Рецензия на стихотворение "Метель" Юрия Рыжанкова

1 марта 2012 — Сергей Фатулев

Произведение - Метель

http://russianpoetry.ru/stihi/vremena-goda/metel-36087.html

Автор  Юрий Рыжанков 

http://russianpoetry.ru/users/popolon
 

Сомкнулись тучи, сбили строй.
Мне кажется, что гневный кто-то
те тучи придавил пятой,
снижая скорость их полёта.

Я вижу, что весь груз небес
ему набросили на плечи.
И вот, его огромный вес
всю стройность туч перекалечил.

И тот, который наверху
неловко, даже неумело,
бросает белую труху,
всю землю засыпая мелом.

Я эту свежую метель,
врут те, кто видит в ней старуху,
обнять, как девушку, хотел
и протянул на встречу руку...

...И только маленький кристалл,
упав в ладонь, частицей влаги
расплылся, как в огне металл,
как клякса на сырой бумаге.

I.    Техника стихосложения
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с дополнительным безударным слогом в нечетных строках каждого катрена.
Схема построения:
-+/-+/-+/-+/
-+/-+/-+/-+/-
-+/-+/-+/-+/
-+/-+/-+/-+/-
Все строфы (катрены) построены с перекрестной рифмой.
Рифмы достаточно стройные, созвучные.
В отношении техники стихосложения произведение выполнено практически безупречно.

II.    Тема и содержание.
Автор описывает зимнее природное явление – метель, о чем недвусмысленно указано в заголовке. Эта поэтическая «зарисовка» несомненно вызывает интерес, поскольку использованы достаточно яркие образы в описании многих признаков надвигающейся непогоды.
Однако, что такое метель я знаю не понаслышке, более того, это понятие раскрыто в БСЭ
(см. ссылку ниже*). Любая метель, это, прежде всего ветер, плюс снег (при низовой или верхней метели) и небольшая отрицательная температура.
В описании этого сложного природного и привлекательного для поэзии процесса у автора не нашлось нужной связки (скорее всего, связанной с ветром), чтобы показать собственно метель.
Поясню.
В произведении есть три отдельных элемента:
1. Тучи. Это первые три катрена.
2. Собственно метель (вернее упоминание о метели) – это четвертый катрен.
3. Описание снежинки  - это самостоятельный пятый катрен.
То есть, содержание стихотворения не соответствует названию произведению, а значит и тому восприятию метели, которое хотел показать автор.
Каждый из элементов сам по себе красив, но единой идеи общего стихотворения, связанной с метелью, к сожалению нет.

Разбор по элементам тоже вызвал вопросы, которые больше связаны со стилистикой изложения.
Рассмотрим каждый из выделенных мной элементов.
1. Тучи.
В двух подряд катренах (первый и второй) автор трижды упомянул слово «тучи». Для маленького стихотворения это очень много. Нужны синонимы, новые образы и т.д., чтобы не повторяться в словах.
«Некто», управляющий тучами – это интересный образ, но и с ним возникли недоразумения.  Этот «некто» одновременно и «те тучи придавил пятой», и «весь груз небес ему набросили на плечи».
Более того, чей «огромный вес всю стройность туч перекалечил», то ли того кто «сверху» туч, то ли того, кто еще выше над ним.
Опять не тучи посыпают снегом, а тот, «который наверху» «бросает белую труху», назвав эту труху мелом.
 2. Метель.
Я эту свежую метель,
врут те, кто видит в ней старуху,
обнять, как девушку, хотел
и протянул на встречу руку...
 А  дальше? «Хотел обнять» и даже руку протянул навстречу… Нет завершенности в мысли, поскольку далее идет описание снежинки.
3. Снежинка.
...И только маленький кристалл,
упав в ладонь, частицей влаги
расплылся, как в огне металл,
как клякса на сырой бумаге.
В метель увидеть одну снежинку, как минимум нонсенс. Это куча снежинок (далеко не в идеальной форме), которые можно разглядеть при спокойном снегопаде.

Именно эти стилистические нестыковки не позволяют признать стихотворение завершенным, связанным единым замыслом и идеей.


III.    Выводы.
Стихотворение отлично построено в техническом отношении, но лишено смысловой нагрузки, связанной с отсутствием единого замысла.
Использование красивых образов позволяет признать, что автор может при соответствующей доработке стихотворения сделать красивую законченную работу о метели, либо сделать, как минимум, три различных стихотворения о тучах, о метели и о снежинке.

Метель, перенос снега ветром в слоях, близких к земной поверхности. Различают позёмок, низовую и общую М. Позёмок и низовая М. представляют собой явления подъёма снега ветром со снежного покрова, происходящие без выпадения снега из облаков. Позёмок наблюдается при малых скоростях ветра (до 5 м/сек), когда большинство снежинок поднимается всего на несколько сантиметров. Низовая М. наблюдается при больших скоростях ветра, когда снежинки поднимаются до 2 м и выше, вследствие чего видимость атмосферная ухудшается, снижаясь иногда до 100 м и менее. Низовая М. и позёмок вызывают лишь перераспределение ранее выпавшего снега. Общая, или верхняя, М. представляет собой выпадение снега при достаточно сильном (обычно свыше 10 м/сек) ветре и сопровождается значительным увеличением снежного покрова во всём районе, охваченном М. При сильном ветре и низкой температуре воздуха М. носит местное название буран (главным образом в Азиатской части СССР).» – БСЭ - http://slovari.yandex.ru/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D1%8D%D1%82%D0%BE/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0036766 от 1 марта 2012 в 18:55


Другие произведения автора:

Ветер. Сонет.

В дорогу

В День Победы

Рейтинг: +4Голосов: 43139 просмотров
Юрий Рыжанков # 1 марта 2012 в 22:12 +2
Довольно часто, получая комментарии на свои работы, приходится удивляться тому, что сам не видишь "смысловых галлюцинаций" в своих стихах. После объяснения всё становится ясным. Автору трудно оценивать свои работы. По Шарапову: "Глаз замыливается".  Во избежание этого и нужна критика, за которую я и благодарю Вас, Сергей.
Сергей Фатулев # 3 марта 2012 в 11:02 +2
Юрий, желаю удачи!
У Вас хорошие стихи, но не забывайте об общей теме и логике изложения.
Павел Серый # 3 марта 2012 в 19:09 +2
Рецензия написана очень толково. Сначала стих захватывает - есть интрига. Но Сергей тут раскопал всё же нестыковки. Я бы отметил по запятым - надо кое-где разбираться. Не всегда сравнительный оборот выделяется запятыми:
"расплылся(,) как в огне металл..." - заменим на "словно" или "металлом  в огне". Общее правило: такие простые сравнительные обороты в функции обстоятельства без поясняющих слов запятыми не выделяются.

"Я эту свежую метель,
врут те, кто видит в ней старуху,
обнять(,) как девушку(,) хотел..." - здесь тоже сравнительный оборот типа "он мне был как брат". "Обнять как девушку хотел" - не вижу, зачем здесь запятая. Весь оборот: "врут те, кто видит в ней старуху" - лучше выделить с помощью тире. Или даже заключить в круглые скобки, поскольку уж очень обособленные вводные слова.
Сергей Фатулев # 3 марта 2012 в 19:40 +1
Согласен, Павел.
В плане пунктуации тоже есть небольшие огрехи.
Полагаю, что Юрий их тоже учтет.
Богаченко Татьяна # 15 марта 2012 в 09:29 +1
Какой глубокий анализ! И всё по существу!
Мне нравится Ваша объективность, Сергей!
Чаще рецензии пишутся
только для передачи приветливых эмоций,
а Вы мастерски обозначили места в тексте для доработки,
чем, конечно, принесли пользу большую автору.
Респект Вам  vb115

Сергей Фатулев # 15 марта 2012 в 21:19 0
Татьяна, я очень рад Вашему отзыву.
Пишу Вам, понимая, что это прочитает не только автор рассмотренного стиха, но и другие авторы.
Написать стих, удачный ли, хороший или среднего уровня - намного легче, чем написать рецензию на него.
Каждый раз, соглашаясь на такую работу, я нахожусь в вилке между тем, что кажется мне, и тем, что может показаться другим читателям. Очень часто - это глубокое противоречие восприятия.
Поэтому любая рецензия, связанная с разбором стихов, больше субъективный взгляд критика, нежели объективная оценка творческой работы автора.
Большое спасибо за отзыв!
Иллайя-Лала (Айсара-Чечек) # 15 августа 2012 в 10:59 +1
Если так разбирать?..
Это же не стихо!..
Ведь "гений!-парадоксов друг"..Так -то.
Это глупо разбирать.
Или есть стихоТВОРЕНИЕ- или его нет!
И никакие поправки(если только просто ошибки?) к лучшему не приведут!
Бессмысленно ТАК разбирать.
Сергей Фатулев # 19 августа 2012 в 19:57 0
Возможно Вы  и правы, Айсара.
Но это не столько критика, сколько взгляд человека, который тоже хочет видеть хорошую работу, что мы и наблюдаем у автора. А те замечания, которые я высказал - это не более, чем лично-персональный взгляд. Автору виднее, совсем не обязательно что-то править. Это вопрос слишком личный, чтобы советовать или отсоветовать.