Истинная Свобода%)
Автор: Гладилова Ольга
Опубликовано: 3913 дня назад (8 марта 2014)
Сборник: Патриотизм, Россия, РПЦ%)!
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Свобода как объект вожделения
Изнемогая от скорости жизни и испытывая множество неудобств, связанных с осуществлением трудовой деятельности, у современного человека, ориентированного на удовольствие, рождается желание обрести независимость в финансово-материальном, транспортном, социальном и других аспектах. В этой независимости, представляющейся необязательностью работы и подчинения, грезится счастье и благоденствие, она манит и заставляет двигаться ещё быстрее.
Собирательный образ независимости, которая для каждого выражается в чём-то своём, был назван сладким словом «свобода». Необходимо оговориться, что речь в данной статье идёт не об общем смысле слова, но именно о человеческой свободе. Во все века единогласно и единодушно признавалось, что свобода необходима человеку, она есть одно из высших благ, на которое не посягает даже Бог. Но сейчас она стала некоей культовой ценностью общества: её восхваляют, в её честь возводят монументы, о ней поют песни.
Несмотря на это, свободу все понимают по-разному. Например, многие считают, что свободу дают деньги, другие считают, что её больше у бедного. Кто-то считает, что закон уменьшает степень свободы, иные – что подчинённый свободнее. Действительно, свобода необходима человеку для полноценного существования, но она должна быть осознаваема правильно, разумно и последовательно. Тогда и получение, и использование её будет полезным. В чём на самом деле заключается свобода? Что делает человека свободным?
Что мы думаем о свободе
В современном обществе существует несколько популярных определений свободы человека. Рассмотрим их подробно.
1. Самое простое определение: свобода – это независимость (отсутствие помех для действий)
Бывает ли у нас полная независимость? Только в некоторых аспектах. Например, человек бывает независимым от погоды, транспорта, сезона или курса валют, но одновременно зависим от клиентов, работодателей, государства и электричества. Стремясь доказать (в первую очередь себе) свою независимость, иной нарочно переходит дорогу на красный свет, но нередко оказывается под колёсами автомобиля. Может ли это быть свободой? Нет. Полное отсутствие зависимости возможно только в «лабораторных условиях» – теоретических моделях, для реалий же такое определение не подходит. К тому же, оно дано в отрицательных категориях (отсутствие чего-либо), и поэтому неудобопонимаемо.
2. Иное определение: свобода – это возможность действовать без боязни порицания
Другими словами, делать всё, что захочется. Очень модный принцип среди молодёжи, тем более, что он активно подогревается через рекламу и СМИ. Кто может усиливать у действующего лица неудобный ему голос совести? Наблюдатель, общество, государство, мораль. Главное условие определения – отсутствие страха порицания. Для достижения указанного существует три способа: изоляция, игнорирование и самовнушение.
В первом случае можно закрыться в каком-либо помещении или уйти в безлюдное место, творя там всё, что нельзя делать на людях. Ведь так здорово, что нет судьи, никто не остановит. Но в этом и проблема: не имея контролирующего, можно зайти так далеко, что горькие плоды такого поведения ещё долго будут отравлять жизнь.
Во втором случае можно надеть «защиту» от укора:
- чтобы не слышать нравоучений – надеть наушники;
- чтобы не видеть укоряющих взглядов – закрыть глаза, надеть тёмные очки или просто отвернуться;
- чтобы предупредить у окружающих желание укора – принять маргинальный вид или нахамить.
Третий способ – самовнушение. Человек старается убедить себя в том, что порицаемое действие является вполне приемлемым, что укор не обоснован или потерял актуальность. В нравственных спорах часто слышны выпады «что за пуританство!», «у нас не восемнадцатый век», «я не вижу в этом ничего плохого». Возводя психический барьер, человек сам себя лишает полноценного общения. Можем ли мы увидеть радость на его лице?
Данное определение более соответствует термину «вседозволенность, произвол». Хочется делать постыдные вещи и никому не отчитываться, не смотреть в глаза. В результате такая «свобода» превращается в беззаконность, бессовестность, беспринципность, изгнанничество и... одиночество. Довольно жалкое состояние.
Кроме того, потакая своим прихотям, человек взращивает в себе привычки, от которых он потом не может отказаться. Они пленяют его волю и заставляют служить себе, причиняя в конце концов страдание. К примеру, сознательно уже не хочется курить, но тело настойчиво требует, а при отказе – применяет «санкции».
На самом деле такое поведение – не свобода, а подверженность страстям и страх перед ответом за свои поступки, то есть двойная зависимость.
3. Более сложное определение, из классической философии: свобода – это возможность действовать в соответствии со своими целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Другими словами, человек ставит цели, но они находятся в границах. Истинное желание порой не помещается в эти границы, так что деятельность осуществляется всё же в соответствии не со своими целями, а с объективной необходимостью. Такая вынужденная деятельность осуществляется нехотя, без воодушевления, и никак не может быть названа свободой.
Вот, мы говорим: действовать. Вообще, может ли человек, не способный к действию, быть свободным? Конечно, может. Например, инвалид двигаться не может, но никто его не ограничивает. Значит, привязка к действиям некорректна. Необходим другой критерий. Оставим тело и рассмотрим психику.
4. Самое распространённое определение: свобода – это возможность выбора.
Но выбор – это только выбор, это всегда рамки. Выбор предполагает обязательное принятие одной из представленных альтернатив, даже если все они неприемлемы. К примеру, человеку предлагают варианты: костёр, расстрел или повешение. Можем ли мы назвать свободным получившего такой выбор? Конечно, нет.
Понимая, что выбор ограничивает, некоторые люди стараются заполучить свободу путём разрушения рамок, в возвышении над правилами. В результате получается поведение по типу протеста, приводящее к отчуждению от тех, кто «остался» в границах. Как следствие, развивается социальная дезадаптация, психический дискомфорт и кризис мировоззрения. Завидного в таком состоянии мало, и на свободу это тоже никак не похоже.
Правильное определение
Как мы можем увидеть, указанные определения не могут полностью описать понятие, вместить реалии и, что главное, указать необходимые условия для получения свободы. Желая внести ясность и избавиться от недопонимания, размыслим следующим образом.
Свобода – это возможность, в некоторой степени эти слова являются синонимами (например, в механике возможность движения узла механизма в определённой плоскости именуется степенью свободы). Возможность – это категория, для неё необходима идея, вещь. Что есть у человека своего? Марк Аврелий писал: «Единственное, что находится во власти человека, – это его мысли». У автора статьи несколько иная точка зрения, ибо порой мысли ведут себя настолько развязно, что не поддаются никакому контролю. На самом деле во власти человека находится только его воля – колоссальный источник энергии, данный Богом. Хочет человек – его ничем не остановить, не хочет (или боится) – ничем не сдвинуть. Свобода начинается с инициативы, с произволения, и стремится к реализации во всей полноте замысла.
Человек действует на основании мотивов (от лат. «двигаю») – движущих информационных посылов, поступающих в сознание из трёх источников: собственного мышления, от других людей, из духовного мира. Обладая разумом, он рассматривает эти мотивы и принимает решение: использовать какой-либо из них для направления своей энергии, либо отклонить его. Таким образом, реализация воли происходит сознательно, для достижения поставленных целей, с учётом взвешенных аргументов.
Итак, свобода есть возможность осуществления сознательного произволения.
Подтверждая определение, попробуем проанализировать его, убирая условия:
- если проявление воли будет неосознанным (непонятым, спровоцированным), то мы не сможем назвать такое действие свободным, оно будет сделано наугад, с опаской, неуверенно, скованно.
- если человек будет осуществлять нечто против своей воли, вынужденно, то несвобода налицо.
