34.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 1-5.

34.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 1-5.

 
 

 

Глава 6. Дхьяна-йога

 

 

ТЕКСТ 1

 

шри-бхагаван увача

анашритах карма-пхалам

карйам карма кароти йах

са саннйаси ча йоги ча

на нирагнир на чакрийах

шри-бхагаван увача - Господь сказал; анашритах - тот, кто не ищет прибежища; карма-пхалам - в плодах своего труда; карйам -  тот, который следует делать; карма - труд; кароти - выполняет; йах - который; сах - он; саннйаси - живущий в отречении от мира; ча - также; йоги - йог; ча - также; на - не; них - без; агних -  огня; на - ни; ча - также; акрийах - не исполняющий свой долг.

 

Верховный Господь сказал: Тот, кто не привязан к плодам своего труда, но действует, верный своему долгу, воистину живет в отречении от мира. Именно он - настоящий йог, а не тот, кто не зажигает огня и не выполняет своих обязанностей.

 

 

 

 

БОГ: Неверный перевод. Точный перевод: «1.Шри-Бхагаван Сказал. Тот, кто не укрывается в плодах работы, но исполняет ее, как долг, он в отречении, он также йог (преданный), не без огня, не без обязанностей.».

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: В этой главе Господь описывает практику восьмиступенчатой йоги, позволяющую обуздать ум и чувства.

 

БОГ: Неверно. В стихе нет упоминания о практике восьмиступенчатой йоги. Речь идет о преданном Бога Кришны. Если человек не укрывается в плодах своей работы (анашритах карма-пхалам) и выполняет ее в состоянии отрешения, т.е. как долг (карйам карма кароти йах), этот человек есть тот, кто занят карма-йогой, он отрешен, и он в связующем с Богом Кришной процессе (са саннйаси ча йоги ча ), но при этом не без огня, т.е. сжигает в себе привязанность к объектам материального мира (на нирагнир), не без обязанностей (на ча акрийах), т.е. не отстранен от работы, от других обязанностей, руки не освобождены, не занят отрешением от мира. Речь о преданном Бога Кришны, который находится в связующем процессе с Богом через работу, карма-йогу. Ни о какой мистической йоге речи нет в стихе.

 

 

 

 

 

 

 

 Однако обыкновенным людям, особенно в век Кали, очень трудно заниматься этим видом йоги. Рекомендуя в этой главе систему восьмиступенчатой йоги, Господь тем не менее подчеркивает, что метод карма-йоги, деятельности в сознании Кришны, гораздо лучше.

 

 

 

 

БОГ: Неверный перевод заставляет изощряться комментатора хоть как-то свой перевод согласовывать со сказанным в стихе. Нигде в стихе не сказано, что карма-йога выше (вишишйате), чем восьмиступенчатая йога. Но о карма-йоге речь действительно идет в словах анашритах карма пхалам, что есть не укрывание в плодах работы, т.е. речь идет о непривязанности к плодам работы, что есть карма-йога.

 

 

 

 

 

Каждый в этом мире трудится, чтобы содержать свою семью: никто не работает бескорыстно, не стремясь прямо или косвенно удовлетворить потребности своих чувств. Но человек, достигший совершенства, действует в сознании Кришны, ради Кришны, а не ради того, чтобы насладиться плодами своего труда.

 

 

 

 

БОГ: О человеке, достигшем совершенства, вообще речи не может быть. Совершенство ни в материальном мире, ни на духовном плане человеком не достигается. Совершенен только Бог. Но если речь идет о преданном Бога Кришны, находящимся в связующем процессе с Богом, то такой человек просто имеет свою ступень материального и духовного развития, о которой доподлинно может знать только Бог. Такой человек посвящает плоды своего труда Богу Кришне, но насколько это происходит чисто, он знать не может. Но непременно, будучи несовершенным по своим качествам, он это посвящение своего труда Богу не делает совершенно, его ум еще привязан к материальным объектам, он еще в работе рассчитывает на вознаграждение и непременно прикидывает умом, как бы потратил свои деньги, хотя и допускает, что всем Управляет Бог. Эта ситуация в любом случае свойственна любому человеку в материальном мире, который занимается карма-йогой. Никуда невозможно деться от мыслительного процесса, который дает Бог и который человек все же принимает за себя. Поэтому, этот момент надо понимать, надо в карма-йоге стараться, надо молиться Богу Кришне, чтобы Бог помог входить в Бога, вручать себя Богу, надеяться и уповать на Бога. Это постоянный процесс на уровне мысли должен не ослабевать,  и человек всегда должен понимать, что он далеко не совершенен и только Бог Знает, как он продвигается по пути преданного служения и как ему помочь.

 

 

 

 

Действовать в сознании Кришны - долг каждого живого существа, так как по своей природе все мы - неотъемлемые частицы Всевышнего.

 

 

 

 

БОГ: Действовать в сознании Бога Кришны не есть долг каждого человека, ибо этот путь дается каждому строго в свое время. И пока это время не пришло, материальный человек в этом направлении от Бога долг не получает. Но при этом надо всегда понимать, что этот путь никому не удастся миновать, все дороги материального мира Волею Бога устремляют именно на путь преданного служения и всего, что с ним связано. Но всех обязать начать выполнять этот долг перед Богом невозможно, ибо до этого надо дорасти качествами, что Бог помогает развить человеку в круговороте рождений и смертей, и Сам Лично в свое время приводит человека своим путем к осознанию Бога Кришны, давая желание, давая возможности, давая подходящее окружение, давая нужный мыслительный процесс, давая ситуацию и таким образом постепенно вовлекая  на путь преданного служения.

 

 

 

 

Части тела работают на благо всего тела. Различные органы действуют не ради удовлетворения самих себя, а для того, чтобы удовлетворить потребности всего организма. Точно так же человек, который трудится не ради себя, а ради удовлетворения Высшего Целого, -  это совершенный санньяси, или совершенный йог.

