Эвридика в роли Орфея
– Эвридика в рли Орфея –
О Марине Цветаевой принято говорить восторженно, с придыханием – в ее
манере, всячески педализи¬руя «трагическую судьбу». При этом мы часто
забываем, что судьба любого человека, если ее проследить от рождения до
финала, обязательно окажется трагической. Ведь жизнь, как с ней ни
играй, как ее ни обыгрывай во всех мажорных регистрах, рано или поздно
заканчивается смертью. А это трагично для каждого.
Марина Цветаева
по природе своей из крепкого рода Цветаевых и могла бы дожить до
мафусаиловых лет. Тому свидетельство – ее сестра Анастасия, которая
радовала нас своим полнокровным творческим долголетием.
Принято
считать, что трагический финал с петлей на шее целиком и полностью был
предопределен тяжелой судьбой. Но судьба Анастасии не менее тяжела, и
все же она, слава Богу, умерла во благовремении своей смертью. Марина
Цветаева трагический финал своей жизни заранее программировала, как
программировала она судьбу любимого по всем параметрам сы¬на Мура, когда
сказала, что Мур или станет Наполеоном, или погибнет добровольцем на
фронте.
Невозможно поверить, что Марина Ивановна не знала, в какую
страну она возвращается. Все знала – слишком была умна, талантлива,
прозорлива. Она вернулась в ад, как Орфей «вернулся» за Эвридикой, с той
разницей, что Эвридикой была она, а плененный адом Орфей – ее
героический супруг.
Быть героем – значит быть слепцом. Фанатично
устремиться к великой цели, а в результате быть нагло использованным
всеми спец¬службами в их сомнительных, грязных целях. Цветаева
культивировала героизм с детства. Портрет Орленка, сына Наполеона, из
драмы Ростана заменял икону. На него она и молилась безбожно, как все
поэ¬ы, нарушая заповедь «не сотвори себе кумира».
Цветаева всю жизнь
творила кумиров. Хотел сказать «ложных кумиров», но кумиры всегда
ложные, даже если они талантливы или гениальны.
Кумиру Эфрону была принесена в жертву и своя жизнь, и жизнь сына, и жизнь дочери, и жизнь сестры.
Влюбившись в одного графомана, Цветаева пишет пламенную статью "Поэт – альпинист» где восхваляет поэтическое ничто.
Согласно героическому канону жизнь поэта должна протекать в нищете и
лишениях и Марина Ивановна всячески поддерживает и развивает в своих
письмах миф о нищете. Я был во Франции, в Медоне, и видел ту
великолепную виллу, где Цветаева жила в мифической нищете, совершая
окрестные путешествия с поэтом-альпинистом, в которого страстно
влюбилась. В этот счастливейший и благополуч¬ный период парижской жизни
она все время жалуется в письмах, что ей не заплатили, недоплатили, что
не хватает денег на то и на это. Так Пушкин, ведя сверхроскошный образ
жизни, остался должен императору 50 тысяч, а потомкам внушил-таки мысль о
своей нищете. Романтический стереотип, в который сами поэты верили. Да
кто из нас не хотел бы пожить в той нищете где-нибудь в Париже или
привилегированном пригороде в Медоне? Как-то поэт Бонифаций пошутил,
перефразируя Пастернака, адресата Цветаевой:
«Цель творчества – самоотдача
и переделкинская дача».
Это всего лишь шутка, но она развеивает навязчивый стереотип, что
русский гений обязательно должен прозябать в нищете. Нищету настоящую
Цветаева узнала, когда, вер¬нувшись в воюющий Советский Союз, не могла
устроиться в Казани даже уборщицей. И никто-никто не мог ей помочь.
Однако она была слишком сильной личностью, чтобы из-за этого повеситься в
эвакуации, похожей на ссылку. В лагерях и тюрьмах, где томились ее муж и
ее сестра, было куда страшнее и тяжелее. Самоубийство Цветаевой – это
еще и комментарий к ее гениальным строкам:
«Послушайте, еще меня любите,
за то, что я умру».
Как все настоящие поэты, Цве¬таева в своих стихах больше самой себя. «Отказываюсь жить в бедла¬ме нелюдей» —
это ведь не пред¬смертная записка, а вполне прижизненные стихи. То,
что в стихах поэзия, в жизни проза, и притом весьма приземленная. Марина
Ивановна инсценировала свой поэтический отказ от жизни самой жизнью,
вернее смертью. Но стихи все равно сильнее.
Возможно, что в Елабуге
ослабла вера в поэзию. Ведь поэты тоже люди и вовсе не из железа. Даже
Христос усомнился и смутился ду¬хом перед арестом в Гефсиманском саду.
Интуиция подсказывает, что чисто по-человечески Цветаева могла все
перебороть, выжить и дожить до более светлых времен, как Анастасия.
Однако выживание вовсе не входило в ее поэтическую программу. Она могла
только жить, требуя от всех окружающих обожания и любви. Ее способность
влюбляться и влюблять в себя мужчин и женщин даже по переписке поистине
удивительна. Эпистолярный роман с дальней родственницей Натальей
Гайдукевич — шедевр такого почтового любовного воркования. Она уже почти
охмурила своего адресата, но у той вовремя сработал инстинкт
самосохранения, и поездка в Париж, которой так требовала Цветаева, не
состоялась. И Бог с ней. Не в поездке дело, а в письмах.
Марина
Цветаева жила на редкость полнокровной, насыщенной и переполненной
жизнью. Она была настолько счастлива в браке и в бесконечных романах со
всеми, что часто радость принимала за горе, а любовь за ненависть.
Крайности сходятся, а она вся из крайностей. Обаятельная, умная,
сверхталантливая, любвеобильная поэтесса так привыкла покорять всех и
вся, что не могла смириться даже с временным поражением. Ведь в конечном
итоге она все-таки очаровала и Советский Союз, и нынешнюю Россию, и
Париж, и Прагу-и всех и вся!
Она Эвридика, сошедшая в ад СССР за своим Орфеем- Эфроном с той разницей, что на самом деле Орфей-она.
Рег.№ 0274518 от 4 ноября 2017 в 14:23
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!