29.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 5. ТЕКСТ 1-5.
29.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 5. ТЕКСТ 1-5.
ТЕКСТ 1
арджуна увача
саннйасам карманам кришна
пунар йогам ча шамсаси
йач чхрейа этайор экам
тан ме брухи су-нишчитам
арджунах увача - Aрджуна сказал; саннйасам - отвержение; карманам - действий; кришна - о Кришна; пунах - снова; йогам - преданное служение; ча - также; шамсаси - превозносишь; йат - которое; шрейах - благотворнее; этайох - из этих двух; экам - одно; тат - то; ме - мне; брухи - скажи; су-нишчитам - определенно.
Aрджуна сказал: О Кришна, сначала Ты велел мне отказаться от деятельности, а затем дал совет действовать в преданном служении. Прошу Тебя, скажи прямо, какой образ действий лучше.
БОГ: Перевод правильный, но есть неточность. Точный перевод: «1.Арджуна сказал.
Отречение от работы и путь йоги (связующего процесса с Богом) Ты снова восхваляешь, о, Кришна. Прошу Тебя, скажи более определенно, какой путь их этих двух будет лучше для меня.».
КОММЕНТAРИЙ: В пятой главе «Бхагавад-гиты» Господь доказывает, что деятельность в преданном служении лучше сухих философских рассуждений.
БОГ: О философских рассуждениях в данной главе нету речи. Не идет доказательство того, что лучше, путь йоги (связующего процесса с Богом) или философские рассуждения. Это результат неверного перевода стихов автором комментариев. Речь идет о философах санкхйи и о йоге (связующем процессе с Богом). Бог Указывает, что, становясь на один из этих путей, человек достигает один и тот же результат, или результаты обоих. Об этом говорится в ст.4-5 гл. 5. И этим вопрос о санкхйе в этой главе исчерпывается.
Заниматься преданным служением гораздо легче, нежели философскими поисками истины, поскольку преданное служение, будучи духовным по природе, не имеет материальных последствий.
БОГ: Нигде у Бога не легче. В каждом направлении мыслительной деятельности Бог работает с человеком оптимально, выкорчевывая все, что лишнее, и внедряя Божее самыми непредвиденными для человека путями. Бог работает с человеком, что называется, непокладая рук, используя в полной мере для данного уровня сознания, для данных качеств, для данной ступени развития все Божественные средства, и милующие и нет, задействуя тело, мысли, чувства, давая обстоятельства и ситуации, давая ошибки, давая пути преодолений, давая через все единственное направление, и далее очищая и снова направление и так по узкому коридору, где нет на самом деле альтернатив, выводит на тот уровень человека, который для него на данный период оптимальный… И никогда работа Бога над человеком не завершается. Вычистив от грязи один угол души, Бог принимается за другой, третий, четвертый и снова по новому кругу и еще больней… Кидая из стороны в сторону мыслительный процесс и все в человеке направляя на План Бога на человека в этой жизни. И в преданном служении человеку непросто, и в любой йоге человеку непросто, и тому, кто идет по пути философов санкхйи не легко. Но и те и другие уже не будут падать в материальный мир. Ибо, если Бог взялся за человека, если ему уже пора, если качества уже это позволяют хоть в малой степени, то этот человек непременно и достигнет уровня преданного служения во всей полноте и непременно в своей время будет отправлен на духовный план.
Во второй главе Господь изложил азы духовного знания, рассказав Aрджуне о природе души и ее заточении в материальном теле. Там также говорилось о том, как вырваться из материального плена, воспользовавшись методом буддхи-йоги, преданного служения.
БОГ: Так можно сказать.
В третьей главе Господь объяснил, что человек, который обрел истинное знание, освобождается от всех долгов и обязанностей, а в четвертой главе Он рассказал Aрджуне о том, что обрести знание можно, совершая различные виды жертвоприношений.
БОГ: Это не точно. И третья и четвертая главы охватывают значительно больше вопросов, и никак в одной строчке уместить суть этих глав невозможно и не следует этого делать, ибо это, приведенное выше, сугубо личное восприятие приведенных глав. Каждый человек, изучая Бхагавад-Гиту, получит от Бога и не однократно, свое личное понимание, свои акценты в каждой главе, и заранее человека настраивать на определенное неавторитетное также мнение не следует. Изучая Бхагавад-Гиту человек Волею Бога будет сам открывать для себя свои акценты, что-то новое, постепенно развивая религиозную мысль и понимание. Поэтому заточать разум человека в определенные рамки нельзя.
Однако в конце четвертой главы Господь велел Aрджуне стряхнуть апатию и вступить в сражение во всеоружии совершенного знания. Одновременно подчеркивая необходимость деятельности в преданном служении и бездействия, основанного на знании, Кришна смутил ум Aрджуны.
