Прообраз великого комбинатора

Опубликовано: 3105 дней назад (22 мая 2016)
Редактировалось: 5 раз — последний 22 мая 2016
+2
Голосов: 2


"АЛМАЗНЫЙ МОЙ ВЕНЕЦ"

ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ КАТАЕВ

был именно тем человеком, благодаря которому сложился творческий тандем

"ИЛЬЯ ИЛЬФ и ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВ",

о чем известный писатель, покровитель начинающих литераторов, весьма увлекательно рассказал в одной из глав своей книги "АЛМАЗНЫЙ МОЙ ВЕНЕЦ".

СОАВТОРЫ

    Одессит Валентин Катаев обладал удивительной способностью распознавать литературные дарования. Благодаря его протекции и помощи в Москве в 20-х годах сгруппировались одаренные выходцы из Одессы. Так, Катаев сумел перевезти в столицу больного и бедствующего Эдуарда Багрицкого. Еще один одессит Илья Ильф (по паспорту Иехил-Лейб Файнзильберг) тоже появился в редакции газеты "Гудок" не без участия Катаева. Кстати, его, начинающего сотрудника, посадили в отдел переписки готовить к печати "письма трудящихся", а он взял да и изобрел такой новый литературный жанр, названия которому нет и по сей день. Конечно, работа над написанными полуграмотными рабочими и колхозницами посланиями была бы молодому и пытливому Ильфу невероятно скучна, если бы он не придумал создавать из них маленькие литературные шедевры, которые сразу же стали весьма популярны среди читателей.
        А вскоре к Катаеву из Одессы приехал его родной брат Евгений, который, будучи по профессии сотрудником уголовного розыска, планировал устроиться в Бутырскую тюрьму надзирателем. Разумеется, интеллигентному Катаеву претила сама мысль о такой карьере для брата. Он попросил Евгения попробовать написать на небольшой фельетон. Проба пера удалась. Гонорар, полученный Евгением за первую публикацию, вдвое превосходил месячный оклад надзирателя. О Бутырке сразу было забыто, и Валентин Катаев смог вздохнуть с облегчением.
        Между Ильфом и Петровым (такой псевдоним взял себе Евгений) почти сразу же завязалась дружба, а по выражению Катаева — "пробежала творческая искра". Чутье маститого писателя не подвело. Творческий тандем сложился быстро. Катаев только предложил начинающим авторам интересный сюжет о бриллиантах, спрятанных во время революции мадам Петуховой в одном из двенадцати стульев изящного старинного гарнитура мастера Тамбса. И работа закипела. Катаеву даже не пришлось потом править рукопись.


МУЖ МАДАМ ГРИЦАЦУЕВОЙ

  Самое интересное, что чрезвычайно удивило Катаева, — молодые соавторы лишь частично воспользовались его сюжетом. Главный герой Ипполит Матвеевич Воробьянинов отступил в их романе на второй план, а на первое место вышел Остап Бендер. Эпизодический персонаж, которому, по первоначальному замыслу, надлежало появиться лишь однажды, чтобы произнести сакраментальную фразу: "Может, тебе еще ключ от квартиры дать, где деньги лежат?" — превратился прямо-таки в супергероя.
        Контракт с соавторами, разумеется, сразу был переписан: Катаев вынужден был признать, что его рука мастера для отшлифовки написанного была не нужна.
        — Вот что, братцы, — сказал он Петрову и Ильфу. — Отныне вы единственные авторы будущего романа. Я устраняюсь. Ваш Остап Бендер меня доконал.
        Условие, которое поставил Валентин Петрович соавторам, заключалось в том, чтобы на первой странице каждого издания их романа было посвящение ему, их "крестному отцу". Понятно, Ильф и Петров безоговорочно согласились на это, равно как и на шуточное требование подарить с больших гонораров Катаеву золотой портсигар.
        Следует заметить, что почти все персонажи "12 стульев" были списаны с реальных людей — знакомых и друзей Ильфа и Петрова. Даже Катаев и тот присутствует на страницах произведения в образе капризного инженера Брукса, постоянно требующего у супруги своего "гусика".
        Но кто же стал прототипом Остапа Бендера?  
        Сия реальная личность звалась Осип Шор.


ЛЕГЕНДАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

   Ильф и Петров полностью сохранили внешний вид Шора, описывая Остапа Бендера как атлетически сложенного мужчину с широкой улыбкой и черноморским колоритом речи.
        Об Осипе Шоре ходили легенды. В частности, рассказывали о том, как он "вывел" новый вид голой курицы. Это несчастное существо, по неведомой причине лишившееся своего оперения, "комбинатор" нашел на улице. Очевидно, с его подачи одесские газеты вскоре раструбили новость о выдающихся успехах в отечественной селекции. Наспех созданная Шором фирма "Идеальная курица" успела заключить договоры со многими птицефабриками юга России, после чего бесследно исчезла.
        Весьма остроумную аферу Шор провернул с раввином местной синагоги по фамилии Бернштейн. Шор посоветовал продавать прихожанам места в раю. На стене синагоги даже был вывешен "План Рая", где крестиком отмечались уже выкупленные участки. Потом на вырученные деньги Бернштейн отреставрировал и синагогу, и собственный дом.

ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ

Одесса, в которую вернулся из Петрограда Осип Шор, теперь не походила на "жемчужину у моря". За месяц в городе раз по четырнадцать менялась власть. Царили хаос, разгул бандитизма. Горожане организовывали добровольные дружины, чтобы хоть как-то держать ситуацию под контролем. Одной из дружин руководил Осип Шор. Он так рьяно взялся за дело, что его деятельность заметили и пригласили работать в угро. С этого дня Шор резко изменился, напрочь забыв о своей природе авантюриста и шутника. Ну а в скором времени он стал грозой всех бандитов, и имя его в криминальной среде сделалось именем нарицательным. Впрочем, это уже совсем другая история...


"ЖИЗНЬ, ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ, ЭТО СЛОЖНАЯ ШТУКА, НО, ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ, ЭТА СЛОЖНАЯ ШТУКА ОТКРЫВАЕТСЯ ПРОСТО, КАК ЯЩИК!"

"Рукописи не горят" (Михаил Булгаков)