Словарь стилей - Эсс Сээ..
12 февраля 2015 — Аль Фернис
Были времена, когда не носили трусов, а некоторые мужики ещё и носили юбки. Это не в том смысле, как Сердючка делал. Например, шотландцы. Вот, у них был хороший способ поднимать боевой дух у коллег по брани. Они поворачивались к ним задом и поднимали юбку. Действовало безотказно. Жаль, что сейчас так уже не получится, мало ли..
Некоторые могут понять неправильно и влюбиться.
То есть, из одной сферы применения стимул неожиданно перешёл в другую..
Словари стилей - это не книжка, а только абстрактное определение.
Допустим, слог частушки нормально вписывается в короткую формочку куплета двух разных рифмовок. Но в эти формочки может вписываться почти таким же слогом и более серьезное повествование других жанров. Значит, эти формы не относятся только к стилю частушек, а применяются и в других стилях, где остальные приёмы частушек окажутся недопустимы. Да, всё испортится из-за них! Но в эту формочку не вписать строку баллады. Там и длина другая и ритм строки другой. А вот, в формочку лимерика баллада вписывается нормально. И так далее.
При этом мне не нравится куцый инструктаж стихосложения, который не полный, построен на разных теоретических схемах, вступающих в логическое противоречие, усложнён изучением ненужных мёртвых языков или зубрёжки этих терминов. Да и толком, при этом, ничего не рассказывающий. Если вы послушаете какого-то технаря, выучившего их, но не представляющего разницы применения или ошибочности некоторых утверждений. Вывод – а не пошли бы они с этими инструкциями для вокзальной цыганки?
А теперь, заполнение словарей запчастями, касаемо видов рифмовки.
Глаголица – это обычное нарушение, когда склоняют по детски только окончаниями и выглядит на слух очень беспомощно.
Глагольная – рифмовка одной частью речи, но в созвучие входит не одно окончание. На существительных это делается проще и ярче, на глаголах сложнее, но не хуже.
(Мужская) малая – идиота, назвавшего мужской я не знаю, но глядя на стиши некоторых мужчин, догадываюсь, что не со зла..
Малая неверного кластера – это почти ошибка, но рифма для простейшего стиля стихов. Смысл тут в том, что слова рифмуются по принципу мужской рифмовки, двумя буквами (звуками), но перед ними находится в одном или обоих случаях пары очень громкий, яркий звук, который не затереть звучанием рифмы. А если они разнотипны, то начинают конкурировать с рифмой по принципу аллитерации и растаскивать её звучание в разные стороны от унисона..
Смешанная – это рифмовка, когда пара составляется из слов разных частей речи.
Фрагментная – когда одно или оба слова пары набирают отрезок унисона разными словами. Так же включая поддержку аллитерацией, приближенную к рифме настолько, что фактически они начинают играть одну роль.
Парная на разнотипе звучания – тут посложней. Разница рифмовых пар катрена и так получается автоматом, если общая строка бьётся первой рифмой на два не равных отрезка. *
Слог строки обязательно выведет на другое окончание, главное монотонность пар снять.
А при разнотипе, после первой рифмы и паузы слог начинается разворачиваться специально, чтоб в конце второго отрезка появился противоположный набор звуков для другой пары рифмы.
Затертая или септовая – рифма для "душевных" или душных новичков. Не бойтесь, так может делать и тот, кто себя считает докой и пишет уже на свои самиздатовские крижки. Разницы в том, кто так делает нет. Это рифма со сбитым окончанием, вопреки тому, что она и есть конечный звук унисона. Классическая ошибка тут, когда пытаются рифмовать одним звуком, а ещё и не ударным в одной или обеих позициях. А рядом стоят звуки достаточно громкие и яркие, что тут же этот звук убивают и рифмы нет. Иногда пытаются последним, закрывающим, звуком после рифмы выставлять более звонкие и яркие – опять всё пропало. А в классическом виде это должон быть унисон из трех или более звуков, который прикрыт одним (лучше одним) нейтральным. Скажем, м, н, э, е – неяркие, и не несущие, к тому же, смысла. Ну, если рифма это схожее звучание, но обязательно разные смыслы слов пары?
