Духовные основы социально-политических воззрений Ф.М. Достоевского
Автор: Наталия Соллогуб
Опубликовано: 4476 дней назад (21 августа 2012)
Сборник: Ф.М. Достоевский - русский пророк
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Духовные основы социально-политических воззрений Ф.М. Достоевского
Мировую и русскую политическую мысль невозможно представить без социально-политических идей Ф.М. Достоевского, без Достоевского как политического мыслителя. Творчество великого писателя-реалиста многогранно и глубоко по своему содержанию. Его с разных аспектов изучали и исследовали известные писатели, философы Н. Страхов, В.Розанов, Вл. Соловьев, К. Леонтьев, Д. Мережковский, Л. Шестов, Н. Лосский, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Гессен, В. Зеньковский и др.Научный интерес по исследованию социальных основ в творчестве Достоевского, а также критических оценок писателем идей социализма, революции и свободы, представляют работы Н. Онтлик, А. Смирнова, С. Адрианова, А. Штейнберга, Г. Горбачева, Л. Гроссмана др.
Однако Достоевский не изучен пока как политический мыслитель, хотя в последние десятилетия и предпринимались попытки проанализировать его сложный путь его формирования и трансформации от наивного революционного демократизма до христианской философии, христианского демократии. В той или иной степени такого рода анализ содержится в работах Г. Фридлендера, В. Кирпотина, Р. Лаута, Н. Зернова, Л. Сараскина, В. Твардовской, В. Тонких, Ю. Ярецкого.
На наш взгляд, социально-политическое воззрение Достоевского нельзя рассматривать в отрыве от его духовных основ, от его философско-религиозной, антропоцентристской концепции, поскольку оно исходит главным образом не из фактов, лежащих на поверхности социально-политических явлений, а из анализа противоречивой природы и сущности души человеческой, заключающей в себе непримиримую борьбу доброго и злого начал. В этом сила Достоевского как писателя-реалиста, который не описывает, а глубоко объясняет общество (государство, власть, законодательство), общество, находящегося в кризисном состоянии, указывая причины этого кризиса и пути выхода из него.
Настоящая статья ставит своей задачей исследовать социально-политическое воззрение великого писателя в неразрывной связи с его духовной концепцией человека. С этой целью в контекст анализа включены те его произведения, в которых наиболее полно выражены эти аспекты, а также активно используется знаменитый "Дневник писателя", издаваемый Достоевским в последние годы его жизни, где содержится богатый материал для анализа его социально-политических идей.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) - выдающийся русский писатель, религиозный философ и политический мыслитель - родился в семье военного врача, жившего в Москве. Благоприятная обстановка благочестивого семейства с раннего детства способствовала развитию религиозных представлений о человеческом бытии, русской истории Позднее, в годы обучения в Военно-инженерном училище в Петербурге, под влиянием своих друзей и романтической поэзии Шиллера, идей Руссо, встал на путь религиозных исканий, выражая внутренний, духовный протест против несовершенства социально-политической жизни России середины XIX в. Окончив в 1843 г. офицерские классы Военно-инженерного училища, Ф. М. Достоевский был направлен в Военно-инженерное ведомство. Прослужив там недолгое время, ушел в отставку. В 1845 г. вышла в свет его повесть "Бедные люди", принесшая ему известность.
40-е годы стали важным этапом в его творчестве. Он испытывал серьезное влияние французского утопического социализма, особенно учения Фурье. Социализм, духовно воспринятый им через христианскую веру в нравственные добродетели человеческой природы, становится главным смыслом и направлением в его жизни. Находясь под влиянием В. Г Белинского и радикально настроенного кружка петрашевцев, Достоевский, "уже в 1846 году, - как позже он писал в своем "Дневнике", - был посвящен во всю правду грядущего и обновленного мира, во всю святость будущего коммунистического общества и страстно принял все это учение" (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1972-1984. Т. 14. С. 74).
Идеи социализма в духовном искании писателя отражали "решительное отвержение учения о радикальном зле человеческой природы, укрепляли веру в "совершенство души человеческой”. Но уже в то время, в период мучительных исканий Ф. М. Достоевским гуманистических духовных оснований в решении нравственных проблем, в нем выражалась и вера в разрешение проблем социально-политического бытия путем просветительства, перестройки форм общественной жизни в зависимости от совершенства сознательной деятельности человека.
Для обоснования общественно-политического идеала выдвигались антропологические аргументы фурьеристской теории страстей, наводившей на мысль изучения инстинктов и внутреннего мира человека, управляемого божественным разумом. Философско- политическая концепция Достоевского была выражена в категориях "общего блага", "естественного права", "природы человеческих, общественных отношений" и т. п. Она обличала бюрократизм, социально-политическое невежество, крепостничество. Ранний социализм Достоевского стал важным фактором в духовном искании человеческой свободы, центральной идеей его творческого исследования внутреннего бытия человека, в его отношении к социально- политическому бытию.
Достоевскому, находившемуся в сибирской ссылке после ареста в 1849 г., по делу петрашевцев, преставилась возможность войти в это своеобразное подполье человеческого сознания преступного мира, которое нельзя было объяснить, исходя из модной тогда шопенгауэровской концепции иррациональной слепой воли, управляемой миром и человеческой жизнью, изнутри раздираемой эгоизмом души человеческой, в непрерывной "войне всех против всех”. И все же Достоевский находит свой способ объяснения разлада социально-политического бытия человечества.
В 50-е гг. его убеждения претерпевают изменения. Пути к человеческому счастью и свободе, по его мнению, следует искать не во внешних преобразованиях общества, а во внутреннем самосовершенствовании личности. Эти мысли он развивает в своем творчестве в 60-70-е гг., после возвращения в Петербург (1859). За длительный период идейно-политической изоляции Достоевский не утратил интереса к тайнам человека, социально-политического бытия, диалектике идеи о живой жизни.
60-70-е гг. были самыми плодотворными в творчестве великого писателя. После реформы 1861 г. Россия встала на путь развития буржуазных отношений при сохранении порядков старого политического строя с многочисленными пережитками крепостничества. Как и Европа, Россия вступала в эпоху, когда человечество, по определению Достоевского, переросло исторические рамки старой цивилизации, "закрывшей путь к богатству и культуре для девяти десятых человечества". Это было время становления буржуазно-либеральной идеологии, неприемлемой для Достоевского, принесения личности в жертву капитала, денег и уничтожения всякой свободы людей.
