ИСКУССТВО И ИСКУССТВОВЕДЫ
1
Больше всего любят рассуждать об искусстве люди от искусства далекие.
Но они обладают одним неоспоримым достоинством – хорошо запоминают «умные слова» и даже
умеют их повторять. Благодаря обилию умных слов, понять что они хотели сказать бывает нелегко,
а то и просто невозможно. Поэтому они говорят исключительно с себе подобными. О чем говорят не важно,
важно – как говорят! Они и находят друг друга посредством этих самых «умных слов».
Между тем, искусство не тайна за семью печатями. Мастера это знают, но очень редко допускают
в свой круг случайных посетителей. Достаточно того, что мастера отдают людям плоды своего творчества,
иногда бескорыстно…
Искусство – умение, оно и происходит от слова «арс», умением и является по сути. Но в отличие от ремесла,
способного лишь к воспроизведению ранее созданного, творец способен создавать новое.
Здесь главенствует принцип: или хорошо, но не так, как уже было сделано, или нечто подобное, но лучше.
Ремесленников это не касается. Спросом пользуются и суррогаты, но и цена им соответствует их достоинствам.
Неверно было бы разделять формы творчества по их значимости. Камерная музыка ничем не лучше «фолк и кантри»,
да и спрос на нее не велик. Труднее для массового восприятия – это да. А наиболее востребован всегда именно
ширпотреб. И так везде – в живописи, в прикладном искусстве, в музыке и в литературе. Не прав был Шеллинг,
утверждая, что мера условности определяет уровень произведения искусства, что скульптура трехмерна и потому
проста для восприятия, живопись оперирует двухмерным пространством и потому рангом выше, а музыка, дескать, –
это длительность во времени, колебания эфира или нечто в этом роде… потому музыка требует…
Ничего она не требует, частушки воспринимаются на ура, а что касается средств… то нельзя сравнивать кисть
или резец с симфоническим оркестром,хотя, почему бы и нет? Иной раз и оркестр проигрывает в этом соревновании –
достоинства произведения искусства определяются достоинствами этого произведения, а не средствами затраченными
на достижение искомого результата.
Есть еще один любопытный момент. Леонардо да Винчи считал живопись высшим из искусств только потому,
что картина воспринимается сразу и целиком, а вот все остальное требует времени или рассуждений. Он прав,
если считать что картину Леонардо лицезреет человек с уровнем понимания равным самому да Винчи,
а если – нет?
___________________________________________________________________________________________________________
Вывод достаточно прост – в творческом акте всегда минимум два участника, – художник и зритель.
Но если для одного из них пожар это бедствие, а для другого лишь повод повеселиться, то они едва ли
сойдутся во мнениях, во всяком случае относительно пожара.
.
Другие произведения автора:
Бедный Краевский. Часть 1. ВЕРОНИКА
А была ли жестокость? - 5
2. Поэзия не просто книжка