Искусство и искусствоведы - 1

4 июня 2013 — Олег Павловский

Искусство и искусствоведы - 1

 

ИСКУССТВО И ИСКУССТВОВЕДЫ

1

Больше всего любят рассуждать об искусстве люди от искусства далекие.
Но они обладают одним неоспоримым достоинством – хорошо запоминают «умные слова» и даже

умеют их повторять. Благодаря обилию умных слов, понять что они хотели сказать бывает нелегко,

а то и просто невозможно. Поэтому они говорят исключительно с себе подобными. О чем говорят не важно,

важно – как говорят! Они и находят друг друга посредством этих самых «умных слов».

Между тем, искусство не тайна за семью печатями. Мастера это знают, но очень редко допускают

в свой круг случайных посетителей. Достаточно того, что мастера отдают людям плоды своего творчества,

иногда бескорыстно…

Искусство – умение, оно и происходит от слова «арс», умением и является по сути. Но в отличие от ремесла,

способного лишь к воспроизведению ранее созданного, творец способен создавать новое.

Здесь главенствует принцип: или хорошо, но не так, как уже было сделано, или нечто подобное, но лучше.
Ремесленников это не касается. Спросом пользуются и суррогаты, но и цена им соответствует их достоинствам.

Неверно было бы разделять формы творчества по их значимости. Камерная музыка ничем не лучше «фолк и кантри»,

да и спрос на нее не велик. Труднее для массового восприятия – это да. А наиболее востребован всегда именно
ширпотреб. И так везде – в живописи, в прикладном искусстве, в музыке и в литературе. Не прав был Шеллинг,

утверждая, что мера условности определяет уровень произведения искусства, что скульптура трехмерна и потому

проста для восприятия, живопись оперирует двухмерным пространством и потому рангом выше, а музыка, дескать, –

это длительность во времени, колебания эфира или нечто в этом роде… потому музыка требует…

Ничего она не требует, частушки воспринимаются на ура, а что касается средств… то нельзя сравнивать кисть

или резец с симфоническим оркестром,хотя, почему бы и нет? Иной раз и оркестр проигрывает в этом соревновании –

достоинства произведения искусства определяются достоинствами этого произведения, а не средствами затраченными

на достижение искомого результата.

Есть еще один любопытный момент. Леонардо да Винчи считал живопись высшим из искусств только потому,

что картина воспринимается сразу и целиком, а вот все остальное требует времени или рассуждений. Он прав,

если считать что картину Леонардо лицезреет человек с уровнем понимания равным самому да Винчи,

а если – нет?

___________________________________________________________________________________________________________

Вывод достаточно прост – в творческом акте всегда минимум два участника, – художник и зритель.

Но если для одного из них пожар это бедствие, а для другого лишь повод повеселиться, то они едва ли

сойдутся во мнениях, во всяком случае относительно пожара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0121462 от 4 июня 2013 в 02:56


Другие произведения автора:

Бедный Краевский. Часть 1. ВЕРОНИКА

А была ли жестокость? - 5

2. Поэзия не просто книжка

Рейтинг: 0Голосов: 0590 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!