Юмор и сатира — 13 января 2013
В тему.

Из книги А. Вулис " Литературные зеркала"- ЭПИГРАМИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ

Эпиграмический поворот...Это сатирический (иронический, юмористический) жанр.

..." Это ОБЫГРЫШ в дальнейшем под разными неожиданными углами, создающий сюжетный рисунок нового произведения..." (С)- А. ВУЛИС

Пример:
-----------------

Яков Белинский:
------------------

"Спит острословья кот. Спит выдумки жираф.
Удачи спит удод. Усталости удав..."

пародист А. Иванов:
-----------------
"Спит весь животный мир. Спит верности осел.
Спит зависти тапир. И ревности козел.
Спит радости гиббон. Забвенья спит кабан.
Спит хладнокровья слон. Сомненья пеликан.
Спит жадности питон. Надежды бегемот.
Невежества тритон. И скромности енот.
Спит щедрости хорек. Распутства гамадрил.
Покоя спит сурок. Злодейства крокодил..."

Б. Кежун:
----------------

"Спит земля и силы копит,
чтобы были у неё.
Спит различное млекопит-
ающееся зверье.
Спит пшеница в чистом поле.
Спят деревья у воды.
Спит звезда. И даже боле:
Спит редакция " Звезды"..."
__________________
Юмор и сатира — 13 января 2013

Ю. БЕЗЕЛЯНСКИЙ, очерки

(С)

              

ОБЭРИУ-

литературная группа (Объединение Реального Искусства).

Обэриуты (Даниил Хармс, Александр Введенский, Константин Вагинов, Николай Заболотский и другие...)

                    ИХ УВЛЕКАЛА ИГРА ЯЗЫКА И ЖИЗНИ...

                  В произведениях обэриутов целая россыпь поэтических символов, смыслов, ассоциаций, сочетаний-несочетаний и прочее лингвистическое богатство.
И ещё. Обэриуты,- прежде всего Александр Введенский- начали печататься уже с начала 20-х годов( этим периодом датируется и дружба с Даниилом Хармсом) Оба они- Введенский и Хармс - входили в "Орден заумников",- в котором Хармс именовал себя как "Чинарь-взиральник", а Введенский- "Чинарь авторитет бессмыслицы".

Введенский выступал как "взрослый" поэт, позднее (с 1927)- как детский,
печатался в популярных журналах "Чиж" и "Еж" и выпустил около трех десятков детских книжек.
А ещё Введенский работал переводчиком ( к примеру, перевел сказки братьев Гримм.
10 декабря 1931 года поэта арестовали. Ему предъявили обвинение во " вредительстве в области детской литературы"(!)
Правда, уже через ТРИ месяца освободили, но запретили проживать в 16 городах и пограничных пунктах в течение трех лет.
Затем последовало возвращение в Ленинград, переезд в Харьков, изредка наезды по делам в Москву и Ленинград.
Начало Отечественной войны принесло Введенскому и Хармсу гибель, но не на поле сражения.

В сентябре 1941 Введенский был арестован и этапирован в глубь страны. В этом же году он и умер (в возрасте 37 лет)
ПРОСТО,ВЫЧЕРКНУЛИ ИЗ ЖИЗНИ ТАЛАНТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА.

(Россия "любила"- МЕРТВЫХ знаменитостей.)
Часть архива Введенского потеряна, что-то со страху сожгли родственники, что-то осело в недрах НКВД.
Но ЧАСТЬ - издано.
В начале 80-х на Западе издали двухтомник Введенского, а уж потом и у нас.
--------------------------------------------------------------------------

СТИХИ (Введенский)
(С)
Осматривая гор вершины,
их бесконечные аршины,
вином налитые кувшины,
весь мир, как снег, прекрасный,
я видел темные потоки,
я видел бури взор жестокий,
и ветер мирный и высокий,
и смерти час напрасный...

"ЭЛЕГИЯ"

Летят божественные птицы,
их развиваются косицы,
халаты их блестят, как спицы,
в полете нет пощады.
Они отсчитывают время,
они испытывают бремя,
пускай бренчит пустое стремя-
сходить с ума не надо.

ххх

Есть ещё у меня претензия,
что я не ковер, не гортензия,
мне жалко, что я не крыша,
распадающаяся постепенно,
которую дождь размачивает,
у которой смерть не мгновенна...
Мне не нравится, что я смертен....

МНОГИЕ СТРОКИ Введенского- это мудрость жизни, увиденная глазами ребенка. Наивно. Но глубоко, в суть...."