В "Зимних заметках о летних впечатлениях" (1863) он пишет: "Провозгласили... liberte, еqаlitе, fraternite. Очень хорошо-с. Что такое liberte? Свобода. Какая свободa? Одинаковая свобода всем делать все что угодно, в пределах закона. Когда можнo делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все, что угодно, а тот, с которым делают что угодно” (Там же. Т. 5. С.78).
Чтобы перестроить общество на новых, более гуманных основаниях и не допустить полного распространения западноевропейских порядков, несущих социальную вражду, кризисы, физическое и моральное обнищание, революции, войны, он призывает русскую интеллигенцию обратиться к народному началу русской нации. "Наша новая Русь поняла, - пишет Достоевский в своем "Дневнике", - что один есть цемент, одна связь, одна почва, на которой все сойдется и примирится - это высокое духовное примирение, начало которому лежит в образовании" (Там же. Т. 18. С. 50). Поэтому главной альтернативой западному либерализму, консерватизму (протестантству, католицизму), атеистическому, революционному социализму может противостоять, по мысли Достоевского, идея "почвенничества", идея "социализма народа русского" и русская идея.
"Почвенничество" - любимая идея Достоевского: об известной нерасторжимой связи человека "с матерью землей", почвой, на основе общинного землевладения. Это мечта об общечеловеческом братстве, о возможности на земле мировой гармонии, которая придет на смену раздирающим общество противоречиям; наконец, вера в наступление нового "золотого века", который он понимал как "перерождение человеческого общества в совершеннейшее", определяющее конечную историческую задачу.
Пропаганде идей почвенничества способствовали созданные братьями Достоевскими журналы "Время" (1861) и "Эпоха" (1864), главная задача которых заключалась в том, чтобы "идти вглубь народного духа" и добиться осознания народом "высокой степени самобытной национальности, взращенной на почве русской", имеющей свою отличную форму от западной, но не замкнутой в себе.
Большое внимание Достоевский уделял вопросам отношения собственности и государства и складывающемуся на этой основе политическому устройству. Корень благоприятного, гармоничного развития этих отношений он видел в общинном землевладении и наделении непосредственного производителя землей.
Вера в развитие русской общины роднила Достоевского с идеалами народничества, которые связывали социально-политическую организацию общества с характером землевладения. Исходя из подобных взглядов, он писал: "...земля - все... Весь порядок в каждой стране - политический, гражданский - всегда связан с почвой и с характером землевладения в стране... кто в стране владеет землей, те и хозяева той страны, во всех отношениях... В каком характере сложилось землевладение, в таком характере сложилось и все остальное ... и свобода, и жизнь, и честь, и семья, и церковь... весь характер нации" (Там же. Т. 25. С.98-99).
Однако развитию буржуазных отношений в России, по мнению Достоевского, нет места ни в настоящем, ни будущем. Социально-экономическая и духовная самобытность жизни русского народа не совместима с "отрицательными", "разрушительными" явлениями капитализма. Буржуазия уже сказала "свое слово": она "сделала все для того, чтобы погубить нравственность народа фабричным развратом, тупя ум перед подлой машиной, которой молится буржуа" (Там же. Т. 25. С. 97). Поэтому "новое слово", полагал Достоевский, за народом. Он был уверен, что время буржуазии кончится как в России, так и на Западе, и идеалы общинного владения землей, союза человека и земли, природы и человека восторжествуют во всем мире. "Кончится буржуазия, - писал он, - и настанет Обновленное Человечество. Оно поделит землю по общинам и начнет жить в Саду. В Саду обновится и Садом исправится. Если хотите переродить человечество к лучшему, почти что из зверей поделать людей, то наделите их землей - и достигните целей" (Там же. Т. 25. С. 96, 98).
Среди главных болезненных явлений русского общества 70-х гг. Достоевский, как в свое время и Пушкин, считал оторванность русской интеллигенции от общества и от духа народного. Интеллигенция не чувствовала себя органической частью народа даже тогда, когда она оформилась в народническое движение и верила в народ. Она всегда возвышалась над народом, считая его нищей, безграмотной, косной массой, не имеющей ни лица, ни идеи. Единственный выход русские интеллигенты видели в приобщении народа к грамоте и европейскому устройству жизни.
Критикуя столь различные взгляды на проблему "интеллигенция и народ", которой посвящено все русское мышление второй половины XIX в., Достоевский ключ к решению этой проблемы находит у гения Пушкина. И если уж говорить о почвеннических идеалах Достоевского, то они во многом исходят от великого поэта. Пушкин первый, по его мнению, отметил "главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы общества, возвышающегося над народом". Именно Пушкин "нашел свои идеалы в родной земле", в русском народе и, несмотря на все его пороки, сумел различить великую суть его духа. Он первый дал художественные типы красоты, вышедшие прямо из духа русского, показал высокое чувство собственного достоинства народа, засвидетельствовал всечеловечность, всеобъемлемость русского духа и тем как бы провозвестил и "о будущем предназначении гения России во всем человечестве". Пушкин первый объявил, что русский человек не раб и никогда им не был, несмотря на многовековое рабство. Было рабство, но не было рабов (См.: Там же. Т. 26. С. 115).
Развивая эту мысль Пушкина, Достоевский раскрывает политические потенции народа в организации своей политической жизни вопреки противоположным взглядам своих оппонентов. "Русский народ, - писал он, -неоднократно заявлял свою самостоятельность, заявлял своими судорожными усилиями... должно обратить внимание на то, с каким упорством народ отстаивал целые века свое общественное устройство и все-таки отстоял. Что же это за явление, как не доказательство того, что народ наш способен к политической жизни?” (Там же. Т. 20. С. 21).
Согласно почвенническому воззрению Достоевского, народ не объект, не приложение сил отдельных "сильных личностей", гениев, а является сам деятельным субъектом, органической силой. Одаренный умом и высокой нравственностью, он сумел сохранить "красоту своего образа". Чтобы понять это, необходимо "уметь отвлекать красоту его от наносного варварства" (Там же. Т. 22. С.43). В связи с этим он подчеркивал важность понимания народа не только с теоретической, но и с практической точки зрения, то есть каким он есть на самом деле. Это даст возможность ответить на вопрос: "Народу ли за нами или нам за народом?". Сам Достоевский однозначно решал этот вопрос в пользу народа. "Мы должны преклониться перед народом и ждать от него всего, и мысли и образа; преклониться перед правдой народной и признать ее за правду... мы должны склониться как блудные сыны, двести лет не бывшие дома, но воротившиеся, однако же, все-таки русскими, в чем, впрочем, великая наша заслуга..." (Там же. Т. 22. С. 45).
Достоевский видел силу народа в его правде, в духовных ценностях, в чистоте идеалов христианской справедливости и братстве, которые он сохранил даже в условиях угнетения и рабства, и считал, что спасение русского общества может прийти только "снизу", от самого народа, и соединение народа и интеллигенции лишь приблизит его. В этих почвеннических мыслях Достоевского известный исследователь его творчества Г. Фридлендер небезосновательно усмотрел проявление стихийных демократических основ мировоззрения русского писателя (См.: Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература. М., 1979. С. 94).
Сближение образованной части русского общества с народом Достоевский понимал не в толстовском смысле "опрощения", то есть отказа от благ цивилизации и полного слияния с крестьянской средой. Полемизируя с Толстым, Достоевский писал: "Не можем же мы совсем перед ним уничтожиться, и даже перед какой бы то ни было его правдой, наше пусть останется при нас... старание "опроститься" лишь одно только переряживание, невежливое даже к народу и вас унижающее. Вы слишком "сложны", чтобы опроститься, да и образование ваше не позволит вам стать мужиком, лучше мужика вознесите до вашей "осложненности" (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т.Т. 25. С. 61).
Идея почвенничества Достоевского органично сочеталась с идеей "социализма народа русского". Его взгляд на социализм, как и на многие другие идеи, был неоднозначен. Он глубоко чувствовал диалектические противоречия и зигзаги в движении идеи. Это хорошо заметил В. Зеньковский, подчеркивая антиномизм Достоевского, который глубоко коренился в его религиозном сознании, то есть наряду с "его положительными построениями имеют рядом с собой острые и решительные отрицания, но такова уже сила и высота мысли его” (Зеньковский В. История русской философии: В 2т. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 223).
Социализм Достоевского, несмотря на всю его противоречивость, - христианский, основанный на отрицании собственности, экономического неравенства, всякого партикуляризма. Главные составляющие русского социализма: православие - всесветское объединение во Христе и "вытекающее из него правильное государственное и социальное единение" -соборность - воссоединение людей силой братства и братского стремления, а не мечом, ответственность всех за всех; союз народа с царем, а не революционное его свержение и замена на царя-представителя; свобода личности и ее свободы, личного самосовершенствования и достоинства, подчинение свободы воли нравственным законам, то, что определяет главный смысл русской идеи, целостность нации.
Через все произведения Достоевского проходит идея всеохватывающего единства западного и русского духа, идея о том, что "у нас русских, две родины - Европа и наша Русь". Именно духовность, не имеющая границ национальной государственности, и есть общезначимая человеческая сущность, но как основа этно-социально-государственного образования находит свое выражение в русской идее, идее братства людей, народов, которая, по его выражению, "может быть синтезом всех тех идей, какие развивает Европа". В то же время каждый народ имеет свою особую историческую миссию, которая сокрыта в глубинах народного духа.
В "Дневнике писателя", в Записке "Утопическое понимание истории", Достоевский раскрывает свои мысли о политическом и духовном отношении России к Европе, составляющие главное содержание его понимания русской идеи. Эти мысли во многом и для того периода носили утопический характер, но по глубине своего содержания они раскрывали самые существенные черты русского характера, его самобытность и открытость для отношений с другими народами, способность сыграть роль посредника во всеобщем примирении и окончательном единении человечества.
Еще с древних времен, писал он, "Россия, хотя и медленно, слагалась политически и, благодаря православию, она сумела выработать себе единство и закрепить свои окраины". Православная вера, по Достоевскому, - "единственная хранительница драгоценной Христовой истины, настоящего Христова образа, затемнившегося во всех вероисповеданиях других народов". Охраняя долгий период себя от влияний Запада, православие "сохранило себя и Россию от погибели”.
Достоевский дает высокую оценку Петровским реформам, характеризуя их не иначе, как подвигом Петра. Это принципиально отличало его отношение к Петру I от многих консервативных негативных оценок, например, Карамзина, славянофилов. Именно с Петровских реформ произошло, по его мнению, "расширение прежней же нашей идеи, русской московской идеи". "Мы, - писал он, - сознавали тем самым всемирное назначение наше, личность и роль нашу в человеке". (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 23. С. 47).
Достоевский выделял несколько признаков развития и расширения русской идеи в ее отношении к Европе, к человечеству: во-первых, любовь и братство к другим народам, связанным полуторавековым общением с нами; во-вторых, потребность всеслужения человечеству, в ущерб иногда своим собственным интересам; в-третьих, примирение с их цивилизациями, познание и изменение их идеалов, хотя бы они и не совпадали с русскими; в-четвертых, в каждом нажитом опыте изучения европейской цивилизации, в каждой европейской личности открывать и находить заключающуюся в ней истину, даже, несмотря на некоторое несогласие; в-пятых, потребность быть, прежде всего, справедливыми и искать лишь истину (Там же. С. 157). Такой могла быть, по замыслу Достоевского, роль и значение России и русского православия в деятельном всеслужении человечеству в приближении ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со всеми племенами великого арийского рода, братскому согласию всех племен по Христову евангельскому закону.
В своей речи на заседании Общества любителей русской словесности 8 июля 1880 г. он говорил: "Если захотите вникнуть в нашу историю после петровской реформы, вы найдете следы и указание мысли этого мечтания моего: "Наш удел и есть всемирность и не мечом приобретенная, а силой братства ... это мы видим в характере общения нашего с европейскими племенами, даже в государственной политике нашей. Ибо что делала Россия во все эти два века в своей политике, как не служила Европе, может быть, гораздо более, чем себе самой?" (Там же. Т. 26. С. 148).
Большие симпатии Достоевский испытывал и проявлял к славянским народам, борющимся за свое национальное освобождение от "турецкого господства. Он с уверенностью говорил о скором политическом разрешении восточного вопроса.
Всеединение под покровительством России православных европейских славян Достоевский рассматривал в перспективе как наступление такого этапа в развитии славянских народов, при котором бы раскрылась "настоящая сущность тех политических отношений", которые и должны неминуемо наступить у России ко всем прочим православным народностям. "Великий и мощный организм братского союза славянских народностей" может быть создан, по мысли Достоевского, не средствами политического насилия, политического присоединения, а убеждением, любовью, полным политическим бескорыстием, воздвижением Христианской истины". Он верил, что освобожденные и воскресшие к новой жизни славянские народности прильнут к России, как к родной матери и освободительнице, и в самом скором времени привнесут много новых и еще неслыханных элементов в русскую жизнь, расширят славянство России, душу России, повлияют даже на русский язык, литературу, творчество, обогатят Россию духовно и укажут ей новые горизонты". (Там же. С. 81). В этой связи Достоевский высказывает свое отношение к такому политическому явлению, как война. Оно у него неоднозначно. Война, считал он, - "вовсе не вековечный и зверский инстинкт неразумных наций", а первый шаг к достижению вечного мира, в который мы имеем счастье верить” (Там же. Т. 25. С. 99,100). Он различал войны справедливые (война за спасение, за освобождение угнетенных народов, за международное воссоединение - "нет светлее и чище подвига такой войны") и войны несправедливые (из-за политики господства одной нации над другой и усиления за счет своего соседа, из-за приобретения чужих богатств, из-за потребности ненасытной биржи, торговых выгод и т. п.). Справедливая война нравственна по своему духовному содержанию, ибо требует “самопожертвования кровью своею за все то, что мы почитаем святым", и в этом смысле Достоевским признается война как "святое дело". "Да, война, конечно, есть несчастье, - пишет он, - однако не всегда надо проповедовать только мир, не в мире едином, во что бы то ни стало, спасение, а иногда и в войне оно есть" (Там же. С. 100). По логике Достоевского, вечный мир возможен только с перерождением человеческого общества в совершеннейшее, с наступлением "золотого века".
Постановка и анализ Достоевским проблемы свободы в человеке имеет ключевое значение для понимания его социально-политических взглядов. Исследуя свободу как внутреннюю сущность человека, в своих романах "Записки из подполья", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Бесы" и др. он пытается выяснить диалектику движения добра и зла. В положительных и отрицательных чертах своих героев он стремится выявить глубинные особенности их сознания, чтобы на этой основе определить границы добра и зла, раскрыть мотивы преступления, нащупать тонкие грани, соразмерность перехода от непротивления злу насилием к наказанию зла. Никто до Достоевского не мог с такой силой и глубиной приоткрыть нравственно-психологические тайны души человеческой, "найти человека в человеке", в какой бы оболочке он ни был представлен (злодея или добро-детеля, богатого или нищего, здорового или больного). Чем бесчеловечнее окружающий мир человека, тем больше стремление писателя было направлено к "восстановлению погибшего человека, задавленного несправедливым гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков" (Там же. Т. 18. С. 19-20).
Достоевский как реалист в разнообразных типах и характерах преступников Мертвого дома смог разглядеть органическую часть русского народа, загубленную и сломанную самодержавием, всей системой его законодательства и права. В "Записках из Мертвого дома" он писал: "И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром!.. ведь этот народ, необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно" (Там же. Т. 4. С. 231). Достоевский осуждал порядки, при которых "кто не последует закону, преступает его, тот платит свободой, имуществом, жизнью", считая их ненормальными и нелепыми.
В то же время, по мысли писателя, никакое преступление, злая воля не могут быть оправданы одним лишь влиянием внешней среды и условий, порождаемых властью, социально-политическим устройством общества. "Освободить человека от ответственности за его явные и тайные мысли, поступки значило бы лишить его нравственной свободы, навсегда убить в нем живого человека". Человек должен измениться не от внешних причин, а не иначе как от перемены нравственной" (Литературное наследство. М., 1971. Т. 83. Неизданный Достоевский. С. 180). Этим Достоевский коренным образом отличен от западных социал-утопистов, социал-революционеров, либералов милльевского типа, полагавших, что достаточно изменить внешние условия, обстоятельства человека, изменится к лучшему и сам человек.
В "Дневнике писателя" (1877) Достоевский, утверждая, что не "одним лишь влиянием внешних условий" рождается или устраняется зло человека, подчеркивает, что "зло таится в человеке глубже, чем предполагают обычно" (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 25. С. 201). Причину этого он объясняет неустроенностью человеческого духа, его психическим расстройством, связанным с попыткой выйти за пределы добра и всякой традиционной морали. Но, отходя от добра, человек теряет то, без чего ему нельзя жить в человеческом обществе. Созданный нравственным существом, желая "по своей свободной воле пожить", жаждя индивидуального самоутверждения, человек срывается с пути нравственного, в то же время сохраняя в своей натуре чувства добра. "Я как-то смело убежден, - писал Достоевский, - что нет такого подлеца и мерзавца в русском народе, который бы не знал, что он подлец и мерзавец, тогда как у других бывает так, что делает мерзость, да еще сам себя за нее подхваливает. Судите народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать" (Там же. Т. 22. С. 43). Это противоречие, раздирающее человека изнутри, очень тяжко переносится им в душе, вызывая опасения потерять в себе человека и превратиться в зверя.
Достоевский, будучи свидетелем опасного развития "свободного духа" капитализма в России, как никто другой глубоко понял суть зарождавшегося зла. Внешне оно проявлялось в эгоистическом стремлении к наживе, к деньгам, к власти с попранием человеческих законов и склонностью к риску, граничащему со смертью. Теоретически свободный дух нашел свое выражение в социал-дарвинистской концепции, распространенной в середине XIX в. Экстраполяция эволюционной теории Дарвина на социально-политические процессы стала одной из центральных проблем не только в западноевропейской, но и в российской социологии, философии, политологии и литературоведении.
Приложение закона естественного отбора к человечеству становится факторам ниспровержения законов социально-политической жизни и нравственных ценностей, носителем и хранителем которых являлась христианская Церковь. И, несмотря на то, что и государство с его системой законодательства, и церковные институты представлялись Достоевскому социальным "параличем", он не мог не выразить свое крайнее негативное отношение к попыткам оправдать индивидуальное и социальное (политическое, национальное, расовое) неравенство, ввести в основной закон социальной жизни угнетение богатым и сильным слабого и бедного, провозгласить крайний индивидуализм, свободную волю буржуазной личности, "сверхчеловека" в сознательно избираемый принцип поведения XIX в., в некий нормальный закон жизни.
Идея "сильной личности", "сверхчеловека" ко времени написания "Преступления и наказания" уже "вышла на улицу", стала частью весьма распространенной в определенных кругах общества "уличной философией" и вызвала интерес писателя, определила его дальнейшие творческие изыскания (См.: Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература. С. 223). Нетрудно представить, что эта идея давно была знакома Достоевскому из произведений Шиллера, Байрона, Гофмана, Бальзака, из философии Б. Бауэра, М. Штирнера. Также, как его друг Н. Н. Страхов, напечатавший в журнале "Время" (за 1852 г.) критическую статью против французской переводчицы творения Ч. Дарвина К. О. Руайе, одной из ранних провозвестниц идей социального дарвинизма (свою концепцию Руайе изложила в предисловии к трудам Ч. Дарвина, главный смысл которой заключался в вытеснении нравственных законов законом борьбы за существование в области социальной жизни), Достоевский понял опасность социал-дарвинизма, и проблема общественного "разлагающегося человека" становится центральной темой его литературных произведений и публицистики.
И если политические аспекты этой проблемы находились на поверхности явлений, важно было в этих явлениях найти руководящую нить и попытаться на материалах одной сферы государственной жизни - сферы суда и судебной хроники выявить сущность происходящей в обществе опасности. В то же время он понимал, что объяснить процесс разложения человека на основе фактов, лежащих на поверхности явлений, было недостаточно. Необходимо было открыть глубинные основы механизма расстройства человеческого духа и на этих основах выявить причины отступления человека от "истинной свободы", от смысла жизни, от творчества, от любви, объяснив все то, что рождает хаос в душе, обнажает ее темные стороны - рабство страстей и мучения. Проникая мыслью вглубь явлений души человеческой, Достоевский приходит к выводу: натура человека единослитна и содержит одновременно сознательное и бессознательное, доброе и злое, благоразумное и легкомысленное, она "действует вся целиком всем что в ней есть" (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т..Т. 5. С. 118). Проявление воли, свободы человека, попирающей человеческие (общественные и природные) законы, присуще и людям, обладающим сильным умом: "...даже самый лучший человек, - пишет Достоевский - может огрубеть и отупеть от привычки до степени зверя", а общество, "равнодушно смотрящее на такое явление, уже само заражено в своем основании" (Там же. Т. 11. С. 154-155).
Такова по духовному складу целая галерея героев его романов, повестей, записок: “подпольный человек" ("Записки из подполья"), Раскольников ("Преступление и наказание"), Иван Карамазов ("Братья Карамазовы"), Степан Трофимович Верховенский, Кириллов, Кармазинов, Ставрогин ("Бесы”) и др. Несмотря на многообразие проявления своего крайнего индивидуализма и своеволия, это - люди мысли, люди - "идеи". Через этих героев, точнее сказать, "антигероев", не лишенных разума, но сошедших с пути нравственности, Бога и добра, Достоевский пытается показать раздвоенность их сознания проявляющуюся, с одной стороны, в страстном” желании человеком слепой свободы, соединенной с голым (лишенным нравственных основ) разумом и неизбежно, по тайной внутренней логике, ведущей к сотворению зла, с другой - в движении оставшегося в душе живого чувства добра, но заглушенного страстью к свободе, удовлетворением своих похотей. Это непреодолимое борение аморальных и этических чувств в человеке вызывает душевное расстройство и кажущуюся неспособность преодолеть себя и выйти на путь добра.
Осознание этого ставит человека в положениея гордеделивого, свободного, независимого даже от законов природы. Единственным законом такой человек признает личный каприз, отвергающий все общепринятые социально-нравственные нормы, отрицающие саму идею активного, творческого преобразования человеком существующей социально-политической жизни. "Боже мой, - восклицает подпольный человек, - да какое мне дело до законов природы... Разумеется, я не пробью такой стены лбом... но и не примирюсь с ней только потому, что это каменная стена... но главное, - считает он, - все сознавать, все невозможности и каменные стены... Ведь прямой, законный непосредственный плод сознания – это инерция, т. е. сознательное сложа руки сидение" (Там же. Т. 5. С. 105, 106, 108). В результате, подчеркивает Достоевский, в глубинах сознания подпольного человека зарождаются вольные мысли о переоценке всех ценностей, человек становится перед выбором между добром и злом.
Так, человек, описанный им в "Записках из подполья", ужасно "самолюбивый", "мнительный", "обидчивый", "сознающий со жгучим наслаждением" безвыходность своего положения, страдающий от своей социальной приниженности, от сознания своей уродливости, но всю жизнь, поминутно себе доказывающий, что он личность, "человек, а не штифтик фортепьянной клавиши”, задумывается над вопросом: "Не существует ли и в самом деле нечто такое, что почти каждому человеку дороже самых лучших его выгод", для которых "человек, если понадобится, готов против всяких законов пойти, т. е. против рассудка, чести, покоя, благоденствия?" (Там же. С. 111). Самостоятельное "вольное хотение" или "свободная воля", своя фантазия, раздраженная иногда до сумасшествия, которую легко можно выразить в формуле: "Нет ничего святого, все дозволено!" - вот это, заключает герой Достоевского, и "есть та самая выгодная выгода, которая не под какую классификацию не подходит и от которой все системы и теории разлетаются к черту" (Там же. С. 113). Таков, по замыслу Достоевского, механизм расстройства человеческого духа, такова трагическая сущность подпольного сознания, рождающего свободу, оторванную от этических начал, сознания, ставшего на пути творения зла.
В 1871 г. Достоевский под сильным впечатлением процесса над нечаевщиной написал роман "Бесы". В нем проявились социально-политические черты и характер его мировоззрения, отвергающего политический авантюризм, разрушительный нигилизм, западничество. Желание Достоевского поставить точку в споре с социалистами, революционными демократами, анархистами, либералами выражено в письме Н. Страхову 24 марта 1870 г. "Нигилисты и западники требуют окончательной плети" (Там же. Т. 29. Ч. 1. С. 113). Это была реакция писателя против ложного сознания, ложной свободы и действий людей, находящихся в разладе с основными этическими принципами, которые пока не поддерживаются в той или иной мере государством, властью, законодательством, Церковью. Исходя из фактов судебной хроники и личных наблюдений, на основе многолетнего опыта исследования тайны человека, Достоевский не только создает собирательный образ главных бесов – “сверхчеловеков", но и как писатель-реалист раскрывает разнообразные типы, характеры бесовщины, показывает, каким образом они возникли в современном обществе.
Бесовщина - социально-политическое явление, самый разрушительный тип нигилизма, представленный в философских произведениях Ф. Ницше, и ставший выражением его собственных воззрений. Достоевский раньше немецкого философа и глубже всех тех, кто занимался проблемой свободной личности, “сверхчеловеком", раскрыл социально-психологическое и политико-идеологическое содержание сознания “сверхчеловека", квалифицируя его как "болезнь беснования" культурного слоя интеллигенции, оторвавшегося от национальной почвы и превратившегося в мерзость.
Достоевский в романе выводит целую плеяду нигилистов, революционеров-разрушителей, классифицируя их по типам: чистые социалисты, кабинетные теоретики-книжники, борцы "за правду", за "великую цель", практики - политические авантюристы и мошенники. Он подверг критике течение крайне левых революционеров (бланкистов, анархистов), их проект устройства будущего вульгарно-казарменного, тоталитарного общества.
