Конспект о Сталине
Целью настоящей статьи не является открытие каких бы то ни было новых истин. Её цель формулируется гораздо более скромным образом и видится в другом, а именно в том, чтобы напомнить читателю некоторые - короткие и достаточно длинные - высказывания различных людей - как известных, так и не очень - об Иосифе Виссарионовиче Сталине.
Юлия Иоаннова, писательница, поэтесса, сценарист, общественный деятель:
«Тот, кому удастся расшифровать феномен Сталина, получит ключ к феномену России».
Шарль де Голль, руководитель французского движения Сопротивления в годы Второй Мировой Войны, позднее - президент Франции:
«Сталин не ушёл в прошлое - он растворился в будущем».
Уинстон Черчель, примьерминистр Великобритании:
«Большим счастьем для России было то, что в годы тяжёлых испытаний Россию возглавил гений и непоколебимый полководец И. В. Сталин. Он был выдающейся личностью, импонирующей жестокому времени того периода, в котором протекала вся его жизнь.
Сталин был человеком необычайной энергии, эрудиции и несгибаемой воли, резким, жёстким, беспощадным как в деле, так и в беседе, которому даже я, воспитанный в английском парламенте, не мог ничего противопоставить.
Сталин, прежде всего, обладал большим чувством сарказма и юмора, а также способностью точно выражать свои мысли. Сталин и речи писал только сам, и в его произведениях всегда звучала исполинская сила. Эта сила была настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей всех времён и народов.
Сталин производил на нас величайшее впечатление. Его влияние на людей было неотразимо. Когда он входил в зал Ялтинской конференции, мы все, словно по команде, вставали и, странное дело, почему-то держали руки по швам.
Он обладал глубокой, лишённой всякой паники, логической и осмысленной мудростью. Сталин был непревзойдённым мастером находить в трудные минуты пути выхода из самого безвыходного положения. В самые трудные моменты, а также в моменты торжества, он был одинаково сдержан, никогда не поддавался иллюзиям. Он был необычайно сложной личностью. Он создал и подчинил себе огромную империю. Это был человек, который своего врага уничтожал руками своих врагов и заставил нас, которых открыто называл империалистами, восстать против империалистов.
Сталин был
величайшим, не имеющим себе равных в мире, диктатором. Он принял Россию с
сохой, а оставил оснащённой атомным оружием.
Нет! Что бы ни говорили о нём,
таких история и народы не забывают!».
Константин Душенов, православный публицист, журналист, общественный деятель, пресс-секретарь Митрополита Санкт-Петербургского Иоанна, редактор газеты "Русь Православная":
«Последние четверть века яростная русофобия либеральных богоборцев намертво связана с бесконечной антисталинской истерикой "творческой" русскоязычной интеллигенции. Однако история "демократической" России доказала: либеральная антисталинская вакханалия совершенно бессмысленна. И чем дальше, тем глупее и беспомощнее выглядят её хазарские глашатаи и вожди. Потому как надрываются они, сердешные, волнуются, кричат, угрожают, лгут, оскорбляют, проклинают — и всё вхолостую. Всё без толку. Стоит себе Генералиссимус, как ни в чём не бывало. Сияет позолотой драгоценного мифа в народной памяти. Посмеивается в усы.
И никто
ничего с этим очевидным фактом поделать не сможет!
Потому что дело тут вовсе не в
исторической "дремучести" и не в "рабском характере"
русской души. Дело в том, что колоссальная фигура Сталина, со всей его
жестокостью, со всем его коварством, марксизмом и безбожием — единственная, после
революции 1917 года, соответствует по своему масштабу грандиозному характеру
Русской истории, Русской жизни, Русской судьбы. И пока Господь не дарует России
нового державного Вождя, который затмит своим величием и славой, своей
христианской добродетелью сурового аскета Сталина, сияющий Генералиссимус будет
возвышаться над нашим историческим горизонтом, как египетские пирамиды
возвышаются над африканской пустыней…
И лилипутская суета либерально-демократических сектантов никак не сможет этому помешать. Ибо Сталин всерьёз близок русскому сердцу. Близок своей безмерностью, своим мессианством, максимализмом, своей безоглядностью, презрением к мирскому, преходящему, временному. А современные антисталинисты — хоть в лапсердаках, хоть в рясах — инстинктивно претят нашему нравственному чувству своим суетливым гуманизмом, маловерным страхом страданий и смерти, мещанской приверженностью к земным благам, попрание которых они, по большей части, и ставят Сталину в вину, какими бы идеологическими конструкциями это ни прикрывалось.