- если идеи будут жить только в воображении, не получая реализации, то они останутся несбыточными мечтами.
- если будет отсутствовать сама возможность как таковая, то о свободе тоже не может быть и речи.
Однако мы всё равно не можем описать таким определением современное общество. Казалось бы, чем больше возможностей, тем человек должен быть свободнее и, следовательно, счастливее. Но известны люди, имеющие такую возможность в полной мере, но они не чувствуют себя свободными. С другой стороны, существуют закованные в кандалы узники, которые ощущают полную свободу. Что это? Самообман или исключение из правила?
Истинная свобода
Причина кроется в том, что выведенное определение относится к свободе внешней, видимой, формальной. Ввиду двойственности природы человека понятие свободы должно делиться на внешнюю и внутреннюю составляющие. Понятие внутренней свободы полнее, ибо затрагивает глубинные категории личности.
Как можно дать определение внутренней свободе? Для этого прибегнем к следующему примеру. Кого мы всегда называем свободными и непринуждёнными? Конечно же, детей. Посмотрим на них: чем они постоянно заняты? С одной стороны, изучают мир с любопытством, с другой – рисуют, лепят, строят... Одним словом, творят. Бог есть Творец доброго мира, и человек – единственный обитатель Земли, кто сотворён по образу Божию, – имеет образ такого творчества. То есть, внутренняя свобода – это возможность творчества добра. Дети не только изучают мир, в котором очутились, но и сразу же творят свой. Конечно, вследствие наследственной передачи греховности не всегда их мир изобилует добротой, но это скорее не их вина, а вина взрослых, общества.
Для полноты свободы важно не только иметь возможность, главное – желать этого. Неправильно думать, что человек во все времена и при любых формах государственности стремится только к независимости. Несмотря на социальное положение он стремится к благу и красоте (а совершенное Благо и совершенная Красота есть Сам Бог), и стремление это точно также проявляется произволением.
Стремление к благу есть неотъемлемое свойство человеческой личности. Бог при сотворении мира сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Однако «сотворил Бог человека по образу Своему» (Бытие 1:27). Где же подобие? Дело в том, что заложенный в человека образ Божий – это способности и свойства (рассудительность, доброта, любовь, творчество и др.), а подобие – это его дела (милосердие, воля, жертва, труд и др.). Человек призван своими действиями достичь подобия Бога, самому стать богом (обожиться), используя полученные возможности. А раз Бог есть Добро, то для того, чтобы стать богом, нужно стать добрым. Бог Добро не отнимает у человека возможность выбора зла, не желает и насильно сделать душу добродетельной, Он лишь призывает к этому: «будьте святы, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2).
Полное содействие образа и подобия приводит к обожению, полная разобщённость – к смерти, о которой Бог предупреждал человека в раю (Бытие 2:17). Когда человек выполняет действия, не свойственные образу, он начинает болеть, ибо образ как бы подпитывается подобием. Многие спрашивают: для чего нужно было сажать в Едеме древо познания добра и зла, ведь без него не было бы и грехопадения? Ответ мы находим в свободе. Бог знал, что введение искушения может повлечь за собой падение, но человек должен был укрепиться в добродетели именно добровольно, даже при наличии возможности греха.
Самостоятельное непринуждённое доброделание является проявлением сыновней любви к Богу, а Бог желает именно любви, ведь Он создавал человека не как домашнее животное, но как сына и друга. По отношению к земному другу или отцу мы проявляем высокие чувства: верность, преданность, честность, откровенность, послушание, внимание, любовь. Тем более подобает делать всё это по отношению к Отцу Небесному – к Добру и Любви, произвольно, осознанно, не взирая ни на что. Поэтому истинная, внутренняя, духовная свобода – это непоколебимость в добродетели.
Независимо от социального статуса и среды обитания, степени подчинённости и ограничения выбора, идеологической «обработки» и психического давления, духовно свободный человек сохраняет благодушие и стремление к доброделанию.
Например, Иосиф, которого братья продали в египетское рабство (Бытие 39:28), не сломался ни от уз, ни от притязаний госпожи, ни от темницы, но всегда оставался добрым, честным и правдивым, то есть внутренне свободным. А его братья, формально пребывая на свободе, с самого начала попали в плен греха и сделались раболепнее всяких рабов.
Сотни людей отбывали срок в советских лагерях для того, чтобы, дождавшись формальной свободы, со-направить её с духовной свободой – нести Слово Божие жаждущим. И в течение всего времени пребывания в ссылке сохраняли образ Божий, подбадривая окружающих и помогая им сносить тяготы заключения.
Освобождение
Как же получить такую сияющую свободу? Для начала движения к свободе необходимо осознать нахождение в несвободе – в рабстве. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» – говорит Господь (Ин. 8:34). И действительно, производя не свойственные образу Божию поступки, человек болеет, испытывает скорбь.
Слово страсть имеет общий корень (а значит, и смысл) со словами страх и страдание. Страсть – это непреодолимое желание получить нечто, страх – боязнь потерять это, страдание – боль, мучение и печаль от невозможности удовлетворения страсти. Адские муки как раз и заключаются в страдании, потому что после потери материального тела душа уже не может получить желаемое наслаждение (ведь оно было плотским), а упразднение времени и вечность души создают условия для непрекращающегося мучения.
Примечательно ещё и то, что слово страсть переводится с греческого языка также словом болезнь. Нахождение в этой болезни и требует исцеления, спасения – освобождения. Для разрешения от уз нужно обратиться к Источнику Добра – Богу, ведь Он Сам утверждает:
- «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32)
- «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6)
- «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36)
- «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17)
Если прийти к Богу с верой, то Он сможет освободить нас. Почему же тогда христиане называют себя рабами Божьими, где же здесь свобода? Дело в том, что для современника слово раб уже приобрело негативную окраску, однако оно означает лишь полное подчинение, которое не всегда является негативом. «Кто кому служит, тот тому и раб» – заявляет Апостол Пётр (ср. 2Пет. 2:19). В этом смысле можно быть рабом Бога, а можно – рабом греха, и в последнем случае рабство как раз и принимает страдательный смысл.
В один момент времени вектор нашего внимания, вектор нашей воли может быть направлен только в одну сторону. Приходя под иго Христа, которое благо и легко (см. Мф. 11:29-30) мы одновременно уходим от бремени греха: «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6:18). Кстати сказать, именно по вектору развития души Бог предвидит будущее состояние человека и заранее принимает меры ко его спасению.
Рабство Богу (в широком смысле) – это добровольное подчинение Божественной воле, добровольное служение трёх степеней: раб (в узком смысле), наёмник и сын. Раб трудится из страха наказания за непослушание, наёмник – для получения заработанных благ, сын же стоит выше их, он творит добро ради любви, потому что повиноваться отцу – значит быть с ним в согласии и союзе, следовательно, иметь всё то, что имеет отец. Любовь может быть только там, где свобода. «Насильно мил не будешь» – подтверждает народная пословица. Апостол Павел говорит: «Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа» (1Kор. 7:22), таким образом, жизнь с Богом по любви – это по сути уже не рабство, но свобода и покой.
Для того, чтобы исполнять волю Отца, нужно сначала её узнать. В этом нам помогает Сам Господь через Откровение, поэтому нам остаётся только изучить Писание и исполнить его. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15) – говорит Христос своим ученикам. Так, называя себя рабами Божьими, мы постепенно возрастаем духовно, стараясь стать друзьями и сынами.
С самых древних времён, с самого первого вопроса «Адам, где ты?» (Быт. 3:9) Бог ищет человека, зовёт нас, желая освободить от греха, в который мы по неразумию впали. Употребим же хоть малое усилие, чтобы ухватиться за спасательный круг! Наследуем же уготованное нам от сложения мира Царство Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, ибо Он Благ и Человеколюбец!
Изнемогая от скорости жизни и испытывая множество неудобств, связанных с осуществлением трудовой деятельности, у современного человека, ориентированного на удовольствие, рождается желание обрести независимость в финансово-материальном, транспортном, социальном и других аспектах. В этой независимости, представляющейся необязательностью работы и подчинения, грезится счастье и благоденствие, она манит и заставляет двигаться ещё быстрее.
Собирательный образ независимости, которая для каждого выражается в чём-то своём, был назван сладким словом «свобода». Необходимо оговориться, что речь в данной статье идёт не об общем смысле слова, но именно о человеческой свободе. Во все века единогласно и единодушно признавалось, что свобода необходима человеку, она есть одно из высших благ, на которое не посягает даже Бог. Но сейчас она стала некоей культовой ценностью общества: её восхваляют, в её честь возводят монументы, о ней поют песни.
Несмотря на это, свободу все понимают по-разному. Например, многие считают, что свободу дают деньги, другие считают, что её больше у бедного. Кто-то считает, что закон уменьшает степень свободы, иные – что подчинённый свободнее. Действительно, свобода необходима человеку для полноценного существования, но она должна быть осознаваема правильно, разумно и последовательно. Тогда и получение, и использование её будет полезным. В чём на самом деле заключается свобода? Что делает человека свободным?
Что мы думаем о свободе
В современном обществе существует несколько популярных определений свободы человека. Рассмотрим их подробно.
1. Самое простое определение: свобода – это независимость (отсутствие помех для действий)
Бывает ли у нас полная независимость? Только в некоторых аспектах. Например, человек бывает независимым от погоды, транспорта, сезона или курса валют, но одновременно зависим от клиентов, работодателей, государства и электричества. Стремясь доказать (в первую очередь себе) свою независимость, иной нарочно переходит дорогу на красный свет, но нередко оказывается под колёсами автомобиля. Может ли это быть свободой? Нет. Полное отсутствие зависимости возможно только в «лабораторных условиях» – теоретических моделях, для реалий же такое определение не подходит. К тому же, оно дано в отрицательных категориях (отсутствие чего-либо), и поэтому неудобопонимаемо.
2. Иное определение: свобода – это возможность действовать без боязни порицания
Другими словами, делать всё, что захочется. Очень модный принцип среди молодёжи, тем более, что он активно подогревается через рекламу и СМИ. Кто может усиливать у действующего лица неудобный ему голос совести? Наблюдатель, общество, государство, мораль. Главное условие определения – отсутствие страха порицания. Для достижения указанного существует три способа: изоляция, игнорирование и самовнушение.
В первом случае можно закрыться в каком-либо помещении или уйти в безлюдное место, творя там всё, что нельзя делать на людях. Ведь так здорово, что нет судьи, никто не остановит. Но в этом и проблема: не имея контролирующего, можно зайти так далеко, что горькие плоды такого поведения ещё долго будут отравлять жизнь.
Во втором случае можно надеть «защиту» от укора:
- чтобы не слышать нравоучений – надеть наушники;
- чтобы не видеть укоряющих взглядов – закрыть глаза, надеть тёмные очки или просто отвернуться;
- чтобы предупредить у окружающих желание укора – принять маргинальный вид или нахамить.
Третий способ – самовнушение. Человек старается убедить себя в том, что порицаемое действие является вполне приемлемым, что укор не обоснован или потерял актуальность. В нравственных спорах часто слышны выпады «что за пуританство!», «у нас не восемнадцатый век», «я не вижу в этом ничего плохого». Возводя психический барьер, человек сам себя лишает полноценного общения. Можем ли мы увидеть радость на его лице?
