой,
непроявленной среде. Наибольшее, что может пожелать себе слабо религиозный невежественный человек, это все же существование в материальном теле с возможностью наслаждать
свои чувства. Рождение среди полубогов также привлекало мистическими
свойствами, райскими условиями, продолжительностью жизни, требовало понимание
круговорота рождений и считалось из всех направлений религии высшим уровнем
мышления под влиянием гунны страсти, хотя все другие устремления непременно
диктовались влиянием гунны невежества. Но высочайшим направлением религиозной
практики, находящемся под влиянием гунны благости, должно было считаться
преданное служение Самому Богу Кришне. О таких людях, и тех, кто готов так
идти, в следующем стихе.
26. Тот, кто с преданностью
предложит Мне лист, цветок, плод или воду, от него Я приму это подношение, если он (уже) идет по
пути очищения (по пути духовной реализации).
КОММЕНТАРИЙ.
Данный стих, по сути, обращен к тем, кто религиозен, идет непременно
по пути осознанного очищения, но находится в состоянии нестойкой веры, колебаний, внутреннего духовного
распутья и неопределенности, но, обратив свой взгляд к Богу Кришне, оторвав его
от поклонения более низким живым
существам, которым поклонялся. Следует понимать, что не к преданным этим стихом
обращается Бог Кришна, ибо их пожертвования Богу должны быть посложнее в
совокупности, в пути преданного служения, включающем в себя аскетизм, жертвоприношение, добродетель, контроль ума,
чувств, желаний…, но к тем, кто начинает свой путь к Богу. Когда такой человек,
идущий из других религий ( из прошлых воплощений или в этой жизни), подносит
Богу лист, цветок, плод или воду, то на самом деле этот жест, пусть даже только на уровне ума
человека, говорит Богу, что человек желает сделать шаг к Нему, желает,
чувствует себя готовым и так проявляет волю идти в этом направлении. Шаг,
желание, как начало, должны практически идти от человека, от непременно
конкретного поступка, который говорит о том, что ему уже пора, Бог дал желание,
дал движение души и само проявление, как причину, и они становятся основанием его поддержать,
дать ему большее желание, дать тех, кто уже продвинуты и могут повести. Поэтому
эти шаги к Богу через подношение реально ведут к заключению союза с Богом о
сотрудничестве на более высокой ступени. Однако, если человек стоит на твердых
материальных позициях, если он не озабочен своим очищением и ради этого не
сдвинется с места и ничем не готов пожертвовать, если Бог его развивает и
очищает вне его воли и осознанной направленности, но через уроки и страдания
материального мира, то такой человек, который по примеру других предложит Богу
выше перечисленное, отнюдь не заслужит в этой же жизни преданное служение и
будет жить, как прежде. Может создаться впечатление, что от него Бог ничего не
принял, никак не отреагировал. Тем не менее, ничего не бывает у Бога зря. Такое
первое касание с Богом Кришной непременно западет в сердце, непременно человек
станет не в ряды атеистов, не в ряды воздерживающихся и нейтральных, но в ряды
реальных претендентов на служение Богу, ибо, дав обстоятельства, дав Себе под
любым предлогом предложить, Бог выделил его из тысяч многих и уже открыл к Себе
двери в будущем, возможно в следующем рождении или через рождение. Так с этим
человеком может произойти только в том случае, если он уже идет хотя бы по пути
добродетели, что есть непременное, почти главное условие, и которая может
проявить себя в любом обществе, в любом возрасте, в любом положении человека. И
это тоже элемент очищения в свою меру осознанный и поддерживаемый.
27. Что бы ты ни делал,
что бы ни ел, что бы ни предлагал, что бы ни отдавал, через какую бы тапасью не
проходил, о, сын Кунти, делай это, как подношение Мне.
КОММЕНТАРИЙ.