БОГ: О бездействии Бог ничего не Говорил касательно труда Арджуны. Это было общее осведомительное знание в предыдущих разъяснениях Бога касательно кармы, акармы и викармы. В конце 4 главы Бог дает два Указания Арджуне. Ст. 41. Необходимо, получив от Бога необходимые знания, огнем этих знаний сжигать сам труд, т.е. отказаться от плодов кармической деятельности. Т.е. по сути надо в сражении не думать о последствиях, но посвятить это сражение Богу Кришне, т.е. Бог предлагает Арджуне выполнять свой труд кшатрия в состоянии преданного служения карма-йоге. В ст. 42. Бог предлагает Арджуне сражаться в состоянии йоги, т.е. использовать свое сражение как связующий процесс с Богом. По сути, и ст. 41 и ст. 42 направляют Арджуну на карма-йогу. Нет противоречий. Но Арджуна еще не смог осознать, что в ст. 41 речь идет о карма-йоге, но понял так, что речь идет просто об неучастии в сражении, йога саннйаста карманам, хотя все предыдущие тексты были направлены на то, что работу надо выполнять, одухотворять через жертвоприношение, что есть предложение плодов своего труда Богу Кришне. Поэтому Бог и уделил внимание жертвоприношениям, где человек отрекается от плодов любой своей деятельности, сжигая огнем знаний все сомнения, отказываясь от плодов труда, любого вида деятельности. Эту всю предшествующую подготовку Арджуна в стихе 41 не использовал и просто решил для себя, что в ст.41 речь идет о кармической деятельности, которую Бог ругал. Хотя и стих 41 и ст. 42 есть как одно целое, и ст. 42 как бы разъясняет Арджуне, как ему надо сражаться, - в состоянии йоги. А это уже говорит о том, что надо сражаться, но с некоторым дополнительным условием, т.е. посвящая свой труд Богу.
Aрджуна понимает, что отречение от мира, основанное на знании, подразумевает прекращение всякой деятельности, производимой органами чувств. Но, если человек будет заниматься преданным служением, как же он сможет прекратить действовать?
БОГ: Так можно сказать.
Иными словами, Aрджуна думает, что санньяса, или отречение от мира, основанное на знании, означает отказ от деятельности вообще, поскольку деятельность и отречение от мира представляются ему несовместимыми.
БОГ: Арджуна до 41 стиха понимал, что Говорит ему Бог. До его сознания дошло, что работать надо, что надо принимать участие в сражении, он также понял, что надо свой труд одухотворять через отказ от плодов своей деятельности, реально исполняя работу. Также Арджуна понял, что такое исполнение работы есть жертвоприношение Богу, понял и то, что бывают разные жертвоприношения, и они направлены на духовное развитие человека. Но 41 стих он воспринял как утверждение, противоречащее тому, что только что Бог ему объяснял о работе. Его смутили Слова: йога саннйаста карманам… Которые можно понять двузначно: и как откажись от работы и как откажись от плодов своей деятельности. Из этих двух направлений Бог остановил его понимание на том, что надо отказаться от работы. Бог сделал это специально, чтобы этот вопрос был поднят еще раз и кое какие другие вопросы на этой основе, относящиеся к духовным знаниям, были рассмотрены. Таким образом, в недоумение Арджуну ввел Сам Бог, ибо не все в диалоге должно идти гладко, непременно должны быть недопонимания и разъяснения, которые и углубляют и дополняют уже сказанное Богом. Таким образом Арджуна услышал от Бога два совета. 41 стих – не участвовать в сражении, отказаться от него и 42 стих – принять участие в сражении в состоянии йоги.
Он как будто не понимает, что действия, совершаемые на основе истинного знания, не имеют кармических последствий и, значит, равносильны бездействию. Поэтому он спрашивает у Кришны, как ему лучше поступить: прекратить всякую деятельность или же действовать, обладая совершенным знанием.
БОГ: Так можно сказать.
ТЕКСТ 2
шри-бхагаван увача
саннйасах карма-йогаш ча
нихшрейаса-карав убхау
тайос ту карма-саннйасат
карма-його вишишйате
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; саннйасах - отказ от деятельности; карма-йогах - деятельность в преданном служении; ча - и; нихшрейаса-карау - ведущие к освобождению; убхау - оба; тайох - из тех (двух); ту - же; карма-саннйасат - отказа от кармической деятельности; карма-йогах - деятельность в преданном служении; вишишйате - считается лучше.
Верховный Господь сказал: И отказ от деятельности, и деятельность в преданном служении ведут человека к освобождению. И все же действовать в преданном служении лучше, чем отказаться от деятельности.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «2.Шри Бхагаван Сказал. И отрешение от работы (отрешенный образ жизни относительно работы), и путь карма-йоги оба не освобождают руки (нихшрейаса-карав убхау). Но из двух преданное служение карма-йога выше, чем отрешение от работы.». Бог в данном стихе рассматривает две сутуации, сравнивая их: «…тайос ту карма-саннйасат карма-його вишишйате» - Но из двух карма йога выше чем просто отрешение от работы. Обращать нужно внимание на «карма-саннйасат» и «карма-його». Что есть отрешение от работы и работа, не привязывающая к плодам труда. Вторая, карма-йога, выше. Оба эти направления не должны освобождать руки, т.е. человек должен работать. Но в одном случае просто мыслью как бы не привязываясь к работе, а в другом случае выполняя ее как преданное служение, где плоды труда посвящаются Богу Кришне.
