122. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 63-65
122. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 63-65.
ТЕКСТ 63
ити те джнанам акхйатам
гухйад гухйатарам майа
вимришйаитад ашешена
йатхеччхаси татха куру
ити - так; те - тебе; джнанам - знание; акхйатам - открытое; гухйат - сокровенного; гухйа-тарам - сокровеннее; майа - Мной; вимришйа - обдумав; этат - это; ашешена - полностью; йатха - как; иччхаси - желаешь; татха - так; куру - поступай.
Итак, Я открыл тебе знание сокровеннее сокровенного. Обдумай все как следует, а затем поступай как пожелаешь.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «63.Таким образом, я поведал тебе знания самые сокровенные из всех сокровенных знаний. Обдумай все хорошо и поступай, как пожелаешь.». На самом деле Арджуна не поступит, как пожелает. Его путь запланирован Богом. Но пока Бог позволяет ему еще можно мыслить так, обещая степень некоторой свободы. Но исход Бог ему уже объяснил и придется действовать согласно своим качествам, согласно Плану Бога, согласно ступени своего материального и духовного развития. Но Арджуна должен как бы и сам начинать сотрудничать с Богом, принять решение Бога за свое, что есть азы преданного служения и обуславливают непременно и дальнейший путь преданного служения, что Арджуне уже не миновать. Обдумывать Арджуна особо не сможет, ибо весь мыслительный процесс и давался и дается и будет даваться только Богом, Арджуна просто входит в него, поскольку это его уровень мышления, стоящий на основе его знаний и качеств, на его интересах и понимании понуждения Бога, т.о. Арджуна и примет тот образ мысли, который, согласно обстоятельствам, и не противоречат его сути и никак не идет против требований Бога, ибо это и невозможно. Поэтому Арджуна поступит так, как желает, какова Воля Бога. Других вариантов нет и ни у Арджуны и ни у кого.
КОММЕНТAРИЙ: Господь уже поведал Aрджуне знание о брахма-бхуте. Человек, достигший уровня брахма-бхуты, исполняется радости, он ни о чем не скорбит и ничего не желает - таков результат обладания сокровенным знанием. Затем Кришна открыл Aрджуне знание о Сверхдуше. Это также знание о Брахмане, только более высокого порядка.
БОГ: Все это комментарии, основанные на старых ведах, объявленных Богом Кришной неавторитетными. Не возможно преданному ни на какой ступени преданного служения достичь брахма-бхуты. Все эти обещания были ориентированы на древних, желающих некоторого особого статуса в Боге, особых возможностей и результатов преданного служения. Они толком не могли понять, что значит слиться с Богом Кришной, но для них достижение этого состояния казалось пределом всех возможностей человека, состоянием мистическим, абсолютным, никем другим недосягаемым. Нет такого состояния. Никто не может слиться с Богом Кришной. Речь может идти только о ступени постижения Бога Кришны, об утверждении в Боге Кришне, о вхождении в Бога Кришну, об обожествлении, об одухотворении в своей мере. Но слиться с Богом – невозможно, душа - не та субстанция, не чистый дух, а с примесью материи. Причем эта примесь неисчерпаема и не изничтожаема. Также, живое существо никогда не достигает состояние вечной радости или благости. И на ступенях преданного служения в материальном мире и на духовном плане человеку свойственно иметь достаточно широкий диапазон чувств, ибо живое существо везде имеет контакты с внешним миром, везде направлено на развитие, везде должно преодолевать и переживать, и надеяться, и уповать на Бога Кришну.
Употребленные здесь слова йатхеччхаси татха куру («поступай как знаешь») свидетельствуют о том, что Бог не посягает на малую толику независимости, которой наделено живое существо.
БОГ: Нет, конечно. Не верно. Бог Знает, что Арджуна полностью поступит так, как входит в План Бога Кришны. Эти слова, приведенные в комментарии из стиха (йатхеччхаси татха куру), обращены к Арджуне, как к человеку, который все же в большей части материален, хотя и имеет некоторые религиозные чувства и знания. Он не преданный Бога Кришны и не вошел еще в те духовные знания высокого порядка, которые бы ему объяснили, что он полностью зависимое живое существо, что ни для кого не выходит «как хочешь, так и поступай», что и чувства, и речь, и память, и понимание… ему дает Личность Бога Кришны. Дает и ему и всем, ибо все Управляемы Богом Кришной. Он в эти знания и не вошел и не утвердился в них и потому через эту призму не мыслит. Поэтому Бог с ним и Говорит на уровне его знаний и качеств, говорит так, чтобы Арджуна как бы видел себя решающим этот вопрос и начинал уже на уровне мысли сотрудничать с Богом Кришной, беря у Бога тот мыслительный процесс, который и направлял на озвученное ему требование Бога касательно участия Арджуны в сражении. Несомненно, Арджуна есть зависимое от Бога живое существо и в любом случае поступит так, как и Планирует Бог. И речи не должно быть о том, что якобы Личность Бога «…не посягает на малую толику независимости, которой наделено живое существо.». Еще как посягает Бог на то, что есть творение Бога, которое надо поднимать.
В «Бхагавад-гите» Господь подробнейшим образом объяснил, как можно достичь более высокого уровня бытия. Самый лучший совет, который получил Aрджуна, - это совет покориться Сверхдуше, пребывающей в сердце каждого живого существа.
БОГ: У Бога ничего в одночасье не делается. Также, Бог никого не призывает покориться. Тут речь о другом. Душа должна Волею Бога развить те качества высокого духовного порядка, войти так в Слово Бога, чтобы выполняла Волю Бога, как свою, не видя, не различая Божественное желание от своего. В этом случае человек только наслаждается, чем бы он ни занимался и не входит в противоречие с Волей Бога Кришны, как и нет вопроса о покорении. Но эти качества, зти знания входят в человека только через путь преданного полного и старательного служения Богу Кришне, что Арджуне еще предстояло.
Обдумав все как следует, человек должен согласиться действовать по указанию Сверхдуши.
БОГ: нет сверхдуши. Есть Бог Кришна. Также, когда человек Волею Бога выходит на диалог с Богом Кришной, ему не приходится соглашаться или не соглашаться. Все происходит автоматически и так, как говорит Бог Кришна. Никаких вариантов здесь быть не может.
