43.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 7. ТЕКСТ 1-4.
43.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 7. ТЕКСТ 1-4.
Глава 7. Знание Aбсолюта
ТЕКСТ 1
шри-бхагаван увача
майй асакта-манах партха
йогам йунджан мад-ашрайах
асамшайам самаграм мам
йатха джнасйаси тач чхрину
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; майи - на Мне; асакта-манах - тот, чей ум сосредоточен; партха - о сын Притхи; йогам - самоосознание; йунджан - тот, кто практикует; мат-ашрайах - знающий Меня (обладающий сознанием Кришны); асамшайам - несомненно; самаграм - в полной мере; мам - Меня; йатха - как; джнасйаси - постигнешь; тат - об этом; шрину - послушай.
Верховный Господь сказал: A сейчас, о сын Притхи, услышь о том, как, вручив себя Мне, сосредоточив на Мне свой ум и отбросив все сомнения, ты сможешь в полной мере постичь Меня, идя путем йоги.
БОГ: Неточный перевод. Правильны перевод: «1.Шри Бхагаван Сказал. О, Партха, услышь о том, как, имея привязанный ко Мне ум, исполняя практику йоги, находя во Мне единственное прибежище, ты сможешь без сомнения полностью познать Меня.».
КОММЕНТAРИЙ: Седьмая глава «Бхагавад-гиты» подробно описывает природу сознания Кришны. Кришна исполнен всех совершенств, и здесь рассказывается о том, как Он проявляет их. Кроме того, здесь названы четыре типа удачливых людей, которые обращаются к Кришне, и четыре типа неудачников, которые никогда не делают этого.
БОГ: В этой главе не описывается «природа сознания Бога Кришны». Т.е. речь не идет о том, что или кто есть исток преданного служения в материальном мире. Природа происхождения преданного служения не поднимается, ибо это должно быть и так понятно. Преданное служение есть ТВОРЕНИЕ БОГА, механизм, данный в материальный мир людям, стоящим на той ступени материального и духовного развития, обладающими теми качествами, угодными Богу, которые через этот инструмент, называемый преданным служением, поднимаются в своих качествах и общем материальном и духовном развитии на ту ступень, которая и выводит человека Волею и Планом Бога Кришны на духовный план. В этой главе речь идет о качествах Бога. Однако, надо хорошо понимать, что эти качества ни есть действительно качества Всевышнего, ибо на самом деле качества Бога непостижимы, их невозможно обозреть, или дать им оценку, поскольку это лежит за пределами человеческих возможностей. Бог дает Арджуне то о Себе понимание, которое помогает людям увидеть присутствие Бога в материальном мире и то присутствие и через те объекты материального мира, которые были уже известны Арджуне и его современникам, чтобы люди хоть через такие примеры могли понять, что Бог есть Высший Управляющий, Который Собой пронизывает материальный мир, остается в нем; и все важное, значимое, высоко-духовное, все, что также человеку известно из легенд и преданий, все совершенное, могущественное, признанное людьми, есть проявление Бога. Хотя на самом деле Бог одинаково присутствует и в слоне и в микробе и в высоко-духовном живом существе и в самом греховном. Разницы нет. Везде Бог работает Своим полным Целым, везде труд Бога абсолютен, везде Бог развивает и поднимает Свое творение, всех Бог готовит на выход на духовный план через путь преданного служения.
В первых шести главах «Бхагавад-гиты» говорилось о том, что живое существо - это не материя, а дух, вечная душа, и что оно может осознать свою духовную природу с помощью разных методов йоги.
БОГ: Живое существо в материальном мире есть душа, воплощенная в теле. Но не дух. Только Бог есть Высшее живое существо, Абсолютный Дух. Слово «дух» к душе не применимо. И в материальном мире и на духовном плане речь может идти только о душе. Но имеет смысл говорить о степени одухотворенности души. Но состояние чистого духа она никогда не достигает, ибо несовершенна, обладает несовершенными качествами, которые не делают ее преданное служение Богу Кришне абсолютным или чистым. Все йоги в материальном мире направлены на то, чтобы осознавать не себя, а входить в Бога Кришну, наполняться Богом в себе, развивать качества, пригодные для преданного служения Богу Кришне и в материальном мире и на духовном плане.
В конце шестой главы было ясно сказано, что тот, чей ум всегда сосредоточен на Кришне, другими словами, тот, кто обладает сознанием Кришны, находится на высшей ступени лестницы йоги.
БОГ: Не на высшей ступени. А надо говорить на достаточно высокой ступени преданного служения. Также, преданному лучше всего не пытаться понять, на какой ступени преданного служения он стоит, как и на сколько он обладает сознанием Бога Кришны. Эти вещи не очевидны. О ступени каждого Знает только Бог.
Только сосредоточив ум на Кришне, и никак иначе, мы сможем постичь Aбсолютную Истину в полной мере.