Однако, от Арджуны Бог
требует более сложное поклонение Себе, зная его ступень и готовность. В данном
стихе речь на самом деле идет ни о том, чтобы что-либо предложить Богу, но о
том, чтобы посвящать Богу, жертвовать Богу. Т.е. речь идет об основе
карма-йоги, которая и состоит в том, чтобы любое деяние, все, что потребляешь,
прежде всего предлагать Богу, будь то
процесс еды, сама еда, предлагаешь ли ты, отдаешь ли, проходишь ли через
тапасью… Пожертвование Богу, однако, ни
есть мыслительный процесс, где достаточно сказать себе, что жертвуешь. Это
слабая форма религиозного мышления и непременно будет полной, если этому
следовать дальше, поскольку, посвящая Богу, отдавая Богу, жертвуя Богу
абсолютно во всем, следует и не претендовать на плоды, которые тебе уже не
принадлежат, а только Богу со всем
сделанным, так начиная идти путем практики йоги, влекущей непривязанность.
Что это может дать человеку – в
следующем стихе.
28. Таким образом, ты
освободишься как от благоприятных, так и неблагоприятных плодов, которыми
связывает кармическая деятельность. Практикой йоги вовлеченный в состояние
отречения своей духовной сущностью, освобожденный, ты достигнешь Меня.
КОММЕНТАРИЙ.
Таким образом, постепенно
стихами 26, 27, 28 Бог снова подводит к
основе основ преданного служения Богу Кришне, без чего невозможен успех,
невероятно освобождение, достижение Бога достаточно проблематично. Бог подводит
к, по сути, Карма-йоге тех, кто только-только, едва могут еще соприкоснуться с
преданным служением. Надо начинать хотя бы с предложения Богу листка, цветка,
плода, будучи уже в пути осознанном, пути, где уже есть устремление к очищению.
Но это – только начало, только первые шаги. В стихе 27 Бог усложняет
направление к Себе, переводя сознание Арджуны с простого предложения, до посвящения Богу, тем самым конкретно и
абсолютно подводя к карме-йоге, как к преданному служению, ибо посвящение Богу
любого действия, любого труда, всего, что желаешь использовать, есть главное
требование карма-йоги. Но это означает и непривязанность к плодам деятельности,
это означает пожертвование деятельности и результата Богу, т.е. означает
непривязанность. Но непривязанность, где человек равен умом ко всему и все
видит, как Волю Бога, не может рождать для него последствия кармических реакций
в виде как благоприятных, так и
неблагоприятных плодов. Все начинается использоваться только для поддержания тела по Воле Бога и в
соответствии с Планом Бога. По этой причине и происходит освобождение от плодов
любого вида, что и обещает Бог в данном 28 стихе. По сути по большому
счету человек учится не зависеть от
любой своей деятельности, но, видя за всем Высшую причину, не вовлекается в
материальные всевозможные связи, не видит людей причиной , не строит отношения,
спокойней относится к трудовой иерархии, принимая в ней положение, которое
отводит Сам Бог и любое обращение к себе видит как наставление Бога через
других и, разумно все понимая, перестает быть конфликтен, амбициозен,
завистлив, естественным путем строя мир в себе и не становясь камнем
преткновения и раздора для других, видя в каждом Бога. Занимаясь практикой преданного
служения, посвящая все Богу, человек постепенно освобождается от действия
Божественной иллюзорной энергии, начинает видеть вещи, как есть, постоянно
практикуется, медитируя на Бога, поскольку постоянно занят той или иной
деятельностью и эту деятельность посвящает Богу, как и все связывает с Богом. Так человек начинает везде и во всем,
каждое мгновение видеть Бога и все в Боге, видит, как Бог всем управляет, и все
Ему принадлежит. Это и есть прямой путь достижения Всевышнего, и нет ни одного
человека, кто бы этот путь миновал.
29. Я равно расположен ко
всем живым существам. Нет никого, кто бы был Мне ненавистен или более дорог. Но
те, кто преданно служит Мне, они во Мне, и Я – также в них.
КОММЕНТАРИЙ.
Следует понимать
уникальность и непостижимость взаимоотношений живого существа с Богом даже там,
где Бог утверждает о Своем беспристрастии, что равно расположен ко всем. Уже в
сердце преданный знает, как Бог относится к своему творению. Ни одно живое
существо не находится в предпочтительном отношении к себе Бога или к другому.
Милосердие Бога не измерить видимыми материальными мерками, человеческим умом
или даже совершенными знаниями Вед во всей полноте. Невозможно осознать
беспристрастие Бога, не оставляющего живое существо и на секунду, постоянно решающего с каждым его проблемы, подставляющего каждому руки,
скрупулезно и индивидуально работая над каждым, Лично и неустанно ведя по
ступеням духовного самосознания.