Это поможет ему всегда находиться в сознании Кришны, то есть на высшей ступени совершенства, доступного людям. Верховный Господь лично велел Aрджуне вступить в сражение.
БОГ: Совершенен только Бог Кришна. Никто из живых существ на высшей ступени совершенства не стоит и не достигает. Бог Указывае Арджуне, как ему поступить, но на самом деле этот вопрос в Боге уже решен однозначно.
Покориться Верховной Личности Бога - значит поступить прежде всего в собственных интересах. Мы делаем это не ради Всевышнего, а ради себя.
БОГ: Это рассуждение неверно. Все происходит автоматически и должно посвящаться Богу Кришне и ради Бога Кришны и только через эту призму видеть пользу для себя. Но для живого существа все выглядит так, как проявление его личного желания или воли. Но чтобы так человека настроить и повести, ему надо все же сообщить, что для него лучше и в чем заключается Воля Бога Кришны. Далее, человек получает от Бога ту энергию или то состояние, которое ставит под запрет любое иное проявление себя, кроме того, на которое Указывает Бог. И этот запрет человек понимает в себе, опять же, как свое решение и поступает, ведомый Богом, так, как требует Бог Кришна при сложившихся обстоятельствах и тех знаниях высокого духовного порядка, на которые Бог требует основать свое как решение. Но все эти процессы, как внешние Слова Бога, так и внутренние переживания, происходят как мгновенно, давая тот результат, который есть План Бога на человека.
Прежде чем сделать это, человек волен все как следует обдумать, опираясь на данный ему разум.
БОГ: Обдумывают обычно все материальные люди. Ибо им так положено. Но и в этом случае весь процесс обдумывания дает Бог, подключая и ум, и разум, и память,, и предупреждение, и варианты, и логику материальную, и опыт, и все, что Бог Кришна найдет нужным. Что касается преданного, то обдумывать Бог Кришна преданным особо ничего не дает. Тут все устроено несколько иначе. Есть Слово Бога в Святом Писании и есть требование Бога Кришны ему следовать, и есть те качества и понимания у преданного, которые этому и помогают.
Именно так лучше всего принимать указания Верховной Личности Бога. Эти указания мы можем получить и от духовного учителя - истинного представителя Кришны.
БОГ: На духовного учителя в современном мире современным преданным лучше всего не смотреть, но исходить только из Слова Бога в Новом Святом Писании. Из данного стиха 63 надо все же уяснить, что Бхагавад-Гита есть высочайший Божественный источник всесовершенных знаний. Воистину, нет и не будет знаний превыше. Это Святое Писание – не имеет себе равных, но требует не просто прочтения, ибо через простое прочтение не может надлежащим образом войти в человека, стать его единственным убеждением, качествами, стойким и высочайшим религиозным мнением. Только через преданное служение. Только через аскетизм. Только через добродетель. Это знание живое, абсолютное, вводится в человека не на уровне его желаний, не материальными усилиями, но очень долгим общением с Богом через Божественные приемы. Бог вручает это знание Сам, Лично, через страдания, через весь материальный опыт, через потрясения, через непременно поклонение Богу Кришне. Это знание столь многогранно, столь необычно, столь грандиозно, что самому, своими усилиями и желаниями его не постичь. Сам Бог курирует того, кому пора вручать. Сам Бог изнутри каждому дает разъяснения, сам Бог забирает эти знания и возвращает к ним по новому кругу. Каждый стих Бхагавад-Гиты – бесцеллер. Только через призму этого великого учения человек начинает видеть вещи, как они есть, начинает мыслить так, в том русле и с тем пониманием, которое требует Бог; только изучая эти Божественные наставления, человек воистину входит в контакт с Богом, знает Мнение Бога и начинает понимать, что в итоге, в результате многих и многих воплощений на Земле непременно надо достичь, что хочет от него Бог, на что в своем мышлении пора опираться всегда и что игнорировать.
Будет уместным в своей мере вспомнить то, что призывает Бог Кришна обдумать Арджуне. В главе 1 на поле битвы Курукшетра перед началом сражения, дав понимание Арджуне о неминуемости сражения, дав желание обозреть всех участников сражения, Бог Кришна дает Арджуне и высказаться, как бы констатировать перед Богом свои внутренние позиции, свои знания, свои убеждения, свои религиозные принципы, сформировавшиеся у Арджуны не только вследствие его образа жизни и общения, но и по Воле Бога. Богу надо было, чтобы Арджуна как бы показал воочию ту ступень, то мышление, которое на тот период для общества считались проявлением высшей добродетели, благочестия, праведности, что считалось незыблемым. Это была высшая духовная ступень, однако, это были и границы мышления, препятствующие дальнейшему духовному развитию общества. Бхагавад-Гита должна была более смело входить в светлые и прогрессивные умы, должна была трансформировать прежние догмы в более революционные, действенные, авторитетные знания, знания-руководства, знания на все времена, знания, как Слово Бога, которому нет и не может быть альтернативы, знания, которым предстояло жить тысячелетия. Поэтому, Бог сначала внимательно выслушивает Арджуну, дает проявить ему в полной мере его взгляды, сомнения, его самочувствие, его тупики мышления, разрешение которых было отнюдь не просто.
Надо знать, что Бог очень тщателен, работая с любым человеком в материальном мире. У каждого человека свои проблемы, внутренние лабиринты. Методика Бога – дать человеку высказаться, осветить свою ситуацию со своей позиции, опыт, знаний. Человек всегда о наболевшем говорит другим, говорит себе в мыслительных процессах, делится, ждет ответ. Но никто не знает, что говоря, изливая другим свои печали и надежды, свое понимание и возможности, человек всегда и однозначно констатирует все только Богу, фактически Ему давая свое согласие на перемены, показывая ожидаемое, готовясь и к непредвиденному. Далее Бог начинает говорить, отзываться на человеческие обращения через ряд событий, через других людей, здесь искушенных, через мысли новые и новые возможности. Но сначала – человек доходит до состояния разговора, проявления себя, своих качеств, своих ожиданий. Так и с Арджуной, гл.1 ст.21-23, 28-45; гл.2. ст.4-8, гл.3 ст.1-2;гл.3 ст.36; гл.4 ст. 4; гл.5 ст.1; гл.6 ст.33-34, 37-39; гл.8 ст.1-2; гл.10 ст.12-18; гл.11 ст. 1-4; 14-31, 36-46, 51; гл.12 ст.1; гл13 ст. 1; гл.4 ст.21; гл.17 ст.1; гл.18 ст. 1, 73. Но с Арджуной - по большому счету. На виду у всех. Ибо избран Богом. Ибо и не ему будет сказано и не столько ему, но всем, во благо всех, через одного – для всех. Это надо понимать. Всем пришло время постичь эти знания, начинать их усваивать, ими жить, строить на них свою мысль. Во всех следующих рождениях. Но каждому будет в своей мере. Ибо и все на разных ступенях. Кому-то пора начинать практиковать преданное служения, кому-то следует коснуться едва. И далее в новом рождении по второму, третьему кругу… Эти знания обязаны присутствовать, витать в обществе, но и быть тайными, ибо для неготовых, не достигших необходимые качества и понимания эти знания идут во вред. Все контролирует Бог, всему свое время. И тогда и теперь.