КОММЕНТAРИЙ: Кармическая деятельность, то есть погоня за чувственными наслаждениями, является причиной материального рабства живого существа. Пока живое существо будет трудиться ради того, чтобы окружить свое тело материальными благами, ему придется переселяться из одного тела в другое, обрекая себя на вечное рабство в материальном мире.
БОГ: Так рассуждать можно. Но надо всегда понимать, что вечной зависимости от работы в материально мире нет. Всех Бог ведет по ступеням материального и духовного развития автоматически и все в свое время оставляют материальный мир, полностью Управляемые Богом. Никто не обречен в материальном мире на вечное пребывание. Хочет или нет человек, но он Волею и Планом Бога в круговороте сансары развивает качества, которые выводят его на путь преданного служения и далее средствами преданного служения Бог развивает преданного до качеств, которые и выводят его на духовный план. Никто в материальном мире не засидится. Также что касается рабства, то это не совсем так. Бог помогает материальным людям понимать работу несколько более правильно, ибо это средство поддержания тела человека и потому не должно быть для человека невыносимым, рабским или унизительным действом. Бог дает человеку и радость в труде и удовлетворение и надежду на труд и переключение в своих делах, и общение, и творчество, и знание, и любовь к труду и развитие качеств… Поэтому человек это так называемое рабство переносит без потрясений в основном.
В «Шримад-Бхагаватам» (5.5.4 - 6) об этом сказано следующее:
нунам праматтах куруте викарма
йад индрийа-притайа априноти
на садху манйе йата атмано 'йам
асанн апи клеша-да аса дехах
парабхавас тавад абодха-джато
йаван на джиджнасата атма-таттвам
йават крийас тавад идам мано ваи
карматмакам йена шарира-бандхах
эвам манах карма-вашам прайункте
авидйайатманй упадхийамане
притир на йаван майи васудеве
на мучйате деха-йогена тават
«Одержимые желанием чувственных удовольствий, люди не знают, что их нынешнее тело, которое причиняет им так много страданий, - результат их прошлой кармической деятельности. Хотя тело недолговечно, оно доставляет живому существу множество разных неудобств и неприятностей. Поэтому погоня за чувственными наслаждениями не принесет никому блага.
БОГ: Не так. Это ошибочные рассуждения суждения преданных-староверов, черпающих свое понимания из проповедей достаточно слабых и агрессивно к материальному миру и к материальным людям настроенных духовных учителей. Да, Бог дает в материальный мир источники наслаждений и побуждает людей ими пользоваться, а иногда и заставляет. Ибо это может быть предназначено и кармически тем, кто в прошлом много страдали. Их чувства, где никуда сама по себе боль этого и даже прошлых рождений не девается, надо нейтрализовать, уравновесить и для восстановления справедливости и для того, чтобы настроить человека на путь преодолений, как и страданий, которые в судьбе каждого также неизбежны, как кармические последствия. Все наслаждения каждого контролируются Богом, каждому Бог дает свое в своей мере. Это переключает сознание людей от стрессов, от усталости, то вещей непредвиденных, от потрясений, боли и потерь. Поэтому особо бичевать никого не надо и понимать, что и эти вещи приносят благо, ибо дают человеку силы преодолевать, смиряться, надеяться, устремляться к цели… И нет никого, кто бы через материальные наслаждения не проходил. Но Бог также эти привязанности в человеке и ослабляет и пресыщая человека и насильно, давая пути аскетические, давая нужды, давая и необходимый регулирующий мыслительный процесс. Все в материальном мире строго под контролем Бога, и это преданные всегда должны понимать, не обрушиваясь критикой на материальный мир. Все имеет здесь свои ограничения, все здесь адресно, все здесь для каждого приходит и уходит. Все есть Воля Бога.
Человек, который не задумывается над тем, кто он на самом деле, проживает свою жизнь впустую.
БОГ: Никто в материальном мире ни при каких условиях не проживает жизнь впустую. Бог работает в материальном мире абсолютно, и каждая жизнь есть труд Бога и труд действенный, скрупулезный, ибо направлен на главную цель материального мира, на развитие человека, будь он материальный или преданный Бога Кришны. Также, только Бог Управляет мыслительным направлением человека и Знает, когда и кого озадачивать смыслом и целью жизни, как и своим здесь предназначением и истоками.
Тот, кто не осознал свое истинное «Я», вынужден заниматься кармической деятельностью ради удовлетворения потребностей своих чувств, и сознание, оскверненное желанием чувственных удовольствий, заставляет его менять одно материальное тело на другое.
БОГ: Все это попытки назидания материальным людям в пользу преданного служения. Но если человек понуждается Богом заниматься кармической деятельностью, то, значит, ступень этого человека и качества пока удерживают его именно на таком труде и будут удерживать, пока Волею Бога и именно через этот кармический труд человек не обретет качества, которые и выведут на путь преданного служения. Все в свое время. Надо все, как и путь материалистов, принимать преданному все же в состоянии отрешенности, ибо, иначе, и речи не может быть об освобождении хоть в малой степени от гунн материальной природы, а значит и двойственности материального мира и от всего, что это влечет за собой.