 

 

 

БОГ: Бог не тело и люди не части тела. Не следует упрощать. Бог – Творец. Живые существа – творение Бога, они не могут действовать в унисон с Богом. Их надо развить, постепенно поднимая каждого по ступеням материального и духовного развития. Невозможно человеку сказать, что если он частица Бога,  то непременно должен, как только об этом узнал, начинать свое служение Богу. Все не так. Над каждым Бог трудится скрупулезно, чтобы развить для преданного служения подходящие качества средствами материального мира. А это долгий путь сансары, у каждого живого существа свой, каждый ведом Богом с низших форм существования, в каждого Бог вкладывает неизмеримые Божественные Силы… Каждый преданный дается Богу с Большим трудом. Но и не может быть ошибок или просчетов. Труд Бога абсолютный. Здесь невозможна спешка, невозможно всех под одну гребенку, невозможно через путь приказа… Работа с душой достаточно кропотливое и тонкое дело. Не может удовлетворить Бога тот, кто не обладает для этого необходимыми качествами. Это надо понимать. Хотя и удовлетворение Бога – вещь достаточно условная. Для Бога такого понятия не существует, но существует для преданных, которые должны как-то ориентироваться в том, как они служат и насколько делают это правильно, т.е. не грешат в большой степени. А в малой степени и средней грешат все без исключения.

 

 

 

 

Некоторые санньяси ошибочно считают себя свободными от всех обязанностей, связанных с жизнью в материальном мире, и прекращают совершать агнихотра-ягьи (огненные жертвоприношения). Но на самом деле ими движут корыстные интересы, поскольку они стремятся к слиянию с безличным Брахманом.

 

 

 

 

БОГ: Рассуждения  в этом направлении не имеют прямого отношения к комментируемому стиху, это излишние знания, которые преданным современного мира никак не потребуются в их преданном служении, ни отчего не предостерегут, ибо каждый всецело Управляем Богом и проходит только те ступени и тот опыт материального и духовного плана, который есть Воля Бога на преданного. Не счесть, сколько можно привести подобных примеров отклонений от пути преданного служения. Все это проявление качеств людей на их ступени материального и духовного развития. Никто долгое время относительно своего пути не остается в заблуждении. Бог абсолютно Знает, кого и как и через что надо вести, чтобы человек начинал служить Богу без спекуляций ума, без сильных отклонений, с пониманием, что от него требует Бог в Святых Писаниях. О людях, ведущих полностью отрешенный образ жизни, речи в стихе нет. Но двоякость толкования стиха заложена в нем, ибо стих был дан Арджуне  и был ориентирован на людей его периода и достаточно низкой ступени материального и духовного развития. В современном мире толкование должно быть однозначным, именно направленным на преданное служение в современном материальном мире. Именно на путь карма-йоги. Несомненно, есть и в современном мире саннйаси, которые считают себя свободными от всех обязанностей, включая и труд. Но никто себе свой путь духовного развития по своему желанию не обеспечивает. Каждому его духовное развитие дает только Бог в строгом соответствии с качествами человека, и некоторым такой путь полезен и дает те качества, которые в свое время и выведут к строгому преданному служению. Осуждать, обсуждать этих людей, их путь не следует, ибо и этот путь дан им Богом и имеет свой смысл, чем бы они ни руководствовались и какие бы мысли их такой путь не сопровождали. Бог Знает, как вовлечь человека в ту или иную практику и что из этого последует.

 

 

 

 

Подобное желание лучше любого материального желания, но и оно не лишено корысти. Точно так же йог-мистик, который прекратил всякую материальную деятельность и медитирует, полузакрыв глаза, занимается этим ради собственного удовлетворения.

 

 

 

 

БОГ: В любую практику йоги вовлекает человека Сам Бог, ибо человек уже не может привлекаться тем, что ему дает материальный мир, его ум обеспокоен тем, что его ожидает после смерти, он понимает, что необходимо прикладывать некие усилия и старания, чтобы выйти за пределы материального существования, он исходит только из тех совершенных знаний и практик, которые присутствуют в материальном мире и на которые в себе получает отклик, ибо этот путь йоги, исходя из условного материального мира, ему подходит по его качествам, по ожиданию, по его религиозности, по его направленному мыслительному процессу, по его положению и окружению… Все эти вещи дает такому человеку Бог согласно  качествам человека, согласно  также Плану Бога на человека. Любая йога, даже если человек преследует цель в виде райского плана или обладание мистическими способностями, непременно есть связующий процесс с Богом, есть средство работы Бога над человеком, имеющим такое направление ума и желаний. В любом случае, ничего не бесполезно, если дано Богом, а любая йога именно и дана Богом. Из любой духовной практики Волею Бога человек извлекает те качества, которые будут в свое время направлены на преданное служение. Все остальное будет уничтожено, напрочь забыто человеком в новом рождении. Поэтому эти вопросы поднимать в Святом Писании нет необходимости даже в виде назиданий, ибо главное в Святом Писании – СЛОВО БОГА. На него следует преданному и ориентироваться всегда. Других практик в материальном мире не счесть. Их надо отпускать, не засорять свой ум и время. Надо всегда понимать, что на все Воля и План Бога, и потому преданный должен думать только о своем преданном служении и на это должно направлять преданного Святое Писание Бхагавад-Гита.

 

 

 

 

 

Однако человек, действующий в сознании Кришны, трудится ради удовлетворения Высшего Целого, не преследуя личных интересов. Тот, кто обладает сознанием Кришны, не стремится к удовлетворению потребностей собственных чувств. Его цель - доставить удовольствие Кришне, поэтому его называют совершенным санньяси, или совершенным йогом.

 

 

 

 

БОГ: На самом деле у преданного Бога Кришны, который  своим преданным служением желает удовлетворить Бога Кришну, есть очень большой личный интерес. Это выход за пределы материального мира на духовный план. В любом случае этот интерес Бог в преданном поддерживает и им мотивирует преданное служение. Эта цель не считается сама по себе греховной, но нельзя, занимаясь преданным служением, постоянно входить в это направление мысли, считая что этот путь для преданного уже существует, как бы ему гарантирован самим преданным служением. Надо всегда чувствами и мыслями быть осторожным, ибо Бог может искушать преданного не слабо, его мыслью его возвеличивая, суля ему духовные награды, убеждая его в его совершенстве, в его преимуществе над материальным миром или другими преданными. Все это искушения, и все это лезвие ножа. Надо всегда быть перед Богом смиренным и всегда, понимая цель преданного служения, не держать ее на переднем плане своих желаний, но просто посвящать свое преданное служение Богу и не претендовать ни на какие плоды преданного служения, не соблазняясь своими успехами и всегда обращаясь к Богу в себе с благодарением, с просьбой помочь ему и в преданном служении и в искушениях, как и прося прощение у Бога Кришны  постоянно, ибо преданные всегда перед Богом виноваты.

