82.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 12. ТЕКСТ 11-15
82.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 12. ТЕКСТ 11-15.
ТЕКСТ 11
атхаитад апй ашакто 'си
картум мад-йогам ашритах
сарва-карма-пхала-тйагам
татах куру йататмаван
атха - если; этат - это; апи - даже; ашактах - неспособный; аси - являешься; картум - выполнять; мат - Мне; йогам - к преданному служению; ашритах - прибегнувший; сарва-карма - всей деятельности; пхала - от результатов; тйагам - отречение; татах - тогда; куру - делай; йата-атма-ван - сосредоточившийся на душе.
Если же тебе не под силу трудиться во имя Меня, постарайся тогда отречься от плодов своего труда и находить удовлетворение в самом себе.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «11.Но если ты и это не способен выполнять, будучи занятым в йоге и находя во Мне единственное Прибежище, тогда, сосредоточившись в себе, откажись от всех плодов своей деятельности.». О чем здесь стих. Бог Кришна продолжает пояснять Арджуне, как можно без очень больших затрат времени и сил жить в Боге, сосредоточив на Всевышнем свой ум и разум, предлагая Арджуне и его современникам несколько легкие варианты вхождения в Бога в зависимости от возможности каждого. В предыдущем стихе Бог Указал Арджуне, что направленный на Бога мыслительный процесс будет происходить (автоматически) если он, Арджуна, посвятит Богу Кришне свою работу. Посвятить работу означает, что в процессе ее выполнения человек постоянно помнит, осознает, что работа посвящена Богу, а, следовательно, и все, что с ней связано. Так связав работу, что есть постоянный для человека процесс, и Бога Кришну, человек входит в состояние постоянного памятования о Боге Кришне, направляя на Личность Бога в течение работы, ее исполнения, свой и ум и разум. Таким образом, ориентируясь в себе на Бога и находя в Нем как Прибежище в процессе выполнения работы. Ибо любая работа всегда сопряжена с трудностями и, помня о Боге, человек в течение работы также и уповает на помощь Бога. Но в данном стихе 11 Бог рассматривает и другой вариант на случай, если человеку вариант с работой по какой-либо причине не подходит в плане ее посвящения Богу Кришне. В таком случае Бог предлагает в данном стихе Арджуне просто отказаться от плодов своей деятельности, сделав акцент не на посвящении своей работы Богу Кришне, а на том, что результатами работы, плодами работы распоряжается Бог Кришна. В таком случае при таком акценте, человек будет устремлять свой мыслительный процесс и разум к Богу (чтобы жить в Боге, что есть цель этого разговора) тогда, когда речь будет идти о получении вознаграждения за труд в виде средств и тогда, когда плоды его работы будут проявляться как результат его действий, за которые еще не получено вознаграждение. Т.е. такие результаты, также определенным образом связанные с Богом, будут помогать мыслить о Боге и сосредотачиваться на Боге, ибо причин будет более, чем достаточно. Поскольку плоды труда могут быть разными, не всегда работа может быть успешной или сделана в срок или на необходимом уровне. По всем этим вопросам человек как бы будет оперировать к Богу в себе, таким образом входя в себя, сосредотачиваясь мыслью в себе, входя с Богом в себе как бы в определенную связь. И такой путь, также, будучи причисленным к буддхи-йоге, к разумному соединительному процессу с Богом Кришной, будет человеку помогать только через такой внутренний акт жить в Боге, входить в Бога. Но, а полноценный преданный процесс Бог может обеспечить постепенно в свое время своим божественным путем. Такие указания Бог дает древним. В современном мире эти пути не нужны. Есть два подходящих начала для преданного служения – это карма-йога и гйана-йога. А далее Бог Кришна поведет.
КОММЕНТAРИЙ: Иногда бывает, что люди не могут даже выразить свое сочувствие и поддержку проповеднической деятельности в сознании Кришны по социальным, семейным, религиозным или каким-то другим соображениям.
БОГ: Это слишком удаленная от Бога группа людей, которым Бог еще не дал никаких возможностей служить непосредственно Богу Кришне, и о том, чтобы рекомендовать им как-то сосредоточится на Личности Бога через плоды своего труда, жить в Боге – еще не может быть никакой речи. Занимающиеся просто благотворительностью люди, ведомые так Богом, не могут знать, как в дальнейшем Бог распорядится плодами их пожертвований кому бы то ни было. Речь не о таких людях, а о тех, кому пора уже входить в Бога более активно через свой мыслительный процесс, через соединение с Богом в себе, речь идет уже о духовных практиках, а не просто о пожертвовании из-за дружеского расположения к преданным. Бог Кришна обращается к этим людям в стихах ни как к сочувствующим преданным, ни как к доброжелателям преданных, никак к друзьям преданным, а как к тем, кто уже настроен идти к Богу Кришне и жить в Боге Кришне, но пока не знают, как это сделать, и пока не обладают теми качествами или условиями жизни, которые им отчасти и мешают. К слову сказать, никогда путь к преданному служению даже для самых подходящих по своим качествам людей, не бывает гладким. Непременно Бог дает как бы лазейки к преданному служению, как бы некоторые частичные входы в преданное служение, и это может быть препятствие и в окружении и в быте, которое постепенно Бог упорядочивает, всех в окружении настраивает на принятие этого решения будущим преданным, все постепенно улаживается, иногда требуя и годы. И этот период вхождения становится для преданного тоже путем преодолений, путем личных усилий и стараний. Но тем дороже будет и сам путь в свое время.
Тот, кто решится посвятить себя деятельности в сознании Кришны, может встретить сопротивление со стороны членов своей семьи и много других трудностей. Такому человеку Кришна рекомендует отдавать заработанные средства на какое-нибудь доброе дело.
БОГ: Нет, не так. Не о пути пожертвований или благотворительности идет речь некими воздыхателями преданных. А о серьезных намерениях уже подходящих людей в плане служения Богу Кришне, ВХОЖДЕНИЯ В БОГА КРИШНУ. Это уже серьезный запрос и не имеет отношения к тем, кто просто со стороны приветлив с преданными. Это не тот контингент. Ни к ним Слова Бога Кришны в стихе. Вот эта часть стиха 11: «…сарва-карма-пхала-тйагам татах куру йататмаван». Перевод: «отрекись (исполни отрешение) от всех плодов своей работы, войдя в себя (в Бога в себе).». Доброжелатель преданных понятия не имеет, не будучи в духовных практиках, что значит войти в себя. Он в себе кроме себя никого и не найдет. Какой смысл тогда ему говорить то, что понимают только йоги. Речь о вхождении в Бога в себе. Йог знает, как выходить на связь с Богом в себе. И знает, как услышать в себе Бога. И знает, как ему реагировать на Мнение Бога в себе. А просто человеку, дружески относящемуся к преданным, Бог Кришна это не скажет и не порекомендует. Также, тйагам – обозначает отрешение от плодов своей деятельности (гл.18, ст. 1-4). Простой человек не поймет, как отречься. Но здесь не говорится о пожертвовании никак. Это совсем другое. Плоды труда, как и плату за них, отдать Богу. Это не о жертве речь, не о фактической отдаче, а о том, что ими будет распоряжаться Бог Кришна. Вот, человек получил зарплату, и Бог ему через мысли, через семью, некоторые ситуации указывает, как эти деньги потратить. Если бы речь шла о материальном человеке, то тот бы уже напланировал – купить подарок, съездить на юг, попутешествовать, приобрести мебель… И Бог ему это бы разрешил, а потом бы поставил перед неожиданным фактом, что он деньги то потратил, а вот не предвидел, что или кто-то заболеет, или надо отдать долг, или машину надо чинить… Так вот с преданным такого уже не будет. Ибо его деньгами распорядится Бог и ему укажет, что придержать, какой суммой помочь, где отложить и примерно на что или скажет через близких. Тут суть в том, что человек в распределении своих благ и защищен, и непременно постоянно сосредотачивается на Боге, видя, что все реально работает и помогает ему, и он не оказывается в безысходной ситуации и медитирует на Бога Кришну и когда получает вознаграждение за труд и когда эти плоды труда создает. Здесь тоже Бог ему помогает, ибо он как в договоренности с Богом, посвящая Богу свои плоды и в конце и во время их сотворения своим трудом. Все это реальные Земные возможности, рекомендуемые Богом Кришной для человека, чтобы входить в Бога, не находясь еще в полноценном преданном служении, но уже видя Бога и помощь Бога постоянно, что в Боге человека и утверждает через реальные события в материальном мире и направленный таким образом на Бога мыслительный процесс.
Правила, регламентирующие подобную деятельность, изложены в Ведах, где приводятся описания многочисленных жертвоприношений и различных видов пуньи, или особой деятельности, на которую можно потратить заработанные средства.
БОГ: Описываемая здесь комментатором ситуация к данному стиху не имеет никакого отношения. Ни о каких жертвоприношениях или благотворительности речи не может быть в данном направлении Божественных Указаний. Бог рассматривает более сильный, более подготовленный пласт людей, которые уже могут претендовать на преданное служение, но пока в своих ограничениях. Которые потом Бог и снимет. Но если человек, помогает осознанно преданным, но при этом никак не пытается заняться хоть частичным преданным служением, то здесь возможны несколько вариантов. Или человек Волею Бога находится в заблуждении вследствие того, что получил обещание быстрого духовного роста только и исключительно за акт своей благотворительности, чуть ли обещание достижения духовного плана или райских планет, не выполняя само преданное служение и считая, что его великая благотворительность ему должна открыть дверь туда, куда преданные идут вследствие долгой и изнурительной духовной практики преданного служения; или такой человек надеется, что Бог ему в свое время даст путь преданного служения и на это рассчитывает, ибо тоже ему было сказано, что такая благотворительность ему зачтется и будут созданы условия для преданного служения в свое время. Или человек может выполнять такую благотворительность для преданных, ибо расположен к этому религиозному процессу, но ленив или не хочет терять другие наслаждения в материальном мире и просто полагается на Бога, ничего не планируя о последствиях или о плодах такой своей деятельности. В любом случае, такой акт дан человеку Богом, даны и обещания или от преданных или из вед или вследствие собственного мыслительного процесса. Бог эти обещания поддерживает в человеке, как и так направленные в нем желания помогать преданным, и также через таких людей решает вопрос помощи преданным. Но, а таких добродетельных людей Бог Кришна направляет в свое время на путь преданного служения, что чаще происходит в следующем рождении.
Это поможет человеку постепенно обрести знание. Когда человек, не проявляющий интереса к деятельности в сознании Кришны, дает пожертвования больницам или каким-то благотворительным заведениям, он тем самым отказывается от результатов своего труда, доставшихся ему ценой немалых усилий. И здесь Кришна советует людям делать это, ибо, отдавая плоды своего труда, человек постепенно очистит ум, что поможет ему когда-нибудь понять сознание Кришны.