Каламбурная, половинчатая – самая сложная. Одним словом не рифмуют – это даёт не унисон звучания, а буквальный повтор, который уже является диагнозом буквальности самого автора. Мягко говоря. Рифма – это похожее звучание, но разные смыслы слов. Именно поэтому и рифма не является всем словом, а только его последней частью. А в каламбурной два слова полностью совпадают, но смыслы разные. И если не удастся развести повествованием, чтоб было понятно, что они действительно разные, уже всё пропало. Но тут есть ещё и помощь. Приём каламбура не обязательно относится только к текстам стихов, но его можно и тут использовать?
И аллитерация в качестве поддержек – в дополнение фрагментной уже было. А ещё есть узоры рифмовки, где она может участвовать на правах рифмы. Допустим в плаваюшей точке рифмовке – я знаю только один способ её реализации, битая спрка. Ну, или в рифмовой цепочке внутри строки.
Но как была поддержкой, а не рифмой, так и останется. До тех пор, пока кто-то не придумает, как её впрячь в эту роль иначе.
Но это уже вопрос не ко мне, а к гениям.
И касаемо узора рифмовки –
Пара – самый обычный и простейший вид,
Цепочка на отрезках – это когда не пара рифмы, а рифмуются три ли более отрезков одновременно и не обязательно, что все они одной длины. Обычно тут используется ещё и дополнительная поддержка, для яркости. Хотя..
Цепочка на буквальное перетекание – как бы рифма внутри строки, хотя и не все её члены обязаны быть рифмовым фрагментом, это может быть и аллитерация.
"Лазил в двери,
Лазил в окна,
В уголок волок волокна.."
Перекидка – это как приём перекидки повествования в следующую строку куплета или в другой куплет. Тут так же, как кончается строка, следующая началом её дорифмовывает, что и не отменяет рифмовку окончаний чтрок.
Перехлёст – это более сложный приём. Его роль – не потерять рифмовку, но и не отвлекать себя от сложности сюжета. А для второго нужны пропуски рифмы, а это уже плохо. Тогда проще растянуть её вместе со строкой.. вот и будет шанс для сюжета без нарушений..
Начало строки + рифма А
Второй отрезок + рифма В
Третий отрезок + рифма С
Завершение строки + рифма Д
(и на эту строчку рифмуется вторая длинная строка, в виде соседнего куплета.)
Начало строки + рифма А
Второй отрезок + рифма В
Третий отрезок + рифма С
Завершение строки + рифма Д
Получается, что формочка тут графически состоит из двух куплетов. Но есть способы, и зациклить один куплет сам на себя рифмовкой..
Поддержка – любая точка внутри строки на достаточную длину, согласно построенных строк, может стать рифмовкой такой же точки в другой строке, которая и не имеет отношения к узору рифмовки окончаний строк.
Перекрытие (в катрене) – самый простой приём, артиллериста Пушкина. В катрене первая пара может быть не сильной рифмой, а скорее отдаваться на откуп сюжету, но вторая обязательно должна восстановить это упущение. Когда я это увидел, я понял, что это не четыре строки. Хотя можно поддержку делать и наоборот. Но это уже мастер-класс, если слабая пара перекрывает, но звучать должно не хуже..
Связка – этот приём рифмовки может обслуживать, как всё тело стиха, так и одну строчку. Когда это одна строчка, то начало рифмуется на конец строки, что не означает отмены узора рифмовки кончикми строк, хотя и может остаться, как нечто написанное однострочиями.. А если связка формочек то эта рифма отрабатывает на основу – звук и смысл. Звуком – понятно, что перехлёст с другой связкой, а смыслом – либо окончание повествования куплета выше, либо начало повествования куплета ниже. Но лучше и то, и то одновременно..