 

 

Господь Чайтанья, явивший совершенный пример отречения от мира, в Своих молитвах говорит:

на дханам на джанам на сундарим

кавитам ва джагад-иша камайе

мама джанмани джанманишваре

бхаватад бхактир ахаитуки твайи

«О Всемогущий Господь, мне не нужно ни богатств, ни прекрасных женщин, ни последователей. Единственное, чего я хочу, - это по Твоей беспричинной милости жизнь за жизнью служить Тебе».

 

 

БОГ: Так можно сказать.

 

 
 
 
 
 
ТЕКСТ 2

 

йам саннйасам ити прахур

йогам там виддхи пандава

на хй асаннйаста-санкалпо

йоги бхавати кашчана

йам - которое; саннйасам - отречение; ити - так; прахух - называют; йогам - воссоединение со Всевышним; там - то; виддхи - знай; пандава - о сын Панду; на - не; хи - безусловно; асаннйаста - не освобожден; санкалпах - от стремления к удовлетворению собственных чувств; йоги - йог-мистик; бхавати - становится; кашчана - любой.

 

Знай же, о сын Панду: то, что называют отречением от мира, по сути дела, и есть йога, или воссоединение со Всевышним, ибо йогом можно стать, только избавившись от стремления к чувственным удовольствиям.

 

 

 

БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «2. Таким образом, говорят, то, что есть отречение, есть йога. Ты это должен знать, о, сын Панду. Никогда, непременно, без ограничения от всех видов удовлетворения чувств, которые предлагает данная эпоха, невозможно стать йогом, кому бы то ни было.».

 

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Практика истинной санньяса-йоги, или бхакти-йоги, подразумевает, что человек должен знать изначальное положение живого существа и действовать в соответствии с этим положением.

 

 

 

БОГ: Так можно сказать. Преданный должен понимать свое изначальное подчиненное положение перед Богом Кришной. Однако, практика преданного служения не может это подразумевать. Она на этом основывается, ибо это духовное знание есть базовое знание преданных и без него весь смысл преданного служения уничтожается. Практика преданного служения подразумевает путь, данный Богом человеку, направляющий преданных Бога Кришны за пределы материального существования через совершенные знания, духовные практики, поклонение Богу, простой образ жизни, аскетизм, добродетель, контроль ума, желаний и чувств, через посвящение Богу плодов любой своей деятельности, через отрешение от наслаждений внешними материальными объектами. И действовать человек должен не только осознавая свое изначальное положение перед Богом Кришной, но и беря в основу своих действий Слово Бога в Святых Писаниях, как и все положения Совершенных духовных знаний. Т.е преданное служение у сути своей есть всеохватывающий процесс духовного развития и не может опираться на одно, два, три положения…

 

 

 

 

 

Живое существо по своей природе не является полностью независимым. Оно принадлежит к пограничной энергии Верховного Господа.

 

 

 

БОГ: Живое существо ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСИМО ОТ БОГА КРИШНЫ. Ни о какой частичной зависимости речи не может быть. Также, живое существо есть энергия Бога, Божественное продолжение, неотличное от Бога, но не Сам Бог. Только так надо трактовать положение живого существа, как неотъемлемой частицы Бога, хотя внешне она, эта частица, выглядит как обособленная телом или отделенная. Нет, не отделенная, никогда не может быть отделенной, ибо в ней независимо от того, она в теле или нет, присутствует Бог полным Своим целым. Она вся во Власти Бога, она мгновение не может быть предоставленной себе самой, это невозможно. Поэтому не получится говорить ни о какой второстепенной или пограничной энергии Бога. Это то, что есть часть Бога неотъемлемая и которую Бог Творец развивает постоянно, приближая к Себе через непрерывный Божественный труд над своей энергией.

 

 

 

 Попав в сети материальной энергии, оно становится обусловленным, а обретя сознание Кришны, то есть поняв принцип действия духовной энергии, возвращается в свое истинное, изначальное положение.

 

 

БОГ: Энергия, частица Бога ниоткуда не попадает в материальный мир, не возвращается в него, а произрастает из него. И пока она находится в нем, она обусловлена законами этого материального мира, ибо это и обеспечивает Волею Бога ее развитие в условиях материального мира; и этим развитием материального и далее духовного порядка полностью занимается присутствующий в ней изначально Сам Бог Кришна, поднимая ее по ступеням собственного развития вверх и в свое время через тело человека и преданное служение выводит ее впервые на духовный план. Прежде она там не была и оттуда не падала в материальный мир.

 

 

 

 

Поэтому тот, кто обрел совершенное знание, перестает стремиться к чувственным удовольствиям и прекращает всякую материальную деятельность.

 

БОГ: В материальном мире на ступенях преданного служения не происходит ПОЛНОГО прекращения материальной деятельности, но в некоторой степени через практику преданного служения Бог помогает преданным освободиться от тех направлений ума, желаний и чувств, которые ориентируют на связь с материальным миром, с наслаждениями в материальном мире, на проявление материальных чувств, ослабевает материальная речь, материальные связи, материальное отношение к работе, материальное понимание событий в материальном мире. Человек начинает мыслить через призму духовных знаний, начинает видеть везде и во всем присутствие Личности Бога, начинает четко понимать зависимость творения от Бога, начинает видеть помощь  Бога в своей жизни и в жизни других людей, начинает понимать, что все равны перед Богом и что между собой живые существа, по сути, неотличимы. И это формирует в преданном его ступень религиозности, его умение подчиняться Богу и вручать себя Богу, его понимание о своем извечном положении перед Богом, но уже через практический опыт и духовную практику, т.е. более глубоко и необратимо. Т.е. все это направлено на ослабление привязанности к материальному миру, но прекращаться материальная деятельность все же и с таким осознанием не может, но в той мере, которая позволительна и  которая, развиваясь, граничит с тем уровнем отрешенности, который и достаточен вместе с развитием духовных качеств высокого порядка для выхода на духовный план Волею и Планом Бога.

 

 

 

 

 

Йоги пытаются достичь этой цели, не позволяя своим чувствам соприкасаться с материальными объектами. Однако у человека, обладающего сознанием Кришны, просто нет возможности занять свои чувства деятельностью, не связанной со служением Кришне. Поэтому он одновременно является санньяси и йогом.