Корни современного
антисталинизма не имеют ничего общего с реальной историей или практической
политикой. Но тем более важной становится современная дискуссия о Сталине! Ибо
она по сути своей не что иное, как противостояние двух непримиримых религиозных
мировоззрений, двух полярных жизненных концепций, двух душевных укладов, двух
сердечных устроений… Двух духовных принципов, предлагаемых на выбор
современному христианину.
Один из них — решительный,
волевой, самоотверженный, беспощадный, радикальный, бескомпромиссный принцип
"войны духовной" постоянной внутренней и внешней борьбы. Тот,
приверженцев которого преподобный и богоносный отец наш Исаак Сирин поучал
некогда: "Жажда покоя во все времена заставляла людей забывать
великое. Не бойся смерти, потому что Бог уготовал тебе соделаться выше неё.
Лучше умереть в подвиге, чем жить в падении. Не отвращайся скорбей, ими входишь
в познание истины. В скорбях временных сокрыта жизнь вечная и слава
победы!".
"Дай
кровь и прими Дух!" — вот древний святоотеческий лозунг, христианский
боевой клич этой непрестанной и беспощадной войны.
Другой подход — половинчатый,
робкий и осторожный, соответствующий боязливому и суетному духу нашего подлого
времени, лукаво прикрывающийся псевдохристианскими рассуждениями о
недопустимости "гонений" и "репрессий", маскирующий свою
трусость и ложь высокопарными рассуждениями о "любви ко Христу и ближним
своим"…
Ах, Сталин тиран! Он казнил! Репрессировал! В тюрьму сажал невинных! А пытки-то, пытки…
Было? Да,
было!.. Плохо? Да, плохо!.. Больно? Да, больно!..
Но кто дал вам право, лицемеры, подменять недомыслимый Промысел Божий, творящий
с нами, по слову Церкви, "великая и ужасная", своей куцей бабьей
"моралью" и тухлой гуманистической "нравственностью", не
имеющей ничего общего ни с истинной Любовью, ни с духом Священного Писания, ни
с Преданием святых Отцов? Кто сказал нам, православные, что жизнь нашего
смрадного туловища столь драгоценна, что она-то и есть та самая "высшая
ценность", посягательство на которую никак нельзя простить злодею Сталину?
Когда мы, братия и сестры, в безумии своём подменили истинное церковное
вероучение — спасительное и любвеобильное, но грозное и сияющее, как
беспощадное лезвие духовного меча Христова розовой водичкой псевдохристианского
гуманизма, дебильной песенкой мультяшного кота Леопольда?
Вот и мы в лице предков своих оскорбили Святыню Божию преступным равнодушием и
маловерием. И благодать отступила от нас, и Православная Империя рухнула, и
Земля Русская захлебнулась слезами и кровью. Стоит ли роптать, что благодать
Духа в качестве пристойного врачевства этого страшного недуга избрала нам
грозного Сталина, восстановившего на месте рухнувшей Белой Империи свою,
Красную, с её массовыми казнями и страшными лагерями?
Хочу быть правильно понятым. Я не
сторонник жестоких нравов и крутых решений. Не противник милосердия и
человеколюбия. Но я за то, чтобы лукавая "мораль" не заслоняла от нас
суровую правду жизни. За то, чтобы мы не пытались подменить великие и ужасные
мановения десницы Божией, возводящей и низвергающей нас по недомыслимому,
промыслительному, спасительному смотрению Своему, ничтожными человеческими
понятиями о добре и зле, искажёнными, как правило, нашими греховными
склонностями и страстными привычками.
Всё, что приближает нас к Богу,
благо. И наоборот: благо лишь то, что приближает нас к Богу. Например,
страдания и скорби. И тот, кто наносит нам такие раны — истинный благодетель
наш и лучший друг!