БОГ: Надо понимать, что процессом сосредоточения ума человека на Боге Кришне Управляет Личность Бога. Этот процесс Богом полностью контролируется и Управляется. Невозможно преданному самому регулировать такую работу ума, периодичность, продолжительность, силу сосредоточения умственного процесса на Боге. Никто не может знать, что ему этот духовный процесс дает, что вообще из него можно извлечь и в каком направлении. Тем более никто не может знать, как полностью сосредоточить себя на Боге. Однако, надо понимать, что плоды такой духовной практики человеку и невозможно обозреть, ибо он не может оценить, на сколько он входит вследствие такой практики в Бога, на что это в нем влияет. Но ориентиры только одни. Это - умение вследствие такого постоянного практикования вручать себя Богу, все вопросы материального бытия в своей жизни и жизни других людей связывать тотчас и без сомнений с Волей и Планом Бога, это всегда ориентация в себе на Бога, умение слышать в себе Мнение Бога и отличать его от собственного мыслительного процесса, это неослабное посвящение Богу в себе любой своей деятельности, это пребывание в Боге и осознанное и нет, и в процессе преданного служения и в процессе материального бытия, когда человек, так или иначе, вынужден удовлетворять те или иные свои потребности, не связанные напрямую с преданным служением. Но при всем этом сосредоточение человека на Боге никогда не влечет за собой постижение Абсолютной Истины, Бога Кришны. Это – уже ошибка. Бог Кришна Непостижим. Возможен только вход в Бога, вход постепенный, как наполнение Богом души, как развитие Божественных качеств, но на уровне человека и его возможностей и не более того.
Человек, познавший безличное брахмаджьоти или Параматму, пребывающую в сердце, не обладает совершенным знанием об Aбсолютной Истине: его знание лишь частично. Полностью познать Aбсолютную Истину - значит познать Кришну, ибо человеку, обладающему сознанием Кришны, открываются все тайны духовной науки.
БОГ: Безличного брахмаджйоти нет, не существует у Бога. Невозможно познать то, чего нет. Это всего лишь спекуляция ума. Также, нет параматмы. Есть Личность Бога, непосредственно присутствующая в живом существе Своим полным целым. Также, совершенным знанием о Боге Кришне не обладает никто. Никто не может познать Бога Кришну. Также, все знания, изложенные в Новых Святых Писаниях ни есть тайная духовная наука.
Достигнув совершенства в сознании Кришны, человек избавляется от всех сомнений и понимает, что Кришна является высшим объектом познания.
БОГ: Человек никогда не достигает совершенства в сознании Бога Кришны. Также, никогда Бог преданного Бога Кришны не избавляет от всех сомнений. Ибо сомнения есть путь к духовному развитию и преданному всегда есть, куда развиваться.
Разные виды йоги - это лишь разные этапы на пути сознания Кришны. Тот, кто идет путем сознания Кришны, естественным образом обретает совершенное знание о брахмаджьоти и Параматме. Занимаясь йогой сознания Кришны, человек в совершенстве познаСт все: Aбсолютную Истину, живые существа и материальную природу во всех их многообразных проявлениях.
БОГ: Разные виды йоги даются людям Самим Богом в соответствии с Планом Бога на материальное и духовное развитие каждого. Все йоги, кроме карма-йоги, гйана-йоги и бхакти-йоги, есть только подступы к преданному служению. Они развивают в человеке те качества, которые и помогут в свое время перейти к одной из перечисленных Богом авторитетных йог, которые являются преданным служением Богу Кришне. Но также надо знать, что ни карма-йога, ни гйана-йога и ни бхакти-йога не дают в совершенстве познать Бога Кришну, ни живые существа, ни материальную природу. Цель любого связующего процесса с Богом Кришной изначально только в достижении качеств, угодных Богу и приемлемых для перехода на духовный план. А эти качества достигаются только через изучение Святых Писаний и через непосредственно полнообъемное преданное служение, обуславливающее и вход в Бога в необходимой мере.
Заниматься йогой надо так, как предписано в последнем стихе шестой главы «Бхагавад-гиты». Сосредоточить ум на Кришне, Верховном Господе, можно, только преданно служа Ему.
БОГ: Так можно сказать.
Преданное служение Господу состоит из девяти видов, первым и самым важным из которых является шраванам. Вот почему Господь говорит здесь Aрджуне: тач чхрину - «Слушай Меня».
БОГ: В современном мире Бог объявляет Слушание Святых Писаний не самым важным, хотя и приемлемым этапом развития преданного. Наиболее важным является самостоятельное изучение Новых Святых Писаний с возможным впоследствии обсуждением среди преданных тех вопросов, где человек вошел в сомнение или не понял смысл или не согласен, если исходить из его качеств и ступени материального и духовного развития.
Нет наставника более великого, чем Кришна, поэтому тот, кто слушает Его, получает редчайшую возможность обрести совершенное сознание Кришны.
БОГ: Невозможно этот аргумент принять в защиту слушания Святых Писаний. Передача Богом Кришной Святых Писаний на поле битвы Курукшетра через непосредственный диалог с Арджуной есть событие уникальное, недоступное людям и потому ориентировать их на пример этого диалога нельзя. Арджуна не слушал, а участвовал Волею Бога в процессе передачи Писания людям. Также, в современном мире слушание считается самой пассивной частью преданного служения, многие преданные просто засыпают, не вникая мыслью, не входя во внутренний диалог с Богом в себе, не наслаждаются, не стараются сосредоточиться, не работают духовно в полной и необходимой мере. Только самостоятельное прочтение, только повышенный интерес, только полученное от Бога желание постичь Слово Бога может принести пользу преданному и развить в нем устремление к практическому применению полученных духовных знаний.
Духовное знание надо получать либо от Самого Кришны, либо от Его чистого преданного, а не от мирского выскочки, кичащегося своей образованностью.
БОГ: Совершенные Духовные Знания человек получает из Святого Писания, непосредственно переданного в материальный мир через уполномоченное воплощение Бога. От Самого Бога Кришны все получают Духовные Знания опосредствованно, через книгу, а также через духовную практику, которая Слово Бога вводит в понимание преданного и утверждает в нем ум и качества человека. Также, чистых преданных у Бога Кришны в материальном мире нет. Далеко не каждый преданный может легко оперировать Совершенными духовными знаниями и доносить их суть до других людей, при этом не искажая смысл, суть, само Слово Бога, без личных ошибочных интерпретаций.