На самом деле, только преданные глазами совершенных знаний
могут увидеть равное отношение Бога ко всем, как и Божественную Любовь и
Справедливость. Только круговорот сансары показывает, что никто пред Богом не
находится в особом положении, не удостаивается большего внимания, большей
Милости или Справедливости, не пренасыщен богатством или бедностью, невежеством
или знаниями, успехами или поражениями и неудачами, болезнями или здоровьем.
Бог каждого ведет уникально, но суммарно за все рождения все проходят через
одинаковое по объему страдание и счастье, все извлекают опыт материального
существования и все поднимаются, проходя все и все преодолевая, извлекая свой
опыт, свою духовность и понимания, и все в итоге одинаково устремлены к Богу. Однако, видя это, находя этому подтверждение в ст.29, преданный неизменно соглашается с
тем, что с преданным у Бога отношения особые, отношения личностные, отношения взаимосотрудничества. В отличие от
всех преданный в каждое мгновение своей жизни видит присутствие Бога,
проявление Воли Бога, поддержку и помощь Бога. Видя это, постоянно находясь в
неизменном памятовании, в контакте через практику преданного служения йог
погружается в Бога всеми своими планами, мыслью и потому, как сказано,
пребывает в Боге, а также знает
постоянно Бога в себе. Такое особое положение не означает особую Милость Бога,
но в то же время это то положение, где человек постоянно чувствует
удовлетворение, радость, свободу, что есть состояние ест6ественное и в то же
время наиболее предпочтительное, ибо вносит в человека мир, бесстрашие,
удовлетворение и непривязанность. Однако, достигнув такой путь такое положение,
человек не может еще быть абсолютно не греховным, ибо порою такое чувствование
Себя Бог дает авансом. О таких людях, которые еще не совсем совершенны, но уже
определились в выбранном пути в следующем стихе.
30.Даже если человек совершает
достаточно дурные поступки, но преданно служит Мне без отклонений, он
непременно должен считаться святым, поскольку он полностью утвердился разумом.
КОММЕНТАРИЙ.
Надо понимать, что дурные
поступки, это не преступление, но проявление тех качеств, которые еще
несовершенны. Сюда не может входить убийство, насилие, воровство, но именно
поступки, которые могут еще проявляться. Это может быть проявленное неуважение
к другому, жадность к животным, неравное отношение к людям, предпочтительное
отношение к членам своей семьи или к своим детям, гордыня, самонадеянность,
нечистоплотность, осуждение человека, стяжательство, пристрастие к деньгам,
еде, золоту… На самом деле, каждый преданный имеет свои недостатки, свои, по сути, греховные деяния, свидетельствующие о том, что
человек еще далеко не совершенен. Однако, несовершенство ряда качеств могут
соседствовать с достаточно твердым в преданном служении разумом. Твердый разум
человека следует только из утвердившихся знаний, но знания могут утвердиться
только в результате преданного служения, в результате следования религиозным
принципам, в результате аскез, в результате вибрирования Святых имен Бога, в
результате проповедей, в результате благотворительной деятельности, в
результате направленного на Бога ума, в результате посвящения Богу любой своей
деятельности, в результате непривязанности. Все это не находится в состоянии
максимально достигнутом, ибо Один Бог знает, кто и на какой ступени духовного развития
стоит. Но то, что для человека все это норма, смысл жизни, сам путь –
становится его сутью в результате работы над собой и своими
качествами, и так или иначе способствует усовершенствованию этих качеств, ибо
всем управляет Бог. Поэтому несовершенные качества всегда находятся в
состоянии развития и преодоления. Но и
те качества, которые человек уже достиг, многое стоят и значительно отличают
такого человека от людей материальных. Эти качества Бог в данном стихе возносит
в ранг качеств святых людей. Но и здесь возможно некоторое Божественное
поощрение, когда самих людей называют святыми. На самом деле это сравнительное
высказывание по отношению к качествам людей неверующих или слабоверующих. К
этому следует относиться сдержанно и никоим образом не возвеличивать ни себя,
ни других в статус истинно святых, ибо такой категории, строго говоря, нет и
поскольку для человека это чревато. Но если человек все же на это идет, если считает себя святым, то это означает лишь то, что качества
человека еще не высоки, и то, что должно
было последовать и в таком случае, т.е. в таком возвеличивании себя, тоже можно
рассматривать, как подъем вверх, даже
если может выглядеть, как падение. Однако, из всего следует осознать, что
качества преданных достаточно высоки, и потому такие люди по Мнению Бога,
достойны почтения наравне со святыми, ибо высоки на Земле тем, что служат Самому Богу, а Бог никогда своих слуг не оставляет без Личной помощи и
поддержки и непременно ведет к совершенству, к достижению тех качеств, которым
нет цены.