То же и со злом. Зло — это то,
что отдаляет нас от Бога. И только то, что удаляет нас от Него, есть истинное
зло. Например, благополучие и покой. И тот, кто убаюкивает нас ими, худший враг
наш и злодей. Так!
Можно сколько угодно спорить о
ценности земной человеческой жизни с христианской точки зрения. О спасительной
и искусительной роли страданий и скорбей. О допустимости и духовном значении
насилия в деле спасения души. Но одно очевидно: истинно христианское понимание
истории и её промыслительного смысла не имеет ничего общего с дешёвым
гуманизмом, лицемерно рыдающим над "слезинкой ребёнка"! И с этой точки
зрения вся критика Сталина, вся аргументация современных антисталинистов,
самочинно рядящихся в тоги защитников "христианской нравственности" —
мимо, мимо, мимо!
Давайте скажем честно: эта
гуманистическая расслабленность значительной части нынешних православных христиан
и их церковных пастырей, что особенно печально, — коренится вовсе не в
евангельской любви, не в милосердии Христовом, не в бесценных добродетелях
кротости и смирения, которые на деле никогда не мешали нашим великим
благочестивым предкам проливать кровь, свою и чужую, на крутых исторических
поворотах "узкого пути", ведущего Русь в живот вечный через жестокие
скорби и искушения, тяжкие страдания и беспощадную борьбу.
Корни такой духовной
"котолеопольдовщины" - в нашей прискорбной робости, боязливости, лени,
в боязни и нежелании поступиться хотя б малой толикой своего бытового, земного
благополучия, нарушить мнимое довольство и покой своей жизни, которую мы по
какому-то недоразумению дерзаем считать жизнью христианской, церковной,
русской…
Увы мне, я — первый из таковых!
Забыты обетования Божии: " В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя". (Ис. 54, 7-8, 10). " Я сделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сиянье луны — светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом и Бог твой — славою твоею" (Ис. 60, 10,15,19).
Слышим ли мы ныне эти священные словеса, исполненные благодатного Небесного утешения, Отеческой любви и заботы, столь целительных и драгоценных для каждого верующего сердца? Вряд ли. Остыла вера, погасла ревность, оглохла беспечная душа…
Ну, а кроме того, похоже, многие из наших непримиримых "гуманистов" просто мучаются от зависти к благополучному Западу, который последние 60 лет жирел и пух, как на дрожжах, стремительно повышая своё "качество жизни" - плотской, безбожной — за счёт чудовищного, бесстыдного попрания всех духовных основ человеческого бытия, всех заповедей Божиих, всех нравственных законов и норм. Но зато — благополучие, тишина, покой…
А в богоизбранной России Господь милосердно сохранял бесценную искру истинно духовного жития, влача нас, непослушных и ленивых, в Царствие Свое "сквозь огнь мучений и воду слёз"! И вот теперь мы, неблагодарные "антисталинисты", хулим сей милосердный Промысел, ропща, как некогда роптали древние евреи, кричавшие Моисею: "Зачем вывел нас из Египта? Там мясо едят, а мы тут, в пустыне, бедствуем…".
Неужели не боимся страшных определений Божиих: "Был ты Мне в сытость… Изблюю тя из уст Моих". Страшно!
Впрочем, страшно далеко не всем. А зря! Ибо Западный мир, пленяющий "гуманистов" своими красочными витринами, "демократическими" свободами и материальным достатком, ныне близок к глобальному краху.
Десятилетиями нынешнее "бескровное" благополучие Запада на деле зиждилось на реках чужой крови, которая обильно лилась в нескончаемых войнах в странах "третьего мира", чьи богатства высасывал ненасытный долларовый пылесос. Потом на слезах, страданиях и крови миллионов жертв горбачёвской перестройки и ельцинской демократии. На бомбёжках православного Белграда. На пыточных камерах Гуантанамо. На армадах авианосцев, на штыках морских пехотинцев. На лжи, лицемерии, цинизме, подлости и предательстве. А сейчас и сам Запад: расплывшийся, разжиревший, трусливый, извращённый, похотливый и гниющий, стоит на пороге катастрофы, подобной которой ещё не видел мир».