Процесс постижения Кришны, Верховной Личности Бога, Aбсолютной Истины, описан во второй главе Первой песни «Шримад-Бхагаватам»:
шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах
хридй антах-стхо хй абхадрани
видхуноти сухрит сатам
нашта-прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики тада раджас-тамо-бхавах
кама-лобхадайаш ча йе
чета этаир анавиддхам
стхитам саттве прасидати
эвам прасанна-манасо
бхагавад-бхакти-йогатах
бхагават-таттва-виджнанам
мукта-сангасйа джайате
бхидйате хридайа-грантхиш
чхидйанте сарва-самшайах
кшийанте часйа кармани
дришта эватманишваре
«Слушание повествований о Кришне, изложенных в ведических писаниях, или слов Самого Кришны в «Бхагавад-гите» само по себе праведно.
БОГ: Слушание Святого Писания благотворно, но не есть важная часть преданного служения или очень незначительная часть, которая ни есть результат старания или особых усилий преданного, также не считается жертвоприношением преданного. Бог Кришна рекомендует самостоятельное и усердное изучение Святого Писания в домашней обстановке, не менее полутора часов в день.
Господь Кришна, пребывающий в сердце каждого, действует как лучший друг преданного, неустанно слушающего о Нем, и очищает его сердце от материальной скверны.
БОГ: Бог Кришна расположен не в сердце живых существ, Личность Бога, не параматма, пронизывает тело живых существ и остается в каждой его точке полным Своим целым. Также, Бог не действует в человеке и вне его как его друг. Бог есть Высший Управляющий Своим творением и работает с каждым живым существом, как Творец, Тот, Кто развивает Свое творение. Никогда также просто через слушание Святых Писаний Бог никого не очищает. Очищение может быть только через путь полного преданного служения. Причем очищение надо понимать, как развитие качеств высокого духовного порядка, тех качеств, через которые Бог и будет выводить человека за пределы материального существования и что достигается преимущественно через изучение Святых Писаний и духовные практики. Само слушание Святых Писаний считается положительным действом в преданном служении, но не активным, не достаточным для подъема преданного на более высокую ступень материального и духовного развития.
Тогда в сердце преданного естественным образом пробуждается духовное знание.
БОГ: Не может через слушание Святых Писаний пробуждаться в преданном то, что в нем еще и не было. Духовные Знания не будятся, а привносятся и развиваются в человеке через непосредственное изучение Святых Писаний и исполнения практики преданного служения. Другого пути вхождения их в человека не существует.
Продолжая слушать о Кришне от преданных и читать «Шримад-Бхагаватам», человек утверждается на пути служения Господу.
БОГ: Шримад-Бхагаватам объявляется Богом Кришной неавторитетным писанием. Это писание основано на преимущественно вымышленных образах и ведических мифах, ориентирует на мифических героев и мудрецов, полубогов и богинь, никак не может соответствовать уровню материального и духовного развития современного человека, есть пустая трата времени, есть неавторитетные примеры преданного служения, есть не отвечающая истине религиозного направления информация, которая вводит человека в заблуждение, дает неверные ориентиры в преданном служении, сказочно преподносит строгие требования Бога, изобилует фантастическими сюжетами, наводнено событиями, которые никогда не имели место, которые неверно трактуются и направляют человека по ложным и противоречивым сюжетам и их следствиям, заставляя преданного ссылаться на то, что неугодно Богу, не истинно, не есть совершенные знания, не есть путь развития человека.
Совершенствуясь в преданном служении, он выходит из-под влияния гун страсти и невежества и таким образом постепенно избавляется от вожделения и жадности.
БОГ: Подъем по ступеням преданного служения возможен только в процессе самого преданного служения и непременно изучения Святых Писаний. Также, выйти полностью из-под влияния гунн материальной природы не может никто, ибо эти иллюзорные энергии Бога неутомимо работают в материальном мире, как с преданными, так и материальными людьми, и непременно Волею Бога направляют преданного на материальное и духовное развитие. Именно гунна страсти делает преданного привязанным к преданному служению и не мыслящему без него своего существования, более не желая ни на что направлять ни свои физические ни свои умственные усилия. Также, в каждом преданном непременно присутствует толика и невежества, которая дает непонимание в Святом Писании, заставляет преданного нервничать, переживать, искать ответы, просить Бога, просматривать всю духовную литературу и в итоге находить Милостью Бога тот или иной ответ и направляться дальше.
Очистившись от этой скверны, он достигает уровня чистой благости и, черпая радость в преданном служении, постигает науку о Боге во всех ее аспектах.
БОГ: Никто в материальном мире уровня чистой благости не достигает. Также и на духовном плане. Чистая благость присутствует только в Боге Кришне. Также, постичь науку о Боге невозможно. Ибо речь может быть только об изучении Святых Писаний и в лучшем случае речь может идти об утверждении в них. Но это возможно через долгое преданное служение. Также, Святые Писания нельзя называть наукой о Боге. Слово «наука» здесь неприменимо никак. Когда человек говорит о науке о Боге, он, несомненно, находится в гунне невежества. Сам Бог Кришна так Святые Писания никогда не называет и не объявляет. Также, Знания о Боге невозможно постичь во всех аспектах, ибо те знания, которые Бог дает человеку через Святые Писания, на самом деле ориентированы на уровень развития и потенциального развития человека, даны для того, чтобы человек имел хоть такие знания о Боге. Но должно быть понятно, что эти знания, ориентированные на человека, не есть истинные Знания о Боге, ибо истинные Знания постичь человеку невозможно, не по уму, не по развитию, не по качествам. Также, Знания о Боге не касаются человеческой сферы или всего творения, но за пределами.