Поэтому человек, ум которого поглощен кармической деятельностью и подвержен влиянию невежества, должен развить в себе любовь к Господу Васудеве.
БОГ: Преданный Бога Кришны не может в себе сам развить любовь к Богу Кришне. Что же говорить о материальных людях, не занятых духовной практикой? Всему у Бога свое время. Также, любовь к Богу Кришне дает только Сам Бог. Но и эта энергия очень краткосрочна, постоянно не испытывается, но запоминается умом, умом и поддерживается. Все по Воле Бога Кришны.
Только тогда у него появится возможность освободиться от материального рабства».
БОГ: Никто сам себя никакими усилиями от материального существования не освобождает. Выводит за пределы материального мира человека только Сам Бог через практику преданного служения.
Итак, гьяны, или знания о том, что я не материальное тело, а вечная душа, еще не достаточно, чтобы обрести освобождение.
БОГ: Так можно сказать.
Человек должен действовать как душа, иначе ему не удастся вырваться из материального плена.
БОГ: Это не продуманное высказывание. Никакой связующей или поясняющей или провозглашающей информации в себе не несет. Что значит действовать, как душа? Нужны пояснения. Как это понимает комментатор.
Однако деятельность в сознании Кришны и кармическая деятельность - далеко не одно и то же. Деятельность в сознании Кришны помогает человеку духовно развиваться, ибо она основана на истинном и совершенном знании.
БОГ: так можно сказать. Это не одно и то же. И это очевидно.
Одного отказа от кармической деятельности еще не достаточно, чтобы очистить сердце обусловленной души от материальной скверны, - нужно еще сознание Кришны.
БОГ: Так можно сказать. Но очищается не сердце. Это очень условное обывательское или даже материальное понимание. Материя не оскверняет, а входит естественным путем через материальную практику в ум, разум, память, качества, мыслительный процесс, понимание, в самосознание человека. И только преданное служение все перенаправляет на Бога через Святые Писания, духовную практику, жизнь в Боге, направленный на Бога мыслительный процесс…постепенно отводя человека от материальных привязанностей, материальных желаний, от материальных планов, от материальных наслаждений и образа жизни на ступень одухотворения всех чувств и внутренних событий в человеке, все через преимущественный путь преданного служения, все Волей и Планом Бога.
Пока наше сердце нечисто, мы будем вынуждены заниматься кармической деятельностью.
БОГ: Не так. Человек полностью Управляем Богом и только Бог Знает, кого и когда переводить на путь преданного служения и здесь в основном есть ориентир на качества человека, это последний параметр в человеке, который решает его участь как при переходе к преданному служению, так и на духовный план. Но качества в человеке развивает только Личность Бога через колесо сансары, через путь игр и ролей, через страдания и преодоления… так поднимая человека по ступеням его материально и духовного развития, что первым делом проявляется в качествах человека.
Но деятельность в сознании Кришны избавляет человека от кармы, а значит, и от необходимости действовать на материальном уровне.
БОГ: Преданное служение никого не избавляет от кармы. У любого преданного не счесть долгов за прошлые рождения перед Богом, и только Бог помогает от некоторых из этих долгов освобождаться, или их отдача происходит в плоскости преданного служения через аскетизм и добродетель преимущественно. Но полностью от долгов освободиться невозможно, ибо они еще и имеют свойство расти и в этом мире и в этом теле и в преданном служении. Многие отправляются с ними и на духовный план, ибо и там есть очистительные игры и роли… Но всем этим процессом Управляет только Бог; и не следует преданным особо себя успокаивать своей чистотой и ее обещать другим, ибо это таинство и есть работа только Бога.
Поэтому деятельность в сознании Кришны лучше отказа от деятельности, при котором всегда остается опасность падения.
БОГ: Опасности падения в материальном мире никогда и ни для кого не существует. Всякий и есть и оказывается на той ступени, которая соответствует его качествам. Значит, на этой ступени человек и был. Он никуда не упал. Но сама видимость падения, те события, которые человек в этот момент пережил и преодолел, поднимает на более высокую ступень материального и духовного развития, ибо дает человеку свой опыт и соответственно более точно направляет его на правильные качества, угодные Богу Кришне, и мыслительный процесс.
Если человек, лишенный сознания Кришны, отрекается от мира, его отречение неполное.
БОГ: так можно сказать. Это отрешение в гунне тьмы.
Это подтверждает Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.256):
прапанчикатайа буддхйа
хари-самбандхи-вастунах
мумукшубхих паритйаго
ваирагйам пхалгу катхйате
«Если люди, стремящиеся к освобождению, отрекаются от предметов, которые так или иначе связаны с Верховной Личностью Бога, считая их материальными, их отречение называется неполным»
БОГ: Так можно сказать. Но надо говорить не: «…так или иначе связаны с Верховной Личностью Бога…», а - принадлежат Богу Кришне изначально, но имеют материальное применение, как и предназначение.
Отречение от мира можно назвать полным лишь тогда, когда оно основано на понимании того, что все в этом мире принадлежит Господу и что никто не имеет права считать себя собственником чего бы то ни было.
