113.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ. СТИХ.43.

7 января 2021 — Наталия Маркова

113.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ. СТИХ.43.

 

 

43.Героизм, сила, решимость, находчивость, включая отвагу в бою, благотворительность, природное умение руководить –  качества, проявляющиеся в деятельности кшатрия, порождаемые собственной природой.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Героизм. В своей сути это качество понимается, как чисто материальное проявление живого существа на человеческой ступени его развития, причем, далеко не слабой, требующей уже достаточной подготовки из опыта и практики материального бытия, есть качество,  ведущее изнутри во вне, направленное на решительную помощь другим за счет своего здоровья, жизни, благополучия, требующее зрелости ума и мышления, не держащегося за жизнь, но бесстрашия, умения быстро и точно взвесить обстоятельства, однозначно в них ориентироваться на пользу и во благо слабым, попавшим в затруднительное или опасное для жизни положение, кому грозит сиюминутная опасность, связанная  с потерями, здоровьем, самой жизнью. Героизм – находится на ближайший подступах к духовности,  к высшим проявлениям воли, доброты, решимости, ответственности, высокой нравственности. Героизм знает смысл, цель, средства, быстро ориентируется, не ищет выгоду,  не вступает в долгий диалог с разумом, дает правильную сиюминутную оценку, во главе которой в материальном обществе априори лежит служение обществу, его благополучию, миру, процветанию.

Героические люди в материальном мире отнюдь не обязаны обладать совершенными духовными знаниями, могут в своем подвиге быть или казаться неразумными или опрометчивыми, могут действительно поступить вопреки здравому смыслу. Но главное  в них уже присутствует, качества высокого порядка, то, на что посмотрел Бог, что и будет перекидным мостиком в следующем рождении к религиозной практике и совершенным духовным знаниям, не открывающим двери импульсивности, но видящим за всем стоящего только Бога. И все же,  и без этих знаний они обладают той практикой материального бытия, которая отодвигает личные интересы на столько решительно, что человек готов отдать свою жизнь за другого, готов  понести немалые потери. Редко, кто из героев полностью осознает это, ибо на самом деле движение, порыв, сама мысль и вариант действия подается только Богом. Бог делает героя, давая ему ситуацию и возможности, как и стечение обстоятельств. Но не каждого Бог делает героем, ибо для этого человек должен наработать необходимые качества ценою многих предыдущих жизней, куда входят и страдания, и преодоления, и нищета, и само дно жизни, ибо через эту призму человек начинает мыслить мудро, ценить и оценивать, решать и претворять, сочувствовать и избирать… Т.е. качества есть то, что и открывает зеленый свет подвигу,  и есть то, что легко вводит в следующем рождении в религиозные врата, ибо качества себя доказали, ибо человек созрел, ибо он уже здесь отозвался в Боге, совершив в материальном мире материальными средствами поступок, граничащий с высокодуховным.

 

Сила. Сила – это тот инструмент, который непременно необходим для людей, называемых кшатриями, защитниками, миротворцами, призванными защищать. Им дается, напоминается из прошлого, прошлых рождений весь запас духовных и материальных знаний, нарабатывается опыт и в текущей жизни, дабы защита сама по себе имела силу, возможность практиковаться, разумно применять эту силу в необходимом направлении. Здесь речь идет  и о силе духовной, и о силе физической, и о выносливости, и о силе знаний, и о силе тактики и приемов. Сила любая требует организованный ум, сосредоточенность, терпение высшей категории,  добродетель, которая  не изничтожает все подряд, но действовать заставляет в рамках принятых. Сила – это также Воля Бога в человеке, ловкость – также Бог в человеке, разум воинственный – также Бог в человеке. Но,  управляя человеком, Бог заготавливает ни одной жизнью в нем те качества, тот дополнительный базис, на который Сам  в человеке опирается и которым изнутри распоряжается, подавая все вовремя, сообразно обстоятельствам, в должную меру, подсказывая границы и направления. Все это возможно лишь в теле обученном, в душе, прошедшей необходимую практику опыта,  мышления и понимания. Сила в таком случае есть  орудие, средство нападения и защиты, достаточно  непреклонное, требующее качеств, которые опять же граничат, подводят к качествам духовным, ибо требуют от человека чувство справедливости, такта, контроля ума и чувств. Но без религии или в условиях слабой религиозности такая сила и такие качества более служат материальному миру в его вечных играх и ролях и почти непригодны для служения Богу, хотя к духовным качествам подходят вплотную, как это было на примере Арджуны, как бы застрявшего на развилке между материей и духом и здесь страдающего от несовместимости своего духовного уже понимания и  принятого в материальном обществе поведения воина-кшатрия.