Так бхакти-йога разрубает тугой узел материальных привязанностей в сердце человека, и тогда он сразу избавляется от всех сомнений (асамшайам самаграм) и постигает Высшую Aбсолютную Истину, Личность Бога» (Бхаг., 1.2.17 - 21).
БОГ: Разрубает Бог. Но не в сердце человека, а в его несовершенных качествах и только средствами преданного служения и только достаточно длительными при наличии старания преданного. Также не полностью разрубает, ибо человек и на духовный план приходит с остатком материальных привязанностей, которые Бог постепенно убирает преданным служением на духовном плане. Также, полностью человек никогда от всех сомнений не избавляется, ибо сомнения всегда дает Бог, направляя сам ум человека на сомнения, ибо Духовные Знания в человеке всегда не совершенны и ему есть в чем сомневаться, ибо это также средство, которое Бог употребляет для развития человека, его знаний и качеств.
Итак, постичь науку о Кришне можно, только слушая слова Кришны или Его преданного, обладающего сознанием Кришны.
БОГ: Процесс слушания не есть действенный путь в материальном мире для преданных, не рекомендуется, как успешный путь, направляющий на выход за пределы материального существования.
ТЕКСТ 2
джнанам те 'хам са-виджнанам
идам вакшйамй ашешатах
йадж джнатва неха бхуйо 'нйадж
джнатавйам авашишйате
джнанам - знание о материальном мире; те - тебе; ахам - Я; са - вместе с; виджнанам - духовным знанием; идам - это; вакшйами - изложу; ашешатах - полностью; йат - которое; джнатва - познав; на - не; иха - здесь (в этом мире); бхуйах - более; анйат - другое; джнатавйам - то, что необходимо знать; авашишйате - остается.
Сейчас Я открою тебе во всей полноте знание о материальной и о духовной природе. Когда ты овладеешь им, для тебя уже не останется ничего непознанного.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «2. Я полностью объясню тебе это знание с его практическим применением, познав которое, ни в этом мире, ни в следующей жизни ничего непознаваемого не остается.».
КОММЕНТAРИЙ: Совершенное знание - это знание о материальном мире, о стоящей за ним духовной природе и об источнике их обоих. Такое знание называют трансцендентным.
БОГ: Трансцендентное, чисто духовное совершенное знание может относиться строго к Личности Бога и непременно к практике преданного служения. Все другие совершенные знания считаются вторичными.
Господь хочет открыть это знание Aрджуне, потому что Aрджуна - Его преданный и близкий друг. Господь уже говорил об этом в начале четвертой главы, и здесь Он снова подтверждает, что совершенное знание может получить только преданный, который принадлежит к парампаре, ведущей начало от Самого Господа.
БОГ: На период диалога с Богом Арджуна не был преданным Бога Кришны ни по каким своим качествам и проявлению. Также, он не был другом Бога Кришны, хотя иллюзорные энергии Бога именно такую ситуацию и создавали. Никто не может быть другом Бога Кришны. Между Богом и творением не может быть никаких отношений.
Поэтому мы должны воспользоваться своим разумом и попытаться постичь источник всего знания - Господа, который является причиной всех причин и единственным объектом медитации во всех системах йоги.
БОГ: Постичь Бога Кришну невозможно. Бог НЕПОСТИЖИМ.
Познав причину всех причин, человек обретет совершенное знание и для него уже не останется ничего непознанного.
БОГ: Невозможно постичь Бога Кришну. Такое понимание есть невежество.
Веды (Мундака-упанишад, 1.1.3) подтверждают это: касмин ну бхагаво виджнате сарвам идам виджнатам бхаватити.
ТЕКСТ 3
манушйанам сахасрешу
кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам
кашчин мам ветти таттватах
манушйанам - людей; сахасрешу - среди многих тысяч; кашчит - кто-либо; йатати - стремится; сиддхайе - к совершенству; йататам - стремящихся к совершенству; апи - воистину; сиддханам - тех, кто достиг совершенства; кашчит - кто-либо; мам - Меня; ветти - знает; таттватах - воистину.
Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «3. Из многих тысяч людей найдется может быть один, кто устремлен к совершенству. Из тех, кто так устремлен и кто уже достиг успех, едва ли найдется кто-то, кто действительно знает Меня.».
КОММЕНТAРИЙ: Из многих тысяч людей самых разных типов едва ли один может по-настоящему заинтересоваться самоосознанием и попытаться узнать, какова природа души и тела и что представляет собой Aбсолютная Истина.