В романе выразителем и автором такого проекта представлен П. Шигалев - фанатик-честолюбец, организатор "земного рая", общества беспрекословного поведения и стадного равенства. Формула его общественного политического устройства проста: общество делится на две неравные части - одни получают личную свободу и безграничное право над остальной частью, другие, т. е. основная часть, влачат рабское существование. Это общество насилия, беззакония, нетерпимости к равенству, к образованию, к религии, к инакомыслию. Доносительство, клевета, убийство - важные средства в технологии власти господ. А главное, стадное равенство меньшей части общества - рабов. "Рабы должны быть равны: без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство, и вот шигалевщина", - говорит главный герой романа Петр Верховенский (Там же. Т. 10. С. 322).
Петр Верховенский, человек решительного действия, союзник и единомышленник Шигалева, пытающийся на практике реализовать его проект общественно-политического устройства, применяя самые зверские способы и методы. Это человек - не отягощенный никакими нравственными нормами, циник, политический авантюрист, с откровенностью заявляющий, что он не социалист, а мошенник. Его главная политическая цель - захват власти и беспощадное развращение и разрушение общества. Вот как Достоевский описывает тактику Верховенского: "Мы уморим желание; мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство... Полное послушание, полная безличность, но раз в тридцать лет Шигалев пускает и судорогу, и все вдруг начинают поедать друг друга, до известной черты, единственно, чтобы не было скучно... Но одно или два поколения разврата необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, вот чего надо!" (Там же. С. 323, 325).
Возникает вопрос: на какие силы опирается тайная революционная организация, ее руководство, кто является их пособником в борьбе за власть? Достоевский в романе называет эту новую силу. Это разнообразные представители той части разлагающейся интеллигенции, о которой он неоднократно говорил как о продукте гниения дворянского сословия, чиновничьей власти и всей политической системы общества, государства 70-х гг. В состав новых сил, на которые делает свою ставку главный бес революции, входят: учитель-атеист, смеющийся с детьми над их богами, адвокат, защищающий образованных убийц, присяжные, оправдывающие преступников, прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, обслуживающие власть администраторы, литераторы - все эти люди, по словам П. Верховенского, "наши", то есть "не те только, кто режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются, такие только мешают", а те, которые пригодны только на раз, и могут быть использованы лишь как средство, рычаг, чтобы землю поднять" (Там же. С. 324, 325).
Тайная организация располагала и своими идеологами. Одного из таких типов идеологов Достоевский создает в образе Николая Ставрогина, сподвижника Петра Верховенского, самого сложного и яркого представителя из демонов революции. Человек с прекрасной внешностью, аналитическим умом, большой внутренней силы, с юности "бросивший вызов лицемерным устоям общества, пустился в разврат, не желая разврата". Оторвавшись от народной почвы, потеряв ощущение различия добра и зла, свершил ряд гнусных преступлений. Жертвой его становится ребенок, по его вине загублены жизни Хромоножки, Лизы Дроздовой. Ставрогин, осознавая свое ничтожество и мерзость и не утратив совсем привычек порядочного человека, вынашивал мысль "убить себя, смести себя с земли как подлое насекомое". Это внутреннее борение совместимых в его натуре начал добра и зла и понимание им того, что к человеческому достоинству возврат невозможен, толкало его на новые преступления. Он не случайно оказался членом тайного общества революционеров, его главным теоретиком, идеологом.
По замыслу Петра Верховенского, Ставрогин "по необыкновенной способности к преступлению" мог бы "сыграть роль Степана Разина" или выполнить функцию политического вождя и стать "знаменем" реорганизации общества по новому плану. Обращаясь к Ставрогину, Верховенский говорит: "Вы, красавец, гордый как бог, ничего для себя не ищущий с ореолом жертвы... ведь я и схватился за вас, что вы ничего не боитесь... ваш счет теперь слишком велик и не могу же я от вас отказаться! И нет на земле иного как вы... Без вас я - Колумб без Америки" (Там же. С. 326). Будучи членом центрального комитета тайного общества и составителем его устава, в целях предотвращения провалов Ставрогин выдвинул иезуитскую идею "повязать кровью членов политического кружка" ("пятерки"), подговорив четверых убить пятого под предлогом, что тот доносит. По его логике "все четверо тотчас становятся рабами" вождей тайного общества и уже "не посмеют бунтовать и отчетов спрашивать" (Там же. С. 299). В заключительной части романа, в последнем письме, подводя итог своей преступной жизни, он признал, что "истощил в ней свои силы", отступив от нравственности, от Бога и от всего того, что связывает человека с почвой, землей, народом. Духовно опустошенный, но не потерявший рассудок, Ставрогин добровольно уходит из жизни.
Трагически сложилась судьба молодых гуманистов А. Кириллова, И. Шатова, вовлеченных в процесс разрушения старых ценностей, но ориентированных на лучшее будущее человечества. Кириллов - "человек ужасных фантазий", свершивший "идеологическое" самоубийство. Он был убежден, что причина бедности, несчастья, страданий человеческих заключалась в страхе людей перед небом, в страхе проявить своеволие. "Человек - только и делал, что выдумывал Бога". Вера в выдуманного Бога лишала его воли и свободы, а сама общественная, политическая жизнь, ее законы - "ложь и дьяволов водевиль". "Осознав" первым, что Бога нет ("Бог умер''), Кириллов пытался доказать всем эту мысль. Он считал, что только победа над страхом смерти может спасти все человечество, сделав его свободным и независимым. Более того, кто "первый победит боль и страх, тот сам Бог будет. А тот Бог - не будет". Мысль о смерти прежнего Бога рождала соблазн обретения свободы путем самоубийства. Это означало остановить время и сделать шаг в новую эпоху всемирной истории чело-векобожеством. На примере Кириллова Достоевский пытался показать, насколько опасен в своем безумстве крайний индивидуализм, противопоставляющий себя миру необходимости и саморазрушающейся ложно понятой идее свободы. Вместе с тем Кириллов представлен в романе в образе страдающего гуманиста, готового пожертвовать своей жизнью во имя общей свободы и счастья людей.
В контрасте с бесовщиной Достоевский создает близкий ему по духу другой трагический образ - студента Ивана Шатова, ставшего главным объектом политического убийства. Шатов пришел в тайную организацию из низов с целью изменить существующие социально-политические условия разложившегося общества. По складу характера, как описывает его автор романа, Шатов "целомудрен, стыдлив до дикости", выше всего считал честность, а "убеждениям своим предавался до фанатизма". Цель всего движения народного он видел в искании Бога. В его представлении "Бог есть синтетическая личность всего народа, взятая с начала его и до конца... у всех или у много народов был один общий Бог, но всегда у каждого был особый. Чем сильнее народ, тем особливее его Бог” (Там же. С. 199). Ставрогин замечает ему в одной из бесед: "Вы Бога низводите до простого атрибута народности?". Шатов возражая, говорит: "Напротив, народ возношу до Бога. Народ тело божие... Только единый из народов и может иметь Бога истинного, хотя остальные народы имели своих особых и великих Богов. Единый народ "богоносец" - это русский народ" (Там же. С. 200).
Эти мысли Шатова созвучны идее Достоевского о воссоединении народов под православной верой России и оздоровлении погрязшей в безнравственно и потерявшей Христа буржуазной Европы. Распознав истинные намерения вождей заговорщицкой организации, Шатов решил порвать с ней, и по решению центрального комитета тайного общества был приговорен к смерти. В откровении своей сестре Марии он так аргументирует причину выхода из организации: "Кого же я бросил? Врагов живой жизни, устарелых либералишек, боящихся собственной независимости, лакеев мысли, врагов личности и свободы, дряхлых проповедников мертвечины и тухлятины! Что у них старчество, золотая середина, самая мещан, подлая бездарность, завистливое равенство, равенство без собственного достоинства, равенство, как сознает его лакей или как сознавал француз девяносто третьего года... А главное везде мерзавцы, мерзавцы и мерзавцы!" (Там же. С. 442). В этих хлестких словах Шатова - обличение автором всей мерзости политического авантюризма либералов, крайне левого революционизма, главных представителей "освободительного движения".
Убийство Шатова в романе Достоевский изображает как начало возмездия, разгрома преступной организации, превратившейся из политической организации в уголовную. По его замыслу, зло должно быть наказано. "Пресечь силой навсегда злодейство”, по Достоевскому, есть выражение идеала русского народа, волновавшего целые поколения. "За преступлением обязательно следует наказание" - таков должен быть закон всякого нормального общественного устройства. Этому категорическому императиву великий писатель-реалист следовал всю свою жизнь. Кстати, формула "преступление - наказание" не была понята Л. Толстым с его учением "о непротивлении злу", резко контрастирующим со взглядами Достоевского.
Таким образом, распознав болезненные и опасные политические тенденции 60-70-х гг., Достоевский не только сделал активную попытку развенчать окончательно политический авантюризм, революционный экстремизм, их опасность для общества (и, естественно, обреченность их), но и показал, к чему могут привести идейно-политические блуждания той части интеллигенции, которая оторвала себя от Бога, от Христа, от христианских нравственных норм, от народа. Через все свои произведения Достоевский проводит мысль, ставшую центральной в его социально-политических взглядах: что причину социально-политического разлада общества следует искать в духовных основаниях самого человека, в тайниках его души. Особенно это наглядно он проиллюстрировал в своем романе "Бесы". Именно в этом произведении, как ни в каком другом, Достоевский со всей откровенностью и четкостью выразил свои политические взгляды, свое отношение к русской революции и различным движениям (народничеству, анархизму, либерализму с его крайним индивидуализмом и другим организациям и движениям) с позиции политического консерватизма, консерватизма особого, перемешанного с революционностью, но революционностью другого плана и направления. В "Бесах", писал Н. Бердяев о Достоевском, "он является пророком русской революции... он революционер духа. Он хочет революции с Богом, с Христом... Достоевский враг атеистического социализма, как соблазна великого Инквизитора, как предания свободы духа во имя хлеба и счастья.. Он тоже социалист на почве православия, социалист со Христом. Он строил теократическую утопию, которая есть отрицание старого мира, отрицание государства и буржуазного хозяйства. В этом он очень русский" (Бердяев Н. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1997. С. 319).
Особый консерватизм Достоевского с ярко выраженной революционностью, о котором говорит Бердяев, это не только теократическая утопия с отрицанием старого мира, но и отрицание нового, неприемлемого им буржуазного порядка. Это своеобразная антикрепостническая, антибуржуазная политическая доктрина и идеология, пропитанные духом христианского демократизма, выражающие веру и любовь писателя к народу, к русскому мужику, глубокое сочувствие к его страданиям, правде и справедливости. В своем народе Достоевский видел спасение России, ее социально-политическое обновление. Его консерватизму не были чужды и личностные начала, воплощавшие дух свободы русского человека, которые проявлялись в славянофильской идее соборности, противостоящей крайним формам индивидуализма и коллективизма Соборность, сочетая общественные и личные интересы, не лишала личность ее своеобразия, индивидуальности и свободы" (См.: Цимбаев Н.И. Славянофильство. М., 1986. С. 183, 231).
Понимание Достоевским личности содержательно и глубоко. В "Зимних записках о летних впечатлениях" главным признаком высочайшего развития личности он называет "самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех... чтобы и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 5. С. 7, 79).
Проблема личностного начала в творчестве Достоевского неразрывна с его идеей диалектики свободы. В свободе и личности он видел светлые и темные стороны. Рассматривая их в контексте диалектики добра и зла, четко отделял их истинный, настоящий смысл от ложного. В романе "Братья Карамазовы" (1879-1880) Достоевский, решая глубокие и сложные вопросы человеческого бытия, в главе "Великий Инквизитор" доводит свою доктрину свободы до кульминации, выступая против католицизма и атеистического социализма как духовных притеснителей народа, попирающих идеалы свободы и личности. В романе "самый страдающий неверием атеист" Иван Карамазов, близкий по взглядам Великому Инквизитору, полагает, что "люди никогда не могут быть свободными и счастливыми", ибо человек по своей природе слаб, и "закон Христов для него невыносим", что Христова вера "вознесла человека гораздо выше, чем стоит он на самом деле". Человек устроен бунтовщиком, а бунтовщики не могут быть счастливы (Там же. Т. 14. С. 229; Т. 11. С. 296). Человек во имя выгоды и материальных благ (хлеба) сам лишает себя свободы послушанием, а "какая свобода, - говорит Великий Инквизитор, - если послушание куплено хлебом?.. Дайте ему волюшку, слабому человеку, сам ее принесет... свобода и хлеб земной вдоволь для всякого вместе немыслимы" (Там же. С. 231).
Достоевский отвергает позицию неверия в человека и его свободу. Суть идей Инквизитора он характеризует как "презрение к человечеству под видом сознательной любви к нему". Во имя любви к человечеству вместо свободы и просвещения католицизм и социализм несут ему "закон цепей и порабощение хлебом, строят свой идеал насилия над человеческой совестью до "низведения человека до стадного скота". Вера в человека и его свободу торжествует у Достоевского. "В человеке, - говорит он, - таится великая сила, величайшая красота... величайшая чистота его... красота в правде бесспорной и осязательной, но подлинная суть человека в свободе и только в ней" (Достоевский Ф. М. Дневник писателя СПб , 1999. С. 500).
Достоевский различает свободу аморальную ("разнузданность желаний", скрытая в глубине души "страсть к выгоде", к денежному обеспечению "самозамыкающего индивидуума", связанного с поверхностным утилитарным сознанием) и свободу подлинную, настоящую. "Настоящая свобода, - пишет он в "Дневнике писателя", - лишь в одолении себя и воли своей, так, чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтобы всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином" (Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 21. С. 67).
Эту мысль о подлинной свободе и правде Достоевский полнее развертывает в очерке "Пушкин". "Смирись, гордый человек, - обращается он с мудрым советом к людям, не вставшим пока на праведный путь, - и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на народной ниве" - вот это решение по народной правде и народному разуму. "Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой и узришь правду... Победишь себя, усмиришь себя и станешь свободен, как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь, наконец, народ свой и святую правду его" (Достоевский Ф. М. Дневник писателя. С. 493).
Раскрывая темные стороны души человеческой, глубинные основы зла, творящего беспредельный эгоизм, бесчеловечие, социально-экономическую, политическую бестолковщину, уничтожая свободу, Достоевский не хотел и не мог верить, "чтобы зло было нормальным состоянием людей". Он с уверенностью говорил о неиссякающем потенциале добра человеческого, противостоящего злу. В здоровых, неиспорченных инстинктах восприятия живой природы, живом ощущении Бога, как это можно заметить в людях типа князя Мышкина ("Идиот"), старца Зосимы, Алеши Карамазова ("Братья Карамазовы"), смешного человека ("Сон смешного человека"), Левина ("Война и мир" Л. Толстого) и др., по мнению писателя, заключена "тайна обновления для всех, та мощь, которая, наконец, установит правду на земле".
Достоевский с оптимизмом говорил о грядущем поколении людей с неиспорченной идеей любовью и красотой: "Я безгранично верю в наших будущих и уже начинающихся людей, они пока не спелись, но они пока страшно разбиты на кучки и лагери в своих убеждениях, зато все ищут правды прежде всего... Поверьте, если они вступят на этот путь истинный, найдут его, наконец, то увлекут за собой всех и не насилием, а свободой... Вот этому надо поверить прежде всего и это надо уметь разглядеть" (Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 21. С. 63).
Только с приходом нового поколения свободных людей изменится и социально-политическая среда: государство, система политического управления, общество в целом и мир человеческий. "Только сделавшись сами лучшими, - говорит писатель, - мы и среду исправим и сделаем лучшею. Ведь только этим и можно ее исправить"49. (Там же. Т. 21. С. 15). Эта реальная диалектика неизбежной смены старых условий новыми у Достоевского, как отмечалось выше, имела свои основания во внутреннем самосовершенствовании человеческой души, никогда не утрачивающей, согласно божественному замыслу, свою мотивацию к гармонизации человеческого бытия путем свободного волеизъявления, а не насилия. Именно эти религиозно-философские мотивы питали социально-политические взгляды великого писателя на человека, общество, государство, политическую власть, на их настоящее и будущее. Однако нельзя не заметить их противоречивость, как и всего мировоззрения Ф. М. Достоевского. Это объясняется тем, что писатель, находясь постоянно в творческом поиске форм изображения действительности, не всегда мог разобраться в многообразии противоположных его воззрению идейно-политических направлений.
Мировоззрение писателя может быть правильно понято только в связи с многообразными, не исключая противоположных ему, идейными направлениями. Некоторые исследователи, справедливо указывая на синтетический характер идейных замыслов Достоевского, отмечают, что он как мыслитель не всегда укладывается в традиционное русло основных направлений общественно-политической и философской мысли своей эпохи. Как отмечает А. Штейнберг, в глубочайших тайниках его мысли "могут противостоять друг другу самые разнообразные по духу идеи”, носителями которых являются созданные по воле писателя-реалиста образы тех или иных социальных политических явлений. "Достоевский, - пишет он, - своим интересном исследовании "Система свободы Достоевского", - заставляет позитивизм развиться до смердяковщины, субъективный идеализм до преступления и бунта, коллективизм говорить языком шигалевщины, христианство воплотиться в безоружное рыцарство: он мыслит за тех и за других, и за третьих, он систематизирует все противоборствующие в современности мировоззрения... и мыслит целыми мирами" (Штейнберг А. Система свободы Достоевского. Берлин, 1923. С. 15).
Достоевский делал попытку примирить славянофилов с западниками. Он призывал западников учиться у Пушкина "способности к синтетическому примирению противоположностей". Признавая подлинный универсализм гения Пушкина, примиряющий славянофильство с западничеством, Достоевский не сомневался, что проблема политических и культурных отношений между Россией и Западом вновь встанет особой силой перед русской общественностью. В объяснительном слове по поводу своей речи о Пушкине, произнесенной 8 июня 1880 г. на торжественном заседании Общества любителей российской словесности, Достоевский сформулировал главное условие, принятие которого снимет противостояние славянофилов и западников и "утвердит единение всех образованных русских людей" для будущей прекрасной цели: это "признание самостоятельности и личности русского духа, законность его бытия и человеколюбивое, всеединящее его стремление... к всечеловеческому братству" (Достоевский Ф. М. Дневник писателя. С. 488). Таков основной смысл его идеи всеохватывающего синтеза западного и русского духа.
В заключение можно с уверенностью отметить следующее. В лице Достоевского мы, безусловно, находим провозвестника и защитника свободы, свободы личности, который был всегда на службе "девяти десятых русских" с верой, что все они "будут когда-нибудь образованы, очеловечены и счастливы". Как политический мыслитель, он понимал главное назначение политики - служить интересам народа и человечества. Достоевский признавал только такую политику, которая имеет прочные нравственные основы, независимо, к какому социальному, политическому течению, направлению она принадлежит. Великий писатель-реалист был уверен, что "все бесчестное неестественное в политике против нас и других, все противное истинным интересам нации рано или поздно уничтожится само собой" (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 25. С. 183). Естественными составляющими политики должны быть честь, великодушие, справедливость, даже если это идет в ущерб ее интересам, интересам нации. Такова, по его мнению, "высшая политика для великой нации", такова высшая государственная цель (Там же. Т. 23. С. 65).
Обладая глубокими и разнообразными знаниями, гениальным талантом, Достоевский, как никто другой проник в тайны человеческого духа, в его природу добра и зла. Великое учение о человеке имело определяющее значение в духовной жизни многих поколений, идущих по пути добра, противостоящего злу.
Тем временем: