БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.39-40.
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.39-40.
39.Все это Я описал тебе путь через аналитические знания (путь санкхйи), но теперь выслушай о пути через буддхи-йогу, приняв который разумом, ты, о, Партха, освободишься от пут кармических последствий.
КОММЕНТАРИЙ.
Путь санкхйи, он же санкхйа-йога, предшествует активному связующему процессу со Всевышним. Путь санкхйи – это начало вполне осознанного поиска пути духовного совершенства, ставящий своей конечной целью выход за пределы материального бытия, имеющий также свое начало в изучении материального существования через опыт материального существования, через анализ именно материальных элементов, через видимые и полученные экспериментальным и опытным путем действующие и существующие законы Бога в материальном мире, обуславливающие все взаимозависимости, видимые и невидимые причинно-следственные связи, все, что возможно исследовать и сделать доступным пытливому разуму человека, постигающего таким образом все закономерности развития материального мира, самого творения и тем приближающего себя автоматически к Богу и устремляющегося далее в осознанный практический путь, называемый связующим процессом со Всевышним, который есть неминуемое следствие, имеющее анналы именно в санкхйе. По отношению к духовной практике это первичный путь, путь ознакомления с сутью духовных знаний на соответствующей стадии развития ума человека и человечества. Далее – непременно следует сама духовная практика в сочетании с высшими духовным знаниями. Путь санкхйи дает почву и основу для дальнейших базисных духовных знаний, на которые будет основываться и из которых произрастать и утверждаться практика йоги, имеющая также целью пополнение духовных знаний, их углубление и утверждение через практику поклонения Богу и служение Всевышнему.
Санкхйа-йога, как было сказано, включает в себя философский и опытный анализ всех составляющих материального мира посредством как технического и научного прогресса, так и в результате личного индивидуального самопогружения и медитации отдельных личностей, ищущих ответы на вопросы, как через материальное мышление, так и через религиозное через изучение духовных писаний, их осмысления на уровне материального бытия или в процессе слушания и размышлений. Санкхйа-йога - путь созидания вопросов, относящихся к мирозданию, к смыслу жизни и назначению человека, по сути, в конечном счете адресованных к Богу, ибо только с Богом они и будут решены.
Сама санкхйа-йога, или, проще, путь санкхйи на развитие души, ее духовного потенциала решительно не влияет, если за этим направлением не следует духовная практика. Но… Практика следует. Ибо, зародив в душе вопросы или осведомив душу начальными духовными знаниями, Бог рождает в ней неминуемо потребность идти далее в направлении к духовной практике. В течение одной жизни человека или за небольшой отрезок развития общества в целом это невозможно уловить, ибо процесс охватывает многие жизни, и переходы в них и сами подъемы, как и перемены, знает только Один Бог.
Из сказанного Богом Арджуне, многие знания и есть те знания, которые постигаются именно из опыта материальной жизни, человек действительно многие вещи может наблюдать, обобщать, отличать, может видеть действительно, что материя подвержена изменениям и, изменяясь, может разрушаться, человек из собственной жизни не раз замечает, что счастье и страдание временны, то приходят, то уходят, подобно тому, как зима сменяет лето… Но есть и те знания, которые может дать только Бог через святые писания и которые невозможно постичь иначе, как только через веру. Так, например, Бог дал Арджуне знания о душе, о ее изначальной природе,
Дал понимание о непривязанности к результату своей деятельности, о необходимости посвящать плоды своей деятельности только Богу. Эти знания уже выходят за пределы санкхйа-йоги, ибо это уже совершенные знания, которые на слух не постигаются во всей своей глубине, которые невозможно получить в результате эксперимента или даже очень длительной медитации. Здесь путь постижения другой и все сказанное до сих пор было лишь предварительной подготовкой, обзором лестницы, по которой надо еще подниматься и подниматься. Следующая ступенька, которая непременно следует за санкхйа-йогой – буддхи-йога. Именно в этом направлении теперь Бог устремляет Арджуну.