 

БОГ: Преданное служение есть связующий процесс с Богом изначальный, в который входит духовная практика, на основании совершенных духовных знаний, которая  есть инструмент, данный Богом человеку для постепенного и безболезненного выхода из материального мира на духовный план, что требует, прежде всего, укрощения привязанностей к материальному миру преимущественно через ослабление материальных чувств на раздражители разного порядка из материального плана, имеющие достаточно привлекательные изначально свойства для живых существ. Преданное служение, его природа изначально обговаривает единство и самого связующего процесса с Богом Кришной, что есть йога, духовная практика, направляющая всем в себе на Бога, и также есть практика отрешения от материального мира, но через не удаление, но присутствие в этом материальном мире, т.е. речь идет об отречении тйага, т.е. от плодов любой своей деятельности, как и об отрешении от наслаждений материального мира. Это две главные составляющие преданного служения в современном мире.

 

 

 

 

Тот, кто действует в сознании Кришны, естественным образом достигает цели, к которой стремятся гьяни и йоги, - обретает знание и подчиняет себе чувства.

 

 

 

БОГ: Природа преданного служения такова, так дана Богом человеку, что здесь невозможно подниматься по ступеням преданного служения не обладая, не утверждаясь в Совершенных духовных знаниях. Этот путь не отъемлем от преданного служения ни при каких обстоятельствах, но есть его основа, незыблемая и извечная. Т.е непременно необходимо в преданном служении опираться на Слово Бога. Но Совершенные духовные знания вводятся в человека Самим Богом и непременно начинают Волею Бога в нем, в преданном, работать. Волею Бога совершенные знания требуют от Бога рекомендуемые духовные практики, как средство выхода на духовный план, как то, что может единственно помочь в обуздании чувств, мысли, речи, желаний, в обуздании гнева, несмирения и пр. Иначе, человек получает от Бога великое внутреннее неудовлетворение, великое разочарование, беспокойство, потерю смысла своего существования. Таким образом, человек вольно и невольно направляется Богом к всеобъемлющему преданному служению, где ни от чего невозможно отказаться, где также человек получает от Бога и мир в себе и радость, и удовлетворение, и понимание, что вышел уже на тот путь, который есть конечный, выводящий за пределы материального существования, самый авторитетный, самый точный, никаких метаний ума, желаний и чувств материального порядка  теперь не будет, его поддерживает и ведет Бог, что в выборе его нет ошибки, нет заблуждений, нет непредвиденного или того, что может навредить… Все это так. Преданный достигает тех результатов, на какие могут рассчитывать гйани и другие йоги. Но и гйани  ведомы Богом. И все другие йоги ведомы Богом. И каждому Бог даст именно то, что ему и не достает для полноценного преданного служения, ибо связующий процесс с Богом уже начат.

 

 

 

 

Если человек не способен отказаться от своих корыстных устремлений, какой тогда смысл в его занятиях гьяна-йогой или мистической йогой?

 

 

 

БОГ: Нет. Не так. Может или не может человек отказаться от своих тех или иных материальных устремлений, может Знать только Бог. Если Бог дал человеку заниматься гьяна-йогой или мистической йогой, значит, в этом имеется смысл. Бог ведет человека, Бог Знает, какими качествами обладает человек и подходит ли он для этих направлений йоги. Ничего и никому Бог просто так не дает. Это надо понимать и такие вопросы не стремиться обсуждать в Святом Писании. На все Воля Бога.

 

 

 

 

 

 

Истинная цель, к которой должен стремиться каждый, -  перестать действовать ради собственного удовлетворения и развить желание удовлетворять Всевышнего.

 

 

 

БОГ: Нельзя таким образом потребовать от каждого иметь выше рекомендуемую цель – «перестать действовать ради собственного удовлетворения и развить желание удовлетворять Всевышнего.». Каждый находится на своей ступени материального и духовного развития и обладает теми качествами, которые его ступени и соответствуют. Но только Бог Знает, какими качествами должен обладать человек, чтобы начать путь к Богу. Насильственные меры, приказной тон или ультиматум не подходят. Есть поэтапный путь развития человека, который постепенно шаг за шагом развивает в нем те качества и желания, которые в свое время и откроют двери к преданному служению и этим процессом Управляет  только Бог.

 

 

 

 

Человек, обладающий сознанием Кришны, не ищет чувственных удовольствий, но всегда стремится доставить удовольствие Верховному Господу. С другой стороны, тот, кто лишен знания о Всевышнем, вынужден действовать ради собственного удовлетворения, поскольку живое существо не может оставаться в бездействии. Действуя в сознании Кришны, человек достигает всех целей.

 

 

 

БОГ: Преданный, идущий по пути материального и духовного развития, изучающий Святые Писания, занимающийся духовными практиками, стремящийся себя ограничить от материальных объектов внешнего мира, тем не менее, никогда не знает точно, как правильно поступать, что выбрать, как правильно мыслить и желать, ибо на любой ступени преданного служения преданного сопровождают его несовершенные качества; поэтому он никогда не сможет во всей полноте постичь Слово Бога и потому не может точно знать, как может удовлетворить Бога Кришну. Поэтому сказать, что преданный только тем и занимается, что удовлетворяет чувствам Бога Кришны, невозможно. Поэтому всегда необходимо, чтобы преданный молился Богу, просил ему помочь в его духовном старании, чтобы также всегда просил прощение у Бога и всегда считал себя стоящим на не высокой ступени  преданного служения, но не возвышался, не считал себя достигшим и знающим, не занимался  самолюбованием, кто бы и что бы ему не говорил. Также, не следует сравнивать преданных с материальными людьми, не следует восхвалять преданных и обругивать материальный мир и его качества, не следует критиковать людей за то, что привлекаются материальными объектами. Эти объекты для материальных людей сотворил Сам Бог, и они не должны простаивать, все у Бога должно работать, и все у Бога имеет смысл, никто у Бога не потерян в материальном мире и никто не будет лишен выхода на духовный план. Все у Бога также в свое время.  В этом не должно быть сомнений.

 

 
 
 
 
ТЕКСТ 3

 

арурукшор мунер йогам

карма каранам учйате

йогарудхасйа тасйаива

шамах каранам учйате

арурукшох - тот, кто только начал заниматься йогой; мунех -  мудреца; йогам - восьмиступенчатая йога; карма - деятельность; каранам - средство; учйате - называется; йога - восьмиступенчатой йоги; арудхасйа - того, кто достиг; тасйа - его; эва - безусловно; шамах - прекращение всякой материальной деятельности; каранам - средство; учйате - называется.