БОГ: Так можно сказать. Однако, речь идет не о самосознании, а о Личности Бога, о качествах Бога, о стремлении человека понять, Кто есть Личность Бога. И люди идут по этому пути, изучают разные Святые Писания разных религий, занимаются духовными практиками, ищут Бога мыслью, пытаясь понять, как Бог работает в материальном мире, как Всевышний Управляет материальным миром, каково его Тело, Форма, как он присутствует в живых существах и в материальной природе… Но стих о том, что как бы человек не старался, он никогда ни через какие практики, ни через какие Святые Писания не может постичь качества Бога, понять о Боге в полном объеме. Никакие усилия, никакие старания, никакой мыслительный процесс не могут дать человеку полное представление о Творце. Никакие чувства человека, никакие практики, никакие науки, никакие просьбы к Богу в этом плане не в помощь человеку. Устремление к совершенству разумные люди связывают с духовными практиками, с изучением Святых Писаний, с совершенными качествами, с мыслительным процессом, направленным на Бога. Все это помогает развитию человека и в материальном плане и в духовном, все это дает человеку также возможность входить в Бога, ощущать его присутствие в себе, также человек может начинать видеть, как Бог Управляет в нем и мыслительным процессом, и чувствами, и желаниями, также человек может видеть, как Бог присутствует и в других людях… но при всем этом такой старающийся человек понимает, что постичь Бога невозможно, что Бог реально Непостижим и недостижим, что неисповедимы пути Бога в материальном мире, Бог Непостижим в Великом многообразии Своих Божественных проявлений, Его невозможно предсказать по Его делам, по тому, как Он ведет каждого человека, как Бог ниспосылает наказания и как Бог Милует, как Бог вовлекает человека в материальные игры и роли и как помогает человеку извлекать из них свои Уроки и Наставления, Бог непредсказуем в и работе над одним человеком и над государствами, работа Бога непредсказуема и в материальной природе, и непонятно, за что Бог награждает и за что лишает последнего, как Бог дает материальные и духовные знания человеку и поддерживает их, как Бог помогает материальному человеку через Божественные иллюзорные энергии видеть себя творящим, достигающим, управляющим при всем при том, что душа сама по себе есть просто недвижимая энергия Бога… Как вообще Бог работает с душой, что она видит во всем причиной только себя и свои желания...
Интересы большинства людей сводятся к удовлетворению животных потребностей: в еде, сне, защите и сексе, и почти никого не привлекает трансцендентное знание.
БОГ: В стихе об этой ступени материального развития речь не идет. Но о людях, которые уже достигли те качества, которые и позволяют им радеть о своем материальном и духовном развитии, чей ум Бог устремил к Богу и кто уже не может не привлечься Богом, Божественными качествами, Божественным присутствием в материальном мире и кто задался целью понять, Кто есть Личность Бога и каковы Божественные качества, как Он приходит в материальный мир, как Он Управляет материальным миром, кто есть человек перед Лицом Бога, какие здесь возможны отношения, как смотрит Бог на Свое творение, куда Бог Свое творение ведет, как работает Бог, или Бог просто созерцает, или Бог полностью отрешен… но тогда как можно Управлять человеком, каков Божий суд, какова степень греховности творения, как Бог определяет грех человека, может ли Бог попускать человеку… Обычный материальный человек может в этом направлении мыслить едва. Но тот, кто уже идет по пути преимущественно духовного развития, включая и преданных, такие люди уже могут получать от Бога многие и многие вопросы о Личности Бога. Именно о ЛИЧНОСТИ БОГА, а не о своей природе, не о себе, не о самосознании, а именно о Боге. И Бог дает им желание направленно изучать Святые Писания, Бог заставляет ум такого человека концентрироваться на всех отдельных качествах Бога, упоминаемых в Писаниях. Однако, немногие знают, что надо все же не пытаться качества Бога истолковывать вне Писаний, подходя к этому вопросу слишком обеспокоенным или привязанным умом. Не следует на качествах Бога строить домыслы. Любые дополнения, если им быть, дает Бог через Свои уполномоченные воплощения непосредственно.
Первые шесть глав «Гиты» предназначены для тех, кто стремится обрести трансцендентное знание, то есть постичь природу души и Сверхдуши с помощью методов гьяна-йоги и дхьяна-йоги и научиться отделять свое «Я» от материи, однако никто из этих людей не может постичь Кришну, Верховную Личность Бога.
БОГ: Первые шесть глав есть Совершенные Духовные Знания, однако, не суженные до двух вопросов – о душе и сверхдуше. Также, приведенные йоги не следует трактовать, как те духовные практики, которые учат отделять некое свое «я» от материи. Ибо цель любой йоги изначальная есть только и единственно постижение Бога Кришны (не параматмы, ее не существует), умение концентрироваться на Боге Кришне, направлять на Бога достаточно устойчиво свой мыслительный процесс, входить в Бога, постижение Бога в себе.
Постичь Кришну могут только те, кто обладает сознанием Кришны. Другие искатели Aбсолютной Истины могут постичь безличный Брахман, поскольку это гораздо легче, чем постичь Кришну.
БОГ: Преданные Бога Кришны не могут постичь Бога Кришну. Это невозможно и недостижимо. Но через практику преданного служения преданные могут входить в Бога, наполняться Богом, чувствовать в себе Бога, видеть в себе и вне себя работу Бога. Если же человек не занят преданным служением Богу Кришне, то и ему Бог может дать согласно Воле и Плану Бога некоторые духовные практики, касательно сосредоточения на Боге Кришне в себе. Так может быть. Этот путь возможен до ступеней преданного служения, и он также может стать стартовым к преданному служению, но в свое время. Но постижение Бога в таком случае никак не есть постижение абсолютное, но частичное, регулируемое Богом, дающее те основы понимания духовного направления, которые в свое время и приведут к полноценному преданному служению. Но говорить о постижении Безличного Брахмана невозможно, ибо безличной ипостаси у Бога Кришны не существует. Можно лишь говорить о начальной ступени постижения Личности Бога.
Но Кришна - это Верховная Личность, и, чтобы постичь Его, недостаточно обладать знанием о Брахмане и Параматме.
БОГ: Чтобы постигать, входить в Бога Кришну, необходимо заниматься полноценным преданным служением и соответствующими духовными практиками. Также, не следует говорить не о безличном брахмане, не о параматме, но только о Личности Бога.
Попытки йогов и гьяни постичь Кришну, как правило, заканчиваются неудачей. Хотя величайший из имперсоналистов, Шрипада Шанкарачарья, в своем комментарии к «Бхагавад-гите» признал Кришну Верховной Личностью Бога, его последователи отказываются считать Кришну таковым.
БОГ: Верховная Личность Бога не нуждается в том, чтобы Его кто-то признавал. Более того, такой человек, который берет на себя такие функции, есть самый греховный из всех греховных людей в материальном мире. Человек не должен говорить «признаю» или «не признаю», а должен смиренно принимать над собой Бога, без рассуждений, без проявления личной значимости в этом вопросе, без рассуждений. Иное понимание есть тягчайший и наказуемый грех.
Это говорит о том, что понять истинную природу Кришны очень трудно даже тому, кто достиг духовного уровня, уровня безличного Брахмана.
БОГ: Истинная природа Бога Кришны изначально ДУХОВНАЯ. Трудно тому это понять, кто наделен слишком беспокойным материальным умом, кто много пытается на эту тему рассуждать и философствовать. Природу Бога нужно принять. Но если человек по своим качествам стоит на достаточно низких ступенях материального и духовного развития, то такому человеку Бог не даст необходимое понимание и он будет на эту тему искать ответ до тех пор, пока Волею Бога не разовьет в себе те качества высокого порядка, которые и будут достаточны, чтобы человек мог смиренно принять без рассуждений и философствований Совершенные Духовные Знания, которые и дадут ему правильное и единственное Знание о Личности Бога.
Кришна - Верховная Личность Бога, причина всех причин, предвечный Господь Говинда. Ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах анадир адир говиндах сарва-карана-каранам.
БОГ: Так можно сказать.
Непреданным чрезвычайно трудно постичь Его. Хотя они и заявляют, что путь бхакти, или преданного служения, слишком легок, сами они не способны следовать по нему. Если путь бхакти так легок, как утверждают непреданные, то почему же они выбирают трудный путь? На самом деле идти путем бхакти совсем не легко. Легким может казаться так называемый путь бхакти, по которому следуют не сведущие в этой науке самозванцы, но, когда философы-гьяни пытаются заниматься бхакти-йогой по-настоящему, в соответствии с предписаниями шастр, они быстро сходят с этого пути.
БОГ: Что касается непреданных, то вопрос о том, легко ли постичь Бога Кришну, их не должен касаться, и преданным на эту тему не следует как-то рассуждать. Эти вопросы не человеческого порядка, их решает Бог. Бог Знает, кто и на какой ступени своего материального и духовного развития стоит и кому пора уже начинать свой путь к Богу, а кто должен добирать качества, ибо без качеств невозможно к преданному служению сколько-нибудь приблизиться и тем более не разрешим вопрос касательно постижения Бога Кришны даже в очень небольшой степени. Также, никто из непреданных особо не может, не уполномочен Богом рассуждать о том, насколько путь преданного служения прост или нет. В свое время каждому предстоит идти именно этим путем, и каждый в свое время может на себе увидеть, как этот путь на самом деле не прост, как он долог, как он вовлекает в себе всецело человека, включая его ум, разум, чувства, желания, тело, душу, мыслительный процесс, память, настрой… Никому в этом пути не легко, но всех и каждого ведет Бог, Бог постоянно помогает преданному преодолевать все трудности преданного служения и дает все необходимое, чтобы постоянно преданного поддерживать в этом направлении.
В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.101) Шрила Рупа Госвами пишет:
шрути-смрити-пуранади-
панчаратра-видхим вина
аикантики харер бхактир
утпатайаива калпате
«Тот, кто пытается служить Господу, пренебрегая указаниями Упанишад, Пуран, «Нарада-панчаратры» и других авторитетных ведических писаний, только нарушает покой общества». Имперсоналист, осознавший Брахман, или йог, постигший Параматму, не способны постичь Верховного Господа Кришну, который стал сыном Яшоды и колесничим Aрджуны.
БОГ: Упанишады, Пураны, ««Нарада-панчаратра» - в современном мире считаются неавторитетными писаниями и о них упоминать в Бхагавад-Гите нельзя, как и ссылаться, как и рекомендовать. Также, преданные не должны рассуждать в Бхагавад-Гите на темы параматмы и брахмана. В человеке не присутствует параматма, но Сам Бог Кришна полным Своим целым. Также, у Бога Кришны нет безличной ипостаси. Также, следует не упоминать в Бхагавад-Гите мифические персонажи (Яшода), не следует Бога Кришну называть колесничим Арджуны.
Даже великие полубоги иногда приходят в недоумение, наблюдая за действиями Кришны (мухйанти йат сурайах). Мам ту веда на кашчана: «Никто не знает Меня таким, какой Я есть», - говорит Господь.
БОГ: Нет полубогов, ни великих, ни не великих. Никаких. Это вымышленные персонажи.
Великая душа, которой удалось постичь Кришну, встречается очень редко (са махатма су-дурлабхах). Даже если человек великий ученый или философ, пока он не встанет на путь преданного служения Господу, он не сможет постичь Кришну таким, какой Он есть (таттватах).
БОГ: Нет такой великой души, которая смогла бы постичь Бога Кришну, как и вообще у Бога нет великих душ. Большой труд Бог вкладывает в живое существо, пока поднимет его с малейших и мельчайших форм существования до тела человека и в теле человека доведет до уровня преданного служения. Но и в преданном служении человек никогда не сможет постичь Бога Кришну, как Он есть.
Только чистые преданные могут до какой-то степени познать непостижимые божественные качества Кришны, причины всех причин: Его безграничное могущество и великолепие, Его богатство, славу, силу, красоту, знание и самоотречение, - ибо Кришна всегда благоволит к Своим преданным. Он - высшая ступень осознания Брахмана, и воистину познать Его могут только преданные.
БОГ: Чистых преданных у Бога нет. Также, приведенные качества Бога человеком понимаются на уровне его ограниченного ума. Постичь, что скрывается за этими качествами преданный не может доподлинно, но в своей мере.
атах шри-кришна-намади
на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй адах
«Кришну невозможно постичь с помощью грубых материальных органов чувств. Но Он Сам открывает Себя Своим преданным, довольный их трансцендентным любовным служением Ему» (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234).
ТЕКСТ 4
бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир эва ча
аханкара итийам ме
бхинна пракритир аштадха
бхумих - земля; апах - вода; аналах - огонь; вайух - воздух; кхам - эфир; манах - ум; буддхих - разум; эва - безусловно; ча - и; аханкарах - ложное эго; ити - таким образом; ийам - эта; ме - Моя; бхинна - отделенная; пракритих - энергия; аштадха - состоящая из восьми видов.
Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго - эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «4.Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, также непременно разум, ложное эго – все это Мои разделенные энергии, всего восемь».
КОММЕНТAРИЙ: Наука о Боге рассматривает природу Всевышнего и разных видов Его энергии.
БОГ: Надо говорить не о науке о Боге, а о Совершенных Духовных Знаниях. Нельзя уподоблять Совершенные Духовные Знания знаниям материальным, ибо понимание «наука» Бог дал в материальный мир строго для материальных знаний, и к духовным Знаниям это слово не должно быть употребляемо.
Материальную природу называют пракрити, или энергией Господа, которую Он проявляет через Свои пуруша-аватары. В «Сатвата-тантре» сказано:
вишнос ту трини рупани
пурушакхйанй атхо видух
экам ту махатах сраштри
двитийам тв анда-самстхитам
тритийам сарва-бхута-стхам
тани джнатва вимучйате
«Чтобы создать материальный мир, полная экспансия Господа Кришны, Вишну, принимает три облика. Первый из Них - Маха-Вишну, Он создает совокупность материальной энергии, называемую махат-таттвой. Второй - Гарбходакашайи Вишну, который входит в каждую вселенную, чтобы создать там многообразие жизни. Третий, Кширодакашайи Вишну, как вездесущая Сверхдуша, Параматма, пронизывает все вселенные. Он пребывает даже в атомах. Каждый, кто постиг этих трех Вишну, сможет освободиться из материального плена».
БОГ: Эти знания о сотворении материального мира Бог называет неавторитетными, не отражающими Истину, есть те знания, которые можно было дать людям низкой ступени общечеловеческого развития, чтобы закрыть те темы касательно творения материального мира, которые постоянно людьми поднимались, ибо надо было дать некие исчерпывающий знания, которые бы больше не отвлекали людей от Знаний Совершенных, Знаний Высокого духовного уровня и также чтобы люди не спекулировали умом и не додумывали этот вопрос, основываясь на еще более примитивных знаниях, предшествующих этим, о сотворении мира. На самом деле материальный мир был создан Богом Единолично, поэтапно, создавался миллионы лет. Бог Кришна не принимал никакие три облика, нет у Бога Кришны никакой экспансии Вишну, нет также Маха-Вишну, нет Гарбходакашайи-Вишну, нет Кширодакашайи Вишну, нет вездесущей сверхдуши, параматмы. Есть Бог, Единый, Неразделимый, Вездесущий, Извечный, Изначальный, Абсолютная Верховная Личность, БОГ КРИШНА, ЕДИНОЛИЧНО ТВОРЯЩИЙ.
Материальный мир - это временное проявление одного из видов энергии Господа. Всеми процессами в этом мире управляют три Вишну, экспансии Господа Кришны. Их называют пуруша-аватарами.
БОГ: Нет, не существует пуруша-аватар. Материальным миром, как и духовным Единолично Управляет только Бог Кришна. Нет у Бога Кришны никаких экспансий. Это надо принять.
Те, кто не сведущ в науке о Боге (Кришне), считают, что материальный мир создан для того, чтобы живые существа могли удовлетворять потребности своих чувств, и что живые существа сами являются пурушами - источниками материальной энергии и ее полновластными хозяевами.
БОГ: Вопросы о том, кто и что считает в материальном мире, не должны рассматриваться в Бхагавад-Гите. Это все есть ступени развития людей и каждый мыслит и понимает так, как ему позволяет Бог на его ступени материального и духовного развития. Нет ни одного человека, которы й в свое время не будет приведен к преданному служению, к духовным практикам и также изучению Святых Писаний.
«Бхагавад-гита» признает это атеистическое заключение ложным.
БОГ: любое атеистическое знание дается материальным людям согласно их ступени материального и духовного развития и поддерживается Богом как единственно возможное для них мировоззрение материального и религиозного порядка в соответствии с их общей ступенью развития на данный период материального существования. В свое время, вследствие круговорота сансары Бог поднимает каждого в плане развития качеств, угодных Богу, и которые одни открывают врата к преданному служению и к Совершенным Знаниям высокого религиозного уровня.
В данном стихе говорится, что первопричина возникновения всего материального мира - Кришна.
БОГ: Так есть.
Это также подтверждается в «Шримад-Бхагаватам».
БОГ: Шримад-Бхагаватам не следует упоминать в Бхагавад-Гите, ибо это писание изобилует многими ошибками и в переводе и в толковании стихов, как и основано это Писание на вымышленных сюжетах и никогда не существующих мифических образах.
Различные элементы материального космоса являются составляющими отделенной энергии Господа.
