Недавно, рассуждая о творчестве классиков русской литературы, я задумался о сути ещё одного известного, благодаря кинематографу с 1967-го года, произведения Н.В.Гоголя "Вий".
Казалось бы, на первый взгляд, обычная мистическая языческая сказка, преобразованная авторами художественной картины в фильм ужасов. Скажем дань языческому мышлению российского народа, по сей день верующему во всякие небылицы про ведьм, бесов, нечистую силу.
Но это только на первый взгляд.
Задумавшись, я стал понимать потаённую идею автора, характеризующего в лице Хомы Брута всю российскую просвещённую интеллигенцию, занимающуюся науками (философией и религией в частности в рассказе), уповающей на воспитание высоконравственных идеалов у народа. И вот этот новый в России человек, посвятивший себе служению наукам, стремящийся получить глубокое образование, привлекается богатым помещиком для отпевания грехов своей умершей дочери. Очевидно, что дочь при жизни никогда не была паинькой, несмотря на свою ангельскую внешность, отчего и погибла, сжигаемая изнутри низменными страстями. Иначе с чего бы ночью к ней слеталась нечисть со всей округи?.. И, естественно, об этих делах не мог не знать всемогущий хозяин данного селения, сотник, тот самый помещик, который и нанял несчастного Хому Брута.
Вся история трёх молодых семинаристов, заблудших в провинции в хутор к ведьме, мне напоминают гулянки на припрятанных в глубинках заимках богатых помещиков, где изощрялись в распутных и преступных развлечениях в том числе и их дети ...
Разве не напоминают вам этот выход за город на хутор учащихся семинаристов публикующиеся систематически в СМИ скандальные материалы о нашей современной "золотой" молодёжи? Да и не только нашей ...
Такая очевидная параллель, когда образованные, но бедные, студенты-отличники проводят время в среде отпрысков богатеев, которым они помогают сдавать экзамены во время сессии, имея поэтому право совокупляться подобно им с их женщинами ...
Так и тут Хома Брут к его несчастью был избран панночкой для какого-то мерзкого изуверского извращённого сексуального развлечения, в результате которого женщина довела Хому до иступлённого садизма, связанного с нанесением ей физических травм от чувства омерзения. Похотливая красавица дочка помещика, осознав утром, что она умирает, от бессилия и ненависти сообщает своему всемогущему папаше имя своего фактического убийцы. Трудно упрекнуть в распутстве трёх случайных повес, заблудших в дом блудницы ... Она сама первой пустила в дом, избрала и использовала Хому в качестве собственного наложника ... И ведь в рассказе сказано, что не его одного. Но так случилось, что именно Хома не стал раболепно исполнять все её желания, разозлившись от мерзостных фантазий развратной бабы, за что он и поплатился ...
Ослепительная красота панночки метафорически означает привлекательность праздной жизни богатых бездельников, соблазняющих в свои сообщества юные здоровые невинные души.
И вот весь народ селения сотника предстаёт перед глазами читателя добрым, милосердным и щедрым при свете дня, а ночью обращающийся в нечисть, которая страждет запретных наслаждений ...
Как горьки были мысли и размышления Н.В.Гоголя, когда он решил изобразить свой российский народ ночной нечистью, а себя и судьбу всей интеллигенции России в виде наёмного чтеца, вынужденного под угрозой насилия замаливать повсюду чужие грехи, в которых они сами принимают участие по принуждению ...
И как гениально точно и современно звучат слова этого рассказа в наше время!..
13 января 2013-го года.
В дополнение в качестве примечания.
Бурса - как исторический образец отношения властьпредержащих в России к образованию и просвещению со времён самодержавия до сегодняшних дней.
Сначала, что такое БУРСА.