Что поясняет Бог Кришна Арджуне? Это не философия. Здесь невозможно сомневаться. Это – для умных, для аскетичных, для добродетельных. Это то, без чего – не вырваться из круговорота рождений и смертей, не достичь Бога, не понять Бога, а значит, идти против Бога. Эти знания есть единственный реальный, неизменный путь к Богу, достижение Всевышнего, общий язык, это и общение с Богом и Божественная мудрость и окончательное слово Бога, которое можно только углублять и расширять, но не отменять никак. Бог дает проявить себя Арджуне, однако, в строго определенном направлении, но и по пониманию, по духовному в нем основанию, как бы провоцируя вопросы изнутри, делая их так направленными, чтобы изложить в ответ Великие Божественные знания, изложить диалогом, где бы Арджуна мог внимать Богу, грамотно и точно реагировать, заинтересовываться, выискивать ответы именно на свои мысли и внутренние тяжбы. О чем говорит Бог:
1.Желания человека должны быть духовными, направленными на Бога. Ст.2 гл. 2;
2. Круговорот сансары. Ст.11-13 гл.2; ст.3 гл.9;
3. Вопрос об освобождении из круговорота рождений и смертей. Ст.14-15;
4.Тленность материи. Ст.16 гл.2;
5.Вечность Бога. Ст.17 гл.2;
6.Природа души. Ст.18 гл.2; 31, 32, 33, 34 гл.13;
7.Душа – частица Бога и не участница фактически материальных игр, не может быть убита или быть убитой. Но все в ней делает Бог. Ст.19 гл.2;
8.Свойства души. Ст.20-30 гл.2.
9.Необходимость исполнения религиозного долга. Ст.31-37 гл. 2.
10. Последствия греховной деятельности. Ст.38 гл.2.
11.Путь преданного служения. Ст.39-53 гл.2;
12.Отличие преданного. Ст.56-64 гл.2;
13.Утверждение разума. Ст. 52, 53, 56, 65-66. Гл.2;
14.Чувства.Ст.67-68. Гл. 2; ст.34 гл.3; ст.4 гл.6;
15.Желания. Ст.70-71 гл. 2;
16.Знание. Утвердившееся знание. Ст.53, 54, 55, 57, 58, 61, 67,68 гл.2; ст.33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41,42 гл.4; ст. 15, 16, 17 гл. 5;
17.Вопрос о кармической деятельности. Ст.4, 5, 6-7, 8, 9 гл.3;
18. Жертвоприношения. Ст.10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 гл.3; ст.25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 гл.4;
19.Посвящение работы Верховному Брахману. Ст.15,16,17,18,19,20,25 гл.3; ст.27-28 гл.9;
20.Гуны природы. Ст.27, 28, 29, 33 гл.3; ст.13, 14, 27, 28 гл.7; ст.11-12 гл.9; ст.10 гл.15; ст.40 гл.18;
21.Необходимость предаться Богу. Ст.30 гл.3;
22.О предписаниях Бога. Ст.31-32 гл. 3;
23.Исполнение религиозного долга. Ст. 35 гл.3;
24. Греховная деятельность. Ст.36, 37, 38, 39, 40, 41-43 гл.3;
25.История Бхагавад-Гиты. Ст.1-3 гл.4;
26.Знания Бога. Ст.5 гл.4;
27.Свойства Бога. Ст.6 гл.4;
28. Путь, указанный Богом. Ст.11, 14, 15 гл.4; ст.23-24 гл.16;
29. Четыре разделения. Ст.13, гл.4;
30. Что есть работа. Ст. 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 гл.4; ст.32 гл.13
31. Карма-йога. Ст.2, 7, 8-9, 10, 11,12, 13, 14, гл.5; ст.1, 2, 3 гл.6;
32.Достижение Верховного Брахмана. Ст.19, 20, 21, 24, 25, 26, 29 гл. 5; ст.8, 9, 10 гл.6; ст.24, 25, 28, 29, 30 гл.7; ст.5, 7, 8-14, 15, 16, 20-26, 27 гл.8; ст.30-34 гл.9; ст.7, 9, 10, 11 гл.10; ст.19, 23-26, 28,29, 30, 31 гл.13; ст.5, 6 гл.14;
33.Контакт с материальными объектами. Ст.22, 23, гл.5;
34. Ум. Ст.5, 6, 7, 25, 26, 27, 35-36 гл.6; ст.6 гл.14;
35. Практика йоги. Ст.11-12, 13-14, 15, гл.6; ст.7-9 гл.5; ст.41 гл.4; ст.25-30 гл.4; ст.18-24, 27, 28, 29, 32, 45-47 гл. 6; ст.8, 9, 10, 11-14, 23--28 гл.8; ст.22 гл.9;
36. Регулируемая еда. Ст.16, 17, гл.6;
37.Видение Всевышнего. Ст.29, 30 гл. 6;
38. Преданное служение. Ст.31 гл.6; ст.15, 16, 17, 18, 19, 20 гл.7; ст.22 гл.8; ст. 26-28; ст.7, 9, 10 гл.10;
