Налетели вороны,
заклевали Правду…
Ныне маски сорваны:
прозревает правнук,
как деды и прадеды
и вся Русь Святая
были обокрадены
на года с мечтами.
Падали до времени
лучшие из лучших…
Нет святого племени
много подкаблучных.
Наизнанку вывернув
Истину и Веру,
всем мозги повывихнув,
враг не ведал меры.
Устояла Матушка,
хоть подол задрали*,
да убили Батюшку,
кровь пия годами.
Вот что нам оставило
каиново племя:
дьявольские правила
от самого змея.
Но на змеев - аисты,
сотворены Богом,
до чего напористы:
каинов жрут скопом.
А потом с пеларгами**
мы восхвалим Бога.
С новыми (и)ерархами
новая дорога!!!
* Задерем подол матушке Руси!» — если верить легенде, именно с этих слов Лазаря Кагановича в полдень 5 декабря 1931 года началось уничтожение храма. Верный соратник Сталина, ревностно следивший за исполнением воли вождя в Москве, собственноручно привел взрывное устройство в действие.
Здание устояло после первого взрыва, понадобилось еще несколько, но уже к вечеру дело было сделано: на месте одной из самых величественных построек Москвы оседали облака мраморной пыли, а редкие прохожие, растворяясь в переулках, отводили глаза — боялись столкнуться с пустотой на месте вчерашнего храма.
Сам подрыв производили, разумеется, в обстановке строгой секретности. Секретной сделали даже кинохронику — право вести в этот день съемку на Волхонке доверили только специально отобранным операторам. Отснятый ими материал и поныне смотрится как фильм ужаса.
Предшествующий уничтожению храма демонтаж был не менее страшным. Владислав Микоша, один из допущенных к съемке операторов «Союзкинохроники», через много лет вспоминал, как на мраморные скульптуры накидывали буксировочные тросы и за шею выволакивали наружу. Ангелов — так, чтобы отлетали головы и ломались крылья, — сбрасывали с высоты на землю, в грязь. Мраморные горельефы раскалывали. Порфировые колонны дробили отбойными молотками.
Впрочем, и здесь, как и во многом другом, советская власть оказалась крайне непоследовательна. Варварство по отношению к святыне ничуть не мешало сталинским приспешникам наживаться на всех деталях убранства, которые можно было продать, желательно за валюту. В крайнем случае приспособить для нужд «народного хозяйства».
Металла звон
Судьба куполов определилась быстро — объяснять, какую ценность они представляют, не нужно было даже малообразованным сотрудникам ОГПУ. Ведь только на главный купол — при своей более чем стометровой высоте он просматривался уже на дальних подступах к Москве — при строительстве пошло 26 пудов (более 400 кг) золота. Медную кровлю, покрытую золотом, срывали сотрудники хозслужбы тогдашней госбезопасности. Потом, чтобы смыть золото химическим путем, кровельные листы отправили на завод имени начальника ОГПУ Вячеслава Менжинского.
С 14 колоколами тоже не церемонились — отнеслись как к обычному металлолому и переплавили в общем котле с тем, что было сорвано с других церквей. Полученное сырье использовали для различных нужд, в том числе пролетарского искусства. Среди прочего, например, для отливки легендарного пограничника с собакой и других бронзовых скульптур, которые и сегодня украшают подземный вестибюль станции «Площадь Революции». В целости сохранился лишь один четырехпудовый колокол с башенных часов. И то лишь потому, что, временно отправленный на склад, через семь лет он был пристроен на верхней площадке Северного речного вокзала.
Не менее печальное будущее ожидало интерьеры храма. В течение 20 лет над его убранством и скульптурами трудились десятки художников и скульпторов: Василий Суриков, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Константин Маковский, Александр Логановский, Павел Клодт и многие другие. Как обычно, лицемерно прикрывая собственный произвол имитацией коллегиального решения, власти создали специальную комиссию по изъятию художественных ценностей.
Именно изъятие, но никак не сохранение стало ключевым принципом в работе этого органа. Вот как, к примеру, комиссия распорядилась с фресками (протокол от 17 августа 1931 года): из всех имеющих безусловную художественную ценность настенных росписей она постановила сохранить только по одной работе Сурикова и Семирадского. Сохранившаяся фреска Генриха Семирадского «Тайная вечеря» представлена сегодня в храмовом музее, да и то лишь фрагментом — остальная ее часть «оказалась утраченной».
Столь же печальна судьба горельефов, которые украшали наружные стены храма. Комиссия сочла нужным сохранить лишь шесть работ Александра Логановского и Николая Ромазанова — увидеть их можно на крепостной стене на задах Донского монастыря.
Алтарь для первой леди
Единственными, кто в те лихие времена пусть робко, но пытался что-то спасти для будущих поколений, были сотрудники музеев. Искусствоведы музея в Коломенском, например, умоляли отдать им золоченый храмовый парапет с подсвечниками. Но получили категорический отказ — на том основании, что эта изумительной красоты часть беломраморного инкрустированного алтаря-часовни «не имеет художественной ценности». Впрочем, что парапет, если весь алтарь целиком припечатали резолюцией: «представляет лишь научно-технический интерес».
Однако концепция изменилась, когда вовсе не научно-технический, а вполне коммерческий интерес проявили обратившиеся к советским властям зарубежные ценители прекрасного. Не скупясь на валюту, они приценивались и к иконостасу, и к алтарю в целом.