БОГ: У Бога Кришны нет ничего, что было бы от Бога отделено и существовало само по себе. Материальные энергии Бога НЕОТДЕЛИМЫ от Бога.
Даже брахмаджьоти, высшая цель имперсоналистов, - не что иное, как духовная энергия, проявленная в духовном небе.
БОГ: Не существует брахмаджйоти.
В брахмаджьоти нет духовного разнообразия, которое царит на планетах Вайкунтхи, и все же имперсоналисты считают брахмаджьоти своей высшей целью и вечной обителью.
БОГ: Рассуждения о некоей брахмаджйоти есть недопустимые рассуждения в Бхагавад-Гите. Что и для кого и какая цель – этот вопрос не должен волновать преданных. Каждому человеку на пути к преданному служению Бог дает свое понимание, свои авторитетные и не авторитетные источники, свой мыслительный процесс, свое мировоззрение и это не должно обсуждаться преданными.
Что касается вездесущей Параматмы, то это временное проявление Кширодакашайи Вишну.
БОГ: Нет вездесущей параматмы, нет Кширодакашайи Вишну. Есть Бог Кришна, Неделимый, Изначальный, Единый.
Параматма не является вечной, ибо этого проявления Господа не существует в духовном мире.
БОГ: Нет параматмы нигде, ни в материальном мире, ни на духовном плане.
Таким образом, высшее проявление Aбсолютной Истины - это Верховная Личность Бога, Кришна. Он - изначальный источник всей энергии и Ему подвластны все ее виды: и отделенная энергия, и внутренняя.
БОГ: У Бога нет отделенной энергии. Это абсурд. У Бога нет ничего, что не было бы Самим Богом. Речь может только идти о ступени развития любой входящей в Бога энергии.
Материальная энергия, как уже было сказано, состоит из восьми первоэлементов. Первые пять из них - землю, воду, огонь, воздух и эфир - называют пятью гигантскими или грубыми элементами, в которых заключены пять объектов чувственного восприятия: материальный звук, осязательное ощущение, форма, вкус и запах.
БОГ: Надо говорить не о гигантских, а о грубых элементах.
Материалистическая наука ограничивается изучением лишь этих десяти элементов, оставляя в стороне три других элемента: ум, разум и ложное эго. Ученые, исследующие различные психические процессы, также не обладают совершенным знанием, поскольку им неизвестен первоисточник всего сущего, Кришна
БОГ: Материальная наука создана Богом, есть творение Бога. На что Бог направляет материальных людей, то они и изучают. Материальный мир не может Волею Бога быть направленным на Источник материального творения, т.е. на Бога Кришну. Материальный мир призван Богом развиваться за счет материальной деятельности, за счет материальных наук, за счет материальной практики. Материальный мир есть абсолютное средство Бога для развития живых существ и использует Волею Бога преимущественно материальные инструменты для развития всех и каждого, и винить его, материальный мир, людей, нельзя. Ибо никто не может отклониться от Воли Бога и взять за основу мыслительный процесс вне Воли и Плана Бога.
. Ложное эго, которое проявляется в понятиях «я» и «мое» и составляет основу материальной жизни, включает в себя также десять органов тела, участвующих в материальной деятельности.
БОГ: Ложное эго дано каждому живому существу Богом, есть то, что и определяет развитие живых существ и в материальном и в духовном направлении. Поэтому не следует осуждать материальных людей в эго, ибо и преданные Бога Кришны без этой энергии не смогут ни осознавать себя, ни развиваться, ни преданно служить, ни вовлекаться в материальные развивающие игры и роли. Все это Бог дает только через осознание своего я, которое должно как показывать человеку, что все можно достигать через свои собственные усилия, через труд, через желания, через удовлетворение чувств. Ложное эго есть инструмент Бога, который никак не может быть убран ни в материальном мире, ни на духовном плане.
Слово буддхих (разум) также указывает на совокупность элементов материального творения, называемую махат-таттвой.
БОГ: Разум есть Сам Бог в человеке, Управляющий человеком через божественные энергии. Ни на какую совокупность элементов материального творения он не указывает. Это просто энергия Бога, присутствующая в человеке, в любом живом существе, которая также помогает человеку в некоторой степени контролировать свои поступки, труд, отношения, связи и зависимости. Никогда разум не следует ставить на один уровень с другими материальными грубыми энергиями. Но в стихе надо было ум, разум и эго выделить, показать, что они существуют, это факт, они есть энергии Бога, они всегда присутствуют в материальном мире, как и другие материальные энергии Бога, и имеют отношение к живым существам или неотъемлемы от них.
Таким образом, из восьми элементов, составляющих отделенную энергию Господа, возникают двадцать четыре элемента, из которых состоит весь материальный мир и которые являются предметом изучения атеистической философии санкхьи; изначально эти элементы - порождения отделенной энергии Кришны,
БОГ: Восемь перечисленных энергий Бога ни есть отделенная энергия Бога. Также, если говорить о тех энергиях Бога, которые эти восемь порождают, то их не двадцать четыре – их не счесть. Но и то, что указано, тоже имеет место быть.
но приверженцы атеистической санкхьи не знают, что Кришна - причина всех причин. Философия санкхьи ограничивается лишь изучением различных проявлений внешней энергии Кришны, описанных в «Бхагавад-гите».
Рег.№ 0317319 от 17 мая 2020 в 21:33
Другие произведения автора:
БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ. ГЛАВА 27. РАБОТА. ЧАСТЬ 1. РАБОТА, КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ.
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. КАРМА-ЙОГА. СТИХ.8-13.
93.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 14. ТЕКСТ 6-10.
Нет комментариев. Ваш будет первым!