39.Перевоплощение. Ст.40, 41, 42, 43, 44, 45 гл. 6; ст.8, 10 гл.14;
40. Качества Бога. Ст.4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 25, 26, гл. 7; ст.3, 4 гл.8; ст.4, 5, 6, 16-19, 29 гл.9; 19-42 гл.10; гл.11; ст.13-18 гл.13;
41.Другие религии. Ст.20, 21, 22, 23 гл.7; ст.23-25 гл.9;
42.Принцип работы творения Бога Кришны. Ст.16, 17, 18, 19, 20 гл.8; ст.6-10, 20-21 гл.9; ст.20-23 гл.13; Ст.1-4 гл.14;
43.Самые сокровенные знания. Ст.1-34 гл.9; гл.11;
44. Могущество Бога Кришны. Ст.4, 5, 11 гл.9; ст. 2, 3, 4-5, 6-8, 12-13, 14-16, 19-42 гл.10; гл.11; ст.14-18 гл.13;
45.Ступени развития людей. Ст.11, 12, 13-14, 15, 20-21 гл.9; ст.7 гл.10;
46.Вселенская форма Бога Кришны. Гл.11;
47.Совершенство преданного служения. Гл.12:
а). Разновидность бхакт. Ст.1;
б). Наиболее совершенные в йоге. Ст.2-4; 6-7; 8; 13-14, 15, 16, 17, 18-20;
в). Менее успешные йоги. Ст.5, 9, 10, 11;
48.Что есть поле и Знающий поле. Ст.2, 3, 4-7, 27 гл.13;
49. Что есть знание. Ст.3, 8-12, 35 гл.13;
50. Кто есть Познаваемый. Ст.13-18 гл.13;
51.Материальная природа и живые существа. Ст.20, 21, 22, 24 гл.13; ст.7-10 гл 14;
52.Три гуны материальной природы. Гл.14;
53. Йога Высшей Личности. Ст.12-15, 16, 17-20 гл. 15;
54.Божественные натуры. Ст.1-3, 5 гл.16;
55.Демонические натуры. Ст.4, 5, 7, 8, 9, 10, 11-12, 13-15, 16, 17, 18, 19, 20 гл.16;
56.Вожделение, гнев, жадность. Ст.21, 22 гл.16;
57.Виды веры. Ст.2, 3, 4, 5-6, гл.17;
58.Три вида пищи. Ст.7, 8, 9, 10 гл. 17;
59.Три вида жертвоприношений. Ст.11, 12, 13 гл. 17;
60.Тапасья. Ст.14, 15, 16, 17, 18, 19 гл.17;
61. Благотворительность. Ст.20, 21, 22 гл. 17;
62. Медитация. Ст.23, 24, 25, 26-27, 28 гл.17;
63.Отречение тйага и санйаса. Ст.1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10, 11, 12 гл 18;
64. Пять причин работы. Ст.13, 14, 15, 16, 17 гл.18;
65. Три причины, побуждающие к работе. Ст.18;
66.Три вида знания. Ст. 19, 20, 21, 22 гл.18;
67.Три вида работы. Ст.19, 23, 24, 25 гл. 18;
68. Три вида исполнителя. Ст.19, 26, 27, 28 гл.18;
69. Три вида разума. Ст.29, 30, 31, 32 гл.18;
70. Три вида решимости. Ст.29, 33, 34, 35 гл.18;
71. Три вида счастья. Ст.36, 37, 38, 39 гл.18;
72. Качества Брахманов. Ст.41, 42 гл.18;
73. Качества кшатриев. Ст. 41, 43 гл 18;
74. Качества шудр и вайшей. Ст.44 гл.18;
75. Предписанная деятельность. Ст.45, 46, 47, 48 гл.18;
76. Достижение совершенства. Ст.48, 49 гл. 18;
77.Достижение Всевышнего. Ст.50, 51-53, 54, 55, 56, 57, 58, 62, 65, 66, 67, 68, 69, 70.
Несомненно, усвоить все эти совершенные духовные знания Арджуна не смог. Этот путь лежит все же через преданное служение Личности Бога. И скорее всего, Арджуне пришлось действовать не в соответствии со своими далекими от совершенства качествами, ибо они добываются не за один день, но согласно своей природе. Еще не одну жизнь он эти качества, эти знания будет постигать Волею и Планом Бога. Надо знать другое. Эти величайшие откровения были даны всему человечеству, как окончательное и абсолютное Слово Бога тем, кто уже готов, кого уже материальный мир подготовил в достаточной мере. Надо знать и то, что нет, не будет ничего, что было бы превыше, точнее, значимей этого Великого Божественного послания. Воистину.
ТЕКСТ 64
сарва-гухйатамам бхуйах
шрину ме парамам вачах
ишто 'си ме дридхам ити
тато вакшйами те хитам
сарва-гухйа-тамам - самое сокровенное из всех; бхуйах - вновь; шрину - слушай же; ме - Мое; парамам - высшее; вачах - наставление; иштах аси - дорогой; ме - Мой; дридхам - очень; ити - так; татах - потому; вакшйами - скажу; те - твое; хитам - благо.