Буддхи-йога ни есть некоторая конкретная йога, но включает в себя все йоги, все связующие процессы, где в первую очередь задействованы не опыты, не наблюдения, не эксперименты, не только память, не только аскетизм, не только слушание, но активная деятельность разума ( буддхи-йога - связующий процесс с Богом через разум, постоянную работу разума, религиозное разумное и постоянное мышление), разума, полностью вникающего в процесс практики йоги, контролирующего этот процесс, извлекающий постоянно из этого процесса, следящий за непрерывностью и неослабленностью этого процесса, всегда сосредоточенный на Высшей цели, достижение Всевышнего и видящий в Нем неизменно свою конечную цель, как и смысл жизни.
В буддхи-йогу входит и карма-йога, и бхакти-йога, и дхйана-йога… Путь буддхи-йоги может начать тот, кто уже был достаточно занят санкхйа-йогой ( неосознанно так идущие - почти все, осознанно так идущие - те, кто связывает свое понимание и опыт материальной жизни с Богом). Однако, какой именно йогой из Буддхи-йоги будет занят человек, зависит от того, на какой ступени духовного развития он стоит и какие качества уже приобрел, а также зависит от пути предыдущего воплощения и не одного. По последней строчке данного стиха видно, что в буддхи-йоге Бог направляет Арджуну, во всяком случает на данный период, т.е. на время принятия участия в сражении, на путь карма-йоги, поскольку только карма-йога поможет Арджуне принять участие в сражении в таком внутреннем понимании, чтобы не повлечь последствий греховной деятельности. Карма-йога содержит в себе прямые практические указания, которым надо следовать Арджуне, чтобы, исполняя определенный вид деятельности (сражаясь), он не запутался в кармических последствиях, но, напротив, не погряз бы ни в положительных, ни в отрицательных результатах своей деятельности.
40. В этой йоге для того, кто устремится по такому пути, не существует потерь, уменьшений никогда не существует. Даже тот, кто немного занят этой йогой, освобождается от очень большой опасности.
КОММЕНТАРИЙ.
В материальном мире страдания подстерегают человека на каждом шагу. Материальный, неверующий человек чаще всего находится в постоянных тревогах и опасениях за судьбы близких ему людей, как и за свою жизнь, по сути считая, что все в этом мире непредсказуемо, и невозможно уберечься, предвидеть, как-то помочь себе и другим, ибо человек всецело зависит от своей судьбы и уготованной ему участи. Однако, в этом стихе Бог обещает в материальном мире как бы Свой покров, Свою помощь, Свою протянутую Руку всем, кто готов заняться Буддхи-йогой.
Здесь речь идет о буддхи-йоге без конкретизации ее, но непременное направление любой буддхи-йоги – осознанное служение Богу. Это прежде всего активное сотрудничество с Богом в своем духовном пути, направленное на развитие духовных качеств, постижение совершенных духовных знаний, медитация, путь добродетели, аскетизм, очищение своего существования посвящение Богу своей деятельности, как и ее плодов. Но каждая йога предписывает основное направление служения, делает акцент на предпочтительно одном виде духовного деяния, связующего с Богом, которое более других соответствует возможностям и склонностям человека, направленно на развитие преимущественно одной группы качеств, ибо жизнь и возможности человека ограничены и ему следует с помощью Бога сконцентрироваться на каком-либо одном направлении Буддхи-йоги и извлечь из него то, что и запланировал Бог в данной жизни. Карма-йога - это связующий процесс с Богом, соединяющий с Богом, ведущий к Богу только через труд, саму деятельность человека. Из всех йог, входящих в буддхи йогу, этот путь считается Богом в достаточной степени доступным и результативным, является одной из высших йог, путь, который никому не удается обойти, к каким бы йогам человек не устремлялся. Развивший свой разум в карма-йоге становится воистину разумным, духовно непоколебимым, видящим вещи, как они есть. Дхйана-йога учит медитировать на Бога, сосредотачиваться на Верховной Божественной Личности, дает непосредственный контакт с Богом, наслаждает разнообразными Божественными энергиями, в огромной степени укрепляет веру, поскольку человек начинает видеть и ощущать Бога всеми своими чувствами и испытывает высочайшую радость и удовлетворение. Такая Буддхи-йога делает разум сосредоточенным, учит контролировать абсолютно ум, чувства и желания, делает процесс углубления в себя естественной потребностью и образом жизни. И этот путь не обойти никому, ибо без него и в других йогах не обойтись, как и не научиться быть сосредоточенным мыслью на Боге в любое время, в любой ситуации, по любому поводу, без этого пути невозможно жить в Боге, мыслить в Боге, работать в Боге, видеть все в Боге и в каждом присутствие Самого Бога. Гйана-йога – это связующий процесс с Богом через постижение совершенных духовных знаний, через изучений Святых писаний, Вед. Это путь считается самый жертвенный, реально ведущий человека изучать Слово Бога, даже если это в ущерб заботам и проблемам как и отношениям в материальном мире. Люди, идущие путем знаний могут терпеть убытки, знать многие лишения, не смогут как-то продвигаться по работе и материально-достойно поддерживать состояние членов своей семьи. И таким людям приходится претерпевать, отказывать себе, ограничивать свои желания и не идти на поводу своих чувств даже в средней мере, ибо духовные знания Бог дает не каждому, но в результате некоторых жертв, что и принимается Богом в такой йоге, как жертвоприношение знанием. Высочайшим направлением в буддхи-йоге из всех йог считается бхакти-йога, любовное преданное служение Самому Богу Кришне, куда также входит жизнь непосредственно в ашраме.
Каждый, ступивший на путь буддхи-йоги, по сути, выходит на прямое общение с Личностью Бога, устанавливает с Богом определенного уравня личные связи, а значит, Бог как бы приблизил к себе человека, значит, его качества достаточны и подходят для такого уровня общения. Значит, человек уже готов признать Бога своим учителем, увидеть Бога везде и в каждом, готов не претендовать, готов и претерпеть за Бога, готов служить Богу в храме, готов быть милостливым к другим детям Бога, готов жертвовать и идти путем аскез и ограничений. Человек не может знать свои качества и духовные запросы и возможности доподлинно, но если шаг к Богу, пусть и незначительный, но сделан через то или иное направление Буддхи-йоги, то такой человек уже достаточно очистился, а потому, даже небольшое по времени служение Богу дает ему значительное преимущество перед другими, на самом деле такой духовный путь начинает его хранить даже тогда, когда он на время или до конца жизни отдалился от него по той или иной причине, о которой может знать только Бог Один.
Но в буддхи-йогу не входит йога, направленная, скажем, на развитие физических способностей человека, на достижение мистических свойств, или йога, посвящающая плоды конкретному плубогу, или духовному учителю, а также медитирующая на звук, свет, личность человека, природу, животных, духов, на природные стихии…
Но буддхи- йога потому и разумный связующий процесс, поскольку во всех случаях направляет мысль только на Бога, на служение Богу и посвящение всего Богу, непременно являясь религиозным действом.
Как уже было сказано, служение Богу в процессе буддхи-йоги есть показатель очень высокой ступени мышления человека. И если человек находится в начале этого пути высшего и разумного мышления и понимания, он уже перед Богом заслуженный и достоин своих наград, что проявляется в особой охране его самим Богом, ибо его качества достаточны для этого, но непременно должны проявить себя не в материальном, но в духовном направлении и именно через путь буддхи-йоги в той или иной степени по продолжительности и другим признакам, в соответствии с Планом Бога на человека. И к этой первой ступени человек идет, ведомый богом, многие и многие жизни. Но начало пути проявляется в тот момент, когда Воля Бога и желание человека соединились.
Перед устремлением к буддхе-йоге, перед началом истинного служения Богу человек за многие жизни из всех путей и взаимоотношений материального мира извлекает те качества, которые выводят его за пределы только поклонения Богу на ступень практического преданного служения Личности Бога непосредственно, включая и само поклонение Богу, и постижение совершенных духовных знаний, и аскетизм, и добродетель, и отреченность, и пр. Но, ступивший на путь преданного служения не сразу начинает необратимый путь, но проходит порою невидимый самому человеку путь сомнений, болезненный путь отрыва от материальных ценностей и пониманий, что выглядит как колебательный процесс при окончательном входе в врата истинной духовности на Земле. Бог не вырывает человека из привычной и очень долгой до этого материальной жизни, но делает это осторожно, с учетом индивидуальных особенностей человека. Сначала или в одной жизни человек может с преданным служением, с одним из направлений буддхи-йоги соприкаснуться через своих детей и
Сопротивляясь их выбору, на самом деле еще более углубляться в этот процесс, в это направление в жизни близких людей и так, незаметно для себя вникая в него и подготавливаясь к нему в следующем рождении, как к своему пути. Бог разными путями организовывает эту встречу к будущему служению: и через соседей, и через друзей, и через практику преданного служения у себя в доме, которую видит в своих детях, привыкает к мысли об ограничениях, об аскезах, к определенной духовной литературе, к определенному поведению, к новым отношениям к еде, азартным играм, и другим регулирующим принципам. Так человек постепенно может стать прихожанином, другом преданным, и постепенно вовлекается сам, еще не будучи уверенным. И так начинает идти сам. Отходит и снова приходит, и снова и снова…
Бог утверждает в этом стихе, что и недолгое служение Богу занятого буддхи-йогой достаточно, чтобы человек освобождался от достаточно больших опасностей. Это обещание Бога истинно и имеет немалые причины, ибо Бог активно помогает тем, кто однажды реально через свои деяния заявил Богу, что хочет Ему служить, что готов. Но и помогая такому человеку, Бог Один может знать, насколько он готов и далее идти этим путем. Но важно то, что в человека уже попали семена преданного служения. Нет ни одного человека, в котором такие семена б не проросли, но в каждом – в свое время. Почему вдруг человек отказывается от преданного служения?