БОГ: И такое понимание не делает отрешение полным. И оно особо не отличается от предшествующего ранее приведенного перевода в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.256). Также, вправе или не вправе считать себя собственником чего бы то ни было в материальном мире – этот вопрос о правах человека относительно объектов материального мира решает только Бог. И для материального человека такой постулат Бог не дает. Это сугубо для преданных, которые уже вышли на связь с Богом Кришной, уже понимают свое изначальное положение перед Богом, уже ориентированы на выход из материального мира, и им Бог дает такое понимание, что все есть творение Бога, все изначально Богу принадлежит, для того, чтобы и это знание могли использовать преданные, занимаясь карма-йогой, также в быту, что есть правильное религиозное мышление, также способствующее отрешению от объектов материального мира. Это Знание сугубо для преданных. Но материальные люди не должны, не будучи преданными Бога Кришны, не обладающие совершенными Знаниями, руководствоваться тем, что все принадлежит Богу, ибо этим знанием они в необходимой мере не смогут распорядиться, ибо и развитие материальных людей и основывается на чувстве собственничества, на том, что именно они причина своего труда и здесь плодов. И они могут распоряжаться этими плодами сообразно своему пониманию и необходимости. Именно такое невежественное понимание и есть то, что вовлекает материальных людей в игры и роли развивающего порядка, что помогает отдавать Богу кармические долги, приобретать более совершенные качества и так подниматься по ступеням собственного материального и духовного развития. В свое время и эти люди, начав Волею Бога путь преданного служения, также возьмут за основу религиозное воззрение на то, Кто есть Высший Управляющий, Кто есть Высшая Причина всех Причин, Кому все Изначально принадлежит, осознают, что не являются причиной своего труда, что не они производят и не они распоряжаются плодами своего труда, что все изначально принадлежит Богу.
Необходимо осознать, что на самом деле нам ничего не принадлежит. Так от чего же нам отрекаться? Тот, кто знает, что все является собственностью Кришны, всегда отрешен от мира. И поскольку все принадлежит Кришне, надо все использовать для служения Кришне. Такого рода деятельность, то есть деятельность в сознании Кришны, совершенна, и любые потуги санньяси-майявади отречься от материальной деятельности не идут с ней ни в какое сравнение.
БОГ: В некотором роде такое понимание есть уловки преданных ни за что не отвечать. Это достаточно хитроумное и надуманное высказывание. Если все принадлежит Богу Кришне, то в таком случае преданный, знающий это, автоматически отрешенный и никаких усилий не надо… Нет, преданные, так думать нельзя. Материальный мир создан для материальных людей со всеми атрибутами всякого порядка. Это – для них. Пусть и создано Богом и принадлежит Богу. Но преданный все же должен усердствовать и никак не спускать все на самотек. И в плане работы и в плане быта. Ограничивать себя надо и придется, учиться отрешенности надо и придется, использовать материальный мир выборочно для преданного служения надо и придется. Понимание, что все принадлежит Богу так и остается пониманием и никак без направленных духовных практик в качества отрешенности не переходит, привязанность не убирает, желания не контролирует… Понимание остается пониманием. А это не развитие, не путь освобождения из материального мира… это усыпление бдительности преданного и в плане работы и в плане самого преданного служения. То, что все принадлежит Богу Кришне – это для преданного само собой. Ничего из этого для отрешения не извлечь. Нужна духовная практика, долгий и изнурительный процесс, которым будет Управлять Бог. А это высказывание, что все принадлежит в материальном мире Богу Кришне, а не ему самому, легко может усвоить и ребенок. И отрешен при этом не будет. Также, если говорить о настоящем отрешении, то это есть отказ не только от работы, т.е. ее плодов, не только от того, что предлагает материальный мир на основе того, что человек полностью осознает, что все принадлежит Богу и он ко всему, по сути, не имеет отношения и не может сам ничем распоряжаться, но и акт отрешения непременно должен всегда сопровождаться преданным служением. Иначе человек очень скоро попадет в ситуацию великого внутреннего неудовлетворения, печали, потрясения, уныния, понимания, что этот путь ничего ему не дает, не понятен смысл такого отрешения, как и появится чувство бессмысленности, разочарования и прочие неблагоприятные Божественные энергии остановят усилия так старающегося. Но необходимые (не все) качества истинно-отрешенного человека приводятся в следующем стихе, те качества, которые достигаются только через преданное служение.
ТЕКСТ 3
джнейах са нитйа-саннйаси
йо на двешти на канкшати
нирдвандво хи маха-бахо
сукхам бандхат прамучйате
джнейах - тот, которого следует считать; сах - он; нитйа - навсегда; саннйаси - отрекшийся; йах - который; на - не; двешти - ненавидит; на - не; канкшати - желает; нирдвандвах - преодолевший влияние двойственности; хи - безусловно; маха-бахо - о могучерукий; сукхам - счастливо; бандхат - из плена; прамучйате - полностью освобождается.