добивка – такое случается, когда длина строк и отрезков узора рифмовки закончилась, но куплет не завершил своё повествование и многоточием, а формочка не закончила свои длины – надо дописывать отрезок, который, как бы нечем рифмовать уже. ЧТО значит "нечем"? У кого в руках карты?
**
Может что-то и забыл..
Но от этого целостность не нарушена, если всё равно компоновать надо по совместимости, а не по..
____________
*
По поводу разбития строки.
Это всё не согласно узора рифмовки, а он не протестует, что его так и отстроили интуитивно..
Для рифмы нужно два слова, значит достаточно только две строки?
Пожалуйста –
Текст рифма
Текст рифма
Красивый стих?
А я хочу длинней строки написать, у меня больше слов есть.
Текст и ещё текст рифма.
Текст и ещё текст рифма.
Но тут оказывается, что рифма плохо работает, не звучит. Да ещё и я рифмую абы как.. Значит надо ввести поддержку рифмы второй парой рифмовки –
Текст и рифма текст рифма.
Текст и рифма текст рифма.
Вот, теперь я могу ещё чуть удлинить строки, но у меня возникает естественная пауза после первой рифмы и наверное удачней это было бы показать и на листе?
Начало строки + рифма
Продолжение строки + рифма.
Начало строки + рифма
Продолжение строки + рифма.
Но это те же пара строк! Слоги первых двух отрезков соответствуют слогам вторых двух отрезков, они же составляют одну целую строчку.. а иначе рифма не сработает. Но и первый отрезок по длине должен быть как третий, а второй, как четвертый – для этого эти строки и были сложены графически, что не только работает, а ещё и как подсказка прочтения, если нот тут не бывает.
А теперь, если я ещё захочу точно также растянуть строки, то мне придётся ещё раз разбивать строки рифмовкой для поддержки. А если не так растягивать, а иначе?
Это уже надо смотреть по ситуации..
Ну, и так далее! ))
Некоторые могут понять неправильно и влюбиться.
То есть, из одной сферы применения стимул неожиданно перешёл в другую..
Словари стилей - это не книжка, а только абстрактное определение.
Допустим, слог частушки нормально вписывается в короткую формочку куплета двух разных рифмовок. Но в эти формочки может вписываться почти таким же слогом и более серьезное повествование других жанров. Значит, эти формы не относятся только к стилю частушек, а применяются и в других стилях, где остальные приёмы частушек окажутся недопустимы. Да, всё испортится из-за них! Но в эту формочку не вписать строку баллады. Там и длина другая и ритм строки другой. А вот, в формочку лимерика баллада вписывается нормально. И так далее.
При этом мне не нравится куцый инструктаж стихосложения, который не полный, построен на разных теоретических схемах, вступающих в логическое противоречие, усложнён изучением ненужных мёртвых языков или зубрёжки этих терминов. Да и толком, при этом, ничего не рассказывающий. Если вы послушаете какого-то технаря, выучившего их, но не представляющего разницы применения или ошибочности некоторых утверждений. Вывод – а не пошли бы они с этими инструкциями для вокзальной цыганки?
А теперь, заполнение словарей запчастями, касаемо видов рифмовки.
Глаголица – это обычное нарушение, когда склоняют по детски только окончаниями и выглядит на слух очень беспомощно.
Глагольная – рифмовка одной частью речи, но в созвучие входит не одно окончание. На существительных это делается проще и ярче, на глаголах сложнее, но не хуже.
(Мужская) малая – идиота, назвавшего мужской я не знаю, но глядя на стиши некоторых мужчин, догадываюсь, что не со зла..
Малая неверного кластера – это почти ошибка, но рифма для простейшего стиля стихов. Смысл тут в том, что слова рифмуются по принципу мужской рифмовки, двумя буквами (звуками), но перед ними находится в одном или обоих случаях пары очень громкий, яркий звук, который не затереть звучанием рифмы. А если они разнотипны, то начинают конкурировать с рифмой по принципу аллитерации и растаскивать её звучание в разные стороны от унисона..
Смешанная – это рифмовка, когда пара составляется из слов разных частей речи.
Фрагментная – когда одно или оба слова пары набирают отрезок унисона разными словами. Так же включая поддержку аллитерацией, приближенную к рифме настолько, что фактически они начинают играть одну роль.
Парная на разнотипе звучания – тут посложней. Разница рифмовых пар катрена и так получается автоматом, если общая строка бьётся первой рифмой на два не равных отрезка. *
Слог строки обязательно выведет на другое окончание, главное монотонность пар снять.
А при разнотипе, после первой рифмы и паузы слог начинается разворачиваться специально, чтоб в конце второго отрезка появился противоположный набор звуков для другой пары рифмы.
Затертая или септовая – рифма для "душевных" или душных новичков. Не бойтесь, так может делать и тот, кто себя считает докой и пишет уже на свои самиздатовские крижки. Разницы в том, кто так делает нет. Это рифма со сбитым окончанием, вопреки тому, что она и есть конечный звук унисона. Классическая ошибка тут, когда пытаются рифмовать одним звуком, а ещё и не ударным в одной или обеих позициях. А рядом стоят звуки достаточно громкие и яркие, что тут же этот звук убивают и рифмы нет. Иногда пытаются последним, закрывающим, звуком после рифмы выставлять более звонкие и яркие – опять всё пропало. А в классическом виде это должон быть унисон из трех или более звуков, который прикрыт одним (лучше одним) нейтральным. Скажем, м, н, э, е – неяркие, и не несущие, к тому же, смысла. Ну, если рифма это схожее звучание, но обязательно разные смыслы слов пары?
Каламбурная, половинчатая – самая сложная. Одним словом не рифмуют – это даёт не унисон звучания, а буквальный повтор, который уже является диагнозом буквальности самого автора. Мягко говоря. Рифма – это похожее звучание, но разные смыслы слов. Именно поэтому и рифма не является всем словом, а только его последней частью. А в каламбурной два слова полностью совпадают, но смыслы разные. И если не удастся развести повествованием, чтоб было понятно, что они действительно разные, уже всё пропало. Но тут есть ещё и помощь. Приём каламбура не обязательно относится только к текстам стихов, но его можно и тут использовать?
И аллитерация в качестве поддержек – в дополнение фрагментной уже было. А ещё есть узоры рифмовки, где она может участвовать на правах рифмы. Допустим в плаваюшей точке рифмовке – я знаю только один способ её реализации, битая спрка. Ну, или в рифмовой цепочке внутри строки.
Но как была поддержкой, а не рифмой, так и останется. До тех пор, пока кто-то не придумает, как её впрячь в эту роль иначе.
Но это уже вопрос не ко мне, а к гениям.
И касаемо узора рифмовки –
Пара – самый обычный и простейший вид,
Цепочка на отрезках – это когда не пара рифмы, а рифмуются три ли более отрезков одновременно и не обязательно, что все они одной длины. Обычно тут используется ещё и дополнительная поддержка, для яркости. Хотя..
Цепочка на буквальное перетекание – как бы рифма внутри строки, хотя и не все её члены обязаны быть рифмовым фрагментом, это может быть и аллитерация.
"Лазил в двери,
Лазил в окна,
В уголок волок волокна.."
Перекидка – это как приём перекидки повествования в следующую строку куплета или в другой куплет. Тут так же, как кончается строка, следующая началом её дорифмовывает, что и не отменяет рифмовку окончаний чтрок.
Перехлёст – это более сложный приём. Его роль – не потерять рифмовку, но и не отвлекать себя от сложности сюжета. А для второго нужны пропуски рифмы, а это уже плохо. Тогда проще растянуть её вместе со строкой.. вот и будет шанс для сюжета без нарушений..