БОГ: Путь преданного служения не сложен для понимания для любого человека. Любому можно объяснить, в чем его суть. Но понимание человека – это одно, а вот готовность преданно служить Богу – это зависит от, прежде всего, качеств человека, от желания человека, которые Бог дает при наличии необходимых качеств, и от ситуации, в которой человек находится, как и от окружения. Но чтобы человек был вовлечен на путь преданного служения, помимо его качеств и обстоятельств требуется и обеспечение этого пути преданного служения предварительным благочестивым образом жизни этого человека, куда непременно должна входить и благотворительность более высокого, нежели материального порядка. Такая благотворительность должна быть или направлена на преданных, или должна не претендовать на плоды благотворительности, или человек, будучи еще материальным, уже не должен рассчитывать на вознаграждение или что-либо взамен своей благотворительности. Такого уровня благотворительность, имеющая в себе элемент отказа от плодов благотворительности, есть также то, что учитывается Богом при решении вопроса о вовлечении человека на путь преданного служения Богу Кришне. Однако, не следует преувеличивать силу благотворительности. Она не может сама по себе развить в человеке высокие духовные и материальные качества или развить мыслительный процесс. Она может привнести и в качества и в ум человека, но эта толика недостаточна, чтобы только на основании ее вовлечь человека в преданное служение. Поэтому благотворительность в материальном мире может быть и с вовлечением человека в некоторые развивающие материальные игры и роли с целью развить в нем те качества, которые, с учетом благотворительности в прошлом, откроют человеку врата и к преданному служению.
Разумеется, сознание Кришны никак не зависит от других форм духовной практики, поскольку метод сознания Кришны сам по себе является могучим средством очищения ума, но если человек по тем или иным причинам не может сразу приступить к практике сознания Кришны, то он должен по крайней мере стараться жертвовать результаты своего труда.
БОГ: Только те практики духовного порядка авторитетны и поддерживаются Богом Кришной, которые рекомендованы Богом Кришной в Святом Писании. Все необходимые духовные практики вмещаются в полноценное преданное служение, куда входит и благотворительность. Это к вопросу о преданных Бога Кришны. Если человек не есть преданный Бога Кришны и исходит из чисто материальных соображений, то тотчас его любая благотворительность считается материальной деятельностью, независимо от того, на кого эта благотворительность направлена. Но и такая благотворительность имеет свои ступени материального и духовного развития, где каждая ступень зависит от того, с каким пониманием совершается благотворительность человеком и какие плоды он ожидает от этого направления своей деятельности. В любом случае, если благотворительность совершается со ступеней материального мышления, то уровень этой ступени может Знать только Личность Бога Кришны. И только Бог Сам распоряжается плодами любой благотворительности, как и Сам дает человеку желание идти этим путем.
Для этого можно помогать ближним, трудиться на благо государства, общества, своего народа и страны, и в будущем это поможет нам достичь уровня чистого преданного служения Верховному Господу. В «Бхагавад-гите» (18.46) сказано: йатах правриттир бхутанам. Если человек жертвует чем-то ради высшей цели, то, даже не зная, что эта цель - Кришна, благодаря своей жертвенности он в конце концов поймет, что высшей целью всех устремлений является Кришна.
БОГ: Что человек поймет и что не поймет вследствие благотворительности и помощи другим, это вне его личного понимания, ибо плодами всех жертвоприношений и добродетели неизменно распоряжается Личность Бога. Бог Знает, на что и какие плоды направить с какой целью и с каким результатом. Но никогда просто благотворительность не сможет дать человеку религиозный ум, не сможет также без развития необходимых качеств в человеке открыть ему врата на духовный план. Этим вопросов Управляет только Личность Бога, зная, какими качествами человек обладает, какие качества еще надо развить и через какой материальный путь, через какие обстоятельства и ситуации, через каких людей, через какие игры и роли.
ТЕКСТ 12
шрейо хи джнанам абхйасадж
джнанад дхйанам вишишйате
дхйанат карма-пхала-тйагас
тйагач чхантир анантарам
шрейах - лучше; хи - безусловно; джнанам - знание; абхйасат - чем практика; джнанат - чем знание; дхйанам - медитация; вишишйате - считается лучше; дхйанат - чем медитация; карма-пхала-тйагах - отречение от результатов кармической деятельности; тйагат - благодаря отречению; шантих - покой; анантарам - затем.
Если же ты не можешь заниматься и этим, то приложи свои усилия к тому, чтобы обрести знание. Однако медитация предпочтительнее, чем знание, а отречение от плодов своего труда предпочтительнее медитации, ибо человек, отрекшийся от плодов своего труда, обретает умиротворение.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «12.Знание несомненно выше, чем практика йоги. Медитация выше, чем знание. Отречение от плодов своей деятельности выше, чем медитация. После такого отречения обретается мир.». В данном стихе Бог Кришна как бы в продолжение предыдущего стиха 11 хочет акцентировать внимание Арджуны именно на той части преданного служения Богу Кришне, которая направляет йога именно на отказ или отрешение от плодов любой своей деятельности, посвящая, направляя эти плоды в распоряжение Бога Кришны. Именно это должно быть в центре внимания Арджуны. Поэтому Бог приводит приемлемую и понятную для Арджуны цепочку рассуждений, что чего выше. Т.е. согласно этой цепочке, если взять все самые существенные параметры преданного служения Богу Кришне, такие, как отрешение от плодов любой своей деятельности, медитация, духовная практика, постижение Совершенных Знаний, то отрешение от плодов любой своей деятельности есть то, что превыше всех других перечисленных практик в преданном служении. Или по цепочке: отрешенность от плодов своей деятельности выше, чем медитация, медитация выше, чем духовная практика, духовная практика выше, чем совершенные знания. Но надо понимать, что все это было сказано древним с Божественным умыслом, дабы их подвигнуть на то, что было бы более результативно именно для них в плане направления мыслительного процесса и разума на Личность Бога с тем, чтобы входить в Бога, жить в Боге, наполняться Богом. Для современного человека все эти части преданного служения крайне важны в преданном служении; но, а начинать преданное служение и начинать направлять свой мыслительный процесс на Бога можно и в гйана-йоге и в карма-йоге.
КОММЕНТAРИЙ: Как было сказано в предыдущих стихах, существует две формы преданного служения: преданное служение, регламентированное системой правил и предписаний, и преданное служение, основанное на спонтанной любви и привязанности к Верховной Личности Бога.
БОГ: Не существует, нигде не объявляется Богом Арджуне о существовании двух форм преданного служения. Существуют ступени преданного служения, ибо преданное служение также подлежит развитию для каждого преданного, и каждый преданный в связи со своим старанием и длительностью преданного служения непременно поднимается по ступеням преданного служения вверх. Но никто, только Бог Кришна Знает, кто и на какой ступени преданного служения в каждый данный момент находится. Никогда Бог никому не дает никакой спонтанной любви к Богу Кришне. Ее надо заработать у Бога в этой или в прошлых жизнях. Но и никогда невозможно говорить о том, что это за чувства, которые испытывает человек, и как их можно толковать, ибо некоторые склонны толковать состояние благости или подобия духовной радости за любовь к Богу Кришне. Точно также, о привязанности к Богу Кришне говорить невозможно. Нет такого личностного отношения к Богу, которое бы Бог поддерживал. Такое состояние Бог не дает никому, но дает другие состояния, где человек входит в Бога и уже в Боге, как живет, понимая и связывая все в себе и вне себя, как проявление Бога, Волю Бога, присутствие Бога, План Бога.
Те, кто не способен следовать принципам сознания Кришны, должны стараться обрести духовное знание, ибо знание поможет им осознать свое истинное положение. Постепенно знание приведет их на уровень медитации, и, занимаясь медитацией, они с течением времени смогут постичь Верховную Личность Бога.
БОГ: Путь к Богу Кришне через Совершенные духовные Знания по сути начинает почти каждый, ибо только через них Бог ориентирует человека на преданное служение, на духовные практики, на понимание своего изначального положения перед Личностью Бога. Это так. Но есть и несколько другие пути, которые тоже могут привести к полноценному преданному служению, но далеко не сразу, и эти пути также многие практикуют, начиная свой путь к Богу Кришне просто через процесс той или духовной практики, которую человек или услышал или прочитал через любое писание, даже неавторитетное, но направляющее человека на постижение Бога, скажем, в себе, или через путь посвящения Богу Кришне тех или иных плодов своей часто повторяемой деятельности. Но этот путь может быть для человека и не очень удачным, ибо далеко не всякое его духовное начинание может поддерживать Бог Кришна, ибо все же необходимо, чтобы человек занимался полноценным преданным служением или шел к нему через именно рекомендованные Богом Кришной пути, такие как карма-йога или гйана-йога.
Некоторые методы духовного самопознания могут привести человека к пониманию, что он сам и есть Всевышний; подобного рода медитацию предпочитают те, кто не может заниматься преданным служением.
БОГ: Никакие методики неавторитетного порядка не могут привести человека к полноценному преданному служению. Все, что человек изыскивает вне Слава Бога, рано или поздно, но приводит его в отчаяние, ибо любой путь, неподдерживаемый Богом, может насаждать в человеке те неверные понимания и те практики, которые с очень большим трудом и в течение ни одной жизни Бог изничтожает через пути полные страданий и преодолений, ибо религиозные убеждения греховного порядка имеют глубинные причины, которые кроются в качествах и пониманиях человека, поэтому надо их выкорчевывать, и это может быть достаточно болезненно и долго для человека и тормозит на некоторый период его материальное и духовное развитие.
Тем, кто не способен заниматься даже такой медитацией, Веды предписывают исполнять обязанности в системе варнашрамы: обязанности брахманов, кшатриев, вайшьев или шудр, перечисленные в последней главе «Бхагавад-гиты».
БОГ: Веды объявлены Богом, как неавторитетные писания, которым следовать, читать их, изучать современному преданному в современном мире запрещено. Также, Бог Кришна отменяет систему варнашрамы, ибо это было дано древним, и в современном мире такого четкого подразделения людей не существует и вредно. Единственным подразделением людей можно считать ступени материального и духовного развития каждого. Но эти ступени развития Знает о каждом только Личность Бога. И также, по тому, какую работу исполняет человек в материальном мире, нельзя делать какие-либо выводы касательно его истинного положения в лестнице его личного развития, как и проводить попытки сравнительного анализа качеств и развития людей между собой. Надо понимать, что в современном мире человек, вращаясь в колесе сансары, может в одной жизни быть министром, а в другой – уборщиком улиц, в третьей жизни многодетной домохозяйкой, в четвертом бухгалтером, в пятой научным работником и пр. Да и в пределах одной жизни человек может быть и слесарем и космонавтом… и популярной актрисой и нищей… Проследить как–то уровень духовного и материального развития человека невозможно никак ни по каким признакам, ибо все дает человеку Бог: и речь и внешность и суждения… все в связи с планом Бога на развитие человека. В багаже каждого столько опыта, знаний, проявлений, желаний и пр., что разобраться, на какой ступени он все же стоит или кто из двух выше или умнее или талантливее – невероятно. Все Знает только Бог Кришна.
Но каковы бы ни были обязанности человека, ему необходимо отречься от плодов своего труда, то есть жертвовать результаты своей кармической деятельности на какое-то доброе дело.
