Литературный язык - 3

4 июня 2013 — Олег Павловский

Литературный язык 3

 

3.

ОБРАЗ ПОТИЧЕСКИЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ, и с чем его едят…
Словечко «образно» это один из любимых приемов неофитов и старых пердунов, когда
сказать им нечего, но «очень хочется». Само по себе оно мало что означает, но образ,
в том числе и поэтический, это синоним картины, и с этим трудно не согласиться.
Приведу такой пример:

[…] «…Когда досужие ценители стенают о рифмах, что-то там говорят об
«образах» или пытаются расставить ударения в стихах не ими
написанных – становится смешно. Нет в поэзии и литературе
вообще незыблемых законов. Пунктуация в необходимых случаях также
подчиняется воле автора. Есть только один критерий – мастерство.

Мастерство приходит не сразу, а иным мастерство вообще не доступно
в силу их ограниченности, нахальства, а иногда того и другого вместе.
Нет банальных рифм, – есть банальные мысли.
«Бедных рифм» тоже не бывает, бывает неумение ими пользоваться.
В равной степени это относится и к «образу поэтическому».
Как правило, «критики» злоупотребляющие этим термином, имеют
весьма приблизительное представление о том, что это такое на самом
деле. Поэтический словарь – не самый лучший помощник рифмоплету
и бездарному писаке. Но для того, чтобы «заболтать» и запутать
собеседника – это удобное подспорье для всезнаек.

Примеров поэтического мастерства более, чем достаточно.

А.С Пушкин:

«Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.»

Изысканная аллитерация, сочетание гласных и шипящих довольно
редкое для XIX столетия. Но и этим достоинством пушкинские строки
не ограничиваются. Очень немногими средствами поэт создает более,
чем явственную картину застолья, праздника и как следствие –
общности людей.

Здесь мы «обнаруживаем» неотемлевое свойство поэта и поэзии – умение видеть.
Видение художника дается далеко не каждому, большинство пишущих
лишь имитируют поэтическое видение, только сочиняют картины,
но не пишут их. Это пятый, «промежуточный» контур сознания,
но один из двух высших на Земле.Обозначая его, мы чаще всего
говорим: талант! … »

[…]


Пока любители метафор и синекдох штудируют словари, поэты пишут стихи и,
надо сказать, иногда это у них получается…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.
 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0121448 от 4 июня 2013 в 02:06


Другие произведения автора:

… до горения, сладости, боли, течения, сна

I.Здесь рос кустарник одичалый...

пока и дом молчит, и колокол пасхальный...

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1454 просмотра
Валерий Тытенко # 4 июня 2013 в 02:52 0
Спасибо за Ваше мнение. Учителей действительно хватает, а после них приходят всякие сомнения. И чувствуешь себя потом зашуганным щенком. Более того, некоторые оседлав понятия, как надо писать, сами пишут исключительно гладкие вещи с совершенно пустым содержанием и выдают их за выдающиеся творения. В нашей забайкальской среде тоже есть такие...  А лично мне просто нравится писать, потому и пишу...
Олег Павловский # 5 июня 2013 в 05:53 0
Валерий, любые "отклонения" заметны только в слабых стихах,
на сильные это правило не распространяется.