Поскольку ты - Мой очень близкий друг, Я открою тебе высшее и самое сокровенное знание. Слушай же Меня внимательно, Я говорю сейчас ради твоего блага.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «64.И снова выслушай Мои Высшие Наставления наиболее сокровенные из всех. Ты должен служить Мне (желанен мне), поскольку разумен (тверд), поэтому я говорю для твоей пользы.». Несомненно, Арджуне было очень непросто внимать Богу. Говорить с Богом Лично – великая удача, не имеющая себе равных. Но говорить с Богом о Божественных делах – непомерный труд, высочайшая ответственность и доверие, которое очень сложно осознать, быть достойным, пережить. Иллюзорные энергии Бога могут ослаблять, притушевывать это чувство, но когда идет серьезный разговор – иллюзия отступает и человек оказывается лицом к лицу с пониманием высочайшего порядка: с ним говорит Бог. От такой милости воистину может дрожать тело, потоком лить слезы, и есть единственное желание - пасть ниц. Но… Бог удерживает. Не время. Не сейчас. Бог смягчает ситуацию, но это чувство не убирает никак. Редкие свидетели таких высоких диалогов никогда не смогли бы толком поведать, как это происходит, откуда в тебя входит Божественное Слово и все проясняет, откуда в тебе в ответ рождаются мысли, вопросы, участие… Как получается, что ты можешь возражать Богу, временить с ответом, входить в паузу и как рождаются у тебя мысли и мнения там, где ты мыслью еще не бывал, к чему и сам не знаешь своего личного отношения… Все как бы спонтанно, но мягко, на некоей Божественной волне Бог устремляет тебя и твою мысль к тому берегу, со стороны которого Бог и ожидает… Бог мерно, постепенно, шаг за шагом, терпеливо, крайне доброжелательно вовлекает в диалог высочайшего порядка, где никак не выбиться из Божественного Плана, из потока идущей информации. Разумный понимает: не для него, не ради него, но и для него и ради него… Все тонкости души, малейшее движение мысли, все неотступно сопровождает Бог, на все тотчас отзывается и снова побуждает… Такое чувство, что не ты сам слушаешь, не ты сам мыслишь, не ты сам отвечаешь… Бог и с той и с этой стороны. Но ты – подходишь, ибо отвечаешь, мыслишь, излагаешь с Богом, но так, как только и умеет твоя душа, твой уровень понимания. Бог мыслит в тебе твоими категориями, твоими знаниями, твоим опытом и с тем, чтобы многое отмести, отвергнуть, как отжившее и отработавшее себя понимание, и не только твое. Бог в тебе самом расчищает место от устаревшего, сыгравшего свою роль и свое привнесшего понимания и знания и тотчас без промедления устанавливает лучшее знание, буквально вводит в тебя, утромповывает и говорит: ЭТО. И без вопросов. Так должно мыслить теперь. Так должно выбирать. Это следует знать, и к этому устремляться. И доказывает, убеждает, один раз, второй, третий… сколько надо и так каждое новое Свое Мнение. Глупец не поймет. Арджуна – да. Потому, что многие рождения Сам Бог готовил его, проводя через определенный опыт и практику, знания и служение, через догмы и нравственность, через жизнь и смерть, добро и зло, через то, что казалось материальной практикой, но пригодилось, ибо у Бога все идет в дело, как в дело пойдет тот материальный опыт, который Бог дает каждому. Ибо все повторяют свой путь Арджуны через материю, через нравственность и безнравственность свои и чужие, никто не простаивает, нет никого, кто был бы здесь, в этих знаниях немощен, у кого бы волею Бога не было бы того духовного и материального багажа за все рождения, которые бы не благоприятствовали постижению Вед. Все без исключения есть наследники, сторонники, защитники этого высочайшего труда, этого кладезя знаний, этой великой милости Бога для всех и на всех, единственно выводящей на Свет через торжество совершеннейших, абсолютных, не имеющих аналогов Знаний. Воистину, все сказанное Богом не могло при всех качествах Арджуны должным образом остаться в нем, становясь утвердившимися знаниями, ибо для этого крайне необходима духовная практика, достаточно продолжительная, со всеми элементами поклонения, со всеми ритуалами, жертвоприношениями, ограничениями, аскезами, всем направленным на Бога, посвященным Богу, с определенным образом мышления, не привязанным к плодам, с использованием тех совершенных знаний, которые только что были изложены Богом Кришной. Надо знать, что у Бога ни для кого не бывает хоть сколько-нибудь возможных исключений. Никогда Бог не даст знания без великого и личного труда, без духовной практики, без поклонения Богу, без качеств Божественных, которые могут быть основаны, произрастать только из совершенных духовных знаний и религиозного пути и здесь регулирующих принципов. Как бы Арджуна не усвоил все здесь поведанное, он такой льготы от Бога получить не мог. Более того, из всего, здесь сказанного, не смог бы должным образом выделить, почувствовать, осознать, что первично, а что нет. С чего начинать? Что взять за основу вначале пути? Не знает он, не знает и любой неофит. Поэтому Бог из всех знаний выделяет, обращает внимание Арджуны и всех на те, которые есть азбука, основа основ, неопровержимая причина успеха в религиозном пути, указанном Богом. Эти знания здесь Бог собирается изложить, потребовать их исполнение, следование им, как главным, непререкаемым, абсолютным. Кто примет их, кто сделает их своим началом, своим первоочередным шагом, тому успех гарантирован при условии приложения великих усилий в заданном Богом направлении.
Бог требует от Арджуны служения Себе, отождествляя это с пониманием, что Арджуна нужен Ему. Воистину, Богу нужны преданные. Но нужен ли Богу Арджуна, как преданный? Вот, он, лично, нужен? Нуждается ли в его служении Бог? И да и нет. Следует понимать правильно. Нет, не было и не будет ни одного конкретного живого существа из миллионов и миллиардов, которое бы было нужно Богу. Богу нужны все. Это – Божественное кредо. Это – принцип справедливости Бога. На избранников у Бога Божественное табу. Стоит ли говорить, что Бог самодостаточен. Нет никого и ничего, чтобы могло помочь Богу, что могло бы как-то повлиять на дела Бога, нет избранников ни в этом мире, ни в другом. И в то же время Бог работает над каждым с великой тщательностью, столь скрупулезно, что нет ничего, что бы Бог не знал о живом любом существе, о малейшем движении любой души, о положении всего движущегося и неподвижного. Все пронизывая Собой, Бог остается во всем и каждом полным Своим целым, ибо все есть тело Бога, Его неотъемлемые энергии. Развивая живые существа, Бог развивает Себя и в этом смысле все Богу нужны, все в Боге развиваются Богом непрерывно, и дух и материя идут по пути великого и нескончаемого обожествления. Бог непостижим. Величие Бога не соизмерить, Воля Бога сокрыта, Божественный замысел непостижим. Но главное понять. Бог никого не предпочитает. Для него одинаково дороги и последний преступник и великий преданный, ибо нет и не было того великого преданного, который бы не был в свое время великим преступником. Все святые в материальный мир приходят не из духовного плана, а через пути перерождений, через опыт, страдания, Божественные уроки, что позволяет и развить ум и разум, качества и выстроить в итоге стену запрета греховной деятельности, чему способствуют все религии мира. Святость – лишь ступень развития человека, причем весьма условная, зарабатываемая в колесе сансары. В каждого Бог вкладывает Великие силы, можно сказать несметные Божественные усилия, пока из неподвижного живого существа не сотворит человека и далее… Все дороги, все дети, всех жалко, все – Сам Бог в миниатюре с качествами в миниатюре…
