Сообщений: 5 | #1 - 24 сентября 2012 в 19:39 | |
Николай ГЛАЗКОВ
( из книги Ю. Безелянского "69 этюдов о русских писателях")-----------------------------------------------------------
(С)
"...Как удивительно порой меняются авторитеты! Не так давно- в советский период,- тиражировалась " обойма" имен : Сурков, Тихонов, Матусовский, Ошанин...
В наши дни о них вспоминают все меньше,- зато на слуху ДРУГИЕ ПОЭТЫ- из бывшего " второго-третьего" и других " рядов".
Один их них- Николай Глазков.
Он родился в 1919 году в Нижегородской губернии. Умер в 1979 г в Москве.
Отец- адвокат, был репрессирован в 1938-м. Мать- учительница немецкого языка. Учился- в трех институтах- в Московском педагогическом, в Литературном и в Горьковском педагогическом. Увлекался историей и географией, геологией и минералогией, играл в шахматы.
ГЛАЗКОВ более 50 лет прожил в Москве на Арбате. Это был удивительный человек. ПОЭТ, ЭССЕИСТ, АКТЕР, шахматист...
"Глазков,- сказал о нем Е. Евтушенко,- это русский Омар Хайям,- но из нашего века..."
Я ИДУ ПО УЛИЦЕ,
МИР ПЕРЕД ГЛАЗАМИ,
И СТИХИ СТИХУЮТСЯ
СОВЕРШЕННО САМИ.
Глазков- яркий пример того, как талантливый человек не может жить в тоталитарной системе, " выламывается" из неё.
Каждый находил тогда себе нишу. У Глазкова была своя: НИША ЮРОДИВОГО ПОЭТА, ФИЛОСОФА И КЛОУНА ОДНОВРЕМЕННО:
Я ПОЭТ ИЛИ КЛОУН?
Я СЕРЬЕЗЕН ИЛЬ НЕТ?
ПОСМОТРЕТЬ ЕСЛИ В КОРЕНЬ,
КЛОУН ТОЖЕ ПОЭТ...
Глазкова долго не печатали: НЕ ПЕВЕЦ и НЕ ФАНФАРИСТ ВЛАСТИ, а ЕРНИК И ЦИНИК,- как считали чиновники от литературы. Первый сборник вышел лишь в 1957 году.
ДО ЗДРАВСТВУЮТ МОИ ЧИТАТЕЛИ,
ОНИ УМНЫ И СПРАВЕДЛИВЫ!
НА СЛОВОБЛУДЬЕ НЕ РАСТРАТИЛИ
ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ.
Сам себя он называл "Юродивым из Поэтограда", " поэтом переулков"...все его строчки сдобрены изрядной порцией самоиронией.
НАПИСАЛ СВОЙ ВАРИАНТ ПОЭМЫ "ВОРОН"
"ВОРОН" (стилизация под "Ворона" Эдгара По)- Н.Глазков
Черный ворон, черный дьявол,
Мистицизму научась,
прилетел на белый мрамор
в час полночный, черный час.
Я спросил его:- Удастся
мне в грядущие года
где-нибудь найти богатство?
Он ответил :- НИКОГДА!
Я сказал:- В богатстве мнимом
Сгинет лет моих орда.
Все же буду я любимый?
Он ответил:- НИКОГДА!
Я сказал:- Пусть в личной жизни
неудачник я всегда.
Но народы в коммунизме
сыщут счастье?.. - Никогда!
И на все мои вопросы,
где возможны " нет" и " да",
отвечал вещатель грозный
безутешным: - Никогда!
"НАДО БЫТЬ ОЧЕНЬ УМНЫМ,- ЧТОБЫ ВАЛЯТЬ ДУРАКА"- как-то заметил Глазков.
---------------------------------------------------------------------
Он удивительно напоминал ГЛИКБЕРГА (С.Черного)- печальной судьбой, неприкаянностью, враждою с веком , идеями и иногда стилем.
Глазков:
Я НА МИР ВЗИРАЮ ИЗ-ПОД СТОЛИКА.
ВЕК ДВАДЦАТЫЙ-ВЕК НЕОБЫЧАЙНЫЙ.
ЧЕМ СТОЛЕТЬЕ ИНТЕРЕСНЕЙ ДЛЯ ИСТОРИКА,
ТЕМ ДЛЯ СОВРЕМЕННИКА ПЕЧАЛЬНЕЙ.
сравните: А.Гликберг:
"Революция- очень хорошая штука...
почему бы и нет?
Но- первые семьдесят лет-
не жизнь, а сплошная мука!"
(актуально)..."Редактировалось: 2 раз (Последний: 24 сентября 2012 в 19:43) "Мы, оглядываясь, видим лишь руины..." (И. Бродский, " Письма римскому другу" ) |
Сообщений: 5 | #2 - 24 сентября 2012 в 19:48 | |
Из книги Ю. Безелянского (С)
ГРОТЕСК, ИРОНИЯ, ФАРС.--------------------------ДАНИИЛ ХАРМС
"...Даниил ХАРМС был человеком необыкновенным и весьма оригинальным. Он строил свою жизнь- как произведение искусства.
"Хармс- сам по себе искусство",- говорил А.Введенский- соратник по группе ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства). В декларации ОБЭРИУ ( 1928) говорилось: " Нужно быть побольше любопытным и не полениться расмотреть столкновение словестных смыслов".
Обэриуты- (Даниил Хармс, А.Введенский, К.Вагинов, Николай Заболоцкий...)- занимались "столкновением словестных смыслов", ассоциаций, сочетаний-несочетаний ( и прочим лингвистическим богатством).
Обэриуты как и многие ( естественно)- ясно ощущали дисгармонию 20 века, его катаклизмы и потрясения, исторический хаос, понять который невозможно с помощью обычного здравого смысла. Отсюда- выражение Введенского-" звезда бессмыслицы".
Задолго до Самюэля Беккета, Введенский и Хармс предугадали и создали театр абсурда. Беккет- грандиозная величина мировой культуры; Введенский- почти забытый ( загубленный российский сочинитель); ХАРМС- напротив- не забыт, любим и разобран на цитаты...
(С)
А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО ?
А вы знаете, что РЕМ?
Часовой стоит с ружьем?
-Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь, врешь, врешь, врешь!
Ну, с дубиной, ну, с метелкой,
ну, ещё туда- сюда,
А с заряженным ружьем-
это просто ерунда...
Костлявый, очень высокий и очень грустный,- Даниил Хармс сохранил в себе детские черты- он любил удивлять...
Одни его псевдонимы чего стоят: Чармс, Ваня Мохов, Крал Иванович... ( А на самом деле он- Даниил Иванович Ювачев. У него были примечательные родители: отец-народоволец и каторжанин и мать- дворянка.)
В 1927 г он вошел в группу ОБЭРИУ,-где выделялся неистощимой выдумкой, полетом фантазии и пристрастием к эпатажу.
Он виртуозно владел гротеском, черным юмором, иронией и откровенным фарсом.
Иногда он писал почти кажущуюся бессмыслицу ( стилизацию)...НО- МУЗЫКАЛЬНЫЙ НАПОР, какая-то первозданность его строчек... нравились многим.
Разумеется, поэт-абсурдист, сатирик и фантазер Хармс не для всех. Он придумал таинственную
" бушемель", о которой идет "бурный спор".
Ночь. Не видно мне лица, только слышно мне по звуку:
Золотые все сердца! Я готов подать им руку...
В 2005 году в петербурге шумно отметили 100-летие Даниила Хармса. Юбилей проходил под девизом :" Мы себя под Хармса чистим..."
(Ю.Безелянский. "69 этюдов о русских писателях")"Мы, оглядываясь, видим лишь руины..." (И. Бродский, " Письма римскому другу" ) |
Сообщений: 5 | #3 - 24 сентября 2012 в 20:02 | |
Стилизация
При таком обилии ГРАНЕЙ,-которые УЖЕ существуют и разработаны- СТИЛИЗАЦИЯ вряд ли требует ЕЩЁ ФОРМ.
На самом деле,- сколько талантливых поэтов обращались к этому приему,-столько же можно насчитать и " граней" ( а чаще всего, -стилизация именно МНОГОГРАННИК,- совмещающий различные заимствование ( сюжетной линии с заимствованием сленга, ритмической " сетки"- в ремиксах; оригинального размера с примесью современных событий и воззрений - в подражаниях; народный стиль+ современный сленг- в частушке; "авторское видение"+заимствование оригинального стиля- в ретроспекциии...)
Стилизация СИЛЬНА своей МНОГОГРАННОСТЬЮ и гибкостью :
-ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ- "НАРОЧИТОЙ ПРИМИТИВИЗАЦИИ"-разговорной речи или ,-наоборот,-СТИЛЬНОСТЬЮ заимствованной готовой формы...
---------------------------------------------------------------
АЛЕКСАНДР ГЛИКБЕРГ (С. ЧЕРНЫЙ)
"Подражание древним"
--------------------------
(С)
Роза прекрасна по форме
и запах имеет прекрасный...
Болиголов- некрасив,
(и при этом- ужасно воняет...)
...Видели,- дети мои,-
приложения к нашим газетам?
Видели- "лучших", " достойных",
и " правых из правых"?
Молча- в их лица вглядитесь,-
бумажку в руках разминая...
(Тихо приветствуя мудрость
любезной природы...)
-------------------------
А. ВУЛИС
из книги "Литературные зеркала"
ПОД ЗНАКОМ ПАРОДИИ. (очерк)
--------------------------------------------
(С)
"...Эпиграмический " поворот" и пародия- используются в сатирических, юмористических (иронических)- и др.- жанрах.
ПАРОДИЯ- подобна тем " растениям",- которым стволы других растений заменяют почву.
ПАРОДИРОВАНИЕ- создание развенчивающего двойника,- но " двойник"- естественно- ОПИРАЕТСЯ на передразниваемый объект!
Нет объекта- нет и пародии.
Художественное предназначение пародийного образа- ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ:
"ДА- ЕСТЬ КНИГА (КАРТИНА, ПЬЕСА, ФИЛЬМ)- в котором- то-то и то-то показано- так-то и так-то...
Я- КОПИРУЮ( ОТРАЖАЮ,ПЕРЕДРАЗНИВАЮ,ДОМЫСЛИВАЮ!)
ПАРОДИЯ- забирает у жертвы- СТИЛИСТИКУ И СЮЖЕТ
принцип композиции и типизации
героев и диалоги,
СЛОВОМ- ВСЕ,- что нужно для создания художественного единства!
Объект насмешки и его ВАРИАНТ оказываются в отношении СИМБИОЗА:
они СОСУЩЕСТВУЮТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ,- иногда- враждебных друг другу частей единого целого...
Обратитесь к любой пародии, признаваемой читателем за пародию. Вам предстанет подобная же ситуация. Пародийный дубликат будет похож на прототипическую модель и, вместе с тем,- на поверхность всплывут и некоторые отличия.
Оптике пародиста присуща диалектическая тенденция:- отражая,- преображать и, - преображая,- сохранять верность первоначальному отражению.
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕАКЦИЯ ЗРИТЕЛЯ- УЗНАВАНИЕ!
(ПАЛИТРА- СМЕХ.- Неизвестное в сочетанием с известным)
ПАРОДИЯ- ЖАНР СРЕДИ ЖАНРОВ.
--------------------------
А.ВУЛИС "Литературные зеркала"-------------------------------
"...КОМПАС и МАГНИТ- вот,- фигурально говоря,- ВСЕ,- что мы и имеем по явлению ПАРОДИЯ- КАК литературный процесс.
Компас и магнит- это, конечно мало, в сравнении с идеалом.
КОМПАС- в лабиринте связей,- ПРИНЦИП зеркально повторяющихся мотивов, эпизодов, реплик: при обновляющихся обстоятельствах они обнаруживают новые... нюансы и смыслы, которые на фоне " старых" лучатся потенциальной ( а то и реальной)- пародийностью.
ЭТОТ ПРИЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ДАЖЕ ДЛЯ САМОЙ СЕРЬЕЗНЕЙШЕЙ ПРОЗЫ!
(если даже кажется, что он не настроен на пародию)
Тем более он значим в ЛИТЕРАТУРЕ,- которая СКЛОННА К ПАРОДИЙНЫМ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯМ СЛОВ И СИТУАЦИЙ.
Один из главных , динамических " мускулов" рассказа- ПОВТОР,- нарабатывающий своим " поршневым ходом"- динамику сюжета!
Любой персонаж Диккенса (тот же Пиквик с его постоянными " промахами"- дает нам обширный материал для раздумий о комедийной плодотворности "повторных изданий" НО: С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ).
Пример:
Рассеянность Паганеля, щедрая на рецидивы, как и всякое постоянное качество характера,- создает похожие комические ситуации. ( А ведь Жюль Верн, в отличие от Диккенса,- ВОВСЕ не посягает на лавры сатирика.
А Джером К. Джером, а Гашек, а Чапек- у них просто ПРЕОГРОМНОЕ количество ситуаций,- несущих элемент ПОВТОРА (подобного или измененного - жеста, фразы, поступка...
ДРУГАЯ распространенная форма ПАРОДИИ ВНУТРИ САМОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ- мистификация, розыгрыш.
Встречая РОЗЫГРЫШ, мы не всегда сразу понимаем, что это ещё и ОБЫГРЫШ.
ОБЫГРЫШ- подстановка(факта, состояния), подмена персонажа (или-предмета)-манипулирование неожиданностями, жонглирование альтернативами-там- где героям,-как казалось бы- только и остается плыть по течению закономерностей, неожиданностей..."
ОБЫГРЫШ (сюжет)
пример из книги " Сатиры и лирика" А. Гликберга
ФИЛОСОФЫ
----------------
(С)
"Профессор Виндельбанд
введение в философию читал...
Какой талант!
Набив огромный зал,
студенты слушали, не упуская слова,
полны ТАКОГО ПОНИМАНИЯ ЖИВОГО,-
ЧТО КАНТ НА НЕБЕСАХ СЕРДЕЧНО УМИЛЯЛСЯ
( и сладко улыбался).
Вдруг, оборвав рассказ
(Должно быть,- опасаясь что забудет),
профессор заявил, что в следующий раз
он им читать не будет,
Затем,- что приглашен в ученое собрание
на заседание.
Вмиг крики поднялись,
и топот ног и ржанье-
Философы как с цепи сорвались:
УРА! УРА! Благодарим! Отлично! Браво!
Профессор посмотрел налево и направо,
недоуменно поднял плечи
и,- улыбаясь, перешел к дальнейшей речи.
(1907 А. Черный )"Мы, оглядываясь, видим лишь руины..." (И. Бродский, " Письма римскому другу" ) |
Сообщений: 5 | #4 - 24 сентября 2012 в 20:14 | |
Ю. БЕЗЕЛЯНСКИЙ, очерки
(С)
ОБЭРИУ-
литературная группа (Объединение Реального Искусства).
Обэриуты (Даниил Хармс, Александр Введенский, Константин Вагинов, Николай Заболотский и другие...)
ИХ УВЛЕКАЛА ИГРА ЯЗЫКА И ЖИЗНИ...
В произведениях обэриутов целая россыпь поэтических символов, смыслов, ассоциаций, сочетаний-несочетаний и прочее лингвистическое богатство.
И ещё. Обэриуты,- прежде всего Александр Введенский- начали печататься уже с начала 20-х годов( этим периодом датируется и дружба с Даниилом Хармсом) Оба они- Введенский и Хармс - входили в "Орден заумников",- в котором Хармс именовал себя как "Чинарь-взиральник", а Введенский- "Чинарь авторитет бессмыслицы".
Введенский выступал как "взрослый" поэт, позднее (с 1927)- как детский,
печатался в популярных журналах "Чиж" и "Еж" и выпустил около трех десятков детских книжек.
А ещё Введенский работал переводчиком ( к примеру, перевел сказки братьев Гримм.
10 декабря 1931 года поэта арестовали. Ему предъявили обвинение во " вредительстве в области детской литературы"(!)
Правда, уже через ТРИ месяца освободили, но запретили проживать в 16 городах и пограничных пунктах в течение трех лет.
Затем последовало возвращение в Ленинград, переезд в Харьков, изредка наезды по делам в Москву и Ленинград.
Начало Отечественной войны принесло Введенскому и Хармсу гибель, но не на поле сражения.
В сентябре 1941 Введенский был арестован и этапирован в глубь страны. В этом же году он и умер (в возрасте 37 лет)
ПРОСТО,ВЫЧЕРКНУЛИ ИЗ ЖИЗНИ ТАЛАНТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА.
(Россия "любила"- МЕРТВЫХ знаменитостей.)
Часть архива Введенского потеряна, что-то со страху сожгли родственники, что-то осело в недрах НКВД.
Но ЧАСТЬ - издано.
В начале 80-х на Западе издали двухтомник Введенского, а уж потом и у нас.
--------------------------------------------------------------------------
СТИХИ (Введенский)
(С)
Осматривая гор вершины,
их бесконечные аршины,
вином налитые кувшины,
весь мир, как снег, прекрасный,
я видел темные потоки,
я видел бури взор жестокий,
и ветер мирный и высокий,
и смерти час напрасный...
"ЭЛЕГИЯ"
Летят божественные птицы,
их развиваются косицы,
халаты их блестят, как спицы,
в полете нет пощады.
Они отсчитывают время,
они испытывают бремя,
пускай бренчит пустое стремя-
сходить с ума не надо.
ххх
Есть ещё у меня претензия,
что я не ковер, не гортензия,
мне жалко, что я не крыша,
распадающаяся постепенно,
которую дождь размачивает,
у которой смерть не мгновенна...
Мне не нравится, что я смертен....
МНОГИЕ СТРОКИ Введенского- это мудрость жизни, увиденная глазами ребенка. Наивно. Но глубоко, в суть...."
(С)
(Юрий Безелянский, очерки)"Мы, оглядываясь, видим лишь руины..." (И. Бродский, " Письма римскому другу" ) |
Сообщений: 5 | #5 - 24 сентября 2012 в 20:15 | |
В тему. Из книги А. Вулис " Литературные зеркала"- ЭПИГРАМИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ
Эпиграмический поворот...Это сатирический (иронический, юмористический) жанр.
..." Это ОБЫГРЫШ в дальнейшем под разными неожиданными углами, создающий сюжетный рисунок нового произведения..." (С)- А. ВУЛИС
Пример:
-----------------
Яков Белинский:
------------------
"Спит острословья кот. Спит выдумки жираф.
Удачи спит удод. Усталости удав..."
пародист А. Иванов:
-----------------
"Спит весь животный мир. Спит верности осел.
Спит зависти тапир. И ревности козел.
Спит радости гиббон. Забвенья спит кабан.
Спит хладнокровья слон. Сомненья пеликан.
Спит жадности питон. Надежды бегемот.
Невежества тритон. И скромности енот.
Спит щедрости хорек. Распутства гамадрил.
Покоя спит сурок. Злодейства крокодил..."
Б. Кежун:
----------------
"Спит земля и силы копит,
чтобы были у неё.
Спит различное млекопит-
ающееся зверье.
Спит пшеница в чистом поле.
Спят деревья у воды.
Спит звезда. И даже боле:
Спит редакция " Звезды"..."
__________________Редактировалось: 1 раз (Последний: 24 сентября 2012 в 20:16) "Мы, оглядываясь, видим лишь руины..." (И. Бродский, " Письма римскому другу" ) |
Сообщений: 201 | #6 - 13 января 2013 в 15:35 | |
Эзоп. Ксанф, выпей море!
Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя».
Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». А о том, как он был рабом, и у кого, и что из этого получалось, в народе рассказывали множество веселых историй.
Рабом он был, так сказать, от природы: во-первых, он был варвар, во-вторых, урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твердому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги его наградили даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.
От речистого раба хозяин сразу поспешил отделаться, и повел работорговец Эзопа с партией других рабов на рабский рынок на остров Самос. Стали разбирать дорожную поклажу, Эзоп просит товарищей: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину» — и показывает на самую большую и тяжелую. Посмеялись над ним, но дали. Однако на первом же привале, когда все поели хлеба, Эзопова корзина сразу стала легче, а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжелы, так и остались. Тут-то и стало ясно, что ум у уродца не промах.
На острове Самосе жил простак-философ Ксанф. Увидел он трех рабов на продаже: двое были красавцы, а третий — Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый сказал: «Все!» , второй сказал: «Все!», а Эзоп сказал: «Ничего!» — «Как так?» — «Да вот мои товарищи все уже умеют, мне ничего не оставили». — «Хочешь, я куплю тебя?» — «А тебе не все равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». — «Ты всегда такой разговорчивый?» — «За говорящих птиц дороже платят». — «Да ты-то ведь не птица, а урод». — «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа.
Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.
После обеда стали пить вино. Ксанф напился пьян, стал говорить: «Человек все может сделать!» — «А море выпьешь?» — «Выпью!» Побились об заклад. Утром Ксанф протрезвел, в ужас пришел от такого позора. Эзоп ему: «Хочешь, помогу?» — «Помоги!» — «Как выйдете вы с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал, а рек, что в. него впадают, не обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сделал, и все только и дивились его мудрости.
Послал Ксанф Эзопа за покупками, встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» — «Не знаю!» — «Как так не знаешь? Говори!» — «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.
Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным-полно. «Что же ты мне вздор говорил?» — «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек — один».
Созвал Ксанф в гости друзей и учеников, а Эзопа поставил у ворот и велел: «Смотри, чтобы никто из простых людей не прошел, а только одни ученые!» Подошел гость, Эзоп его спрашивает: «Чем собака поводит?» Гость не понял, подумал, что его собакой обзывают, обиделся, пошел прочь. За ним другой, третий, десятый; наконец нашелся один и ответил: «Хвостом и ушами!» Эзоп обрадовался: «Вот тебе, хозяин, ученый гость, а больше не было!» На другой день ученики жалуются Ксанфу на Эзопа, а тот объясняет: «Какие же они ученые, если на такой простой вопрос ответить не могли?»
Много раз просил Эзоп Ксанфа освободить его, а Ксанф не хотел. Но случилась на Самосе тревога: заседал перед народом государственный совет, а с неба налетел орел, схватил государственную печать, взмыл ввысь и оттуда уронил ее за пазуху рабу. Позвали Ксанфа истолковать знамение. Ксанф, по своему обычаю, говорит: «Это ниже моего философского достоинства, а вот есть у меня раб, он вам все растолкует». Вышел Эзоп: «Растолковать могу, да не к лицу рабу давать советы свободным: освободите меня!» Освободил народ Эзопа; Эзоп говорит: «Орел — птица царская; не иначе, царь Крез решил покорить Самос и обратить его в рабство». Огорчился народ и отправил Эзопа к царю Крезу просить снисхождения. Щедрому царю умный урод понравился, с самосцами он помирился, а Эзопа сделал своим советником.
<br />Долго еще жил Эзоп, сочинял басни, побывал и у вавилонского царя, и у египетского, и на пиру семи мудрецов. А погиб он в Дельфах. Посмотрел он, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти. Эзоп припал к алтарю Муз — его оторвали и повели на казнь. Он сказал:<br />«Не к добру вы обидели Муз! Так же вот спасался однажды заяц от орла и попросил помощи у навозного жука.<br />Посмеялся орел над таким заступником и растерзал зайца. Жук стал мстить: высмотрел орлиное гнездо, вытолкнул оттуда орлиные яйца, а сам улетел. Где ни вил орел гнездо, всюду жук разбивал его яйца; наконец положил их орел за пазуху к самому Зевсу. А жук скатал навозный ком, взлетел к Зевсу и тоже бросил его богу за пазуху; возмутился Зевс, вскочил, чтобы отряхнуться, и орлиные яйца опять упали и разбились. И пришлось Зевсу, чтобы не перевелся орлиный род, устроить так, чтобы орлы несли яйца в ту пору, когда жуки не летают. Не обижайте слабых, дельфийцы!»<br />Но дельфийцы не послушались и сбросили Эзопа со скалы. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть.<br />Так рассказывали о народном мудреце Эзопе.<br />М.Л. Гаспаров "Занимательная Греция" |