БОГ: Ну, материальному человеку отречься от плодов своего труда… Это с какой стати? Он такое не знает, и Бог от него такого не требует. Когда речь идет об отрешении от плодов своей деятельности, то, несомненно, это должно иметь отношение только к преданным Бога Кришны и тем, кто в руки взял Святое Писание. Но взять в руки Святое Писание – мало. Его надо хорошо почитать с Богом в себе и помыслить над ним, и постараться разобраться в нем, и кое что для себя принять. Но никак человек сам не разберется, сам не примет, и не последует сам никаким рекомендациям, если он еще к этому пути не готов своими качествами или не убедился, что это его и для него. А этот вопрос Бог решает в человеке Сам Лично. И если надо будет, то Бог его наведет на мысль, что можно начинать отрекаться от плодов своей деятельности, посвящая их Богу Кришне, и также Бог даст человеку такое желание и поддержит его реальным внутренним таким мыслительным процессом, направленным на посвящение Богу плодов своей работы. Но вменить человеку это строго в обязанность, сказать ему, что он должен это принять… Кто ему скажет? Так Бог не работает. Бог изнутри ему даст и понимание, и желание, и попытки, и успех. Все это дать может только Бог. В свое время. Поэтому, это дело двоих – Бога и человека. Это касательно отрешения от плодов своего труда. Это не про пожертвование и не про благотворительность, а про духовную практику.
Таким образом, к высшей цели - Верховной Личности Бога - ведут два пути: путь постепенного развития и прямой путь. Преданное служение в сознании Кришны - это прямой путь, другие же методы учат человека отречению от плодов своей деятельности.
БОГ: Нет двух путей к Верховной Личности Бога Кришне. И никогда не было. Так может пытаться мыслить преданный, все же исходя с позиции одной жизни и принимая все, что видит, за чистую монету. Никто к преданному служению «прямому» и здесь отрешению от плодов своей деятельности в одночасье не приходит. До преданного служения много жизней подряд Бог ведет человека через пути и добродетели и пожертвований, в этом плане развивая те качества, которые помогают человеку в свое время достичь преданное служение так сказать «прямое». Тот путь, который называет комментатор «прямым», есть ничто иное, как продолжение того пути, который комментатор называет «постепенным». Каждый преданный прежде, чем пришел к преданному служению, Волею Бога жизнь за жизнью, «постепенно», ведомый Богом, занимался благотворительностью, как и развивал другие качества, которые в одном из рождений и привели его к преданному служению «прямому» что называется быстро устремляющему к Богу Кришне. Ну, не сказать, что очень быстро. Но все же в сравнении с теми, кого видят преданные добродетельными, достаточно успешно. Но преданные должны же понимать, что сами преданные, идущие к Богу и уже занятые непосредственным служением Богу Кришне, видят вокруг себя не тех, кто идет медленным путем к Богу, просто идя через благотворительность, а видят тех, кто и в прошлом рождении и в этом и может быть еще и еще набирают перед Богом Волею Бога те бонусы, которые и откроют в свое время им врата к преданному служению, что называется быстрому или «прямому» и так восхваляемому преданными, забывшими конечно, что только вчера были сами среди тех, кто шел к Богу «постепенно» и не совсем это и осознавая.
Это помогает ему обрести знание, затем перейти к медитации, затем постичь Сверхдушу и постепенно прийти к Верховной Личности Бога. Человек может либо пройти через все эти ступени, либо воспользоваться прямым путем.
БОГ: Нет, никаких окольных путей к постижению Личности Бога в современном мире не существует. Бог не сотворил. Только путь полноценного преданного служения, и только через именно преданное служение человек Волею Бога может выйти на духовный план. Если говорить о постижении Совершенных Духовных Знаний, то это путь к полноценному преданному служению через гйана-йогу, и далее Бог постепенно вовлечет человека в духовные практики и все остальные части полноценного преданного служения.
Поскольку последний доступен не всем, окольный путь познания Бога также приемлем.
БОГ: ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ ДОСТУПНО ВСЕМ. Но каждому в свое время и не через проживание в храме. Другого пути к Богу нет и нет. Никакой окольный путь Бог Кришна не сотворил. Нет его. Есть то, что называется путь развития качеств, подготовительный путь к преданному служению. Но этот путь есть путь всех. Все жизни в колесе сансары Бог направляет на развитие материальных и духовных качеств. И только потом дает путь преданного служения. Это должно быть понятно. И нельзя весь этот процесс к Богу разбивать как-то на части. Нельзя сегодняшним преданным считать, что они в великой привилегии, ибо избрали прямой путь. А другие, дескать, несмышленыши, идут окольным путем. Нет такого у Бога. Все равны перед Богом, и всем Бог в свое время дает преданное служение полноценное.
Необходимо, однако, заметить, что Кришна не стал рекомендовать этот путь Aрджуне, ибо тот уже преданно служил Верховному Господу. Многоступенчатый, окольный путь предназначен для тех, кто еще не достиг уровня преданного служения и потому должен сначала научиться отречению, затем обрести знание и в процессе медитации осознать Сверхдушу и Брахман.
БОГ: Не служил Арджуна Богу Кришне, не был занят в полноценном преданном служении. Поклонялся Богу Кришне –да, аскетичен был –да, по принуждению Бога, добродетелен – в не очень большой ступени, ибо и не с чего было. На этом все его преданное служение. Никаких духовных практик, никакого контроля мысли, желаний и чувств, никакого устремления к простому образу жизни, никакого изучения Святых Писаний, но усвоение того, что говорили его духовные учителя. Это было не преданное служение, и Бог его не считал преданным никак. Все это было у Арджуны впереди. Никаких особых конкретных требований к нему у Бога не было, ибо жизнь дальнейшая в этом теле у Арджуны была расписана полностью, и там не было места для именно полноценного преданного служения. По сути, все рекомендации Бог давал не конкретно Арджуне, а всем его современникам и следующим поколениям. Также надо запомнить, что нет у Бога окольного пути к Богу Кришне. Также, не существует некоей сверхдуши и не существует безличного Брахмана. Есть Бог Кришна, Высочайшая Божественная Личность, который Своим полным целым пронизывает Свое творение и остается в каждом живом существе Сам Лично, не в сердце, в каждой точке тела, каждое мгновение, полностью Управляя каждым живым существом извне и изнутри.
Однако «Бхагавад-гита» основное внимание уделяет прямому пути духовного самопознания. Она призывает каждого встать на этот путь и предаться Верховной Личности Бога, Кришне.
