Поэт Алексей Пичков

19 октября 2012 — Любовь Царькова

ПОЭТ АЛЕКСЕЙ ПИЧКОВ

Останемся ли мы глухи к голосу земли:
“Уста дайте мне! Дайте мне уста!
(Велимир Хлебников
“Курган Святогора”)

“О чем земля говорит?”
(Фраза, с которой обычно начинается
разговор у ненцев).

Он называет их просто: Прокопий, Василий. Они его – Алексей. Прокопий Явтысый, Василий Ледков и Алексей Пичков... Классики ненецкой литературы, три монументальные личности, сыновья этой суровой земли, великие своей любовью к ней, воплощенной в стихах Уста, которыми говорит тундра: “На родном я пою языке песни те, что звучат в роднике.” (А.Пичков)

Эти стихи естественны: не придуманы,а рождены. Они интуитивны и возникли от внутренней необходимости:

Вот так рождаются слова:
как из земли растет трава,
как из гнезда во все концы
взлетают робкие птенцы...

“Мной рожденный стих”, – говорит Алексей Пичков. Появление на свет из запредельного мира, где все уже сказано, где будущее уже свершилось... Алексей Ильич считает себя атеистом, но он, прежде всего, поэт. Стихии этой земли говорят в его книгах.

Эту песню
у ветров подслушал утром.
В голубое поднебесье
убегает тропкой тундра...

Можно найти прямое подтверждение тому, что он ощущает бессмертие души:

Я качался в легкой зыбке,
словно в лодке на волне.
Я весне дарил улыбки,
и она дарила мне.
Я ловил руками солнце,
ну, а солнце от меня
тихо прятало за сопки
свет волшебного огня,
И земля меня держала,
как пушинку на себе
Ничего еще не знала
О моей она судьбе.

Какие чистые., прозрачно-светлые стихи! Святая поэзия! Так могла сказать только бессмертная душа. Да и вера в перевоплощение традиционна в ненецком фольклоре. Когда человек умирал, ненцы говорили: “Он ушел...”
Другой поэт написал:

Еше курилось бытие, еще слагался мир,
а я уж был влюблен, я уж давно влюблен.
Семь тысяч лет из года в гол лепили облик мой...
(Руми)
Когда я послала книгу Алексея Пичкова “Родные напевы” друзьям, они пришли в восторг от его стихов: “Сколько в них воздуха и света! Он идет от жизни, а это главное. То, чего нет во многих современных пишущих. У него здоровое миросозерцание. Поэт чудесный. Острое чувство красоты окружающего мира, радостный жизненный настрой, мужественный тон. Мужество, которое ему дала жизнь среди природы, не прощающей слабости.

В стихах Алексея Пичкова ясное ощущение того, что поэт – ровня мощным стихиям:

Пусть будет так,
Пусть будет буйный ветер,
и море в гребни ощетинит вал.
И ты однажды встретишь на рассвете
шторма, каких ни разу не встречал.
Пусть карбас твой уносит в бездну моря
и в облака швыряет сгоряча,
Но в сети к нам запутаются зори,
волна в бессилье скатится с плеча.

Он чувствует безграничную духовную силу, проводники которой является, поэтому его строки исполнены гордости: “Я хотел бы солнце заарканить, да тынзей , назло, коротковат.”

Алексей Пичков свободно пишет стихи на русском языке. Они идут из первых рук, без перевода. У него присутствует редчайшее сейчас чувство свежести восприятия русского слова: он применяет его в первоначальном, коренном смысле, очищенном от наслоений времени. Это закономерное явление: наверное, потому среди лучших русских поэтов так много людей иной крови и культуры. У них обостренное языковое сознание. Это наблюдается в любой другой крупной литературе: немецкой, английской... Отмечается эффект, мажоритарный принцип, что используется для подавления помех при передаче информации: в данном случае единый когда-то праязык выступает в качестве передаваемой информации, а люди – как ее материальные носители...

Все языки в родстве, единство корней сохраняется тысячелетиями. Есть гипотеза что когда-то в северном полушарии был один основной индоевропейский язык и единый народ: цивилизация Гипербореи, погрузившейся в воды Ледовитого океана. Оттуда, спасаясь от наступающих оледенений, вышли этруски – расены, воевавшие с атлантами; ахейцы – предки греков; древние арии: скифы и огнепоклонники Ирана, парсы-зороастрийцы Индии, когда-то единый славяно-германо-прибалтийский народ.