Александр Росляков, писатель, публицист:
«Последние лет 20 отношение к Сталину в нашей подрастерявшейся стране качается, как маятник, туда-сюда. То он какое-то абсолютное зло, маньяк и кровопийца; то как бы с изумлением признается, что построил столько, сколько не снилось нашим демократам – еще и выиграл самую страшную войну. Что она выигралась как-то сама, без участия Верховного Главкома или даже вопреки ему – уже стесняются сказать и самые пустые демократы. И все более расхож такой смешанный взгляд: Сталин был и таким, и сяким; и сделал много, но и много напортачил. И главная претензия к нему со стороны сегодняшнего обывателя: как все же он проморгал начало той войны? Сколько угробил этим не поднявшихся с аэродромов самолетов – а с тем и людских жизней! Сюда каким-то вовсе левым боком примыкает и такой упрек: что он и подтолкнул Гитлера на ту войну – значит, с него двойной спрос за неё!
Но если
заглянуть в детали той эпохи, восстает такая драма, что захватывает дух – и
гаснут жалкие поклепы всяких политических клопов. Почему Сталин до последнего
не объявлял мобилизацию? Потому что с адской выдержкой, стараясь ни одним
шорохом не спровоцировать врага, оттягивал начало войны, к которой те же
самолеты еще не были готовы. Если бы они даже взлетели на рассвете 22 июня
41-го, это не изменило б ничего: были бы сбиты в воздухе, поскольку еще
уступали во всех отношениях фашистским.
Вот-вот уже должны были не
уступить, над чем шла неустанная работа. И в той игре, что Сталин в жесточайшем
для него цейтноте вел с Германией, где ставкой была жизнь страны, решали все
буквально месяцы и дни. С прихода к власти Гитлера в 1933-м он уже знал, что
войны не избежать – а его дар провидца сквозит во всем, к чему он прилагал свой
мозг. Один пример из тысячи: расстрелянный при нем и воспеваемый сегодня в пику
ему маршал Тухачевский, армейский технократ, толкал идею танка с тремя башнями.
Но явно уступавший ему в технической подковке Сталин зарубил ее, дав ход
проекту Т-34.
Это сейчас легко сказать, что трехбашенный танк – абсурд. Но в те 30-е, когда
еще царил разброд этих идей, кто мог знать, что именно Т-34 станет признанным
всемирно победителем? И все оружие нашей победы восходит так или иначе к Сталину,
чему еще яркий пример – история КБ Лавочкина.
Еще в 38-м
тому было поручено создать истребитель лучше Мессершмитта. Почти из ничего, на
базе мебельной фабрики в Химках Лавочкин строит прототип ЛаГГ-1 и ставит его на
крыло в уже в 40-м. Но самолет с блестящими задатками еще совсем сырой и даже
близко не сравним с немецкими. Затем идут ЛаГГ-2, ЛаГГ-3 – с последним мы
вступаем в войну, но и он еще не тянет.
4 года Сталин ждет от Лавочкина
результатов – а их нет! Уже шуршат доносы: это враг народа, угробил уйму
средств, – и Сталин вызывает его к себе, чтобы лично оценить, друг это или
враг? Гений или злодей? Закрыть его проект – или из последней крови поддержать?
А немцы уже под Москвой, и любой просчет подобен смерти!
Их беседа, о которой мне
рассказывал директор НПО имени Лавочкина Баклунов, знавший о ней от самого
Лавочкина, убеждает Сталина, что гений, друг. Лавочкин получает всю поддержку –
и уже летом 42-го выпускает знаменитый наш Ла-5, который в пух и прах бьет
фрицев.
Те, кто сейчас не откует и гвоздя,
не то что самолета, отчего мы даже гвозди уже возим из Китая, – болтают, что
Сталин был маниакально подозрителен. Какая чушь! Его отношения с учеными и
конструкторами – пример огромного доверия, чем и не пахнет в недрах нынешней
власти, где никакой проект, не обещающий сиюминутного отката, не катит в
принципе.
Будущий
нобелевский лауреат Капица до войны и в войну писал Сталину в очень свободной,
часто критической манере о самых разных жизненных проблемах. Но Сталин ему не
отвечал, и Капица однажды бросил это дело, после чего ему звонит Молотов:
«Почему вы перестали писать товарищу Сталину?» – «Так он не отвечает!» – «Он
очень загружен работой, поэтому не в состоянии вам отвечать. Но ваши письма
пристально читает и учитывает при принятии решений».
И в том крайнем цейтноте Сталин
провел столько прорывных проектов, включая кислородные линии Капицы, что
рехнуться можно!
Слегка отсидевший по «Шахтинскому
делу» академик Чинакал во глубине сибирских руд предложил тогда свой «щитовой»
метод добычи угля, повышающий в разы отдачу. Следом те же доносы: как можно
верить бывшему ЗК! Но Сталин ему верит – и тот действительно умножает в разы
угледобычу, спасая нашу энергетику после захвата немцами Донбасса. Становится
отцом новосибирского отделения АН СССР – по сути и современного Новосибирска,
где в разгар войны строится крупнейший в мире оперный театр!
Заштатный Екатеринбург вырастает в индустриальный центр Урала: когда фашисты уже бьют из пушек по Москве, Сталин вершит небывалый перенос промышленности на восток страны. Его столицу почти взяли, Гитлер уже пляшет на его костях – но он с приставленным к горлу ножом кует такой технический потенциал, что затем выводит нас на самые передовые рубежи. Первый в мире пассажирский реактивный самолет Туполева, не затаившего обиды за его отсидку, взмыл в небо у нас. И первый сверхзвуковой ТУ-144 – тоже.
Так вот, видя неминуемость войны, Сталин должен был пришпорить так страну, чтобы не оказаться с голыми руками против куда лучше нас вооруженного врага. В разрушенной гражданской войной России все надо было поднимать с нуля, и наш тогдашний союз с Гитлером – не промах, а успех нашей политики. Превосходство немцев было таково, что любой обмен с ними был в нашу пользу: мы быстрей росли, чего они недоучли, в итоге смогли догнать и перегнать – и надавать им их же салом по сусалам.
В той гонке
счет шёл именно на месяцы и дни: в 39-м уже заложены все образцы нашего оружия,
отчасти взятые у супостата; мы уже готовы догнать его, но еще не догоняем. В
40-м дистанция еще сокращается, но и в июне 41-го мы еще слабей. Т-34 стал
выпускаться уже в 40-м, но, как и истребитель Лавочкина, был еще очень сырым. У
него плох воздушный фильтр, из-за чего глохнет мотор; слаба пушка – и лишь в
42-м он доведен до настоящего ума и массового выпуска. Та же картина – с
артиллерией, стрелковым оружием, бомбардировщиками.
И Сталин должен, с одной стороны,
выжимать до пола педаль индустриализации, с другой – дипломатические тормоза.
Время решает все, и пакт Молотова-Риббентропа, поставки нашего сырья в
Германию, якшанья с Гитлером – лишь для затяжки времени. Малейший недожим в том
и другом – и нам уже не собрать костей.
Эта гонка шла по всем фронтам,
включая скорую на руку чистку от неизбежной в любой стране измены. Но весь
судебный перехлест тех лет, хоть и не знавший полного сегодняшнего произвола,
был от того же крайнего цейтнота. И Гитлер, тоже не дурак почистить свою рать,
сказал предсмертно: Сталин смог избавиться от предателей, а я нет.
И в ходе той отчаянной игры, с
избытком внутренних и внешних мин, Сталин не угробил лишние жизни, а спас
насколько можно их! Но все же война грянула за год до того, как мы стали к ней
готовы. Ценой несметной крови, с одной порой винтовкой на двоих бойцов мы
продержались этот год – и наконец в 42-м выстреливает вся наша подошедшая как
раз матчасть. И винить при этом Сталина, что спровоцировал войну – переть
против всей логики вещей. Он ждал ее, готовился к ней кровь из носа, но
развязать ее – не мог желать и близко!
Теперь о той крови из носа
взнузданной им через не могу страны. Что эта кровь была, нет спора. Но и сейчас
ее, если сложить всех гибнущих не своей смертью, не меньше – как и заключенных
в зонах. Так, да не так! – гундят те же публичные клопы. Сталин лил кровь
умышленно, чему ни в коем случае нет оправданий; а сейчас она льется сама, без
умысла – совсем другой табак!
Но в тех же
странах, с коих мы взялись лепить нашу демократию, все наоборот. Неоправдаема
текущая зазря кровь граждан – но пролитая за народ тем же Линкольном,
вырезавшим целые американские деревни, считается оправданной жестокостью
времен. Никому не влезет в голову пинать в гробу кровавого Марата или
вороватого Дантона, отцов французской революции. Только у нас каждый Ваня, сидя
на своем диване, может дергать за усы того, благодаря кому на том диване и сидит!
Без жёстко проведенной Сталиным
индустриализации мы не имели шансов выжить – но ее не могло быть без не менее
жесткой коллективизации. Наше село с его вековой обидой к городу, схватив после
Октября барской земли, само нипочем не дало б хлеба кузнецам нашей брони, чтоб
они сдохли б с голоду! Душевно обрисованный Твардовским в «Стране Муравии»
мужичок Моргунок имел одну мечту: «Посеешь бубочку, и та – твоя!» И потому надо
было силой отбирать у этих моргунков этот необходимый для спасения всех хлеб.
Если бы Сталин не дожал хоть чуть
эту педаль, не поспел к 42-у с танками и самолетами, нас всех сегодня уже не
было б. Отсидевшись зимой под Москвой, на защиту которой ушла вся наша кровь,
фашисты следом бы как нож по маслу прошли нас до Сибири – и с нашими несметными
ресурсами стали вконец непобедимыми. И под их пятой, может, сегодня корчился б
весь мир, который только мы и только с величайшей волей Сталина к победе
отстояли.
Да, и другие страны помогли нам в
той войне – но лишь после 42-го, когда мы сами отшвырнули немцев от Москвы; а
до того весь еще не подмятый ими мир как-то не рвался в бой. Не рвется и
сейчас, когда США строят под стать Гитлеру свое глобальное господство, чему
после стирания с лица земли СССР уже никто особо не препятствует.
В нашем победоносном 45-м все
мировые лидеры, еще не отошедшие от страха угодить под Гитлера, отдавали дань
признательности Сталину. И только мы сегодня не хотим отдать ему эту же дань за
наше же спасение, наваливая на него тьму незаслуженных – да хоть бы и заслуженных
грехов!
Чужими
грехами свят не будешь, но вся идеология наших нынешних лидеров – оправдать
свое бесплодие, вжимая в грязь великого предтечу. Своим девизом они выбрали
такой убогий стих: «Мне вор милее палача!» Де пусть мы и воруем, но зато не
убиваем – но и это ложь. Все нынешнее воровство, по локоть в проливной крови,
гробит численно, морально и производственно страну – конец которой в том пике
уже всем виден. И понося Сталина, они уже втихаря пакуют свои чемоданы – а он и
в самый страшный час не смылся из Москвы!
Дело истории – извлечь урок из
прошлого, а не оправдывать его огрехами текущее паскудство. На скачках не
жалеющий коня жокей может загнать его до смерти, чтобы взять свой приз. Призом
Сталина было само бытие страны, намеченной под нож сдуревшим от желания ее
богатств врагом. И весь вопрос для нас тогда стоял так: успеть вооружиться –
или умереть. На это работал и весь наш репрессивный аппарат: Туполевы, Королевы
и другие сидели в их «шарашках», чтобы день и ночь, не отвлекаясь на жен и
детей, ковать наш оружейный щит.
Был ли у нас какой-то другой
путь? Можно ли было выстоять, не разрывая в пух и прах пошедшие вразнос сердца?
Сталин так взмылил всю страну ради ее спасения, что вогнал ей этим в жилы такой
страх, от которого мы не опомнимся и по сей день. Можно ли было как-то
доскакать без таких страшных шенкелей?
Вот это интересная на самом деле тема – но не в том плане, чтобы нежась на своем диване всуе очернять или обелять покойника, которому и то, и то уже до фени. А в том, чтобы воодушевясь величием положенных за наши души жертв, отважиться на свой, известный каждому в его частном ключе поступок, шаг.
Сталин, когда нас уже были готовы растерзать враги, не наложил в штаны и сделал все возможное и невозможное, чтобы их отбить. Сделай и ты, лежащая сегодня на диване тварь, хоть что-то для своей страны!».
Рег.№ 0190815 от 8 февраля 2015 в 19:33
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!