31. Религиозная душа очень
быстро достигает в себе продолжительный мир. О, сын Кунти, смело заявляй
любому, что Мой бхакта никогда не погибнет.
КОММЕНТАРИЙ.
Человек, который преданно
служит Самому Богу, в глазах Бога не лучше любого другого живого существа, ибо
Бог не превозносит человека за то, что он, ведомый Богом, поднимается по
ступени духовного совершенства вверх, ибо во всем труд и заслуга Бога по
отношению к творению и никак не заслуга самого творения, ибо все от Бога,
начиная с желаний. Но преданный Бога при всем этом достигает положение и
преимущества несравнимые. Прежде всего, он идет по пути очищения (ст.26),
освобождается как от благоприятного, так и неблагоприятного, достигает состояние отречения (стих 28), постоянно
пребывают в Боге и знает Бога в себе (стих 29), утверждается разумом, достигает
качества святых (стих 30). Также согласно данному стиху достигает
продолжительный мир, а также всегда находится под защитой Бога.
Надо правильно понять,
откуда Бог обещает Свою постоянную защиту, если для Бога все равны и на особое
отношение, как и защиту, казалось бы, рассчитывать невозможно, поскольку Бог всех оберегает равно и ни к кому не благоволит
особо, ибо это противоречит Божественной Справедливости. Однако, на самом деле,
бхакта защищен Богом, и это следует
понимать именно так. Дело в том, что, во-первых, бхакта – это тот человек,
который достиг (приблизился) те качества, включая отрешенность, которые ведут
его по пути очищения, и реакции
кармической деятельности сходят постепенно на нет, поэтому страдания от других
людей из материального мира кармически
становятся неоправданными. Поэтому, находясь среди людей с более низкими
качествами, человек может от них получать страдания, которые уже не заработал в
такой мере. В этом случае Бог непременно шлет свою поддержку, влияет на
ситуации, что преданному хорошо видно и понимается, как почти мистическая
помощь Бога. В такой ситуации преданный постоянно удерживается Богом, спасается
Богом, поскольку неразумные страдания могут и мешать преданному служению
человека, включающему в себя и так достаточно страданий в виде аскез,
воздержаний, других видов страданий от материальных людей. И во-вторых, преданный, даже кармически уже не зарабатывающий страдания,
иногда все же получает их. Такие страдания, сыграв свою роль, непременно
Богом убираются, отдав свои поучения в свою меру. Т.е. даже если страдания и
ниспосылаются, то они имеют и свое поучающее значение, расширяют понимание и
опыт преданного, но имеют свойство не быть катастрофическими, и через эти страдания Бог позволяет более
четко видеть Свою направляющую и оберегающую Руку, тем укрепляя веру и
твердость ума и разума преданного, как и способствуют утверждению в нем
совершенных знаний. Что же касается продолжительного мира, то согласно
сказанному выше Бог потрясает и внешним миром, и внутренним состояниями,
такими, как переживания о другом… Но все же, именно путь преданного служения,
значительно ослабляя привязанности, ведет на нет чувство зависти, гнева,
страха. Человек может переживать, испытывать в свою меру страдания, но при этом
испытывать внутренний штиль, негневливость, мир, проявляя умиротворенность,
доброжелательность, дружелюбие, все тяжелое понимая и перенося, как
Божественные энергии, которые приходят и уходят и никогда не направлены против
других и которые следует только претерпевать и видеть, как Бог изнутри через
новую мысль или извне давая новые ситуации, все меняет и преданный из всего
этого выносит лишь утверждение в Боге, ибо через все видит Бога, Его личностные качества и Его непременную
поддержку.