 

Говорится, что для того, кто только начал заниматься восьмиступенчатой йогой, средством достижения цели служит деятельность, а для того, кто достиг совершенства, средством становится полное прекращение материальной деятельности.

 

 

 

 

 

БОГ: Неточный перевод. Точный перевод: «3.Для мудреца, который только начал заниматься йогой, работа, говорится, есть средство (достижения успеха в духовном продвижении). Для того, кто достиг успех в йоге, сказано, средство есть погружение в себя (состояние самадхи).

 

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Процесс воссоединения живого существа со Всевышним называется йогой. Его можно сравнить с лестницей, ведущей к вершине духовного самопознания. На низшей ступени этой лестницы стоит тот, кто находится в обусловленном состоянии, а поднявшись на высшую ступень, живое существо очищается от материальной скверны и осознаСт свою духовную природу.

 

 

БОГ: Не следует иметь целью духовное самопознание, но развитие качеств, угодных Богу, которые и выводят Волею Бога на духовный план. Что же касается вершины духовного самопознания, то это вообще не понятно что. Ставить дживе перед собой задачу постижения самой себя – это нонсенс. Она должна, помимо достижения качеств, угодных Богу, достичь хорошую отрешенность от материального мира и войти в Бога в необходимой мере, что не одно и то же, что есть  самопознание себя. А это есть путь преданного служения со всем, что туда входит. Т.е. преданный должен на всех ступенях своего духовного развития желать себе стараться в преданном служении, куда непременно входит изучение Святых Писаний, карма-йога преимущественно из всех йог, та йога, которая и еду даст и Бога даст, и развитие качеств, и отрешенность. Также необходима добродетель, контроль ума, желаний чувств, также поклонение Богу Кришне, также исполнение материальных обязанностей и отдача долгов, также упование на Бога, молитвы Богу, поиск Прибежища только в Боге и все другое, что из этого следует. Вся полнота преданного служения, куда входит посвящение всего Богу Кришне, должна быть для преданного его и целью и смыслом и удовлетворением и радостью, и ответом на материальные и духовные вопросы. Другой задачи Бог перед преданными в современном мире не ставит и себя озадачивать непонятно чем надо прекращать, ибо это есть издержки наставлений глупых духовных учителей прошлого и настоящего.

 

 

 

 

Ступени этой лестницы, соответствующие разным уровням духовного развития, носят разные названия. Но лестницу в целом называют йогой, разделяя ее на три части: гьяна-йогу, дхьяна-йогу и бхакти-йогу. Того, кто стоит на низшей ступени этой лестницы, называют йогарурукшу, а на высшей - йогарудха.

 

БОГ: Что касается лестницы преданного служения, то в современном мире не должно быть разделения ступеней этой лестница на три части, указанные выше. Есть только одна лестница и ступени одного направления – бхакти-йога. И все. Все другие ступени входят в бхакти-йогу, есть подъем преданных по ступеням бхакти-йоги. Кто и на какой ступени стоит – Знает только Бог. Не должно быть различий между преданными, занимающимися преданным служением, явных или как узаконенных. Каждый старается перед Богом, все перед друг другом должны быть как на одно лицо, никто не выше и не ниже, все знать должны, что так разделять и различать грех, и это наказуемо. И очень с виду продвинутый преданный, прекрасно излагающий Святые Писания, может обладать качествами, далеко не угодными Богу. И очень слабый преданный, который не может и двух слов связать, трактуя Святые Писания, может обладать качествами, которые его без промедления отправят на духовный план, а другие будут вращаться и вращаться в колесе сансары. Надо себе уяснить, что никто не должен и не может судить о ступени других преданных и только думать о себе перед Богом и стараться перед Богом и благодарить Бога и просить прощение у Бога.

 

 

 

 

Приступив к практике восьмиступенчатой йоги, йог должен следовать определенным правилам, которые упорядочивают жизнь, и выполнять различные асаны (физические упражнения), что поможет ему войти в состояние медитации. Эти занятия относятся к категории материальной деятельности. Они помогают привести в равновесие ум и обуздать чувства. A когда йог достигает совершенства в медитации, он прекращает всякую материальную деятельность.

 

 

БОГ: Грубейшая ошибка. Никто через практику восьмиступенчатой йоги не может достичь совершенства, не может достичь отрешенности, не может привести в равновесие ум и обуздать чувства. Никогда Бог Кришна такому йогу такую Милость не даст, ибо нет качеств, нет преданного служения, нет посвящения жизни Богу Кришне… Что ему делать на духовном плане? НЕЧЕГО. Он только одно добьется – после смерти Бог даст ему тот путь в материальном мире, который разовьет качества пригодные для преданного служения, и направит в преданное служение во всей его полноте.

 

 

 

Но что касается человека, обладающего сознанием Кришны, то он уже погружен в медитацию, так как всегда думает о Кришне. И поскольку он непрестанно служит Кришне, считается, что он полностью прекратил материальную деятельность.

 

 

 

 

БОГ: Что касается человека, занятого преданным служением, то он помнит всегда о Боге Кришне не сам, но Волею и Планом Бога и в соответствии с его старанием в преданном служении, и в соответствии с его долгами перед Богом и ступенью его материального и духовного развития. Но по мере очищения такой преданный Волею Бога будет входить в Бога значительно чаще, начиная не только помнить о Боге постоянно, но и не умея жить иначе, мыслить иначе, желать иначе, постепенно постигая в себе Мнение Бога, Волю Бога, видя Бога в любом своем проявлении и понимая, что Бог полностью Управляет мыслительным процессом, чувствами, телом, желаньями и также видя работу Богу в других, включая и материальных людей и животный мир. Везде.

 

 
 
 
 
 
ТЕКСТ 4

 

йада хи нендрийартхешу

на кармасв анушаджджате

сарва-санкалпа-саннйаси

йогарудхас тадочйате

йада - когда; хи - безусловно; на - не; индрийа-артхешу - в чувственных удовольствиях; на - не; кармасу - в кармической деятельности; анушаджджате - занимается вынужденно; сарва-санкалпа - от всех материальных желаний; саннйаси - отрекшийся; йога-арудхах - достигший совершенства йоги; тада - тогда; учйате - называется.