Недалеко то время, когда все оформится в научно признанную теорию .
Единые корни слов : ненецкое “латы” – настил в чуме, русское “лоток” – тот же смысл плоского, “ладонь”, “лапа”, ”латник” ( “латы” – металлические пластины, защищающие воина). Таких примеров множество. Возьмите этимологический словарь последнего выпуска. У всех народов общие корни, они мигрировали, смешивались, ассимилировали друг друга, это было в мировой истории всегда. Простой пример: на повороте Печоры к морю стоит старинное русское село Оксино. “Окс” – бог рек у древних греков. Подобные гидронимы (названия рек, озер и проч.) сохраняются тысячелетиями. Недаром эллины считали своей родиной крайний север (“гипер-борею”: ”борей” – северный ветер). История народов общая... Есть общечеловеческие ценности, консолидирующие демократические идеи, те вещи, которые объединяют людей.
В стихотворении «На Мезени» Алексей Пичков, вобравший многое из северной русской культуры, пишет:” И давно с какой поры – не знаю, я тебе по-дружески привык. Я твои слова перенимаю, понимаю песенный язык.” Он родился в семье оленевода в Канинской тундре: “Море Белое – рядом в белых тающих льдинах, море Баренца солнцем блеснет из-за туч...”.

Певец студеного моря, певец тундры, родной земли и воды. “Здесь любви моей истоки ко всему, что есть на свете.”

Какая волшебная сила притягивает нас к родной земле? Что за животворные токи идут из нее? Уже установлено, что космическое (галактическое и солнечное) излучения возбуждают в глубинах Земли вторичные геофизические поля. Общее воздействие этих полей определяет энергетический диапазон человеческого биополя на клеточном уровне, различного в зависимости от времени и места рождения. Наша Тимано-Печория – благоприятный край, где могут проходить зоны пассионарности , интенсивность воздействия в которых повышена. Это и есть “этот свет, что спрятан в земле, как источник рожденья”, о котором пишет поэт.

Осмысление и признание большей части этих идей – за наступающим XXX тысячелетием. Сокровенное знание и точная наука будут согласованы. Сведутся воедино четыре пути человеческого познания мира: эмоциональный (через искусство), философский, научный и религиозный.

Животворную силу, идущую от родной земли, люди чувствовали во все времена. “Я только здесь и оживаю, твоим, земля, живу теплом”, – говорит поэт о энергии которую он получает в родных местах, где и без карты знает каждый изгиб земли. “Адрес Родины краток и точен: вдоль припая полоска земли. И заря, словно алый платочек, полыхает над морем вдали.”

Вычеканивая каждое слово, поэт пишет о труде людей, живущих здесь.

Лодку сшили в Долгощелье
По заказу мужики.
Из упругой легкой ели,
Из серебряной доски.
Сшили прочно, сшили ладно,
То-то были мастера.
Словно песню спели складно
Перестуком топора...

Поэт уверенно и точно выражает то, о чем хочет сказать. “Как и прежде, подвластны мне в песне слова”. Свобода, раскованность, счастье – в чувстве возрастающей поэтической силы. Послушный властному зову вдохновениями, он держит поток лирической стихии под контролем, отливает образы в чеканную ритмическую ф0рму: “Строка к строке – и есть крыло”... Это крылья, которые вырастают у человека, испытывающего божественный экстаз – состояние сверхсознания. Ни у кого не встречалось такого ясною ответа на вопрос зачем нужна поэзия? Алексей Пичков говорит просто и ясно: ”Стихами мощу дороги, чтоб меньше другим осталось беды иль какой тpeвoги”. Одна из задач поэзии – наполнять сердца, давать свежие духовные силы.

Сижу, пока не рассвело,
чтобы слова для песен подыскать,
чтобы рыбак держал свое весло,
чтобы птицей карбасу взлетать.
И чтоб пастух спокойно стадо пас,
чтобы его костер пылал, не гас,
и чтобы песня ладилась для всех,
и обещала радость и успех.

Поэт воздействует на силы мрака, чтобы в мире стало больше гармонии. Недаром поэтов называют чародеями слов.

Мы лирику храним у сердца свято,
что из того, что кто- нибудь взгрустнет,
когда поземка по земле метет,
и ветер плачет в скалах виновато,
и зверь в ловушке жалобно кричит,
изранив лапы смерзшимся железом.
И над землей, над дальней кромкой леса
одна звезда таинственно горит...
И мы храним в душе своей тепло
лирических взволнованных раздумий.

Алексей Пичков – поэт от плоти этой земли, где “ветра хватит на всех” да и мороза тоже, ”где выкован ветер, как нож, из металла” где, “как дивное диво, прорастает трава.” Травы растут, “просоленные яростным ветром под острым ножом заполярных дождей”. Он пишет: ”осоки зеленые сабли”, ”небо исколото пиками елок”. Суровый край ...

“Волны, как седые волки, грызут гранит береговой”... Одушевление природы в этих образах – голос стихий воды и открытых небу земли и неба.

“Опять меня ласкает взглядом моя Полярная звезда”. Природа мечтает, воображает ... Она у поэта живая, мыслящая. Поэт сливает свое сознание с ее волей и в этом черпает свою творческую силу.

Я встал сегодня утром рано,
мир в позолоте был, а небо
тончайшим шелком колыхалось,
и рыбой море шевелилось,
блестя на солнце чешуей.
Аркан набросив на туманы,
тянул их ветер своенравный...
и след их в травах оставался,
как след тюленьих светлых глаз...

“Вздыхает море тяжко- тяжко”, – пишет он. Одушевление всего сущего... Здесь никогда не было оледенения душ:”в душе ни метелей, ни холода нет”... Даже о зимних стихиях поэт говорит Танцует вьюга”,”поют метели”.

Не беда, что “летят, как лебеди, года, роняя перья на кусты”... Алексей Пичков всегда был и остается самим собой: невозмутимым, мужественным, с тонким юмором и богатством интонаций истинно поэтической натуры, с молодым сердцем, в котором живы песни его юности. “Я как валун у матери-скалы”, “ветра на побережье скалы рушат... но ветру не под силу согнуть меня и испугать меня. Ветра еще ни разу не гасили в моей душе зажженного огня”.

Что готовит мне моя судьба?
Все сильнее взмахи легких весел.
Лишь к тебе мне плыть, не от тебя
на волне моих грядущих весен.

“Судьба (Провидение Божие) и присущая ей необходимость естьпреодолевающая сила разумно-нравственного порядка, воплощенная в нашей жизни через нашу собственную волю “(В.Соловьев). Поэт хочет быть в гармонии, в ладу со своей судьбой, не поступать поперек своего предначертани.
Духовное равновесие свойственно ему даже в часы душевной боли, которые бывают у каждого... Да и судьба редко щедра к творческим людям на то, что у обычных людей считается счастьем.
Он не жалуется, не теряет внутреннего самообладания.

Безысходность и тоска по ласке...
В этом я, поверьте, знаю толк.
Ведь про жадность и коварство в сказках
про тебя наговорили, волк.
По ночам я слышу голос боли,
голос одиночества глухой.
Тяжело носить такую волю
одному под призрачной луной.
Может оттого, что ты отторгнут
и лишен вниманья и любви
по буграм олени ночью стонут,
умирая в розовой крови...

Зов из безнадежности... “Когда воет волк, кажется, что это голос не самых сильных и грозных хозяев тундры, а брошенных на произвол судьбы беспомощных щенят. Они потеряли всемогущего бога, способного их понять”(Н.Лугинов “Кустук”, перевод с якутского).

“Тяжело носить ТАКУЮ волю”... Собака воспринимает хозяина, как человек – Бога. Ее привязанность к человеку поразительна. По эзотерическим учениям во времена золотого века все животные жили в мире. Тогда не было физических тел, человек и животные воплощались в эфирных (тонкоматериальных) оболочках... Пока люди не выбрали путь познания добра и зла, на Земле не существовало законов необходимости и борьбы.

Сокровенные знания учат тому что в животных воплощены души, только неразвитые по сравнению с человеческими. Не проявляется ли в тоскливом волчьем вое древняя память? Во время эфирного человечества собако-волк тоже получал внимание и любовь высшего существа? Не воспринимает ли он Луну как символ своего утраченного хозяина – эфирного (“лунного”) человека?

Борьба за выживание в природе-естественный закон. Он жесток но никто не может сказать, что он несправедлив: ведь любое живое существо в условиях отсутствия “конкурентов” способно расплодиться по всей земле...

Но нам, людям, дана свободная воля, через которую воплощается высшая сила разумно-нравственного порядка. Искренность каждого верующего проверяется не тем, что он выполняет религиозные ритуалы, а жизнью по закону Бога: “Не делай другим того, чего не хочешь себе”.

Испытывающий душевное страдание поэт в своих думах поднимается над личной болью и открывает проблему поистине пранетарного масштаба. Именно это делает Алексея Ильича Пичкова мыслителем. Он поет свое, идет по своему пути, выполняет свою миссию. Чудом поэзии в стихах он затрагивает всеобъемлющие вещи, важные и нужные для каждого. Он любит людей и этот мир: ”где проеду – на сердце отмечу, где прилягу – место обживу”. Он – цельный человек, нашедший самого себя, истинного. Поэтому его сердце умеет петь: ”я как клубок из веселья и песен”. Он пишет стихи для детей на ненецком языке, часто встречается с ними.

Он живет для того, чтобы “на душе было чисто, как в ручье, что течет по земле каменистой”. Поэт не растратил своего лучшего: воли к жизни, веры в крепкую дружбу, человеческое тепло, в святую поэзию. Человек, нашедший свое счастье (“счастье” – “с- частью, с долей), свою миссию в жизни. Алексей Ильич Пичков стал признанным мэтром в поэтических кругах Нарьяи-Мара. Издано 16 книг его стихов . Член Союза писателей России, он много лет руководил литературным объединением “Заполярье”.

Алексей пичков ушел на 73 году жизни 16 сентября 2006 года.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0084357 от 19 октября 2012 в 17:54


Другие произведения автора:

Читая русско-санскритский словарь -1

Голос родной земли

Север в поэзии

Рейтинг: 0Голосов: 02317 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!