Начало строки + рифма А
Второй отрезок + рифма В
Третий отрезок + рифма С
Завершение строки + рифма Д
(и на эту строчку рифмуется вторая длинная строка, в виде соседнего куплета.)
Начало строки + рифма А
Второй отрезок + рифма В
Третий отрезок + рифма С
Завершение строки + рифма Д
Получается, что формочка тут графически состоит из двух куплетов. Но есть способы, и зациклить один куплет сам на себя рифмовкой..
Поддержка – любая точка внутри строки на достаточную длину, согласно построенных строк, может стать рифмовкой такой же точки в другой строке, которая и не имеет отношения к узору рифмовки окончаний строк.
Перекрытие (в катрене) – самый простой приём, артиллериста Пушкина. В катрене первая пара может быть не сильной рифмой, а скорее отдаваться на откуп сюжету, но вторая обязательно должна восстановить это упущение. Когда я это увидел, я понял, что это не четыре строки. Хотя можно поддержку делать и наоборот. Но это уже мастер-класс, если слабая пара перекрывает, но звучать должно не хуже..
Связка – этот приём рифмовки может обслуживать, как всё тело стиха, так и одну строчку. Когда это одна строчка, то начало рифмуется на конец строки, что не означает отмены узора рифмовки кончикми строк, хотя и может остаться, как нечто написанное однострочиями.. А если связка формочек то эта рифма отрабатывает на основу – звук и смысл. Звуком – понятно, что перехлёст с другой связкой, а смыслом – либо окончание повествования куплета выше, либо начало повествования куплета ниже. Но лучше и то, и то одновременно..
добивка – такое случается, когда длина строк и отрезков узора рифмовки закончилась, но куплет не завершил своё повествование и многоточием, а формочка не закончила свои длины – надо дописывать отрезок, который, как бы нечем рифмовать уже. ЧТО значит "нечем"? У кого в руках карты?
**
Может что-то и забыл..
Но от этого целостность не нарушена, если всё равно компоновать надо по совместимости, а не по..
____________
*
По поводу разбития строки.
Это всё не согласно узора рифмовки, а он не протестует, что его так и отстроили интуитивно..
Для рифмы нужно два слова, значит достаточно только две строки?
Пожалуйста –
Текст рифма
Текст рифма
Красивый стих?
А я хочу длинней строки написать, у меня больше слов есть.
Текст и ещё текст рифма.
Текст и ещё текст рифма.
Но тут оказывается, что рифма плохо работает, не звучит. Да ещё и я рифмую абы как.. Значит надо ввести поддержку рифмы второй парой рифмовки –
Текст и рифма текст рифма.
Текст и рифма текст рифма.
Вот, теперь я могу ещё чуть удлинить строки, но у меня возникает естественная пауза после первой рифмы и наверное удачней это было бы показать и на листе?
Начало строки + рифма
Продолжение строки + рифма.
Начало строки + рифма
Продолжение строки + рифма.
Но это те же пара строк! Слоги первых двух отрезков соответствуют слогам вторых двух отрезков, они же составляют одну целую строчку.. а иначе рифма не сработает. Но и первый отрезок по длине должен быть как третий, а второй, как четвертый – для этого эти строки и были сложены графически, что не только работает, а ещё и как подсказка прочтения, если нот тут не бывает.
А теперь, если я ещё захочу точно также растянуть строки, то мне придётся ещё раз разбивать строки рифмовкой для поддержки. А если не так растягивать, а иначе?
Это уже надо смотреть по ситуации..
Ну, и так далее! ))
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0191319 от 12 февраля 2015 в 20:57
Рег.№ 0191319 от 12 февраля 2015 в 20:57
Другие произведения автора:
Незаметный блатной уголовник.. - Перезвук..
Рейтинг: 0Голосов: 0506 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!