БОГ: Не уделяет Бхагавад-Гита основное внимание некоему духовному самопознанию. Самопознание – есть познание душой самой себя. Или она такая великая, чтобы себя познавать и познавать? Нет, не об этом Бхагавад-Гита. И не призывает Бхагавад-Гита предаться Богу Кришне. Ибо полностью предаться невозможно. Этот вопрос Бог также контролирует и Сам решает, где преданному можно предаться Богу Кришне, а где - нет. Преданный должен быть разумным и это понимать.
ТЕКСТЫ 13 - 14
адвешта сарва-бхутанам
маитрах каруна эва ча
нирмамо нираханкарах
сама-духкха-сукхах кшами
сантуштах сататам йоги
йататма дридха-нишчайах
майй арпита-мано-буддхир
йо мад-бхактах са ме прийах
адвешта - не питающий зависти и вражды; сарва-бхутанам - всех живых существ; маитрах - дружелюбный; карунах - доброжелательный; эва - безусловно; ча - также; нирмамах - лишенный собственнических чувств; нираханкарах - лишенный ложного эго; сама - одинаковый; духкха - и в горе; сукхах - тот, кто в счастье; кшами - прощающий; сантуштах - удовлетворенный; сататам - всегда; йоги - занимающийся преданным служением; йата-атма - владеющий собой; дридха-нишчайах - обладающий твердой решимостью; майи - на Мне; арпита - сосредоточен; манах - и ум; буддхих - тот, чей разум; йах - который; мат-бхактах - Мой преданный; сах - тот; ме - Мной; прийах - дорогой.
Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем живым существам, кто избавился от собственнического инстинкта и ложного эго, кто остается невозмутимым в радости и в горе, кто терпелив и всегда удовлетворен, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью отдает себя преданному служению, - такой человек очень дорог Мне.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «13-14.Тот, кто не питает вражды ко всем живым существам, дружелюбен, а также непременно добр, без чувства собственности и ложного эго, кто неизменен в счастье и страдании, прощает, кто удовлетворен и всегда занят практикой йоги, кто неизменно погружен в себя, сосредоточив на Мне ум и разум, и кто является Моим бхактой, такой человек Мне дорог.».
КОММЕНТAРИЙ: Возвращаясь к описанию чистого преданного служения, Господь в этих двух стихах перечисляет духовные качества чистого преданного. Такой преданный при любых обстоятельствах остается спокойным и невозмутимым. Он никому не завидует и ни к кому не питает вражды. Вместо того чтобы отвечать враждебностью на враждебность, преданный думает: «Этот человек враждует со мной в наказание за мои прошлые грехи. Поэтому лучше безропотно сносить причиняемые им страдания».
БОГ: В стихах Бог Кришна не описывает качества чистого преданного, ибо никогда человек не может достичь чистого преданного служения, ибо всегда качества преданного несовершенны. Совершенен только Бог Кришна и качества только у Бога Кришны абсолютны. Этот же приведенный перечень качеств надо рассматривать как рекомендательный, как то, к чему преданный должен устремляться в процессе преданного служения. Но достичь качества почти невозможно в полном или даже частичном объеме, ибо не может человек быть полностью в качествах совершенен, ибо за любым проявлением качества необходимо, чтобы было абсолютное Знание, но таким знанием обладает только Личность Бога. Не имея знания, не зная причины, человек никогда не может проявить нужное качество в нужной степени. Всегда будет ошибаться и таким образом будет вовлекаться в последствия греховной деятельности, как в материальном мире, так и на духовном плане.
В «Шримад-Бхагаватам» (10.14.8) сказано: тат те 'нукампам сусамикшамано бхунджана эватма-критам випакам. Попадая в беду или сталкиваясь с трудностями, преданный видит в них милость Господа. «В наказание за прошлые грехи, - думает он, - я должен был бы страдать гораздо сильнее, чем страдаю сейчас. Только по милости Верховного Господа я не получил заслуженного наказания в полной мере. Милостью Верховной Личности Бога мне досталась лишь малая толика страданий».
БОГ: На самом деле Бог Кришна не может «не додать» наказание то, что человек у Него заслужил. И это не зависит от того, преданный перед Богом или любой другой материальный человек или из другой конфессии. Не наказать так, как человек заслужил, не обозначает Милость Бога. Ибо, Милость Бога в том и состоит, чтобы наказание было таковым, чтобы человек, преданный, через него извлек хороший для себя урок в проявлении того или иного греховного качества. Только полноценное наказание искореняет качества низшие и никак не совместимые с преданным служением. Поэтому, надо всегда, когда получается так, что Бог наказывает преданного, любого человека, надо быть не многословным и не юлить словами, не пытаться быть перед Богом «правильным», но говорить: «Виноват, о, Всевышний», «Прости, о, Всевышний», «Помилуй, о, Всевышний», «Помоги о Всевышний», «Воля Бога, Милость Бога, Бог Знает». И не быть излишне многословным, не пытаться оправдываться, но уповать и надеяться на Бога.
Поэтому преданный всегда остается спокойным и невозмутимым и терпеливо сносит любые страдания.
БОГ: Не всегда преданный бывает невозмутимым или спокойным, ибо, если надо наказать преданного, то Бог это делает серьезно, ибо знает все уязвимые места преданного и Знает, как ему помочь исправить те или иные качества. Но этот путь исправления никогда ни в один присест: Бог наставляет разнопланово, через разных людей, ситуации, обстоятельства, события, так, как человек не ожидает, но и при этом и милует, учитывая, что человек находится в преданном служении и не все у него может получаться и не везде он, по сути, и может быть слишком виновен, ибо все есть те игры и роли, которые порою понуждают человека обстоятельствами поступить греховно, и Бог Знает в чем конкретно вина преданного и что ему надо не засчитывать в его ситуации.
Преданный также неизменно добр ко всем живым существам, даже к своим врагам.
БОГ: По сути, у преданного не должно быть врагов в материальном мире, ибо он ни на что не претендует. И Бог ему помогает не входить в конфликт ни с кем. Но и легкий путь ему Бог не дает, но в свою меру, и помогает справляться с теми, кто все же настроен враждебно против преданных.
Нирмама: он не придает особого значения телесным страданиям, ибо прекрасно знает, что не является телом.
БОГ: Нирмамо – не иметь чувства собственничества, т.е. своего жилья, машины, земли… Но самое необходимое для поддержания тела. Но в современном мире Бог Кришна разрешает преданному иметь небольшое свое жилье или частный дом, землю, недорогую машину. Ибо преданный должен быть семьянином и иметь непременно условия, подходящие для жизни и преданного служения, что возможно в своем доме. Что касается телесных страданий, то нет, такое Бог преданному преимущественно не дает, ибо преданный должен все же иметь неплохие условия для преданного служения, но немного заниматься аскетизмом Бог даст, ибо это не столь опасно для жизни и здоровья и только будет способствовать преданному служению и развитию высоких духовных качеств.
Поскольку преданный не отождествляет себя с материальным телом, у него нет ложного эго и он одинаково спокойно относится к счастью и горю. Он терпелив и довольствуется тем, что приходит к нему по милости Верховного Господа.
БОГ: Нет ни одного живого существа, которое бы не имело ложное эго, ибо эта энергия Бога есть стержень души, ее осознание себя, то, через что душа и может развиваться и достигать качества высокого материального и духовного уровня. Эго в душе – Сам Бог. Ни ложное эго дает понимание человеку, что он не это тело, а Сам Бог тому, кому так понимать еще надо. Что касается равного отношения к благоприятному и неблагоприятному, то и это качество дает человеку в свое время Сам Бог, но связывает его с преданным служением и духовными практиками, как и со старанием самого преданного на пути к Богу Кришне. Также, и терпение, и понимание обо всем преданному дает Сам Бог, но в соответствии со ступенью преданного служения человека и уровнем того, на сколько он утвердился в Совершенных Духовных Знаниях и насколько они перешли уже в его качества и мыслительный процесс.
Не ставя перед собой труднодостижимых целей, он всегда пребывает в радостном расположении духа. Неукоснительно следуя указаниям духовного учителя, преданный становится совершенным йогом, и, поскольку он обуздал свои чувства, ему присуща непоколебимая решимость.
БОГ: Преданный не может ставить перед собой никакой другой цели, кроме преданного служения и здесь успеха. Что касается радостного расположения духа, то непременно преданный должен более склоняться к серьезному всегда в себе состоянию, избегать материальных или близких к ним эмоций, быть в себе только удовлетворенным, всегда внутреннее зрение направляя на Бога, как и внутреннее внимание. В современном мире современный преданный должен перестать ориентироваться на духовного учителя, но только на Слово Бога в Святом Писании и следовать ему постоянно. Что касается того, что преданный становится совершенным йогом, то и здесь ему надо быть поскромнее, не забывая, что он красуется не пред другими преданными, а стоит, как есть, перед Богом. И только Бог Совершенен. У преданного изъянов не счесть. Ни о каком совершенстве речи никогда не может быть, но только о старании постоянном в преданном служении и понимании себя, как низшего живого существа. Ибо перед Богом Кришной это так и есть. Что касается непоколебимой решимости в преданном служении, то такую решимость дает преданному только Личность Бога через Божественные энергии. И это надо не забывать и не приписывать себе и своему некоему совершенству. Что касается обуздания чувств, то и этот вопрос сам преданный не решает. Такую видимость ему дает Бог и не последнюю роль здесь играют все наработанные в материальном мире качества, которые Бог шаг за шагом, рождение за рождением развивал в душе многими путями страданий и преодолений, путями понуждаемыми к ограничениям и аскетизму… Все эти качества в преданном, которыми он похваляется, дал ему Сам Бог Кришна, неустанно работая над ним в круговороте сансары.
Его никогда не собьют с пути ложные аргументы, ибо ничто не может поколебать его решимости заниматься преданным служением.
БОГ: Всеми вопросами преданного служения занимается только Личность Бога Кришны. Только Бог Знает, как преданный служит, какие качества у него развиты и какие еще надо развить, только Бог Знает, через что качества надо преумножить, чтобы поднять преданного на более высокую ступень преданного служения, и только Бог знает, надо ли преданного за каким-то качеством, его наработкой, отправлять в материальный мир или нет. Сам преданный никакие вопросы в этом плане не решает, не имеет своей решимости и своей непоколебимости. Это надо знать.
Он полностью осознал, что Кришна - вечный Господь, и ничто не может поколебать его. Все это помогает ему полностью сосредоточить свой ум и разум на Верховном Господе.
БОГ: Тот, кто встал на путь преданного служения, такой человек в вопросе о Могуществе Личности Бога должен быть изначально непоколебим. Это – основа преданного служения. Все остальные знания и качества Бог Кришна дает, утверждает и развивает в преданном только через путь долгого и старательного преданного служения.
Разумеется, редко кому удается достичь столь высокого уровня преданного служения, но каждый может подняться на эту ступень, если будет выполнять правила преданного служения. Более того, Господь говорит, что такой преданный очень дорог Ему, ибо Господь неизменно доволен всем, что тот делает в полном сознании Кришны.
БОГ: Бог не может быть довольным или недовольным. Бог отрешен. Также Бог не испытывает никаких чувств к Своему творению, никто не может быть Богу Кришне дорогим или нет. Это все было сказано для людей времен Арджуны, ибо их понимание преимущественно строилось на сравнении в силе, власти, богатстве, удаче, и перед Богом. Для них это был стимул к преданному служению.