Или его отвел Сам Бог, посчитав недостойным? Может, это падение?. Непродвинутые преданные, те, кто в начале своего духовного пути, так называемые неофиты в духовном деле так и думают. Никто в этом смысле не падает или вдруг оказывается неугодным Богу. Это все тот же скрупулезный труд Бога над каждым, все учитывающий, всему знающий меру, пределы, границы, свое время. Иногда человеку в материальном мире необходимо добрать недостающие качества, или еще имеется материальный долг перед другими, или не изжили себя некоторые связи, или человек должен пойти в уединении путем осмысления, путем самостоятельного изучения святых писаний или другим путем, уготованным ему Богом, дабы смог так постепенно взрастить решимость или, напротив, отойти. Возможно, Бог вокруг него будет в немалой степени менять обстановку, перераспределит родственников, даст подходящую специальность, примирит, отведет, даст встречу…или разлучит. Возможно человек в этой жизни вообще навсегда отойдет от этого направления веры, но в следующей жизни будет рожден среди практикующих йогов, преданно служащих Богу и, имея к этому внутреннее расположение из предыдущей жизни, которое Бог напомнит ему изнутри Божественными энергиями, легко вольется в этот духовный, возможно и неоратимый теперь проесс преданного служения Богу в той или иной буддхи-йоге.
Таким образом, тот, кто недолго был занят буддхи-йогой в этой жизни или был занят долго, но служение его было как бы неуспешным или не полным, или он не мог выполнять все религиозные требования, то в любом случае такой человек уже достоин служить Богу, будет подниматься Богом на более высокие ступени духовного развития, и будут хранимы Богом в необходимой мере, чтобы человек мог не сильно претерпевая, все же идти духовным путем не теряя веры в помощь Бога, уповая на Бога и не видя особых препятствий со стороны материального мира, который по сути и есть есть источник страданий. Такой человек будет видеть всегда и свидетельствовать перед другими, что его воистину ведет и спасает Сам Бог, умаляет страдания, шлет поддержку, оказывает поддержку также другим неверующим или верующим членам его семьи, делает вокруг так идущего благоприятную обстановку.
Несомненно, в жизнь таких людей Бог уже не привносит сильных потрясений, трагедий, безвременных кончин близких родственников, не лишает имущества, не забирает, не сжигает пожарами последнее, не дает неизлечимые болезни, не пускает по пути разврата и крайней нищеты, не лишает надолго работы или средств к существованию, не дает гибель детей, хранит от гневных, убийц, насильников… Но и жизнь таких людей не проходит гладко, ибо в свою меру и им необходимо претерпевать, тем развивая и укрепляя свои качества, дабы не притуплялось сострадание и милосердие к другим, терпение, имел место аскетизм, что в свою очередь давало бы Богу основание вести верующего дальше. Считается, что даже недолгое пятиминутное служение Богу Кришне однажды, осознанное или нет, также спасает от очень большой опасности. Это действительно так.
Рег.№ 0041947 от 28 марта 2012 в 20:29
Другие произведения автора:
81.МОЯ ЖИЗНЬ. ЧАСТЬ 34(1). САША. И ДРУГОЕ…
42.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 4. БОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ. СТИХ.29-33.
Нет комментариев. Ваш будет первым!