 

Говорят также, что йог достигает совершенства, когда, полностью избавившись от материальных желаний, перестает искать чувственных удовольствий и заниматься материальной деятельностью.

 

 

 

 

БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: «4.Непременно, когда человек не привлекается удовлетворением чувств, а также кармической деятельностью, отказываясь от всего, что предлагает ему его эпоха, тогда, говорится, он достиг высокой ступени в йоге.».

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Когда человек всего себя отдает трансцендентному любовному служению Господу, он обретает внутреннее удовлетворение и потому перестает искать чувственных удовольствий и заниматься кармической деятельностью.

 

 

 

 

БОГ: Это преувеличение. Человек может заниматься преданным служением в большой степени. Но никогда невозможно сказать, что он отдает ВСЕГО СЕБЯ преданному служению Богу Кришне, это НЕВОЗМОЖНО. Ибо Бог не берет всего человека, все его чувства, желания, мыслительный процесс, направляются в преданное служение в меру, ограниченно, хотя по времени человек может понимать, что занимается преданным служением непрерывно. Нет. Нет такого, и такое Богу служение Себе не нужно.  Ибо Бог Знает меру, Бог Знает, как и насколько надо вовлекать человека в труд преданного, чтобы это было ему на пользу, ибо любое усиленное занятие преданным служением может сказываться и на преданном и на плодах преданного служения отрицательно. Всегда Бог дает преданному отдых, дает преданному возможность отвлечься и мыслительным процессом и чувствами, всегда Бог переключает преданного с одного вида деятельности на другой, полностью контролируя физическое, умственное состояние преданного, и никогда не делает его труд опасным для его жизни и здоровья, не изматывает преданного усталостью и аскезами. Но иногда все же преданным приходится в свою меру претерпевать, и это надо рассматривать, как жертвоприношение Богу, плоды которого будут употреблены на самого преданного в плане развития его качеств или пониманий при изучении Святого Писания.. Что касается чувственных удовольствий и кармической деятельности, то и здесь все же преданный не может себя полностью контролировать. Именно Бог Сам Лично в каждом ставит ЗАПРЕТ на удовлетворение чувств и также на работу, где имеет место привязанность, но и это происходит не абсолютно, т.е. есть и такие периоды, когда Бог попускает преданному, и он имеет возможность удовлетворить некоторые свои потребности в плане наслаждений тела, или Бог также может попускать преданному в плане его работы, все же давая интерес к плодам труда. Но всем полностью Управляет Бог, и в любом случае преданный Волею Бога идет только вверх в преданном служении, однако сам никогда доподлинно не может знать, на какой ступени преданного служения находится в тот или иной период преданного служения.

 

 

 

 

Но тому, кто не служит Господу, приходится удовлетворять прихоти собственных чувств, потому что живое существо не может находится в бездействии.

 

 

 

 

БОГ: Если человек не служит Богу Кришне, ибо его Бог еще не призвал, то он будет заниматься материальной деятельностью столько, сколько  и положено ему по Плану Бога. И Бог даст ему и материальный труд, и материальные наслаждения, и материальные страдания, и пути преодолений. В любом случае человек будет вовлечен Богом в развитие своих материальных качеств средствами материального мира, и это в свое время непременно приведет его на путь преданного служения. Поэтому на материального человека не следует указывать пальцем и обвинять его в том, что ему дает Бог согласно Божественному Плану и Воле Бога на человека. Это пора преданным уяснить и заниматься сугубо своим преданным служением.

 

 

 

 

 

Человек, лишенный сознания Кришны, всегда действует в собственных интересах или в интересах своих родных и близких.

 

БОГ: В чьих бы интересах не действовал материальный человек, он полностью подчинен Богу и действует только так, как желает Бог. Ничто просто так Бог человеку материальному не дает, и в любом направлении у Бога есть, чем озадачить материального человека и на чем взрастить качества, угодные Богу, которые в свое время и откроют врата к преданному служению. Материальный мир очень серьезный и не особо щадящий инструмент Бога, направленный на развитие материальных людей. Поэтому  о судьбе этих людей не следует особо беспокоиться, никто из них в свое время качествами не уступит любому преданному, и никто из них не останется в материальном мире. Всех Бог ведет и выводит в свое время на духовный план.

 

 

 

 

Однако тот, кто обладает сознанием Кришны, каждым своим действием старается доставить удовольствие Кришне и потому никогда не станет действовать ради удовлетворения собственных желаний.

 

 

 

 

БОГ: Не самое лучшее дело постоянно восхвалять себя своим усердием и тем, что непременно удовлетворяет чувства Бога Кришны. Все перед Богом ошибаются. Все не знают точно, что можно делать и что нельзя, все допускают в себе греховный мыслительный процесс, и все на в той или иной мере искушаются внешними материальными объектами, и далеко не все от них удерживаются.

 

 Йог, не знакомый с практикой сознания Кришны, вынужден механически подавлять в себе материальные желания, прежде чем достигнет высшей ступени йогической лестницы.

 

 

 

 

БОГ: Никто механически в себе материальные желания не подавляет. И йог тоже под Управлением Бога, и Бог ему дает чувство преодоления через иллюзорные энергии Бога, но на самом деле йог получает именно от Бога чувство подавления, чувство борьбы с желаниями, чувство страстных желаний,  результат борьбы с ними… Ибо за старание хоть в таком направлении Бог может вознаградить и результатом. Но такое отречение не будет  иметь постоянную основу, никак не перейдет в качество йога, никак надолго не закрепится, но оставит в йоге понимание, что через некоторую духовную практику и личные усилия и старания можно себя и свои желание преодолевать. И это понимание Бог закрепит, и оно будет в помощь уже тогда, когда Бог приведет этого человека к преданному служению, где средствами преданного служения йог заработает в себе тот необратимый процесс отрешения, которые будет поддерживать Бог только через долгую и постоянную практику преданного служения.

 

 
 
 
 
 
ТЕКСТ 5

 

уддхаред атманатманам

натманам авасадайет

атмаива хй атмано бандхур

атмаива рипур атманах

уддхарет - пусть освободит; атмана - умом; атманам - обусловленную душу; на - не; атманам - обусловленную душу; авасадайет - вынуждает деградировать; атма - ум; эва - ведь; хи -  поистине; атманах - обусловленной души; бандхух - друг; атма - ум; эва - безусловно; рипух - враг; атманах - обусловленной души.