Данное определение более соответствует термину «вседозволенность, произвол». Хочется делать постыдные вещи и никому не отчитываться, не смотреть в глаза. В результате такая «свобода» превращается в беззаконность, бессовестность, беспринципность, изгнанничество и... одиночество. Довольно жалкое состояние.
Кроме того, потакая своим прихотям, человек взращивает в себе привычки, от которых он потом не может отказаться. Они пленяют его волю и заставляют служить себе, причиняя в конце концов страдание. К примеру, сознательно уже не хочется курить, но тело настойчиво требует, а при отказе – применяет «санкции».
На самом деле такое поведение – не свобода, а подверженность страстям и страх перед ответом за свои поступки, то есть двойная зависимость.
3. Более сложное определение, из классической философии: свобода – это возможность действовать в соответствии со своими целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Другими словами, человек ставит цели, но они находятся в границах. Истинное желание порой не помещается в эти границы, так что деятельность осуществляется всё же в соответствии не со своими целями, а с объективной необходимостью. Такая вынужденная деятельность осуществляется нехотя, без воодушевления, и никак не может быть названа свободой.
Вот, мы говорим: действовать. Вообще, может ли человек, не способный к действию, быть свободным? Конечно, может. Например, инвалид двигаться не может, но никто его не ограничивает. Значит, привязка к действиям некорректна. Необходим другой критерий. Оставим тело и рассмотрим психику.
4. Самое распространённое определение: свобода – это возможность выбора.
Но выбор – это только выбор, это всегда рамки. Выбор предполагает обязательное принятие одной из представленных альтернатив, даже если все они неприемлемы. К примеру, человеку предлагают варианты: костёр, расстрел или повешение. Можем ли мы назвать свободным получившего такой выбор? Конечно, нет.
Понимая, что выбор ограничивает, некоторые люди стараются заполучить свободу путём разрушения рамок, в возвышении над правилами. В результате получается поведение по типу протеста, приводящее к отчуждению от тех, кто «остался» в границах. Как следствие, развивается социальная дезадаптация, психический дискомфорт и кризис мировоззрения. Завидного в таком состоянии мало, и на свободу это тоже никак не похоже.
Правильное определение
Как мы можем увидеть, указанные определения не могут полностью описать понятие, вместить реалии и, что главное, указать необходимые условия для получения свободы. Желая внести ясность и избавиться от недопонимания, размыслим следующим образом.
Свобода – это возможность, в некоторой степени эти слова являются синонимами (например, в механике возможность движения узла механизма в определённой плоскости именуется степенью свободы). Возможность – это категория, для неё необходима идея, вещь. Что есть у человека своего? Марк Аврелий писал: «Единственное, что находится во власти человека, – это его мысли». У автора статьи несколько иная точка зрения, ибо порой мысли ведут себя настолько развязно, что не поддаются никакому контролю. На самом деле во власти человека находится только его воля – колоссальный источник энергии, данный Богом. Хочет человек – его ничем не остановить, не хочет (или боится) – ничем не сдвинуть. Свобода начинается с инициативы, с произволения, и стремится к реализации во всей полноте замысла.
Человек действует на основании мотивов (от лат. «двигаю») – движущих информационных посылов, поступающих в сознание из трёх источников: собственного мышления, от других людей, из духовного мира. Обладая разумом, он рассматривает эти мотивы и принимает решение: использовать какой-либо из них для направления своей энергии, либо отклонить его. Таким образом, реализация воли происходит сознательно, для достижения поставленных целей, с учётом взвешенных аргументов.
Итак, свобода есть возможность осуществления сознательного произволения.
Подтверждая определение, попробуем проанализировать его, убирая условия:
- если проявление воли будет неосознанным (непонятым, спровоцированным), то мы не сможем назвать такое действие свободным, оно будет сделано наугад, с опаской, неуверенно, скованно.
- если человек будет осуществлять нечто против своей воли, вынужденно, то несвобода налицо.
- если идеи будут жить только в воображении, не получая реализации, то они останутся несбыточными мечтами.
- если будет отсутствовать сама возможность как таковая, то о свободе тоже не может быть и речи.
Однако мы всё равно не можем описать таким определением современное общество. Казалось бы, чем больше возможностей, тем человек должен быть свободнее и, следовательно, счастливее. Но известны люди, имеющие такую возможность в полной мере, но они не чувствуют себя свободными. С другой стороны, существуют закованные в кандалы узники, которые ощущают полную свободу. Что это? Самообман или исключение из правила?
Истинная свобода
Причина кроется в том, что выведенное определение относится к свободе внешней, видимой, формальной. Ввиду двойственности природы человека понятие свободы должно делиться на внешнюю и внутреннюю составляющие. Понятие внутренней свободы полнее, ибо затрагивает глубинные категории личности.
Как можно дать определение внутренней свободе? Для этого прибегнем к следующему примеру. Кого мы всегда называем свободными и непринуждёнными? Конечно же, детей. Посмотрим на них: чем они постоянно заняты? С одной стороны, изучают мир с любопытством, с другой – рисуют, лепят, строят... Одним словом, творят. Бог есть Творец доброго мира, и человек – единственный обитатель Земли, кто сотворён по образу Божию, – имеет образ такого творчества. То есть, внутренняя свобода – это возможность творчества добра. Дети не только изучают мир, в котором очутились, но и сразу же творят свой. Конечно, вследствие наследственной передачи греховности не всегда их мир изобилует добротой, но это скорее не их вина, а вина взрослых, общества.
Для полноты свободы важно не только иметь возможность, главное – желать этого. Неправильно думать, что человек во все времена и при любых формах государственности стремится только к независимости. Несмотря на социальное положение он стремится к благу и красоте (а совершенное Благо и совершенная Красота есть Сам Бог), и стремление это точно также проявляется произволением.
Стремление к благу есть неотъемлемое свойство человеческой личности. Бог при сотворении мира сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Однако «сотворил Бог человека по образу Своему» (Бытие 1:27). Где же подобие? Дело в том, что заложенный в человека образ Божий – это способности и свойства (рассудительность, доброта, любовь, творчество и др.), а подобие – это его дела (милосердие, воля, жертва, труд и др.). Человек призван своими действиями достичь подобия Бога, самому стать богом (обожиться), используя полученные возможности. А раз Бог есть Добро, то для того, чтобы стать богом, нужно стать добрым. Бог Добро не отнимает у человека возможность выбора зла, не желает и насильно сделать душу добродетельной, Он лишь призывает к этому: «будьте святы, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2).
Полное содействие образа и подобия приводит к обожению, полная разобщённость – к смерти, о которой Бог предупреждал человека в раю (Бытие 2:17). Когда человек выполняет действия, не свойственные образу, он начинает болеть, ибо образ как бы подпитывается подобием. Многие спрашивают: для чего нужно было сажать в Едеме древо познания добра и зла, ведь без него не было бы и грехопадения? Ответ мы находим в свободе. Бог знал, что введение искушения может повлечь за собой падение, но человек должен был укрепиться в добродетели именно добровольно, даже при наличии возможности греха.
Самостоятельное непринуждённое доброделание является проявлением сыновней любви к Богу, а Бог желает именно любви, ведь Он создавал человека не как домашнее животное, но как сына и друга. По отношению к земному другу или отцу мы проявляем высокие чувства: верность, преданность, честность, откровенность, послушание, внимание, любовь. Тем более подобает делать всё это по отношению к Отцу Небесному – к Добру и Любви, произвольно, осознанно, не взирая ни на что. Поэтому истинная, внутренняя, духовная свобода – это непоколебимость в добродетели.
Независимо от социального статуса и среды обитания, степени подчинённости и ограничения выбора, идеологической «обработки» и психического давления, духовно свободный человек сохраняет благодушие и стремление к доброделанию.