ТЕКСТ 15
йасман нодвиджате локо
локан нодвиджате ча йах
харшамарша-бхайодвегаир
мукто йах са ча ме прийах
йасмат - от которого; на удвиджате - не приходят в беспокойство; локах - люди; локат - от людей; на удвиджате - не испытывает беспокойства; ча - также; йах - который; харша - счастьем; амарша - горем; бхайа - страхом; удвегаих - и тревогами; муктах - освобожденный; йах - который; сах - тот; ча - также; ме - Мой; прийах - дорогой.
Тот, кто никому не причиняет беспокойств и сам всегда остается спокойным, кто невозмутим и в радости, и в горе, кто не ведает страха и тревог, - очень дорог Мне.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «15.Тот, от кого никогда не приходят в беспокойство люди и кто сам никогда не обеспокоен людьми, кто свободен от счастья и страданий, страха и тревог, такой человек Мне также дорог.».
КОММЕНТAРИЙ: Здесь перечислены еще несколько качеств преданных. Преданный никогда не ставит другого человека в трудное положение и никогда не становится источником тревог, страха или неудовлетворенности для других. Желая добра каждому живому существу, преданный никогда не станет причинять другим беспокойств. Вместе с тем, когда его самого пытаются потревожить, он остается невозмутимым.
БОГ: Все эти качества Бог Кришна развивает не только в преданном служении, но и вращая в круговороте сансары материального человека. И только в преданном служении Бог эти качества закрепляет, помогает им проявиться и как врастать в них, чтобы они становились сутью преданного, его неотъемлемой частью души, его потребностью, как в воздухе. В этом плане Боги оберегает преданных и помогает им таковыми быть, чтобы их высокие духовные качества и они сами были неотделимы от качеств и неразличимы с качествами, суть одно, качества есть преданный, преданный есть качества, как Бог неотделим от Своих Качеств и качества Бога есть Сам Бог. НО. Преданные должны понимать, что такие высокие духовные качества есть только РАБОТА БОГА. Их, преданных, заслуга в этом можно сказать никакая. Поэтому надо всегда Бога благодарить, всегда понимать, что все, что в преданном есть, ему дано только через труд Творца. Но и надо понимать, что развитие преданного никогда не останавливается, всегда есть, в чем его надо наставлять и какие качества еще развить. Поэтому путь преданных отнюдь никогда не прост. И никогда преданный не обладает тем или иным качеством абсолютно. Всегда Бог Кришна может дать такую ситуацию, где преданный воочию увидит свое несовершенство, где и поставит другого человека в трудное положение, и осудит, и проявит нетерпение, и может проявить и насилие, и не смирение, и жадность, и привязанность, и равнодушие, называя его отрешенностью, и страх, и беспокойство ума, и склонность к философствованию, и побеспокоит других, и не пожелает добра другому живому существу… Все, что угодно, Бог может проявить и показать преданному из его качеств, ожидаемых и нет… Поэтому надо понимать, что только Бог знает качества преданного, только Бог помогает их развивать, только Бог Знает и что ожидает преданного в его преданном служении…
Спокойствию в любых, даже самых трудных ситуациях он научился по милости Господа.
БОГ: Спокойствие и выдержка – это качества высокого порядка. Но преданный всегда должен быть за свои качества в страхе, не думать, что они непоколебимы и есть уже его неизменная суть. Но чтобы высокие духовные качества не подводили, необходимо достаточно старательное и долгое преданное служение. Другого пути к высоким духовным качествам не существует.
Поскольку преданный всегда погружен в сознание Кришны и занят преданным служением, внешние материальные обстоятельства не могут вывести его из равновесия.
БОГ: Одно не залог другого. Преданное служение ни есть то, что гарантирует равновесие и неуязвимость преданного. Только Бог Знает какими качествами доподлинно обладает душа и как их можно исправить. Но в любом случае необходимо старательное преданное служение и непременно упование на Бога Кришну, как и понимать, что все обстоятельства в материально мире создает только Бог; и Бог Кришна время преданного, которое он проводит в материальном мире, непременно будет задействовать на развитие средствами материального мира качеств преданного. Поэтому и преданным в материальном мире не всегда удается избегать развивающих игр и ролей, как и потрясений, как и извлечения опыта и качеств, которые будут , опять же, во благо преданному служению и закреплены преданным служением.
В материальном мире люди обычно очень радуются тому, что доставляет удовольствие их чувствам, но, когда человек видит, что другие испытывают удовольствия, которых он сам лишен, он огорчается и мучится завистью. Ожидание мести врагов повергает его в страх, а неудачи приводят в уныние. Преданный, свободный от всех этих беспокойств, очень дорог Кришне.
БОГ: Только Бог Знает, насколько преданный свободен от наслаждений материального мира и к чему еще привязан и что еще желает. Все это ступени преданного служения. Но длительное и старательное преданное служение помогает преданному утверждаться в качествах высокого духовного порядка. Но всегда надо понимать, что никто из преданных не может быть полностью свободен от материальных качеств, устремлений, пониманий… Но истинное положение дел о каждом знает только Личность Бога. А преданному остается только уповать на помощь Бога и быть очень старательным в пути преданного служения.
Рег.№ 0318910 от 27 июня 2020 в 20:23
Другие произведения автора:
6.БОГ. «БАЙТЕРЕК» СЕРГЕЯ – НЕ АВТОРИТЕТНЫЙ ТРУД. КОММЕНТАРИИ БОГА.
3.БОГ. «БАЙТЕРЕК» СЕРГЕЯ – НЕ АВТОРИТЕТНЫЙ ТРУД. КОММЕНТАРИИ БОГА.
Нет комментариев. Ваш будет первым!