(С)
(Юрий Безелянский, очерки)

Юмор и сатира — 13 января 2013
Стилизация

При таком обилии ГРАНЕЙ,-которые УЖЕ существуют и разработаны- СТИЛИЗАЦИЯ вряд ли требует ЕЩЁ ФОРМ.
На самом деле,- сколько талантливых поэтов обращались к этому приему,-столько же можно насчитать и " граней" ( а чаще всего, -стилизация именно МНОГОГРАННИК,- совмещающий различные заимствование ( сюжетной линии с заимствованием сленга, ритмической " сетки"- в ремиксах; оригинального размера с примесью современных событий и воззрений - в подражаниях; народный стиль+ современный сленг- в частушке; "авторское видение"+заимствование оригинального стиля- в ретроспекциии...)
Стилизация СИЛЬНА своей МНОГОГРАННОСТЬЮ и гибкостью :
-ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ- "НАРОЧИТОЙ ПРИМИТИВИЗАЦИИ"-разговорной речи или ,-наоборот,-СТИЛЬНОСТЬЮ заимствованной готовой формы...

---------------------------------------------------------------
АЛЕКСАНДР ГЛИКБЕРГ (С. ЧЕРНЫЙ)

"Подражание древним"
--------------------------

(С)

Роза прекрасна по форме
и запах имеет прекрасный...
Болиголов- некрасив,
(и при этом- ужасно воняет...)
...Видели,- дети мои,-
приложения к нашим газетам?
Видели- "лучших", " достойных",
и " правых из правых"?
Молча- в их лица вглядитесь,-
бумажку в руках разминая...
(Тихо приветствуя мудрость
любезной природы...)


-------------------------


    

А. ВУЛИС

из книги "Литературные зеркала"

                              

ПОД ЗНАКОМ ПАРОДИИ. (очерк)

--------------------------------------------

(С)

"...Эпиграмический " поворот" и пародия- используются в сатирических, юмористических (иронических)- и др.- жанрах.

ПАРОДИЯ- подобна тем " растениям",- которым стволы других растений заменяют почву.

ПАРОДИРОВАНИЕ- создание развенчивающего двойника,- но " двойник"- естественно- ОПИРАЕТСЯ на передразниваемый объект!
Нет объекта- нет и пародии.
Художественное предназначение пародийного образа- ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ:

"ДА- ЕСТЬ КНИГА (КАРТИНА, ПЬЕСА, ФИЛЬМ)- в котором- то-то и то-то показано- так-то и так-то...
Я- КОПИРУЮ( ОТРАЖАЮ,ПЕРЕДРАЗНИВАЮ,ДОМЫСЛИВАЮ!)

ПАРОДИЯ- забирает у жертвы- СТИЛИСТИКУ И СЮЖЕТ

принцип композиции и типизации

героев и диалоги,

СЛОВОМ- ВСЕ,- что нужно для создания художественного единства!

Объект насмешки и его ВАРИАНТ оказываются в отношении СИМБИОЗА:
они СОСУЩЕСТВУЮТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ,- иногда- враждебных друг другу частей единого целого...

Обратитесь к любой пародии, признаваемой читателем за пародию. Вам предстанет подобная же ситуация. Пародийный дубликат будет похож на прототипическую модель и, вместе с тем,- на поверхность всплывут и некоторые отличия.

Оптике пародиста присуща диалектическая тенденция:- отражая,- преображать и, - преображая,- сохранять верность первоначальному отражению.

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕАКЦИЯ ЗРИТЕЛЯ- УЗНАВАНИЕ!

(ПАЛИТРА- СМЕХ.- Неизвестное в сочетанием с известным)

ПАРОДИЯ- ЖАНР СРЕДИ ЖАНРОВ.
--------------------------

А.ВУЛИС "Литературные зеркала"

-------------------------------

"...КОМПАС и МАГНИТ- вот,- фигурально говоря,- ВСЕ,- что мы и имеем по явлению ПАРОДИЯ- КАК литературный процесс.
Компас и магнит- это, конечно мало, в сравнении с идеалом.

КОМПАС- в лабиринте связей,- ПРИНЦИП зеркально повторяющихся мотивов, эпизодов, реплик: при обновляющихся обстоятельствах они обнаруживают новые... нюансы и смыслы, которые на фоне " старых" лучатся потенциальной ( а то и реальной)- пародийностью.

ЭТОТ ПРИЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ДАЖЕ ДЛЯ САМОЙ СЕРЬЕЗНЕЙШЕЙ ПРОЗЫ!
(если даже кажется, что он не настроен на пародию)
Тем более он значим в ЛИТЕРАТУРЕ,- которая СКЛОННА К ПАРОДИЙНЫМ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯМ СЛОВ И СИТУАЦИЙ.

Один из главных , динамических " мускулов" рассказа- ПОВТОР,- нарабатывающий своим " поршневым ходом"- динамику сюжета!