32. О, Партха, все те, кто
укрываются во Мне, включая тех, кто является источником греха: женщины,
торговцы, а также шудры – все они непременно идут к своему высшему назначению.
КОММЕНТАРИЙ.
Укрываться в Боге – вещь
далеко не простая. Это состояние невозможно достичь только в результате
продолжительного преданного служения. Укрыться в Боге, предаться Богу, видеть в
Боге Единственное прибежище можно лишь вследствие изучения Вед, следования
религиозным принципам, в результате джапа-медитации, поклонения Богу,
посвящения Богу любой своей деятельности. Для того, чтобы успешно проходить
через это, необходимо и иметь все условия, которые обуславливают успех, давая
преданному нужное окружение, нужное семейное положение, нужную профессию, все,
что будет более-менее благоприятно. Но есть те, кто, занимая свое положение,
терпят значительные препятствия, но не потому, что на данный момент человек
ущербен, но потому, что судьба,
кармические реакции заставляют отдавать многие материальные кармические долги,
которые не позволяют отдаться преданному служению полностью, но отчасти.
Особенно сложно женщинам, преимущественно занятым воспитанием детей, имеющим
давление со стороны мужа, поставленных в условия хранительницы семейного уюта и
обязаны работать. В таких условиях женщина с большим трудом может изучать
Святые Писания, ибо сознание ее рассеяно на другие материальные обязанности.
Точно также, очень сложно заниматься преданным служением тем, кто занят
торговлей, земледелием, сельским хозяйством, скотоводством, ибо их деятельность
физически очень тяжелая, изматывающая, заставляющая, по сути, входить в греховные отношения, ибо отношения
купли-продажи в материальном мире несовершенны. В таких условиях также тяжело
полностью предаться Богу, поскольку человек не может проходить в необходимой
мере практику преданного служения и извлекать отсюда те знания, которые одни делают путь
безвозвратным и дают необходимость предаться Богу в естественном процессе
преданного служения. Это же относится и
к тем, кто занят тяжелым физическим трудом. Следует понимать, что ни женщины,
ни торговцы, ни рабочие не являются источником греха, но они более, чем другие,
находятся в материальной зависимости, на них в основном держится материальный
мир, требуя потомства, семью и
материальные блага. Только поэтому все, принадлежащие к этой группе людей,
имеют более слабые возможности достичь Бога, предаться Богу, ибо преданное
служение требует преимущественно независимость, не очень большой долг перед
обществом и не очень тяжелый физический труд, но как средство для поддержания
тела. Однако, называя женщин, торговцев
и рабочих источником греха, Бог исходил
из понимания общества на тот период. Это было простое понимание и как-то
соответствовало тому, что было видно, если не сказать очевидно. На самом деле
женщина, принадлежа и своему полу, не может быть источником греха, ибо она не
причина пола, и она обязана рожать детей Волею Бога. Остальное для каждой –
кармические реакции, качества, и
невозможно в греховности за принадлежность к полу упрекнуть того, кто
изначально не имеет пол. Сегодня душа получает тело мужчины, а завтра получит
тело женщины, с которой поступят так, как душа в теле мужчины позволяла себе поступать с другими женщинами. Поэтому
речь может идти не о греховности, связанной с полом, а о греховности, связанной
с качествами души, со ступенью ее духовного прозрения. Точно также шудра,
торговец, бомжа конкретно не могут отвечать за среду, где вынуждены проявлять
себя определенным образом, если она это требует. Тот, кто сегодня рабочий,
вчера мог быть ученым, завтра может быть женщиной. Душа кочует по телам, по
полам, по средам обитания, по роду деятельности, при этом далеко не всегда выражая
своими качествами преимущественные качества среды, но вынужденная приспосабливаться,
дабы пройти этот опыт существования и развить нужные качества. Поэтому ни пол,
ни занятость не могут определить, на
сколько греховен человек, но только то, насколько ему легко или сложно стать
преданным и предаться Богу, а это есть его качества и кармические реакции,
которые опять же упираются в качества. Поэтому и такие люди (женщины, шудры,
вайшьи) имеют возможность достичь Бога,
ибо, зная истину о каждом из них и истинных качествах, Бог многим создает те
условия и оказывает ту поддержку, что человек становится чистым преданным и
предается Богу и так приходит к высшему познанию. Ибо, если бы качества
человека не позволяли, Бог никому бы не сделал скидку, но подправил ситуацию
так, дал бы то положение, где человека не назвали бы источником греха. Но
поскольку такое понимание условно, то Бог решает этот вопрос (привлечение к преданному служению) в любом
теле, зная, кто воистину перед Ним. Единственное, что надо знать, что помощь
Бога таким людям наиболее существенна, также таких людей, вращающихся в
материалистических связях, задетых материальными отношениями, приходится
очищать, менять вокруг них обстановку и проводить иногда через многие
страдания. Намного легче работать и вести к Себе тех, кто в более благоприятных
условиях на данный момент ( а в глазах людей более достоин). Об этом в
следующем стихе.