Например, Иосиф, которого братья продали в египетское рабство (Бытие 39:28), не сломался ни от уз, ни от притязаний госпожи, ни от темницы, но всегда оставался добрым, честным и правдивым, то есть внутренне свободным. А его братья, формально пребывая на свободе, с самого начала попали в плен греха и сделались раболепнее всяких рабов.
Сотни людей отбывали срок в советских лагерях для того, чтобы, дождавшись формальной свободы, со-направить её с духовной свободой – нести Слово Божие жаждущим. И в течение всего времени пребывания в ссылке сохраняли образ Божий, подбадривая окружающих и помогая им сносить тяготы заключения.
Освобождение
Как же получить такую сияющую свободу? Для начала движения к свободе необходимо осознать нахождение в несвободе – в рабстве. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» – говорит Господь (Ин. 8:34). И действительно, производя не свойственные образу Божию поступки, человек болеет, испытывает скорбь.
Слово страсть имеет общий корень (а значит, и смысл) со словами страх и страдание. Страсть – это непреодолимое желание получить нечто, страх – боязнь потерять это, страдание – боль, мучение и печаль от невозможности удовлетворения страсти. Адские муки как раз и заключаются в страдании, потому что после потери материального тела душа уже не может получить желаемое наслаждение (ведь оно было плотским), а упразднение времени и вечность души создают условия для непрекращающегося мучения.
Примечательно ещё и то, что слово страсть переводится с греческого языка также словом болезнь. Нахождение в этой болезни и требует исцеления, спасения – освобождения. Для разрешения от уз нужно обратиться к Источнику Добра – Богу, ведь Он Сам утверждает:
- «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32)
- «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6)
- «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36)
- «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17)
Если прийти к Богу с верой, то Он сможет освободить нас. Почему же тогда христиане называют себя рабами Божьими, где же здесь свобода? Дело в том, что для современника слово раб уже приобрело негативную окраску, однако оно означает лишь полное подчинение, которое не всегда является негативом. «Кто кому служит, тот тому и раб» – заявляет Апостол Пётр (ср. 2Пет. 2:19). В этом смысле можно быть рабом Бога, а можно – рабом греха, и в последнем случае рабство как раз и принимает страдательный смысл.
В один момент времени вектор нашего внимания, вектор нашей воли может быть направлен только в одну сторону. Приходя под иго Христа, которое благо и легко (см. Мф. 11:29-30) мы одновременно уходим от бремени греха: «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6:18). Кстати сказать, именно по вектору развития души Бог предвидит будущее состояние человека и заранее принимает меры ко его спасению.
Рабство Богу (в широком смысле) – это добровольное подчинение Божественной воле, добровольное служение трёх степеней: раб (в узком смысле), наёмник и сын. Раб трудится из страха наказания за непослушание, наёмник – для получения заработанных благ, сын же стоит выше их, он творит добро ради любви, потому что повиноваться отцу – значит быть с ним в согласии и союзе, следовательно, иметь всё то, что имеет отец. Любовь может быть только там, где свобода. «Насильно мил не будешь» – подтверждает народная пословица. Апостол Павел говорит: «Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа» (1Kор. 7:22), таким образом, жизнь с Богом по любви – это по сути уже не рабство, но свобода и покой.
Для того, чтобы исполнять волю Отца, нужно сначала её узнать. В этом нам помогает Сам Господь через Откровение, поэтому нам остаётся только изучить Писание и исполнить его. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15) – говорит Христос своим ученикам. Так, называя себя рабами Божьими, мы постепенно возрастаем духовно, стараясь стать друзьями и сынами.
С самых древних времён, с самого первого вопроса «Адам, где ты?» (Быт. 3:9) Бог ищет человека, зовёт нас, желая освободить от греха, в который мы по неразумию впали. Употребим же хоть малое усилие, чтобы ухватиться за спасательный круг! Наследуем же уготованное нам от сложения мира Царство Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, ибо Он Благ и Человеколюбец!