Но говоря с Арджуной, учитывая его все же высокую, но не достаточно высокую ступень, Бог несколько смягчает слова, угождает амбициям того, кто еще может нежиться и вероятно будет нежиться в пеленках материи. Бог очень терпелив, Бог очень внятно и настойчиво может говорить, Бог непременно спускается на ту лестницу понимания и говорит на том языке с человеком, которые ему пока свойственны. Бог может обещать, приласкать словами, может и утешить, но никогда отругать, разве что пожурить, едва. Потому Личность Бога всегда привлекательна любому. Бога мыслью и чувствами боготворят, падают ниц перед Ним с великой любовью и слезами. Познать Личные качества Бога очень непросто, еще сложнее передать, ибо каждому Бог открывается Лично, уникально, очень трогательно. Нет аналогов в отношениях и пониманиях на Земле. В Боге все обезоруживает. Взгляд, внешность, голос, отношение, понимание, любовь, чистота, качества, милость, терпение. После человеческих отношений… Бог – это чудо, радость, торжество, любовь. Частица в Боге нежится и готова Ему служить всеми своими частичками, всей своей сутью. И здесь постигает твердость Бога, принципиальность, надежность, и понимание величайшего порядка. И когда Бог непросто учит, живое существо готово сносить все, ибо Бог умеет учить, умеет жалеть и глубоко понимает живое существо. Бог восхвалил Арджуну, ибо тот устал, ему предстояло сражаться, ему надо было определиться. Его следовало поддержать, похвалить, дать надежду и уверенность. И одно слово, сказанное Богом, окрыляет, дает силы великие и понимание совершенное. Вот, из всего, сказанного Богом, самое первичное, драгоценное лучшее требование достойное того, чтобы заучить наизусть, сделать для себя первоочередным смыслом жизни, своей единственной идеей, своей целью. Эту молитву нужно вибрировать, с нею ложиться спать и вставать, ее передавать другим с великим почтением и радостью. Эти слова Бога столь великолепны, столь проникновенны, что легко можно впасть в транс от наслаждения, от чувства присутствия Бога, от милости Бога:
КОММЕНТAРИЙ: Господь открыл Aрджуне сокровенное, а затем еще более сокровенное знание (знание о Брахмане и знание о Сверхдуше в сердце каждого живого существа). Теперь же, открывая ему самую сокровенную мудрость, Он говорит: просто предайся Верховной Личности Бога. В конце девятой главы Господь сказал: ман-манах - «Всегда думай обо Мне». То же самое наставление Он повторяет здесь, чтобы подчеркнуть суть учения «Бхагавад-гиты».
БОГ: И предание себя Богу Кришне и постоянно направленный на Бога Кришну мыслительный процесс есть те качества, которые Бог дает и поддерживает в человеке только через путь преданного служения. Без полноценного, старательного, длительного преданного служения никакие увещевания, посулы, предупреждения, обещания никогда не смогут человеку помочь принять Слово Бога, даже если человек непосредственно говорит с Богом и от Бога слышит то, что есть основа всех знаний, через которые и может совершаться преданное служение и направлять человека за пределы материального мира. И думать постоянно о Боге Кришне и уповать на Бога Кришну, и предаться Богу Кришне невозможно просто вследствие того, что так Сказал Бог. Бог Знания и качества подобного рода вводит только через труд человека в преданном служении, утверждает в этих качествах и делает их незыблемыми. Но также, преданный должен знать, что и постоянно мыслить о Боге преданный не может, Бог будет отвлекать. Ибо есть в материальном мире, как и на духовном, те дела, которые должны перенаправлять мыслительный процесс на другие ситуации , которые также Бог дает. Точно также, не может человек постоянно предаваться Богу, ибо не все вопросы быта человека и в материально мире и на духовном плане так решаются. Иногда человек все же должен действовать согласно своим качествам и обстоятельствам, что есть также путь развития, который Бог не отменяет никогда и нигде.
Постичь ее может лишь тот, кто по-настоящему дорог Кришне, Его чистый преданный.
БОГ: Постичь суть Новых Святых Писаний можно только через путь преданного служения Богу Кришне. Также, надо понимать, что нет у Бога чистых преданных, никто не может в теле человека достичь чистоты, подобной Чистоте Бога Кришны. Все преданные ущербны. Совершенен только Бог Кришна. Также, преданный в современном мире должен понимать, что Бог Кришна отрешен от Своего творения. Нет никого, кто был бы Богу Кришне дорог или особенно дорог. Все равны.
Для обыкновенного человека она так и останется тайной. Это самое важное из всех содержащихся в Ведах наставлений. То, что говорит в связи с этим Кришна, является квинтэссенцией ведического знания, и слова Господа обращены не только к Aрджуне, но и ко всем остальным живым существам.
БОГ: Надо понимать, что никто не может быть Богу желанным, никогда Бог не объявляет человеку, что он нужен Богу. Бог никогда с человеком не идет на такие разговоры, ибо человек полностью подчиненное Богу живое существо и нет необходимости его в этом плане извещать. Но положение Арджуны таково, что он должен полностью и без сомнения принять передаваемые ему Совершенные Духовных Знания, должен правильно себя при этом проявлять, вдохновиться разговором с Богом, быть заинтересованным. Но ступень Арджуны достаточно низкая. Он не сможет безболезненно принять, что Бог полностью в данный момент и всегда отрешен, что Бог не имеет к нему никаких отношений, сколько-нибудь подобных человеческим, никто Богу не ближе и не дороже, и никому Бог не Скажет, что человек ему нужен по той или иной причине. Бог просто ведет человека, у Бога есть инструменты Управления и согласия человека не надо. В этом согласии Бог не нуждается. Но Арджуну надо все же подбодрить, показать, что в некотором роде он не такой, как все, что должен достойно и правильно принимать Слова Бога. Никогда Бог не скажет человеку что он разумен, ибо и это не так. Любому Бог может дать разум и понимание в мгновение. Но все же и разум, и качества Бог взращивает, делает этот путь развития и естественным, и необратимым, и заслуг человека в этом нет и не может быть, как и похвалы он не заслуживает. Арджуна же находится на средней или преимущественно не высокой ступени материального и духовного развития, как и большинство его современников. Несомненно, диалог с Богом пойдет ему на пользу, но тем, что послужит все же причиной преданного служения Богу Кришне. Ибо без духовной практики никто не сможет выйти за пределы материального существования. Предстоящие Духовные Знания Бог объявляет наиболее сокровенными из всех, таким образом снова сосредотачивая внимание Арджуны и всех, кто следит за этим сокровенным диалогом. Эти слова Бога обобщают и направляют внимание человека на суть всей Бхагавад-Гиты, на то, что в первую очередь надо извлечь и с чем можно приступать к преданному служению.