Любой персонаж Диккенса (тот же Пиквик с его постоянными " промахами"- дает нам обширный материал для раздумий о комедийной плодотворности "повторных изданий" НО: С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ).
Пример:
Рассеянность Паганеля, щедрая на рецидивы, как и всякое постоянное качество характера,- создает похожие комические ситуации. ( А ведь Жюль Верн, в отличие от Диккенса,- ВОВСЕ не посягает на лавры сатирика.
А Джером К. Джером, а Гашек, а Чапек- у них просто ПРЕОГРОМНОЕ количество ситуаций,- несущих элемент ПОВТОРА (подобного или измененного - жеста, фразы, поступка...

ДРУГАЯ распространенная форма ПАРОДИИ ВНУТРИ САМОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ- мистификация, розыгрыш.

Встречая РОЗЫГРЫШ, мы не всегда сразу понимаем, что это ещё и ОБЫГРЫШ.

ОБЫГРЫШ- подстановка(факта, состояния), подмена персонажа (или-предмета)-манипулирование неожиданностями, жонглирование альтернативами-там- где героям,-как казалось бы- только и остается плыть по течению закономерностей, неожиданностей..."


ОБЫГРЫШ (сюжет)
пример из книги " Сатиры и лирика" А. Гликберга

ФИЛОСОФЫ
----------------
(С)
"Профессор Виндельбанд
введение в философию читал...
Какой талант!
Набив огромный зал,
студенты слушали, не упуская слова,
полны ТАКОГО ПОНИМАНИЯ ЖИВОГО,-
ЧТО КАНТ НА НЕБЕСАХ СЕРДЕЧНО УМИЛЯЛСЯ
( и сладко улыбался).
Вдруг, оборвав рассказ
(Должно быть,- опасаясь что забудет),
профессор заявил, что в следующий раз
он им читать не будет,
Затем,- что приглашен в ученое собрание
на заседание.
Вмиг крики поднялись,
и топот ног и ржанье-
Философы как с цепи сорвались:
УРА! УРА! Благодарим! Отлично! Браво!

Профессор посмотрел налево и направо,
недоуменно поднял плечи
и,- улыбаясь, перешел к дальнейшей речи.
(1907 А. Черный )
Юмор и сатира — 13 января 2013

Из книги Ю. Безелянского

  (С)

ГРОТЕСК, ИРОНИЯ, ФАРС.

--------------------------

ДАНИИЛ ХАРМС

"...Даниил ХАРМС был человеком необыкновенным и весьма оригинальным. Он строил свою жизнь- как произведение искусства.

"Хармс- сам по себе искусство",- говорил А.Введенский- соратник по группе ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства). В декларации ОБЭРИУ ( 1928) говорилось: " Нужно быть побольше любопытным и не полениться расмотреть столкновение словестных смыслов".

Обэриуты- (Даниил Хармс, А.Введенский, К.Вагинов, Николай Заболоцкий...)- занимались "столкновением словестных смыслов", ассоциаций, сочетаний-несочетаний ( и прочим лингвистическим богатством).

Обэриуты как и многие ( естественно)- ясно ощущали дисгармонию 20 века, его катаклизмы и потрясения, исторический хаос, понять который невозможно с помощью обычного здравого смысла. Отсюда- выражение Введенского-" звезда бессмыслицы".

Задолго до Самюэля Беккета, Введенский и Хармс предугадали и создали театр абсурда. Беккет- грандиозная величина мировой культуры; Введенский- почти забытый ( загубленный российский сочинитель); ХАРМС- напротив- не забыт, любим и разобран на цитаты...
(С)

А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО ?
А вы знаете, что РЕМ?
Часовой стоит с ружьем?
-Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь, врешь, врешь, врешь!
Ну, с дубиной, ну, с метелкой,
ну, ещё туда- сюда,
А с заряженным ружьем-
это просто ерунда...

Костлявый, очень высокий и очень грустный,- Даниил Хармс сохранил в себе детские черты- он любил удивлять...
Одни его псевдонимы чего стоят: Чармс, Ваня Мохов, Крал Иванович... ( А на самом деле он- Даниил Иванович Ювачев. У него были примечательные родители: отец-народоволец и каторжанин и мать- дворянка.)

В 1927 г он вошел в группу ОБЭРИУ,-где выделялся неистощимой выдумкой, полетом фантазии и пристрастием к эпатажу.
Он виртуозно владел гротеском, черным юмором, иронией и откровенным фарсом.
Иногда он писал почти кажущуюся бессмыслицу ( стилизацию)...НО- МУЗЫКАЛЬНЫЙ НАПОР, какая-то первозданность его строчек... нравились многим.
Разумеется, поэт-абсурдист, сатирик и фантазер Хармс не для всех. Он придумал таинственную
" бушемель", о которой идет "бурный спор".

Ночь. Не видно мне лица, только слышно мне по звуку:
Золотые все сердца! Я готов подать им руку...


В 2005 году в петербурге шумно отметили 100-летие Даниила Хармса. Юбилей проходил под девизом :" Мы себя под Хармса чистим..."

(Ю.Безелянский. "69 этюдов о русских писателях")
Юмор и сатира — 13 января 2013


                             Николай ГЛАЗКОВ
( из книги Ю. Безелянского  "69 этюдов о русских писателях")

-----------------------------------------------------------
(С)

"...Как удивительно порой меняются авторитеты! Не так давно- в советский период,- тиражировалась " обойма" имен : Сурков, Тихонов, Матусовский, Ошанин...
В наши дни о них вспоминают все меньше,- зато на слуху ДРУГИЕ ПОЭТЫ- из бывшего " второго-третьего" и других " рядов".
Один их них- Николай Глазков.
Он родился в 1919 году в Нижегородской губернии. Умер в 1979 г в Москве.
Отец- адвокат, был репрессирован в 1938-м. Мать- учительница немецкого языка. Учился- в трех институтах- в Московском педагогическом, в Литературном и в Горьковском педагогическом. Увлекался историей и географией, геологией и минералогией, играл в шахматы.
ГЛАЗКОВ более 50 лет прожил в Москве на Арбате. Это был удивительный человек. ПОЭТ, ЭССЕИСТ, АКТЕР, шахматист...
"Глазков,- сказал о нем Е. Евтушенко,- это русский Омар Хайям,- но из нашего века..."

Я ИДУ ПО УЛИЦЕ,
МИР ПЕРЕД ГЛАЗАМИ,
И СТИХИ СТИХУЮТСЯ
СОВЕРШЕННО САМИ.

Глазков- яркий пример того, как талантливый человек не может жить в тоталитарной системе, " выламывается" из неё.
Каждый находил тогда себе нишу. У Глазкова была своя: НИША ЮРОДИВОГО ПОЭТА, ФИЛОСОФА И КЛОУНА ОДНОВРЕМЕННО:

Я ПОЭТ ИЛИ КЛОУН?
Я СЕРЬЕЗЕН ИЛЬ НЕТ?
ПОСМОТРЕТЬ ЕСЛИ В КОРЕНЬ,
КЛОУН ТОЖЕ ПОЭТ...

Глазкова долго не печатали: НЕ ПЕВЕЦ и НЕ ФАНФАРИСТ ВЛАСТИ, а ЕРНИК И ЦИНИК,- как считали чиновники от литературы. Первый сборник вышел лишь в 1957 году.

ДО ЗДРАВСТВУЮТ МОИ ЧИТАТЕЛИ,
ОНИ УМНЫ И СПРАВЕДЛИВЫ!
НА СЛОВОБЛУДЬЕ НЕ РАСТРАТИЛИ
ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ.

Сам себя он называл "Юродивым из Поэтограда", " поэтом переулков"...все его строчки сдобрены изрядной порцией самоиронией.

НАПИСАЛ СВОЙ ВАРИАНТ ПОЭМЫ "ВОРОН"

"ВОРОН" (стилизация под "Ворона" Эдгара По)- Н.Глазков

Черный ворон, черный дьявол,
Мистицизму научась,
прилетел на белый мрамор
в час полночный, черный час.

Я спросил его:- Удастся
мне в грядущие года
где-нибудь найти богатство?
Он ответил :- НИКОГДА!

Я сказал:- В богатстве мнимом
Сгинет лет моих орда.
Все же буду я любимый?
Он ответил:- НИКОГДА!

Я сказал:- Пусть в личной жизни
неудачник я всегда.
Но народы в коммунизме
сыщут счастье?.. - Никогда!

И на все мои вопросы,
где возможны " нет" и " да",
отвечал вещатель грозный
безутешным: - Никогда!

"НАДО БЫТЬ ОЧЕНЬ УМНЫМ,- ЧТОБЫ ВАЛЯТЬ ДУРАКА"- как-то заметил Глазков.
---------------------------------------------------------------------

Он удивительно напоминал ГЛИКБЕРГА (С.Черного)- печальной судьбой, неприкаянностью, враждою с веком , идеями и иногда стилем.
Глазков:

Я НА МИР ВЗИРАЮ ИЗ-ПОД СТОЛИКА.
ВЕК ДВАДЦАТЫЙ-ВЕК НЕОБЫЧАЙНЫЙ.
ЧЕМ СТОЛЕТЬЕ ИНТЕРЕСНЕЙ ДЛЯ ИСТОРИКА,
ТЕМ ДЛЯ СОВРЕМЕННИКА ПЕЧАЛЬНЕЙ.

сравните: А.Гликберг:

"Революция- очень хорошая штука...
почему бы и нет?
Но- первые семьдесят лет-
не жизнь, а сплошная мука!"

(актуально)..."