 

С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и ее врагом.

 

 

БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «5.Человек должен умом поднять свою обусловленную душу, чтобы душа не деградировала. Ум, непременно, в этом не может быть сомнений, друг обусловленной души, и ум, несомненно, ее враг.».

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: В разных контекстах слово атма может переводиться по-разному: «тело», «ум» или «душа». В системе йоги особенно важными элементами являются ум и обусловленная душа.

 

 

 

 

БОГ: Так можно сказать.

 

 

 

Поскольку центром деятельности в практике йоги является ум, слово атма в этом стихе означает «ум». Цель йоги - обуздать ум и освободить его от привязанности к объектам чувств.

 

БОГ: На самом деле цель недостижимая. Невозможно обуздать ум никакими средствами. Ибо это единственное средство, орудие Бога, через которое Бог и ведет и развивает, и поднимает все живые существа. От него Бог никогда не откажется, ибо другого, столь сильного помощника в развитии живых существ не существует. Ум есть Сам Бог в живом существе, в человеке, который работает так, что человек всецело ум принимает за себя, ибо Бог им мыслит в пределах качеств, знаний, опыта, понимания, склонностей и пр. человека, мыслит от имени человека, скрупулезно зная все его качества, что он может взять умом, что он может планировать, что он может представлять через ум и на что умом смотреть виртуально. Ум не получается изъять никак. В материальном мире ум есть то, через что человек вовлекается в работу, строит отношения, создает семью, учится, успокаивает себя, строит планы за и против, через ум также Бог человека и искушает, и склоняет к добродетели, и вовлекает в материальные игры и роли, через ум наставляет, напоминает, дает оценку; вся жизнедеятельность и развитие души проходит через ум, который также оценивает внешний мир, ситуации, обстоятельства, свое место и свое значение, все внешние объекты, друзей и врагов, принимает все Божественные иллюзии, поднимает нагара свои качества и получает последствия своей благочестивой и греховной деятельности. Также через ум человек постигает истории, науки, религию, законы, основы нравственности,  основы быта, принимает чужой опыт и наставления… Но все это хорошо для материального человека, кому еще в материи жить и жить. Все привязки ума способствуют тому, чтобы в материальном мире человек чувствовал себя комфортно. Но когда стоит вопрос о выходе из условного материального мира, когда речь идет о преданном, тогда эти все привязки ума начинают заглушать любые Совершенные Знания Святых Писаний или игнорировать их, ибо желания непременно требуют от ума направить себя на исполнение желаний, и чаще всего это удовлетворение чувств, что мешает сосредоточиться на Боге, мешает изучению Святых Писаний, делает человека рассеянным и не то желающим и ни к тому устремляющимся. Но если материальный человек еще идет по пути страданий и преодолений, и наслаждения ему не противопоказаны, ибо играют роль успокоителей, то в преданном служении Бог человека всецело направляет на служение Себе. И именно через служение Богу покрывает те кармические долги, которые человек накопил в этой и прошлой жизни. Но в таком случае страдания материального уровня человека начинают обходить, и потому отпадает всякая необходимость лишний раз успокаивать себя наслаждениями материального порядка, тем более, что они также и привязывают к материальному миру. Отсюда и возникает необходимость как-то умом не поддаваться на соблазны материального мира, сосредоточится на преданном служении и находить наслаждения именно в практике преданного служения, что Бог и дает. Но, а сам ум можно обуздывать только средствами Бога, т.е. через путь преданного служения, через духовные практики, через подавление в себе соблазнов ума. Но все эти инструменты, созданные Богом, сами по себе мысль не остановят, ибо такой силой не обладает. Но если человек будет просто стараться в преданном служении, если он будет выполнять все требования Бога в преданном служении, то, как в награду, Бог Сам будет убирать материальные пристрастия, ограничивая их и давая понимание преданному, что это плод его духовных усилий, давая понимание преданному, что через некоторые духовного направления  старания ему удалось справиться со своими желаниями, ибо нашел в себе силы противостоять тому, что предлагает ум. Но помимо удовлетворения желаний, ум также может вовлекаться в то, что ему и не чуждо, в материальные отношения, игры и роли, в материальные события, может пытаться их просматривать с позиции материального понимания и пр. Поэтому, Бог дает, распространяет  некие бразды правления умом и на материальные, внешние события и связи через то, что преимущественно и есть  само преданное служение во всей полноте, и непременно дает внутренний контроль своего ума, прослеживание его направления, дает постановку в себе запрета на внутреннюю эмоциональность, материальную заинтересованность, излишнюю направленность на материальный мир и других людей, дает сосредоточение ума на Боге Кришне, на труде, посвященном Богу Кришне, на Мнение в себе Бога Кришны, на контроль своих поступков и желаний, дабы не действовать греховно… Все это человеку будет давать строго с его старанием в преданном служении только Бог. Это надо хорошо понимать и никогда не считать себя в этом достигшим успех или причиной. Т.е. ум человека непременно будет работать, но уже направленный Волею и средствами Бога в человеке на преданное служение преимущественно. И здесь ум может работать неограниченно.

 

 

 

 Здесь особо подчеркивается, что ум необходимо приучить действовать так, чтобы он смог вытащить обусловленную душу из трясины неведения.

 

БОГ: Из невежества на самом деле человека выводит только Бог и только средствами преданного служения, включая изучение Святых Писаний. Но Бог дает человеку и духовный ум. Но прежде Указывает человеку, что ум, обеспокоенный материей, не может нормально сосредоточиться на преданном служении. Эта задача по контролю ума должна быть у преданного первоочередной. Но решается она только за счет старания преданного в преданном служении. И пока человек эту задачу решает по контролю ума и своих желаний, он автоматически направляет свой ум и удерживает Волей Бога свой ум на то, что помогает преданному служению, т.е. на духовных практиках, на аскетическом образе жизни, на добродетели, на изучении Святых Писаний, т.е. ум в преданном служении, будучи направленным на сдерживание, на контроль ума, в то же время и вовлекает человека во всю полноту преданного служения как автоматически, что на самом деле делает в человеке Бог. Бог через ум Указывает преданному, что ему делать, указывает на то, что надо поклоняться Богу, надо читать писание, надо пожертвовать, надо проповедовать, надо разобраться в непонятном вопросе, надо убрать в храме, надо отказаться от того, что предлагает ум, ибо это не полезно или несвоевременно или излишне, надо привести в порядок свое тело, надо помочь, надо работать… И все это дает через ум Бог каждый день, изо дня в день в разных вариантах, направленное на преданное служение… Ум как бы сам приучает преданного к преданному служению, а не наоборот. Ибо ум есть в человеке Сам Бог. И Сам Бог помогает человеку через преданное служение шаг за шагов входить в Бога, входить в преданное служение, направить на преданное служение все свои будни, направить мысль на Бога, сам ум и поддерживает это направление и может показать иллюзию сбоев, где человек в себе начинает активно искать свои пути, чтобы снова сосредоточиться на преданном служении, и эти пути через некоторое время в нем через ум называет Бог и направляет преданного таким образом постоянно…

 

 

 

 В материальном мире живое существо находится во власти собственного ума и чувств.