33. На сколько же в
большей степени это относится к благочестивым брахманам, бхактам, а также
праведным царям этой временной, полной страданий планеты. Потому, постигнув
это, посвяти себя преданному служению
Мне.
КОММЕНТАРИЙ.
Несомненно, и брахманы, и бхакты и праведные цари есть те люди,
которые уже заслужили в прошлых и этом рождении те пути, которые только
способствовали преданному служению, ибо достигнутое положение говорит само за
себя. Чтобы достигнуть это свое положение, каждый их них и не по одному кругу и
в разных телах в разных кастах, под влиянием разных гунн природы Волею Бога
достигли те качества, которые вывели на ступень преданного служения, но и
повели по этой ступени вверх. Они никак
не пользуются перед Богом особыми льготами и за ними следом идут те, кто были
домохозяйками, или шудрами, или торговцами в прошлой жизни, ибо там
приобретенные качества открыли двери не только к преданному служению, но и
дальнейшему их развитию в этом направлении. Естественно, что стоя перед Богом
на более высокой духовной ступени самосознания, они, значительно опережая тех,
кто идет следом, достигнут Всевышнего, и в этом не должно быть сомнений. Таким
образом, Бог пояснил, что ожидает
человека, который намерен преданно служить Ему, на какой бы ступени духовного
развития он не стоял., на ступени шудры или брахмана. В этой связи,
предсказывая успех любому, начавшему путь к Богу, Бог дает главные на все
времена наставления, которые следует знать и начиная путь, и в сердце, и выходя
за пределы влияния трех гунн материальной природы.
34.
Всегда думая обо Мне, стань Моим бхактой. Поклоняясь Мне, выражай Мне почтение.
Вовлеченный таким образом в преданное служение Мне, ты достигнешь Меня, всей своей
сущностью устремившись ко Мне.
КОММЕНТАРИЙ.
Дав человеку сокровенные знания о Себе, о
Своих великолепных качествах, которые
Бог рекомендует практически применять в
стихе 4-19, Бог показывает в ст.20-23 на
каких ступенях духовного самосознания
фактически люди стоят и как и кому
поклоняются. Далее, в ст.24 Бог показывает, кто, воистину, за всем стоит. Далее Бог
показывает, что необходимо тому, кто хочет начинать Ему служить, как подниматься по ступеням
духовного самосознания и что это дает (ст.26-28). Далее, в ст.29-30 показывает свое отношение к
живым существам, обеспечивающее успех каждому. Далее, в ст.31-33 Бог объясняет, что достигает
человек, который намерен преданно служить Богу на какой бы ступени он не находился,
и в данном стихе завершает главу лучшим из наставлений, давая еще одно
сокровенное знание, но не о Себе, а о средствах достижения Всевышнего,
средствах, воспетых в Шримад-Бхагаватам и подтвержденных в Ведах, средствах, которым нет альтернативы, без чего
успех невозможен, средства, которые Бог повторяет разными путями, дабы они
вошли в сознание и направляли стать преданным, всегда думать о Боге, выражать
почтение, сделать Бога целью и смыслом жизни. Все это достигается только на
лестнице преданного служения и не иначе.
Рег.№ 0324151 от 2 декабря 2020 в 23:12
Другие произведения автора:
24.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 4. ТЕКСТ 16-20.
Преступников… материальный мир
18.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3. ТЕКСТ 28-36.
Нет комментариев. Ваш будет первым!