ТЕКСТ 65
ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
мам эваишйаси сатйам те
пратиджане прийо 'си ме
мат-манах - думающий обо Мне; бхава - будь; мат-бхактах - Мой преданный; мат-йаджи - поклоняющийся Мне; мам - Мне; намаскуру - кланяйся; мам - ко Мне; эва - непременно; эшйаси - придешь; сатйам - истинно; те - тебе; пратиджане - обещаю; прийах - дорогой; аси - являешься; ме - Мой.
Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты - Мой дорогой друг.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «65.Думая обо Мне, стань Моим бхактой, поклоняясь Мне, выражай Мне почтение. Так непременно ты придешь ко Мне, Я обещаю тебе, потому что ты Мне дорог.». Что хочет Бог от Арджуны, или от того, кто желает себе духовного выздоровления, кто желает получить Милость Бога, личностные отношения с Богом, преодолеть колесо сансары? Что самое главное, без чего не обойтись? и все другое будет тщетно и погрязать в хоре материальных иллюзий. Это три вещи, важнейшие, наипервейшие, абсолютные: мыслить о Боге всегда, поклоняться Всевышнему всегда, выражать почтение Богу Кришне всегда. До конца дней своих, изо дня в день, на уровне мысли, чувств, желаний, деяний. Это – непросто. Но именно это требование Бога и условие вырывает любого из прочных объятий смерти – колеса перерождений. И это не столь легко. Это – великая и неизменная непрекращаемая аскеза, которая не терпит личного подвижничества и предпринимательства. Она в свой час дается тому, кто готов, кого материя взрастила и воспитала по всем Божественным законам, провела через все преграды, страдания, нравоучения, связи и долги. Здесь необходимо внутри себя дорасти до того момента, когда свой голос и голос Бога в тебе сольются в одном желании и Сам Бог потребует и даст согласие на практику преданного служения. Когда этот момент настанет, душа не только почувствует дыхание нового в себе пути, но и будет доподлинно знать о его неотвратимости, о том, Кто дал желание и с Кем в унисон можно и надо идти, не прося себе ничего взамен, никаких благ, превратив свою жизнь в одно служение Богу, где все качества обострятся настолько, что не пожелают более ничего общего иметь с материей, будучи ей благодарными, но только с Богом Кришной.
Мысль о Боге превратится в великий нектар, ибо на уровне мысли и завяжется тот священный диалог, который будет уподобен диалогу Бога с Арджуной. Личная жизнь преданного Волею Бога превратится в личную Бхагавад-Гиту, в священное личное писание, скрупулезно поясняющее человеку законы Бога, постулаты Бога, Его Волю, Его требование, Его милость. Мыслить о Себе Бог, однако, позволит в рамках совершенных духовных знаний, направленных своей практикой на опыт, знания, качества и служение человека. В диалоге с Богом через Божественные энергии преданный будет получать лучшие наставления и руководства, будет получать направление аскез, общения, связей духовных и материальных.
Поклонение Богу будет начинаться с тех уровней, которые признанны преданными, под руководством Шастр и духовных учителей. Но и здесь у каждого форма поклонения может в зависимости от Воли Бога выходить за известные границы в сторону усиления аскез, жертвоприношений, изучения Вед, иногда минуя общие ритуалы, отходя от общения даже с преданными, уходя в строгое уединение, так считывая в себе Волю Бога и ей однозначно следуя, так зарабатывая пред Богом свою индивидуальную Милость и действуя не в соответствии с Ведами. Такое тоже есть. Главное – направление на Бога, качества и развитая Божественность до того уровня, когда безошибочно человек понимает в себе Бога и следует Его в Себе Воле. Но это очень высокая ступень, которая имеет и более упрощенное начало. Этого, такой духовной самости бояться не надо, хорошо понимая в себе, что никто и никогда не отклоняется от Воли Бога в себе. Но благо, когда человек доподлинно знает эту Волю и находит свои качества правильными и подходящими для индивидуального пути.
Выражение почтения к Богу – есть уровень осознания Величия и Высоты Бога. Сюда не входят аскезы, жертвоприношения, добродетель. Это – само собой. Сюда входит Любовь к Богу, знание энергии Любви Бога к себе и безусловно знание великолепных качеств Бога до той степени, когда ты будешь содрогаться от чужой речи человека, абсолютно видя в нем присутствие Бога. Непросто увидеть Бога в ребенке, в женщине, в больном, в муравье, в во всех животных, в старце, старушке, в калеке, в убийце, не ведающем, что творит… Столь великое многообразие проявления Бога, столь великое Его творение… Когда устремив взгляд в ночное небо ты поразишься тем, что все – Бог, во всем – Бог, всем управляет Бог. Именно Бог в мельчайшем и малейшем, на всех ступенях развития, Лично Сам, Высочайший, играет роли-уроки с теми, кого ты и в упор не видишь, ведя всех по ступеням развития каждого, становясь по качествам и уровню мышления, чтобы вести диалоги, меньше меньшего… Когда ты воистину увидишь Бога во всем и в каждом, когда материальный мир станет для тебя одухотворенным, где нет и местечка без Бога и Воли Бога… - вот тогда в тебе будет чувство величайшего, не искусственного почтения к Богу, только тогда ты исполнишься великой любви к Творцу. Но сначала ты просто обязан постичь, осознать Бога и его Волю в своей собственной жизни и самых близких людей. Ты должен увидеть Бога в каждых глазах, в каждом желании другого, в каждом повороте своей судьбы, в гневном и милостивом, в убийце и праведнике, до той степени, когда ты перестанешь проявлять к ним какое либо чувство, типа участия, гнева, зависти, гордыни, ибо все есть Бог, развитие Бога, а потому все идет правильно, как бы ни показалось, все и каждому во благо, ибо все и каждый поднимаются только вверх по личной и общей лестнице развития… и сегодняшний убийца завтра станет праведником, ибо Бог через страдания и наказания разных уровней выкорчевывает навсегда греховные помыслы. И другого пути нет и не будет. Богу нужны не временные слуги, не временные качества, но абсолютные и навсегда. А выращиваются они только из материи от рождения к рождению. Вот когда ты охватишь своим умом и разумом деяния Бога, принцип Его работы и развития творения, когда ты на себе увидишь, как скрупулезен Бог над каждым, тогда, при таких условиях ты упадешь пред Богом ниц воистину, и твои чувства к Богу будут реальными, а не надуманными и не потому, что так хочет духовный учитель или требуют Святые Писания, но потому, что иного ты уже не знаешь, иначе мыслить и чувствовать не можешь, другая причина не существует. Тогда твое почтение к Богу будет необратимым твоим качеством и единственным правом Служить Богу.