История эта окончательно неясна по сегодняшний день. С иконостасом, утверждают архивисты, у заокеанских покупателей не выгорело. Впрочем, это не доказано. Многие годы то же говорили и об алтаре. Помню даже публикацию со ссылкой на данные Академии архитектуры СССР, где утверждалось, что исполненный в виде небольшого храма алтарь из каррарского мрамора действительно пытались купить американцы. Сделка не состоялась — якобы потому, что алтарь не смогли разобрать, настолько крепко были соединены мраморные доски. Завершалась публикация весьма лаконично: «поэтому он погиб».
Существует, однако, и другая версия. Спасительная ниточка ведет к Элеоноре Рузвельт, супруге президента США. Ей советские вожди не то продали, не то даже что-то подарили из убранства храма Христа Спасителя. Прекрасно осознавая истинную ценность приобретения, госпожа Рузвельт не сочла себя вправе оставлять святыню в личной собственности и передала ее в дар Ватикану. Так, во всяком случае, гласит легенда.
В легенду хочется верить — хотя бы потому, что судьба других элементов убранства храма оптимизма не внушает. Несколько беломраморных досок, на которых золотыми буквами были выведены имена всех отличившихся в войне 1812 года, пустили на отделку вестибюля Института органической химии АН СССР. Другие, развернув тыльной стороной, использовали для облицовки ступеней входной лестницы Третьяковской галереи. Оставшиеся просто раздробили, превратив в обыкновенный насыпной материал.
Острова сокровищ
Увы, даже если точно знать, куда были пристроены детали интерьеров прежнего храма, увидеть их далеко не всегда просто. Ни в облицованном «трофейным» мрамором вестибюле Института органической химии, ни в зале заседаний ученого совета МГУ на Воробьевых горах, где прописались четыре яшмовые колонны из разрушенного храма, обычного посетителя никто не ждет. Так что экскурсию по бывшему храму Христа Спасителя сегодня лучше всего начинать с метро.
Вот, скажем, станция «Новокузнецкая» — шесть четырехметровых светильников и мраморные скамьи на этой станции родом из разрушенного храма. Мраморные доски храма Христа Спасителя использованы и в облицовке наземных и подземных вестибюлей на станциях «Охотный ряд» и «Кропоткинская».
Еще десять лет назад последним пунктом такой экскурсии могла стать гостиница «Москва». Стены ее знаменитого ресторана тоже украшал отделочный камень все того же старого храма Христа Спасителя. Снятый с храма лабрадорит пошел на облицовку гостиничного цоколя. Вот уж, кстати, материал такой прочности, о котором никак нельзя сказать, что он устарел или обветшал. Увы, в 2002-м как раз по причине «ветхости» здание гостиницы было разрушено. «Москве» оставалось только повторить судьбу храма Христа Спасителя, разрушенного и снова возрожденного — к сожалению, без былого великолепия. Есть ли надежда, что судьбу двух этих зданий не разделят иные московские сооружения?
http://www.mn.ru/friday/20111202/307973551.html
http://rateh.ru/interesnye-knigi/kremlyovskij-volk-lazar-kaganovich
http://funny-svadba.ru/svadba?video=S3NOQnBUbnVIYXc
http://www.rusvic.ru/viewtopic.php?p=1104
http://vz.ru/opinions/2012/6/27/585741.html
**
ПЕЛАСГИ-ПЕЛАРГИ АИСТ- Эта птица — тотемическое животное, родоначальник пеласгов, догреческого населения Древней Греции. Пеласги — это люди-аисты, легендарные гипербореи, которые пришли на Балканы и острова Эгейского моря с далекого севера, где они жили в счастливой стране “за Бореем” (Борей – бог северного ветра). Гипербореи находились под особым покровительством Аполлона. Жрецы этого бога обучали своей культуре местное население древних Балкан.
Греки называли аистов пеларгами , а почему ? Читайте: http://mar4586.narod.ru/animals/birds/stork.html
http://www.newchrono.ru/frame1/PSS/Tabov/18.html
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26354/
http://info-svoboda.ru/kultura-iskusstvo-istoriya/34846-za-chto-pochitali-aista-ptica-s-dushoy-chudesa-tvoryaschaya-..html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/119213/Пеласги
http://albanien.ru/a/pelasgi
КТО ТАКИЕ ПЕЛАСГИ?
http://www.tinlib.ru/jazykoznanie/praslavjanskaja_pismennost_rezultaty_deshifrovki/p56.php
http://demotivation.me/ltmrmsfynrw4pic.html#.UmfVIxtSrUk
ПЕЛАСГИ, ПРИШЛИ НА КРИТ
из триполья, это древние славяне, но жыды внушли что мы появились в 8 веке.
Кто же такие пеласги?
http://vatbiarm.livejournal.com/43027.html
Филистимляне – пеласги и финикийцы – венеды
http://belyitzar.ru/2012/06/21/3749/
ПЕЛАСГИ
http://voenpolit.com/?page_id=871
Атлантида-Пелазгия или народ мегалитов
http://www.xsp.ru/psychosophy/pub/outpub.php?id=697&str=0007
Расенская Империя и римский империализм
http://pravaya.ru/side/16346/22766
А. Г. Кузьмин. Филистимляне-пеласги (белые русы). «Народы моря». Финикийцы-венеды-венеци и «финикийская проблема» во II–I тыс. до н. э
http://do.gendocs.ru/docs/index-78550.html?page=5
http://do.gendocs.ru/docs/index-78550.html
Финикия и её культурное влияние
http://nordxp.3dn.ru/book/1-11-phoenicia.htm
Другие произведения автора:
Аллея
Взаймы
Рецепты Запада
Это произведение понравилось: