Диалог с душой... или После поездки в монастырь, в Храм Иконы Державной Божьей матери.

1 апреля 2014 — Stefanija Kamininiene

Диалог с душой... или

После поездки в монастырь, в Храм Иконы  Державной Божьей матери.

После поездки в монастырь, в Храм Державной Божьей матери.

Первый раз я ехала в женский монастырь.

Ранее только читала об этом в приключенческих романах и представления особого не имела... А тут по программе семинарских курсов представилась возможность побывать в Храме, в монастыре. Программа семинаров для учителей в Калининграде совмещала и посещение епархий близлежащих Храмов.

Храм Державной Божьей матери находился на расстоянии 100 километров. И мы торопились успеть  дотемна добраться до монастыря.

Просидев полдня за партами в Институте развития, мы, голодные, уставшие от утрешних выступлений и бесед, крикливые, шумные, разместившись в старом, дряхлом, видавшем виды автобусе, отправились в путь. Без задержек на дорогах выехали из Калининграда... Сначала ехали по ровной трассе, после нудно, долго - по узкой лесной просеке, еле вмещавшей огромный автобус с пассажирами. Дорога с колдобинами и ухабами, казалось, вытрясала все машинные внутренности, бросая автобус то вправо, то влево.

Кто-то мирно беседовал, кто-то  пел... Скучно поглядывая в окно, я, сквозь дрему, вслушивалась в разговор коллег, которые бурно обсуждали предстоящую встречу...

И вдруг картинка из окна автобуса...

Сказочная дубовая роща со столетними исполинами - великанами, хранящими дух прошлых столетий... Озеро в тишине.. с утками... Поодаль - золотые купола! Храм Державной божьей матери! Все в величие и красоте!

Хотелось присмотреться...

Густая крона столетних дубов, казалось, распростерла перед нами свои объятия у подножия Храма, предлагая укрыться от жаркого, палящего солнца, приглашая в свою обитель...

Дружно вывалившись из автобуса, мы, довольные, но обессиленные поездкой, сразу устроились в тенечке, на траве, под деревьями, чтобы отдышаться от автобусной духоты и долгой дороги.

Я вдруг представила себя такой маленькой, крошечной девочкой из сказки, которая попала в «Тихое, зеленое царство», оберегаемое этими великанами с необъятными, корявыми стволами...Царство Берендея, с глубокой заводью – блестящим на солнце озером, канавками, маленькими мосточками и замком с золотыми куполами... Такое великолепие...

Настоятельница Храма тепло приветила нас и провела по территории Храма. Показала жилые помещения, поведала нам, что «Храм возник на пустом месте после пожара...давно, еще до войны, в 30е годы. А ранее, старинное родовое имение принадлежало богатому бюргеру, который, в сороковые , лихие годы, бросив имение, бежал на Запад, оставив наследные бумаги в дар местному батюшке и церкви.» И что, якобы, уже « закончен ремонт и реконструкция основных помещений монастыря.»

««Храм, после всех разрушительных стихий и бедствий, восстал из пепла! Сколько вложено тепла и участия прихожан в богоугодное дело! Сколько оказывается помощи и благотворительности простыми посетителями Храма,»- делилась она радостью.

Я слушала тихий голос настоятельницы и думала о том, что состояние особого душевного трепета не покидает меня во все время пребывания здесь, заставляя вслушиваться в каждое слово...

- Так рядом с ними тепло, уютно, покойно, -говорила я себе.

Настоятельница монастыря и монахини, тихие, внимательные к слову, были рады видеть нас! Они смотрели нам в глаза! Им совсем не важно, -кто мы, откуда, какой должности, звания... Откровение, искренность источали их иконоподобные лица и души!

Я не увидела здесь грустных, смиренных лиц –их взгляд лучился, лица светились в покое, радости и умилении. Они улыбались нам, как дети, рассказывая о своей жизни в «послушании» так, будто другой жизни в миру... и нет, а есть только эта, облагороженная молением и причащением к святому чтению.

Сначала мы отведали их нехитрый обед: молочный суп, овощи, картофель с сельдью... Затем, нас угостили сливками и творогом, -продуктами собственного приготовления и заготовления. Рядом с Храмом усадьбы, огороды, скотный двор –большинство прихожан им помогают возделывать земельные участки. И территория Храма ухожена, -  дело   рук прихожан.

Я очень переживала, что я буду делать, когда все зайдут в Храм и станут молиться, переживая за свое мусульманское вероисповидание, происхождение...

« Я буду стоять молча, наблюдать, как в музее,»-сказала я себе. Встала в сторонке и стала внимательно всматриваться в окружение. Величавая красота Храма завораживала! Старинные иконы, свечи, поддерживающие эту торжественную красоту, заставляли млеть, трепетать...от душевной наполненности текли слезы! Внутри «селилась» благодатная тишина...

Настоятельница обратила внимание, что я стою одна, подошла ко мне:

-А ты, дочь моя, что стоишь?»- тихо спросила она.

- А я не могу креститься, я мусульманка,- тоже тихо ответила я

-А ты в душе молись, по-своему, обращаясь у Всевышнему, он услышит!» -произнесла она.- Он все молитвы слышит! Ему не нужен язык! Ему нужна душа! Вот и обращайся к нему душой, - уверенно произнесла она.

После молебна и службы в церковной обители, настоятельница опять подошла ко мне.

- Вот икона Державной Божьей матери! Вам! В подарок! –сказала она и протянула руку. – Может быть, вам потребуется в дороге, - маленький образок!- мило улыбнулась она.

Мы разбрелись, гуляя по роще, осмысливая увиденное.

Подумалось...

Как мелки, ничтожны и не предметны наши мысли и деяния...

Хотя дела наши в быту и нужные –мы воспитываем детей... «Вкладываем», сеем, доброе, светлое! Есть оправдание... А так ли мы их воспитываем? Те ли слова говорим?

Суета наша земная, облеченная в «разноцветье»!

Среди этой мишуры многим не дано увидеть главного!

Ведь мы только просим, умоляем, голосим, когда хотим защиты или просим чего –нибудь у Господа, забывая при этом, поблагодарить за дары...

Еще родители наставляли:

«Господь милостив! Он всегда спешит услышать наши молитвы, если они от сердца! И ему совсем не важно –католик ты или православный, мусульманин...Для него все равны!»

Только в суетной жизни все ранги поделены, согласно «купленным билетам». Живем в  равнодушии, облеченном  в форму «бытия»...

Вот такая она наша земная жизнь! Хорошо, если человек понимает, в чем смысл человеческой жизни.

Подумалось...

Служение Господу, -разве это отречение от жизни? Это и есть жизнь с Богом! Жизнь на Земле с Богом в душе, -вот к чему надо стремиться! Тогда и появится та тишина в душе, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне! Очистится душа!

Я уже давно не чувствовала такой детскости души, особого состояния, когда ты ничего не боишься...Наверное, это провидение Божие, подумала я, какой-то знак свыше- я получила в дар от настоятельницы Храма икону Державной Божьей матери! Душа моя причастилась к великому и святому! И я успокоилась в мысли!

В этой обители мы встретили не оторванных от суетной жизни людей, не равнодушных свидетелей жизни нашей , в нашем о них представлении, - а увидели - людей, полных жизни, причастных к тому, что творится в жизни нашей. Они не только молятся за нас, но и умеют речь свою облечь в лирическую исповедь, в стихи. Одна из послушниц – Наталия - пишет стихи - размышления... В миру имеет высшее филологическое образование, ранее увлекалась журналистикой, хорошо знает историю возникновения этого Храма....является летописцем Храма Державной Божьей Матери.

После посещения Храма стало легче на душе... Диалог с душой  –великая сила, заставляющая переосмыслить настоящее.

Р.С

Записки из дневника.

Вчера 2008-05-16 я приехала из Калининграда. Там прошли первые Международные Кирилло- Мефодиевские чтения и семинары, организованные Калининградским областным институтом развития образования с участием Российского государственного университета им.Канта. Представительства в г.Калининграде Регионального общественного фонда «Центр развития русского языка», Смоленско- Калининградской епархии Русской Православной Церкви при финансовой поддержке фонда « Русский мир». Семинар был великолепно организован и обогатил нас не только своей полезной информационной базой , но и тем духом единения всех с великим «Живым словом».

В этом мероприятии принимала участие и наша Клайпедская делегация под руководством Клайпедской основной школы А.Рублева и Ассоциации учителей русского языка «Веди» с бессменной ведущей- учителем-экспертом русского языка - вот уже долгих 10 лет -Ларисой Гнеушевой, подвижницей великого дела

Программа семинаров включала пленарные заседания с ведущими Л.Г.Дорофеевой, Т.М.Виноградовой.

Чтения открылись замечательным выступлением детского православного хора Кафедрального Собора Христа Спасителя.(регент М.Букова)

После приветственных слов заместителя министров образования А.И.Хребтова, ректора института Е.А.Маслова. епископа Серафима-викария Смоленско-Калининградской епархии Русской Православной Церкви , В.И Коебенковой, директора общественного фонда «Центр развития русского языка», Т.М.Виноградовой, доктора социальных наук , доцента Клайпедского университета, директора центра славистики началась рабочая программа семинара, которая предполагала «Работу со словом в контексте духовно- нравственного воспитания младших школьников».