Теория стихосложения
Народное литературно-музыкальное объединение
«Прикосновение»
Юрий Арестов
Методическое пособие
по теории и основам практики стихосложения
для начинающих авторов
(тезисы)
г. Рогачёв
1997 год
Методическое пособие по теории
Стихосложения для начинающих поэтов
Стихосложение – это особая форма выражения мысли, предполагающая напевное, стройное, рифмованное произведение с обязательным присутствием в нём точной или приближённой рифмы, ритма, сравнительных оборотов, образности, построенное так, чтобы произведение было доступно восприятию читателя любой категории образованности.
Нижеизложенное пособие рассчитано на трёхмесячный курс обучения по теории и основам практики стихосложения для людей, имеющих природные способности к творческому (в данном случае поэтическому) отображению мыслей.
Ни в одной точке земного шара нет учебных заведений, в которых бы проводилась подготовка специалистов по профессии – поэт. Поэтому профессионализм стихотворца определяется не наличием у него гуманитарного образования или высокой занимаемой должности (скажем, в культуре, даже литконсультантской при редакциях, издательствах и т. д.), а наличием в его произведениях содержательности, глубины и чёткого технического оформления поэтического произведения.
Рифмованное произведение лишь тогда считается стихотворением, когда в нём присутствуют:
1. Тематика;
2. Широко, ясно и разносторонне раскрыт сюжет;
3. Смысловая глубина;
4. Образность, сравнительные обороты;
Точная или наиболее приближённая рифма;
5. Чёткий, строгий ритм;
6. Краткость изложения мысли;
7. Узел смыслового вывода (определяющее завершение);
Читаемость или нечитаемость произведения зависит от таланта автора, его способности излагать суть сюжета и изыскивать привлекательную «изюминку».
Итак: стихосложение.
Рассмотрим пример классики:
… Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
(С. Есенин)
Здесь автор сравнивает месяц с жеребёнком и на этом основании развивает свою фантазию дальше, отчего произведение получается красивым, поэтичным и привлекательным.
Но образность – это только лишь корень стихотворения, суть его и определение замысла. А потому, чтобы этот замысел был полностью раскрыт со всей доступностью для любого читателя, существуют ещё и определённые критерии технического оформления поэтического произведения.
Если стихотворение в первой строке имеет «женскую» рифму, а во второй «мужскую», то по классическому построению четверостишься: 1 – 3: 2 – 4, всё произведение в дальнейшем должно быть построено в такой же форме. И если в первой строке (например) восемь слогов, а во второй семь, то и в дальнейшем произведение не должно выходить за рамки этого счёта.
Примечание: «женская» рифма – это слово, подлежащее рифмованию, на которое падает ударение при правильном произношении – на предпоследний слог. «Мужская» рифма – это слово, подлежащее рифмованию, на которое падает ударение при правильном произношении – на последний слог.
Рассмотрим пример:
1 А жен. - Буря мглою небо кроет, - 8 слогов
2 Б муж. - Вихри снежные крутя. - 7 слогов
3 А жен. - То, как зверь, она завоет, - 8 слогов
4 Б муж. То заплачет, как дитя. - 7 слогов
(А. Пушкин)
А теперь давайте поищем здесь образы. Во-первых, автор нам показывает непогоду, бурю как нечто одухотворённое, живое и способное к действию, т. е. здесь буря в некотором понимании как бы играет, дурачится с резкой сменой настроения. То автор слышит в гудении стихии вой зверя, то будто плач ребёнка.
Образы и сравнительные обороты у каждого человека появляются в зависимости от его образования, знаний, воспитания, чувственности и различных других источников влияния той среды, в которой он живёт, думает, общается.
Обозначим рифмующиеся строчки большими буквами русского алфавита.
Количество же слогов в дальнейшем будем обозначать также русскими буквами (а, б, в, г и т. д.)
Мы рассмотрели правильно выстроенное стихотворное произведение, где читатель как бы плывёт по идеальному ритму, читает с желанием читать. Теперь давайте попробуем переставить некоторые слова. Что у нас получится?
Буря небо мглою кроет,
Снежные вихри крутя.
Она то, как зверь, завоет,
То заплачет, как дитя.
Что же получилось? А получилось то, что при чтении слышится повествование не о том, что буря мглою небо кроет, а то, что «буря «небА мглою кроет. Если буря небА, тогда возникает вопрос: а ЧТО же она кроет? А далее мы здесь же спотыкаемся на слове «снежные», где поневоле получаем «снежны» и как бы само по себе теряется последняя буква «е». Дальше: «она то, как зверь, завет». При этом автоматически падает ударение на первый слог, на «о». И получается не «онА», а «Она». Это очень немаловажная сторона стихосложения – правильность расстановки слов. Приведём ещё пример ровного чтения:
Моя весна вступила в силу
И цветь свою вовсю раскрыла.