 

 

 

БОГ: на самом деле в материальном мире живое существо, человек постоянно находится во власти Бога, Который именно через ум и чувства работает с человеком согласно Божественной Воле, Плану, карме и качествам человека, таким образом ведя его по ступеням материального и духовного развития.

 

 

 

По сути дела, чистая душа остается в этом мире только потому, что ее ум находится под влиянием ложного эго, которое стремится господствовать над материальной природой.

 

 

БОГ: Душа никогда не чистая. И присутствует в материально мире не потому, что она якобы пала.  В материальном мире, в теле человека идет процесс ее очищения от греховных качеств, которые до тела человека она заработала, развила в себе Волей Бога преимущественно в животном или низшем своем существовании, ибо эти качества низкого порядка были ей необходимы для того, чтобы выжить в материальной природе.

 

 

 

 

Поэтому ум необходимо научить противостоять соблазнам материальной природы, - тогда обусловленная душа будет спасена.

 

 

 

БОГ:  Ум – это Бог. Ум невозможно научить или приучить или его заставить. Но есть те средства, которые преданному дает Бог, которые достаточны, чтобы человек начал мыслить  не материей, а духовно. Но для этого непременно необходимо заниматься преданным служением, и старание в этом направление дает Богу основание дать человеку более чистый от материи  мыслительный процесс. И такой ум Бог закрепит, если человек будет аскетичен, добродетелен, не гневлив, не завистлив, не будет многое желать, будет вести простой образ жизни, непременно поклоняться Богу, благодарить Бога и просить прощение, не будет самонадеян, будет изучать Святые Писания, будет терпелив, смиренен перед Богом, никого не будет осуждать, не будет претендовать на плоды любой своей деятельности, будет стараться сосредотачиваться на Боге постоянно…

 

 

 

 

Живое существо не должно деградировать из-за привязанности к объектам чувств.

 

 

 

БОГ: если человек встал на путь преданного служения, если будет стараться в преданном служении, то Бог ему именно через ум и поможет развиваться и подниматься по ступеням собственного материального и духовного становления.

 

 

 

Чем сильнее оно привязано к ним, тем больше запутывается в сетях материальной жизни.

 

 

 

БОГ: Все в человеке контролирует Бог, как в материальном, так и в преданном. На самом деле никто не может запутаться в сетях материи, ибо никто и сам себе не предоставлен. Над каждым работает только Бог и Бог Знает как вести человека, какое ему давать направление развития, на сколько он может входить в материю и как ему помочь достигать качества, которые могут перевести человека на уровень преданного служения. Бог в материально мире работает абсолютно, никто у Бога не потерян.

 

 

 

 

 Самый лучший способ освободиться от материальных привязанностей - заставлять ум всегда действовать в сознании Кришны.

 

 

БОГ: Не может преданный заставлять свой ум действовать так или иначе. Это работа Бога, которая создает иллюзию таких усилий для преданного. Но преданный просто должен себе хорошо уяснить, запомнить, что все вопросы материального и духовного развития решает только Бог. А условием решения этих вопросов  является преданное служение и старание преданного. другого пути нет и другие усилия не рассматриваются в Святых Писаниях.

 

 

 Чтобы подчеркнуть это, Кришна употребляет слово хи: человек обязательно должен сделать это. В Ведах сказано:

мана эва манушйанам

каранам бандха-мокшайох

бандхайа вишайасанго

муктйаи нирвишайам манах

«Ум может стать причиной рабства, а может и привести к освобождению.

 

 

 

БОГ: Если  есть разрешение кармы, если есть на то Воля Бога, то Бог через ум, мыслительный процесс может вовлечь человека в те игры и роли, которые через последствие греховной деятельности принесут человеку и немало страданий. Это может выглядеть как зависимость от ума. На самом деле это зависимость живых существ от Бога. А ум есть средство, через которое Бог и Управляет живыми существами, и от этого материальному человеку никуда не уйти. Также, ум, Сам Бог через ум, вовлекая человека в игры и роли, по сути, развивает его, человека, и таким образом поднимает по ступеням материального и духовного развития, достигает те качества в человеке, которые и выводят  к преданному служению и далее на духовный план. Т.е. все это Бог через ум, через мыслительный процесс. Это тоже надо понимать. И не очень обижаться на ум, ибо все во благо человеку и из Рук Самого Бога.

 

 

 

Поглощенный мыслями об объектах чувств, ум превращает человека в раба, а отрешенный от этих объектов, освобождает его» (Aмрита-бинду-упанишад, 2). Таким образом, ум, всегда занятый деятельностью в сознании Кришны, поможет человеку достичь высшей ступени освобождения.

 

 

 

 

БОГ: если Бог посылает человеку постоянно мысль об объектах чувств, то это План Бога. Ничего просто так не делается. Бог Знает причину. Бог может через ум соблазнять. Может устремлять человека   к тому, что ему кармически и предназначено, может через такие соблазны и проверять материального человека, рождая в нем на уровне ума неприятие тех или иных наслаждений материального мира, и таким образом может решаться вопрос о его подъеме на более высокую ступень материального и духовного развития. Может Бог давать умом устремление преданному к материальным объектам и тренировать в нем воздержание, через энергии внутреннего сопротивления человека тому, что ему запрещено религиозными предписаниями.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0316869 от 5 мая 2020 в 21:43


Другие произведения автора:

48.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 7. ТЕКСТ 21-24.

6.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2. ТЕКСТ 18-28.

110.Бхагавад-Гита всем. Глава 18. Совершенство отречения. Стих.33-40.

Рейтинг: 0Голосов: 0234 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!