Того, кто не презирает плоды своего труда, но и не стремится к ним, считают всегда живущим в отречении от мира. Преодолев влияние двойственности, такой человек легко сбрасывает оковы материального рабства и обретает полное освобождение, о могучерукий Aрджуна.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «3.Необходимо знать, что тот считается в истинном отречении, кто не ненавидит и ничего не желает. Непременно свободный от двойственности, он, о, Сильнорукий, счастливо освобождается от оков (материального мира).». Что касается здесь освобождения от двойственности материального мира, то это было сказано для Арджуны, как обещание, ибо его ступень материального и духовного развития, как и ступень его современников, этого требовала. На самом деле не существует полного освобождения от двойственности материального мира, так и иллюзорных энергий Бога, их порождающих. Но частичное освобождение, необходимое для перехода на духовный план, имеет место.
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто полностью развил в себе сознание Кришны, всегда живет в отречении от мира, поскольку не испытывает ни привязанности ни неприязни к плодам своего труда.
БОГ: Все преданные находятся в пути преданного служения, никто ничего в себе ПОЛНОСТЬЮ развить не может, но в некоторой степени, что доподлинно Знает только Бог. Также отрешение от мира у каждого преданного имеет свою ступень и оберегается Богом. Только Бог Знает, на сколько это отрешение перешло в качества и насколько сохранится в преданном, если его поместить в другие условия материального мира и вовлечь в те или иные игры и роли. Только Бог знает до какой степени преданный «не испытывает ни привязанности ни неприязни к плодам своего труда.».
Такой человек, посвятивший себя трансцендентному любовному служению Господу, обладает совершенным знанием, так как понимает свою роль в отношениях с Кришной.
БОГ: Никто не ОБЛАДАЕТ во всей полноте совершенными духовными знаниями. Даже если хорошо усвоил свое положение перед Богом Кришной. Но это хорошее усвоение должно проявляться в качествах преданных, а не в словах. Но качества у многих достаточно не высокого порядка, ибо мало смирения, мало терпения, среднее или посредственное преимущественно усвоение Святых Писаний, самовозвеличивание и великие ожидания от своего преданного служения, каждый однозначно надеется на достижение духовного плана именно в этой жизни и никто в этом вопросе не желает положиться на Волю Бога или предаться Богу, имея внутреннее согласие на любое волеизъявление Бога Кришны.
Он в совершенстве знает, что Кришна - это целое, а он сам - неотъемлемая частица Кришны. Такое знание является совершенным, поскольку дает верное представление о качественном единстве и количественном отличии индивидуальной души и Всевышнего, тогда как представления о тождестве обыкновенного существа с Кришной ошибочны, так как часть не может быть равна целому.
БОГ: Нет ничего, что бы душа знала в совершенстве. Также, частица Бога неотделима от Бога. Но говорить о качественном единстве невозможно. У человека – душа, а Бога – Божий Дух. И качества здесь несоизмеримы.
Концепция качественного тождества и количественного отличия правильно отражает истинное положение дел и является трансцендентным знанием, которое помогает человеку стать самодостаточным и умиротворенным, избавляя его от желаний и скорби.
БОГ: Только Бог вследствие преданного служения и здесь духовных практик и стараний преданного освобождает его в некоторой мере от материальных желаний и скорби. Это – Воля и Милость Бога. Само трансцендентное знание о Боге и живом существе не постижимо человеком в той мере, чтобы автоматически человека своею данностью от чего-то избавлять.
Ум такого человека свободен от двойственности, ибо все его действия посвящены Кришне. Преодолев таким образом влияние двойственности, человек обретает освобождение, даже находясь еще в материальном мире.
БОГ: ум ни одного преданного не свободен от двойственности. Это лишь благое пожелание некоторых не очень продвинутых преданных. Также ни о каком полном освобождении в материальном мире от иллюзорных энергий Бога речи не может быть. Ничего во всей полноте преданный из преданного служения от Бога не получает, но получает те ступени духовного развития, те качества, которые достаточны, чтобы вывести преданного за грань материального мира на духовный план.
ТЕКСТ 4
санкхйа-йогау притхаг балах
праваданти на пандитах
экам апй астхитах самйаг
убхайор виндате пхалам
санкхйа - аналитическое изучение материального мира; йогау - и деятельность в преданном служении; притхак - различно; балах - неразумные; праваданти - говорят; на - не; пандитах - сведущие; экам - к одному; апи - даже; астхитах - пришедший; самйак - полностью; убхайох - обоих; виндате - обретает; пхалам - результат.
Только невежды могут говорить, что преданное служение [карма-йога] отлично от аналитического изучения материального мира [санкхьи]. Истинно мудрые утверждают, что тот, кто не сворачивая идет одним из этих путей, достигает цели обоих.
БОГ: Правильный перевод.
КОММЕНТAРИЙ: Цель аналитического изучения материального мира - обнаружить душу всего сущего. Душой материального мира является Вишну, или Сверхдуша.