 

Решимость. Это также непременный атрибут воина, защитника. Но эта решимость, подходя как угодно близко по своему назначению к духовному проявлению как защищающий механизм, не является религиозной, ибо защищает материю, блага, жизнь, является тщеславной, требующей наград, признания в то время как духовная решимость направлена на Бога, все посвящает Богу и работает в практике преданного служения, не заботясь ни о чьей жизни и благополучии, этот вопрос отдавая Творцу и Его Планам.

 

Находчивость. Это качество есть плод  в основном материальных заслуг перед Богом, есть обеспеченная подсказка Бога в трудных, очень непростых ситуациях, но непременно имеет основу – качества, опыт не одной жизни.

Находчивость кшатрия в основе своей имеет профессиональные причины, направлена на защиту других, их освобождение, блага, здоровье и жизнь, на военные цели и нужды, подается Богом именно в этом направлении, как Божественная подсказка, как метод помощи и управления. Эта находчивость не очень близка к духовному мышлению, не оперирует к Богу, не видит в Нем главные причины, засчитывается душой, как личное качество и способности ведения Боя и здесь взаимоотношений. Находчивость преданного другого рода, направлена осознанно только на преданное служение, ни есть вожделенное качество, ни есть причина для почитания и преклонения, не направленно на блага никак, не используется, как средство первоочередное для помощи другим. Мышление преданного более упрощенное,  не требует особых путей и изворотливости мышления, идет по указанию Святых Писаний, четко определяющих круг деяний и не требует изощрений, догадок, поисков личного характера, что свойственно беспокойному уму материального человека и в его лице воина, защитника, как бы высоко он не стоял в своем управлении миром материальных отношений.

 

Отвага в бою. Это тоже, несомненно, материальное качество, есть само бесстрашие, требующее немало дополнительных качеств-перешейков к качествам духовным. Но отвага все же не духовное качество, редко используется преданными, не провозглашаемо преданными. Но нет и того преданного, который бы миновал это качество в своих материальных воплощениях, ибо отвага воинов защищает, привносит мир, утверждает справедливость, требует все же  владение военной наукой, навыки, знания по ведению Боя, есть качество, требующее разум, опыт, терпение, быстрое решение, твердость, решимость… все, что так или иначе развивает и защищает.  Все, тем не менее, есть путеводители на духовный план путями, которые знает и использует Бог. Отвага для преданного есть явление не необходимое, не может быть приложимо в преданном служении, не провозглашается,  не есть желаемое качество, хотя и в борьбе с материальным противостоянием в  некоторых случаях может проявиться, ибо здесь преданный может положиться на Бога в себе и действовать, исходя из понимания и внутренней необходимости и порыву с полным пониманием, что отвагу дает Сам Бог, ею поднимает, ею обеспечивает победу, ею и выигрывает.

 

Благотворительность.Это качество – важнейшая составляющая, стержень совокупности всех качеств человека на любой ступени его развития, начиная с самых низших. Как и многие другие качества,  благотворительность имеет  неотъемлемое свойство развиваться и вместе с человеком подниматься по ступеням его развития, набирая силу, знания, направленность, формы проявления. Это качество Бог развивает и в животном мире  в формах простейшего понимания добродетели как добра, милосердия, ответственности, долга, защиты, беспокойства о жизни и здоровье детей и других. Благотворительность – отдает, творит для других, помогает физически, аскетизмом, речью, … Она исходит во вне с целью сохранить, избавить, поддержать, приумножить, спасти. В мире человеческих отношений благотворительность имеет место во всех человеческих прослойках, сообществах, нациях, организациях, проявляясь в деятельности человека, какой бы деятельностью и на какой ступени она не была, и под влиянием бы какой преимущественной гунны природы не находилась. Благотворительность проявляется  и в гунне страсти, и в гунне невежества, и в гунне благости. Это то качество, которое в своей мере, но всегда Волею Бога присутствует в каждом, и в шудре,  и в вайшье, и в кшатрии, и в брахмане. Развивается человек, поднимаясь по ступеням духовного совершенства,  и развиваются его качества, поднимаясь в своем проявлении вверх непременно и непрерывно, ибо Бог не позволит без этого качества существовать,  быть на земле никому. В кшатрии благотворительность есть то, через что кшатрий обретает милость Бога и  что дает основание Богу давать кшатрию силу, решимость, находчивость. Благотворительность всегда имеет в своей основе зерно добра, справедливости, чистоты мышления, нравственности, милосердия. Так устроенный человек, даже будучи кшатрием, не крушит все подряд, не устроен демонически, дабы любыми средствами, но достичь цель защитника, но действует  разумно, избирательно, включает в свою деятельность справедливость и контролирует жестокость. Убийство становится  на рельсы допустимых и необходимых мер, без произвола. Это еще не религиозное мышление, ибо религиозный человек и сражение  посвящает Богу, не привязываясь к плодам и не устремляясь в материальные рассуждения, но точно зная Волю Бога в себе и исходя из того, что убивая не убивает, ибо это вершит Бог в нем согласно совершенным духовным знаниям.

 

Природное умение руководить. Это -  непременное качество кшатрия, запрашиваемое всегда в условиях материального мира. Но и это качество развивается, имеет место быть в своей мере на всех ступенях материального и духовного развития человека, ибо оно основывается на качествах достаточно существенных, крайне необходимых   в духовном развитии, ибо  умеющий руководить человек просто обязан уметь находить контакт с людьми разных ступеней развития и уровней мышления, обязан  хорошо владеть материальной речью, уметь быть логичным, последовательным, решительным, предприимчивым, брать ответственность на себя, изыскивать пути, отвечать за свои поступки, уметь прощать,  объяснять, выходить из ситуаций, иметь твердость, непримиримость, сотрудничать, обращаться к опыту, практически применять материальные и духовные знания. Этот путь Бог в своей мере дает каждому, начиная с семьи, близкого окружения, на работе, в непредвиденных ситуациях. У кшатрия это качество проявляется, что называется,  по большому счету, в управлении государством, большими группами людей, где надо  суметь донести  свою волю, обосновать план и указать цель,  предвидеть последствия и возможные варианты исходом предпринимаемых  действий.

 

Все приведенные  в этом стихе качества не спонтанны, не присутствуют в человеке только потому, что в них есть крайняя необходимость. Все эти качества Бог растит многими жизнями, проводя через многие и многие тела, давая разные игры и роли, ставя в условия, где человек просто вынужден здесь практиковаться, наращивать опыт той или иной долгой деятельностью, или обязанностями или окружением. Все становится  неотъемлемым от человека, растет в нем от жизни к жизни, проявляя себя  в разных ситуациях, на разном уровне. Достигая уровня кшатрия человек этими качествами, считается,  овладевает в достаточно хорошей мере. Через религию эти качества обрабатываются до того уровня, чтобы человек их использовал только в преданном служении, направляя их на тех, к кому подводит Бог, кого надо повести за собой, наставляя и управляя человеком уже с позиции слуги Бога. Можно ли сказать, что эти, здесь приведенные качества,  порождаются собственной природой человека? Природа человека,  как известно,  всегда одна – Божественная. Но ничего не дается просто. До Божественного проявления качеств надо дорасти через опыт материальной и духовной жизни. И границ достижения Божественных качеств нет ни в материальном мире,  ни в духовном. Поэтому своей собственной природой можно назвать  те границы, до каких человек на данный период дорос Волей Бога, идя на Земле через практику материального и духовного бытия. Несомненно,  природа брахмана вмещает более совершенное проявление качеств, ибо обусловлена большей практикой материального и духовного развития. Соответственно природа кшатрия  несколько ниже по своему проявлению качеств и т.д. Все зависит от числа человеческих воплощений. Природа вайшьев считается еще более низкой и качества, которые проявляет человек  в этой деятельности считаются проще, греховней, материалистичней. Об этих  и более низких качествах в следующем стихе.

 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0325437 от 7 января 2021 в 22:54


Другие произведения автора:

54.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 8. ТЕКСТ 21-24.

НАСТАВЛЕНИЯ БОГА ПРЕДАННЫМ И ВСЕМ.17.

Да не льсти, не умаляйся,

Рейтинг: 0Голосов: 01167 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!