КОММЕНТAРИЙ: Суть самого сокровенного знания в том, что каждый должен стать чистым преданным Кришны, всегда думать о Нем и посвящать Ему все, что делает.
БОГ: К чистоте преданного служения надо стремиться всегда, но и понимать, что чистое преданное служение недостижимо. Так устроен человек. Он никогда не сможет обладать совершенными качествами и полными духовными знаниями. А отсюда всегда будут следовать ошибки, которые и будут препятствовать чистоте преданного служения. Но старание преданного Бог Кришна учитывает, когда решается вопрос о выходе преданного на духовный план.
Нет смысла тратить время на формальную медитацию. Вся наша жизнь должна быть построена таким образом, чтобы у нас была возможность всегда думать о Кришне. Все наши повседневные занятия должны быть так или иначе связаны с Кришной, чтобы круглые сутки мы не думали ни о чем другом, кроме Кришны.
БОГ: Круглые сутки не получится думать о Боге Кришне, но так настраивать себя можно и об этом просить Бога Кришну также можно. Ибо преданный должен понимать, что его преданным служением также Управляет Личность Бога Кришны, и если человеку, преданному, что-то дается с большим трудом, то он может, осознавая это, просить помощь у Бога Кришны.
И Господь обещает, что каждый, кто достиг такого уровня, уровня чистого сознания Кришны, непременно вернется в Его обитель, где сможет непосредственно общаться с Кришной.
БОГ: лучше говорить не о чистоте преданного служения, а о старании в преданном служении. Если дело обстоит так, что человек старается в преданном служении, если он выполняет все, что требует от него Бог в Святом Писании, если он посвящает свою жизнь Богу Кришне, то все это не зря. Однако, человек не должен быть полностью уверен, что именно через эту жизнь будет направлен на духовный план, ибо должен понимать, что не знает, на какой ступени материального и духовного развития находится и насколько очистился от кармы предшествующих рождений. А потому в этом вопросе касательно выхода на духовный план преданный должен предаться Богу Кришне и не быть сильно обеспокоенным плодами своего преданного служения, любой исход принимая равно, как Волю Бога, и что ему во будет благо.
Господь открыл Aрджуне самое сокровенное знание потому, что Aрджуна был Его близким другом. И каждый, кто идет по стопам Aрджуны, сможет стать другом Кришны и достичь того же совершенства, что и Aрджуна.
БОГ: Не был Арджуна совершенен. Совершенен только Бог Кришна. И не был Арджуна другом Бога Кришны, ибо Бог Кришна отрешен от Своего творения и не входит с ним ни в какие отношения.
Здесь особо подчеркнуто, что человек должен сосредоточить свой ум на Кришне в образе прекрасного юноши с двумя руками, держащими флейту, с кожей темно-синего цвета и с павлиньим пером в волосах. Описания облика Кришны приводятся в «Брахма-самхите» и других ведических произведениях.
БОГ: Нет. У Бога нет такой формы. У Бога Кришны только Духовная Форма, непостижимая, которую человек не может обозреть. Все остальные формы, напоминающие форму тела человека, есть плоды мифических легенд и сказаний, и так Бога древним представляли старые веды. В современном мире человек должен поклоняться Богу Кришне, как Высшему Духу. Запрещено поклонение Богу Кришне через какие-либо изображения или мурти. Можно поклоняться Богу Кришне перед обозначением Бога, знаком ОМ, на родном языке или санскрите.
Нужно сосредоточить ум на изначальном образе Личности Бога, Кришне, и не отвлекаться даже на другие формы Господа. Господь принимает бесконечное множество разнообразных образов: Вишну, Нараяны, Рамы, Варахи и т.д., но преданный должен сосредоточить свой ум на том образе, который лицезрел Aрджуна. Сосредоточение ума на образе Кришны составляет самую сокровенную часть знания, и Кришна сейчас открывает ее Aрджуне как Своему самому близкому другу.
БОГ: Нет, ни на каких формах Бога современный преданный не должен сосредотачиваться, только на духовном Теле Бога Кришны, понимая Бога Кришну, как Высший Дух, пронизывающий все материальное и духовное творение. Азы совершенных знаний, то, без чего невозможно приступить к преданному служению, что должно быть опорой религиозного мышления преданного, Бог излагает сжато, конкретно, как то, что уже теперь, сейчас надо усвоить, на что мыслью в себе постоянно смотреть. Это:
1.Постоянно поклоняться Личности Бога.
2.Выражать постоянно почтение Богу.
3.Постоянно думать о Боге.
4.Стать бхактой Бога.
Однако, это очень специфический разговор с Арджуной. Очень не просто Арджуне слушать Бога, решать свой вопрос об участии в сражении и находиться одновременно под градом стрел. Несомненно, Бог ему дал необходимое состояние, дал ему обещание, что он останется жив, пообещал, что Арджуна придет к Нему… Но все же Арджуне не просто. Поэтому Бог Говорит ему, что он дорог, что Бог обещает ему освобождение… На самом деле Бог никогда и никому не обещает, никому не Говорит, на сколько он дорог, ибо Бог так не работает с творением. Но с Арджуной, учитывая его обеспокоенность, страх, сомнения, нерешительность, а то и панику, Бог Говорит те слова и сопровождает их теми Божественными энергиями, которые успокаивают Арджуну и удерживают его в диалоге, давая правильное мышление, восприятие, реакции, ибо надо полностью выполнить План Бога на диалог и все, что из этого должно последовать.
Рег.№ 0320345 от 12 августа 2020 в 18:14
Другие произведения автора:
БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ. ГЛАВА 4. КАК НАДО ДУМАТЬ О БОГЕ. ЧАСТЬ 4.
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.21-27.
26.МОЯ ЖИЗНЬ. ЧАСТЬ 13(1). ЭТО СЛУЧИЛОСЬ. СЕРЬЕЗНЫЙ УРОК. ДОПОЛНЕНИЕ.
Нет комментариев. Ваш будет первым!