БОГ: Не о некоей душе должна идти речь, а о Боге Кришне. Понятие сверхдуша было дано в древние времена, ибо так людям было понятнее и ближе воспринимать Бога в себе. Цель аналитического изучения именно познать Высшего Управляющего через средства материального мира и духовные практики, минуя само преданное служение. Но, тем не менее, этот путь именно на преданное служение в итоге Волею Бога и выводит. Другого назначения поискам Бога нет. Только выход на преданное служение, со всем, что в него входит.
Занимаясь преданным служением Господу, человек одновременно служит и Сверхдуше.
БОГ: И в человеке и вне человека и за пределами материального мира.. – только Один Высший Управляющий, Которого невозможно делить на Бога Кришну и Его частичное проявление якобы высшую душу. Везде Бог Кришна присутствует Сам Лично Своим полным целым.
Цель одного из упомянутых здесь методов - обнаружить корень дерева, а суть другого - поливать этот корень.
БОГ: В Святом Писании не следует проводить никакие аналогии, самовольно сравнивать некоторые утверждения с материальными объектами и действами. Такое сравнивание отвлекает человека от религиозной сути той или иной части Святого Писания и очень часто уводит понимание от того, что именно Говорит Бог. Не следует понуждать человека делать свои личные умозаключения, заставляя его понять, что и что в этом сравнении обозначает. Такие сравнения может делать только Бог. Ибо Бог Знает, что и как сказать. Преданный, трактующий Слово Бога, не может знать. Или не уполномочен говорить и доносить и разъяснять Слово Бога таким образом.
Приверженец истинной философии санкхьи обнаруживает корень материального мира, Вишну, и, опираясь на это совершенное знание, начинает служить Господу.
БОГ: Никогда приверженец философии санкхьи не обнаруживает Бога никакими мыслительными спекуляциями или опытом или другими материальными средствами. Просто Бог его изнурив в этих поисках, направляет на ознакомление с Святыми Писаниями, ибо человек ищет и это устремление Бог в нем постоянно поддерживает и постепенно перенаправляет на те Знания, те практики, тот духовный опыт, дает те встречи, то общение, что в совокупности и определяет Милостью Бога его приход в преданное служение. Если Бог взялся за человека, если заставил задуматься о существовании творца, то Бог не отступится, поводит по всем спекуляциям ума, по все оккультным наукам, даст опробовать магию и колдовство, даст почитать Святые писания всех религий, даст поговорить с многими священнослужителями, даст поездки в места поломничества, даст наконец в руки Бхагавад-Гиту и даст интерес такой, что человек зачитается, находя ответы на многие и многие свои вопросы и более того… Дальше ему уже идти некуда. Он пришел. Но привел его Бог, может и не за одну и не за две жизни, но бесповоротно. И далее только преданное служение. Все остальное уже будет не интересно, исчерпано, набьет оскомину. Только преданное служение до старания, до рвения и не без успехов, ибо и это Бог Знает как показать и что еще пообещать.
Поэтому, в сущности, между этими двумя путями нет разницы, так как целью и того, и другого является Вишну. Те, кому не известна конечная цель пути санкхьи и карма-йоги, говорят, что они приводят к разным результатам, но поистине образованный человек знает, что оба эти пути ведут к одной цели.
БОГ: так можно сказать. Но речь должна быть только о Боге Кришне. Это будет правильно.
ТЕКСТ 5
йат санкхйаих прапйате стханам
тад йогаир апи гамйате
экам санкхйам ча йогам ча
йах пашйати са пашйати
йат - которое; санкхйаих - философией санкхьи; прапйате - достигается; стханам - место; тат - то; йогаих - преданным служением; апи - также; гамйате - достигается; экам - одно; санкхйам - аналитическое изучение материального мира; ча - и; йогам - деятельность в преданном служении; ча - и; йах - который; пашйати - видит; сах - тот; пашйати - видит.
Тот, кто знает, что цели санкхьи можно также достичь с помощью преданного служения, и понимает, что аналитическое изучение мира и преданное служение равнозначны, видит истинное положение вещей.
БОГ: Не точный перевод. Правильный перевод: «5.То положение, которое достигается через аналитические знания (философию санкхйи) также достигается исполнением йоги. Тот, кто видит путь аналитических знаний и путь йоги (преданного служения) как один путь, он действительно видит.».
КОММЕНТAРИЙ: Истинная цель философских поисков - определить высшую цель жизни. Поскольку высшей целью жизни является постижение своего истинного «Я», оба названных здесь метода приводят человека к одному и тому же заключению.