(правильно)
И второй вариант:
Весна, приветствую тебя!
И моя жизнь играет, любя.
(неправильно)
По теории построения произведения, читатель должен произносить все слова в правильном исполнении. Если он во втором варианте будет это делать, мы видим, как он прочтёт эти строки. И из рассмотренных вариантов делаем вывод: если в одном определённом ритме начинается стихотворение, то в том же ритме оно должно продолжаться до окончания. При чтении стихотворения, слова, из которых оно состоит, должны быть предложены в правильном произношении, чтобы читатель не спотыкался на сбоях в ритме.
А сейчас рассмотрим два примера:
1. Сравнительный оборот:
Солнце, словно мячик,
Катится в леса…
Здесь СРАВНИВАЕТСЯ солнце с мячиком.
2. Образность:
Мячик солнца катится
Медленно за лес.
Здесь образ солнца как мячика. Ещё: «Серебряный лес» и «Лес, словно серебряный» и т. д.
Теперь обратимся к рифме.
Рифмовка слов «пошла-пришла-ушла» и т. п. бедна, некрасива, режет слух своей слабостью и недоработанностью, как и «розы-морозы-берёзы», при этом также показывая как слабость и некомпетентность автора в стихосложении, так и его лень. Чтобы произведение (включая его и остальные достоинства) выглядело профессионально исполненным и выглядело красиво, элегантно и привлекательно, следует рифмовать разные части речи.Например: «небо – мне бы», «пошёл – дол», «кони – клонит», «где-то – лето» и т. п. Также в одной строфе не должны необоснованно повторяться одинаковые слова. Если по сюжету без этого не обойтись, нужно искать слова или выражения-заменители, в крайнем случае, синонимы. Вот приме,рно так некрасиво:
Я шёл по улице и я
Вдруг услыхал я соловья,
Застыл я, слушая концерт,
Звучащий там, в саду, в конце…
Или:
Мы завтра с тобою пойдём,
Где выткались розы зимы. –
Туда ранней тропкою мы
Уйдём, где мы праздник найдём.
Здесь, кроме необоснованно повторяющегося «мы» ещё и слабость выражения мысли, звучащей не только в глагольной рифме «пойдём-найдём», что очень сильно режет слух слабостью, но и исполнением: «ранней тропкой», «уйдём». Здесь хорошо видна обыкновенная литературно-языковая безграмотность автора, не сумевшего ясно и полноценно оформить свою мысль и правильно её выразить.
Теперь давайте попробуем отделить понятие «стихотворение» от понятия «рифмотворение».
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Вроде, есть и ритм, и, пусть и глагольная, но рифма. Вот только это произведение стихотворением назвать нельзя. Почему? Да потому что в нём нет поэзии, т.е. образности, сравнительных оборотов, глубины замысла. Поэтому оно и называется «рифмотворение». Таким направлением «грешил» А. Твардовский, произведения которого носили балладный характер, характер повествования. В балладах это допускается.
А вот ещё одно:
Прорван фронт, опрокинуто воинство.
Всё равно не сдавайся, держись.
И проигрывать нужно с достоинством,
Даже если проиграна жизнь.
А вот это уже «стихотворение», т.к. в нём глубина, целый мир не только души человека, но и целая его жизнь, философия, которой можно определить судьбу, где «прорван фронт» определяет на какой-то ступени человеческой жизни поражение, но вселяет надежду своим смыслом и глубиной. И в этих четырёх строчках заложен целый том человеческий чувств, эмоций, переживаний.
Теперь немного о самом стихотворении. Первая строка закладывает тему и смысл, вторая или продолжает её, или разворачивает замысел, третья - закрепляет замысел автора, четвёртая подводит четверостишье к логическому завершению, т. е. связывает всё в одну картину.
Рекомендуется воспитанникам литературной студии (кружка, организации) после первого урока об образности также и ознакомиться внимательно с произведениями С. Есенина, т. к. у этого автора в стихах очень много поэзии, выраженной через образы и сравнительные обороты, достойных быть прекрасным примером для направления поиска сравнений.
Для знакомства с примерами выражения глубины и философии произведений начинающим авторам неплохо порекомендовать не только чтение, но и изучение сонетов В. Шекспира и Данте «Божественная комедия», где начинающие авторы смогут почерпнуть для себя столько, сколько им нужно для того, чтобы излагать свои мысли в стихотворном произведении полно, кратко и доходчиво и технически грамотно.
Ни в коем случае не применяйте в своих произведениях тех образов и сравнений, которые уже кем-то были изысканы и раскрыты. Каждое индивидуально найденное сравнение, обязательно опубликованное в СМИ или издании, считается авторским изысканием, и использования этого изыскания (без ссылки на автора) иным лицом считается плагиатом (воровством) и наказывается по закону.
А теперь попробуем провести небольшую разминку в пробе создания стихотворения на готовые рифмы, так называемое «буриме».
Итак, напомню: А – А – это означает соотношение рифмования строк. Если, например, одна из строк стихотворения обозначена большой буквой «А», то любая другая из строк, обозначенная такой же «А» должна рифмоваться с той изначальной с символом «А». Буквы, как я уже упоминал выше, будут использоваться из русского алфавита. Символы «а-а, б-б, в-в» и т. д. означают количество слогов в строке. Допустим, одна из строк обозначена символом «а», где к примеру 8 слогов, значит, и в другой строке, обозначенной таким же символом «а» обязательно должно быть также 8 слогов, в какой бы части произведения эта строчка ни находилась.
В тематике и выборе сюжетов для своих произведений ограничивать учащихся нельзя, даже вредно. Свобода поиска сюжетов и сравнительных оборотов порою служит у начинающих и молодых поэтов точкой отсчёта к поиску своего индивидуального языка изъяснения, стиля выражения, своей индивидуальности. И ещё всегда нужно помнить: поэт – вне политических и общественных движений, он – лишь союзник души и Природы в полном смысле и значении. Никогда не надо пресекать творцов идиотскими нормами: «пиши, как все, пиши о том, о чём пишут все». Этим можно безвозвратно убить в творце Творца. И учителю, и ученику следует всегда помнить: о том, о чём пишут все, уже давно написано и написано во много крат лучше. Нужно искать индивидуальные способы выражения своих чувств. Как учил меня в своё время в своё время прекрасный рогачёвский поэт Н. И. Янченко: «Ищи своё! И пиши так, чтобы даже в стихах без авторства читатель тебя узнавал по «почерку».
Итак: урок 1;
Ученику предлагается лишь схема построения стихотворения, но с условием соблюдения всех технических норм и образности изложить сюжет на свободную тему:
А х _________ рассветы (-том) (-та)
Б а _________ стлать
А х _________ это
С б _________ ночи
Б а _________ тепла
С б _________ очень
Урок 2;
Написать стихотворение о природе:
А х ____ осень
А х ____ носит
Б х ____ свете
Б х ____ ветер
В х ____ просит
В х ____ косы
Г х ____ многим
Г х ____ ноги
Д х ____ мнётся
Д _х ____ солнце
Е х ____ стали
Е х ____ дали
Правописание по ударению некоторых
наиболее часто встречающихся слов
Как НЕЛЬЗЯ произносить (Неправильно) |
Как НУЖНО произносить (правильно) |
Была (по-) (до-) (где-то) |
Была (по-) (до-) (где-то) |
Взяла (-сь) |
Взяла (-сь) |
Гналась (по-) (за-) (до-) |
Гналась (по-) (за-) (до-) |
Дала (про-) (-ась) (от-) |
Дала (про-) (-ась) (от-) |
Жилось (про-) |
Жилось (про-) |
Жила (жить где-то) (про-) |
Жила (жить где-то) (про-) |
Ждала (про-) |
Ждала (про-) |
Задала (-сь) |
Задала (-сь) |
Звонит (по-) |
Звонит (по-) |
Избаловать (-нный) (-аться) |
Избаловать (-нный) (-аться) |
Начала (-ась) |
Начала (-ась) |
Напилась (-лася) |
Напилась (-лася) |
Нарванный |
Нарванный |
Наврала |
Наврала (наврало) |
Несказанно |
Несказанно |
Отдалась |
Отдалась |
Отдала (про-) |
Отдала (про-) |
Пила (пить) (за-) (про-) |
Пила (пить) (за-) (про-) |
Прождала |
Прождала |
Прибрала (-сь) |
Прибрала (-сь) |
Сняла (за-) (-сь) |
Сняла (за-) (-сь) |
Сдалась |
Сдалась |
Сдала |
Сдала |
Собрала (-ась) (-ись) |
Собрала (-ась) (-ись) |
Убрала (-сь) |
Убрала (-сь) |
Поняла |
Поняла |
Приняла (-сь) |
Приняла (-сь) |
Родила (-сь) |
Родила (-сь) |
Спала (про-) (за-) (спать) |
Спала (про-) (за-) (спать) |
Сорвалась (-алось) (-ался) |
Сорвалась (-алось) (-ался) |
Воздала (создала) (-ась) |
Воздала (создала) (-ась) |
Соткала (доткала) (-ась) |
Соткала (доткала) (-ась) |
Взорвалась (–валось) (-вались) |
Взорвалась (–валось) (-вались) |
Баловать (раз-) (за-) (-ся) |
Баловать (раз-) (за-) (-ся) |
С уважением: руководитель народного литературно-музыкального объединения «Прикосновение»: Ю. П. Арестов;
Рег.№ 0066955 от 14 июля 2012 в 16:36
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!