Микеланджело. Секстинская капелла. "Сотворение Адама". 1510?
_____________________________________________________________________
8.
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ имеет множество определений и все они в той или иной степени
справедливы. Самым близким по смыслу можно назвать ИЗОБРАЖЕНИЕ, или картину.
Говоря об изобразительном искусстве, мы чаще всего и говорим о картинах, реже
о графике или произведениях иного жанра.
Ничего удивительно, что описывая картину художника мы прибегаем к литературным
приемам, объясняем словами то, что можно увидеть и понять без слов, но иначе
не получается.
Изобразительными возможностями обладают не только произведения живописи. Словами
можно передать и зрительный образ, и его характеристики вплоть до сокрытого
в нем сакрального смысла. Сергей Есенин, например, был способен к некоторому
нагромождению образов, выстраивал развернутые метафоры редкой силы и редкой красоты.
Даже кажущееся убожество приобретало в его стихах не только выразительность
и удивительную точность, но и красоту.
…изба-старуха челюстью порога
жует пахучий мякиш тишины.
С.Есенин
Когда мы говорим о произведение искусства, музыки или литературы, то неизбежно
приходим к выводу: любое произведение искусства что-то сообщает нам.
Дистанция от простого украшения до совершенной красоты может быть очень велика.
Но красоту можно преподнести как обилием красок, так и на первый
взгляд очень малыми средствами. Иногда для этого достаточно одного слова,
фразы, удачного сравнения.
« …поэма начиналась лесом,
завалом, просекой травой,
сила россыпями Креза
и земляники полевой…»
Иносказание, метафора, вообще язык металогики иной раз позволяют не только
остановить читателя неожиданным сравнением, но и создать ассоциативный ряд,
выходящий за пределы примитивного описания.
«…тот локоток впивался в бок и
серчал, проказничал, играл –
не признавал идеи Бокля
и Монтескье не признавал,
ни младший Вельд, ни старший Плиний
не беспокоили пока
не спорят прибалтийский климат
и Гердер Готфрид Иоганн…»
Микеланджело, Сикстинская капелла, стенная роспись «Сотворение Адама»…
Что хотел сказать, что смог донести до зрителя великий художник?
Не будем останавливаться на пластической анатомии и на гармоничности композиции –
это важно, но это не главное. Рука Бога, протянутая к сотворенному им человеку,
говорит нам и явственно, и как бы подсознательно: Человек не одинок…
ххх
.
Другие произведения автора:
Песня пехотинца
II. Канал.
Закон есть закон... - 1