Первый электротрактор в СССР и Мире
И во всем Союзе по радио в эфире!
С конвейера сошел электротрактор…
Исторический в Союзе был фактор.
Таких тракторов нигде в мире не было,
До такой технологии Западу далеко…
Жаль, что конструкторы не додумали,
И место кабеля ничего не придумали.
Хотя электростанцию за плуг можно
было цеплять
И кабель 750-ти метровый убрать…
Пахал бы трактор этот, по сей день!
На нашей обширной русской земле…
Советский электротрактор
В конце 40-х в СССР разработали конструкцию тракторов на электрической
тяге. Уникальный трактор был сконструирован во Всесоюзном институте
электрификации сельского хозяйства доктором технических наук Листовым П.
Н. и инженером Стеценко В. Г.
Первый электротрактор был создан на базе гусеничного СХТЗ-НАТИ, старый
двигатель внутреннего сгорания у которого заменили на электродвигатель
мощностью 38 кВт, на напряжение 1000 Вольт трехфазного переменного тока.
На раму трактора установили барабан с гибким кабелем. Электромотор и
кабельный барабан были защищены обтекаемым капотом.
Кабель подсоединялся к полевой электростанции или передвижной
трансформаторной подстанции, подключенной к высоковольтной сети, и в
процессе работы наматывался и разматывался специальным механизмом с
направляющей стрелой. Подстанция подключалась напрямую к высоковольтным
проводам посредством токосъёмной мачты. Длина кабеля вместе со стрелой -
до 750 метров. Без перемещения подстанции трактор мог обрабатывать
15-60 гектар земли, а при использовании дополнительной кабельной тележки
- свыше 200 га. Трактор обслуживался одним трактористом. Опытное
производство ХТЗ-12 началось в 1952 году, собрали 32 экземпляра. Лучшие
марки электротракторов испытали на разных почвах в Мытищинской МТС
Подмосковья и Корсунь-Шевченковской под Киевом, в Баженовской на Урале и
Рыбновской под Рязань. Результаты позволили Сталину сделать вывод, что
пришло время начинать новую революцию в сельском хозяйстве –
автоматизацию! В октябре 1952-го ХIХ съезд партии включает эту
сталинскую линию в пятый пятилетний план: «Считать одной из важнейших
задач внедрение электротракторов и сельскохозяйственных машин,
работающих на базе использования электроэнергии, особенно в районах
крупных гидроэлектростанций». К тому времени была создана мощнейшая в
Европе ЭВМ (электронно-вычислительная машина) для общего управления
электротехникой на полях страны.(Сейчас эта ЭВМ в Политехническом музее
на Лубянке).
Основными недостатками электротрактора были высокая начальная цена и
быстрый износ кабеля питания. Кроме того, трактор не мог передвигаться
самостоятельно вне досягаемости сетей или перевозить за собой подстанцию
вдоль линии электропередач - для этого требовалась совместная работа
как минимум двух электротракторов или буксировка обычным трактором.
Другие произведения автора:
Последний день октября
Вновь проблемы в Минздраве
Обязаны жить на планете без войн