"В Российской империи под именем бурсы известно было прежде всего специальное общежитие при Киевско-братском училище (впоследствии Киевская духовная академия). Оно возникло в первой половине XVII века при Петре Могиле, преобразовавшем состоявший при училище странноприимный дом в постоянное помещение для нуждающихся воспитанников, число которых было очень велико (простиралось от 200 до 500). Положение питомцев, живших в бурсе (так называемых бурсаков), уже в конце XVII века становится, однако (из-за непрекращающихся военных конфликтов с Речью Посполитой, роспуска казачьих образований, из среды которых поступали и ученики и материальная помощь), очень незавидным: жилье, пища, одежда, предлагавшиеся им безвозмездно, были очень скудны, и обычным средством поддержать материальное положение бурсаков считался в конце XVII и в продолжение почти всего XVIII века сбор добровольных подаяний, производившийся самими воспитанниками. Последние торжественно избирали для этого из своей среды ежегодно двух так называемых префектов, нескольких ассистентов и секретарей. Этим выборным вручалась особая книга (Album), с которой они обходили киевских граждан и жителей окрестностей. Кроме того, многие бурсаки составляли из себя походные артели, чтобы пением кантов, произнесением речей и стихов, представлением различных пьес, отправлением церковных служб и т. п. заработать нужные им средства. Во второй половине XVIII века положение киевской бурсы начинает улучшаться: при митрополите Арсении Могилянском она была переведена из деревянного строения в каменное. В 1786 году сбор пожертвований воспитанниками был окончательно запрещен[1].
От Киевской духовной академии название бурсы перешло вообще на все общежития при духовных учебных заведениях, особенно при семинариях. В первой половине текущего столетия состояние этих бурс было еще очень жалкое: крайняя неопрятность и запущенность помещений, злоупотребления при снабжении воспитанников пищей и одеждой, антигигиенические условия жизни, жестокость в обращении с воспитанниками, нерациональные педагогические приемы (застращивание, возбуждение розни между бурсаками и др.) — все это придавало бурсам отрицательный образ. Картина нравов бурсы ярко очерчена в известных «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловского (СПб., 1865, 2-е издание, 1874), публикация которых вызвала широкий общественный резонанс.
В настоящее время термин «бурса» иногда используется в ироническом смысле к средним специальным учебным заведениям, не только к духовным".
Понятно, что эти факты почерпнуты в основном из трудов Н.Г.Помяловского.
Но стоит понять и принять факт того, что в СССР было очень популярно среди историков и искусствоведов поиск разоблачающих самодержавие очевидцев и современников из самых низших слоёв общества, к которым принадлежал этот господин. Неоднозначный образ несчастного безызвестного автора, Н.Г.Помяловского, вполне для этого подошёл.
Нечто сходное было тогда, когда 90-летние старцы и старухи в провинциях СССР объявлялись гениальными писателями, поэтами и музыкантами. Например, Джамбул в Казахстане был в одночасье провозглашён поэтом, хотя никогда до этого казахи о нём и не слышали. Позже О.Мандельштам напишет свой стих на эту тему: "Там, где край был дик, Там шумит арык, Где шумел арык, Там пасется бык, А где пасся бык, Там поет старик", - о дагестанском "поэте" Сулеймане Стальском.
Возможно именно по этой причине именем писателя Н.Г.Помяловского названы улицы во многих городах России, начиная с Иркутска и Воронежа, заканчивая Санкт-Петербургом. Иначе не объяснить, отчего умерший фактически от беспробудного пьянства в 28 лет, опустившийся человек, потерявший связь с обществом, пользовался такой популярностью в СССР.
"Мировоззрение писателя сложилось под влиянием революционных демократов, в частности Н. Г. Чернышевского. Для Помяловского характерно резко отрицательное отношение к дворянской культуре в целом, отвращение к буржуазному накопительству. Герой Помяловского — плебей, разночинец, борющийся за своё место в жизни, ненавидящий барство, безделье, либеральную болтовню; однако классовое самосознание, чувство собственного достоинства не избавляют его от капитуляции перед действительностью".
Но вернёмся к БУРС-е.
Н.В.Гоголь, как и я, нисколько не собирался выставлять БУРС-у чем-то выдающимся. Конечно нет!
Наоборот, он её отобразил грязным бесправным сообществом молодых людей, стремящихся получить достойное образование и вырваться из нужды через просвещение, то есть предшественниками той самой интеллигенции России, аналогов которой нет на всём белом свете.
Но и тогда, и сегодня интеллигенция в России с точки зрения практически всего российского народа представляется каким-то чуждым, больным, гнусным, подлым, непонятным сословием, склонным к пьянству и наркомании ...
Вот об этом и написан рассказ "Вий" ...
P.S. Данные почерпнуты из Википедии.
Другие произведения автора:
Я - казах и горжусь этим! Но кто дал мне право...
Гости Бала сатаны М. А. Булгаков
Обо мне и о Булгакове
Это произведение понравилось: