Слово - основная сила в природе и языке.
Автор: Наталия Соллогуб
Опубликовано: 4482 дня назад (9 августа 2012)
Редактировалось: 2 раза — последний 23 августа 2012
|
+2↑ Голосов: 2 |
Как известно, истоки и традиции отечественного осмысления метафизики слова прослеживаются из Древней Греции. Греческий гений - надо отдать ему должное - как никто другой имел особый дар постижения природы слова, его значение в мире, самую божественность глагола. Неслучайно более чем за 500 лет до рождения Христова Гераклит Эфесский учил: "всё совершается по Логосу". Не случайно филология - "любословие", наука о слове - родилась на греческой земле. реческие мыслители Прокл, Дионисий, Ареопагит, а за ними и византийские исихасты (гр. ήσυχία - покой, безмолвие; - монахи-подвижники, пребывающие в священном безмолвии, занимающиеся "умным деланием" /стяжанием Божественной благодати/ в молитвенном подвиге безмолвного непрестанного творения " умной молитвы"), возводили учение о Божественных Логосах - цельное познание осуществляется на высших ступенях Богопознания. По христианскому вероучению, когда познание (созерцание) прекращается, наступает единение с Созерцаемым, подвижник (византийский монах) на высоте умной молитвы "отсутствует сам для себя; он существует только для славы Божией" [Лосев 1993:884]. Эта традиция о Божественных Логосах пришла из Византии на Русь и унаследовалась ею. Через наших богодухновенных учителей словесности, а затем благодаря русским православным философам она дошла до наших дней. Данное учение получило дальнейшее развитие в трудах В. С. Соловьёва, П.А. Флоренского, С. Н. Булгакова, А.Ф. Лосева и др.
Глубокой разработкой этой философской и одновременно филологической традиции русская мысль, русская культура разительно отличается от западной. В западных учениях о языке (герменевтических, семантических, структуралистских) на первый план выступает информационная, логическая составляющая языка. Эта традиция развивает рационалистическую, кибернетизирующую линию (она есть и у нас): Слово - сигнал, слово - техническое средство. Американские лингвисты вообще отказались от понятия слова, чтобы не заставлять себя размышлять над сложным вопросом о природе и сущности слова [Будагов 1993].
Традиции же русской культуры и философии присуще рассматривать слово как нечто живое и одухотворённое. Концепция языка, развиваемая в трудах этих мыслителей, относится к лингвистической ветви школы всеединства и названа энергийно-ономатической по имени её центральной категории - имени (слова) и её онтологической трактовки - энергетической, а парадигма, с помощью которой развёртывается концепция в рамках программы цельного знания, - теоантропокосмической (совмещение в языке Божественного и человеческого начал) [Постовалова 1995:376].
Методологической основой современной лингвистики является данная парадигма постижения языка, сознательно ориентирующейся на следование идеалу цельного знания. Программа цельного знания разрабатывалась В.С. Соловьёвым, С.Н. и Е.Н. Трубецкими, С. Л. Франком, В. Ф. Эрном, Л.П. Карсавиным, а также П.А. Флоренским, С. Н. Булгаковым, А.Ф. Лосевым.
В рамках этой программы учёные пытались воплощать христианский идеал цельности жизни и цельного познания в ситуации реальной разорванности разных сфер жизни и бытия человека - веры, знания, жизни и миропонимания, разобщённости разных сторон человеческого духа (разума, воли, чувства), разрыва между главнейшими сферами знания - философией, богословием, наукой. Эти мыслители разработали учение о единстве веры и знания, глубинной связанности и нерасторжимости всех сторон человеческого духа в познании о цельной жизни как единстве человеческого существования и миропорядка, жизни и миропонимания, о единстве разных сфер духовно-интеллектуальной деятельности человека - философии, богословия, науки - и пытались воплотить это учение в опыте своей жизни и творчества [там же]. Цельное знание, по В.С. Соловьёву, вместе с цельным творчеством сможет образовать цельную жизнь, основу которой составит подлинное общение с Абсолютом [1988]. Истина доступна только цельному человеку и цельное познание может осуществляться только посредством единения всех способностей человека. При таком познании открывается глубинная внутренняя связанность истины, добра и красоты и устанавливается связь между главными сферами познавательной деятельности человека. Целостное познание может быть осуществлено лишь целостным человеком, целостным духом подобно тому, как при Богопознании.
Признание центрального характера лингвистического компонента все-
единства - трактовка имени и слова как универсальной основы "всего" и попытка описывать имя и слово (язык) на той же универсальной основе парадигмы всеединства, что и другие области бытия, и даже внутреннее устроение Самого Абсолюта (см. подроб. раб. А.Ф. Лосева, С.Н. Булгакова П.А Флоренского).
По христианскому вероучению, слово - начало всего созидания и творения. Слово - основная сила в природе и в человеке. Звук и, соответственно, слово - самое распространённое и универсальное явление, и сам человек - слово и вся Вселенная - слово (см. раб. св. Николая Сербского, св. Иоанна Кронштадского, С.Н. Булгакова и др.). Из сего следует, что в начале этого вселенского слова должно было быть самосущее Божественное Слово и что от Него и через Него сотворился весь мир как Его отзвук. И что иное в начале могло призвать к бытию слово, если не Слово? " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно в начале было у Бога. Всё чрез Него начало быть, что начало быть" (Ин. 1, 1-3).
Слово Божие* очеловечилось, то есть облеклось в человеческую плоть (материализовалось), чтобы вступить в общение с людьми. Воплощённый Словом Бог вручил его человеку (Бог – Сущее /самодостаточный/, человек – сущее /существующий за счёт кого-л. или
чего-л.). Словами обозначается всё, что нас окружает: материальный мир и нематериальный. Словами молитв мы обращаемся к Богу, Богородице, всем
истории, литературы, искусства, науки. По Булгакову, Имя Божие есть не только слово, Божественное слово, во всей глубине неисчерпаемости его значения, но и Божественная сила и сущность. Имя Божие есть Бог в смысле
богоприсутствия, энергии Божьей. И в этом существенном значении оно понимаемо в молитве и в жизни. Оно начертано на всём мироздании и на всём человечестве, как в ангельском мире. Для него не закрыты все миры и бездны их, небесных, земных и преисподних. Оно проницает всё, ибо " вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть". Оно есть именование, в себе
"Источник слова в мире есть Божественное Слово, которым небеса утвердились…" [Сербский 2004: 269]. Свт. Николай Сербский образно и убедительно объясняет, что слово – основная сила в природе и в человеке и, соответственно, слово - самое распространенное и универсальное явление, что человек слово и вся Вселенная - слово, но не самостоятельное и самобытное, а отзвук того Слова, Которое было в начале и через Которое всё начало быть [там же:232-241].
По учению Григория Паламы, непознаваемый в Своей Сущности Бог открывает Себя в Своих энергиях. Вот как А.Ф. Лосев в "Диалектике художественной формы" объясняет этот процесс: " Первоединое, или
абсолютно неразличимая точка, сущность явлена в своём эйдосе. Эйдос явлен в мифе. Миф явлен в символе. Символ явлен в личности. Личность явлена в энергии сущности. И ещё один шаг. Энергия сущности явлена в
имени… Имя есть осмысленно выраженная и символически ставшая определенным ликом энергия сущности" [1927б:30]. Эта философская модель Лосева строится путём развёртывания категориальной связки "Сущность - энергия Сущности".
Из всего выше сказанного, вполне понятны и объяснимы экологические призывы и требования учёных, поэтов, писателей и др. оберегать чистоту слова от отрицательных процессов, связанных с нечутким, неграмотным, а то и просто безответственным отношением к нему. Разрушая слово, мы разрушаем веру, культуру, природу, народ, страну и, в конце концов, всё человечество, всю вселенную. Только общими силами, содействием, согласием народа – соборно - мы сможем сохранить слово, а через него, - ту целостность, которая дана нам Самим Словом.
-------------------------
• В одном из телевизионных интервью прославленная балерина Майя Плисецкая заявила: «Вот говорят, что в начале было слово, а я говорю, что в начале был жест?» Такая точка зрения этой великой балерины не могла не удивить тех слушателей, которые знакомы с Евангелией от Иоанна, в первой же фразе этого Евангелия Слово написано с большой буквы. Ибо это Бог. Раньше Бога, конечно, не могло быть ничего, даже жеста, несущее Имя Божие.
Глубокой разработкой этой философской и одновременно филологической традиции русская мысль, русская культура разительно отличается от западной. В западных учениях о языке (герменевтических, семантических, структуралистских) на первый план выступает информационная, логическая составляющая языка. Эта традиция развивает рационалистическую, кибернетизирующую линию (она есть и у нас): Слово - сигнал, слово - техническое средство. Американские лингвисты вообще отказались от понятия слова, чтобы не заставлять себя размышлять над сложным вопросом о природе и сущности слова [Будагов 1993].
Традиции же русской культуры и философии присуще рассматривать слово как нечто живое и одухотворённое. Концепция языка, развиваемая в трудах этих мыслителей, относится к лингвистической ветви школы всеединства и названа энергийно-ономатической по имени её центральной категории - имени (слова) и её онтологической трактовки - энергетической, а парадигма, с помощью которой развёртывается концепция в рамках программы цельного знания, - теоантропокосмической (совмещение в языке Божественного и человеческого начал) [Постовалова 1995:376].
Методологической основой современной лингвистики является данная парадигма постижения языка, сознательно ориентирующейся на следование идеалу цельного знания. Программа цельного знания разрабатывалась В.С. Соловьёвым, С.Н. и Е.Н. Трубецкими, С. Л. Франком, В. Ф. Эрном, Л.П. Карсавиным, а также П.А. Флоренским, С. Н. Булгаковым, А.Ф. Лосевым.
В рамках этой программы учёные пытались воплощать христианский идеал цельности жизни и цельного познания в ситуации реальной разорванности разных сфер жизни и бытия человека - веры, знания, жизни и миропонимания, разобщённости разных сторон человеческого духа (разума, воли, чувства), разрыва между главнейшими сферами знания - философией, богословием, наукой. Эти мыслители разработали учение о единстве веры и знания, глубинной связанности и нерасторжимости всех сторон человеческого духа в познании о цельной жизни как единстве человеческого существования и миропорядка, жизни и миропонимания, о единстве разных сфер духовно-интеллектуальной деятельности человека - философии, богословия, науки - и пытались воплотить это учение в опыте своей жизни и творчества [там же]. Цельное знание, по В.С. Соловьёву, вместе с цельным творчеством сможет образовать цельную жизнь, основу которой составит подлинное общение с Абсолютом [1988]. Истина доступна только цельному человеку и цельное познание может осуществляться только посредством единения всех способностей человека. При таком познании открывается глубинная внутренняя связанность истины, добра и красоты и устанавливается связь между главными сферами познавательной деятельности человека. Целостное познание может быть осуществлено лишь целостным человеком, целостным духом подобно тому, как при Богопознании.
Признание центрального характера лингвистического компонента все-
единства - трактовка имени и слова как универсальной основы "всего" и попытка описывать имя и слово (язык) на той же универсальной основе парадигмы всеединства, что и другие области бытия, и даже внутреннее устроение Самого Абсолюта (см. подроб. раб. А.Ф. Лосева, С.Н. Булгакова П.А Флоренского).
По христианскому вероучению, слово - начало всего созидания и творения. Слово - основная сила в природе и в человеке. Звук и, соответственно, слово - самое распространённое и универсальное явление, и сам человек - слово и вся Вселенная - слово (см. раб. св. Николая Сербского, св. Иоанна Кронштадского, С.Н. Булгакова и др.). Из сего следует, что в начале этого вселенского слова должно было быть самосущее Божественное Слово и что от Него и через Него сотворился весь мир как Его отзвук. И что иное в начале могло призвать к бытию слово, если не Слово? " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно в начале было у Бога. Всё чрез Него начало быть, что начало быть" (Ин. 1, 1-3).
Слово Божие* очеловечилось, то есть облеклось в человеческую плоть (материализовалось), чтобы вступить в общение с людьми. Воплощённый Словом Бог вручил его человеку (Бог – Сущее /самодостаточный/, человек – сущее /существующий за счёт кого-л. или
чего-л.). Словами обозначается всё, что нас окружает: материальный мир и нематериальный. Словами молитв мы обращаемся к Богу, Богородице, всем
истории, литературы, искусства, науки. По Булгакову, Имя Божие есть не только слово, Божественное слово, во всей глубине неисчерпаемости его значения, но и Божественная сила и сущность. Имя Божие есть Бог в смысле
богоприсутствия, энергии Божьей. И в этом существенном значении оно понимаемо в молитве и в жизни. Оно начертано на всём мироздании и на всём человечестве, как в ангельском мире. Для него не закрыты все миры и бездны их, небесных, земных и преисподних. Оно проницает всё, ибо " вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть". Оно есть именование, в себе
"Источник слова в мире есть Божественное Слово, которым небеса утвердились…" [Сербский 2004: 269]. Свт. Николай Сербский образно и убедительно объясняет, что слово – основная сила в природе и в человеке и, соответственно, слово - самое распространенное и универсальное явление, что человек слово и вся Вселенная - слово, но не самостоятельное и самобытное, а отзвук того Слова, Которое было в начале и через Которое всё начало быть [там же:232-241].
По учению Григория Паламы, непознаваемый в Своей Сущности Бог открывает Себя в Своих энергиях. Вот как А.Ф. Лосев в "Диалектике художественной формы" объясняет этот процесс: " Первоединое, или
абсолютно неразличимая точка, сущность явлена в своём эйдосе. Эйдос явлен в мифе. Миф явлен в символе. Символ явлен в личности. Личность явлена в энергии сущности. И ещё один шаг. Энергия сущности явлена в
имени… Имя есть осмысленно выраженная и символически ставшая определенным ликом энергия сущности" [1927б:30]. Эта философская модель Лосева строится путём развёртывания категориальной связки "Сущность - энергия Сущности".
Из всего выше сказанного, вполне понятны и объяснимы экологические призывы и требования учёных, поэтов, писателей и др. оберегать чистоту слова от отрицательных процессов, связанных с нечутким, неграмотным, а то и просто безответственным отношением к нему. Разрушая слово, мы разрушаем веру, культуру, природу, народ, страну и, в конце концов, всё человечество, всю вселенную. Только общими силами, содействием, согласием народа – соборно - мы сможем сохранить слово, а через него, - ту целостность, которая дана нам Самим Словом.
-------------------------
• В одном из телевизионных интервью прославленная балерина Майя Плисецкая заявила: «Вот говорят, что в начале было слово, а я говорю, что в начале был жест?» Такая точка зрения этой великой балерины не могла не удивить тех слушателей, которые знакомы с Евангелией от Иоанна, в первой же фразе этого Евангелия Слово написано с большой буквы. Ибо это Бог. Раньше Бога, конечно, не могло быть ничего, даже жеста, несущее Имя Божие.
# 28 августа 2012 в 07:03 0 | ||
|