Поэзия Надежды Сорокиной

7 ноября 2012 — Любовь Царькова

"От Вавилонов вдалеке" - книга Надежды Сорокиной

 

От Вавилонов вдалеке (рецензия на сборник Надежды Сорокиной)

Новая книга лирических стихотворений «Про нас» Надежды Сорокиной погружает в мир, которым живет поэтесса вдали от городского муравейника: тематика дачных трудов на лоне природы – весной, летом и осенью – сочетается с отблесками любовных страстей, которые разгораются и гаснут, вновь оживают в стихах для автора и его читателей.

Надежда Сорокина – автор шести изданных в 1995 – 2002 годах книг, член Союза писателей России (2003). Входит в тройку самых известных в Туле поэтесс. Подборки стихов выходили в солидных коллективных сборниках: «Три века тульской поэзии» и др. К слову сказать, неизданных стихотворений – много, книг (вполне готовых) – три. Не в пример многим, она не торопится издавать все, что пишет, сознавая, что так и должно быть, хотя неопубликованные вещи вовсе не являются просто поэтическими упражнениями. В новой книге Н.В. позволяет себе смелость говорить искренне – как автор давно сложившийся, состоявшийся, которому не нужно ни на кого оглядываться, поскольку сам он – авторитет.
Первая миниатюра – зачин сборника:

Что мне успелось,
то скоро взойдет,
или уже прорастает.

Спятивший дождик
неделю идет.
Кошка простыла – чихает.

Многое стоит за словами начальной строфы, прежде всего, приоткрывается состояние главной лирической героини – это сама поэтесса (Я). Во второй строфе появляется кошка, самое близкое ей существо (Бэта). На следующей странице – пожалуй, в действие вступает сама Природа: «благослови меня в дорогу, утро!» Тому, кто знает стихи Н.С., хорошо известно, какое место в творчестве занимает пантеистическая тема. Собственно, неправильно было бы разлагать её стихи (единое целое) на части: в них душа героини сливается с озорной трескотней соловьёв, небом и землёй; а жизнь героев преломляется в «Я» самого автора.

Солнце позвало лирическую героиню в дорогу да не простую, проселочную – на дачу. Меж проселков «из травищи не вытащить ноги: муравейники, кочки, пеньки…». Дорога уводит от друзей и городских Вавилонов туда, где «корни гонят в растения соки». Дача не простая: без электричества, в глуши заброшенных участков, с «сотками», позаросшими бурьяном и пятиметровыми березками, среди которых уже грибы растут… Километр от домика до родника в овраге, который по весне ещё расчистить нужно: затягивает суглинком, который несет ручей в половодье. На самом участке на штык лопаты – подзолистая почва. За 18 лет удалось вырастить яблони, сливы, вишнёвые деревья… плодовые кустарники малину-смородину, клубнику; впрочем, о них в этой книге нет ни слова, вернемся к книге.

Н.С. «Прошла сквозь грозовую бездну / И слышу: гром гремит опять./ Зачем я в эту шкуру влезла, / и как я буду вылезать?!» Городским же жителям теперь понятны слова «И мыслишка сверлит – даже муха, даже муха умнее меня». Свободная воля заводит в такие места, где опасно и трудно. Не всегда «рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Поманило солнышко на природу и бросило: дожди целые дни напролет. Но цветет сирень и яблони. Весеннее буйство зелени, умытое дождями…

В следующем стихотворении появляется новая тема: любовь (или то, что называется любовью: «Я восхитилась именем моим, услышав свое имя от тебя»). «Когда обиженный мной дружок/ в авто садится к рулю…». Он приехал по размытым проселкам, а она не осталась с ним.

Знатокам поэзии Н.С. давно знаком этот герой, а остальные о нём ещё не раз прочитают: «Жена, квартира, дача – как у всех. / Кого из нас пугает смертный грех?! / Готов весь мир объехать для утех» (Старый друг). «Вечная» для поэзии тема «треугольников». Метафорическое изображение своей любви:

У цветка – любовь:
время лить аромат.

Выбросил стрелку,
что есть, то есть.
В белых цветах
и в бутонах весь.

Необычно, свежо. Часто приходится слышать: в поэзии всё сказано. Читая стихи Н.С., видишь, что это далеко не так. Основной художественный прием – передача образа в гармонии или на противоречии. Недаром, темы парные: Я – Природа, Бог – Я, просто «Я», Я – Бэта, Бэта – Природа, Я – Старый друг, Я – Он (новый друг); все эти сочетания в миноре (на противоречии) или в мажоре (в гармонии)… Хотя характеры очерчены в качестве набросков, но это выглядит органично, потому что искусно передано состояние героев. Большая часть стихотворений – миниатюры, в которых лаконичность сочетается с образностью.
Художественное отличие книги в разнообразии интонаций. То – частушечная рифма:

Светлый лунный диск притянет
робкие сердца опять –
одинокие желают
взгляд любимых там поймать.
На следующей странице – замечательное стихотворение, написанное иначе:

Поэту В. Родионову

Быта слякотны дожди...
Страсти ведрышко,
средь Владимиров один –
Красно Солнышко!

В чаде ты идешь, светясь.
Век тебе здоровья, князь!


Через стих – хокку:
Свет солнечный.
Тропа из снега
уходит в небо.

Чуть дальше – переход к изумительному по простоте и ладу строю стиха:

Зорьку встречать
зверькам пушистым
маленьким нелегко –

кошка прошлась
в траве росистой –
сушится языком.

Искусно положенные строки… Надежда Сорокина владеет поэтическим искусством мастерски: в филигранная отточенность, переливчатость ритмики и богатые, присущие только ей интонации, интересная строфика. Несмотря на кажущуюся автобиографичность, мир её поэзии (вследствие широты кругозора автора) не замкнут на личную судьбу, включает в себя стихии природы, чувства людей: «Последней каплей наконец-то…», «Луга – такие ароматы – становишься на миг цветком!» и др.

Поэт – зеркало своего времени. Слова «мобилькик»-«труба», «эсэмэсит», «эндрофины» и некоторые другие, вплетенные в вязь стихов и сказанные внове, подчеркивают это. Написано ведь в конце первого десятилетия XXI века. Язык Н.С. богат, непринуждён и далёк от выхолощенного словаря многих современных стихотворцев. Она идет своим путем без особой оглядки «на то, что скажут». На достигнутом уровне поэтики, Н.С. может себе это позволить. Она с ранних лет – прилежная ученица поэтической элиты: Велимира Хлебникова, Николая Гумилёва, Шарля Бодлера.

В стихах есть метафорика, энергия движения, нарастание эмоций… Композиционной особенностью становится то, что стихотворный ряд выстроен не по смене времен года, а по пульсу смены настроений «люблю – не люблю». Непостоянство чувств Н.С. по отношению к Другу, замеченное читателем ещё по стихам первых сборников «Капля снеговая» и «Роза апреля», объясняется тем, что главная героиня постоянна только в любви к себе самой. Позиция автора полностью совпадает с этим. Идею автору удалось воплотить на личном материале, обнажив свою душу; создать (без малейших недоработок) образы, западающие в сознание читателя. Несколько деструктивное отношение лирической героини к Другу оборачивается для неё, в конечном счете, не одиночеством, а личным покоем, отсутствием какой бы ни было трагедии. И, конечно, героиня продолжает жить с надеждой. Она не поступается ничем, а чувства переливаются в стихи, что само по себе созидательно. Несмотря на превратности душевных непогод, стихи звучат жизнеутверждающе.

Идея и проблематика сборника – искреннее отражение душевной жизни Н.С. в этот период. Книга получилась, став очередным этапом в её творчестве. Пожалуй, неправильно было бы думать, что тематика стихов исчерпывает все моменты жизни Н.С. Работа, нелегкие хлопоты по устройству быта в новой городской квартире не вылились в стихи. Если подумать, то в мировой литературе вообще (кроме относительно недолгого периода советской социальной ангажированности) почти не писалось о том, как работают для снискания хлеба насущного и устраивают небогатый быт.

Родные окна.
Дом на слом. –
Мне на него
не наглядеться.

Люблю свой старый дом,
люблю свой новый дом, –
наверно, у меня
два сердца.

Поэтесса выразила себя, преодолев силой таланта многое, выйдя за границы «Я». Стихотворение – это молитва души, ощущение радости и благодати. Катарсис, очищение – она, по крайней мере, испытывает сама. Поэтому книга обязательно найдёт своих читателей. Эстетические ощущения, возникающие после прочтения, у каждого читателя, имеющего привычку к настоящей поэзии, пробудятся разные. Вкус, чувство прекрасного, вложенное автором в строки – тому залог. Состояние душевной радости и душевной боли переданы в хороших лирических стихах. В этом – их несомненная художественная ценность.

Трава густа,
душа чиста,
ем ягоды с куста.
Меня восточный ветерок
поцеловал в уста.
 
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0087102 от 7 ноября 2012 в 19:16


Другие произведения автора:

Александр Чашев - новеллы

Николай Олуфёров -Эссе

Александр Канюков - проза

Рейтинг: 0Голосов: 01465 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!