БОГ: У каждого философа санкхйи есть свои причины поиска Бога в материальном мире и свои пути в этой умственной спекуляции. Их цели не могут совпадать с целью преданных, ибо свои мыслительные поиски они черпают пока не из Святых Писаний, а из своей ступени материального развития, в которой теряется интерес к материальному миру, более люди не ищут наслаждений в материальном мире, как прежде, многое приелось, многое подвело, многое исчерпалось, многое заставило задуматься о том, что все приходит и уходит, что жизнь черно-белая, что в ней должен быть какой-то существенный привлекающий стержень, что добро не всегда награждается, что зло очень часто торжествует, что есть несправедливость, которую невозможно объяснить материальными науками, что непонятно, куда движется человек и куда все уходит с его смертью, ибо в зрелом и преклонном возрасте человек многое понимает, нравственно крепок, правильно преимущественно мыслит и что в итоге… куда все уходит… В небытие? Разве это не расточительно? Разве нет этому альтернативы? Разве это нельзя употребить во благо всем и ему самому? Многие и многие вопросы в человеке побуждает Бог и направляет на поиск, на внутреннюю философию, на поиск смысла каждого и всего творения… Поэтому движущая сила, причина, которую дает Бог, ведущая таких философов, имеет более материальную природу, другие причины, нежели у преданных. Но приводит к преданным, к преданному служению каждого такого человека только Сам Бог и строго в свое время. Ибо смысл жизни, поиск своего «я» – далеко не всегда являются определяющими. И свою философию санкхйи он черпает из многих источников, и находя ответы и нет, и удовлетворяясь и нет, и порою понимает, что таких знаний море или океан, и все они по разному смотрят на одни и те же вещи или совсем противоположно друг другу, или никак не совместимы с некоторыми его убеждениями и не понятно, чему верить, что взять за основу, на чем строить свои внутренние размышления, в голове часто царит хаос и ничего толком Бог не дает запомнить, систематизировать, употребить при поисках ответов… Но однажды Бог дает в руки Бхагавад-Гиту… Дает Совершенные Знания, которые единственные начинают что-то прояснять в уме, в понимании, в осознании себя и своего изначального предназначения…
Изучая философию санкхьи, он приходит к выводу о том, что живое существо не принадлежит к материальному миру, но является частицей высшего духовного целого.
БОГ: Далеко не всегда сразу Бог дает такие ответы ищущему, но долгое время бросает его по разным концепциям, давая труды великих мыслителей прошлого, как и современности, скрупулезно заставляя разбираться в чужих мировоззрениях и мировосприятиях, направляя на прочтение также Святых Писаний разных религий разных стран. И только мельком останавливая на таких понятиях, как Бог, душа, предназначение души, ее положение перед Богом… И вновь Бог направляет человека на поиски и снова подводит к некоторым положениям Святых Писаний, направляя их из удаленного сознания человека, где промелькнув, они остались, на первый план, давая здесь желание вникнуть, разобраться. Найти первоисточник, найти согласие с собой, ибо уже пора, и Бог все настойчивей это Говорит человеку через его ум, чувства, непреодолимое желание преодолеть этот барьер невежества, ибо в невежестве жить крайне беспокойно и тяжело, ибо в них что-то есть то, чего нет больше нигде, ни в каком другом труде, ибо здесь ищущий надеется обрести в себе мир...
Следовательно, вечная душа никак не связана с материальным миром и ее деятельность должна быть так или иначе связана со Всевышним.
БОГ: До некоторого времени все же душа жестко и надолго связана с материальным миром. И Волею Бога пребывает в нем многие-многие тысячелетия, пока средствами материального мира по Воле Бога не выкристаллизуется то, что есть качества духовного порядка. И только в конце материального пути Бог дает человеку те знания, которые помогают ему понять, что он частица Бога, Божественная энергия, призванная служить Богу и материальный мир уже пора оставить. Но эти узы рвет Сам Бог, рвет через путь преданного служения, бесповоротно.
Когда душа действует в сознании Кришны, она занимает свое естественное положение.
БОГ: Это положение тогда естественно, когда душа достигла качества, которые ей и позволяют преданно служить Богу. На более низких ступенях развития для человека преданное служение Богу будет не позволено и не будет считаться для человека естественным.
Метод санкхьи подразумевает, что человек должен избавиться от привязанности к материи, а йога преданного служения позволяет развить привязанность к деятельности в сознании Кришны.
БОГ: Так можно сказать. Но и много от чего другого такой человек должен избавиться в преддверии преданного служения. Но это все происходит только по Воле и Плану Бога и с каждым Бог работает Лично, избавляя каждого от того, что лично ему мешает или будет мешать в пути преданного служения.
По сути дела, между этими двумя методами нет разницы, хотя на первый взгляд кажется, что один из них требует отрешенности, а другой привязанности. Отрешенность от материи и привязанность к Кришне - это, фактически, одно и то же. Тот, кто понимает это, видит вещи в истинном свете.
БОГ: Эти два направления разнятся по многим параметрам и никак не укладываются в эту изящную надуманную форму. Отрешенность одних и привязанность других не есть то, что как-то эти два направления существуют или являются определяющими для философа санкхйи и для преданного. Разница колоссальная и многогранная, в одну строчку не умещается. И искать сходство и отличия особо не надо. Это никому ничего не даст и ничего не прояснит. У каждого преданного и у каждого последователя санкхйи достаточно много и общего и отличного. Но это знает только Бог. Преданному это не нужно.
Рег.№ 0316777 от 3 мая 2020 в 22:26
Другие произведения автора:
30.МОЯ ЖИЗНЬ. ЧАСТЬ 15. РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ.
ВХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 1. СТИХИ 21-27.
46.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 5. КАРМА-ЙОГА - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЗНАНИИ БОГА. СТИХ.1-2
Нет комментариев. Ваш будет первым!